Хирам я
Хирам я | |
---|---|
Король Тира | |
Царствование | 980–947 до н. э. (?) |
Предшественник | Авиваал , ?? – 981 г. до н. э. (?) |
Преемник | Баал-Эсер I (Велеазар I, Баал-Маццер I) 946–930 до н. э. (?) |
Рожденный | 1000 г. до н. э. (?) Тир, предположительно |
Умер | предположительно 947 или 946 г. до н.э. |
Династия | Династия Авиваала и Хирама I. |
Отец | Абибаль |
Мать | Неизвестный |
Хирам I ( финикийский : 𐤇𐤓𐤌 Ḥirō «мой брат возвышен», иврит : חירם Хирам , современный арабский : حيرم, также называемый Хиром или Хурам ) [1] , был финикийским царем Тира согласно еврейской Библии . Годы его правления некоторые оценивают как период с 980 по 947 год до нашей эры, по наследству от его отца Авиваала . Хираму на посту царя Тира наследовал его сын Баал-Эсер I. [2] Хирам также упоминается в трудах Менандра Эфесского (начало II века до н.э.), которые сохранились в книге Иосифа Флавия «Против Апиона» , которая дополняет библейское повествование. По словам Иосифа Флавия, Хирам прожил 53 года и правил 34.
Царствование
[ редактировать ]Во время правления Хирама Тир превратился из спутника Сидона в самый важный из финикийских городов и обладателя большой торговой империи. Он подавил восстание первой тирской колонии в Утике , недалеко от более позднего Карфагена ( «Против Апиона», I:18).
В еврейской Библии говорится, что он объединился с Давидом , царем Иудеи, и его ремесленники построили дворец Давида в Иерусалиме после захвата им города. [3] [4] [5] Дворец был построен из ливанского кедра . После смерти Давида Хирам сохранил союз с сыном и преемником Давида Соломоном , снова на равных («אחי», что означает «мой брат»). [6] [7] [8] Благодаря союзу с Соломоном Хирам обеспечил себе доступ к основным торговым путям в Египет, Аравию и Месопотамию . Два царя также совместно открыли торговый путь через Красное море , соединив израильскую гавань Эцион-Гевер с землей под названием Офир . [9] Некоторые школы мысли предполагают, что эта земля Офира находилась в портовом городе Сопара , недалеко от современного Мумбаи (Бомбея), Индия . [10]
Согласно Библии, оба царя разбогатели благодаря этой торговле, и Хирам послал Соломону архитекторов, рабочих, кедровое дерево и золото для строительства Первого Храма в Иерусалиме . Иосиф Флавий говорит, что он также расширил Тирейскую гавань, расширил город, соединив два острова, на которых он был построен, и построил царский дворец и храм для Мелькарта ( Против Апиона I:17). Школа Мелькарта находится сегодня в Ливане. [11]
Гипотезы относительно хронологии правления
[ редактировать ]Дата начала правления Хирама взята из заявления Иосифа Флавия , цитирующего как протоколы тирского суда, так и сочинения Менандра : [12] сообщая, что от начала строительства Храма Соломона до основания Карфагена (или до бегства Дидоны , приведшего к его основанию) прошло 143 года. Иосиф Флавий также сообщил, что правление Хирама началось за 155 лет и 8 месяцев до этого события и что строительство Храма Соломона началось на двенадцатом году правления Хирама, то есть за 143 года до строительства Карфагена.
Как отметил Уильям Барнс (1801–1886), дата начала строительства Храма с использованием тирских данных определяется «совершенно независимо» от способа, которым эта дата определяется с использованием библейских данных. [13]
Включив другой источник, дату основания Карфагена Помпеем Трогом (825 г. до н.э.), мы можем прийти к альтернативному решению. Этот подход относит начало правления Хирама к 979/8 г. до н. э., а начало строительства Храма одиннадцать лет спустя, в 968/7 г. до н. э. Важно отметить, что большинство хронологических систем относят начало правления Соломона примерно к 971/70 г. до н. э. [14]
Хирам I из Тира: союзник и потенциальный организатор Золотого века Соломона
[ редактировать ]Хирам I, царь Тира, правил могущественным финикийским городом-государством в 10 веке до нашей эры. Точные даты его правления обсуждаются учеными, по оценкам, это период между 980 и 947 годами до нашей эры. Его правление совпало с возвышением Соединенного Королевства Израиля при царе Давиде и его сыне Соломоне. Имеющиеся свидетельства, в основном взятые из еврейской Библии и археологических открытий, предполагают потенциально важные отношения между Хирамом и израильскими царями, особенно Соломоном. [14]
Еврейская Библия изображает Хирама как близкого соратника израильских монархов (3 Царств 5:1–18; 2 Паралипоменон 2:2–16). [15] Согласно библейскому повествованию, Хирам поставлял царю Давиду квалифицированных рабочих, кедровое дерево и другие материалы для строительства его дворца в Иерусалиме (1 Паралипоменон 14:1). [16] Этот отчет, хотя и потенциально приукрашенный, намекает на отношения сотрудничества между двумя лидерами. [1]
Однако именно во время правления Соломона появляются наиболее подробные описания роли Хирама. Библия описывает конкретное соглашение между двумя царями о строительстве монументальных объектов в Иерусалиме: Храма Соломона и его царского дворца (3 Царств 5). [17] Это соглашение, если оно действительное, предполагает официальное партнерство. В повествовании подробно говорится, что Хирам предоставил квалифицированных рабочих, ремесленников и огромное количество ценной кедровой и кипарисовой древесины из лесов Ливана (3 Царств 5:6-10). Взамен Соломон предложил Тиру такие необходимые ресурсы, как пшеница, ячмень, оливковое масло и вино (3 Царств 5:11–12). [18] Этот обмен, если его точно изобразить, подчеркивает потенциал взаимовыгодных экономических отношений, которым способствует соглашение. [19]
За пределами еврейской Библии ссылки на Хирама ограничены. Примечательно, что Иосиф Флавий, еврейский историк I века нашей эры, упоминает Хирама в своей работе «Против Апиона» (I:18). [12] Ссылаясь на Менандра Эфесского, историка III века до нашей эры, Иосиф приписывает Хираму подавление восстания в финикийской колонии Утика (недалеко от современного Карфагена).
