Белет-Серия
Белет-Сери — месопотамская богиня , служившая писцом при дворе богини подземного мира Эрешкигаль . Ее можно было бы рассматривать как аккадский аналог шумерской Гештинанны , но это имя могло также служить титулом Ашратум , жены Амурру , или как полностью независимое божество.
Характер
[ редактировать ]Имя Белет-Сери означает «хозяйка степи». [ 1 ] Аккадское слово ēru , помимо своего буквального значения, могло также относиться к подземному миру . [ 2 ] Старые вавилонские заклинания, такие как Удуг-хул , свидетельствуют, что Белет-Сери представлялся писцом подземного мира ( ṭupšarrat arallê ). [ 3 ] Было высказано предположение, что она должна была служить зеркалом королевского писца ( тупшар экалли ) при дворе подземного мира Эрешкигаль . [ 4 ] Считалось, скорее всего, что она хранила список с именами умерших, на основании которого их допустили в подземный мир. [ 5 ] Ее роль описана в « Эпосе о Гильгамеше» , когда Энкиду увидел во сне подземный мир. [ 3 ] В серии заклинаний Маклю , Шурпу и Бит Месери ее просят связать демонов и ведьм и не дать им покинуть подземный мир. [ 3 ]
В неопределенный момент второго тысячелетия до нашей эры у Белет-Сери возникла связь с богиней Гулой и, как следствие, с медициной. [ 6 ]
Юлия Крул предполагает, что в эллинистическом Уруке Белет-Сери стала рассматриваться как визирь ( суккал ) Эрешкигаля и, возможно, Ану , поскольку она получала подношения вместе с Папсуккалем , что хорошо засвидетельствовано в такой роли. [ 7 ] Она также предполагает, что ее могли связывать с Нингишзидой, культ которой еще присутствовал в этом городе в поздних источниках. [ 8 ]
Идентификация с другими богинями
[ редактировать ]Белет-Сери обычно функционировала как аккадское имя Гештинанна , хотя оно также могло быть применено к Ашратум , жене Амурру , и ее шумерской коллеге Губарре. [ 9 ] Однако было высказано предположение, что в последнем случае этот термин можно понимать как ссылку на обычную степь, а не как эвфемизм страны мертвых. [ 10 ] Белет-Сери также могла функционировать как самостоятельное божество, например, в неоассирийском пантеоне. [ 11 ] Более того, Нингишзиды жену Азимуа , синкретизированную с Гештинанной, тоже можно было бы назвать писцом подземного мира. [ 12 ]
Поклонение
[ редактировать ]Белет-сери поклонялись в Ниппуре и Ассуре в храмах Гулы. [ 13 ] Она также была связана с Дунну-саиди, городом, расположенным между Вавилоном и Сиппаром . [ 6 ] В Ассуре ей поклонялись в храме Гулы. [ 11 ]
В формулах присяги, сопровождающих некоторые неоассирийские контракты, Белет-Сери появляется с божеством по имени Адад-милки, которое, по-видимому, служило ее супругом. [ 11 ]
Она была одним из самых знаменитых божеств в поздних источниках Урука. [ 14 ] После 484 года до нашей эры пантеон этого города был реструктурирован из-за разрушения храма Эанны после неудавшегося вавилонского восстания против правления персидского царя Ксеркса . [ 15 ] Только в этот период там появился ее культ. [ 16 ] Джоан Гудник Вестенхольц предложила, чтобы она и Шаррадиту , о которых также не упоминается в более ранних источниках из Урука, заменили Уркаиту и Усур-амассу в местном пантеоне. [ 1 ] У Белет-Сери был свой храм, окруженный, видимо, фруктовым садом. [ 17 ] Согласно документам периода Селевкидов , он носил название é.gal edin , «дворец степи». [ 18 ]
В тексте, посвященном видам мяса, которые должны были получать различные боги, говорится, что птица считалась неподходящим подношением для Белет-Сери. [ 19 ]
Теофорные имена, связанные с Белет-Сери, известны из документов эллинистического Урука. [ 20 ] Большинство людей, носивших их, были людьми низкого социального положения, включая рабов, бывших рабов и свободных чернорабочих. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 132.
- ^ Крул 2018 , стр. 51–52.
- ^ Jump up to: а б с Крул 2018 , с. 52.
- ^ Крул 2018 , стр. 53.
- ^ Кац 2003 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б Крул 2018 , с. 57.
- ^ Крул 2018 , с. 76.
- ^ Крул 2018a , с. 357.
- ^ Джордж 1993 , стр. 37–38.
- ^ Виггинс 2007 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б с Крул 2018 , с. 56.
- ^ Крул 2018 , с. 54.
- ^ Крул 2018 , стр. 55–57.
- ^ Крул 2018 , с. 50.
- ^ Крул 2018 , с. 49.
- ^ Крул 2018 , с. 75.
- ^ Крул 2018 , стр. 58.
- ^ Крул 2018 , с. 59.
- ^ Крул 2018 , с. 62.
- ^ Крул 2018a , с. 66.
- ^ Крул 2018a , стр. 66–67.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Кац, Дина (2003). Образ загробного мира в шумерских источниках . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-77-3 . OCLC 51770219 .
- Круль, Юлия (2018). « Молитвы от того, кто не может приносить подношения»: Культ Белет-Цери в поздневавилонском Уруке» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 18 (1). Брилл: 48–85. дои : 10.1163/15692124-12341294 . ISSN 1569-2116 .
- Круль, Юлия (2018a). «Некоторые наблюдения о поздних урукских теофорических именах» . Пересекая границы Исследования по истории культуры Древнего Востока: Фестиваль Ганса Неймана к его 65-летию 9 мая 2018 года . Мюнстер: Зафон. ISBN 3-96327-010-1 . OCLC 1038056453 .
- Виггинс, Стив (2007). Переоценка Ашеры: с дальнейшими размышлениями о богине . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-59333-717-9 . OCLC 171049273 .