Гат (город)

Гат или Гат ( иврит : גַּת , латинизированный : Gaṯ , букв. « винный пресс »; латынь : Geth , филистимлянин : 𐤂𐤕 * Gīt ) был одним из пяти городов филистимского пентаполиса во время железного века . Оно располагалось на северо-востоке Филистии , недалеко от границы с Иудеей . Гат часто упоминается в еврейской Библии , а его существование подтверждается египетскими надписями. [ 1 ] Город, который, как полагают, уже имел большое значение в бронзовом веке , упоминается в письмах Эль-Амарны как Гимти / Гинту , которым правили два Шувардата и Абди-Аштарти. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Другой Гат, известный как Гинти-кирмил (Гат Кармиля), также появляется в письмах Амарны. [ 5 ]
Наиболее популярным местом расположения Гата является археологический курган или телл , известный как Телль-эс-Сафи на арабском языке и Тель-Зафит на иврите (иногда пишется Тель-Цафит), расположенный на территории национального парка Тель-Зафит . [ 6 ] но каменная надпись с названием города до сих пор не обнаружена. Археологи полагают, что это был крупнейший город Южного Леванта в 10 и 9 веках до нашей эры. Недавние раскопки обнаружили впечатляющие свидетельства осады и последующего разрушения этого места в конце 9-го века до нашей эры, что может быть связано с библейским стихом, в котором упоминается его захват Азаилом из Арама Дамаска . [ 7 ] [ 8 ]
Гиттеянин — человек из Гата. [ 9 ]
Библейский рассказ
[ редактировать ]Гат упоминается в еврейской Библии как один из пяти главных филистимлянских городов. [ 10 ] Это было одно из последних убежищ анакимов перед израильтянами-завоевателями под предводительством Иисуса Навина . [ 11 ] Гат был покорен либо во времена пророка Самуила , [ 12 ] или царем Давидом , [ 13 ] хотя первая книга Царств [ 14 ] утверждает, что во времена царя Соломона ею еще правил филистимский царь по имени Анхус . Царь Анхус упоминается как правитель Гата во времена Саула , Давида и Соломона, поэтому неясно, относится ли это к двум или более царям с одним и тем же именем.
Гат был также родным городом филистимлянского гиганта Голиафа и его братьев, а также Итая ХаГити , одного из полководцев царя Давида, и его 600 солдат, которые помогали царю в изгнании от его сына Авессалома . Давид, убегая от Саула , бежал в Гат и служил под началом его царя Ануса. [ 15 ] Во время правления Соломона Шемей отправился в Гат, чтобы вернуть своего сбежавшего раба. [ 16 ] Город Гат также упоминается как захваченный Азаилом из Арама Дамаска. [ 17 ]
Повествование в первой книге Паралипоменон [ 18 ] повествует, что Езер и Елеад, сыновья Ефрема , были убиты людьми из Гата, потому что «они пришли забрать скот свой».
Гат назван одним из 15 городов, укрепленных царем Ровоамом , сыном царя Соломона, которые были захвачены Шишаком , царем Египта. [ 19 ]
Идентификация
[ редактировать ]Традиция, о которой сообщают Иштори Хапарчи (1280–1355) и другие ранние еврейские писатели, заключается в том, что Рамла был библейским Гатом филистимлян . [ 20 ] [ 21 ] Первоначальные археологические утверждения, казалось, указывали на то, что Рамла не была построена на месте древнего города. [ 22 ] хотя в последние годы на южной окраине Рамлы были обнаружены руины старого города. [ 23 ] Ранее Бенджамин Мазар предположил, что древний Гат находился в месте под названием Рас-Абу-Хамид к востоку от Рамлы. [ 24 ] Ави-Йона , однако, считал, что это другой Гат, который сейчас обычно называют Гат-Гиттаим. [ 25 ] Эту точку зрения поддерживают и другие ученые, которые считают, что существовали как Гат (сегодняшний Телль-эс-Сафи ), так и Гат-Риммон (в Рамле или вблизи нее). [ 26 ] [ 27 ] Израильский археолог Ю. Ахарони , опираясь на Евсевия » « Ономастикон , где он фиксирует древнее место Гата возле римской дороги в 5 милях (8 км) от Элевтерополя (Бет-Губрин) по пути в Диосполь (Лод), предложил идентифицировать библейский Гат с Телль-эдж-Иудеей , [ 28 ] или Тель Сафи, [ 29 ] и что Гат и Морешет-Гат были одним и тем же местом. [ 30 ] [ 31 ]
