Арсай
Арсай | |
---|---|
Дочь Ваала | |
Главный культовый центр | Угарит |
Генеалогия | |
Родители | Ваал |
Братья и сестры | Пидрей , Таллей и многие другие [ 1 ] |
Эквиваленты | |
Хурритский эквивалент | Там наверху |
Арсай ( угаритский : 'арши [ 2 ] ) — богиня, которой поклонялись в городе Угарите в эпоху позднего бронзового века . Ее положение в угаритском пантеоне и ее роль в угаритской религии остаются неопределенными. Было высказано предположение, что она была связана с подземным миром или с грунтовыми водами , хотя ни одна из теорий не нашла всеобщей поддержки. Скорее всего, ее считали дочерью бога погоды Ваала , хотя ни одна из наиболее часто связанных с ним богинь, Анат и Аштарт , никогда не описывалась как ее мать. В одном отрывке из Цикла Ваала она появляется рядом с Пидрей и Таллай , и в результате эти три богини часто объединяются в научные исследования, но нет никаких свидетельств того, что они были связаны с ней в других контекстах.
Характер
[ редактировать ]Имя Арсая произошло от угаритского слова «арс » , [ 3 ] что можно перевести как «земля» или «подземный мир». [ 4 ] Последний знак, y , является распространенным суффиксом женских имен. [ 5 ] Название обычно переводится как «Земляной». [ 6 ] [ 3 ]
Ее эпитет bt y'bdr обычно переводится как «дочь y'bdr », но Айша Рахмуни предполагает, что перевод «рассеивающая y'bdr » также может быть правдоподобным вариантом. [ 5 ] Оно встречается двенадцать раз в известных угаритских текстах . [ 3 ] Значение термина й'бдр неизвестно. [ 5 ] Было высказано предположение, что это могло быть имя неизвестного божества или, возможно, особого атрибута Арсая. [ 5 ] Прошлые предложения включают в себя эвфемизм для обозначения подземного мира, «широкая земля» (на основе арабского слова ваиба , «просторная»), «обильное течение» (на основе арабского ваибун , «обширный», и аккадского надарруру , «бежать ее течение свободно») и «дождевой душ» (от арабского слова «абба » — «лить» и аккадского дарару — глагола, обозначающего свободно текущую воду). [ 5 ] Все эти предложения нашли определенную поддержку в области угаритских исследований, но Рахмуни отмечает, что контекст не дает никаких подсказок о значении слова «й'бдр» , и что многие его переводы, скорее всего, сомнительны. [ 5 ]
Часто предполагается, что Арсай была богиней воды. [ 7 ] Например, Николас Вятт помещает ее в категорию божеств, «управляющих метеорологическими явлениями и плодородием» рядом с Ваалом (под разными именами), Пидрэем и Таллеем . [ 8 ] Однако прямых упоминаний о связи Арсая с какими-либо погодными явлениями в настоящее время в угаритских текстах не известно. [ 9 ] Также высказывалось предположение, что она была связана с грунтовыми водами , хотя это предположение остаётся недоказанным. [ 7 ]
На основании косвенного равенства между Арсаем и Аллату было высказано предположение, что она была связана с преступным миром. [ 10 ] Однако некоторые исследователи, например Манфред Креберник, относятся к этому предположению скептически из-за отсутствия других доказательств, указывающих на такую связь. [ 4 ] Стив А. Виггинс предполагает, что эквивалентность могла быть основана на какой-то другой общей черте обеих богинь. [ 10 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Арсай, скорее всего, была дочерью бога погоды Ваала . [ 11 ] Подобно Пидрей и Таллай, двум другим богиням, считавшимся его дочерьми, она упоминается как одна из klt knyt , термина, который обычно переводится как «идеальные невесты». [ 12 ] Иногда предполагается, что там три богини обозначены как жены Ваала, но этот вывод не является общепринятым. [ 13 ] Стив А. Виггинс отмечает, что этот термин не сопровождается притяжательным местоименным суффиксом и что по крайней мере в одном другом угаритском тексте Пидрей описывается как неженатый. [ 13 ] На этом основании он утверждает, что неправдоподобно, чтобы Арсай и две другие богини считались супругами Ваала. [ 11 ] Точно так же Дэниел Швемер находит доказательства предполагаемого семейного положения Арсе и ее сестер неубедительными. [ 14 ] Он заключает, что в свете имеющихся свидетельств из Угарита Баала «не было жены в каком-либо реальном смысле». [ 15 ] Он был связан с Анат и Аштарт , но считается, что ни одна из этих богинь не считалась матерью Арсая и ее сестер. [ 16 ]
