Jump to content

Молоко

(Перенаправлено с Милкунни )
Молоко
Бог подземного мира
Главный культовый центр Ugarit , ‘Aṯtartu, Hidra’yu
Эквиваленты
Ханаанский эквивалент Милком
финикийский эквивалент Мелькарт
Месопотамский эквивалент Тишпак (согласно трехъязычному угаритскому списку богов) [ 1 ]

Милку был богом, связанным с подземным миром , которому поклонялись в королевствах Угарит и Амурру в позднем бронзовом веке . Вполне возможно, что он возник южнее, поскольку угаритские тексты указывают на то, что ему поклонялись в городах, расположенных в северной части Трансиордании . Он также был включен в хурритский пантеон под именем Милкунни . Есть также свидетельства того, что ему поклонялись в хеттской религии . Возможно, что близкородственное божество известно и из Месопотамии .

В алфавитном письме, используемом в Угарите, где не всегда сохраняются гласные , имя Милку писалось так же, как слово малку, «король». В результате иногда трудно сказать, какое из этих двух родственных слов имеется в виду. Однако принято считать, что они озвучивались по-разному. Было высказано предположение, что один из эпитетов Милку был каламбуром , отсылающим к этой традиции письма.

Имя и характер

[ редактировать ]

Имя божества подземного мира, написанное как mlk , обычно произносится как Milku. угаритским алфавитом [ 2 ] Манфред Креберник утверждает, что вокализация остается неопределенной из-за большого количества родственных слов в различных семитских языках , таких как аккадский и иврит , которые можно использовать для сравнительных целей. [ 3 ] Однако он считает Милку правдоподобным вариантом, основанным на слоговом написании хурритской формы этого божества, Милкунни. [ 4 ] Принято считать, что имя Милку было родственным угаритскому слову малку , «царь». [ 5 ] Поскольку слова не идентичны, Креберник предполагает, что бог возник за пределами города, но также и в районе, где на другом северо-западном семитском языке . говорили [ 4 ] Он отмечает, что употребление слова, относящегося к царю к божеству подземного мира, имеет параллель в этимологии имени месопотамского бога Нергала , «господин великого города». [ 6 ]

Основываясь на этимологии имени Милку, Деннис Парди даже предполагает, что в Угарите он мог действовать как божественный король подземного мира. [ 5 ] Однако помимо него с подземным миром были связаны и многие другие божества, которым поклонялись в этом городе: Решеф , [ 7 ] Арсей и Аллан [ 8 ] Хурритский бог Нупатик также фигурирует в единственном тексте в роли психопомпа . [ 9 ] Еще одним божеством, возможно связанным с подземным миром, также засвидетельствованным в Угарите, была Шувала . [ 10 ] Менее определенны связи между Даганом и Хороном и этой сферой. [ 11 ] Мот , «смерть», также ассоциировался с подземным миром, но ему не поклонялись активно как божеству, о чем свидетельствует его отсутствие в списках жертвоприношений. [ 12 ]

Милку называли «вечным царем» ( mlk 'lm , малку 'ālami ). [ 13 ] [ 14 ] Парди утверждает, что этот эпитет может относиться к концепции «вневременности загробной жизни». [ 13 ] Кроме того, возможно, это было понято как игра слов над именем Милку и словом малку . [ 13 ] По мнению Айши Рахмуни, нет никаких указаний на то, что эпитеты, включая последнее слово, обязательно подразумевали, что божество понималось как высокопоставленный член пантеона. [ 15 ] Милку также называли «могущественным и августейшим богом» ( 'il gṯr w yqr ). [ 16 ] Термин gṯr , скорее всего, использовался как имя независимого божества в других контекстах, но маловероятно, что бог Гатару . в этом отрывке имеется в виду [ 17 ] По мнению Парди, мнение о том, что yqr следует интерпретировать как имя короля Якару (в прошлом также ошибочно считалось первым королем правящей династии Угарита, известным из исторических записей), неправдоподобно. [ 18 ] Рахмуни также считает невозможным, чтобы имелось в виду имя собственное, а не эпитет. [ 19 ] Милку также можно было назвать героем ( rp'у ). [ 15 ]