Ученый 19-го века Эдвард Робинсон предложил отождествлять Гат с Телль-эс-Сафи , и это отождествление было общепринятым до начала 20-го века, когда оно начало подвергаться сомнению. [ 6 ] В 1920-х годах знаменитый археолог У. Ф. Олбрайт оспорил эту идентификацию, написав, что «археологические исследования Телль-эль-Сафи не дали ни малейших доказательств отождествления с Гатом». [ 6 ] Олбрайт предложила другое место, Телль-Арейни (сейчас недалеко от города Кирьят-Гат ), которое, несмотря на некоторую оппозицию, было принято до такой степени, что Комитет по именам правительства Израиля в 1953 году переименовал его в Тель-Гат. [ 6 ] Однако раскопки в Телль-Арейни, начавшиеся в 1959 году, не обнаружили никаких следов среднего бронзового века, и вместо этого археологи предложили отождествить Гат с третьим памятником, Телль-эн-Неджиле (Тель-Нагила), от этого предложения отказались после раскопок в 1980-х годах. [ 6 ] Затем внимание снова вернулось к Телль-эс-Сафи, который, как полагают, является местом расположения Гата. [ 6 ]
На карте Мадабы VI века Телль эс-Сафи / Телль эль-Сафия встречается под именем Сафита ( греч . ΣΑΦΙΘΑ ). [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] На карте Мадабы второй город, Филистимский Геф (Гат), обозначен как «Гитта, бывшая одна из пяти сатрапий [филистимлян]», современный город к югу и немного западнее Лидды ( Лод ), который соответствует современной Рамле. . [ 35 ] Другие предполагают, что Гат — это не кто иной, как «Сафифа» ( Телль эс-Сафи ), [ 36 ] но им трудно объяснить, почему на карте Мадабы эти места указаны в двух разных списках, и приписать ошибку переписчику мозаики. [ 37 ]
Скажи эс-Сафи
[ редактировать ]Телль-эс-Сафи и Тель-Зафит ( араб . تل الصافي , Tall aṣ-Ṣāfī ; иврит : תל צפית , Тель-Цафит ) — арабские и еврейские названия древнего кургана , который сейчас широко идентифицируется как Гат (вариант: «Гет»), один из пять городов древнего Филистимского Пентаполиса (наряду с Газой , Экрон , Ашкелон и Ашдод ). Это большое многопериодическое место, расположенное в центре Израиля, примерно на полпути между Иерусалимом и Ашкелоном, на границе между южной прибрежной равниной Израиля и предгорьями Иудеи .
Впервые отмеченный исследователями в середине 19 века нашей эры, впоследствии, начиная с 1899 года, в течение трех сезонов его раскапывали американский археолог Ф. Дж. Блисс и ирландский археолог Р. А. Макалистер . [ 38 ] Обширное исследование этого места не проводилось до 1996 года, когда на этом месте был начат долгосрочный проект под руководством Арена Маейра из Университета Бар-Илан , Израиль. С 1996 года на этом месте проводились раскопки, исследования и другие исследования, посвященные различным культурам, периодам и аспектам, связанным с этим местом, его культурой и историей, а также его окрестностями. [ 39 ]
Это место было заселено с протоисторического периода до современности. Самые ранние свидетельства поселения относятся к периоду энеолита (около 5-го тысячелетия до н.э.), после которого продолжается непрерывная оккупация до современной палестинской деревни Телль-эс-Сафи, заброшенной во время арабо-израильской войны 1948 года .
Бронзовый век
[ редактировать ]Ранний бронзовый век
[ редактировать ]Во время раннего бронзового века есть свидетельства существования большого городского объекта, очевидно похожего на другие городские объекты EB III в южном Ханаане, такие как близлежащий Тель-Ярмут ( Джармут ). На телле были обнаружены скудные свидетельства этого периода в виде случайных осколков. В окрестностях телла (к востоку, в Зоне С6) были обнаружены следы могил и возможной домашней деятельности.
Средний бронзовый век
[ редактировать ]Находки из MB IIB (и нескольких MB IIA) были обнаружены на различных участках тела в ходе исследования (включая скарабея Хьяна , найденного в 1960-х годах). Недавно, в сезоне 2006 года, вблизи вершины телла были обнаружены свидетельства впечатляющего укрепления MB IIB, состоящего из каменной стены/башни и утрамбованного земляного вала/гласиса.