В списке божеств, написанном угаритским алфавитом, Арсай появляется между Шапаш (богиней солнца) и Ишхарой (богиней, связанной с подземным миром). [ 6 ] В эквиваленте этого текста, написанном стандартной слоговой клинописью, она заменена Аллату, [ 17 ] вариант написания имени хурритской богини подземного мира Аллани , [ 18 ] который соответствовал месопотамскому Эрешкигалю . [ 19 ] Самой Аллани также поклонялись в Угарите. [ 4 ]
В угаритских текстах
[ редактировать ]В « Цикле Ваала » Арсай появляется как одна из трех богинь, предположительно дочерей Ваала, две другие — Пидрей и Таллай. [ 20 ] Они упоминаются, когда Ваал сетует, что ему и его дочерям негде жить. [ 11 ] Хотя в других отрывках Пидрей и Таллей по-прежнему упоминаются вместе, в этой композиции она больше не появляется. [ 21 ] Вполне возможно, что их группировка в этом единственном фрагменте основана на их общем статусе незамужних дочерей Ваала (которые, согласно угаритскому обычаю, должны были жить в доме своего отца). [ 11 ] ), а не на их схожий характер, что могло бы указывать на то, что вопреки распространенному в науке предположению они не образовывали триаду и могли играть независимую роль в угаритской религии. [ 22 ] Более того, хотя группировка Арсая, Пидрея и Таллая считается общепринятой, если принять во внимание все угаритские тексты, очевидно, считалось, что у Баала было более трех дочерей. [ 20 ] при этом некоторые исследователи допускают существование целых шести божеств, обозначенных как таковые. [ 1 ] Две дочери, отсутствующие в цикле Ваала, uzr't и bt 'lh , в одном случае, по-видимому, появляются вместе с Таллаем. [ 1 ]
Арсай также фигурирует в списках предложений. [ 3 ] В одном из таких текстов она получает барана после Шапаша и перед Аштартом. [ 23 ] В другом случае она получила двух овец и корову. [ 24 ] Грегорио дель Ольмо Лете утверждает, что в этом тексте речь идет о подношениях божествам подземного мира. [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Швемер 2001 , с. 545.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б с д Рахмуни 2008 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б с Креберник 2013 , с. 205.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рахмуни 2008 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Парди 2002 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Виггинс 2003 , с. 96.
- ^ Вятт 2007 , с. 70.
- ^ Виггинс 2003 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б Виггинс 2003 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б с д Виггинс 2003 , с. 87.
- ^ Виггинс 2003 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Виггинс 2003 , стр. 86–87.
- ^ Швемер 2001 , с. 546.
- ^ Швемер 2008 , с. 14.
- ^ Швемер 2008 , с. 13.
- ^ Парди 2002 , с. 14.
- ^ Шарлах 2002 , с. 99.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 127–128.
- ^ Jump up to: а б Виггинс 2003 , с. 83.
- ^ Виггинс 2003 , с. 88.
- ^ Виггинс 2003 , стр. 97–98.
- ^ Парди 2002 , с. 48.
- ^ Парди 2002 , с. 56.
- ^ дель Ольмо Лете 1999 , с. 349.
Библиография
[ редактировать ]- дель Ольмо Лете, Грегорио (1999). «Списки приношений и списки богов». В Уотсоне, Уилфред Дж. Е.; Вятт, Николас (ред.). Справочник по угаритическим исследованиям . Справочник востоковедения. Брилл. ISBN 978-90-04-10988-9 . Проверено 10 июля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2013). «Фантазии о загробной жизни в Угарите» . В Буковце, Предраг; Колькманн-Кламт, Барбара (ред.). Представления о загробной жизни на Востоке (на немецком языке). Издательство Др. Ковач. ISBN 978-3-8300-6940-9 . OCLC 854347204 .
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Рахмуни, Айша (2008). Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах . Лейден Бостон: Брилл. ISBN 978-90-474-2300-3 . OCLC 304341764 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Швемер, Дэниел (2008). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования: Часть II» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (1). Брилл: 1–44. дои : 10.1163/156921208786182428 . ISSN 1569-2116 .
- Шарлах, Тоня (2002). «Иностранные влияния на религию двора Ура III» . Общие исследования и раскопки в Нузи 10/3 . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-68-4 . OCLC 48399212 .
- Виггинс, Стив А. (2003). «Пидрей, Таллай и Арсей в цикле Ваала» . Журнал северо-западных семитских языков . 29 (2).
- Вятт, Николас (2007). Слово дерева и шепот камня и другие документы об угаритской мысли . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-59333-716-2 . OCLC 171554196 .