Jump to content

Гат (город)

Координаты : 31 ° 42'00 "N 34 ° 50'49" E  /  31,700 ° N 34,847 ° E  / 31,700; 34 847
(Перенаправлено с Gittite )
Археологические находки в Телль-эс-Сафи

Гат или Гат ( иврит : גַּת , латинизированный : Gaṯ , букв. « винный пресс »; латынь : Geth , филистимлянин : 𐤂𐤕 * Gīt ) был одним из пяти городов филистимского пентаполиса во время железного века . Оно располагалось на северо-востоке Филистии , недалеко от границы с Иудеей . Гат часто упоминается в еврейской Библии , а его существование подтверждается египетскими надписями. [ 1 ] Город, который, как полагают, уже имел большое значение в бронзовом веке , упоминается в письмах Эль-Амарны как Гимти / Гинту , которым правили два Шувардата и Абди-Аштарти. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Другой Гат, известный как Гинти-кирмил (Гат Кармиля), также появляется в письмах Амарны. [ 5 ]

Наиболее популярным местом расположения Гата является археологический курган или телл , известный как Телль-эс-Сафи на арабском языке и Тель-Зафит на иврите (иногда пишется Тель-Цафит), расположенный на территории национального парка Тель-Зафит . [ 6 ] но каменная надпись с названием города до сих пор не обнаружена. Археологи полагают, что это был крупнейший город Южного Леванта в 10 и 9 веках до нашей эры. Недавние раскопки обнаружили впечатляющие свидетельства осады и последующего разрушения этого места в конце 9-го века до нашей эры, что может быть связано с библейским стихом, в котором упоминается его захват Азаилом из Арама Дамаска . [ 7 ] [ 8 ]

Гиттеянин человек из Гата. [ 9 ]

Библейский рассказ

[ редактировать ]

Гат упоминается в еврейской Библии как один из пяти главных филистимлянских городов. [ 10 ] Это было одно из последних убежищ анакимов перед израильтянами-завоевателями под предводительством Иисуса Навина . [ 11 ] Гат был покорен либо во времена пророка Самуила , [ 12 ] или царем Давидом , [ 13 ] хотя первая книга Царств [ 14 ] утверждает, что во времена царя Соломона ею еще правил филистимский царь по имени Анхус . Царь Анхус упоминается как правитель Гата во времена Саула , Давида и Соломона, поэтому неясно, относится ли это к двум или более царям с одним и тем же именем.

Гат был также родным городом филистимлянского гиганта Голиафа и его братьев, а также Итая ХаГити , одного из полководцев царя Давида, и его 600 солдат, которые помогали царю в изгнании от его сына Авессалома . Давид, убегая от Саула , бежал в Гат и служил под началом его царя Ануса. [ 15 ] Во время правления Соломона Шемей отправился в Гат, чтобы вернуть своего сбежавшего раба. [ 16 ] Город Гат также упоминается как захваченный Азаилом из Арама Дамаска. [ 17 ]

Повествование в первой книге Паралипоменон [ 18 ] повествует, что Езер и Елеад, сыновья Ефрема , были убиты людьми из Гата, потому что «они пришли забрать скот свой».

Гат назван одним из 15 городов, укрепленных царем Ровоамом , сыном царя Соломона, которые были захвачены Шишаком , царем Египта. [ 19 ]

Идентификация

[ редактировать ]

