Jump to content

Суккал

Печать Лугал-ушумгала как слуги Нарам-Сина, возможно, изображающая Ниншубур, архетипический суккал, несущий посох, атрибут этого класса божеств.

Суккал (условно переводимый с шумерского как « визирь ») — термин, который мог обозначать как тип чиновника, так и класс божеств в древней Месопотамии . Исторические суккалы отвечали за надзор за выполнением различных приказов царей и выступали в качестве дипломатических посланников и переводчиков для иностранных высокопоставленных лиц. Божества, называемые суккалами, выполняли аналогичную роль в мифологии, выступая в роли слуг, советников и посланников главных богов месопотамского пантеона, таких как Энлиль или Инанна . Самый известный суккал – богиня Ниншубур . В искусстве они изображались с посохами , понимаемыми, скорее всего, как их атрибут. Они могли действовать как божества-заступники, предположительно посредники между прихожанами и главными богами.

Офисный суккал также известен в различных областях к западу и востоку от Месопотамии, включая хурритское королевство Аррафа , сирийский Алалах , а также Мари и Элам под властью династии Суккалмах , в то время как концепция божественных суккалов была включена в хурритскую религию , в какие главные боги, такие как Кумарби или Хебат, обычно появляются в компании своих суккалов, как и их месопотамские аналоги.

Офис Суккала

[ редактировать ]

Слово суккал ( аккадский : суккаллу ) имеет шумерское происхождение и сначала обозначало класс человеческих чиновников, [ 1 ] отвечал за выполнение повелений короля. [ 2 ] В литературе встречаются следующие переводы: « визирь ». [ 3 ] "секретарь," [ 4 ] и «канцлер». [ 2 ] Тоня Шарлах отмечает, что сегодня общепринятым переводом считается слово «визирь». [ 5 ] Это же слово также традиционно используется как перевод названия другой, несвязанной с ним должности, бадалум , использовавшейся в северных сирийских городах, таких как Харран и Абарсал , в третьем тысячелетии до нашей эры. [ 6 ] Это также условный термин для главы эблаитской администрации , которого, скорее всего, называют лугал са-за . [ 7 ] Слово суккал засвидетельствовано в эблаитских документах, но, по-видимому, вместо этого обозначает тип священнослужителя . [ 8 ]

Эта должность суккала также известна за пределами южной Месопотамии, например, в Мари. [ 1 ] из Алалаха в западной Сирии, [ 9 ] из хурритского царства Аррафа на северо-востоке Месопотамии. [ 10 ] и из Элама . [ 11 ] По крайней мере, в южной Месопотамии и Мари суккал служил посредником между царской администрацией и иностранными посланниками. [ 12 ] Есть свидетельства того, что они часто знали более одного языка и выступали в качестве переводчиков , а некоторые, вероятно, были иностранцами или детьми иностранцев, поселившихся в Месопотамии. [ 12 ] В некоторых случаях рядом с сопровождавшим его тем же местным суккалом всегда упоминался конкретный иностранный сановник. [ 12 ]

Соответствующий офис, известный из Раннединастического Гирсу. [ 13 ] а из административных текстов Третьей династии Ура — текст суккалмы (ГАЛ.СУККАЛ, суккалмаху ). [ 2 ] Тоня Шарлак предлагает понимать этот термин как эквивалент современного государственного секретаря . [ 1 ] Суккалмах отвечал за несколько суккалов. [ 2 ] В Эламе этот термин был принят в качестве царского титула, возможно, потому, что суккалмы государства Ура III, проживающие в Лагаше , недалеко от территории эламитов, управляли территориями, окружающими Сузы , когда государство, которому они служили, достигло своего максимального размера. [ 14 ] Так называемая династия Суккалма правила Эламом в начале второго тысячелетия до нашей эры. [ 15 ]

В некоторых лексических текстах суккал объясняется как пашишу , «священник спасения», хотя причина приравнивания этих двух терминов неизвестна. [ 1 ]

Суккал как тип божеств

[ редактировать ]

В месопотамской религии некоторые божества назывались суккалами и действовали как божественные аналоги человеческих чиновников. [ 16 ] Благодаря более прямым доказательствам, присутствующим в мифах по сравнению с экономическими и административными текстами, их функции более известны, чем функции их человеческих тезок. [ 17 ] Суккал был членом суда высшего ранга божества и в некоторых случаях в списках богов мог появляться даже раньше своих детей. [ 18 ] В то же время не каждое божество-слуга было суккалом. [ 18 ] В различных документах можно найти три различных класса божественных слуг: советники и представители (включая суккал), божества, занимающиеся личными потребностями бога, и, наконец, те, кому поручено содержание своего домашнего хозяйства, например божественные повара или садовники . [ 16 ] В мифах суккалы выступают и как путешествующие посланники своих хозяев, и как их советники дома. [ 19 ] Мудрость часто считалась чертой этого класса божеств. [ 20 ] Хотя у большинства божеств были придворные, обычно суккалы были только у тех, чье положение в пантеоне было прочно установлено. [ 18 ] и суккалы главных городских богов, вероятно, были самыми старыми божествами этого типа. [ 21 ] По мнению Ричарда Л. Литке, случаи, когда у суккала есть собственный суккал, хотя и известны, но их следует рассматривать как аномалию. [ 22 ] Например, Нигина , суккал бога Солнца Уту , имела свой суккал, [ 22 ] как и Аламмуш , суккал бога луны Нанны . [ 23 ]

Богиня Ниншубур рассматривается ассириологами как «самый ранний и важный» суккаль. [ 24 ] «архетипический визирь богов». [ 25 ]

Атрибутом всех суккалов был посох. [ 26 ] Папсуккал можно было бы назвать бел хати , [ 27 ] «господин посоха». [ 28 ] Точно так же Нуска носила шумерский эпитет эн-Гидри , «повелитель скипетра». [ 29 ] Алла , Исимуд и Ниншубур тоже были изображены с посохами. [ 30 ] Одно из возможных изображений Ниншубура с посохом присутствует на печати Лугал -ушумгала , правителя Лагаша во времена правления Нарам-Сина Аккадского и его сына Шар-Кали-Шарри . [ 31 ] Суккал должен был идти впереди своего хозяина, возглавляя свой посох. [ 32 ] Суккалы также могли быть связаны с дверями. [ 28 ] В литературных текстах им можно было поручить отсеивать посетителей, желающих увидеть своего хозяина. [ 19 ]

