Милком

Милком или Милком ( аммонит .: 𐤌𐤋𐤊𐤌 * Mīlkām ; иврит : מִלְכֹּם Mīlkōm ) было именем либо национального бога , либо популярного бога аммонитян . Он засвидетельствован в еврейской Библии и археологических находках с бывшей территории Аммона. Его связи с другими божествами с похожими именами, подтвержденные в Библии и археологически, обсуждаются, а также его отношения с ханаанским верховным божеством Элом или предполагаемым божеством Молохом .
Сертификаты
[ редактировать ]Милком несколько раз упоминается в еврейской Библии , хотя эти свидетельства мало о нем говорят. [ 2 ] В масоретском тексте имя Милком встречается трижды, каждый раз в списке иностранных божеств, поклонение которым оскорбительно для Яхве , бога израильтян . [ 3 ] он упоминается В 3 Царств 11:5 как «Милхом, ненависть аммонитян», в 3 Царств 11:33 как «Милхом, бог детей Аммонитян», а во 2 Царств 23:13 как «Милхом, мерзость Аммонитян». дети Аммона». еще несколько раз Это имя встречается в Септуагинте : 2 Царств 12:30, 1 Паралипоменон 20:2, Амос 1:15, Иеремия 40 (=30):1,3, Софония 1:5 и 3 Царств 11:7. [ 4 ] масоретский текст читается как «малкам », что означает «их царь». В большинстве этих случаев [ 5 ] Вполне вероятно, что по крайней мере в некоторых из этих случаев в тексте на иврите первоначально читалось «Милком». [ 6 ]
Библия свидетельствует, что Милком играл роль главного государственного бога аммонитян параллельно с ролью Яхве в Израиле. [ 7 ] Учитывая, что в Библии говорится о том, что Милкому поклонялись с королевской санкции в Иерусалиме, возможно, что ему также поклонялись как родному, а не чужеземному богу в Израиле. [ 8 ]
За пределами Библии имя Милкома засвидетельствовано в археологии, например, на нескольких аммонитянских печатях, где оно часто связано с изображениями быка. [ 9 ] Эти печати указывают на то, что Милком считался доброжелательным, возвышенным, сильным и имел связи со звездами. [ 10 ] ( Надпись Цитадели Аммана ок. 9 или 8 века до н. э.), в том виде, в каком она была реконструирована, содержит оракул Милкома: [ 11 ] хотя это имя также упоминается на остраконе Телль-эль-Мазар . [ 4 ] имя Милком . Засвидетельствовано, что два имени аммонитов содержат в качестве элемента [ 3 ] Однако в теофорных именах аммонитян Эль , главный бог ханаанского пантеона, появляется чаще, чем Милком. [ 6 ] На этом основании Вальтер Ауфрехт предполагает, что Милком не был государственным богом аммонитян и что вместо этого он мог быть богом-покровителем царского дома аммонитян. [ 12 ]
Каменные статуи, обнаруженные вокруг Аммона, могут изображать Милкома. [ 13 ] Некоторые из этих фигур демонстрируют черты древнеегипетского бога Осириса , а именно корону атефа , что позволяет предположить, что аспекты Осириса могли быть приняты в культ Милкома. [ 1 ] Для изображения Милкома также было предложено изображение четырехкрылого жука-скарабея , однако это безрезультатно. [ 14 ]
Божество по имени МЛКМ упоминается в двуязычной ханаанской – древней североаравийской надписи, обнаруженной в Каср-Байре , которую некоторые идентифицируют как Милком. Этот MLKM упоминается вместе с двумя другими божествами, QWS. 1 и КМС 1 , которые были отождествлены с Каусом и Чемошем соответственно. [ 15 ]
Отношения с другими ближневосточными божествами