Поздний бронзовый век
[ редактировать ]Останки поздней бронзы на этом месте также впечатляют, свидетельствуя о ханаанском городе Гат, который упоминается в письмах Эль-Амарны. Находки этого периода включают большое, очевидно общественное здание, находки культового характера и небольшую коллекцию Египтиаки, в том числе две египетские иератические надписи, обе начертаны на сосудах местного производства. Этот город, по-видимому, был разрушен в конце позднего бронзового века, скорее всего, с приходом филистимлян.
Железный век
[ редактировать ]В течение железного века это место стало крупным филистимским городом, «Гатом филистимлян», одним из пяти городов филистимского «пентаполиса», известного из библейских и внебиблейских (например, ассирийских) источников. Заселенный на самых ранних этапах филистимской культуры (ок. 1200 г. до н.э.), [ 40 ] были найдены свидетельства различных этапов филистимской культуры. В частности, имеется множество находок, указывающих на постепенную трансформацию филистимлян от нелокальной (эгейской) культуры к более локально ориентированной культуре. Этот процесс, получивший название « аккультурация » или « креолизация », можно увидеть в различных аспектах филистимской культуры по мере развития железного века.
Особое значение имеют толщи X–IX вв. до н.э., в которых обнаружены богатые комплексы находок. [ 41 ] Эти пласты позволяют изучить всю последовательность филистимской культуры, поскольку на других филистимских стоянках (таких как Экрон , Ашдод и Ашкелон ) эти фазы представлены недостаточно хорошо.
Археологические раскопки обнаружили филистимский храм и свидетельства сильного землетрясения в библейские времена. [ 42 ] [ 43 ] Экскаватор Арен Маейр прокомментировал датировку этого геологического события:
Судя по тесному стратиграфическому контексту, это [землетрясение] можно датировать серединой VIII века. до нашей эры. [ 44 ]
На этом месте наблюдаются очень впечатляющие разрушения во время позднего железного века IIA (ок. конец 9 века до н.э.). На всей территории есть свидетельства этого разрушения и хорошо сохранившиеся комплексы находок. Датировка этого разрушения концом 9-го века до нашей эры является убедительным указанием на то, что оно может быть связано с завоеванием Гата Азаилом , царем Арам-Дамаска , как упоминается во 2 Царств 12:17 . Свидетельства существования крупномасштабной осадной системы, обнаруженной вокруг этого места, по-видимому, связаны с этим событием. Эта осадная система, состоящая из искусственного осадного траншеи, связанной с ней бермы (земляной насыпи) и других элементов, в настоящее время является самым ранним археологическим свидетельством «на земле» древней осадной системы. [ 45 ] Хотя говорится, что царь Озия разрушил стены Гата ( 2 Паралипоменон 26:6 ), это, возможно, относится к тому факту, что несколько участков филистимской городской стены были использованы для строительства более поздних иудейских зданий. [ 46 ]
Среди многочисленных находок с этого уровня разрушений можно выделить впечатляющий комплекс керамики, различные культовые предметы и мастерскую по изготовлению костяных орудий . Экскаваторы предположили, что во время осады Азаила защитники города изготавливали оружие из костей животных, поскольку у них не хватало сырья для изготовления металлического оружия. [ 47 ]
Осколок Голиафа
[ редактировать ]В сезоне 2005 года, ниже уровня разрушения конца 9-го века до нашей эры, в слое, относящемся к более ранней фазе железного века IIA, была найдена важная надпись. На черепке, типичном для железного века IIA, были найдены два несемитских имени, написанных семитскими «протоханаанскими» буквами. Эти два имени, «ALWT» ( אלות ) и «WLT» ( ולת ), этимологически схожи с именем Голиафа ( גלית ), библейского чемпиона-филистимлянина, который был уроженцем Гата.
Эти два фрагмента имени могут указывать на то, что имена, подобные имени Голиаф, использовались в Филистии во время железного века IIA, примерно в то же время, когда Голиаф описан в Библии. хотя и не является доказательством существования Голиафа, Остракон, свидетельствует о культурной среде того периода. В любом случае они представляют собой полезный пример имен, использовавшихся филистимлянами в то время, и самые ранние свидетельства использования алфавитной системы письма в филистимской культуре. [ 48 ]
Период крестоносцев
[ редактировать ]
После разрушения этого места Азаилом Гат филистимлян утратил свою роль основного города филистимлян. Хотя это место было заселено в более поздние периоды, оно так и не вернуло себе свою роль места центрального значения. В период крестоносцев , после завоевания этой земли во время Первого крестового похода, на этом месте была построена небольшая крепость, названная Бланш-Гард из -за впечатляющих белых меловых скал, охраняющих ее западный подход, как часть окружения крестоносцами Фатимида Ашкелона. Впоследствии это место было захвачено Айюбидами и послужило основой для средневековой и современной деревни Телль-эс-Сафи , просуществовавшей до 1948 года. Руины замка и деревни можно увидеть на этом месте и сегодня. В последние годы были раскопаны части внешних укреплений замка.
Другие Гаты
[ редактировать ]Гат был распространенным топонимом в древнем Израиле и прилегающих регионах. упоминаются различные города В Библии с такими названиями, как Гат Филистимский, Гат-Гиттаим и Гат-Кармил (Гинти-Кирмиль). Другие места с похожими названиями встречаются в различных древних источниках, в том числе в письмах Амарны . [ 49 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гат Филистимский | Центр религиоведения» . rsc.byu.edu . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ О двух правителях Гата см. Надав Нааман из Тель-Авивского университета, « Шфела согласно письмам Амарны », стр. 282.
- ↑ О названии Амарны «Гимти» как эквиваленте английского названия «Гат» см. Нааман (2005) , стр. 174 .
- ^ Маейр, Арен М.; Чедвик, Джеффри Р.; Даган, Амит; Хичкок, Луиза А.; Кац, Джилл; Шай, Ицхак; Узиэль, Джо (2019). «Поздний бронзовый век в Телль-эс-Сафи/Гате и роль этого места в юго-западном Ханаане». В Арене М. Маейре; Ицхак Шай; Крис МакКинни (ред.). Поздний бронзовый и ранний железный века Южного Ханаана . Де Грютер. стр. 1–18. дои : 10.1515/9783110628371-001 . ISBN 978-3-11-062837-1 . S2CID 199261231 .
отождествление Телль эс-Сафи/Гата с Гинту из текстов Эль-Амарны ( Maeir 2012 ). Начнем с того, что мы считаем, что следует принять
- ^ Нааман (2005) , с. 207 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Харрис (2011) , стр. 119–33.
- ^ Намдар, Дворы; Цукерман, Александр; Маейр, Арен М.; Кац, Джилл Ситрон; Кабанес, Дэн; Труман, Клайв; Шахак-Гросс, Рут; Вайнер, Стив (2011). «Слой разрушений 9-го века до нашей эры в Телль-эс-Сафи / Гат, Израиль: интеграция макро- и микроархеологии» . Журнал археологической науки . 38 (12): 3471–3482. Бибкод : 2011JArSc..38.3471N . дои : 10.1016/j.jas.2011.08.009 . ISSN 0305-4403 .
- ^ Вакнин, Йоав; Шаар, Рон; Липшиц, Одед; Элияху Бехар, Ади; Маейр, Арен М.; Бен-Йосеф, Эрез (2023). «Применение термического размагничивания к археологическим материалам: инструмент для обнаружения обожженной глины и оценки температуры ее обжига» . ПЛОС ОДИН . 18 (10): e0289424. Бибкод : 2023PLoSO..1889424V . дои : 10.1371/journal.pone.0289424 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 10561874 . ПМИД 37812593 .
- ^ «Гиттит» . Веббиблейская энциклопедия . Проверено 30 августа 2015 г.
- ^ Иисус Навин 13:3 ; 1 Царств 5:7–10 ; 1 Царств 6:17 .
- ^ Иисус Навин 11:22 .
- ^ 1 Царств 7:14 .
- ^ 1 Паралипоменон 18:1 .
- ^ 3 Царств 2:39–40 .
- ^ 1 Царств 27:1–7 .
- ^ 3 Царств 2:39–40 .
- ^ 4 Царств 12:18 .
- ^ 1 Паралипоменон 7:21 .
- ^ 2 Паралипоменон 11:8; 12:4 .
- ^ Иштори Хапарчи (2007) , с. 78.
- ^ Мазар (Майслер) (1954) .
- ^ Свет (1997) .
- ^ «Том 121, 2009 год, Рамла (Юг)» . www.hadashot-esi.org.il .
- ^ Мазар (Майслер) (1954) , с. 233.
- ^ Энциклопедия иудаики Второе изд. , Том. 7 р. 395.
- ^ Рейни (1998) .
- ^ Рейни (1975) .