Хотя за пределами Библии существуют ограниченные исторические свидетельства, они предполагают период процветания и расширения Тира под руководством Хирама. Потенциальный союз с Израилем мог бы предоставить Тиру доступ к ценным ресурсам и новым рынкам. И наоборот, Соломон мог бы извлечь выгоду из квалифицированной рабочей силы и опыта Тира в морской торговле и строительстве [8]. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы окончательно установить характер и степень их сотрудничества. Тем не менее, правление Хирама, вероятно, ознаменовало период значительного культурного и экономического обмена между двумя королевствами, оказавшего долгосрочное влияние на регион.
«Гробница Хирама»
[ редактировать ]«Гробница Хирама» (Кабр Хирам) датируется персидским периодом , от четырех до шести столетий после предполагаемого времени Хирама. [20] Он построен в 6 км к юго-востоку от Тира, недалеко от деревни Ханауай , по дороге в Кану. [20] и имеет форму колоссального известнякового саркофага на постаменте. [20]
В современной фантастике
[ редактировать ]Король Хирам — персонаж о путешествиях во времени рассказа «Слоновая кость, обезьяны и павлины » (1983) Пола Андерсона .
Тезки
[ редактировать ]По словам городского историка, в 1829 году город Тир был основан в округе Сенека в штате Нью-Йорк , и выбор его названия, предположительно, был вдохновлен древним Тиром. Точно так же его булыжная ферма Хирама Лэя , внесенная в Национальный реестр исторических мест , по-видимому, была названа в честь финикийского царя. [21]
В городе Тир на юге Ливана есть район под названием Хай Хирам, расположенный в северном муниципалитете Тира Абассият . Хирам Больница находится в этом районе, а неподалеку есть аптека Хирам . В центре муниципалитета Тайр-Сур главная улица названа в честь Хирама ( пишется Хайрам на Google Картах ). Хайрам-стрит страдает от высоких заторов на дорогах , загрязнения воздуха и шума . [22]
См. также
[ редактировать ]- Список царей Тира
- Пигмалион для обсуждения даты основания Карфагена, использованной Менандром
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Комментарий Элликотта для современных читателей ко 2 Царств 5, по состоянию на 11 июля 2017 г.
- ^ Вэнс, Дональд Р. (март 1994 г.) «Литературные источники по истории Палестины и Сирии: финикийские надписи» Библейский археолог 57 (1) 2–19.
- ^ 2 Царств 5:11
- ^ 3 Царств 5:1
- ^ 1 Паралипоменон 14:1 )
- ^ 3 Царств 9:13
- ^ Амос 1:9
- ^ Майкл Д. Куган , Краткое введение в Ветхий Завет, стр. 213–214, Oxford University Press, 2009 г.
- ^ 2 Паралипоменон 8:16,17.
- ^ ЭЛ Бэшам , Чудо, которым была Индия, стр. 232, Пикадор Индия
- ^ Спрос, Нэнси Х. (2011). Средиземноморский контекст ранней греческой истории . Уайли-Блэквелл. п. 230. ИСБН 978-1405155519 .
- ^ Перейти обратно: а б Против Апиона I:17,18.
- ^ Уильям Х. Барнс, Исследования по хронологии разделенной монархии Израиля (Атланта: Scholars Press, 1991) 31.
- ^ Перейти обратно: а б "Краткое содержание" . Бюллетень Исследовательского общества Израиля 17 (3/4): I – VIII. 1953. ISSN 2312-007X .
- ^ 3 Царств 5:1–18; 2 Паралипоменон 2:2-16. Ветхий Завет .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ 1 Паралипоменон 14:1. Ветхий Завет .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ 3 Царств 5. Ветхий Завет .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ 3 Царств 5:11-12. Ветхий Завет .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Граббе, Лестер (2007). Древний Израиль: что мы знаем и откуда мы это знаем? .
- ^ Перейти обратно: а б с Livius.org, «Гробница Хирама» в Ханнауие , по состоянию на 6 октября 2021 г.
- ^ «Краткая история Тира» . Город Тир . 2019 . Проверено 26 августа 2020 г.
- ^ Магуайр, Сюзанна; Маджуб, Майя (2016). Оссейран, Тарек (ред.). «ПРОФИЛЬ ГОРОДА ШИН» (PDF) . рельефная сеть . ЖИЛЬЕ Ливан. стр. 100-1 15, 89, 94–95. Архивировано (PDF) из оригинала 0 октября 2022 г. Получено 26 августа.