Jump to content

Мелькарт

Мелькарт
Бог силы и героев
Умирающий и воскресающий бог
Божество-покровитель Тира
Финикийское изображение Мелькарта из Музея античной скульптуры Барракко , VI век до нашей эры.
Главный культовый центр Столпы Мелькарта
Тир , Финикия
Гадир , Иберия
Обитель Преисподняя
Символ Топор , лев
Фестивали Эгерси
Генеалогия
Родители
Братья и сестры по отцовской линии: Анат , Аттар , Мот , Шахар , Шалим , Шапаш , Ям
Эквиваленты
Греческий эквивалент Геракл
Римский эквивалент Геркулес

Мелькарт ( финикийский : 𐤌𐤋𐤒𐤓𐤕 , латинизированный: Mīlqārt ) был покровителем финикийского богом - города-государства Тир и главным божеством в финикийском и пуническом пантеонах . Возможно, он играл центральную роль в мифах об основании различных финикийских колоний по всему Средиземноморью , а также был источником нескольких мифов о подвигах Геракла . [1] [2] Считалось, что многие города были основаны (так или иначе) и защищены Мелькартом, что, без сомнения, возникло из-за первоначальной финикийской практики строительства храма Мелькарта в новых колониях. [1] Подобно Таммузу и Адонису , он символизировал годовой цикл смерти и возрождения.

Отражая его двойную роль защитника мира и правителя подземного мира, его часто изображали держащим Анк или Цветок как символ жизни и окончатый топор как символ смерти.

По мере того как тирская торговля, колонизация и поселения расширялись, Мелькарт стал почитаться в финикийских и пунических культурах по всему Средиземноморью, особенно в его колониях Карфагене и Кадисе . [3] Во время расцвета финикийской цивилизации между 1000 и 500 годами до нашей эры Мелькарт был связан с другими пантеонами и часто почитался соответственно. В частности, его отождествляли с греческим Гераклом и римским Геркулесом, по крайней мере, с шестого века до нашей эры, и в конечном итоге он стал взаимозаменяемым со своим греческим коллегой. [4]

На Кипре Мелькарт был синкретизирован с Эшмуном и Асклепием , [5] [6] а также на Ибице , как указано в посвящении, гласящем: «своему господину Эшмун-Мелькарту». [7] В Тире женщины, иностранцы и свинина . не допускались в святилище храма Мелькарта [8]

Этимология

[ редактировать ]
Бюст из Национального музея Дании

Мелькарт был написан на финикийском абджаде как MLQRT ( финикийский : 𐤌𐤋𐤒𐤓𐤕 Mīlqārt ). Эдвард Липински предполагает, что оно произошло от MLK QRT ( 𐤌𐤋𐤊 𐤒𐤓𐤕 Mīlk-Qārt ), что означает «Король города». [9] Имя иногда транскрибируется как Мелькарт , Мелькарт или Мельгарт . По -аккадски его имя писалось Милкарту .

Грекам и римлянам, которые отождествляли Мелькарта с Геркулесом , его часто называли Тирским Геркулесом .

«Мозия эфебе» — Мелькарт (?)
Тирский шекель (102 г. до н. э.) с изображением Мелькарта (слева) и орла рядом с дубинкой, символом бога, и одной ногой на носу галеры.

Мелькарт, возможно, был Баалом, найденным в Танахе (еврейской Библии, особенно в 3 Царств 16:31–10:26), чье поклонение было широко представлено Израилю царем Ахавом и в значительной степени искоренено царем Ииуя . [ нужна ссылка ] В 3 Царств 18:27, возможно, есть насмешливая ссылка на легендарные гераклейские путешествия бога и на ежегодный эгерсис («пробуждение») бога:

И было в полдень, что Илия посмеялся над ними и сказал: «Возглашайте громко, ибо он бог; или он задумался, или он заблудился, или он в пути, или, может быть, он спит». и его необходимо разбудить».

Финикийец [10] писатель Гелиодор Эмесский в своей «Эфиопике » упоминает танцы моряков в честь тирского Геракла: «Теперь они резво подпрыгивают в воздух, теперь преклоняют колени к земле и вертятся на них, как одержимые».