Титул суккалмах мог быть применен к божественным суккалам, хотя нет никаких свидетельств того, что божественный суккалмах отвечал за обычные суккалы, а в некоторых случаях божество имело несколько суккалов, но ни один из них не назывался суккалмах, в то время как в других случаях суккалмах был единственным суккалом их хозяина. [ 2 ] Скорее всего, обращение к божеству как к суккалмаху имело целью лишь подчеркнуть высокое положение своего хозяина в пантеоне. [ 2 ] К божествам, называемым суккалмами, относятся Нуска (суккал Энлиля ), [ 33 ] Ара (один из двух суккалов Энки ), [ 34 ] Нинпириг (один из суккалов Уту ), [ 2 ] Ниншубур (суккал Инанны ) [ 24 ] и Аламмуш (суккал Нанны). [ 35 ] Еще одним титулом, используемым для описания некоторых божественных суккалов, было SAL.ḪÚB 2 . [ 36 ] В большинстве текстов, где встречается это слово, оно встречается параллельно со словом «суккал». [ 37 ] Он обозначает только богов, а не людей-чиновников, и известно лишь несколько подтверждений. [ 37 ] Предполагается, что это относилось к суккалу, особенно эмоционально близкому своему хозяину. [ 38 ] К таким божествам относятся Ниншубур (мужские и женские), [ 39 ] Бунене , Нинпириг, [ 40 ] Набу и Мудуггасаа (в двуязычном тексте, где он встречается как эквивалент первого), [ 41 ] и Инниманизи. [ 38 ] Количество упоминаний каждого из них неодинаково, и только Ниншубур упоминается как SAL.ḪÚB 2 более одного или двух раз, при этом в настоящее время известно семь зарегистрированных случаев. [ 38 ] В одном случае ее называли «возлюбленной SAL.ḪÚB 2 Инанны», и она появляется сразу после Думузи в перечислении божеств, связанных с ее любовницей, перед некоторыми членами ее семьи, например, ее невесткой Гештинанной . [ 36 ] В некоторых случаях такие термины, как MUNUS.SUKKAL (например, в случае Sililitum) [ 42 ] или нин -суккал (в случае Ниншубура и Амасагнуди ) использовался для обозначения того, что суккал был женщиной. [ 43 ]

Утверждалось, что многие суккалы просто представляли собой результат действий своих хозяев: богу огня Гибилу служило обожествленное пламя Наблум, а богу погоды Ишкуру — обожествленная молния Нимгир. [ 21 ] Другие кажутся олицетворениями конкретных команд, например Этурамми («не расслабляться»), Нер-э-тагмил («убей, не жалей») или Угур («уничтожь»). [ 21 ] Однако Франс Виггерманн отмечает, что ни одно из объяснений не подходит для суккалов особенно устоявшихся божеств: Ниншубура, Нуски, Бунене, Исимуда и Аламмуша, характер которых был независим от характера их хозяев. [ 21 ]

Иногда утверждают, что суккал должен был соответствовать полу своего хозяина. [ 44 ] Однако Намтар , Эрешкигаль , был мужчиной. суккал [ 45 ] Суккал богини медицины Гулы , Урмашум, тоже был мужским божеством. [ 46 ] выступает как суккал Ану Амасагнуди, считавшаяся богиней, в одном лексическом тексте . [ 43 ]

Суккалы могли действовать как божества-заступники, что приводило к сравнению их с другим классом второстепенных божеств, ламмами , в современной науке. [ 47 ] Оба они могли быть изображены в схожих сценах на цилиндрических печатях , ведущих человека-посетителя к своему божественному хозяину. [ 48 ] Богиня Ламмашага была идентифицирована как суккал и ламма. [ 49 ] Третьим классом божеств, участвовавших в заступничестве, были жены главных богов. [ 50 ] а иногда их сравнивают с суккалами, например, роль посредника между главным божеством и поклонниками, которую играла Ниншубур в культе Инанны, сравнивалась с ролью, которую играли супруги других главных богов, Ая в культе Инанны. культ Шамаша или Шалы у Адада. [ 51 ]

Суккалов также сравнивают с ангелами в сравнительной науке, и некоторые исследователи, например Ян ван Дейк и Франс Виггерманн, предварительно называют изучение суккалов «шумерской ангелологией ». [ 21 ] Точно так же утверждалось, что природу божеств Ламмы можно сравнить с современным представлением об ангелах-хранителях . [ 52 ]

