Икби-Дамик
Икби-Дамик | |
---|---|
Главный культовый центр | Киш , Ассур |
Генеалогия | |
Родители | возможно Забаба и Шаррат-Киш [ 1 ] |
Братья и сестры | возможно, Хусинни [ 1 ] |
Икби-Дамик была месопотамской богиней , которая считалась одной из «дочерей Эдуббы», и поклонялись в Кише за эту роль ей . Согласно списку богов Ан = Анум, она также выполняла функции суккала (божества-помощника) Нигины . Она упоминается в текстах Ассура и Вавилона . Болезнь, названная в ее честь, «рука Икби-Дамика», известна из текстов, посвященных медицине и приметам.
Имя
[ редактировать ]Уилфред Дж. Ламберт предположил, что Икби-Дамик был мужским божеством, и соответственно перевел это имя как «Он говорил: это было приятно». [ 2 ] но в более поздней публикации Эндрю Р. Джордж переводит это как «Она сказала: «Все в порядке!»» и отмечает, что ее считали участницей дуэта, называемого «Дочери Эдуббы». [ 3 ]
Манфред Креберник отмечает, что по структуре это имя похоже на имя Киби-думки («Скажи мне привет»). [ 4 ] Джон МакГиннис предполагает, что это были просто варианты имен одного и того же божества. [ 5 ] Креберник лишь предполагает, что написание д DUG4- bi -SIG 5 можно читать как любое из этих имен. [ 4 ] Киби-думки засвидетельствована в текстах, посвященных божествам, которым поклоняются в Ассуре и Арбеле , а в поздневавилонском гимне она рассматривается как имя Иштар . [ 5 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Будучи одной из дочерей Эдуббы, Икби-Дамик была в паре с Хусинни. [ 6 ] имя которого можно перевести как «Помни меня!» [ 3 ] Другие подобные пары богинь, называемые «дочерями» конкретного храма, перечислены рядом с ними на поздней табличке, найденной в храме Набу в Вавилоне , и включают Дочерей Эсагила (Шиллуш-Таб и Катунна), Дочерей Эзиды. ( Газбаба и Канисурра ), Дочери Эмеслама ( Дадамушда и Белет-или), Дочери Эбаббара (Мами и Нинегина), дочери Э-ибби-Ани (Ипте-бита и Белет-Эанни) и дочери Э- Нингублаги (Манну-шаниншу и Ларсам-ити). [ 7 ] По мнению Эндрю Р. Джорджа, богини, принадлежащие к этой категории, скорее всего, выполняли прислугу в домах соответствующих главных божеств, о чем свидетельствует тот факт, что пары из Эсагила и Эзиды были парикмахерами Зарпанита и Наная соответственно. [ 8 ] Эдубба ( шумерский : «склад») — храм бога Забабы, расположенный в Кише . [ 9 ] Франс Виггерманн предполагает, что Икби-Дамик и Хусинни могли рассматриваться как дочери этого бога и Шаррат-Киш («Царицы Киша»). [ 1 ] Последнее божество могло быть идентично Бау , хотя доказательства неоднозначны. [ 3 ]
Икби-Дамик также выполнял функции суккала (божественного « визиря ») Нигины (Киттум), дочери и суккала бога Солнца Уту , который считался олицетворением истины. [ 10 ] Однако в своем комментарии к строке списка богов An = Anum, подтверждающей эту связь, Ричард Л. Литке утверждает, что суккал, имеющий суккал , следует считать аномалией. собственный [ 11 ]
Поклонение
[ редактировать ]Многочисленные ассирийские существовала часовня Икби-Дамик, Эшагаэрра, «дом, который оплакивает обиженных» источники указывают на то, что в храме Белет-екалли в Ассуре . [ 12 ] Последний носил имя Экинам, «дом, место судеб». [ 13 ] В липшурской литании Икби-Дамик указан как житель Эгалмаха, храма Гулы в Вавилоне . [ 14 ] В позднем ритуальном тексте она указана как одно из пятнадцати божеств, которым поклонялись в Эдуббе в Кише . [ 1 ]
Икби-Дамик также засвидетельствован в серии заклинаний Шурпу . [ 2 ] Однако в некоторых известных копиях вместо этого в том же отрывке появляется Киби-думки. [ 4 ]
Рука Икби-Дамика