Историк Геродот записал (2.44):

Желая получить как можно больше информации по этим вопросам, я совершил путешествие в Тир в Финикии, услышав, что в этом месте находится храм Геракла, очень почитаемый. Я посетил храм и нашел его богато украшенным множеством подношений, среди которых были два столба, один из чистого золота, другой из смарагдоса , сиявших в ночи ярким блеском. В беседе, которую я вел со жрецами, я спросил, как давно построен их храм, и по их ответу нашел, что и они отличаются от эллинов. Они рассказали, что храм был построен в то же время, когда был основан город, и что основание города произошло 2300 лет назад. В Тире я заметил еще один храм, где поклонялись тому же богу, что и Фасийскому Гераклу. Итак, я отправился на Тасос , где нашел храм Геракла, построенный финикийцами, колонизировавшими этот остров во время своего плавания в поисках Европы . Но даже это было на пять поколений раньше того времени, когда Геракл, сын Амфитрион родился в Элладе . Эти исследования ясно показывают, что существует древний бог Геракл; и мое собственное мнение таково, что наиболее мудро поступают те эллины, которые строят и содержат два храма Геракла, в одном из которых почитаемый Геракл известен под именем Олимпийского и приносил ему жертвы как бессмертному, а в другом воздаваемые почести подобны герою.

Иосиф Флавий записывает ( «Иудейские древности» , 8.5.3), вслед за Менандром Эфесским историком Хираме I , о царе Тире (ок. 965–935 до н. э.):

И пошел он и нарубил бревен с горы, называемой Ливан , для кровли храмов; и когда он разрушил древние храмы, он построил храм Геракла и храм Аштарт ; и он первый отпраздновал пробуждение ( эгерсис ) Геракла в месяце Периции. [11]

Ежегодное празднование возрождения «пробуждения» Мелькарта может идентифицировать Мелькарта как божество жизни-смерти-возрождения .

Мелькарт сыграл центральную роль в финикийском весеннем празднике, во время которого он умер и воскрес. [12]

Римский император Септимий Север был уроженцем Лепцис-Магны в Африке, первоначально финикийского города, где поклонение Мелькарту было широко распространено. Известно, что он построил в Риме храм, посвященный « Либеру и Геркулесу», и предполагается, что император, стремясь почтить бога своего родного города, отождествлял Мелькарта с римским богом Либером. [ нужна ссылка ]

Археологические свидетельства

[ редактировать ]
Стела с Мелькартом на льве из Амрита в Сирии , ок. 550 г. до н.э.

Первое упоминание этого имени относится к надписи «Бен-Хадад» в 9 веке до нашей эры, найденной в 1939 году к северу от Алеппо на территории сегодняшней северной Сирии ; он был построен сыном арамейского царя « для своего господина Мелькарта, в чем он поклялся ему и услышал его голос». [13]

Археологические свидетельства культа Мелькарта были обнаружены раньше всего в Тире и, по-видимому, распространились на запад вместе с финикийскими колониями, основанными Тиром, а также в конечном итоге затмили поклонение Эшмуну в Сидоне . имя Мелькарта упоминалось в клятвах, санкционирующих контракты. По словам доктора Марии Евгении Обе , [14] таким образом, было принято строить храм Мелькарта, как защитника тирских торговцев, в каждой новой финикийской колонии: в Кадисе храм Мелькарта является самым ранним пережитком финикийской оккупации. (Греки следовали параллельной практике в отношении Геракла.) Карфаген даже отправлял ежегодную дань в размере 10% общественной казны богу в Тире вплоть до эллинистического периода .

В Тире верховный жрец Мелькарта занимал второе место после короля. Многие имена в Карфагене отражали это значение Мелькарта, например, имена Гамилькар и Бомилькар; но Баал «Господь» как элемент имени в карфагенских именах, таких как Гасдрубал и Ганнибал, почти наверняка не относится к Мелькарту, а вместо этого относится к Баал-Хаммону , главному богу Карфагена, богу, отождествляемому греками с Кроносом и Римляне с Сатурном или просто используется как титул.

Мелькарт защищал пунические районы Сицилии , такие как Чефалу , который был известен под властью Карфагена как «мыс Мелькарт» ( пунический : 𐤓𐤔 𐤌𐤋𐤒𐤓𐤕 , RŠ MLQRT ). [15] Голова Мелькарта, неотличимая от Геракла, появилась на монетах IV века до нашей эры.

