Суккал
Суккал (условно переводимый с шумерского как « визирь ») — термин, который мог обозначать как тип чиновника, так и класс божеств в древней Месопотамии . Исторические суккалы отвечали за надзор за выполнением различных приказов царей и выступали в качестве дипломатических посланников и переводчиков для иностранных высокопоставленных лиц. Божества, называемые суккалами, выполняли аналогичную роль в мифологии, выступая в роли слуг, советников и посланников главных богов месопотамского пантеона, таких как Энлиль или Инанна . Самый известный суккал – богиня Ниншубур . В искусстве они изображались с посохами , понимаемыми, скорее всего, как их атрибут. Они могли действовать как божества-заступники, предположительно посредники между прихожанами и главными богами.
Офисный суккал также известен в различных областях к западу и востоку от Месопотамии, включая хурритское королевство Аррафа , сирийский Алалах , а также Мари и Элам под властью династии Суккалмах , в то время как концепция божественных суккалов была включена в хурритскую религию , в какие главные боги, такие как Кумарби или Хебат, обычно появляются в компании своих суккалов, как и их месопотамские аналоги.
Офис Суккала
[ редактировать ]Слово суккал ( аккадский : суккаллу ) имеет шумерское происхождение и сначала обозначало класс человеческих чиновников, [ 1 ] отвечал за выполнение повелений короля. [ 2 ] В литературе встречаются следующие переводы: « визирь ». [ 3 ] "секретарь," [ 4 ] и «канцлер». [ 2 ] Тоня Шарлах отмечает, что сегодня общепринятым переводом считается слово «визирь». [ 5 ] Это же слово также традиционно используется как перевод названия другой, несвязанной с ним должности, бадалум , использовавшейся в северных сирийских городах, таких как Харран и Абарсал , в третьем тысячелетии до нашей эры. [ 6 ] Это также условный термин для главы эблаитской администрации , которого, скорее всего, называют лугал са-за . [ 7 ] Слово суккал засвидетельствовано в эблаитских документах, но, по-видимому, вместо этого обозначает тип священнослужителя . [ 8 ]
Эта должность суккала также известна за пределами южной Месопотамии, например, в Мари. [ 1 ] из Алалаха в западной Сирии, [ 9 ] из хурритского царства Аррафа на северо-востоке Месопотамии. [ 10 ] и из Элама . [ 11 ] По крайней мере, в южной Месопотамии и Мари суккал служил посредником между царской администрацией и иностранными посланниками. [ 12 ] Есть свидетельства того, что они часто знали более одного языка и выступали в качестве переводчиков , а некоторые, вероятно, были иностранцами или детьми иностранцев, поселившихся в Месопотамии. [ 12 ] В некоторых случаях рядом с сопровождавшим его тем же местным суккалом всегда упоминался конкретный иностранный сановник. [ 12 ]
Соответствующий офис, известный из Раннединастического Гирсу. [ 13 ] а из административных текстов Третьей династии Ура — текст суккалмы (ГАЛ.СУККАЛ, суккалмаху ). [ 2 ] Тоня Шарлак предлагает понимать этот термин как эквивалент современного государственного секретаря . [ 1 ] Суккалмах отвечал за несколько суккалов. [ 2 ] В Эламе этот термин был принят в качестве царского титула, возможно, потому, что суккалмы государства Ура III, проживающие в Лагаше , недалеко от территории эламитов, управляли территориями, окружающими Сузы , когда государство, которому они служили, достигло своего максимального размера. [ 14 ] Так называемая династия Суккалма правила Эламом в начале второго тысячелетия до нашей эры. [ 15 ]
В некоторых лексических текстах суккал объясняется как пашишу , «священник спасения», хотя причина приравнивания этих двух терминов неизвестна. [ 1 ]
Суккал как тип божеств
[ редактировать ]В месопотамской религии некоторые божества назывались суккалами и действовали как божественные аналоги человеческих чиновников. [ 16 ] Благодаря более прямым доказательствам, присутствующим в мифах по сравнению с экономическими и административными текстами, их функции более известны, чем функции их человеческих тезок. [ 17 ] Суккал был членом суда высшего ранга божества и в некоторых случаях в списках богов мог появляться даже раньше своих детей. [ 18 ] В то же время не каждое божество-слуга было суккалом. [ 18 ] В различных документах можно найти три различных класса божественных слуг: советники и представители (включая суккал), божества, занимающиеся личными потребностями бога, и, наконец, те, кому поручено содержание своего домашнего хозяйства, например божественные повара или садовники . [ 16 ] В мифах суккалы выступают и как путешествующие посланники своих хозяев, и как их советники дома. [ 19 ] Мудрость часто считалась чертой этого класса божеств. [ 20 ] Хотя у большинства божеств были придворные, обычно суккалы были только у тех, чье положение в пантеоне было прочно установлено. [ 18 ] и суккалы главных городских богов, вероятно, были самыми старыми божествами этого типа. [ 21 ] По мнению Ричарда Л. Литке, случаи, когда у суккала есть собственный суккал, хотя и известны, но их следует рассматривать как аномалию. [ 22 ] Например, Нигина , суккал бога Солнца Уту , имела свой суккал, [ 22 ] как и Аламмуш , суккал бога луны Нанны . [ 23 ]
Богиня Ниншубур рассматривается ассириологами как «самый ранний и важный» суккаль. [ 24 ] «архетипический визирь богов». [ 25 ]
Атрибутом всех суккалов был посох. [ 26 ] Папсуккал можно было бы назвать бел хати , [ 27 ] «господин посоха». [ 28 ] Точно так же Нуска носила шумерский эпитет эн-Гидри , «повелитель скипетра». [ 29 ] Алла , Исимуд и Ниншубур тоже были изображены с посохами. [ 30 ] Одно из возможных изображений Ниншубура с посохом присутствует на печати Лугал -ушумгала , правителя Лагаша во времена правления Нарам-Сина Аккадского и его сына Шар-Кали-Шарри . [ 31 ] Суккал должен был идти впереди своего хозяина, возглавляя свой посох. [ 32 ] Суккалы также могли быть связаны с дверями. [ 28 ] В литературных текстах им можно было поручить отсеивать посетителей, желающих увидеть своего хозяина. [ 19 ]
Титул суккалмах мог быть применен к божественным суккалам, хотя нет никаких свидетельств того, что божественный суккалмах отвечал за обычные суккалы, а в некоторых случаях божество имело несколько суккалов, но ни один из них не назывался суккалмах, в то время как в других случаях суккалмах был единственным суккалом их хозяина. [ 2 ] Скорее всего, обращение к божеству как к суккалмаху имело целью лишь подчеркнуть высокое положение своего хозяина в пантеоне. [ 2 ] К божествам, называемым суккалмами, относятся Нуска (суккал Энлиля ), [ 33 ] Ара (один из двух суккалов Энки ), [ 34 ] Нинпириг (один из суккалов Уту ), [ 2 ] Ниншубур (суккал Инанны ) [ 24 ] и Аламмуш (суккал Нанны). [ 35 ] Еще одним титулом, используемым для описания некоторых божественных суккалов, было SAL.ḪÚB 2 . [ 36 ] В большинстве текстов, где встречается это слово, оно встречается параллельно со словом «суккал». [ 37 ] Он обозначает только богов, а не людей-чиновников, и известно лишь несколько подтверждений. [ 37 ] Предполагается, что это относилось к суккалу, особенно эмоционально близкому своему хозяину. [ 38 ] К таким божествам относятся Ниншубур (мужские и женские), [ 39 ] Бунене , Нинпириг, [ 40 ] Набу и Мудуггасаа (в двуязычном тексте, где он встречается как эквивалент первого), [ 41 ] и Инниманизи. [ 38 ] Количество упоминаний каждого из них неодинаково, и только Ниншубур упоминается как SAL.ḪÚB 2 более одного или двух раз, при этом в настоящее время известно семь зарегистрированных случаев. [ 38 ] В одном случае ее называли «возлюбленной SAL.ḪÚB 2 Инанны», и она появляется сразу после Думузи в перечислении божеств, связанных с ее любовницей, перед некоторыми членами ее семьи, например, ее невесткой Гештинанной . [ 36 ] В некоторых случаях такие термины, как MUNUS.SUKKAL (например, в случае Sililitum) [ 42 ] или нин -суккал (в случае Ниншубура и Амасагнуди ) использовался для обозначения того, что суккал был женщиной. [ 43 ]
Утверждалось, что многие суккалы просто представляли собой результат действий своих хозяев: богу огня Гибилу служило обожествленное пламя Наблум, а богу погоды Ишкуру — обожествленная молния Нимгир. [ 21 ] Другие кажутся олицетворениями конкретных команд, например Этурамми («не расслабляться»), Нер-э-тагмил («убей, не жалей») или Угур («уничтожь»). [ 21 ] Однако Франс Виггерманн отмечает, что ни одно из объяснений не подходит для суккалов особенно устоявшихся божеств: Ниншубура, Нуски, Бунене, Исимуда и Аламмуша, характер которых был независим от характера их хозяев. [ 21 ]
Иногда утверждают, что суккал должен был соответствовать полу своего хозяина. [ 44 ] Однако Намтар , Эрешкигаль , был мужчиной. суккал [ 45 ] Суккал богини медицины Гулы , Урмашум, тоже был мужским божеством. [ 46 ] выступает как суккал Ану Амасагнуди, считавшаяся богиней, в одном лексическом тексте . [ 43 ]
Суккалы могли действовать как божества-заступники, что приводило к сравнению их с другим классом второстепенных божеств, ламмами , в современной науке. [ 47 ] Оба они могли быть изображены в схожих сценах на цилиндрических печатях , ведущих человека-посетителя к своему божественному хозяину. [ 48 ] Богиня Ламмашага была идентифицирована как суккал и ламма. [ 49 ] Третьим классом божеств, участвовавших в заступничестве, были жены главных богов. [ 50 ] а иногда их сравнивают с суккалами, например, роль посредника между главным божеством и поклонниками, которую играла Ниншубур в культе Инанны, сравнивалась с ролью, которую играли супруги других главных богов, Ая в культе Инанны. культ Шамаша или Шалы у Адада. [ 51 ]
Суккалов также сравнивают с ангелами в сравнительной науке, и некоторые исследователи, например Ян ван Дейк и Франс Виггерманн, предварительно называют изучение суккалов «шумерской ангелологией ». [ 21 ] Точно так же утверждалось, что природу божеств Ламмы можно сравнить с современным представлением об ангелах-хранителях . [ 52 ]
Список суккалов
[ редактировать ]Имя | Соответствующее главное божество | Подробности |
---|---|---|
На Полностью желтый [ 53 ] |
я тебя ненавижу [ 54 ] | Аллу описывают как «малоизвестное божество, имеющее связи с преступным миром ». [ 55 ] Его можно было назвать эпитетом Лугал-сапар. [ 54 ] «властелин сети ». [ 56 ] Сети хорошо известны как оружие богов в месопотамской литературе. [ 56 ] Его можно было приравнять к Думузи . [ 55 ] Он также засвидетельствован в списках так называемых «семи побежденных Энлилов». [ 57 ] божества, связанные с Энмешаррой . [ 58 ] Его изображали лысым, безбородым человеком, без рогатой короны, ассоциирующейся с божественностью. [ 59 ] Аллу не следует путать с Аллатумом , месопотамским именем хурритской богини Аллани. [ 53 ] |
Аламмус | Его /Нанна [ 23 ] | Аламмуш был тесно связан с богом скота Нингублагой , и их двоих можно было назвать близнецами. [ 60 ] Они соответствовали созвездию под названием «Маленькие Близнецы» в месопотамской астрономии . [ 61 ] Помимо того, что Аламмуш выполнял функции суккала Нанны, у него был собственный суккал. [ 23 ] Известны два написания имени последнего божества: д Уру 3 .гал и д День x (EN).гал. [ 62 ] |
Амасагнуди | штукаджиг [ 43 ] | Амасагнуди была богиней, которая была суккалом Ану, согласно единственному лексическому тексту древневавилонского периода . [ 43 ] Ее имя означает «мать, которую невозможно оттолкнуть». [ 63 ] Она была женой Папсуккала согласно списку богов Ан = Анум. [ 64 ] и источники из Селевкидов Урука , [ 43 ] но очень мало свидетельств о ней сохранилось до периода Селевкидов. [ 65 ] |
Мы покупаем | Энки [ 66 ] | Мы покупаем ( д С) [ 66 ] засвидетельствован как суккалмах Энки в списке богов Ан = Анум . [ 34 ] Согласно источникам древневавилонского периода , она была женским божеством, но позже ее отождествили с Исимудом , который был мужским. [ 67 ] |
Башму | Тишпак [ 68 ] | Башму поделился своим именем с змеевидным мифическим существом. [ 69 ] Однако на цилиндрических печатях бога, который мог бы быть Тишпаком, сопровождает полностью антропоморфное божество-помощник, что, возможно, указывает на то, что имя Башму в данном случае предназначалось только для того, чтобы указать на связь между этим богом и змеями. [ 69 ] |
Белет-Серия | Эрешкигаль [ 70 ] | Юлия Крул предполагает, что в эллинистическом Уруке Белет-Сери стала рассматриваться как визирь Эрешкигаля и, возможно, Ану, поскольку она получала подношения вместе с Папсуккалем, что хорошо засвидетельствовано в такой роли. [ 70 ] |
Бизилла | Нинлиль [ 71 ] | Традиция, согласно которой Бизилла была суккалом Нинлиль, жены Энлиля, известна из текстов, посвященных Хурсакаламе. [ 71 ] В других источниках она была связана с Наная и Канисуррой . [ 72 ] Предполагается также, что она встречается при дворе Манунгала . в некоторых источниках [ 73 ] хотя Иеремия Петерсон считает возможным, что могло быть два божества с похожими именами: одно связано с Манунгалом, а другое - с Наная. [ 74 ] |
Скажи это Картонная коробка [ 9 ] |
Уту/ Шамаш [ 75 ] | В Сиппаре Бунене считался мужем дочери Шамаша и Аи , богини снов Маму (также пишется как Мамуд). [ 75 ] Согласно так называемому «Каноническому храмовому списку» , под именем Папнунна ему поклонялись в его собственном храме, Э-кашбарсумму, «доме, принимающем решения». [ 76 ] |
Кончил | Нинегал [ 77 ] | Имя Дикум, хотя и аккадское , происходит от шумерского diku , «судья», и на этом основании утверждалось, что божество, вероятно, считалось ответственным за отправление правосудия от имени Нинегала. [ 78 ] |
Эдинмуги | Шумуган [ 79 ] | Эдинмуги (шумерский: «он охранял равнины») засвидетельствован как суккал Шумугана в надписи на печати из Лагаша. [ 79 ] Сам Шумуган упоминается как суккал в надписи Гудеа и как суккалмах в двуязычном гимне Уту, известном по копии из Хаттусы . [ 80 ] |
я ел Давай поедим [ 81 ] |
Опубликовано [ 81 ] | Имя Этурамми означает «не расслабляйся». [ 21 ] Его хозяин Биртум был обожествлением оков и мужем Манунгал, богини тюрем. [ 73 ] |
Или-мишар Мисару ? [ 82 ] |
Имзуанна [ 82 ] | Или-мишар, суккал Имзуанны, известен из списка богов Ан = Анум . [ 83 ] Было предложено отождествить его с Мишару , сыном Адада . [ 82 ] Его любовницей была жена Лугаль-Марады , [ 84 ] городской бог Марада . [ 85 ] Мартен Стол утверждает, что Или-мишар был одним из двух суккалов последнего, а вторым был Лугал-меа. [ 85 ] |
Илабрат | штукаджиг [ 16 ] | Илабрат был богом, который либо стал ассоциироваться с Ниншубуром мужского рода, либо чье имя было написано с именем Ниншубура и рассматривалось как логограмма . [ 86 ] Он был суккалом Ану и появляется в этой роли в мифе об Адапе . [ 16 ] |
Инимманизи | Нинурта [ 87 ] | Инимманизи означает «его слово истинно» на шумерском языке и первоначально было обычным именем, но, начиная с периода Старого Вавилона, оно засвидетельствовано как имя суккала Нинурты. [ 87 ] Ему поклонялись в храме Нинурты Эшмуеша в Ниппуре . [ 88 ] Согласно списку богов Ан = Анум, у него были брат Нинкарнунна и жена Ламма , но, по мнению Уилфреда Г. Ламберта, кажется, что в некоторых копиях Нинкарнунна — женское божество и жена Иниманизи, а не брат. [ 87 ] |
Применять Иппу [ 89 ] |
Я тебя ненавижу, [ 59 ] возможно, изначально Ниназу [ 89 ] | Ифаум был богом- змеей . [ 59 ] Хотя у Ниназу не было своего суккала ни в одном из основных списков богов, Франс Виггерманн предполагает, что Ипахум изначально был связан с ним, а не с его сыном Нингишзидой. [ 89 ] |
Ипте-бит Ипте-бит [ 90 ] |
мосты [ 91 ] | Ипте-бит означает «он открыл храм». [ 90 ] Ему поклонялись в Дилбате. [ 90 ] Заклинание Дера ставит его рядом с сыном Ураша Лагамалем . [ 92 ] В нео-вавилонском тексте Ипте-бит упоминается как женское божество, одна из двух «дочерей Э-ибби-Анни», храма Ураша. [ 93 ] |
Икби-Дамик | Киттум [ 94 ] | Имя Икби-Дамик означает «она сказала: «Все в порядке!»» [ 95 ] В более раннем переводе Уилфреда Г. Ламберта «он говорил, это приятно» предполагалось, что Икби-Дамик был мужчиной. [ 96 ] Однако теперь известен текст, в котором она упоминается как «дочь». [ 95 ] Она также засвидетельствована в списке богов Ан = Анум и в Шурпу . [ 96 ] Болезнь под названием «рука Икби-Дамика» упоминается в одном медицинском тексте наряду с «рукой Наная » и «рукой Канисурры ». [ 97 ] |
Ишум | Нергал [ 98 ] | Ишум заменил Угура , первоначальный суккал Нергала, после древневавилонского периода. [ 98 ] Его считали божественным ночным сторожем . [ 99 ] |
Персоны я буду улыбаться [ 100 ] |
Чернила/Ша [ 100 ] | Форма Исиму(д) была шумерской, а Усму – аккадской. [ 100 ] Его изображали с двумя лицами. [ 100 ] Аккадское слово usumia означало «двуликий» и, вероятно, было связано с именем этого бога, по крайней мере, через народную этимологию . [ 100 ] |
Пу | Ану, Ансар [ 101 ] | Какка действует как суккал Ану в мифе о Нергале и Эрешкигаль , но как суккал Аншара в Энума Элиш . [ 101 ] Женскому божеству, также называемому Какка, также поклонялись в как богине-целительнице, связанной с Нинкарраком и Ниншубуром. Мари [ 51 ] |
Киттум Нижгина [ 102 ] |
Уту/Шамаш [ 102 ] [ 94 ] | Положение Киттума при дворе Шамаша варьируется от положения старшей дочери до суккала в отдельных копиях списка богов Ан = Анум . [ 102 ] Ее шумерским аналогом была Нигина, чье имя имеет то же значение — «истина». [ 102 ] В An = Anum Kittum вместо этого является мужчиной и братом Нигины. [ 102 ] У нее был свой суккал Икби-Дамик . [ 102 ] |
Ламмашага | Запах [ 103 ] | Имя Ламмашага означает «добрая ламма », причем ламма является разновидностью второстепенного божества-защитника по сравнению с ангелом-хранителем . [ 49 ] Известны посвященные ей гимны. [ 103 ] |
Лугал-Кегалла | Лугальбанда [ 104 ] | Лугал-Чегалла означает «повелитель изобилия», и помимо того, что это имя суккала Лугальбанды, оно также засвидетельствовано как титул Адада и как обычное имя. [ 105 ] |
Лугал-вещь | Нога-Талия [ 85 ] | Уилфред Г. Ламберт предложил отождествить Лугал-меа с Лугал-ме, демоном болезни, представляющим болезнь бенну , хотя он отмечает, что оба имени также были обычными именами в третьем тысячелетии до нашей эры. [ 106 ] |
Лугал-Намтарра | Шамаш [ 107 ] | Лугал-Намтарра был редко засвидетельствованным божеством, возможно, аналогичным Намтару . [ 108 ] В документах из архивов Первой династии Силенда он фигурирует рядом с божеством. д СУККАЛ. [ 108 ] Одетта Бойвен предполагает, что он действовал как суккал Шамаша во время своего ночного путешествия по подземному миру, в то время как д СУККАЛ выполнял ту же роль в течение дня. [ 107 ] Ни один из суккалов Шамаша, известных из других источников, не присутствует в текстах Силенда. [ 108 ] |
Мар-бьет | Набу [ 109 ] | Мар-бити, бог, первоначально связанный с городами Дер и Мальгиум . [ 110 ] описывается как меньше СУККАЛ ГАЛ- инша д МУАТИ , «великий визирь Набу», в единственном тексте Калху . [ 109 ] |
МЕ-Хурсаг Исиб-Хурасаг? [ 111 ] |
Ночной путь [ 111 ] | Манфред Креберник предлагает читать ишиб по первому знаку имени суккала Нин-Муру, жены Нинкилима . [ 111 ] И Нин-Муру, и ее мужу поклонялись в Муру, первоначально связанном с Нингиримой . [ 112 ] |
Мем | Видеть [ 113 ] | Мем, написано д МНЕ читать читать МЕ встречается как суккал Нингала в списке богов Ан = Анум . [ 23 ] Ричард Л. Литке отмечает, что глосса вряд ли указывает на неизвестное в противном случае произношение знака ME, и предполагает, что в альтернативной версии списка Какка играл роль суккала Нингала. [ 113 ] Он предполагает, что имеется в виду то самое божество, которое в списке приравнивается к Нинкарраку. [ 113 ] отличается от бога-мужчины-посланника. [ 114 ] Богиня медицины по имени Какка засвидетельствована в теофорных именах из Мари. [ 51 ] |
Мудуггасаа | Асаллухи [ 20 ] | Мудуггаса означает «названный добрым именем». [ 20 ] Поздние тексты свидетельствуют, что подобно тому, как Асаллухи был отождествлен с Мардуком , его суккал был отождествлен с Набу . [ 20 ] Уилфред Дж. Ламберт зашел так далеко, что предположил, что Набу был выбран древними богословами на роль суккала Мардука, потому что его имя имело сходное значение с именем Мудуггасаа, поскольку оно происходит от слова nabi'um , «называемый один». [ 20 ] |
Бабушка | Апсу [ 115 ] | Имя Мумму, скорее всего, происходит от аккадского слова mummu , заимствованного из шумерского слова ùmun , означающего «умение» или «мудрость», которое могло служить эпитетом многих божеств. [ 116 ] Традиция представления Мумму как суккала, возможно, возникла из « Энума Элиш» , а также известна из научных списков побежденных мифических существ. [ 117 ] В этом мифе его происхождение не объясняется. [ 118 ] |
Наблум | Гибил [ 119 ] | Наблум был обожествлением пламени. [ 120 ] Он засвидетельствован как суккал бога огня Гибила в списке богов Ан = Анум . [ 120 ] |
Набу | Мардук [ 121 ] | Традиция, согласно которой Набу был суккалом Мардука, старше, чем традиция, представляющая их как сына и отца. [ 122 ] В самых ранних доступных источниках, относящихся к древневавилонскому периоду, к нему обращались еще не как к суккалу, а как к писцу ( дубсару он уже прямо назван суккалом ), но в списке богов Ан = Анум . [ 20 ] |
Намтар | Эрешкигаль, [ 45 ] спорадически Нергал [ 123 ] | Имя Намтар означает «судьба». [ 124 ] Впервые он упоминается как персонифицированное божество в древневавилонский период, а в литературных текстах часто появляется рядом с Эрешкигаль как бог подземного мира. [ 45 ] Его матерью обычно была богиня Мардулаанки, но в одном заклинании он вместо этого является сыном Эрешкигаль и Энлиля. [ 45 ] Он также мог действовать как демон болезни. [ 123 ] |
Но-э-тагмил | Идентификатор [ 125 ] | Нер-э-тагмил означает «убей, не жалей». [ 126 ] Его хозяин Ид был речным богом, связанным с судом. [ 127 ] Он известен по списку богов Ан = Анум , по одному фрагменту заклинания, [ 126 ] и из надписи Шамши-Адада V , которая идентифицирует его как одного из богов, которым поклоняются в Дере . [ 127 ] В одном тексте имя Нер-э-тагмил идентифицируется как титул Нергала, а не как отдельное божество. [ 127 ] |
Нигзида и Нигсиса | Уту/Шамаш [ 128 ] | Имена Нигзида и Нигсиса означают «закон» и «порядок» соответственно. [ 129 ] они идентифицируются как «визири левых» и «визири правых» В списке богов An = Anum . [ 128 ] Нигзиду можно приравнять к Ниггине, другой богине, считающейся суккалом бога Солнца. [ 102 ] |
Нимгир | Ишкур /Адад [ 130 ] | Нимгир был обожествлением молнии. [ 131 ] Единственный текст (КАВ 64) приравнивает его к Марту . [ 131 ] В древневавилонской песне «эршемма» вскользь упоминается безымянный суккал Ишкура. [ 132 ] |
Ты сумасшедший | Вперед, продолжать [ 73 ] | Имя Ниндимгуль означает « причальный шест леди/господина ». [ 133 ] Вероятно, это божество было женщиной. [ 73 ] Кажется, она играет роль обвинителя в «Гимне Нунгалу» . [ 133 ] |
Ниндзядру инженер [ 134 ] |
Юг [ 135 ] | Нинеидру исполняет роль суккал в гимне Суд, богине-покровительнице Шуруппака , где ее задачей, как говорят, является прием посетителей, прибывающих в храм ее хозяйки. [ 135 ] Она упоминается вместе с Судом и во фрагменте надписи из Шуруппака саргонического периода. [ 134 ] Кристофер Меткалф называет Нинеидру мужским божеством. [ 134 ] но другие авторы считают ее богиней. [ 136 ] [ 135 ] Возможно, она была обожествлением скипетра , а в известных текстах она появляется в связи с Нинменой , обожествлением короны. [ 135 ] |
Нинпирик | Уту/Шамаш [ 2 ] | Хотя у Уту было несколько суккалов, только Нинпириг назывался его суккалмах. [ 2 ] Было высказано предположение, что его имя может намекать на связь со светом. [ 21 ] Он засвидетельствован под несколькими теофорными именами, в основном из Сиппара. [ 137 ] Некоторые исследователи, в том числе Антуан Кавиньо и Манфред Креберник, считают чтение второго элемента его имени неопределенным из-за переменной орфографии и транскрибируют его как Нин-ПИРИГ. [ 138 ] |
Ниншубур | Инанна , позже также Ану [ 139 ] | Роль Ниншубур как суккала Инанны считается первичной, а ее связь с Ану - второстепенной. [ 139 ] Первое уже засвидетельствовано в одном из раннединастических гимнов Заме . [ 86 ] Кроме того, Ниншубур или Илабрат фигурируют как суккал Пиникира в единственном источнике из хурритского корпуса, написанного на аккадском языке. [ 140 ] В Гирсу Ниншубур была супругой Месламтеи, [ 141 ] это имя использовалось для обозначения Нергала в ранних источниках из городов южной Месопотамии. [ 142 ] Франс Виггерманн отмечает, что соединение Нергала с Ниншубур необычно, поскольку она была единственной богиней, которую иногда считали его женой, у которой была четко определенная роль, отличная от роли его супруги, за исключением Эрешкигаль . [ 143 ] Он предполагает, что, поскольку многие случайные супруги Нергала, такие как Маммитум или Адму , возможно, были связаны с землей, [ 144 ] эта роль Ниншубур была связана с ее функцией «госпожа земли». [ 98 ] Никаких других примеров того, как Ниншубур считалась женой другого божества, неизвестно. [ 145 ] Нергала, Единственный источник называет Ниншубур суккалом а не женой. [ 98 ] В Исине Ниншубур, по-видимому, входил в свиту богини медицины Нинисины . [ 146 ] |
Нуск Половина [ 33 ] |
Энлиль [ 147 ] | Нуска был либо сыном Энлиля, либо вместо его предков Энула и Нинул . [ 33 ] В Харране в первом тысячелетии до нашей эры его стали считать сыном бога луны Сина. [ 148 ] Благодаря синкретизму с Гибилом его можно было рассматривать как сына или суккала Ану. [ 148 ] У него также была жена Садарнунна . [ 147 ] В мифах он обычно появляется как суккал и помощник Энлиля, например, в «Энлиле и Суде» он отвечает за подготовку своего брака с одноименной богиней. [ 29 ] Помимо своей роли суккала, он также был богом огня и света. [ 149 ] |
Папсуккал | Забаба , [ 25 ] Ану и Анту [ 150 ] | Имя Папсуккал представляет собой комбинацию слов пап , «старший брат», и суккал. [ 150 ] Папсуккал первоначально был суккалом Забабы, бога-покровителя Киша , но позже приобрел роль суккала Ану, ассимилировав Ниншубур. [ 25 ] В селевкидском Уруке он был суккалом Ану и Анту. [ 151 ] Его символом была ходячая птица. [ 27 ] В молитве он упоминается как «потомок Энмешарры». [ 152 ] и они появляются рядом друг с другом в списке различных побеждённых мифических фигур. [ 57 ] |
Нет | Осторожный [ 153 ] | Неизвестно, являются ли Квадма и Кадма двумя вариантами написания имени одного бога или двух тесно связанных богов. [ 153 ] Оба имени принадлежат божественным судьям. [ 153 ] Неизвестно, был ли бог Зизану сыном Кудмы или Иштарана. [ 154 ] Хотя бог Нира часто ассоциировался с Иштараном, он был его шипру («посланником»), а не суккалом. [ 155 ] |
Силилитум | телятина [ 156 ] | Силилитум известен только по единственному экземпляру списка богов Ан = Анум , аналогичному остальной части круга Манзата. [ 157 ] Ее имя, вероятно, имеет семитское происхождение. [ 157 ] Она разделила свое имя с десятым месяцем местного календаря Суз. [ 42 ] и, по словам Уилфреда Г. Ламберта, с типом птицы ( šinūnūtu ). [ 157 ] Возможность того, что Силилитум был связан с Силили , божеством, известным исключительно из одного отрывка из « Эпоса о Гильгамеше» счел маловероятным , Эндрю Р. Джордж . [ 158 ] |
Шумах | Это было предназначено [ 159 ] | Шумах был одним из трех детей Нинисины и ее мужа Пабилсага , двое других - Гунура и Даму . [ 160 ] Его имя означает «тот, у кого могучая рука». [ 159 ] В списке богов Ан = Анум он является одним из пяти удугов (духов-защитников) Эгальмы, храма его матери. [ 161 ] [ 159 ] В ритуальном тексте говорится, что его обязанностью было убирать и очищать улицы Исина для своей матери. [ 162 ] Богиня с похожим именем, Ама-шумах, была домоправительницей ( абараккат ) Экура согласно серии заклинаний Мушу'у и, по-видимому, была связана как с Нинисиной, так и с другой богиней медицины, Нинтинуггой . [ 159 ] |
д СУККАЛ | Шамаш [ 107 ] | д СУККАЛ известен из документов из архивов Первой династии Силенда и, возможно, был аналогом мужского варианта Ниншубура. [ 108 ] Одетта Бойвин предполагает, что он действовал как суккал Шамаша во время своего ежедневного путешествия по небу, в то время как Лугал-намтарра выполнял ту же роль ночью в подземном мире. [ 107 ] Ни один из суккалов Шамаша, известных из других источников, не присутствует в текстах Силенда. [ 108 ] |