Возможно, что Милку иногда описывали как музыканта, предположительно для того, чтобы указать, что, по крайней мере, загробная жизнь королей, описанная в тексте, предположительно намекающем на такую ​​деятельность, считалась радостной. [ 13 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Недвусмысленные свидетельства поклонения Милку как отдельному божеству присутствуют в угаритских текстах . [ 9 ] Он одно из божеств, к которому обращаются в двух заклинаниях против укуса змеи: [ 9 ] в котором богиню солнца Шапаш просят вызвать различных божеств из их культовых центров. [ 20 ] Место, связанное с ним в этих текстах, — Атарту. [ 21 ] Этот топоним, по-видимому, связан с именем божества Аштарта . [ 22 ] Предполагается, что оно располагалось где-то к северо-западу от Галилейского моря . [ 13 ] в Трансиордании . [ 23 ] Угаритские тексты, призывающие Милку из этого города, по-видимому, отражают космополитическую традицию, поскольку множество других божеств также вызываются из мест за пределами королевства: Туттул и Мари в Верхней Месопотамии , Ларугату в центральной Сирии , Биббита в Анатолии и Кафтор, соответствующий Криту . . [ 23 ] Отголоском этой связи между Милку и городом Атарту может быть божество Милкаштарт, о котором свидетельствуют финикийские и пунические источники. [ 5 ] [ 4 ]

Второй город, связанный с Мильку в угаритских текстах, - это Хидраью. [ 24 ] Было высказано предположение, что Атарту и Хидраю соответствуют топонимам Аштарот и Эдрей (современный Цветок [ 25 ] библейским царем Огом Васаном ), связанный с . [ 24 ] В древней литературе Хидраю иногда неправильно понимали как имя божества, но сейчас такая интерпретация считается грамматически невозможной. [ 26 ]

В административном тексте из Угарита упоминается приготовление ячменя для лошадей Милку и Решефа . [ 9 ] Возможно, эти два бога появляются в нем вместе из-за их общей связи с подземным миром. [ 9 ]

Хотя принято считать, что Милку появляется в некоторых теофорных именах Угарита, иногда трудно сказать, когда млк обозначает божество, а не обычное слово «царь». [ 27 ] Было идентифицировано шесть примеров теофорного имени, вызывающего Милку: [ 27 ] в то время как слово, обозначающее еще семнадцать имен млк, остается неопределенным. [ 28 ] Например, было высказано предположение, что имя хорошо засвидетельствованного писца Илимилку означало «Милку — мой бог», но Деннис Парди и Николас Вятт предполагают, что более вероятно, что в данном случае имеется в виду обычное слово «король», и имя следует перевести как « Эль — царь». [ 29 ]

Мильку также поклонялись в королевстве Амурру , где он, скорее всего, был одним из главных божеств. [ 30 ] Однако о религиозной жизни этой местности известно очень мало из-за отсутствия каких-либо текстов, непосредственно относящихся к ней. [ 31 ] Милку появляется в договоре местного царя Дуппи-Тешшупа [ де ] с Хеттской империей . [ 32 ] Он также, скорее всего, выступает как теофорный элемент в имени царицы Ахатмилку , [ 30 ] член правящего дома Амурру [ 33 ] которая вышла замуж за Никмепу , царя Угарита. [ 34 ]

Хурритский и хеттский прием

[ редактировать ]

Мильку также был включен в хурритов и хеттов . религиозные верования [ 35 ]

Бог по имени Милкунни встречается в трехъязычном списке богов из Угарита в хурритской колонке. [ 1 ] он соответствует угаритскому Гатару и месопотамскому Тишпаку . В нем [ 1 ] Его имя представляет собой сочетание Милку и хурритского суффикса -нни . [ 4 ]

По словам Петра Тарачи [ де ] , Милку был представлен ряду поселений на хеттских территориях во время правления Тудхалии IV . [ 36 ] Однако датировка текстов, подтверждающих это, не является точной. [ 37 ] и возможно, что они не документируют запланированное введение конкретных божеств в Анатолию, что делает неопределенным дату, с которой там поклонялись упомянутым в них божествам. [ 38 ] Другие иностранные божества, засвидетельствованные в подобных контекстах, включают Шаушку из Ниневии , Адада из Ассура , Иштар из Вавилона. [ 39 ] и Балухасса, лувийская форма названия реки Балих , которая также могла функционировать как имя божества. [ 40 ]

Среди хеттских поселений, где поклонялись Милку, были Пахханта, [ 41 ] Пармашапа, [ 42 ] Сапитта, [ 43 ] Салунатасси, [ 44 ] Золотой [ 45 ] и Сапагурванта. [ 46 ] Кроме того, он также засвидетельствован в текстах Эмара , [ 30 ] [ 1 ] где, по словам Гэри Бекмана, он присутствует исключительно в ритуалах анатолийского происхождения, скорее всего, «не имеющих отношения к религиозной жизни коренного населения». [ 47 ]