Список суккалов

[ редактировать ]
Имя Соответствующее главное божество Подробности
На
Полностью желтый [ 53 ]
я тебя ненавижу [ 54 ] Аллу описывают как «малоизвестное божество, имеющее связи с преступным миром ». [ 55 ] Его можно было назвать эпитетом Лугал-сапар. [ 54 ] «властелин сети ». [ 56 ] Сети хорошо известны как оружие богов в месопотамской литературе. [ 56 ] Его можно было приравнять к Думузи . [ 55 ] Он также засвидетельствован в списках так называемых «семи побежденных Энлилов». [ 57 ] божества, связанные с Энмешаррой . [ 58 ] Его изображали лысым, безбородым человеком, без рогатой короны, ассоциирующейся с божественностью. [ 59 ] Аллу не следует путать с Аллатумом , месопотамским именем хурритской богини Аллани. [ 53 ]
Аламмус Его /Нанна [ 23 ] Аламмуш был тесно связан с богом скота Нингублагой , и их двоих можно было назвать близнецами. [ 60 ] Они соответствовали созвездию под названием «Маленькие Близнецы» в месопотамской астрономии . [ 61 ] Помимо того, что Аламмуш выполнял функции суккала Нанны, у него был собственный суккал. [ 23 ] Известны два написания имени последнего божества: д Уру 3 .гал и д День x (EN).гал. [ 62 ]
Амасагнуди штукаджиг [ 43 ] Амасагнуди была богиней, которая была суккалом Ану, согласно единственному лексическому тексту древневавилонского периода . [ 43 ] Ее имя означает «мать, которую невозможно оттолкнуть». [ 63 ] Она была женой Папсуккала согласно списку богов Ан = Анум. [ 64 ] и источники из Селевкидов Урука , [ 43 ] но очень мало свидетельств о ней сохранилось до периода Селевкидов. [ 65 ]
Мы покупаем Энки [ 66 ] Мы покупаем ( д С) [ 66 ] засвидетельствован как суккалмах Энки в списке богов Ан = Анум . [ 34 ] Согласно источникам древневавилонского периода , она была женским божеством, но позже ее отождествили с Исимудом , который был мужским. [ 67 ]
Башму Тишпак [ 68 ] Башму поделился своим именем с змеевидным мифическим существом. [ 69 ] Однако на цилиндрических печатях бога, который мог бы быть Тишпаком, сопровождает полностью антропоморфное божество-помощник, что, возможно, указывает на то, что имя Башму в данном случае предназначалось только для того, чтобы указать на связь между этим богом и змеями. [ 69 ]
Белет-Серия Эрешкигаль [ 70 ] Юлия Крул предполагает, что в эллинистическом Уруке Белет-Сери стала рассматриваться как визирь Эрешкигаля и, возможно, Ану, поскольку она получала подношения вместе с Папсуккалем, что хорошо засвидетельствовано в такой роли. [ 70 ]
Бизилла Нинлиль [ 71 ] Традиция, согласно которой Бизилла была суккалом Нинлиль, жены Энлиля, известна из текстов, посвященных Хурсакаламе. [ 71 ] В других источниках она была связана с Наная и Канисуррой . [ 72 ] Предполагается также, что она встречается при дворе Манунгала . в некоторых источниках [ 73 ] хотя Иеремия Петерсон считает возможным, что могло быть два божества с похожими именами: одно связано с Манунгалом, а другое - с Наная. [ 74 ]
Скажи это
Картонная коробка [ 9 ]
Уту/ Шамаш [ 75 ] В Сиппаре Бунене считался мужем дочери Шамаша и Аи , богини снов Маму (также пишется как Мамуд). [ 75 ] Согласно так называемому «Каноническому храмовому списку» , под именем Папнунна ему поклонялись в его собственном храме, Э-кашбарсумму, «доме, принимающем решения». [ 76 ]
Кончил Нинегал [ 77 ] Имя Дикум, хотя и аккадское , происходит от шумерского diku , «судья», и на этом основании утверждалось, что божество, вероятно, считалось ответственным за отправление правосудия от имени Нинегала. [ 78 ]
Эдинмуги Шумуган [ 79 ] Эдинмуги (шумерский: «он охранял равнины») засвидетельствован как суккал Шумугана в надписи на печати из Лагаша. [ 79 ] Сам Шумуган упоминается как суккал в надписи Гудеа и как суккалмах в двуязычном гимне Уту, известном по копии из Хаттусы . [ 80 ]
я ел
Давай поедим [ 81 ]
Опубликовано [ 81 ] Имя Этурамми означает «не расслабляйся». [ 21 ] Его хозяин Биртум был обожествлением оков и мужем Манунгал, богини тюрем. [ 73 ]
Или-мишар
Мисару ? [ 82 ]
Имзуанна [ 82 ] Или-мишар, суккал Имзуанны, известен из списка богов Ан = Анум . [ 83 ] Было предложено отождествить его с Мишару , сыном Адада . [ 82 ] Его любовницей была жена Лугаль-Марады , [ 84 ] городской бог Марада . [ 85 ] Мартен Стол утверждает, что Или-мишар был одним из двух суккалов последнего, а вторым был Лугал-меа. [ 85 ]
Илабрат штукаджиг [ 16 ] Илабрат был богом, который либо стал ассоциироваться с Ниншубуром мужского рода, либо чье имя было написано с именем Ниншубура и рассматривалось как логограмма . [ 86 ] Он был суккалом Ану и появляется в этой роли в мифе об Адапе . [ 16 ]
Инимманизи Нинурта [ 87 ] Инимманизи означает «его слово истинно» на шумерском языке и первоначально было обычным именем, но, начиная с периода Старого Вавилона, оно засвидетельствовано как имя суккала Нинурты. [ 87 ] Ему поклонялись в храме Нинурты Эшмуеша в Ниппуре . [ 88 ] Согласно списку богов Ан = Анум, у него были брат Нинкарнунна и жена Ламма , но, по мнению Уилфреда Г. Ламберта, кажется, что в некоторых копиях Нинкарнунна — женское божество и жена Иниманизи, а не брат. [ 87 ]
Применять
Иппу [ 89 ]
Я тебя ненавижу, [ 59 ] возможно, изначально Ниназу [ 89 ] Ифаум был богом- змеей . [ 59 ] Хотя у Ниназу не было своего суккала ни в одном из основных списков богов, Франс Виггерманн предполагает, что Ипахум изначально был связан с ним, а не с его сыном Нингишзидой. [ 89 ]
Ипте-бит
Ипте-бит [ 90 ]
мосты [ 91 ] Ипте-бит означает «он открыл храм». [ 90 ] Ему поклонялись в Дилбате. [ 90 ] Заклинание Дера ставит его рядом с сыном Ураша Лагамалем . [ 92 ] В нео-вавилонском тексте Ипте-бит упоминается как женское божество, одна из двух «дочерей Э-ибби-Анни», храма Ураша. [ 93 ]
Икби-Дамик Киттум [ 94 ] Имя Икби-Дамик означает «она сказала: «Все в порядке!»» [ 95 ] В более раннем переводе Уилфреда Г. Ламберта «он говорил, это приятно» предполагалось, что Икби-Дамик был мужчиной. [ 96 ] Однако теперь известен текст, в котором она упоминается как «дочь». [ 95 ] Она также засвидетельствована в списке богов Ан = Анум и в Шурпу . [ 96 ] Болезнь под названием «рука Икби-Дамика» упоминается в одном медицинском тексте наряду с «рукой Наная » и «рукой Канисурры ». [ 97 ]
Ишум Нергал [ 98 ] Ишум заменил Угура , первоначальный суккал Нергала, после древневавилонского периода. [ 98 ] Его считали божественным ночным сторожем . [ 99 ]
Персоны
я буду улыбаться [ 100 ]
Чернила/Ша [ 100 ] Форма Исиму(д) была шумерской, а Усму – аккадской. [ 100 ] Его изображали с двумя лицами. [ 100 ] Аккадское слово usumia означало «двуликий» и, вероятно, было связано с именем этого бога, по крайней мере, через народную этимологию . [ 100 ]
Пу Ану, Ансар [ 101 ] Какка действует как суккал Ану в мифе о Нергале и Эрешкигаль , но как суккал Аншара в Энума Элиш . [ 101 ] Женскому божеству, также называемому Какка, также поклонялись в как богине-целительнице, связанной с Нинкарраком и Ниншубуром. Мари [ 51 ]
Киттум
Нижгина [ 102 ]