Чиппи Мелькарта , найденные на Мальте и посвященные богу в качестве подношения ex voto , предоставили ключ к пониманию финикийского языка , поскольку надписи на чиппи были написаны как на финикийском, так и на греческом языках . [16]

Храмовые места

[ редактировать ]
Вотивные статуи из храма Мелькарта в Кадисе

Храмы Мелькарта обнаружены как минимум в трех финикийско-пунических памятниках Испании: Кадисе, Ибице на Балеарских островах и Картахене. Рядом с Гадесом/Гадейрой (современный Кадис ) находился самый западный храм Тирианского Геракла, недалеко от восточного берега острова ( Страбон 3.5.2–3). Страбон отмечает (3.5.5–6), что две бронзовые колонны внутри храма, каждая высотой 8 локтей, были широко провозглашены истинными колоннами Геракла многими, кто посетил это место и принес там жертву Гераклу. Страбон считает этот отчет поддельным, частично отмечая, что в надписях на этих столбах ничего не упоминается о Геракле, а говорится только о расходах, понесенных финикийцами при их изготовлении.

Другой храм Мелькарта находился в Эбиссе ( Ибица ), в одном из четырех финикийских поселений на южном побережье острова. В 2004 году дорожная бригада на проспекте Испании (одном из главных маршрутов на Ибицу) обнаружила в раскопанном дорожном полотне еще один пунический храм. В найденных текстах Мелькарт упоминается среди других пунических богов Эшмуна, Астарты и Баала.

Другой иберийский храм Мелькарта был обнаружен в Картаго-Нова ( Картахена ). Защита тирского бога распространялась на священный мыс ( мыс Святого Винсента ) Пиренейского полуострова, самую западную точку известного мира, землю настолько священную, что там было запрещено даже ночевать.

Другой храм Мелькарта находился в Ликсусе , на атлантическом побережье Марокко .

Ганнибал и Мелькарт

[ редактировать ]

Ганнибал был преданным поклонником Мелькарта: римский историк Ливий записывает историю, что незадолго до того, как отправиться в поход в Италию, он совершил паломничество в Гадес , самое древнее место финикийского культа на западе. Ганнибал укрепился духовно молитвой и жертвоприношением на Алтаре Мелькарта. Он вернулся в Новый Карфаген, сосредоточив свои мысли на боге, и накануне отъезда в Италию увидел странное видение, которое, как он полагал, было послано Мелькартом. [17]

Карфагенский шекель с изображением Ганнибала или Мелькарта

Ночью Ганнибалу явился юноша божественной красоты. Юноша рассказал Ганнибалу, что его послало верховное божество Юпитер , чтобы провести сына Гамилькара в Италию. «Следуй за мной, — сказал призрачный посетитель, — и смотри, чтобы ты не оглядывался назад». Ганнибал выполнил указания гостя. Однако любопытство взяло верх, и когда он повернул голову, Ганнибал увидел змею, пробирающуюся сквозь лес и заросли, сеющую повсюду разрушения. Он двигался как черная буря с раскатами грома и вспышками молний, ​​собравшаяся позади змеи. Когда Ганнибал спросил о значении видения, существо ответило: «То, что ты видишь, — это опустошение Италии. Следуй за своей звездой и не задавайся дальше темными советами небес». [17]

Греко-римские традиции

[ редактировать ]

Некоторые авторы высказывали предположение, что финикийский Мелицерт, сын Ино, встречающийся в греческой мифологии, по происхождению был отражением Мелькарта. Хотя ни один классический источник явно не связывает эти два события, Ино — дочь Кадма Тирского. Льюис Фарнелл так не думал, ссылаясь в 1916 году на «случайное сходство в звучании Меликерта и Мелькарта, поскольку Мелькарт, бородатый бог, не имел никакого сходства по форме или мифу с божеством-ребенком или мальчиком и, более того, всегда отождествлялся с божеством-ребенком или мальчиком». Геракл: мы также не знаем ничего о Мелькарте, что могло бы объяснить фигуру Ино, изначально неотделимую от Меликерта». [18]

Афиней (392d) резюмирует рассказ Евдокса Книдского (ок. 355 г. до н.э.), в котором рассказывается, как Геракл, сын Зевса от Астерии (= Аштарт?), Был убит Тифоном в Ливии . Спутник Геракла Иолай принес мертвому богу перепелку (предположительно жареную перепелку), и ее восхитительный запах вернул Геракла к жизни. Это якобы объясняет, почему финикийцы приносят в жертву Гераклу перепелов. Кажется, у Мелькарта был спутник, похожий на эллинского Иолая, который сам был выходцем из тирской колонии Фив . Санчуниатон также создает Мелькарта под именем Малкартос или Мелькатрос, сына Хадада , которого обычно отождествляют с Зевсом.

