Газбаба
Газбаба | |
---|---|
Богиня любви | |
Главный культовый центр | Урук (возможно) [ 1 ] |
Эквиваленты | |
Хеттский эквивалент | Хувашсанна |
Газбаба , также известная как Казбаба. [ 2 ] или Казба , [ 3 ] была месопотамской богиней, тесно связанной с Инанной , Наная и Канисуррой . Как и они, она была связана с любовью и эротикой.
Имя и характер
[ редактировать ]Имя Газбаба, скорее всего, произошло от аккадского слова «казбу» , которое можно перевести как «сексуальное влечение». [ 4 ] Форма, оканчивающаяся гипокористическим суффиксом -iya/-aya/-ūya , д Ка-аз-ба-аа , [ 5 ] также засвидетельствовано, что, возможно, представляет собой попытку сделать имя более похожим на имя Наная или является результатом путаницы с похожим личным именем. [ 6 ]
О характере Газбабы мало что известно, но она была связана с любовью и сексом. [ 4 ] Шурпу описывает ее как Шайяхату , «улыбающуюся», что, вероятно, является отсылкой к частому упоминанию улыбок в аккадской эротической литературе. [ 4 ] Она принадлежала к группе божеств, вызываемых в любовных заклинаниях, в которую также входили Инанна /Иштар, Наная, Канисурра и Ишхара . [ 7 ] Например, в одном из таких текстов содержится формула «Иштар, Наная, Газбаба, помогите!» [ 4 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Два поздних текста, теологическая пояснительная табличка и культовый календарь, называют Газбабу и Канисурру «дочерями Эзиды», храма Набу в Борсиппе , и дополнительно идентифицируют их как парикмахеров Наная. [ 8 ] Большинство пар божеств, упомянутых таким образом, известны из северной Месопотамии. [ 9 ] Помимо дочерей Эзиды, известные пары включают дочерей Эсагила в Вавилоне (Катунну и Силлуш-таб), [ 10 ] дочери Эмеслама в Куте ( Тадмуштум , дочь Нергала в списке богов Ан = Анум , [ 11 ] and Belet-ili), [ 12 ] дочери Эдуббы в Кише ( «Икби-Дамик », «она сказала: «Все хорошо!»», и Хусинни: «Помни меня!»), [ 13 ] дочери Эбаббара в Сиппаре (Мами и Нинегина), дочери Э-ибби-Анума в Дилбате (Ипте-бита и Белет-анни) и еще одна подобная диада, связанная с храмом Нингублага в неизвестном месте, возможно, Ларса (Манну ).-шанишу и Ларсам-ити). [ 9 ] [ 10 ] Безымянные пары таких «Божественных дочерей» известны также из Урука, Ниппура и Эриду в Вавилонии и Арбелы в Ассирии . [ 14 ] Кроме того, некоторые исследователи, такие как Джулия М. Ашер-Грив и Джоан Гудник Вестенхольц , помещают храм Нингублага на юге, в Ларсе , [ 10 ] хотя, по словам Эндрю Р. Джорджа, его местонахождение следует считать неизвестным. [ 9 ] Было высказано предположение, что эти пары богинь представлялись служанками в доме главного божества или божеств, почитаемых в соответствующем храме. [ 9 ] В случае с Газбабой и Канисуррой, а также с дочерьми Эсагиля имеются прямые доказательства того, что они рассматривались как парикмахерши соответственно Наная и Сарпанит . [ 9 ]
В современной науке обычно предполагается, что Газбабу также могли рассматривать как дочь Наная, но, как указал Джоэле Зиса в недавнем исследовании, прямых доказательств в пользу этой точки зрения нет. [ 15 ] Хотя и Газбаба, и Канисурра были связаны с Наная, связь Газбабы с этой богиней в известных текстах кажется более сильной. [ 16 ] [ 8 ] В частности, она никогда не появляется одна в любовных заклинаниях, а всегда рядом с Наная. [ 4 ]
Поклонение
[ редактировать ]Газбабе, скорее всего, поклонялись в Уруке , и он появляется среди других божеств, связанных с этим городом, таких как Канисурра , Наная и Мес-санга-Унуг , в тексте упражнений из Вавилона . [ 1 ] Она также присутствует в списках древневавилонских богов из Ниппура и Исина . [ 3 ] Еще одно свидетельство известно из Мари , хотя в тексте, по-видимому, просто перечисляются божества, принадлежащие южному месопотамскому пантеону. [ 17 ]
Вполне возможно, что храм Газбабы упоминался в разрушенном отрывке так называемого Канонического списка храмов , но это предположение в настоящее время является чисто умозрительным и полностью основано на предположении, что как божество, тесно связанное с Наная, она, вероятно, будет упомянута в ближайшее время. после нее. [ 16 ]
В хеттских источниках
[ редактировать ]В хеттских текстах логограмма ГАЗ.БА.БА или ГАЗ.БА.Я представляла Хувашсанну богиню-покровительницу Хупишны. , [ 18 ] О ее характере мало что известно, но посвященные ей обряды, судя по всему, включали постель. [ 19 ] Высказывалось предположение, что она принадлежала к сфере домашнего богослужения царской семьи. [ 20 ] Однако в известных текстах нет прямых указаний на то, что она была богиней любви, как Газбаба. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Креберник 1997 , с. 94.
- ^ Петерсон 2009 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Петерсон 2009 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д и Зиса 2021 , с. 141.
- ^ Петерсон 2009 , с. 44.
- ^ Петерсон 2009 , стр. 71–72.
- ^ Зиса 2021 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Зиса 2021 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б с д и Джордж 2000 , с. 295.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 113.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 220.
- ^ Креберник 2013 , с. 398.
- ^ Джордж 2000 , с. 298.
- ^ МакГиннис 2020 , с. 109.
- ^ Гнезда 2021 , стр. 141–142.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 34.
- ^ Полвани 2010 , с. 254.
- ^ Полвани 2010 , с. 246.
- ^ Полвани 2010 , стр. 252.
- ^ Полвани 2010 , с. 253.
- ^ Полвани 2010 , стр. 253–254.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Джордж, Эндрю Р. (2000). «Четыре храмовых ритуала из Вавилона». Мудрость, боги и литература: исследования ассириологии в честь В. Г. Ламберта . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-004-0 . Проверено 24 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (1997), "Mes-sanga-Unug" , Reallexikon der Assyriologie , получено 24 апреля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2013), «Tadmustum» , Reallexikon der Assyriologie , получено 24 апреля 2022 г.
- МакГиннис, Джон (2020). «Боги Арбайля» . В контексте: Reade Festschrift . Archaeopress Publishing Ltd. doi : 10.2307/j.ctv1ddckv5.12 . S2CID 234551379 . Проверено 24 апреля 2022 г.
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Полвани, Анна Мария (2010). «Отождествление богини Хувашсанны с богиней ГАЗ.БА.Я» . Ориенталия . 79 (2). GBPress - Григорианская библейская пресса: 246–254. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43077914 . Проверено 24 апреля 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (1998), «Нергал А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 24 апреля 2022 г.
- Зиса, Джоэле (2021). Утрата мужского сексуального желания в Древней Месопотамии . Де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110757262 . ISBN 978-3-11-075726-2 . S2CID 243923454 .