Уту/Шамаш [ 102 ] [ 94 ] Положение Киттума при дворе Шамаша варьируется от положения старшей дочери до суккала в отдельных копиях списка богов Ан = Анум . [ 102 ] Ее шумерским аналогом была Нигина, чье имя имеет то же значение — «истина». [ 102 ] В An = Anum Kittum вместо этого является мужчиной и братом Нигины. [ 102 ] У нее был свой суккал Икби-Дамик . [ 102 ]
Ламмашага Запах [ 103 ] Имя Ламмашага означает «добрая ламма », причем ламма является разновидностью второстепенного божества-защитника по сравнению с ангелом-хранителем . [ 49 ] Известны посвященные ей гимны. [ 103 ]
Лугал-Кегалла Лугальбанда [ 104 ] Лугал-Чегалла означает «повелитель изобилия», и помимо того, что это имя суккала Лугальбанды, оно также засвидетельствовано как титул Адада и как обычное имя. [ 105 ]
Лугал-вещь Нога-Талия [ 85 ] Уилфред Г. Ламберт предложил отождествить Лугал-меа с Лугал-ме, демоном болезни, представляющим болезнь бенну , хотя он отмечает, что оба имени также были обычными именами в третьем тысячелетии до нашей эры. [ 106 ]
Лугал-Намтарра Шамаш [ 107 ] Лугал-Намтарра был редко засвидетельствованным божеством, возможно, аналогичным Намтару . [ 108 ] В документах из архивов Первой династии Силенда он фигурирует рядом с божеством. д СУККАЛ. [ 108 ] Одетта Бойвен предполагает, что он действовал как суккал Шамаша во время своего ночного путешествия по подземному миру, в то время как д СУККАЛ выполнял ту же роль в течение дня. [ 107 ] Ни один из суккалов Шамаша, известных из других источников, не присутствует в текстах Силенда. [ 108 ]
Мар-бьет Набу [ 109 ] Мар-бити, бог, первоначально связанный с городами Дер и Мальгиум . [ 110 ] описывается как меньше СУККАЛ ГАЛ- инша д МУАТИ , «великий визирь Набу», в единственном тексте Калху . [ 109 ]
МЕ-Хурсаг
Исиб-Хурасаг? [ 111 ]
Ночной путь [ 111 ] Манфред Креберник предлагает читать ишиб по первому знаку имени суккала Нин-Муру, жены Нинкилима . [ 111 ] И Нин-Муру, и ее мужу поклонялись в Муру, первоначально связанном с Нингиримой . [ 112 ]
Мем Видеть [ 113 ] Мем, написано д МНЕ читать читать МЕ встречается как суккал Нингала в списке богов Ан = Анум . [ 23 ] Ричард Л. Литке отмечает, что глосса вряд ли указывает на неизвестное в противном случае произношение знака ME, и предполагает, что в альтернативной версии списка Какка играл роль суккала Нингала. [ 113 ] Он предполагает, что имеется в виду то самое божество, которое в списке приравнивается к Нинкарраку. [ 113 ] отличается от бога-мужчины-посланника. [ 114 ] Богиня медицины по имени Какка засвидетельствована в теофорных именах из Мари. [ 51 ]
Мудуггасаа Асаллухи [ 20 ] Мудуггаса означает «названный добрым именем». [ 20 ] Поздние тексты свидетельствуют, что подобно тому, как Асаллухи был отождествлен с Мардуком , его суккал был отождествлен с Набу . [ 20 ] Уилфред Дж. Ламберт зашел так далеко, что предположил, что Набу был выбран древними богословами на роль суккала Мардука, потому что его имя имело сходное значение с именем Мудуггасаа, поскольку оно происходит от слова nabi'um , «называемый один». [ 20 ]
Бабушка Апсу [ 115 ] Имя Мумму, скорее всего, происходит от аккадского слова mummu , заимствованного из шумерского слова ùmun , означающего «умение» или «мудрость», которое могло служить эпитетом многих божеств. [ 116 ] Традиция представления Мумму как суккала, возможно, возникла из « Энума Элиш» , а также известна из научных списков побежденных мифических существ. [ 117 ] В этом мифе его происхождение не объясняется. [ 118 ]
Наблум Гибил [ 119 ] Наблум был обожествлением пламени. [ 120 ] Он засвидетельствован как суккал бога огня Гибила в списке богов Ан = Анум . [ 120 ]
Набу Мардук [ 121 ] Традиция, согласно которой Набу был суккалом Мардука, старше, чем традиция, представляющая их как сына и отца. [ 122 ] В самых ранних доступных источниках, относящихся к древневавилонскому периоду, к нему обращались еще не как к суккалу, а как к писцу ( дубсару он уже прямо назван суккалом ), но в списке богов Ан = Анум . [ 20 ]
Намтар Эрешкигаль, [ 45 ] спорадически Нергал [ 123 ] Имя Намтар означает «судьба». [ 124 ] Впервые он упоминается как персонифицированное божество в древневавилонский период, а в литературных текстах часто появляется рядом с Эрешкигаль как бог подземного мира. [ 45 ] Его матерью обычно была богиня Мардулаанки, но в одном заклинании он вместо этого является сыном Эрешкигаль и Энлиля. [ 45 ] Он также мог действовать как демон болезни. [ 123 ]
Но-э-тагмил Идентификатор [ 125 ] Нер-э-тагмил означает «убей, не жалей». [ 126 ] Его хозяин Ид был речным богом, связанным с судом. [ 127 ] Он известен по списку богов Ан = Анум , по одному фрагменту заклинания, [ 126 ] и из надписи Шамши-Адада V , которая идентифицирует его как одного из богов, которым поклоняются в Дере . [ 127 ] В одном тексте имя Нер-э-тагмил идентифицируется как титул Нергала, а не как отдельное божество. [ 127 ]
Нигзида и Нигсиса Уту/Шамаш [ 128 ] Имена Нигзида и Нигсиса означают «закон» и «порядок» соответственно. [ 129 ] они идентифицируются как «визири левых» и «визири правых» В списке богов An = Anum . [ 128 ] Нигзиду можно приравнять к Ниггине, другой богине, считающейся суккалом бога Солнца. [ 102 ]
Нимгир Ишкур /Адад [ 130 ] Нимгир был обожествлением молнии. [ 131 ] Единственный текст (КАВ 64) приравнивает его к Марту . [ 131 ] В древневавилонской песне «эршемма» вскользь упоминается безымянный суккал Ишкура. [ 132 ]
Ты сумасшедший Вперед, продолжать [ 73 ] Имя Ниндимгуль означает « причальный шест леди/господина ». [ 133 ] Вероятно, это божество было женщиной. [ 73 ] Кажется, она играет роль обвинителя в «Гимне Нунгалу» . [ 133 ]
Ниндзядру
инженер [ 134 ]
Юг [ 135 ] Нинеидру исполняет роль суккал в гимне Суд, богине-покровительнице Шуруппака , где ее задачей, как говорят, является прием посетителей, прибывающих в храм ее хозяйки. [ 135 ] Она упоминается вместе с Судом и во фрагменте надписи из Шуруппака саргонического периода. [ 134 ] Кристофер Меткалф называет Нинеидру мужским божеством. [ 134 ] но другие авторы считают ее богиней. [ 136 ] [ 135 ] Возможно, она была обожествлением скипетра , а в известных текстах она появляется в связи с Нинменой , обожествлением короны. [ 135 ]
Нинпирик Уту/Шамаш [ 2 ] Хотя у Уту было несколько суккалов, только Нинпириг назывался его суккалмах. [ 2 ] Было высказано предположение, что его имя может намекать на связь со светом. [ 21 ] Он засвидетельствован под несколькими теофорными именами, в основном из Сиппара. [ 137 ] Некоторые исследователи, в том числе Антуан Кавиньо и Манфред Креберник, считают чтение второго элемента его имени неопределенным из-за переменной орфографии и транскрибируют его как Нин-ПИРИГ. [ 138 ]