[ редактировать ]Название, по-видимому, происходит от корня mlk , что означает «править». [ 5 ] На основании схожей иконографии и большего количества подтверждений имен, содержащих имя Эль, чем Милком , было высказано предположение, что Милком, возможно, был эпитетом Эла, используемым в Аммоне, или что Милком был другим богом, который постепенно стал ассоциироваться с Эль в точно так же, как Яхве стал ассоциироваться с Элом в Израиле. [ 16 ] Ученый Коллин Корнелл раскритиковал попытки доказать, что Милком был тем же божеством, что и Эл, или стал синкретизироваться с ним из-за отсутствия доказательств; [ 17 ] он утверждает, что сходство между Эль и Милкомом на самом деле только показывает, что Эль и Милком «были I[ron]A[ge] левантийскими богами, характерными для их региона и эпохи». [ 18 ]
Также засвидетельствованы боги с похожими именами. Бог по имени МЛКМ упоминается в списке богов из Угарита , бог по имени Малкум также засвидетельствован на табличках из Дрехема , а бог по имени Малик засвидетельствован из Ниневии , а также теофорные имена в марийских табличках и табличках Эблы . [ 4 ] Это имя также похоже на потенциального бога Молоха, найденного в Библии, а Молох когда-то назывался богом аммонитян в масоретском тексте (3 Царств 11: 6–7). Отношения между этими божествами неясны; описание Молоха как бога аммонитян может быть ошибкой переписчика. [ 19 ] [ 4 ] В качестве еще одного доказательства против отождествления Милкома с Молохом Э. Пуэх отмечает, что в Библии оба изображены как имеющие отдельные места поклонения в Иерусалиме. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вин 2012 , с. 4.
- ^ Tyson 2019 , p. 5.
- ^ Jump up to: а б Tyson 2019 , p. 4.
- ^ Jump up to: а б с д Пуэх 1999 , с. 575.
- ^ Jump up to: а б Доак 2020 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б с Пуэх 1999 , с. 576.
- ^ Тайсон 2019 , стр. 3–4.
- ^ Корнелл, 2015 , с. 76.
- ^ Фишер 1998 , с. 204.
- ^ Корнелл, 2015 , стр. 78–80.
- ^ Фишер 1998 , с. 206.
- ^ Upright 2010 , стр. 248–249.
- ^ Tyson 2019 , p. 1.
- ^ Вен 2012 , с. 5.
- ^ Аль-Джаллад 2017 , с. 315.
- ^ Тайсон 2019 , стр. 6–7.
- ^ Корнелл, 2015 , стр. 51–52.
- ^ Корнелл, 2015 , с. 82.
- ^ Фишер 1998 , стр. 206–207.
Источники
[ редактировать ]- Аль-Джаллад, Ахмад (2017). «Самые ранние этапы арабского языка и его лингвистическая классификация» . Справочник Рутледжа по арабской лингвистике : 315–331. ISBN 9781315147062 .
- Ауфрехт, Вальтер (2010). «Аммонитяне и Книга царей». В Халперне, Э.; Лемэр, А. (ред.). Книга королей: источники, состав, историография и рецепция . Брилл. стр. 245–249. doi : 10.1163/ej.9789004177291.i-712.44 . ISBN 9789047430735 .
- Корнелл, Коллин (2015). «Мораторий на слияние богов? Случай Эла и Милкома в Аммонитянском ономастиконе» . Угарит-Форшунген . 46 : 49–99.
- Доук, Брэйн Р. (2020). Соседи Древнего Израиля . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190690632 .
- Фишер, Джеймс Роджер (1998). Аммон в еврейской Библии: текстовый анализ и археологический контекст избранных упоминаний об аммонитянах Трансиордании (Диссертация). Университет Эндрюса.
- Пуэх, Э. (1999). «Милком» . В Торне, Карел ван дер; Бекинг, Боб; Хорст, Питер В. ван дер (ред.). Словарь божеств и демонов в Библии (2-е изд.). Брилл. стр. 573–576.
- Тайсон, Крейг В. (2019). «Религия аммонитян: образец левантийской религии II железного века (ок. 1000–500 до н.э.)» . Религии . 10 :1–34. дои : 10.3390/rel10030159 .
- Вин, Питер ван дер (2012). «Милком» . У Юлингера, Кристоф; Эгглер, Юрг (ред.). Иконография божеств и демонов на древнем Ближнем Востоке: иконографический словарь с особым упором на Палестину и Израиль первого тысячелетия до нашей эры . Брилл. стр. 1–5.