Jump to content

Милком

Статуя, потенциально изображающая Милкома или обожествленного аммонитянского правителя как Милкома, VIII век до нашей эры. [ 1 ]

Милком или Милком ( аммонит .: 𐤌𐤋𐤊𐤌 * Mīlkām ; иврит : מִלְכֹּם Mīlkōm ) было именем либо национального бога , либо популярного бога аммонитян . Он засвидетельствован в еврейской Библии и археологических находках с бывшей территории Аммона. Его связи с другими божествами с похожими именами, подтвержденные в Библии и археологически, обсуждаются, а также его отношения с ханаанским верховным божеством Элом или предполагаемым божеством Молохом .

Сертификаты

[ редактировать ]

Милком несколько раз упоминается в еврейской Библии , хотя эти свидетельства мало о нем говорят. [ 2 ] В масоретском тексте имя Милком встречается трижды, каждый раз в списке иностранных божеств, поклонение которым оскорбительно для Яхве , бога израильтян . [ 3 ] он упоминается В 3 Царств 11:5 как «Милхом, ненависть аммонитян», в 3 Царств 11:33 как «Милхом, бог детей Аммонитян», а во 2 Царств 23:13 как «Милхом, мерзость Аммонитян». дети Аммона». еще несколько раз Это имя встречается в Септуагинте : 2 Царств 12:30, 1 Паралипоменон 20:2, Амос 1:15, Иеремия 40 (=30):1,3, Софония 1:5 и 3 Царств 11:7. [ 4 ] масоретский текст читается как «малкам », что означает «их царь». В большинстве этих случаев [ 5 ] Вполне вероятно, что по крайней мере в некоторых из этих случаев в тексте на иврите первоначально читалось «Милком». [ 6 ]

Библия свидетельствует, что Милком играл роль главного государственного бога аммонитян параллельно с ролью Яхве в Израиле. [ 7 ] Учитывая, что в Библии говорится о том, что Милкому поклонялись с королевской санкции в Иерусалиме, возможно, что ему также поклонялись как родному, а не чужеземному богу в Израиле. [ 8 ]

За пределами Библии имя Милкома засвидетельствовано в археологии, например, на нескольких аммонитянских печатях, где оно часто связано с изображениями быка. [ 9 ] Эти печати указывают на то, что Милком считался доброжелательным, возвышенным, сильным и имел связи со звездами. [ 10 ] ( Надпись Цитадели Аммана ок. 9 или 8 века до н. э.), в том виде, в каком она была реконструирована, содержит оракул Милкома: [ 11 ] хотя это имя также упоминается на остраконе Телль-эль-Мазар . [ 4 ] имя Милком . Засвидетельствовано, что два имени аммонитов содержат в качестве элемента [ 3 ] Однако в теофорных именах аммонитян Эль , главный бог ханаанского пантеона, появляется чаще, чем Милком. [ 6 ] На этом основании Вальтер Ауфрехт предполагает, что Милком не был государственным богом аммонитян и что вместо этого он мог быть богом-покровителем царского дома аммонитян. [ 12 ]

Каменные статуи, обнаруженные вокруг Аммона, могут изображать Милкома. [ 13 ] Некоторые из этих фигур демонстрируют черты древнеегипетского бога Осириса , а именно корону атефа , что позволяет предположить, что аспекты Осириса могли быть приняты в культ Милкома. [ 1 ] Для изображения Милкома также было предложено изображение четырехкрылого жука-скарабея , однако это безрезультатно. [ 14 ]

Божество по имени МЛКМ упоминается в двуязычной ханаанской древней североаравийской надписи, обнаруженной в Каср-Байре , которую некоторые идентифицируют как Милком. Этот MLKM упоминается вместе с двумя другими божествами, QWS. 1 и КМС 1 , которые были отождествлены с Каусом и Чемошем соответственно. [ 15 ]

Отношения с другими ближневосточными божествами

[ редактировать ]

Название, по-видимому, происходит от корня mlk , что означает «править». [ 5 ] На основании схожей иконографии и большего количества подтверждений имен, содержащих имя Эль, чем Милком , было высказано предположение, что Милком, возможно, был эпитетом Эла, используемым в Аммоне, или что Милком был другим богом, который постепенно стал ассоциироваться с Эль в точно так же, как Яхве стал ассоциироваться с Элом в Израиле. [ 16 ] Ученый Коллин Корнелл раскритиковал попытки доказать, что Милком был тем же божеством, что и Эл, или стал синкретизироваться с ним из-за отсутствия доказательств; [ 17 ] он утверждает, что сходство между Эль и Милкомом на самом деле только показывает, что Эль и Милком «были I[ron]A[ge] левантийскими богами, характерными для их региона и эпохи». [ 18 ]

Также засвидетельствованы боги с похожими именами. Бог по имени МЛКМ упоминается в списке богов из Угарита , бог по имени Малкум также засвидетельствован на табличках из Дрехема , а бог по имени Малик засвидетельствован из Ниневии , а также теофорные имена в марийских табличках и табличках Эблы . [ 4 ] Это имя также похоже на потенциального бога Молоха, найденного в Библии, а Молох когда-то назывался богом аммонитян в масоретском тексте (3 Царств 11: 6–7). Отношения между этими божествами неясны; описание Молоха как бога аммонитян может быть ошибкой переписчика. [ 19 ] [ 4 ] В качестве еще одного доказательства против отождествления Милкома с Молохом Э. Пуэх отмечает, что в Библии оба изображены как имеющие отдельные места поклонения в Иерусалиме. [ 6 ]

Источники

[ редактировать ]
  • Аль-Джаллад, Ахмад (2017). «Самые ранние этапы арабского языка и его лингвистическая классификация» . Справочник Рутледжа по арабской лингвистике : 315–331. ISBN  9781315147062 .
  • Ауфрехт, Вальтер (2010). «Аммонитяне и Книга царей». В Халперне, Э.; Лемэр, А. (ред.). Книга королей: источники, состав, историография и рецепция . Брилл. стр. 245–249. doi : 10.1163/ej.9789004177291.i-712.44 . ISBN  9789047430735 .
  • Корнелл, Коллин (2015). «Мораторий на слияние богов? Случай Эла и Милкома в Аммонитянском ономастиконе» . Угарит-Форшунген . 46 : 49–99.
  • Доук, Брэйн Р. (2020). Соседи Древнего Израиля . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780190690632 .
  • Фишер, Джеймс Роджер (1998). Аммон в еврейской Библии: текстовый анализ и археологический контекст избранных упоминаний об аммонитянах Трансиордании (Диссертация). Университет Эндрюса.
  • Пуэх, Э. (1999). «Милком» . В Торне, Карел ван дер; Бекинг, Боб; Хорст, Питер В. ван дер (ред.). Словарь божеств и демонов в Библии (2-е изд.). Брилл. стр. 573–576.
  • Тайсон, Крейг В. (2019). «Религия аммонитян: образец левантийской религии II железного века (ок. 1000–500 до н.э.)» . Религии . 10 :1–34. дои : 10.3390/rel10030159 .
  • Вин, Питер ван дер (2012). «Милком» . У Юлингера, Кристоф; Эгглер, Юрг (ред.). Иконография божеств и демонов на древнем Ближнем Востоке: иконографический словарь с особым упором на Палестину и Израиль первого тысячелетия до нашей эры . Брилл. стр. 1–5.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb188d43fb8cc5de0f232995b42c2344__1716886500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/44/cb188d43fb8cc5de0f232995b42c2344.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Milcom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)