Традиция, о которой сообщают Иштори Хапарчи (1280–1355) и другие ранние еврейские писатели, заключается в том, что Рамла был библейским Гатом филистимлян . [ 20 ] [ 21 ] Первоначальные археологические утверждения, казалось, указывали на то, что Рамла не была построена на месте древнего города. [ 22 ] хотя в последние годы на южной окраине Рамлы были обнаружены руины старого города. [ 23 ] Ранее Бенджамин Мазар предположил, что древний Гат находился в месте под названием Рас-Абу-Хамид к востоку от Рамлы. [ 24 ] Ави-Йона , однако, считал, что это другой Гат, который сейчас обычно называют Гат-Гиттаим. [ 25 ] Эту точку зрения поддерживают и другие ученые, которые считают, что существовали как Гат (сегодняшний Телль-эс-Сафи ), так и Гат-Риммон (в Рамле или вблизи нее). [ 26 ] [ 27 ] Израильский археолог Ю. Ахарони , опираясь на Евсевия » « Ономастикон , где он фиксирует древнее место Гата возле римской дороги в 5 милях (8 км) от Элевтерополя (Бет-Губрин) по пути в Диосполь (Лод), предложил идентифицировать библейский Гат с Телль-эдж-Иудеей , [ 28 ] или Тель Сафи, [ 29 ] и что Гат и Морешет-Гат были одним и тем же местом. [ 30 ] [ 31 ]

Ученый 19-го века Эдвард Робинсон предложил отождествлять Гат с Телль-эс-Сафи , и это отождествление было общепринятым до начала 20-го века, когда оно начало подвергаться сомнению. [ 6 ] В 1920-х годах знаменитый археолог У. Ф. Олбрайт оспорил эту идентификацию, написав, что «археологические исследования Телль-эль-Сафи не дали ни малейших доказательств отождествления с Гатом». [ 6 ] Олбрайт предложила другое место, Телль-Арейни (сейчас недалеко от города Кирьят-Гат ), которое, несмотря на некоторую оппозицию, было принято до такой степени, что Комитет по именам правительства Израиля в 1953 году переименовал его в Тель-Гат. [ 6 ] Однако раскопки в Телль-Арейни, начавшиеся в 1959 году, не обнаружили никаких следов среднего бронзового века, и вместо этого археологи предложили отождествить Гат с третьим памятником, Телль-эн-Неджиле (Тель-Нагила), от этого предложения отказались после раскопок в 1980-х годах. [ 6 ] Затем внимание снова вернулось к Телль-эс-Сафи, который, как полагают, является местом расположения Гата. [ 6 ]

На карте Мадабы VI века Телль эс-Сафи / Телль эль-Сафия встречается под именем Сафита ( греч . ΣΑΦΙΘΑ ). [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] На карте Мадабы второй город, Филистимский Геф (Гат), обозначен как «Гитта, бывшая одна из пяти сатрапий [филистимлян]», современный город к югу и немного западнее Лидды ( Лод ), который соответствует современной Рамле. . [ 35 ] Другие предполагают, что Гат — это не кто иной, как «Сафифа» ( Телль эс-Сафи ), [ 36 ] но им трудно объяснить, почему на карте Мадабы эти места указаны в двух разных списках, и приписать ошибку переписчику мозаики. [ 37 ]

Скажи эс-Сафи

[ редактировать ]

Телль-эс-Сафи и Тель-Зафит ( араб . تل الصافي , Tall aṣ-Ṣāfī ; иврит : תל צפית , Тель-Цафит ) — арабские и еврейские названия древнего кургана , который сейчас широко идентифицируется как Гат (вариант: «Гет»), один из пять городов древнего Филистимского Пентаполиса (наряду с Газой , Экрон , Ашкелон и Ашдод ). Это большое многопериодическое место, расположенное в центре Израиля, примерно на полпути между Иерусалимом и Ашкелоном, на границе между южной прибрежной равниной Израиля и предгорьями Иудеи .

Впервые отмеченный исследователями в середине 19 века нашей эры, впоследствии, начиная с 1899 года, в течение трех сезонов его раскапывали американский археолог Ф. Дж. Блисс и ирландский археолог Р. А. Макалистер . [ 38 ] Обширное исследование этого места не проводилось до 1996 года, когда на этом месте был начат долгосрочный проект под руководством Арена Маейра из Университета Бар-Илан , Израиль. С 1996 года на этом месте проводились раскопки, исследования и другие исследования, посвященные различным культурам, периодам и аспектам, связанным с этим местом, его культурой и историей, а также его окрестностями. [ 39 ]

Это место было заселено с протоисторического периода до современности. Самые ранние свидетельства поселения относятся к периоду энеолита (около 5-го тысячелетия до н.э.), после которого продолжается непрерывная оккупация до современной палестинской деревни Телль-эс-Сафи, заброшенной во время арабо-израильской войны 1948 года .

