Киттум
Киттум | |
---|---|
Божественное воплощение истины | |
Другие имена | Нижгина [ 1 ] |
Главный культовый центр | Сиппар , Бад-Тибира , Ракабу |
Генеалогия | |
Родители | Уту /Шамаш и Ая |
Братья и сестры | Мама , Сисиг |
Киттум , также известная как Нигина , была месопотамской богиней , которая считалась воплощением истины . Она принадлежала к кругу бога солнца Уту /Шамаша и была связана с законом и справедливостью.
Характер
[ редактировать ]Имя Киттум на аккадском языке означает «истина» , и она считалась божественной ипостасью этого понятия. [ 1 ] аналог Киттума Шумерский , Нигина, не засвидетельствован до древневавилонского периода , и вполне возможно, что аккадское имя было старше, что сделало бы Нигину искусственным переводом. [ 1 ] Возможным предшественником идеи богини, олицетворяющей истину, являются пословицы и диалоги, скопированные в школах писцов, в которых истина была персонифицирована . [ 1 ] Имена с элементом нигина уже засвидетельствованы в источниках периода Ура III , одним из примеров является Нигинайдуг («истина хороша»), но нет никаких указаний на то, что они обязательно были теофорными , и слово пишется без дингир предшествующего знака . божественные имена. [ 1 ] Киттума также можно было приравнять к другому придворному Уту, Нигзиде, но значение последнего имени не было идентичным, и такие термины, как « верность » или « праведность », считаются более точными переводами. [ 1 ]
Киттум был одним из божеств, связанных с законом и справедливостью. [ 2 ] В юридических текстах на нее можно было ссылаться как на божественного свидетеля. [ 3 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Существуют различия относительно положения Киттума при дворе Уту между отдельными копиями Ан = Анум . [ 1 ] Обычно она появляется как первая из его дочерей, но в некоторых копиях она упоминается как его суккал (божественный визирь), а в одной Киттум и Нигина упоминаются как два отдельных божества, причем первое упоминается как сын, а второе как дочь. из Уту. [ 1 ] Джейкоб Кляйн утверждает, что Киттум считалась «главной» дочерью бога Солнца. [ 1 ] Он указывает на текст, описывающий ее как «любимую дочь Уту» ( думу киаг д Уту ) известен. [ 1 ] Божества Маму и Сисиг считались ее братьями и сестрами. [ 1 ]
Икби-Дамик функционировал как суккал Киттума. [ 4 ] По мнению Ричарда Л. Литке, случаи, когда у суккала есть собственный суккал, хотя и известны, но их следует рассматривать как аномалию. [ 5 ] Имя Икби-Дамик означает «она сказала: «Все в порядке!»» [ 6 ] В более раннем переводе Уилфреда Г. Ламберта «он говорил, это приятно» предполагалось, что Икби-Дамик был мужчиной. [ 7 ] Однако теперь известен текст, в котором она упоминается как «дочь». [ 6 ] Она также засвидетельствована в списке богов Ан = Анум и в Шурпу . [ 7 ] Болезнь под названием «рука Икби-Дамика» упоминается в медицинских текстах наряду с «рукой Наная » и «рукой Канисурры ». [ 8 ]
Поклонение
[ редактировать ]Источники древневавилонского периода свидетельствуют о существовании двух храмов Киттума: одного в Бад-Тибире , а другого в Ракабу. [ 9 ] поселение, расположенное недалеко от Ларсы . [ 10 ] Их церемониальные имена в настоящее время неизвестны. [ 9 ] и доступные документы просто обозначают оба как É д Ки-ит-тим . [ 3 ]
Предлагая списки из Сиппара , Киттум обычно появляется рядом с Мишару , божеством из круга Адада , которое также было связано со справедливостью. [ 11 ] В нововавилонский период они оба были дополнительно сгруппированы с Уму и Даджану. [ 3 ] Не исключено, что она была среди божеств, которым поклонялись в Эбаббаре, храме Шамаша, расположенном в этом городе. [ 3 ] За пределами Сиппара пара Киттум и Мишару также засвидетельствована в ритуале Такульту из Ассура . [ 3 ] Упоминания об этой паре как о «служителях Экура » ( mazzāz Ekur ) известны также из неоассирийских источников. [ 3 ]
Теофорные имена, призывающие Киттума, известны из Ларсы и Ура , двумя примерами являются Киттум-лизиз и Апил-Киттум. [ 3 ] Она также засвидетельствована в женских теофорных именах из старовавилонского мари . [ 12 ] Она — одна из семи богинь, появляющихся в именах с элементом — шимхи , остальные шесть — Анну , Адму , Иштар , Ишхара , Ая и Табубу. [ 12 ] Имя Киттум-шимхи можно перевести как «Киттум — моя радость». [ 13 ] Она также является одним из месопотамских божеств, появляющихся в аккадских теофорных именах из Суз того же периода. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кляйн 1998 , с. 311.
- ^ Креберник 2008 , с. 354.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кляйн 1998 , с. 312.
- ^ Креберник 2011 , с. 602.
- ^ Litke 1998 , p. 133.
- ^ Jump up to: а б Джордж 2000 , с. 298.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 1980 , с. 151.
- ^ Stol 1998 , p. 147.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 168.
- ^ Горовиц 1998 , с. 84.
- ^ Швемер 2001 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Наката 1995 , с. 248.
- ^ Наката 1995 , с. 240.
- ^ Садок 2018 , с. 155.
Библиография
[ редактировать ]- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Джордж, Эндрю Р. (2000). «Четыре храмовых ритуала из Вавилона». Мудрость, боги и литература: исследования ассириологии в честь В. Г. Ламберта . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-004-0 . Проверено 13 июня 2022 г.
- Горовиц, Уэйн (1998). Месопотамская космическая география . Атлантические исследования. Айзенбрауны. ISBN 978-0-931464-99-7 . Проверено 12 июня 2022 г.
- Кляйн, Джейкоб (1998), «Niĝina/Kittum» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 12 июня 2022 г.
- Креберник, Манфред (2008), «Судья Бог (и)» , Real Lexicon of Assyriology (на немецком языке) , получено 13 июня 2022 г.
- Креберник, Манфред (2011), «ИИ Бога Солнца в Месопотамии. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 13 июня 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1980), «Икби-Дамик» , Reallexikon der Assyriologie , получено 13 июня 2022 г.
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-ум и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- Наката, Ичиро (1995). «Исследование женских теофорных личных имен в древневавилонских текстах Мари» . Ориент . 30 и 31. Общество ближневосточных исследований Японии: 234–253. дои : 10.5356/orient1960.30and31.234 . ISSN 1884-1392 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Стол, Мартен (1998), "Nanaja" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 13 июня 2022 г.
- Садок, Ран (2018). «Народы Элама». Эламский мир . Абингдон, Оксон. ISBN 978-1-315-65803-2 . OCLC 1022561448 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )