июнь
июнь | |
---|---|
Бог-воин | |
Главный культовый центр | Урук , Вавилон |
Генеалогия | |
Супруг | Нингуэсирака |
Мес-санга-Унуг ( д МЕС.ОТДЕЛЕНИЕ.ПОЖАР к ; также читайте Писангунуг ) — месопотамский бог, тесно связанный с городом Урук , и особенно с одним из его районов — Куллабой. Его считали божеством-воином. В ранних источниках он описывался как «великий энси Инанны » , но позже, по-видимому, вместо этого его стали ассоциировать с Ану . Он принадлежал к самому раннему пантеону Урука, хотя там ему перестали поклоняться в период Ура III , и предполагается, что свидетельства в документах времен правления Селевкидов являются результатом позднего повторного введения. Его также почитали в Вавилоне , где у него было два храма. Дальнейшие свидетельства из-за пределов Урука взяты из различных списков богов.
Имя
[ редактировать ]Чтение имени обсуждаемого божества является предметом научных дискуссий. [ 1 ] [ 2 ] Оно было написано клинописью как д МЕС.ОТДЕЛЕНИЕ.ПОЖАР к в ранних источниках, а в первом тысячелетии до н. э. д MES.SAG.UNUG ки или д MES✕A.SAG.CELL к . [ 3 ] Mes-sanga-Unug — это версия, использованная Манфредом Креберником в соответствующей статье в Reallexikon der Assyriologie und Near Eastern Archeology . [ 4 ] Однако он допускает возможность того, что знак МЧС следует читать как пизан . [ 5 ] Интерпретируя это как д Пизан 2/х умный/кровавый - Единица к была предложена Уилфредом Г. Ламбертом , но, по мнению Иеремии Петерсона, она неправдоподобна, и альтернатива поддерживается толкованием в ассирийской копии списка богов An = Anum ( YBC 2401, табличка 5, строка 20). [ 6 ] Соответственно, он интерпретирует это как д июнь к - для . [ 7 ] Однако он также отмечает, что вполне вероятно, что теоним не был полностью понят еще в древневавилонский период . [ 8 ] Элемент мес-санга — это раннединастический термин, обозначающий профессию. [ 6 ] что позволяет перевести название как «мессанга Урука ». [ 4 ] Петерсон отмечает, что это также подтверждает чтение имени, начинающегося с m, а не с p , поскольку в раннединастических текстах встречается несколько божеств, чьи имена представляют собой комбинацию названия профессии и топонима Унуг (Урук). [ 6 ] Однако чтение Писангунуг все еще можно найти в ассириологических публикациях даже в 2018 году. [ 2 ]
В литературе можно встретить различные варианты перевода имени. [ 2 ] Например, Джулия М. Ашер-Греве переводит его как Писаг-Унуг. [ 9 ] и Вальтер Саллабергер в роли Мессагеауну (г). [ 10 ] Поль-Ален Болье из-за неопределенного прочтения имени называет бога «Пи/Месангунук». [ 11 ]
Характер
[ редактировать ]Мес-санга-Унуг прежде всего был связан с городом Урук и особенно с одним из его районов — Куллабой. [ 12 ] В списке богов среднеассирийского периода он упоминается как « вестник Куллабы» ( нимгир кул.аба 4) . к .ке 4 ). [ 13 ] Этот эпитет также засвидетельствован в серии заклинаний Удуг Хул. [ 1 ] и в литургическом тексте, который также дает аккадское объяснение na-gi-ri kul-la-bi . [ 13 ] В так называемом «списке божественных мэров» из « Ниппурского компендиума» он упоминается как «Бел-алия Куллабы». [ 14 ] Известны многочисленные божества, носящие титул Бел-Алия (традиционно переводимый как « мэр ») конкретного города. [ 11 ] По словам Эндрю Р. Джорджа , в случае Месанга-Унуга эта роль аналогична роли «вестника» того же места. [ 13 ]
В раннединастической загадке из Лагаша он упоминается как «великий энси Инанны » . [ 4 ] [ 10 ] Однако не исключено, что в период Селевкидов его рассматривали как слугу Ану , что может указывать на то, что с течением времени произошел сдвиг в его принадлежности. [ 15 ] Возможно, он выполнял функции божественного хранителя храмового комплекса Бит Реш. [ 16 ]
Предполагается, что Мессанга-Унуг был богом-воином. [ 15 ] В некоторых случаях он мог действовать как местное проявление Нергала или Нинурты . [ 17 ] В 1993 году Поль-Ален Болье предложил включить его в список альтернативных имен Нинурты в синкретическом разделе стандартного вавилонского издания мифа об Анзу , хотя в то время большинство переводчиков, например Стефани Далли и Бенджамин Р. Фостер, предпочитали восстановление поврежденных имен. отрывок как эпитет «воин Урука» (UR.SAG UNUG к ), а не теоним. [ 3 ] В более поздней публикации Юлия Крул отмечает, что это предложение впоследствии нашло определенную поддержку, и Фостер в 2005 году перевел отрывок из Анзу в соответствии с ним. [ 17 ] Связь Мессанга-Унуга с Нергалом засвидетельствована в двух сочинениях, рассматривающих его как ипостась этого бога. [ 18 ]