Ниншубур Инанна , позже также Ану [ 139 ] Роль Ниншубур как суккала Инанны считается первичной, а ее связь с Ану - второстепенной. [ 139 ] Первое уже засвидетельствовано в одном из раннединастических гимнов Заме . [ 86 ] Кроме того, Ниншубур или Илабрат фигурируют как суккал Пиникира в единственном источнике из хурритского корпуса, написанного на аккадском языке. [ 140 ] В Гирсу Ниншубур была супругой Месламтеи, [ 141 ] это имя использовалось для обозначения Нергала в ранних источниках из городов южной Месопотамии. [ 142 ] Франс Виггерманн отмечает, что соединение Нергала с Ниншубур необычно, поскольку она была единственной богиней, которую иногда считали его женой, у которой была четко определенная роль, отличная от роли его супруги, за исключением Эрешкигаль . [ 143 ] Он предполагает, что, поскольку многие случайные супруги Нергала, такие как Маммитум или Адму , возможно, были связаны с землей, [ 144 ] эта роль Ниншубур была связана с ее функцией «госпожа земли». [ 98 ] Никаких других примеров того, как Ниншубур считалась женой другого божества, неизвестно. [ 145 ] Нергала, Единственный источник называет Ниншубур суккалом а не женой. [ 98 ] В Исине Ниншубур, по-видимому, входил в свиту богини медицины Нинисины . [ 146 ]
Нуск
Половина [ 33 ]
Энлиль [ 147 ] Нуска был либо сыном Энлиля, либо вместо его предков Энула и Нинул . [ 33 ] В Харране в первом тысячелетии до нашей эры его стали считать сыном бога луны Сина. [ 148 ] Благодаря синкретизму с Гибилом его можно было рассматривать как сына или суккала Ану. [ 148 ] У него также была жена Садарнунна . [ 147 ] В мифах он обычно появляется как суккал и помощник Энлиля, например, в «Энлиле и Суде» он отвечает за подготовку своего брака с одноименной богиней. [ 29 ] Помимо своей роли суккала, он также был богом огня и света. [ 149 ]
Папсуккал Забаба , [ 25 ] Ану и Анту [ 150 ] Имя Папсуккал представляет собой комбинацию слов пап , «старший брат», и суккал. [ 150 ] Папсуккал первоначально был суккалом Забабы, бога-покровителя Киша , но позже приобрел роль суккала Ану, ассимилировав Ниншубур. [ 25 ] В селевкидском Уруке он был суккалом Ану и Анту. [ 151 ] Его символом была ходячая птица. [ 27 ] В молитве он упоминается как «потомок Энмешарры». [ 152 ] и они появляются рядом друг с другом в списке различных побеждённых мифических фигур. [ 57 ]
Нет Осторожный [ 153 ] Неизвестно, являются ли Квадма и Кадма двумя вариантами написания имени одного бога или двух тесно связанных богов. [ 153 ] Оба имени принадлежат божественным судьям. [ 153 ] Неизвестно, был ли бог Зизану сыном Кудмы или Иштарана. [ 154 ] Хотя бог Нира часто ассоциировался с Иштараном, он был его шипру («посланником»), а не суккалом. [ 155 ]
Силилитум телятина [ 156 ] Силилитум известен только по единственному экземпляру списка богов Ан = Анум , аналогичному остальной части круга Манзата. [ 157 ] Ее имя, вероятно, имеет семитское происхождение. [ 157 ] Она разделила свое имя с десятым месяцем местного календаря Суз. [ 42 ] и, по словам Уилфреда Г. Ламберта, с типом птицы ( šinūnūtu ). [ 157 ] Возможность того, что Силилитум был связан с Силили , божеством, известным исключительно из одного отрывка из « Эпоса о Гильгамеше» счел маловероятным , Эндрю Р. Джордж . [ 158 ]
Шумах Это было предназначено [ 159 ] Шумах был одним из трех детей Нинисины и ее мужа Пабилсага , двое других - Гунура и Даму . [ 160 ] Его имя означает «тот, у кого могучая рука». [ 159 ] В списке богов Ан = Анум он является одним из пяти удугов (духов-защитников) Эгальмы, храма его матери. [ 161 ] [ 159 ] В ритуальном тексте говорится, что его обязанностью было убирать и очищать улицы Исина для своей матери. [ 162 ] Богиня с похожим именем, Ама-шумах, была домоправительницей ( абараккат ) Экура согласно серии заклинаний Мушу'у и, по-видимому, была связана как с Нинисиной, так и с другой богиней медицины, Нинтинуггой . [ 159 ]
д СУККАЛ Шамаш [ 107 ] д СУККАЛ известен из документов из архивов Первой династии Силенда и, возможно, был аналогом мужского варианта Ниншубура. [ 108 ] Одетта Бойвин предполагает, что он действовал как суккал Шамаша во время своего ежедневного путешествия по небу, в то время как Лугал-намтарра выполнял ту же роль ночью в подземном мире. [ 107 ] Ни один из суккалов Шамаша, известных из других источников, не присутствует в текстах Силенда. [ 108 ]
Тасме-зикра Ишхара [ 163 ] Ташме-зикру означает «Она ответила на мое слово» или «Она ответила на слово». [ 163 ] Она засвидетельствована в списках богов Исин и Ан = Анум . [ 163 ]
Успех Нергал [ 164 ] Первоначально Угур был суккалом Нергала, хотя после древневавилонского периода его заменил в этой роли Ишум. [ 98 ] В месопотамских источниках его имя использовалось для логографического обозначения имени Нергала, по крайней мере, начиная со среднего вавилонского периода. [ 142 ] Однако хурриты продолжали поклоняться ему как богу войны. [ 165 ] В хурритских источниках он образовал триаду с Нупатиком и Аштаби . [ 165 ] В Эмаре ему поклонялись вместе с Шувалой , хурритской богиней, связанной с подземным миром. [ 166 ]
Унгасага и Хамун-ана Расстояние [ 167 ] Согласно списку богов Ан = Анум , Унгасага и Хамун-ана были двумя суккалами Нисабы. [ 167 ]
Урмашум, д УР и Уршбидга Сахар [ 168 ] Согласно списку богов Ан = Анум , Урмашум, д УР (объясняется как аналог Урмашума) и Уршабидуга были тремя суккалами Гулы. [ 169 ] В одном случае Урмашум ассоциировался со «звездой Ламма» ( у меня есть lam-ma Бау ), обычно астральный символ суккала Ламмашаги . [ 169 ] Вполне возможно, что его представляли как собачье существо, поскольку его имя начинается с ur , знака, присутствующего в словах urgi (собака), urmah (лев) и urbarra (волк). [ 46 ] Знак maš означает «близнец», что побудило Манфреда Креберника предположить, что он произошел от пары фигурок собак, охраняющих ворота. [ 169 ] В одном источнике имя Урмашума содержит морфему , указывающую, что божество рассматривалось как женское, и в еще одном случае неясно, хотя и не невозможно, что имя заканчивается на женском роде -tum . [ 170 ] Бог с таким же именем появляется среди божеств подземного мира в списке богов Вейднера , но его отношения с суккалом Гулы неясны. [ 169 ] Имя Уршабидуги можно перевести как «собака, у которой хорошая плоть (от болезни)». [ 171 ]
Ушумгал мой нинкилим [ 172 ] Название Ушумгал могло, в зависимости от используемого определителя , относиться либо к суккалю Нинкилима, либо к мифической змее, связанной с легендарным мудрецом Лу-Нанной. [ 173 ] Это также засвидетельствовано как эпитет Мардука , Думузи , Нинурты и Шамаша . [ 174 ]
Узну и Хасису Дамгалнуна [ 175 ] Согласно списку богов Ан = Анум , Узну («ухо») и Хасису («мудрость») были суккалами Дамгалнуны, жены Энки. [ 175 ] Они также встречаются вместе в одном заклинании. [ 175 ]
цикада Месламта-еа [ 172 ] Упомянутый Месламти-и — один из богов, образующих пару Лугал-Ирра и Месламта-еа, связанную с городами Кисига и Дурум. [ 176 ] Зигарра и Зиму, суккал Лугал-ирры, действовали в паре и в одном источнике приравниваются к своим хозяевам. [ 177 ]
Зима
Земля [ 172 ]
Лугалирра [ 172 ] Зиму и Зиггара, суккал Месламта-эа, действовали в паре и в одном источнике приравниваются к своим хозяевам. [ 177 ]