Возможный месопотамский прием

[ редактировать ]

В списке подношений периода Ура III божество по имени Малкум упоминается рядом с богиней Хабуритум . [ 48 ] Было высказано предположение, что это имя относится к божеству подземного мира, происходящему от сирийского Милку. [ 48 ] Однако Тония Шарлах утверждает, что не исключено, что этот бог по происхождению был месопотамским божеством и просто принадлежал к малозасвидетельствованному местному пантеону. [ 49 ] Манфред Креберник [ де ] предполагает, что этот термин имеет множественное число и относится к умершим предкам. [ 1 ] Он указывает, что в таком контексте оно появляется в погребальных обрядах древневавилонских марийцев . [ 1 ] Ссылки на множественное число mlkm и д МА.ЛИК пюре известны также из Угарита. [ 1 ]

Родственное божество, Малик ( д ма-лик ) также засвидетельствован в списке богов Вейднера , [ 1 ] в единственном экземпляре списка Ниппура богов [ 50 ] и в более позднем тексте, описывающем различные божества, которым поклоняются в Ассуре . [ 1 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Креберник 2013 , с. 203.
  2. ^ Рахмуни 2008 , стр. 37–38.
  3. ^ Креберник 2013 , с. 202.
  4. ^ Jump up to: а б с д Креберник 2013 , с. 204.
  5. ^ Jump up to: а б с Парди 2002 , с. 281.
  6. ^ Креберник 2013 , стр. 204–205.
  7. ^ Креберник 2013 , с. 198.
  8. ^ Креберник 2013 , с. 205.
  9. ^ Jump up to: а б с д и Креберник 2013 , с. 201.
  10. ^ Креберник 2013 , стр. 205–206.
  11. ^ Креберник 2013 , с. 207.
  12. ^ Парди 2002 , стр. 281–282.
  13. ^ Jump up to: а б с д и Парди 2002 , с. 205.
  14. ^ Рахмуни 2008 , с. 294.
  15. ^ Jump up to: а б Рахмуни 2008 , с. 295.
  16. ^ Рахмуни 2008 , с. 33.
  17. ^ Рахмуни 2008 , с. 35.
  18. ^ Парди 2002 , с. 204.
  19. ^ Рахмуни 2008 , с. 36.
  20. ^ Парди 2002 , с. 177.
  21. ^ Парди 2002 , с. 184.
  22. ^ Парди 2002 , с. 191.
  23. ^ Jump up to: а б Парди 2002 , с. 173.
  24. ^ Jump up to: а б Рахмуни 2008 , с. 39.
  25. ^ Рахмуни 2008 , с. 48.
  26. ^ Рахмуни 2008 , с. 47.
  27. ^ Jump up to: а б ван Солдт 2016 , с. 105.
  28. ^ ван Солдт 2016 , с. 99.
  29. ^ Вятт 2015 , с. 401.
  30. ^ Jump up to: а б с Певица 1991 , с. 181.
  31. ^ Певица 1991 , с. 180.
  32. ^ Сингер 1991 , стр. 180–181.
  33. ^ Певица 1991 , с. 183.
  34. ^ Певица 1991 , с. 184.
  35. ^ Франц-Сабо 1997 , с. 207.
  36. ^ Тарача 2009 , с. 106.
  37. ^ Каммарозано 2015 , с. 207.
  38. ^ Каммарозано 2015 , стр. 208–209.
  39. ^ Тарача 2009 , стр. 106–107.
  40. ^ Каммарозано 2015 , с. 206.
  41. ^ Каммарозано 2015 , с. 211.
  42. ^ Каммарозано 2015 , с. 212.
  43. ^ Каммарозано 2015 , с. 213.
  44. ^ Каммарозано 2015 , с. 216.
  45. ^ Каммарозано 2015 , с. 219.
  46. ^ Каммарозано 2015 , с. 222.
  47. ^ Бекман 2002 , стр. 51–53.
  48. ^ Jump up to: а б Фелиу 2003 , с. 55.
  49. ^ Шарлах 2002 , с. 92.
  50. ^ Петерсон 2009 , с. 70.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 842196f4671b48a3a11acf640e496196__1700317920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/96/842196f4671b48a3a11acf640e496196.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Milku - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)