- ^ Аарон (1979), с. 439
- ^ Аарон (1979), с. 434
- ^ Варгон (1992), с. 558
- ^ Херрманн (1989), с. 72
- ^ Цафрир, Ди Сеньи, Грин (1994) , с. 134.
- ^ Фонд исследования Палестины : Ежеквартальный отчет (1899 г.), стр. 354
- ^ Каллай-Кляйнманн (1958) , с. 155.
- ^ Бромили (1982) , с. 411 .
- ^ Ахарони, Ю. (1979). Земля Библии: историческая география (2-е изд.). Филадельфия: Вестминстер Пресс. п. 434. ИСБН 0664242669 . ОСЛК 6250553 . (оригинальное издание на иврите: «Земля Израиля в библейские времена - историческая география», Институт Бялика , Иерусалим (1962))
- ^ Доннер (1992) , с. 56, нет. 68 .
- ^ Льюис, Рона С. Ависар; Маейр, Арен М., «Новый взгляд на блаженство и раскопки Макалистера в Телль-эс-Сафи/Гате», Ближневосточная археология ; Чикаго, том. 80, вып. 4, стр. 241–243, декабрь 2017 г.
- ^ Хассон, Нир (2012). «В поисках более широкого взгляда на историю израильские археологи увеличивают масштаб» , «Гаарец».
- ^ Ашер, Йотам; Кабанес, Дэн; Хичкок, Луиза А.; Маейр, Арен М.; Вайнер, Стив; Боаретто, Элизабетта (2015). «Радиоуглеродное датирование показывает раннее появление филистимской материальной культуры в Телль-эс-Сафи/Гате, Филистия» . Радиоуглерод . 57 (5): 825–850. Бибкод : 2015Radcb..57..825A . дои : 10.2458/azu_rc.57.18391 . hdl : 11343/56329 . ISSN 0033-8222 . S2CID 130744514 .
- ^ Maeir 2020 , стр. 20–21.
- ^ Маейр, Арен (январь – февраль 2012 г.). «Находка приза: Рогатый алтарь из Телль-эс-Сафи намекает на филистимское происхождение» . Обзор библейской археологии . 38 (1): 35.
- ^ Маейр, Арен М. (2012b). «Филистия и иудейская Шефела после Азаила и «землетрясения в Озии»: борьба сил между филистимлянами, иудеями и ассирийцами в VIII веке до нашей эры в свете раскопок в Телль-эс-Сафи/Гате» . В Берледжунге, Анжелика (ред.). Управление стихийными бедствиями и оказанием помощи – Katastrophen und ihre Bewältigung . Мор Зибек. стр. 241–262. ISBN 978-3-16-151706-8 .
- ^ Вид на филистимский храм и землетрясение «Амос». Блог о раскопках Телль-эс-Сафи/Гата - июль 2010 г.
- ^ Маейр, Арен М.; Гур-Арье, Шира (2011). «Сравнительные аспекты арамейской осадной системы Телль-эс-Сафи/Гата» . В Финкельштейне, Израиль; Нааман, Надав (ред.). Огненные сигналы Лахиша: исследования по археологии и истории Израиля в эпоху поздней бронзы, железного века и персидского периода в честь Давида Усышкина . Пенн Стейт Пресс. стр. 227–244. ISBN 978-1-57506-629-5 .
- ^ Чедвик, Джеффри Р. (2022). «Когда Гат Филистимский стал Гатом Иуды: драматические взгляды на библейскую археологию». Журнал археологии и исследований наследия Восточного Средиземноморья . 10 (3–4): 317–342. doi : 10.5325/jeasmedarcherstu.10.3-4.0317 . ISSN 2166-3548 . S2CID 254482787 .
- ^ «Последний бой филистимлян: археологи находят разгадку падения Гата» . Гаарец . Проверено 02 января 2022 г.
- ^ Принципы редактирования и подробное обсуждение надписи и ее значения см.: Maeir et al. 2008 год .
- ^ Об отождествлении Гата Кармиля с Гинти-Кирмилом см. Finkelstein 2013 , p. 14.
Библиография
[ редактировать ]- Ахарони, Ю. (1979). Земля Библии: историческая география (2-е изд.). Филадельфия: Вестминстер Пресс. ISBN 0664242669 . ОСЛК 6250553 . (оригинальное издание на иврите: «Земля Израиля в библейские времена - историческая география», Институт Бялика , Иерусалим (1962))
- Ави-Йона, М. (2006). «Гат». У Майкла Беренбаума (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 7 (второе изд.). ISBN 9780028660974 .