Бронзовый век

[ редактировать ]

Ранний бронзовый век

[ редактировать ]

Во время раннего бронзового века есть свидетельства существования большого городского объекта, очевидно похожего на другие городские объекты EB III в южном Ханаане, такие как близлежащий Тель-Ярмут ( Джармут ). На телле были обнаружены скудные свидетельства этого периода в виде случайных осколков. В окрестностях телла (к востоку, в Зоне С6) были обнаружены следы могил и возможной домашней деятельности.

Средний бронзовый век

[ редактировать ]

Находки из MB IIB (и нескольких MB IIA) были обнаружены на различных участках тела в ходе исследования (включая скарабея Хьяна , найденного в 1960-х годах). Недавно, в сезоне 2006 года, вблизи вершины телла были обнаружены свидетельства впечатляющего укрепления MB IIB, состоящего из каменной стены/башни и утрамбованного земляного вала/гласиса.

Поздний бронзовый век

[ редактировать ]

Останки поздней бронзы на этом месте также впечатляют, свидетельствуя о ханаанском городе Гат, который упоминается в письмах Эль-Амарны. Находки этого периода включают большое, очевидно общественное здание, находки культового характера и небольшую коллекцию Египтиаки, в том числе две египетские иератические надписи, обе начертаны на сосудах местного производства. Этот город, по-видимому, был разрушен в конце позднего бронзового века, скорее всего, с приходом филистимлян.

Железный век

[ редактировать ]

В течение железного века это место стало крупным филистимским городом, «Гатом филистимлян», одним из пяти городов филистимского «пентаполиса», известного из библейских и внебиблейских (например, ассирийских) источников. Заселенный на самых ранних этапах филистимской культуры (ок. 1200 г. до н.э.), [ 40 ] были найдены свидетельства различных этапов филистимской культуры. В частности, имеется множество находок, указывающих на постепенную трансформацию филистимлян от нелокальной (эгейской) культуры к более локально ориентированной культуре. Этот процесс, получивший название « аккультурация » или « креолизация », можно увидеть в различных аспектах филистимской культуры по мере развития железного века.

Особое значение имеют толщи X–IX вв. до н.э., в которых обнаружены богатые комплексы находок. [ 41 ] Эти пласты позволяют изучить всю последовательность филистимской культуры, поскольку на других филистимских стоянках (таких как Экрон , Ашдод и Ашкелон ) эти фазы представлены недостаточно хорошо.

Археологические раскопки обнаружили филистимский храм и свидетельства сильного землетрясения в библейские времена. [ 42 ] [ 43 ] Экскаватор Арен Маейр прокомментировал датировку этого геологического события:

Судя по тесному стратиграфическому контексту, это [землетрясение] можно датировать серединой VIII века. до нашей эры. [ 44 ]

На этом месте наблюдаются очень впечатляющие разрушения во время позднего железного века IIA (ок. конец 9 века до н.э.). На всей территории есть свидетельства этого разрушения и хорошо сохранившиеся комплексы находок. Датировка этого разрушения концом 9-го века до нашей эры является убедительным указанием на то, что оно может быть связано с завоеванием Гата Азаилом , царем Арам-Дамаска , как упоминается во 2 Царств 12:17 . Свидетельства существования крупномасштабной осадной системы, обнаруженной вокруг этого места, по-видимому, связаны с этим событием. Эта осадная система, состоящая из искусственного осадного траншеи, связанной с ней бермы (земляной насыпи) и других элементов, в настоящее время является самым ранним археологическим свидетельством «на земле» древней осадной системы. [ 45 ] Хотя говорится, что царь Озия разрушил стены Гата ( 2 Паралипоменон 26:6 ), это, возможно, относится к тому факту, что несколько участков филистимской городской стены были использованы для строительства более поздних иудейских зданий. [ 46 ]