[ редактировать ]Болезнь, известная как «рука Икби-Дамика», также упоминается в древних месопотамских источниках. [ 15 ] В ассирийском тексте, SAA IV 190, говорится, что посредством экстиспики раскрыл , Шамаш что болезнь, которой страдала Накиа , мать Асархаддона , была рукой Икби-Дамика. [ 16 ] Хотя в этом контексте также предлагался альтернативный перевод руки Икби-Дамика, относящийся к участию этого божества в гадании, он считается менее правдоподобным. [ 17 ] В последующем отрывке говорится, что дальнейшие ритуалы гадания проводились, чтобы узнать, приведет ли приношение овец и волов к выздоровлению. [ 18 ]
В медицинском тексте рука Икби-Дамика указана рядом с другими недугами с аналогичными названиями: «рукой Наная из Урука », «рукой Канисурры» и «рукой Киби-думки». [ 15 ] Многие другие примеры «рук» конкретных божеств известны из медицинских трактатов и текстов предзнаменований, при этом по состоянию на 2018 год известно до тридцати пяти отдельных примеров. [ 18 ] Хотя большинство из них являются причинами болезней, травм или несчастных случаев, некоторые из них считаются хорошими предзнаменованиями, например «рука Иштар». [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Виггерманн 2018 , с. 886.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 1980 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б с Джордж 2000 , с. 298.
- ^ Jump up to: а б с Креберник 2008 , с. 177.
- ^ Jump up to: а б МакГиннис 2020 , с. 109.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 113.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 112–113.
- ^ Джордж 2000 , с. 295.
- ^ Джордж 1993 , с. 78.
- ^ Кляйн 1998 , с. 311.
- ^ Litke 1998 , p. 133.
- ^ Джордж 1993 , с. 144.
- ^ Джордж 1993 , с. 110.
- ^ Джордж 1993 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Stol 1998 , p. 147.
- ^ Уортингтон 2010 , с. 66.
- ^ Уортингтон 2010 , стр. 66–67.
- ^ Jump up to: а б Heeßel 2018 , с. 141.
- ^ Heeßel 2018 , стр. 147–148.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Джордж, Эндрю Р. (2000). «Четыре храмовых ритуала из Вавилона». Мудрость, боги и литература: исследования ассириологии в честь В. Г. Ламберта . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-004-0 . Проверено 12 октября 2022 г.
- Хессель, Нильс П. (2018). «Определение божественной силы: руки богов в контексте» . Источники зла. Исследования месопотамских экзорцистских преданий . Брилл. стр. 133–149. дои : 10.1163/9789004373341_005 . ISBN 9789004368330 .
- Кляйн, Джейкоб (1998), «Niĝina/Kittum» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 12 октября 2022 г.
- Креберник, Манфред (2008), «Qibî-dum/nqī» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 12 октября 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1980), «Икби-Дамик» , Reallexikon der Assyriologie , получено 12 октября 2022 г.
- Литке, Ричард Л. (1998). Реконструкция списков ассиро-вавилонских богов, AN: д А-ну-ум и АН:Ануша Амели (PDF) . Нью-Хейвен: Йельская вавилонская коллекция. ISBN 978-0-9667495-0-2 . OCLC 470337605 .
- МакГиннис, Джон (2020). «Боги Арбайля» . В контексте: Reade Festschrift . Archaeopress Publishing Ltd. doi : 10.2307/j.ctv1ddckv5.12 . S2CID 234551379 . Проверено 12 октября 2022 г.
- Стол, Мартен (1998), "Nanaja" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 12 октября 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (2018). «BM 33055: Поздневавилонская глиняная табличка с рисунками и надписями». Месопотамская медицина и магия: исследования в честь Маркхэма Дж. Геллера . Древняя магия и гадание. Брилл. ISBN 978-90-04-36808-8 . Проверено 12 октября 2022 г.
- Уортингтон, Майкл (2010). «Некоторые заметки о медицинской информации за пределами медицинского корпуса». Достижения месопотамской медицины от Хаммурапи до Гиппократа . Брилл. стр. 47–77. дои : 10.1163/ej.9789004178762.i-162.23 . ISBN 9789004178762 .