Тасме-зикра | Ишхара [ 163 ] | Ташме-зикру означает «Она ответила на мое слово» или «Она ответила на слово». [ 163 ] Она засвидетельствована в списках богов Исин и Ан = Анум . [ 163 ] |
Успех | Нергал [ 164 ] | Первоначально Угур был суккалом Нергала, хотя после древневавилонского периода его заменил в этой роли Ишум. [ 98 ] В месопотамских источниках его имя использовалось для логографического обозначения имени Нергала, по крайней мере, начиная со среднего вавилонского периода. [ 142 ] Однако хурриты продолжали поклоняться ему как богу войны. [ 165 ] В хурритских источниках он образовал триаду с Нупатиком и Аштаби . [ 165 ] В Эмаре ему поклонялись вместе с Шувалой , хурритской богиней, связанной с подземным миром. [ 166 ] |
Унгасага и Хамун-ана | Расстояние [ 167 ] | Согласно списку богов Ан = Анум , Унгасага и Хамун-ана были двумя суккалами Нисабы. [ 167 ] |
Урмашум, д УР и Уршбидга | Сахар [ 168 ] | Согласно списку богов Ан = Анум , Урмашум, д УР (объясняется как аналог Урмашума) и Уршабидуга были тремя суккалами Гулы. [ 169 ] В одном случае Урмашум ассоциировался со «звездой Ламма» ( у меня есть lam-ma Бау ), обычно астральный символ суккала Ламмашаги . [ 169 ] Вполне возможно, что его представляли как собачье существо, поскольку его имя начинается с ur , знака, присутствующего в словах urgi (собака), urmah (лев) и urbarra (волк). [ 46 ] Знак maš означает «близнец», что побудило Манфреда Креберника предположить, что он произошел от пары фигурок собак, охраняющих ворота. [ 169 ] В одном источнике имя Урмашума содержит морфему , указывающую, что божество рассматривалось как женское, и в еще одном случае неясно, хотя и не невозможно, что имя заканчивается на женском роде -tum . [ 170 ] Бог с таким же именем появляется среди божеств подземного мира в списке богов Вейднера , но его отношения с суккалом Гулы неясны. [ 169 ] Имя Уршабидуги можно перевести как «собака, у которой хорошая плоть (от болезни)». [ 171 ] |
Ушумгал | мой нинкилим [ 172 ] | Название Ушумгал могло, в зависимости от используемого определителя , относиться либо к суккалю Нинкилима, либо к мифической змее, связанной с легендарным мудрецом Лу-Нанной. [ 173 ] Это также засвидетельствовано как эпитет Мардука , Думузи , Нинурты и Шамаша . [ 174 ] |
Узну и Хасису | Дамгалнуна [ 175 ] | Согласно списку богов Ан = Анум , Узну («ухо») и Хасису («мудрость») были суккалами Дамгалнуны, жены Энки. [ 175 ] Они также встречаются вместе в одном заклинании. [ 175 ] |
цикада | Месламта-еа [ 172 ] | Упомянутый Месламти-и — один из богов, образующих пару Лугал-Ирра и Месламта-еа, связанную с городами Кисига и Дурум. [ 176 ] Зигарра и Зиму, суккал Лугал-ирры, действовали в паре и в одном источнике приравниваются к своим хозяевам. [ 177 ] |
Зима Земля [ 172 ] |
Лугалирра [ 172 ] | Зиму и Зиггара, суккал Месламта-эа, действовали в паре и в одном источнике приравниваются к своим хозяевам. [ 177 ] |
Помимо перечисленных выше суккалов, согласно списку богов Ан = Анум, суккалы имели следующие божества, имена которых либо не сохранились, либо сохранились лишь частично в известных копиях: Дингирма, богиня из Адаба, отождествленная с Нинхурсаг , [ 178 ] Гишхуранки, жена Ашги , [ 179 ] Шулпае , Панигингарра , [ 180 ] и Нинсун . [ 104 ] В списке подношений Уммы периода Ура III упоминается безымянный суккал богини-ремесленницы Нинмуг . [ 181 ] Франс Вигерманн утверждает, что на основании иконографических данных можно предположить, что суккалы, связанные с Нанше и Нингирсу, также существовали, хотя их имена неизвестны. [ 9 ]
Список суккалов за пределами Месопотамии
[ редактировать ]Концепция суккала также была включена в хурритскую религию . [ 182 ] Хурритское было написание этого слова шуккалли . [ 182 ] Считалось, что у всех главных хурритских богов были свои суккалы. [ 183 ]
Имя | Соответствующее главное божество | Культура | Подробности |
---|---|---|---|
Хупустукар | в Кеш [ 184 ] | хурритский [ 185 ] | Хупуштукар был суккалом Хешуи, хурритского бога войны. [ 184 ] Его имя происходит от хурритского глагола Хуб- , «ломать». [ 185 ] В одном ритуальном тексте он появляется рядом с суккалами других божеств: Имманзизи, Ундуруммой, Тену, Липпарумой и Мукишану. [ 186 ] |
Импалури | Море ( Киаше ) [ 187 ] | хурритский [ 188 ] | Импалури был суккалом хурритского морского бога. [ 187 ] Фолькерт Хаас отмечает, что суффикс — лури появляется не только в его имени, но и в именах других хурритских божеств, таких как горная богиня Леллури и первобытный великан Упеллури , а также в некоторых горных и каменных именах. [ 188 ] |
Я взволнован | Да [ 189 ] | хурритский [ 189 ] | Иззумми — это хурритское имя Исимуда или Ушму, суккала Эа, который был включен в хурритский пантеон вместе со своим хозяином. [ 189 ] |
Липпарума | Шимигэ [ 190 ] | хурритский [ 190 ] | Липпарума [ 191 ] или Липару был суккалом хурритского бога солнца Шимиге. [ 190 ] В двуязычной шумеро-хурритской версии списка богов Вейднера из суккала Эмара Шимиге вместо этого используется месопотамский бунене (переписанный на хурритском языке как д У-у-ун-ни-ну-ва-ан ). [ 192 ] Липарума и Бунене можно рассматривать как эквиваленты. [ 191 ] |
Мукишан | Кумарби [ 183 ] | хурритский [ 183 ] | Мукишану был суккалом Кумарби. [ 193 ] Его имя произошло от Мукиша , географического названия, обозначающего территорию вокруг города Алалах. [ 193 ] где большой процент населения говорил на хурритском языке. [ 194 ] |
Доктор | Большой | Хурритский/сирийский [ 195 ] | Такиту ( dqt в угаритском алфавите ; несколько вариантов написания, чередующихся между та и ту , да и ду, засвидетельствованы хурро-хеттскими источниками) был суккалом Хебата. [ 195 ] В святилище Язылыкая она появляется прямо за ней. [ 195 ] Было высказано предположение, что ее имя могло произойти от семитского корня dqq , «маленький». [ 195 ] В мифе, сохранившемся на табличке CTH 346.12, она описана как путешествующая через земли Митанни в далекий Шимуррум от имени своей госпожи. [ 196 ] Она также появляется в «Песне об Улликумми», где Хебат поручает ей выяснить судьбу ее мужа после его первоначального столкновения с одноименным монстром. [ 197 ] |
Тапшувари | возможно Кушух [ 198 ] | хурритский [ 198 ] | Согласно Мейндерту Дейкстре, Тапшувари был суккалом хурритского бога луны Кушуха. [ 198 ] но вместо этого Фолькерт Хаас идентифицирует его как члена круга Кумарби. [ 199 ] Он появляется во фрагменте хурритской версии «Песни об Улликумми» , а также в другом литературном фрагменте, также связанном с богами солнца и луны. [ 199 ] |
Ташмиш | Тешуб [ 200 ] | хурритский [ 201 ] | Ташмишу был суккалом и братом Тешуба, хурритского бога погоды. [ 189 ] Его женой была богиня Набарби . [ 202 ] Этимология его имени неясна. [ 203 ] хотя было высказано предположение, что ташми означает «сильный» на хурритском . [ 201 ] Хотя он был связан с хеттским богом Шувалиятом , он так и не приобрел ассоциации последнего с растительностью. [ 204 ] |