Помимо перечисленных выше суккалов, согласно списку богов Ан = Анум, суккалы имели следующие божества, имена которых либо не сохранились, либо сохранились лишь частично в известных копиях: Дингирма, богиня из Адаба, отождествленная с Нинхурсаг , [ 178 ] Гишхуранки, жена Ашги , [ 179 ] Шулпае , Панигингарра , [ 180 ] и Нинсун . [ 104 ] В списке подношений Уммы периода Ура III упоминается безымянный суккал богини-ремесленницы Нинмуг . [ 181 ] Франс Вигерманн утверждает, что на основании иконографических данных можно предположить, что суккалы, связанные с Нанше и Нингирсу, также существовали, хотя их имена неизвестны. [ 9 ]

Список суккалов за пределами Месопотамии

[ редактировать ]

Концепция суккала также была включена в хурритскую религию . [ 182 ] Хурритское было написание этого слова шуккалли . [ 182 ] Считалось, что у всех главных хурритских богов были свои суккалы. [ 183 ]

Имя Соответствующее главное божество Культура Подробности
Хупустукар в Кеш [ 184 ] хурритский [ 185 ] Хупуштукар был суккалом Хешуи, хурритского бога войны. [ 184 ] Его имя происходит от хурритского глагола Хуб- , «ломать». [ 185 ] В одном ритуальном тексте он появляется рядом с суккалами других божеств: Имманзизи, Ундуруммой, Тену, Липпарумой и Мукишану. [ 186 ]
Импалури Море ( Киаше ) [ 187 ] хурритский [ 188 ] Импалури был суккалом хурритского морского бога. [ 187 ] Фолькерт Хаас отмечает, что суффикс — лури появляется не только в его имени, но и в именах других хурритских божеств, таких как горная богиня Леллури и первобытный великан Упеллури , а также в некоторых горных и каменных именах. [ 188 ]
Я взволнован Да [ 189 ] хурритский [ 189 ] Иззумми — это хурритское имя Исимуда или Ушму, суккала Эа, который был включен в хурритский пантеон вместе со своим хозяином. [ 189 ]
Липпарума Шимигэ [ 190 ] хурритский [ 190 ] Липпарума [ 191 ] или Липару был суккалом хурритского бога солнца Шимиге. [ 190 ] В двуязычной шумеро-хурритской версии списка богов Вейднера из суккала Эмара Шимиге вместо этого используется месопотамский бунене (переписанный на хурритском языке как д У-у-ун-ни-ну-ва-ан ). [ 192 ] Липарума и Бунене можно рассматривать как эквиваленты. [ 191 ]
Мукишан [ де ] Кумарби [ 183 ] хурритский [ 183 ] Мукишану был суккалом Кумарби. [ 193 ] Его имя произошло от Мукиша , географического названия, обозначающего территорию вокруг города Алалах. [ 193 ] где большой процент населения говорил на хурритском языке. [ 194 ]
Доктор Большой Хурритский/сирийский [ 195 ] Такиту ( dqt в угаритском алфавите ; несколько вариантов написания, чередующихся между та и ту , да и ду, засвидетельствованы хурро-хеттскими источниками) был суккалом Хебата. [ 195 ] В святилище Язылыкая она появляется прямо за ней. [ 195 ] Было высказано предположение, что ее имя могло произойти от семитского корня dqq , «маленький». [ 195 ] В мифе, сохранившемся на табличке CTH 346.12, она описана как путешествующая через земли Митанни в далекий Шимуррум от имени своей госпожи. [ 196 ] Она также появляется в «Песне об Улликумми», где Хебат поручает ей выяснить судьбу ее мужа после его первоначального столкновения с одноименным монстром. [ 197 ]
Тапшувари возможно Кушух [ 198 ] хурритский [ 198 ] Согласно Мейндерту Дейкстре, Тапшувари был суккалом хурритского бога луны Кушуха. [ 198 ] но вместо этого Фолькерт Хаас идентифицирует его как члена круга Кумарби. [ 199 ] Он появляется во фрагменте хурритской версии «Песни об Улликумми» , а также в другом литературном фрагменте, также связанном с богами солнца и луны. [ 199 ]
Ташмиш Тешуб [ 200 ] хурритский [ 201 ] Ташмишу был суккалом и братом Тешуба, хурритского бога погоды. [ 189 ] Его женой была богиня Набарби . [ 202 ] Этимология его имени неясна. [ 203 ] хотя было высказано предположение, что ташми означает «сильный» на хурритском . [ 201 ] Хотя он был связан с хеттским богом Шувалиятом , он так и не приобрел ассоциации последнего с растительностью. [ 204 ]
Незначительный Тешуб [ 200 ] хурритский [ 205 ] или сирийский [ 206 ] [ 200 ] Тену был богом, который в ритуальных текстах появляется как суккал Тешуба вместо Ташмишу. [ 200 ] Даниэль Швемер предполагает, что эта ситуация может указывать на его принадлежность к пантеону Алеппо (Халаб). [ 200 ] Гэри Бекман также приписывает ему сирийское происхождение. [ 206 ] Однако Альфонсо Арчи предполагает, что он имел хурритское происхождение. [ 205 ]
Тиябенти Большой [ 207 ] хурритский [ 208 ] Тиябенти была божеством неясного пола из круга Хебат, считавшимся ее суккалом. [ 207 ] Это имя означает «тот, кто говорит благосклонно» или «она, которая говорит благосклонно». [ 208 ] В мифах роль суккала Хебат принадлежит Такиту. [ 209 ] чье имя могло иметь семитское, а не хурритское происхождение. [ 195 ] Однако оба они сосуществуют в ритуальных текстах, где оба могут сопровождать Хебат, а это значит, что теории, согласно которым один из них был всего лишь эпитетом другого, необоснованны. [ 209 ]
Ундурумма Сука [ 210 ] хурритский [ 210 ] Согласно единственному источнику, подтверждающему существование этого божества, Ундурумма был суккалом Шаушки. [ 210 ] Неясно, был ли Унудурупа/Ундурува, связанный с богиней подземного мира Аллани в другом документе, тем же божеством. [ 210 ] В большинстве ритуалов и мифов Шаушку сопровождали богини-музыканты Нинатта и Кулитта . [ 211 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Шарлах 2005 , с. 18.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Виггерманн 1987 , с. 16.