Среди многочисленных находок с этого уровня разрушений можно выделить впечатляющий комплекс керамики, различные культовые предметы и мастерскую по изготовлению костяных орудий . Экскаваторы предположили, что во время осады Азаила защитники города изготавливали оружие из костей животных, поскольку у них не хватало сырья для изготовления металлического оружия. [ 47 ]

Осколок Голиафа

[ редактировать ]

В сезоне 2005 года, ниже уровня разрушения конца 9-го века до нашей эры, в слое, относящемся к более ранней фазе железного века IIA, была найдена важная надпись. На черепке, типичном для железного века IIA, были найдены два несемитских имени, написанных семитскими «протоханаанскими» буквами. Эти два имени, «ALWT» ( אלות ) и «WLT» ( ולת ), этимологически схожи с именем Голиафа ( גלית ), библейского чемпиона-филистимлянина, который был уроженцем Гата.

Эти два фрагмента имени могут указывать на то, что имена, подобные имени Голиаф, использовались в Филистии во время железного века IIA, примерно в то же время, когда Голиаф описан в Библии. хотя и не является доказательством существования Голиафа, Остракон, свидетельствует о культурной среде того периода. В любом случае они представляют собой полезный пример имен, использовавшихся филистимлянами в то время, и самые ранние свидетельства использования алфавитной системы письма в филистимской культуре. [ 48 ]

Период крестоносцев

[ редактировать ]
Белая гвардия, Тель-Цафит

После разрушения этого места Азаилом Гат филистимлян утратил свою роль основного города филистимлян. Хотя это место было заселено в более поздние периоды, оно так и не вернуло себе свою роль места центрального значения. В период крестоносцев , после завоевания этой земли во время Первого крестового похода, на этом месте была построена небольшая крепость, названная Бланш-Гард из -за впечатляющих белых меловых скал, охраняющих ее западный подход, как часть окружения крестоносцами Фатимида Ашкелона. Впоследствии это место было захвачено Айюбидами и послужило основой для средневековой и современной деревни Телль-эс-Сафи , просуществовавшей до 1948 года. Руины замка и деревни можно увидеть на этом месте и сегодня. В последние годы были раскопаны части внешних укреплений замка.

Другие Гаты

[ редактировать ]

Гат был распространенным топонимом в древнем Израиле и прилегающих регионах. упоминаются различные города В Библии с такими названиями, как Гат Филистимский, Гат-Гиттаим и Гат-Кармил (Гинти-Кирмиль). Другие места с похожими названиями встречаются в различных древних источниках, в том числе в письмах Амарны . [ 49 ]

  1. ^ «Гат Филистимский | Центр религиоведения» . rsc.byu.edu . Проверено 10 апреля 2024 г.
  2. ^ О двух правителях Гата см. Надав Нааман из Тель-Авивского университета, « Шфела согласно письмам Амарны », стр. 282.
  3. О названии Амарны «Гимти» как эквиваленте английского названия «Гат» см. Нааман (2005) , стр. 174 .
  4. ^ Маейр, Арен М.; Чедвик, Джеффри Р.; Даган, Амит; Хичкок, Луиза А.; Кац, Джилл; Шай, Ицхак; Узиэль, Джо (2019). «Поздний бронзовый век в Телль-эс-Сафи/Гате и роль этого места в юго-западном Ханаане». В Арене М. Маейре; Ицхак Шай; Крис МакКинни (ред.). Поздний бронзовый и ранний железный века Южного Ханаана . Де Грютер. стр. 1–18. дои : 10.1515/9783110628371-001 . ISBN  978-3-11-062837-1 . S2CID   199261231 . отождествление Телль эс-Сафи/Гата с Гинту из текстов Эль-Амарны ( Maeir 2012 ). Начнем с того, что мы считаем, что следует принять
  5. ^ Нааман (2005) , с. 207 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Харрис (2011) , стр. 119–33.
  7. ^ Намдар, Дворы; Цукерман, Александр; Маейр, Арен М.; Кац, Джилл Ситрон; Кабанес, Дэн; Труман, Клайв; Шахак-Гросс, Рут; Вайнер, Стив (2011). «Слой разрушений 9-го века до нашей эры в Телль-эс-Сафи / Гат, Израиль: интеграция макро- и микроархеологии» . Журнал археологической науки . 38 (12): 3471–3482. Бибкод : 2011JArSc..38.3471N . дои : 10.1016/j.jas.2011.08.009 . ISSN   0305-4403 .
  8. ^ Вакнин, Йоав; Шаар, Рон; Липшиц, Одед; Элияху Бехар, Ади; Маейр, Арен М.; Бен-Йосеф, Эрез (2023). «Применение термического размагничивания к археологическим материалам: инструмент для обнаружения обожженной глины и оценки температуры ее обжига» . ПЛОС ОДИН . 18 (10): e0289424. Бибкод : 2023PLoSO..1889424V . дои : 10.1371/journal.pone.0289424 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   10561874 . ПМИД   37812593 .
  9. ^ «Гиттит» . Веббиблейская энциклопедия . Проверено 30 августа 2015 г.
  10. ^ Иисус Навин 13:3 ; 1 Царств 5:7–10 ; 1 Царств 6:17 .
  11. ^ Иисус Навин 11:22 .
  12. ^ 1 Царств 7:14 .
  13. ^ 1 Паралипоменон 18:1 .
  14. ^ 3 Царств 2:39–40 .
  15. ^ 1 Царств 27:1–7 .
  16. ^ 3 Царств 2:39–40 .
  17. ^ 4 Царств 12:18 .
  18. ^ 1 Паралипоменон 7:21 .
  19. ^ 2 Паралипоменон 11:8; 12:4 .
  20. ^ Иштори Хапарчи (2007) , с. 78.
  21. ^ Мазар (Майслер) (1954) .
  22. ^ Свет (1997) .
  23. ^ «Том 121, 2009 год, Рамла (Юг)» . www.hadashot-esi.org.il .
  24. ^ Мазар (Майслер) (1954) , с. 233.
  25. ^ Энциклопедия иудаики Второе изд. , Том. 7 р. 395.
  26. ^ Рейни (1998) .
  27. ^ Рейни (1975) .
  28. ^ Аарон (1979), с. 439
  29. ^ Аарон (1979), с. 434
  30. ^ Варгон (1992), с. 558
  31. ^ Херрманн (1989), с. 72
  32. ^ Цафрир, Ди Сеньи, Грин (1994) , с. 134.
  33. ^ Фонд исследования Палестины : Ежеквартальный отчет (1899 г.), стр. 354
  34. ^ Каллай-Кляйнманн (1958) , с. 155.
  35. ^ Бромили (1982) , с. 411 .
  36. ^ Ахарони, Ю. (1979). Земля Библии: историческая география (2-е изд.). Филадельфия: Вестминстер Пресс. п. 434. ИСБН  0664242669 . ОСЛК   6250553 . (оригинальное издание на иврите: «Земля Израиля в библейские времена - историческая география», Институт Бялика , Иерусалим (1962))
  37. ^ Доннер (1992) , с. 56, нет. 68 .
