Мелькарт
Мелькарт | |
---|---|
Главный культовый центр | Столпы Мелькарта Тир , Финикия Гадир , Иберия |
Обитель | Преисподняя |
Символ | Топор , лев |
Фестивали | Эгерси |
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры | по отцовской линии: Анат , Аттар , Мот , Шахар , Шалим , Шапаш , Ям |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Геракл |
Римский эквивалент | Геркулес |
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Мелькарт ( финикийский : 𐤌𐤋𐤒𐤓𐤕 , латинизированный: Mīlqārt ) был покровителем финикийского богом - города-государства Тир и главным божеством в финикийском и пуническом пантеонах . Возможно, он играл центральную роль в мифах об основании различных финикийских колоний по всему Средиземноморью , а также был источником нескольких мифов о подвигах Геракла . [1] [2] Считалось, что многие города были основаны (так или иначе) и защищены Мелькартом, что, без сомнения, возникло из-за первоначальной финикийской практики строительства храма Мелькарта в новых колониях. [1] Подобно Таммузу и Адонису , он символизировал годовой цикл смерти и возрождения.
Отражая его двойную роль защитника мира и правителя подземного мира, его часто изображали держащим Анк или Цветок как символ жизни и окончатый топор как символ смерти.
По мере того как тирская торговля, колонизация и поселения расширялись, Мелькарт стал почитаться в финикийских и пунических культурах по всему Средиземноморью, особенно в его колониях Карфагене и Кадисе . [3] Во время расцвета финикийской цивилизации между 1000 и 500 годами до нашей эры Мелькарт был связан с другими пантеонами и часто почитался соответственно. В частности, его отождествляли с греческим Гераклом и римским Геркулесом, по крайней мере, с шестого века до нашей эры, и в конечном итоге он стал взаимозаменяемым со своим греческим коллегой. [4]
На Кипре Мелькарт был синкретизирован с Эшмуном и Асклепием , [5] [6] а также на Ибице , как указано в посвящении, гласящем: «своему господину Эшмун-Мелькарту». [7] В Тире женщины, иностранцы и свинина . не допускались в святилище храма Мелькарта [8]
Этимология
[ редактировать ]Мелькарт был написан на финикийском абджаде как MLQRT ( финикийский : 𐤌𐤋𐤒𐤓𐤕 Mīlqārt ). Эдвард Липински предполагает, что оно произошло от MLK QRT ( 𐤌𐤋𐤊 𐤒𐤓𐤕 Mīlk-Qārt ), что означает «Король города». [9] Имя иногда транскрибируется как Мелькарт , Мелькарт или Мельгарт . По -аккадски его имя писалось Милкарту .
Грекам и римлянам, которые отождествляли Мелькарта с Геркулесом , его часто называли Тирским Геркулесом .
Культ
[ редактировать ]Мелькарт, возможно, был Баалом, найденным в Танахе (еврейской Библии, особенно в 3 Царств 16:31–10:26), чье поклонение было широко представлено Израилю царем Ахавом и в значительной степени искоренено царем Ииуя . [ нужна ссылка ] В 3 Царств 18:27, возможно, есть насмешливая ссылка на легендарные гераклейские путешествия бога и на ежегодный эгерсис («пробуждение») бога:
И было в полдень, что Илия посмеялся над ними и сказал: «Возглашайте громко, ибо он бог; или он задумался, или он заблудился, или он в пути, или, может быть, он спит». и его необходимо разбудить».
Финикийец [10] писатель Гелиодор Эмесский в своей «Эфиопике » упоминает танцы моряков в честь тирского Геракла: «Теперь они резво подпрыгивают в воздух, теперь преклоняют колени к земле и вертятся на них, как одержимые».
Историк Геродот записал (2.44):
Желая получить как можно больше информации по этим вопросам, я совершил путешествие в Тир в Финикии, услышав, что в этом месте находится храм Геракла, очень почитаемый. Я посетил храм и нашел его богато украшенным множеством подношений, среди которых были два столба, один из чистого золота, другой из смарагдоса , сиявших в ночи ярким блеском. В беседе, которую я вел со жрецами, я спросил, как давно построен их храм, и по их ответу нашел, что и они отличаются от эллинов. Они рассказали, что храм был построен в то же время, когда был основан город, и что основание города произошло 2300 лет назад. В Тире я заметил еще один храм, где поклонялись тому же богу, что и Фасийскому Гераклу. Итак, я отправился на Тасос , где нашел храм Геракла, построенный финикийцами, колонизировавшими этот остров во время своего плавания в поисках Европы . Но даже это было на пять поколений раньше того времени, когда Геракл, сын Амфитрион родился в Элладе . Эти исследования ясно показывают, что существует древний бог Геракл; и мое собственное мнение таково, что наиболее мудро поступают те эллины, которые строят и содержат два храма Геракла, в одном из которых почитаемый Геракл известен под именем Олимпийского и приносил ему жертвы как бессмертному, а в другом воздаваемые почести подобны герою.
Иосиф Флавий записывает ( «Иудейские древности» , 8.5.3), вслед за Менандром Эфесским историком Хираме I , о царе Тире (ок. 965–935 до н. э.):
И пошел он и нарубил бревен с горы, называемой Ливан , для кровли храмов; и когда он разрушил древние храмы, он построил храм Геракла и храм Аштарт ; и он первый отпраздновал пробуждение ( эгерсис ) Геракла в месяце Периции. [11]
Ежегодное празднование возрождения «пробуждения» Мелькарта может идентифицировать Мелькарта как божество жизни-смерти-возрождения .
Мелькарт сыграл центральную роль в финикийском весеннем празднике, во время которого он умер и воскрес. [12]
Римский император Септимий Север был уроженцем Лепцис-Магны в Африке, первоначально финикийского города, где поклонение Мелькарту было широко распространено. Известно, что он построил в Риме храм, посвященный « Либеру и Геркулесу», и предполагается, что император, стремясь почтить бога своего родного города, отождествлял Мелькарта с римским богом Либером. [ нужна ссылка ]
Археологические свидетельства
[ редактировать ]Первое упоминание этого имени относится к надписи «Бен-Хадад» в 9 веке до нашей эры, найденной в 1939 году к северу от Алеппо на территории сегодняшней северной Сирии ; он был построен сыном арамейского царя « для своего господина Мелькарта, в чем он поклялся ему и услышал его голос». [13]
Археологические свидетельства культа Мелькарта были обнаружены раньше всего в Тире и, по-видимому, распространились на запад вместе с финикийскими колониями, основанными Тиром, а также в конечном итоге затмили поклонение Эшмуну в Сидоне . имя Мелькарта упоминалось в клятвах, санкционирующих контракты. По словам доктора Марии Евгении Обе , [14] таким образом, было принято строить храм Мелькарта, как защитника тирских торговцев, в каждой новой финикийской колонии: в Кадисе храм Мелькарта является самым ранним пережитком финикийской оккупации. (Греки следовали параллельной практике в отношении Геракла.) Карфаген даже отправлял ежегодную дань в размере 10% общественной казны богу в Тире вплоть до эллинистического периода .
В Тире верховный жрец Мелькарта занимал второе место после короля. Многие имена в Карфагене отражали это значение Мелькарта, например, имена Гамилькар и Бомилькар; но Баал «Господь» как элемент имени в карфагенских именах, таких как Гасдрубал и Ганнибал, почти наверняка не относится к Мелькарту, а вместо этого относится к Баал-Хаммону , главному богу Карфагена, богу, отождествляемому греками с Кроносом и Римляне с Сатурном или просто используется как титул.
Мелькарт защищал пунические районы Сицилии , такие как Чефалу , который был известен под властью Карфагена как «мыс Мелькарт» ( пунический : 𐤓𐤔 𐤌𐤋𐤒𐤓𐤕 , RŠ MLQRT ). [15] Голова Мелькарта, неотличимая от Геракла, появилась на монетах IV века до нашей эры.
Чиппи Мелькарта , найденные на Мальте и посвященные богу в качестве подношения ex voto , предоставили ключ к пониманию финикийского языка , поскольку надписи на чиппи были написаны как на финикийском, так и на греческом языках . [16]
Храмовые места
[ редактировать ]Храмы Мелькарта обнаружены как минимум в трех финикийско-пунических памятниках Испании: Кадисе, Ибице на Балеарских островах и Картахене. Рядом с Гадесом/Гадейрой (современный Кадис ) находился самый западный храм Тирианского Геракла, недалеко от восточного берега острова ( Страбон 3.5.2–3). Страбон отмечает (3.5.5–6), что две бронзовые колонны внутри храма, каждая высотой 8 локтей, были широко провозглашены истинными колоннами Геракла многими, кто посетил это место и принес там жертву Гераклу. Страбон считает этот отчет поддельным, частично отмечая, что в надписях на этих столбах ничего не упоминается о Геракле, а говорится только о расходах, понесенных финикийцами при их изготовлении.
Другой храм Мелькарта находился в Эбиссе ( Ибица ), в одном из четырех финикийских поселений на южном побережье острова. В 2004 году дорожная бригада на проспекте Испании (одном из главных маршрутов на Ибицу) обнаружила в раскопанном дорожном полотне еще один пунический храм. В найденных текстах Мелькарт упоминается среди других пунических богов Эшмуна, Астарты и Баала.
Другой иберийский храм Мелькарта был обнаружен в Картаго-Нова ( Картахена ). Защита тирского бога распространялась на священный мыс ( мыс Святого Винсента ) Пиренейского полуострова, самую западную точку известного мира, землю настолько священную, что там было запрещено даже ночевать.
Другой храм Мелькарта находился в Ликсусе , на атлантическом побережье Марокко .
Ганнибал и Мелькарт
[ редактировать ]Ганнибал был преданным поклонником Мелькарта: римский историк Ливий записывает историю, что незадолго до того, как отправиться в поход в Италию, он совершил паломничество в Гадес , самое древнее место финикийского культа на западе. Ганнибал укрепился духовно молитвой и жертвоприношением на Алтаре Мелькарта. Он вернулся в Новый Карфаген, сосредоточив свои мысли на боге, и накануне отъезда в Италию увидел странное видение, которое, как он полагал, было послано Мелькартом. [17]
Ночью Ганнибалу явился юноша божественной красоты. Юноша рассказал Ганнибалу, что его послало верховное божество Юпитер , чтобы провести сына Гамилькара в Италию. «Следуй за мной, — сказал призрачный посетитель, — и смотри, чтобы ты не оглядывался назад». Ганнибал выполнил указания гостя. Однако любопытство взяло верх, и когда он повернул голову, Ганнибал увидел змею, пробирающуюся сквозь лес и заросли, сеющую повсюду разрушения. Он двигался как черная буря с раскатами грома и вспышками молний, собравшаяся позади змеи. Когда Ганнибал спросил о значении видения, существо ответило: «То, что ты видишь, — это опустошение Италии. Следуй за своей звездой и не задавайся дальше темными советами небес». [17]
Греко-римские традиции
[ редактировать ]Некоторые авторы высказывали предположение, что финикийский Мелицерт, сын Ино, встречающийся в греческой мифологии, по происхождению был отражением Мелькарта. Хотя ни один классический источник явно не связывает эти два события, Ино — дочь Кадма Тирского. Льюис Фарнелл так не думал, ссылаясь в 1916 году на «случайное сходство в звучании Меликерта и Мелькарта, поскольку Мелькарт, бородатый бог, не имел никакого сходства по форме или мифу с божеством-ребенком или мальчиком и, более того, всегда отождествлялся с божеством-ребенком или мальчиком». Геракл: мы также не знаем ничего о Мелькарте, что могло бы объяснить фигуру Ино, изначально неотделимую от Меликерта». [18]
Афиней (392d) резюмирует рассказ Евдокса Книдского (ок. 355 г. до н.э.), в котором рассказывается, как Геракл, сын Зевса от Астерии (= Аштарт?), Был убит Тифоном в Ливии . Спутник Геракла Иолай принес мертвому богу перепелку (предположительно жареную перепелку), и ее восхитительный запах вернул Геракла к жизни. Это якобы объясняет, почему финикийцы приносят в жертву Гераклу перепелов. Кажется, у Мелькарта был спутник, похожий на эллинского Иолая, который сам был выходцем из тирской колонии Фив . Санчуниатон также создает Мелькарта под именем Малкартос или Мелькатрос, сына Хадада , которого обычно отождествляют с Зевсом.
В «Распознаваниях Псевдо-Климента» (10.24) говорится о гробницах различных богов, в том числе «Геракла в Тире, где он был сожжен огнем». Эллинский Геракл также погиб на костре, но событие произошло на горе Оэта в Трахисе . Похожая традиция зафиксирована Дио Златоустом ( Ор. 33.47 ), который упоминает прекрасный костер, который тарсианцы разводили для своего Геракла, имея в виду здесь киликийского бога Сандона .
В Нонна « Дионисии » (40.366–580) Тирский Геракл во многом является богом Солнца . Однако в более поздний эллинистический и римский периоды почти все боги приобрели солнечные атрибуты и почти все восточные боги отождествлялись с Солнцем. титул Астрохитон Нонн дает Тириану Гераклу «Звездный доспех» и заставляет его Диониса читать гимн этому Гераклу, приветствуя его как «сына Времени, того, кто создает тройной образ Луны, всесияющее Око небес». . Дождь приписывается сотрясению с его головы вод его ванны в восточном океане . Его Солнечный диск восхваляется как причина роста растений. Затем, в кульминационном всплеске синкретизма , Дионис отождествляет Тирского Геракла с Белом на Евфрате , Аммоном в Ливии, Аписом у Нила , Аравийским Кроносом, Ассирийским Зевсом, Сераписом , Зевсом Египетским , Кроносом , Фаэтоном , Митрой , Дельфийским Аполлоном , Гамос «Брак» и Пэон «Целитель».
Тирский Геракл отвечает, являясь Дионису. В огненных глазах этого сияющего бога, облаченного в вышитое под небо (предположительно, различными созвездиями) одеяние, светится красный свет. У него желтые блестящие щеки и звездная борода. Бог рассказывает, как он учил первобытных, рожденных на земле жителей Финикии, как построить первую лодку, и велел им плыть к паре плавучих скалистых островов. На одном из островов росло оливковое дерево со змеей у подножия и орлом на вершине, а посередине пылало огнем, жгущим, но не пожирающим. Следуя инструкциям бога, эти первобытные люди принесли орла в жертву Посейдону , Зевсу и другим богам. После этого острова укоренились на дне моря. На этих островах был основан город Тир.
Григорий Назианзин [19] и Кассиодор [20] иметь отношение к [ нужны разъяснения ] как тирийский Геракл и нимфа Тир гуляли по пляжу, когда сопровождавшая их собака Геракла сожрала улитку-мурекс и вокруг ее пасти приобрела красивый пурпурный цвет. Тир сказал Гераклу, что она никогда не примет его в качестве своего любовника, пока он не подарит ей одежду того же цвета. Итак, Геракл собрал множество раковин мурекса, извлек из них краску и покрасил первую одежду в цвет, позже названный тирским пурпуром . Раковина мурекса появляется на самых ранних монетах Тира, а затем снова появляется на монетах времен Римской Империи.
С шестого века до нашей эры. Далее на Кипре , где на западной стороне острова наблюдалось сильное финикийское культурное влияние, Мелькарт часто изображался с традиционными символами Геракла в виде львиной шкуры и дубинки, хотя неясно, насколько сильна была эта связь между фигурами на протяжении всего остального. финикийской культуры. [21]
Попытки синтеза
[ редактировать ]Недостаток свидетельств о Мелькарте привел к спорам о природе его культа и его месте в финикийском пантеоне. Уильям Ф. Олбрайт предположил, что он был богом подземного мира отчасти потому, что бога Милку , которым может быть Мелькарт, иногда приравнивают к месопотамскому богу Нергалу , богу подземного мира, чье имя также означает «Царь города». [22] Другие считают это совпадением, поскольку то, что известно о Мелькарте из других источников, не предполагает существования бога подземного мира, и городом, о котором идет речь, предположительно может быть Тир. Было предложено [ кем? ] что Мелькарт начинал как морской бог , которому позже были даны солнечные атрибуты, или, альтернативно, он начинал как солнечный бог, который позже получил атрибуты морского бога.
Историческая личность
[ редактировать ]Далее Геродот сказал, что в храме Мелькарта в Тире была гробница , подтверждая теорию о том, что, несмотря на то, что он был вовлечен в мифологию основания Тира, возможно, Мелькарт был основан на реальном историческом человеке. [23] Другие классические авторы говорят, что эта предполагаемая гробница Мелькарта была перенесена на юг Испании , возможно, в Кадис . [1]
В конце 2021 года археологи из Севильского университета заявили, что обнаружили исторический храм Мелькарта в Испании, в котором, по мнению классических авторов, находилась предполагаемая гробница Мелькарта, в современном Санкти-Петри в Кадисе . [24]
См. также
[ редактировать ]- Информацию о титуле Баал, который применялся ко многим богам, которых обычно не отождествляли с Мелькартом, см. Ваал .
- Мнения о том, связан ли Мелькарт с библейскими ссылками на Молоха и каким образом, см. в разделе « Молох» .
- Мнения о том, связан ли Мелькарт с именами Бога в исламе и каким образом, см. у Малека.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Картрайт, Марк. «Мелькарт» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 03 августа 2023 г.
- ^ Хитти, Филип (1957). Ливан в истории . Индия: Macmillan and Co Ltd., с. 118.