  3. ^ Виггерманн 1998c , с. 492.
  4. ^ Чарльз 2005 , с. 23.
  5. ^ Апрель 2017 г. , с. 49.
  6. ^ Архи 2015 , с. 427.
  7. ^ Ливерани 2013 , с. 122.
  8. ^ Архи 2015 , с. 105.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Виггерманн 1987 , с. 9.
  10. ^ Вильгельм 1989 , с. 46.
  11. ^ Апрель 2017 г. , с. 117.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Шарлах 2005 , с. 19.
  13. ^ Поттс 1999 , с. 160.
  14. ^ Поттс 1999 , стр. 160–161.
  15. ^ Поттс 1999 , с. 161.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Хандли 2013 , с. 91.
  17. ^ Виггерманн 1987 , стр. 16–17.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Litke 1998 , p. 7.
  19. ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1987 , с. 17.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ламберт 2013 , с. 254.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Виггерманн 1987 , с. 22.
  22. ^ Перейти обратно: а б Litke 1998 , p. 133.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д Креберник 1997а , с. 365.
  24. ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1998c , с. 497.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 94.
  26. ^ Виггерманн 1987 , стр. 8–9.
  27. ^ Перейти обратно: а б Крул 2018 , с. 150.
  28. ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1987 , с. 12.
  29. ^ Перейти обратно: а б Трек 1998 , с. 631.
  30. ^ Виггерманн 1987 , с. 8.
  31. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 180.
  32. ^ Виггерманн 1987 , с. 11.
  33. ^ Перейти обратно: а б с Трек 1998 , с. 630.
  34. ^ Перейти обратно: а б Litke 1998 , p. 102.
  35. ^ Саймонс 2016 , с. 9.
  36. ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1988 , с. 228.
  37. ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1988 , с. 229.
  38. ^ Перейти обратно: а б с Кавинье и Виггерманн, 2014 г. , с. 35.
  39. ^ Виггерманн 1988 , стр. 225–227.
  40. ^ Виггерманн 1988 , с. 227.
  41. ^ Виггерманн 1988 , стр. 227–228.
  42. ^ Перейти обратно: а б Креберник 2011 , с. 496.
  43. ^ Перейти обратно: а б с д и Болье 1992 , с. 65.
  44. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 93-94.
  45. ^ Перейти обратно: а б с д Кляйн 1998 , с. 143.
  46. ^ Перейти обратно: а б Ливингстон 1988 , с. 58.
  47. ^ Крул 2018 , с. 227.
  48. ^ Виггерманн 1987 , стр. 18–19.
  49. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 53–54.
  50. ^ Виггерманн 1987 , с. 20.
  51. ^ Перейти обратно: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 273.
  52. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 194.
  53. ^ Перейти обратно: а б Шарлах 2002 , с. 99.
  54. ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2009 , с. 96.
  55. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 223.
  56. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1987c , с. 151.
  57. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 212.
  58. ^ Ламберт 2013 , с. 216.
  59. ^ Перейти обратно: а б с Виггерманн 1998b , с. 369.
  60. ^ Креберник 2016а , с. 352.
  61. ^ Крул 2018 , с. 67.
  62. ^ Litke 1998 , p. 130.
  63. ^ Виггерманн 1998c , с. 493.
  64. ^ Болье 1992 , с. 64.
  65. ^ Болье 1992 , с. 53.
  66. ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2009 , с. 48.
  67. ^ Крул 2018 , с. 153.
  68. ^ Litke 1998 , p. 194.
  69. ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1997 , с. 39.
  70. ^ Перейти обратно: а б Крул 2018а , с. 76.
  71. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 112.
  72. ^ Джордж 1993 , с. 54.
  73. ^ Перейти обратно: а б с д Кавинье и Креберник 1998b , с. 617.
  74. ^ Петерсон 2009a , с. 239.
  75. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 265.
  76. ^ Джордж 1993 , с. 106.
  77. ^ Litke 1998 , p. 155.
  78. ^ Виггерманн 1987 , с. 21.
  79. ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 2013 , с. 308.
  80. ^ Ламберт 2013 , стр. 516–517.
  81. ^ Перейти обратно: а б Litke 1998 , p. 187.
  82. ^ Перейти обратно: а б с Litke 1998 , p. 171.
  83. ^ Ламберт 1980 , с. 52.
  84. ^ Ламберт 1980a , с. 74.
  85. ^ Перейти обратно: а б с Stol 1987 , p. 148.
  86. ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1998c , с. 491.
  87. ^ Перейти обратно: а б с Ламберт 1980b , с. 104.
  88. ^ Кавинье и Виггерманн, 2014 , с. 34.
  89. ^ Перейти обратно: а б с Виггерманн 1998а , с. 331.
  90. ^ Перейти обратно: а б с Ламберт 1980c , с. 151.
  91. ^ Litke 1998 , p. 13.
  92. ^ Джордж, Танигучи и Геллер 2010 , с. 134.
  93. ^ Креберник 2016а , с. 353.
  94. ^ Перейти обратно: а б Креберник 2011а , с.602.
  95. ^ Перейти обратно: а б Джордж 2000 , с. 298.
  96. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1980d , с. 151.
  97. ^ Stol 1998 , p. 147.
  98. ^ Перейти обратно: а б с д и Виггерманн 1998 , с. 220.
  99. ^ Джордж 2015 , с. 2.
  100. ^ Перейти обратно: а б с д и Ламберт 1980e , с. 179.
  101. ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2009 , с. 76.
  102. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кляйн 1998а , с. 311.