По мнению Манфреда Креберника, размещение Месанга-Унуга в списке богов Ниппура может указывать на то, что его также можно понимать как божественного судью. [ 5 ]
Поклонение
[ редактировать ]Урук
[ редактировать ]Мес-санга-Унуг был одним из членов древнейшей формы пантеона Урука , куда входили также Инанна (в различных проявлениях), ее сопровождающая Ниншубур , обожествленный герой Гильгамеш и его родители Нинсун и Лугальбанда , богини Ниниригал и Нингирима. , а также Ану , в то время божество ограниченного значения. [ 19 ] Лугалзагеси , раннединастический царь этого города, использовал титул «человек ( лу 2 ) Мессанга-Унуга». [ 9 ] На цилиндрической печати древнеаккадского периода упоминается жрица , служившая Месанга-Унугу. [ 5 ] Она носила имя Нинесса, и в надписи указано, что она была дочерью некоего Лугал-Тара. [ 9 ] Несмотря на это упоминание о существовании духовенства Мессанга-Унуга, ни в одном из известных текстов Урука какого-либо периода не упоминаются какие-либо молитвенные дома, посвященные ему. [ 15 ]
По мнению Вальтера Саллабергера , Мес-санга-Унугу уже перестали поклоняться в Уруке в период Ура III . [ 10 ] Однако Поль-Ален Болье предварительно предполагает, что его отсутствие в нововавилонском корпусе текстов из этого города может просто указывать на то, что его почитали в храме, не имеющем отношения к комплексу Эанна . [ 18 ] Он также предполагает, что ему может соответствовать божество Бел-Алия, засвидетельствованное в нескольких документах. [ 11 ] Независимо от этих теорий, по состоянию на 2018 год по-прежнему существовало мнение, что никаких свидетельств о нем за этот период не известно. [ 20 ]
Мес-санга-Унуг был вновь введен в пантеон Урука в период Селевкидов вместе с Ниниригал, по мнению Юлии Крул, предположительно из-за древности местной традиции, относящейся к ним. [ 21 ] Он стал одним из божеств Бит Реша, [ 22 ] «Главный храм», новый храмовый комплекс, посвященный Ану и Анту, построенный в этот период. [ 23 ] В ритуальных текстах он обычно появляется среди божеств, которым поклоняются внутри комплекса как слуги Ану, таких как Папсуккал , Исимуд , Нуска и Кусу . [ 24 ] Например, известны упоминания о шествии вокруг Бит-Реша с участием обожествленного факела, Мес-санга-Унуга, Папсуккала, Исимуда и Нуски. [ 25 ] В тексте, посвященном фестивалю акиту , он упоминается наряду с различными другими божествами, включая Нинсун и Лугальбанду. [ 26 ] Несмотря на его присутствие в ритуальных текстах, не никакие теофорные имена, упоминающие его. известны [ 20 ]
Другие сертификаты
[ редактировать ]Ранние династические свидетельства Мессанга-Унуга за пределами Урука включают списки богов из Шуруппака и Абу Салабиха . [ 27 ] Он также упоминается в « Гимнах Заме» , согласно которым он был жителем места, называемого ки-эн-ги , по мнению Вальтера Саллабергера, в этом контексте следует понимать Урук, а не Шумер в целом, в отличие от с более поздними текстами. [ 10 ]
Мес-санга-Унуг также занесен в список богов Вейднера . [ 28 ] где он следует за Нингирсу и Саеккудом и предшествует Бау . [ 5 ] В трехъязычной версии Угарита он соответствует Милкунни в хурритской колонке и Гатару в угаритской , [ 29 ] хотя было поставлено под сомнение, точно ли этот текст отражает религиозные традиции двух последних культур. [ 30 ] В списке богов Старого Вавилона Ниппура он стоит перед Идлуругу . [ 7 ] В «Ан = Анум» он появляется рядом с богиней, которую называют его женой, Нингуэсиракой («леди на обочине»). [ 31 ]
В первом тысячелетии до нашей эры Мессанга-Унугу поклонялись в Вавилоне . [ 10 ] Он был связан с районом Куллаба, предположительно названным в честь расположенного в Уруке района. [ 32 ] В одном случае один из его храмов соединен с храмом Лугальбанды , расположенным в той же части города, также из-за происхождения этой фигуры из Урука. [ 33 ] На табличке с упражнениями из Вавилона он появляется рядом с Наная , Газбабой , Канисуррой и другими божествами, в той или иной степени связанными с городом Урук. [ 5 ] Из текстовых источников известны два посвященных ему молитвенных дома: Э-эсир-каламма и Э-ур-губба. [ 33 ] Церемониальное шумерское название первого, располагавшегося на западе города, означает «дом на улице земли». [ 34 ] тогда как тот из последних, расположенный на востоке, - «дом, заложенный фундаментом». [ 35 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Геллер 2015 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б с Крул 2018 , с. 208.