Незначительный | Тешуб [ 200 ] | хурритский [ 205 ] или сирийский [ 206 ] [ 200 ] | Тену был богом, который в ритуальных текстах появляется как суккал Тешуба вместо Ташмишу. [ 200 ] Даниэль Швемер предполагает, что эта ситуация может указывать на его принадлежность к пантеону Алеппо (Халаб). [ 200 ] Гэри Бекман также приписывает ему сирийское происхождение. [ 206 ] Однако Альфонсо Арчи предполагает, что он имел хурритское происхождение. [ 205 ] |
Тиябенти | Большой [ 207 ] | хурритский [ 208 ] | Тиябенти была божеством неясного пола из круга Хебат, считавшимся ее суккалом. [ 207 ] Это имя означает «тот, кто говорит благосклонно» или «она, которая говорит благосклонно». [ 208 ] В мифах роль суккала Хебат принадлежит Такиту. [ 209 ] чье имя могло иметь семитское, а не хурритское происхождение. [ 195 ] Однако оба они сосуществуют в ритуальных текстах, где оба могут сопровождать Хебат, а это значит, что теории, согласно которым один из них был всего лишь эпитетом другого, необоснованны. [ 209 ] |
Ундурумма | Сука [ 210 ] | хурритский [ 210 ] | Согласно единственному источнику, подтверждающему существование этого божества, Ундурумма был суккалом Шаушки. [ 210 ] Неясно, был ли Унудурупа/Ундурува, связанный с богиней подземного мира Аллани в другом документе, тем же божеством. [ 210 ] В большинстве ритуалов и мифов Шаушку сопровождали богини-музыканты Нинатта и Кулитта . [ 211 ] |
См. также
[ редактировать ]- Ангелы в иудаизме
- Утра (в мандеизме)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Шарлах 2005 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Виггерманн 1987 , с. 16.
- ^ Виггерманн 1998c , с. 492.
- ^ Чарльз 2005 , с. 23.
- ^ Апрель 2017 г. , с. 49.
- ^ Архи 2015 , с. 427.
- ^ Ливерани 2013 , с. 122.
- ^ Архи 2015 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б с Виггерманн 1987 , с. 9.
- ^ Вильгельм 1989 , с. 46.
- ^ Апрель 2017 г. , с. 117.
- ^ Перейти обратно: а б с Шарлах 2005 , с. 19.
- ^ Поттс 1999 , с. 160.
- ^ Поттс 1999 , стр. 160–161.
- ^ Поттс 1999 , с. 161.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хандли 2013 , с. 91.
- ^ Виггерманн 1987 , стр. 16–17.
- ^ Перейти обратно: а б с Litke 1998 , p. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1987 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ламберт 2013 , с. 254.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Виггерманн 1987 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б Litke 1998 , p. 133.
- ^ Перейти обратно: а б с д Креберник 1997а , с. 365.
- ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1998c , с. 497.
- ^ Перейти обратно: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 94.
- ^ Виггерманн 1987 , стр. 8–9.
- ^ Перейти обратно: а б Крул 2018 , с. 150.
- ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1987 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Трек 1998 , с. 631.
- ^ Виггерманн 1987 , с. 8.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 180.
- ^ Виггерманн 1987 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с Трек 1998 , с. 630.
- ^ Перейти обратно: а б Litke 1998 , p. 102.
- ^ Саймонс 2016 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1988 , с. 228.
- ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1988 , с. 229.
- ^ Перейти обратно: а б с Кавинье и Виггерманн, 2014 г. , с. 35.
- ^ Виггерманн 1988 , стр. 225–227.
- ^ Виггерманн 1988 , с. 227.
- ^ Виггерманн 1988 , стр. 227–228.
- ^ Перейти обратно: а б Креберник 2011 , с. 496.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Болье 1992 , с. 65.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 93-94.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кляйн 1998 , с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б Ливингстон 1988 , с. 58.
- ^ Крул 2018 , с. 227.
- ^ Виггерманн 1987 , стр. 18–19.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 53–54.
- ^ Виггерманн 1987 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 273.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 194.
- ^ Перейти обратно: а б Шарлах 2002 , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2009 , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 223.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1987c , с. 151.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 212.
- ^ Ламберт 2013 , с. 216.
- ^ Перейти обратно: а б с Виггерманн 1998b , с. 369.
- ^ Креберник 2016а , с. 352.
- ^ Крул 2018 , с. 67.
- ^ Litke 1998 , p. 130.
- ^ Виггерманн 1998c , с. 493.
- ^ Болье 1992 , с. 64.
- ^ Болье 1992 , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2009 , с. 48.
- ^ Крул 2018 , с. 153.
- ^ Litke 1998 , p. 194.
- ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1997 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Крул 2018а , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 112.
- ^ Джордж 1993 , с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кавинье и Креберник 1998b , с. 617.
- ^ Петерсон 2009a , с. 239.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 265.
- ^ Джордж 1993 , с. 106.
- ^ Litke 1998 , p. 155.
- ^ Виггерманн 1987 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 2013 , с. 308.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 516–517.
- ^ Перейти обратно: а б Litke 1998 , p. 187.
- ^ Перейти обратно: а б с Litke 1998 , p. 171.
- ^ Ламберт 1980 , с. 52.
- ^ Ламберт 1980a , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б с Stol 1987 , p. 148.
- ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1998c , с. 491.
- ^ Перейти обратно: а б с Ламберт 1980b , с. 104.
- ^ Кавинье и Виггерманн, 2014 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б с Виггерманн 1998а , с. 331.
- ^ Перейти обратно: а б с Ламберт 1980c , с. 151.
- ^ Litke 1998 , p. 13.
- ^ Джордж, Танигучи и Геллер 2010 , с. 134.
- ^ Креберник 2016а , с. 353.
- ^ Перейти обратно: а б Креберник 2011а , с.602.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 2000 , с. 298.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1980d , с. 151.
- ^ Stol 1998 , p. 147.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Виггерманн 1998 , с. 220.
- ^ Джордж 2015 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ламберт 1980e , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2009 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кляйн 1998а , с. 311.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б Litke 1998 , p. 169.
- ^ Ламберт 1987 , с. 141.
- ^ Ламберт 1987b , с. 149.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бойвин 2018 , стр. 220–221.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бойвин 2018 , с. 220.
- ^ Перейти обратно: а б Креберник 1987 , с. 357.
- ^ Креберник 1987 , с. 356.
- ^ Перейти обратно: а б с Креберник 1997 , с. 31.
- ^ Джордж 1993 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с Litke 1998 , p. 122.
- ^ Litke 1998 , p. 25.
- ^ Ламберт 2013 , с. 51.
- ^ Ламберт 2013 , с. 218.
- ^ Ламберт 2013 , с. 221.
- ^ Ламберт 2013 , с. 447.
- ^ Litke 1998 , p. 108.
- ^ Перейти обратно: а б Хеймпель 1998 , с. 5.
- ^ Litke 1998 , p. 96.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 251–252.
- ^ Перейти обратно: а б Кляйн 1998 , с. 144.
- ^ Кляйн 1998 , с. 142.
- ^ Litke 1998 , p. 100.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 430.
- ^ Перейти обратно: а б с Креберник 1998 , с. 215.
- ^ Перейти обратно: а б Креберник 2011а , с.603.
- ^ Виггерманн 1987 , с. 23.
- ^ Litke 1998 , p. 143.
- ^ Перейти обратно: а б Креберник 1998а , с. 319.
- ^ Швемер 2001 , с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б Гражданский 2017 , с. 577.
- ^ Перейти обратно: а б с Меткалф 2019 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б с д Петерсон 2020 , с. 125.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 165.
- ^ Cavigneaux & Krebernik 1998a , с. 481.
- ^ Cavigneaux & Krebernik 1998a , стр. 481–482.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 93–94.
- ^ Тарача 2005 , стр. 570–571.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 207.
- ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1998 , с. 216.
- ^ Виггерманн 1998 , стр. 219–220.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 219.
- ^ Виггерманн 1998b , с. 495.
- ^ Бойвин 2018 , с. 221.
- ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 126.
- ^ Перейти обратно: а б Крул 2018 , с. 151.
- ^ Трек 1998 , стр. 631–632.
- ^ Перейти обратно: а б Крул 2018 , с. 149.
- ^ Болье 1992 , с. 63.
- ^ Ламберт 2013 , с. 284.
- ^ Перейти обратно: а б с Креберник 2008 , с. 190.
- ^ Креберник 2016 , с. 338.
- ^ Вудс 2004 , с. 68.
- ^ Litke 1998 , p. 167.
- ^ Перейти обратно: а б с Ламберт 1987 , с. 345.
- ^ Джордж 2003 , с. 835.
- ^ Перейти обратно: а б с д Креберник 2014 , с. 290.
- ^ Вагенсоннер 2008 , с. 279.
- ^ Вагенсоннер 2008 , с. 288.
- ^ Вагенсоннер 2008 , с. 285.
- ^ Перейти обратно: а б с Креберник 2013а , с. 474.
- ^ Litke 1998 , p. 173.
- ^ Перейти обратно: а б Хаас 2015 , с. 377.
- ^ Швемер 2001 , с. 410.
- ^ Перейти обратно: а б Михаловский 1998 , с. 577.
- ^ Джордж 1993 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б с д Креберник 2014 , с. 421.
- ^ Петерсон 2009 , с. 55.
- ^ Креберник 2014а , с. 437.
- ^ Перейти обратно: а б с д Litke 1998 , p. 172.
- ^ Креберник 2014б , с. 509.
- ^ Креберник 2014b , стр. 509–510.
- ^ Перейти обратно: а б с Ламберт 1972 , с. 134.
- ^ Ламберт 1987a , стр. 143–144.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1987а , с. 144.
- ^ Креберник 1997б , с. 510.
- ^ Креберник 1997б , с. 509.
- ^ Litke 1998 , p. 76.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 473.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2013 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с Вильгельм 1989 , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б Камменхубер 1972 , с. 369.
- ^ Перейти обратно: а б Хаас 2015 , с. 364.
- ^ Камменхубер 1972 , с. 370.
- ^ Перейти обратно: а б Франц-Сабо 1980 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б Хаас 2015 , с. 409.
- ^ Перейти обратно: а б с д Архи 2013 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б с Архи 2013 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 127.
- ^ Джорджьери 2011 , с. 614.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2013 , с. 12.
- ^ Архи 2013 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Вильгельм 2013 , с. 417.
- ^ Вильгельм 2013 , стр. 417–418.
- ^ Бачварова 2013 , с. 173.
- ^ Перейти обратно: а б с Дейкстра 2014 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б Хаас 2006 , с. 208.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Швемер 2008 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Хаас 2015 , с. 309.
- ^ Тарача 2009 , с. 121.
- ^ Тремуй 2013 , с. 475.
- ^ Тремуй 2013 , с. 476.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2013 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Бекман 2002 , с. 49.
- ^ Перейти обратно: а б Бекман 1999 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2013 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Тремуй 2014 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вильгельм 2014 , с. 335.
- ^ Франц-Сабо 1983 , стр. 303–304.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Арчи, Альфонсо (2015). Эбла и ее архивы . Де Грютер. дои : 10.1515/9781614517887 . ISBN 978-1-61451-716-0 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Бачварова, Мэри Р. (2013). «Хурро-хеттский цикл Кумарби» . Боги, герои и монстры: сборник греческих, римских и ближневосточных мифов . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-064481-9 . OCLC 967417697 .
- Болье, Поль-Ален (1992). «Античная теология в селевкидском Уруке» . Акта Шумерология . 14 . Проверено 18 апреля 2022 г.
- Бекман, Гэри (1999). «Богиня Пиринкир и ее ритуал из Хаттуши (CTH 644)» . Ктема: Цивилизации Востока, Греции и антиквариата Рима . 24 (1). Программа ПЕРСЕЕ: 25–39. дои : 10.3406/ktema.1999.2206 . hdl : 2027.42/77419 . ISSN 0221-5896 .
- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Бойвен, Одетта (2018). Первая династия Силенда в Месопотамии . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501507823 . ISBN 978-1-5015-0782-3 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нин-муга, Нин-зед, Нин-задим ? " , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 24 мая 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998а), " д Nin-PIRIG/PÌRIG" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 23 апреля 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998b), «Нунгал» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 23 апреля 2022 г.
- Кавинье, Антуан; Виггерманн, Франс AM (2014). «Визирь, наложница, воронка... Как прочитать и понять знак SAL.ḪUB 2 ?». Он открыл Дом обучения Нисабы (на французском языке). Светить. дои : 10.1163/9789004260757_004 .
- Гражданский, Мигель (2017). Исследования шумерской цивилизации. Избранные сочинения Мигеля Сивила . Публикации и издания Университета Барселоны. ISBN 978-84-9168-237-0 . OCLC 1193017085 .
- Дейкстра, Мейндерт (2014). «Хурритический миф о Саусге Ниневийском и Хасарри (CTH 776.2)» . Угарит-Форшунген. Группа 45 . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 3-86835-086-1 . OCLC 1101929531 .
- Франц-Сабо, Габриэль (1980), «Импалури» , Королевский лексикон ассириологии (на немецком языке) , получено 2 апреля 2022 г.
- Франц-Сабо, Габриэль (1983), «Кулитта, Нинатта и» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 20 апреля 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Джордж, Эндрю Р. (2003). Вавилонский эпос о Гильгамеше: введение, критическое издание и клинописные тексты . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814922-0 . OCLC 51668477 .
- Джордж, Эндрю Р. (2000). «Четыре храмовых ритуала из Вавилона». Мудрость, боги и литература: исследования ассириологии в честь В. Г. Ламберта . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-004-0 . Проверено 24 апреля 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р.; Танигучи, Джунко; Геллер, MJ (2010). «Собаки Нинкилима, часть вторая: Вавилонские ритуалы борьбы с полевым вредителями» . Ирак . 72 . Издательство Кембриджского университета: 79–148. дои : 10.1017/s0021088900000607 . ISSN 0021-0889 .
- Джордж, Эндрю Р. (2015). «Боги Ишум и Кендурсанга: ночные сторожа и уличное освещение в Вавилонии» . Журнал ближневосточных исследований . 74 (1). Издательство Чикагского университета: 1–8. дои : 10.1086/679387 . ISSN 0022-2968 .
- Джорджьери, Мауро (2011), «Бог Солнца А. III. б. Хуррит. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 20 апреля 2022 г.
- Хаас, Волкерт (2006). Хеттская литература . Вальтер де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110193794 . ISBN 978-3-11-018877-6 .
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 18 апреля 2022 г.
- Хеймпель, Вольфганг (1998), "Nablum" , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 апреля 2022 г.