  103. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 77.
  104. ^ Перейти обратно: а б Litke 1998 , p. 169.
  105. ^ Ламберт 1987 , с. 141.
  106. ^ Ламберт 1987b , с. 149.
  107. ^ Перейти обратно: а б с д Бойвин 2018 , стр. 220–221.
  108. ^ Перейти обратно: а б с д и Бойвин 2018 , с. 220.
  109. ^ Перейти обратно: а б Креберник 1987 , с. 357.
  110. ^ Креберник 1987 , с. 356.
  111. ^ Перейти обратно: а б с Креберник 1997 , с. 31.
  112. ^ Джордж 1993 , с. 30.
  113. ^ Перейти обратно: а б с Litke 1998 , p. 122.
  114. ^ Litke 1998 , p. 25.
  115. ^ Ламберт 2013 , с. 51.
  116. ^ Ламберт 2013 , с. 218.
  117. ^ Ламберт 2013 , с. 221.
  118. ^ Ламберт 2013 , с. 447.
  119. ^ Litke 1998 , p. 108.
  120. ^ Перейти обратно: а б Хеймпель 1998 , с. 5.
  121. ^ Litke 1998 , p. 96.
  122. ^ Ламберт 2013 , стр. 251–252.
  123. ^ Перейти обратно: а б Кляйн 1998 , с. 144.
  124. ^ Кляйн 1998 , с. 142.
  125. ^ Litke 1998 , p. 100.
  126. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 430.
  127. ^ Перейти обратно: а б с Креберник 1998 , с. 215.
  128. ^ Перейти обратно: а б Креберник 2011а , с.603.
  129. ^ Виггерманн 1987 , с. 23.
  130. ^ Litke 1998 , p. 143.
  131. ^ Перейти обратно: а б Креберник 1998а , с. 319.
  132. ^ Швемер 2001 , с. 171.
  133. ^ Перейти обратно: а б Гражданский 2017 , с. 577.
  134. ^ Перейти обратно: а б с Меткалф 2019 , с. 15.
  135. ^ Перейти обратно: а б с д Петерсон 2020 , с. 125.
  136. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 165.
  137. ^ Cavigneaux & Krebernik 1998a , с. 481.
  138. ^ Cavigneaux & Krebernik 1998a , стр. 481–482.
  139. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 93–94.
  140. ^ Тарача 2005 , стр. 570–571.
  141. ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 207.
  142. ^ Перейти обратно: а б Виггерманн 1998 , с. 216.
  143. ^ Виггерманн 1998 , стр. 219–220.
  144. ^ Виггерманн 1998 , с. 219.
  145. ^ Виггерманн 1998b , с. 495.
  146. ^ Бойвин 2018 , с. 221.
  147. ^ Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 126.
  148. ^ Перейти обратно: а б Крул 2018 , с. 151.
  149. ^ Трек 1998 , стр. 631–632.
  150. ^ Перейти обратно: а б Крул 2018 , с. 149.
  151. ^ Болье 1992 , с. 63.
  152. ^ Ламберт 2013 , с. 284.
  153. ^ Перейти обратно: а б с Креберник 2008 , с. 190.
  154. ^ Креберник 2016 , с. 338.
  155. ^ Вудс 2004 , с. 68.
  156. ^ Litke 1998 , p. 167.
  157. ^ Перейти обратно: а б с Ламберт 1987 , с. 345.
  158. ^ Джордж 2003 , с. 835.
  159. ^ Перейти обратно: а б с д Креберник 2014 , с. 290.
  160. ^ Вагенсоннер 2008 , с. 279.
  161. ^ Вагенсоннер 2008 , с. 288.
  162. ^ Вагенсоннер 2008 , с. 285.
  163. ^ Перейти обратно: а б с Креберник 2013а , с. 474.
  164. ^ Litke 1998 , p. 173.
  165. ^ Перейти обратно: а б Хаас 2015 , с. 377.
  166. ^ Швемер 2001 , с. 410.
  167. ^ Перейти обратно: а б Михаловский 1998 , с. 577.
  168. ^ Джордж 1993 , с. 36.
  169. ^ Перейти обратно: а б с д Креберник 2014 , с. 421.
  170. ^ Петерсон 2009 , с. 55.
  171. ^ Креберник 2014а , с. 437.
  172. ^ Перейти обратно: а б с д Litke 1998 , p. 172.
  173. ^ Креберник 2014б , с. 509.
  174. ^ Креберник 2014b , стр. 509–510.
  175. ^ Перейти обратно: а б с Ламберт 1972 , с. 134.
  176. ^ Ламберт 1987a , стр. 143–144.
  177. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1987а , с. 144.
  178. ^ Креберник 1997б , с. 510.
  179. ^ Креберник 1997б , с. 509.
  180. ^ Litke 1998 , p. 76.
  181. ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 473.
  182. ^ Перейти обратно: а б Архи 2013 , с. 6.
  183. ^ Перейти обратно: а б с Вильгельм 1989 , с. 53.
  184. ^ Перейти обратно: а б Камменхубер 1972 , с. 369.
  185. ^ Перейти обратно: а б Хаас 2015 , с. 364.
  186. ^ Камменхубер 1972 , с. 370.
  187. ^ Перейти обратно: а б Франц-Сабо 1980 , с. 74.
  188. ^ Перейти обратно: а б Хаас 2015 , с. 409.
  189. ^ Перейти обратно: а б с д Архи 2013 , с. 10.
  190. ^ Перейти обратно: а б с Архи 2013 , с. 11.
  191. ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 127.
  192. ^ Джорджьери 2011 , с. 614.
  193. ^ Перейти обратно: а б Архи 2013 , с. 12.
  194. ^ Архи 2013 , с. 3.
  195. ^ Перейти обратно: а б с д и Вильгельм 2013 , с. 417.
  196. ^ Вильгельм 2013 , стр. 417–418.
  197. ^ Бачварова 2013 , с. 173.
  198. ^ Перейти обратно: а б с Дейкстра 2014 , с. 76.
  199. ^ Перейти обратно: а б Хаас 2006 , с. 208.
  200. ^ Перейти обратно: а б с д и Швемер 2008 , с. 6.
  201. ^ Перейти обратно: а б Хаас 2015 , с. 309.
  202. ^ Тарача 2009 , с. 121.
  203. ^ Тремуй 2013 , с. 475.
  204. ^ Тремуй 2013 , с. 476.
  205. ^ Перейти обратно: а б Архи 2013 , с. 21.
  206. ^ Перейти обратно: а б Бекман 2002 , с. 49.
  207. ^ Перейти обратно: а б Бекман 1999 , с. 37.
  208. ^ Перейти обратно: а б Архи 2013 , с. 7.
  209. ^ Перейти обратно: а б Тремуй 2014 , с. 31.
  210. ^ Перейти обратно: а б с д Вильгельм 2014 , с. 335.
  211. ^ Франц-Сабо 1983 , стр. 303–304.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f1a0380b2879c08e78d293a9970f1025__1719063960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/25/f1a0380b2879c08e78d293a9970f1025.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sukkal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)