В «Распознаваниях Псевдо-Климента» (10.24) говорится о гробницах различных богов, в том числе «Геракла в Тире, где он был сожжен огнем». Эллинский Геракл также погиб на костре, но событие произошло на горе Оэта в Трахисе . Похожая традиция зафиксирована Дио Златоустом ( Ор. 33.47 ), который упоминает прекрасный костер, который тарсианцы разводили для своего Геракла, имея в виду здесь киликийского бога Сандона .

В Нонна « Дионисии » (40.366–580) Тирский Геракл во многом является богом Солнца . Однако в более поздний эллинистический и римский периоды почти все боги приобрели солнечные атрибуты и почти все восточные боги отождествлялись с Солнцем. титул Астрохитон Нонн дает Тириану Гераклу «Звездный доспех» и заставляет его Диониса читать гимн этому Гераклу, приветствуя его как «сына Времени, того, кто создает тройной образ Луны, всесияющее Око небес». . Дождь приписывается сотрясению с его головы вод его ванны в восточном океане . Его Солнечный диск восхваляется как причина роста растений. Затем, в кульминационном всплеске синкретизма , Дионис отождествляет Тирского Геракла с Белом на Евфрате , Аммоном в Ливии, Аписом у Нила , Аравийским Кроносом, Ассирийским Зевсом, Сераписом , Зевсом Египетским , Кроносом , Фаэтоном , Митрой , Дельфийским Аполлоном , Гамос «Брак» и Пэон «Целитель».

Тирский Геракл отвечает, являясь Дионису. В огненных глазах этого сияющего бога, облаченного в вышитое под небо (предположительно, различными созвездиями) одеяние, светится красный свет. У него желтые блестящие щеки и звездная борода. Бог рассказывает, как он учил первобытных, рожденных на земле жителей Финикии, как построить первую лодку, и велел им плыть к паре плавучих скалистых островов. На одном из островов росло оливковое дерево со змеей у подножия и орлом на вершине, а посередине пылало огнем, жгущим, но не пожирающим. Следуя инструкциям бога, эти первобытные люди принесли орла в жертву Посейдону , Зевсу и другим богам. После этого острова укоренились на дне моря. На этих островах был основан город Тир.

Финикийская . монета с изображением легенды о собаке, кусающей морскую улитку

Григорий Назианзин [19] и Кассиодор [20] иметь отношение к [ нужны разъяснения ] как тирийский Геракл и нимфа Тир гуляли по пляжу, когда сопровождавшая их собака Геракла сожрала улитку-мурекс и вокруг ее пасти приобрела красивый пурпурный цвет. Тир сказал Гераклу, что она никогда не примет его в качестве своего любовника, пока он не подарит ей одежду того же цвета. Итак, Геракл собрал множество раковин мурекса, извлек из них краску и покрасил первую одежду в цвет, позже названный тирским пурпуром . Раковина мурекса появляется на самых ранних монетах Тира, а затем снова появляется на монетах времен Римской Империи.

С шестого века до нашей эры. Далее на Кипре , где на западной стороне острова наблюдалось сильное финикийское культурное влияние, Мелькарт часто изображался с традиционными символами Геракла в виде львиной шкуры и дубинки, хотя неясно, насколько сильна была эта связь между фигурами на протяжении всего остального. финикийской культуры. [21]

Попытки синтеза

[ редактировать ]
Бронзовая статуэтка священника Мелькарта, Национальный археологический музей Мадрида.

Недостаток свидетельств о Мелькарте привел к спорам о природе его культа и его месте в финикийском пантеоне. Уильям Ф. Олбрайт предположил, что он был богом подземного мира отчасти потому, что бога Милку , которым может быть Мелькарт, иногда приравнивают к месопотамскому богу Нергалу , богу подземного мира, чье имя также означает «Царь города». [22] Другие считают это совпадением, поскольку то, что известно о Мелькарте из других источников, не предполагает существования бога подземного мира, и городом, о котором идет речь, предположительно может быть Тир. Было предложено [ кем? ] что Мелькарт начинал как морской бог , которому позже были даны солнечные атрибуты, или, альтернативно, он начинал как солнечный бог, который позже получил атрибуты морского бога.

Историческая личность

[ редактировать ]
Бронзовая статуэтка Мелькарта из исторического храма Мелькарта в Кадисе, из Санкти Петри , Музей Кадиса.