  38. ^ Льюис, Рона С. Ависар; Маейр, Арен М., «Новый взгляд на блаженство и раскопки Макалистера в Телль-эс-Сафи/Гате», Ближневосточная археология ; Чикаго, том. 80, вып. 4, стр. 241–243, декабрь 2017 г.
  39. ^ Хассон, Нир (2012). «В поисках более широкого взгляда на историю израильские археологи увеличивают масштаб» , «Гаарец».
  40. ^ Ашер, Йотам; Кабанес, Дэн; Хичкок, Луиза А.; Маейр, Арен М.; Вайнер, Стив; Боаретто, Элизабетта (2015). «Радиоуглеродное датирование показывает раннее появление филистимской материальной культуры в Телль-эс-Сафи/Гате, Филистия» . Радиоуглерод . 57 (5): 825–850. Бибкод : 2015Radcb..57..825A . дои : 10.2458/azu_rc.57.18391 . hdl : 11343/56329 . ISSN   0033-8222 . S2CID   130744514 .
  41. ^ Maeir 2020 , стр. 20–21.
  42. ^ Маейр, Арен (январь – февраль 2012 г.). «Находка приза: Рогатый алтарь из Телль-эс-Сафи намекает на филистимское происхождение» . Обзор библейской археологии . 38 (1): 35.
  43. ^ Маейр, Арен М. (2012b). «Филистия и иудейская Шефела после Азаила и «землетрясения в Озии»: борьба сил между филистимлянами, иудеями и ассирийцами в VIII веке до нашей эры в свете раскопок в Телль-эс-Сафи/Гате» . В Берледжунге, Анжелика (ред.). Управление стихийными бедствиями и оказанием помощи – Katastrophen und ihre Bewältigung . Мор Зибек. стр. 241–262. ISBN  978-3-16-151706-8 .
  44. ^ Вид на филистимский храм и землетрясение «Амос». Блог о раскопках Телль-эс-Сафи/Гата - июль 2010 г.
  45. ^ Маейр, Арен М.; Гур-Арье, Шира (2011). «Сравнительные аспекты арамейской осадной системы Телль-эс-Сафи/Гата» . В Финкельштейне, Израиль; Нааман, Надав (ред.). Огненные сигналы Лахиша: исследования по археологии и истории Израиля в эпоху поздней бронзы, железного века и персидского периода в честь Давида Усышкина . Пенн Стейт Пресс. стр. 227–244. ISBN  978-1-57506-629-5 .
  46. ^ Чедвик, Джеффри Р. (2022). «Когда Гат Филистимский стал Гатом Иуды: драматические взгляды на библейскую археологию». Журнал археологии и исследований наследия Восточного Средиземноморья . 10 (3–4): 317–342. doi : 10.5325/jeasmedarcherstu.10.3-4.0317 . ISSN   2166-3548 . S2CID   254482787 .
  47. ^ «Последний бой филистимлян: археологи находят разгадку падения Гата» . Гаарец . Проверено 02 января 2022 г.
  48. ^ Принципы редактирования и подробное обсуждение надписи и ее значения см.: Maeir et al. 2008 год .
  49. ^ Об отождествлении Гата Кармиля с Гинти-Кирмилом см. Finkelstein 2013 , p. 14.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Акерманн О., Мейр А. и Брюинс Х. 2004. Уникальные антропогенные изменения цепной цепи и их влияние на почву и растительность в полузасушливой средиземноморской зоне: тематическое исследование распространения Sarcopterium Spinosum вблизи Телль-эс-Сафи. /Гат, Израиль. Катена 57: 309-30
  • Акерманн О., Брюинз Х. и Мейр А. 2005. Уникальная искусственная траншея в Телль-эс-Сафи/Гат, Израиль: антропогенное воздействие и реакция ландшафта. Геоархеология 20 (3): 303-28.
  • Ависар Р., Узиэль Дж. и Маейр А. 2007. Телль-эс-Сафи/Гат в персидский период. Стр. 65–115 в книге «Время перемен: Иуда и ее соседи в персидский и раннеэллинистический периоды» , изд. Ю. Левин. Лондон: T&T Clark International.
  • Бен-Шломо Д., Шай И., Цукерман А. и Маейр А. 2008. Кулинарные особенности: кувшины для приготовления пищи в эгейском стиле и филистимляне и культурное взаимодействие в Южном Леванте в период железного века. Американский журнал археологии 112: 225–46.