- Хандли, Майкл Б. (2013). «Здесь Бог, Там Бог: Исследование Божественного в Древней Месопотамии» . Altorientalische Forschungen . 40 (1). Де Грютер. дои : 10.1524/aof.2013.0005 . ISSN 2196-6761 .
- Камменхубер, Аннелис (1972), «Ḫešui, Ḫišue» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 20 апреля 2022 г.
- Кляйн, Джейкоб (1998), «Намтар» , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 апреля 2022 г.
- Кляйн, Джейкоб (1998a), «Niĝina/Kittum» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 18 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (1987), «Мар-бити» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 4 ноября 2022 г.
- Креберник, Манфред (1997), "ME-ḫursag" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 18 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (1997a), «Mondgott AI In Mesopotamien» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 18 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (1997b), «Muttergöttin AI In Mesopotamien» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 18 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (1998), "Nēr-ē-tagmil" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 18 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (1998a), "Nim-ĝir" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 18 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2008), «Кудма, Кадма» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 18 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2011), "Sililītu(m)" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 18 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2011a), «ИИ Бога Солнца в Месопотамии. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 18 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2013), «Šumaḫ» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 19 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2013a), «Tašme-zikrī/u» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 18 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2014), «Urmaš(um)» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 19 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2014a), «Ур-шаби-дуга» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 10 февраля 2023 г.
- Креберник, Манфред (2014b), «Ушумгал» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 19 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2016), «Zīzānu» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 18 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2016a), «Божества-близнецы» , Real Lexicon of Assyriology (на немецком языке) , получено 18 апреля 2022 г.
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночной церемонии огня в поздневавилонском Уруке . Лейден Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN 978-90-04-36494-3 . OCLC 1043913862 .
- Круль, Юлия (2018a). « «Молитвы от того, кто не может приносить жертвы»: Культ Белет-Цери в поздневавилонском Уруке» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 18 (1). Брилл: 48–85. дои : 10.1163/15692124-12341294 . ISSN 1569-2116 .
- Ламберт, Уилфред Г. (1972), «Ḫasīsu» , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1980), «Или-мишар» , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1980a), «Имзу'анна» , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1980b), «Inimmanizi» , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1980c), "Ipte-bīt(am)" , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1980d), «Икби-Дамик» , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1980e), «Isimu A. Philologisch · Isimu A. Philological» , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1987), «Lugal-ḫegalla» , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1987a), «Лугал-ирра и Месламта-еа · Лугал-ирра и Месламта-еа» , Настоящая ассириологическая энциклопедия , получено 1 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1987b), «Lugal-me/Lugal-mea/Mea und Lugal-nameENna · Lugal-me/Lugal-mea/Mea и Lugal-nameENna» , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1987c), «Лугал-сапар» , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1987d), "Manzi'at/Mazzi'at/Mazzât/Mazzêt" , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 апреля 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-ум и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Ливерани, Марио (2013). Древний Ближний Восток: история, общество и экономика . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-134-75084-9 . Проверено 23 апреля 2022 г.
- Ливингстон, А. (1988). «Возвращение в исинский «Собачий дом»» . Журнал клинописных исследований . 40 (1). Американские школы восточных исследований: 54–60. дои : 10.2307/1359707 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 1359707 . S2CID 163493207 . Проверено 19 апреля 2022 г.
- Меткалф, Кристофер (2019). Шумерские литературные тексты в коллекции Шойена . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781646020119 . ISBN 978-1-64602-011-9 .
- Михаловский, Петр (1998), «Нисаба А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 апреля 2022 г.
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 3-86835-019-5 . OCLC 460044951 .
- Петерсон, Иеремия (2009a). «Два новых шумерских текста, касающихся преисподней и погребальных подношений» . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 99 (2). дои : 10.1515/ZA.2009.006 . S2CID 162329196 .
- Петерсон, Иеремия (2020). «Кристофер Меткалф: Шумерские литературные тексты в коллекции Шойена, Том 1: Литературные источники по древневавилонской религии. (Исследования Корнелльского университета по ассириологии и шумерологии 38) (обзор)» . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 111 (1). Де Грютер. дои : 10.1515/za-2020-0025 . ISSN 1613-1150 .
- Поттс, Дэниел Т. (1999). Археология Элама . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511489617 . ISBN 978-0-521-56358-1 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Швемер, Дэниел (2008). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования: Часть II» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (1). Брилл: 1–44. дои : 10.1163/156921208786182428 . ISSN 1569-2116 .
- Шарлах, Тоня (2002). «Иностранные влияния на религию двора Ура III» . Общие исследования и раскопки в Нузи 10/3 . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-68-4 . OCLC 48399212 .
- Шарлах, Тоня (2005). «Дипломатия и политические ритуалы при дворе Ура III» . Журнал клинописных исследований . 57 . Американские школы восточных исследований: 17–29. ISSN 0022-0256 . JSTOR 40025987 . Проверено 18 апреля 2022 г.
- Шарлах, Тоня (2017). Собственный бык . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501505263 . ISBN 978-1-5015-0526-3 .
- Саймонс, Фрэнк (2016). «Бог Аламмуш д РЖУ НЕ МОГУ / д.муш ЛАЛ» . Краткие и полезные ассириологические новости (НАБУ) (1).
- Стол, Мартин (1987), «Лугаль-Марада» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 18 апреля 2022 г.
- Стол, Мартин (1998), «Наная» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 24 апреля 2022 г.
- Штрек, Майкл П. (1998), «Нуску» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 19 апреля 2022 г.
- Тарача, Петр (2005), «Пиренгир» , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 апреля 2022 г.
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Тремуй, Мари-Клод (2013), «Tašmišu» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 20 апреля 2022 г.
- Тремуй, Мари-Клод (2014), «Тиджабенти» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 20 апреля 2022 г.
- Вагенсоннер, Клаус (2008). «Путешествие Нин-Исины (к) в Ниппур. Еще раз о двуязычном божественном путешествии» . Венский журнал для познания Востока . 98 . Кафедра востоковедения Венского университета: 277–294. ISSN 0084-0076 . JSTOR 23861637 . Проверено 19 апреля 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (1987). «Посох Ниншубуры: Исследования вавилонской демонологии II» . Экс Ориенте Люкс . 29 . БРИЛЛ.
- Виггерманн, Франс AM (1988). «Непризнанный синоним шумерского суккала, «Визирь» » . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 78 (2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1515/zava.1988.78.2.225 . ISSN 0084-5299 . S2CID 161099846 .
- Виггерманн, Франс AM (1997). «Транстигридийские змеиные боги» . В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их изображения . ISBN 978-90-56-93005-9 .
- Виггерманн, Франс AM (1998), «Нергал А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 апреля 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (1998a), «Нин-азу» , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 апреля 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (1998b), "Nin-ĝišzida" , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 апреля 2022 г.
- Виггерманн, Франс А.М. (1998c), "Нин-шубур" , Reallexikon der Assyriologie , получено 18 апреля 2022 г.
- Виггерманн, Франс А.М. (2013), «Сумукан А. В Месопотамии · Сумукан А. В Месопотамии» , Настоящая ассириологическая энциклопедия , получено 1 апреля 2022 г.
- Вильгельм, Гернот (1989). Хурриты . Уорминстер, Англия: Арис и Филлипс. ISBN 978-0-85668-442-5 . ОСЛК 21036268 .
- Вильгельм, Гернот (2013), «Такиту» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 20 апреля 2022 г.
- Вильгельм, Гернот (2014), «Undurumma(n)» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 20 апреля 2022 г.
- Вудс, Кристофер Э. (2004). «Возвращение к Табличке Бога Солнца Набу-апла-иддина» . Журнал клинописных исследований . 56 . Американские школы восточных исследований: 23–103. ISSN 0022-0256 . JSTOR 3515920 . Проверено 18 апреля 2022 г.