Далее Геродот сказал, что в храме Мелькарта в Тире была гробница , подтверждая теорию о том, что, несмотря на то, что он был вовлечен в мифологию основания Тира, возможно, Мелькарт был основан на реальном историческом человеке. [23] Другие классические авторы говорят, что эта предполагаемая гробница Мелькарта была перенесена на юг Испании , возможно, в Кадис . [1]

В конце 2021 года археологи из Севильского университета заявили, что обнаружили исторический храм Мелькарта в Испании, в котором, по мнению классических авторов, находилась предполагаемая гробница Мелькарта, в современном Санкти-Петри в Кадисе . [24]

См. также

[ редактировать ]
  • Информацию о титуле Баал, который применялся ко многим богам, которых обычно не отождествляли с Мелькартом, см. Ваал .
  • Мнения о том, связан ли Мелькарт с библейскими ссылками на Молоха и каким образом, см. в разделе « Молох» .
  • Мнения о том, связан ли Мелькарт с именами Бога в исламе и каким образом, см. у Малека.
  1. ^ Jump up to: а б с Картрайт, Марк. «Мелькарт» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 03 августа 2023 г.
  2. ^ Хитти, Филип (1957). Ливан в истории . Индия: Macmillan and Co Ltd., с. 118. В греческой легенде Коринф связан с богом финикийского происхождения Меликертом (Мелькартом), позднее отождествленным с Гераклом. Состязания финикийского бога с двенадцатью враждебными зверями зодиака являются источником двенадцати подвигов греческого героя.
  3. ^ «Мелькарт | Финикийское божество» . Британская энциклопедия . Проверено 26 апреля 2020 г.
  4. ^ «Мелькарт | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 20 мая 2020 г.
  5. ^ Зауэр 2018 , с. 140.
  6. ^ Гринфилд 1995 , с. 433.
  7. ^ Огден 2021 , с. 470.
  8. ^ Геродот (2 июня 2009 г.). Ориентир Геродот: Истории . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN  978-1-4000-3114-6 .
  9. ^ Липинский, Эдвард (2002). Семитские языки: Очерк сравнительной грамматики . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Том. 80. Бельгия: Петерс Левен (опубликовано в 2001 г.). п. 235. ИСБН  978-90-429-0815-4 .
  10. ^ Истерлинг, ЧП; Нокс, BMW (1993) [1985]. Кембриджская история классической литературы . Том. 1, часть 4. Издательство Кембриджского университета. п. 136. ИСБН  0521359848 .
  11. В переводе Уильяма Уистона неверно сказано: «Впервые построил храм Геракла в…».
  12. ^ Джиндж, Биргитте; Тертон, Мэри; Обе, Мария Евгения; Риджуэй, Дэвид (1996). «Финикийцы и Запад: политика, колонии и торговля» . Классический мир . 89 (5): 427. дои : 10.2307/4351841 . ISSN   0009-8418 . JSTOR   4351841 .
  13. ^ ANET 655, отмечено в книге Джеймса Максвелла Миллера и Джона Харалсона Хейса, «История древнего Израиля и Иуды» (Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс Пресс), 1986, стр. 293ф.
  14. ^ Мария Евгения Обе , Финикийцы и Запад: политика, колонии и торговля, 2-е изд., 2001.
  15. ^ Руководитель и др. (1911) , с. 877.
  16. ^ «Циппус с Мальты» . Лувр.com. 2009 . Проверено 16 февраля 2011 г.
  17. ^ Jump up to: а б Ливий XXI, 21-23
  18. ^ Льюис Р. Фарнелл, «Ино-Леукотея», Журнал эллинистических исследований, 36 (1916:36-44), с. 43; Эдуард Уилл, Коринтиака (1955), с. 169 примечание 3 города литература, отрицающая эту связь.
  19. ^ Григорий Назианзин , Oratio , 4.108 (см. в греческом источнике и в английском переводе )
  20. ^ Cassiodorus , Variae , 1.2.7 (См. в латинском источнике и в английском переводе )
  21. ^ Маркое, Гленн (2000). Финикийцы . Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 124. ИСБН  978-0520226135 .
  22. ^ Археология и религия Израиля (Балтимор, 1953; стр. 81, 196).
  23. ^ Геродот (2 июня 2009 г.). Ориентир Геродот: Истории . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN  978-1-4000-3114-6 .
  24. ^ «Испания: исследователи полагают, что нашли легендарный храм Геркулеса Гадитануса» . www.thearchaeological.org . Проверено 03 августа 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 68b13afa69d5c23cc032a55c3bc870da__1720293840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/68/da/68b13afa69d5c23cc032a55c3bc870da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Melqart - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)