  • Хорвиц Л., Лев-Тов Дж., Чедвик Дж., Виммер С. и Мейр А. 2006. Рабочие кости: уникальная мастерская по изготовлению костей IIA железного века из Телль-эс-Сафи/Гата. Ближневосточная археология 66: 169–73.
  • Маейр, А. 2003. Примечания и новости: Телль эс-Сафи. Журнал исследований Израиля 53(3): 237-46.
  • _____ 2004. Историческая справка и датировка Амоса VI 2: Археологический взгляд на Телль-эс-Сафи/Гат. Vetus Testum 54(3): 319-34.
  • _____ 2007. Десять лет раскопок библейского Гат Плиштим (на иврите). Кадмониот 133: 15–24.
  • _____ 2007. Новая интерпретация термина «Опалим» (עפלים) в свете недавних археологических находок из Филистии. Журнал изучения Ветхого Завета 32: 23–40.
  • _____ 2008. Фрагменты каменных рельефов из раскопок Блисса и Макалистера в Телль-эс-Сафи/Гат (на иврите с аннотацией на английском языке). Эрец Исраэль (Том Э. Штерна) 28.
  • _____ изд. 2017/2018. Археологический проект Телль-эс-Шафи/Гат. Ближневосточная археология 80/4–81/1. Бостон: Американские школы восточных исследований.
  • Маейр А. и Эрлих К. 2001. Раскопки Гата филистимлян: нашли ли мы родной город Голиафа? Обзор библейской археологии 27(6): 22-31
  • Маейр А. и Шай И. 2007. Рифленая керамическая чаша IIA в финикийском стиле (?) железного века из Телль-эс-Сафи / Гата: керамическая имитация металлического прототипа. Журнал Сербского археологического общества 23: 219–26.
  • Маейр А. и Узиэль Дж. 2007. Повесть о двух теллях: сравнительный взгляд на Тель-Микне-Экрон и Телль-эс-Сафи/Гат в свете недавних археологических исследований. Стр. 29–42 в книге «До ворот Экрона»: Очерки археологии и истории Восточного Средиземноморья в честь Сеймура Гитина , ред. С. Кроуфорд, А. Бен-Тор, Дж. Дессель, В. Девер, А. Мазар и Дж. Авирам. Иерусалим: Израильское исследовательское общество.
  • Мейр А.М. и Узиэль Дж., ред. 2020. Телль-эс-Сафи/Гат II: Раскопки и исследования. Египет и Ветхий Завет 105. Мюнстер: Зафон.
  • Шнидевинд, В. 1998. «Геополитическая история Филистимского Гата». Бюллетень американских школ восточных исследований 309:69–77.
  • Узиэль Дж. и Мейр А. 2005. Царапая поверхность Гата: последствия исследования поверхности Телль-эс-Сафи/Гата. Тель-Авив 32(1): 50-75.
  • Виммер С. и Мейр А. 2007. Принц Сафита: Иератическая надпись позднего бронзового века из Телль-Эс-Сафи / Гата. Журнал Немецкой палестинской ассоциации 123 (1): 37–48.
  • Цукерман А.Х., Л.К., Лев-Тов Дж. и Маейр А. 2007. Яблоко раздора? Зубчатые лопатки железного века IIA из Телль-эс-Сафи/Гат, Израиль. Бюллетень американских школ восточных исследований 347: 57–81.
  • Цукерман А. и Шай И. 2006. «Царский город филистимлян» в «надписи Азеки» и истории Гата в восьмом веке до нашей эры». Угарит-Форшунген 38: 729–816.
[ редактировать ]

31 ° 42'00 "N 34 ° 50'49" E  /  31,700 ° N 34,847 ° E  / 31,700; 34 847

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: aec3f45d4a81a636401deb8ea1a5a687__1722162660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/87/aec3f45d4a81a636401deb8ea1a5a687.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gath (city) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)