- ^ Перейти обратно: а б Болье 1993 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с Креберник 1997 , с. 94.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Креберник 1997 , с.95.
- ^ Перейти обратно: а б с Петерсон 2009 , с. 75.
- ^ Перейти обратно: а б Петерсон 2009 , с. 16.
- ^ Петерсон 2009 , стр. 75–76.
- ^ Перейти обратно: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 184.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Саллабергер 2021 , с. 358.
- ^ Перейти обратно: а б с Болье 2003 , с. 334.
- ^ Крул 2018 , стр. 208–209.
- ^ Перейти обратно: а б с Джордж 1992 , с. 322.
- ^ Джордж 1992 , с. 151.
- ^ Перейти обратно: а б с Крул 2018 , с. 209.
- ^ Крул 2018 , стр. 211.
- ^ Перейти обратно: а б Крул 2018 , стр. 209–210.
- ^ Перейти обратно: а б Болье 1993 , с. 19.
- ^ Саллабергер 2021 , с. 369.
- ^ Перейти обратно: а б Крул 2018 , с. 72.
- ^ Крул 2018 , с. 75.
- ^ Крул 2018 , с. 66.
- ^ Джордж 1993 , с. 137.
- ^ Крул 2018 , с. 210.
- ^ Крул 2018 , с. 111.
- ^ Крул 2018 , с. 67.
- ^ Петерсон 2009 , с. 74.
- ^ Петерсон 2009 , стр. 74–75.
- ^ Тугендхафт 2016 , с. 176.
- ^ Тугендхафт 2016 , с. 181.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 376.
- ^ Джордж 1992 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 1992 , с. 323.
- ^ Джордж 1993 , с. 81.
- ^ Джордж 1993 , с. 156.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (1993). «Заметки о местном проявлении Нинурты в мифе об Анзу» (PDF) . Краткие и полезные ассириологические новости (НАБУ) (1). ISSN 0989-5671 .
- Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Лейден Бостон: Брилл СТИКС. ISBN 978-90-04-13024-1 . OCLC 51944564 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нин-гуэсирака» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 13 октября 2022 г.
- Геллер, Маркхэм Дж. (2015). Исцеляющая магия и злые демоны . Де Грютер. дои : 10.1515/9781614513094 . ISBN 978-1-61451-309-4 .
- Джордж, Эндрю Р. (1992). Вавилонские топографические тексты . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Кафедра ориентализма. ISBN 978-90-6831-410-6 . Проверено 13 октября 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Креберник, Манфред (1997), "Mes-sanga-Unug" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 13 октября 2022 г.
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN 9789004364936 .
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Саллабергер, Вальтер (2021). «Урук в эпоху ранней бронзы: О его царях и богах и о местоположении Кулабы» . Ван Эсс, Маргарет (ред.). Урук – древний восточный мегаполис и культурный центр (на немецком языке). Висбаден. ISBN 978-3-447-11368-7 . OCLC 1255365039 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Тугендхафт, Аарон (2016). «Боги на глине: древние ближневосточные научные практики и история религий» . В Графтоне, Энтони; Мост, Гленн В. (ред.). Канонические тексты и научная практика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781316226728.009 .