В греческой легенде Коринф связан с богом финикийского происхождения Меликертом (Мелькартом), позднее отождествленным с Гераклом. Состязания финикийского бога с двенадцатью враждебными зверями зодиака являются источником двенадцати подвигов греческого героя.
- ^ «Мелькарт | Финикийское божество» . Британская энциклопедия . Проверено 26 апреля 2020 г.
- ^ «Мелькарт | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Зауэр 2018 , с. 140.
- ^ Гринфилд 1995 , с. 433.
- ^ Огден 2021 , с. 470.
- ^ Геродот (2 июня 2009 г.). Ориентир Геродот: Истории . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-1-4000-3114-6 .
- ^ Липинский, Эдвард (2002). Семитские языки: Очерк сравнительной грамматики . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Том. 80. Бельгия: Петерс Левен (опубликовано в 2001 г.). п. 235. ИСБН 978-90-429-0815-4 .
- ^ Истерлинг, ЧП; Нокс, BMW (1993) [1985]. Кембриджская история классической литературы . Том. 1, часть 4. Издательство Кембриджского университета. п. 136. ИСБН 0521359848 .
- ↑ В переводе Уильяма Уистона неверно сказано: «Впервые построил храм Геракла в…».
- ^ Джиндж, Биргитте; Тертон, Мэри; Обе, Мария Евгения; Риджуэй, Дэвид (1996). «Финикийцы и Запад: политика, колонии и торговля» . Классический мир . 89 (5): 427. дои : 10.2307/4351841 . ISSN 0009-8418 . JSTOR 4351841 .
- ^ ANET 655, отмечено в книге Джеймса Максвелла Миллера и Джона Харалсона Хейса, «История древнего Израиля и Иуды» (Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс Пресс), 1986, стр. 293ф.
- ^ Мария Евгения Обе , Финикийцы и Запад: политика, колонии и торговля, 2-е изд., 2001.
- ^ Руководитель и др. (1911) , с. 877.
- ^ «Циппус с Мальты» . Лувр.com. 2009 . Проверено 16 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Ливий XXI, 21-23
- ^ Льюис Р. Фарнелл, «Ино-Леукотея», Журнал эллинистических исследований, 36 (1916:36-44), с. 43; Эдуард Уилл, Коринтиака (1955), с. 169 примечание 3 города литература, отрицающая эту связь.
- ^ Григорий Назианзин , Oratio , 4.108 (см. в греческом источнике и в английском переводе )
- ^ Cassiodorus , Variae , 1.2.7 (См. в латинском источнике и в английском переводе )
- ^ Маркое, Гленн (2000). Финикийцы . Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 124. ИСБН 978-0520226135 .
- ^ Археология и религия Израиля (Балтимор, 1953; стр. 81, 196).
- ^ Геродот (2 июня 2009 г.). Ориентир Геродот: Истории . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-1-4000-3114-6 .
- ^ «Испания: исследователи полагают, что нашли легендарный храм Геркулеса Гадитануса» . www.thearchaeological.org . Проверено 03 августа 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бонне, Корин, Мелькарт: Культы и мифы Тирского Геракла в Средиземноморье (Лёвен и Намюр) 1988. Стандартное резюме доказательств.
- Гринфилд, Джонас Карл (1995), Решение загадок и развязывание узлов: библейские, эпиграфические и семитские исследования в честь Джонаса К. Гринфилда , Eisenbrauns, ISBN 978-0-931464-93-5 .
- Руководитель, Барклай; и др. (1911), «Zeugitana» , Historia Numorum (2-е изд.), Оксфорд: Clarendon Press, стр. 877–882 .
- Огден, Дэниел (2021), Оксфордский справочник Геракла , Oxford University Press, ISBN 9780190650988 .
- Зауэр, А. (2018), Археология Иордании и за ее пределами: очерки памяти Джеймса А. Зауэра , Брилл, ISBN 9789004369801 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мелькарт — Энциклопедия всемирной истории
- Храм Мелькарта
- Звезды Мелькарта
- Роджер Райт, рецензия на книгу Марии Евгении Обе, «Финикийцы и Запад: политика, колонии и торговля», 2-е изд., 2001 г .: обстоятельный обзор, дающий хороший набросок книги Обе, в которой Мелькарт играет важную роль; Обе концентрируется на Тире и его колониях и заканчивается примерно в 550 г. до н.э. возвышением Карфагена.
- Иконография Мелькарта (статья в PDF англ.)