- Бромили, Джеффри В. , изд. (1982). Международная стандартная библейская энциклопедия . Том. 2. Гранд-Рапидс, Мичиган : Издательство Уильяма Б. Эрдманс. ISBN 0-8028-3782-4 .
- Доннер, Герберт [на немецком языке] (1992). Мозаичная карта Мадабы: вводное руководство . Кампен, Нидерланды : Издательство Kok Pharos. OCLC 234058506 .
- Финкельштейн, И. (2013). Забытое королевство: археология и история Северного Израиля (PDF) . Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-911-3 .
- Харрис, Хортон (2011). «Местоположение Циклага: обзор мест-кандидатов, основанный на библейских, топографических и археологических свидетельствах». Ежеквартальный журнал исследований Палестины . 143 (2): 119–33. дои : 10.1179/003103211x12971861556954 . S2CID 162186999 .
- Херрманн, Зигфрид (1989). «Так называемая« система крепостей Ровоама », 2 Лет 11: 5-12: теоретические соображения». Эрец-Исраэль: археологические, исторические и географические исследования . 20 (Том мемориалов Игаэля Ядина). JSTOR 23621927 .
- Иштори Хапарчи (2007). Авраам Йосеф Хавацелет (ред.). Сефер Кафтор Вефера (на иврите). Том. 2 (глава 11) (3-е изд.). Иерусалим.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Каллаи-Кляйнманн, З. (1958). «Списки городов Иуды, Симеона, Вениамина и Дана». Ветус Заветум . 8 (2). Лейден: Брилл: 134–160. дои : 10.2307/1516086 . JSTOR 1516086 .
- Луз, Нимрод (1997). «Строительство исламского города в Палестине. Дело Омейяда аль-Рамлы». Журнал Королевского азиатского общества . Третья серия. 7 (1): 27–54. дои : 10.1017/S1356186300008300 . S2CID 163178178 .
- Мейр, AM ; Виммер, С.Дж.; Цукерман, А.; Демский, А. (2008). «Древнеханаанская надпись позднего железного века I / раннего железного века II из Телль-эс-Шафи / Гат, Израиль: палеография, датировка и историко-культурное значение». Бюллетень американских школ восточных исследований . 351 (351): 39–71. дои : 10.1086/BASOR25609285 . JSTOR 25609285 . S2CID 163760582 .
- Мейр, AM, изд. Телль-эс-Сафи/Гат I: Отчет о сезонах 1996–2005 гг . Египет и Ветхий Завет. Том 69. Висбаден : Харрассовиц.
- Маейр, AM (2020). «Введение и обзор» (PDF) . В Маейре, Арен М.; Узиэль, Джо (ред.). Телль Эс-Сафи/Гат II: Раскопки и исследования . Египетский и Альтернативный Завет. Том. 105. Зафон. стр. 3–52. ISBN 978-3-96327-128-1 .
- Мазар (Майслер), Б. (1954). «Гат и Гиттаим». Израильский журнал исследований . 4 (3): 227–235. JSTOR 27924579 .
- Нааман, Надав (2005). Ханаан во втором тысячелетии до нашей эры . Железо-коричневый. ISBN 978-1-57506-113-9 .
- Рейни, А. (1975). «Идентификация филистимлянского Гата - проблема источниковедения для исторической географии». Эрец-Исраэль: археологические, исторические и географические исследования . Мемориал Нельсона Глюка, Том: 63–76. JSTOR 23619091 .
- Рейни, А. (1998). «Обзор: Энсон Ф. Рейни». Журнал Американского восточного общества . 118 (1): 73. JSTOR 606301 .
- Зафрир, Йорам ; Сеньи, Лия; Грин, Джудит (1994). (TIR): Цыганская имперская таблица: Иудея, Палестина . Иерусалим: Израильская академия наук и гуманитарных наук . ISBN 965-208-107-8 .
- Варгон, Шмуэль (1992). «Гедуд: топоним в Шефеле Иуды». Ветус Заветум . 42 (4): 557–564. дои : 10.2307/1518965 . JSTOR 1518965 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Акерманн О., Мейр А. и Брюинс Х. 2004. Уникальные антропогенные изменения цепной цепи и их влияние на почву и растительность в полузасушливой средиземноморской зоне: тематическое исследование распространения Sarcopterium Spinosum вблизи Телль-эс-Сафи. /Гат, Израиль. Катена 57: 309-30
- Акерманн О., Брюинз Х. и Мейр А. 2005. Уникальная искусственная траншея в Телль-эс-Сафи/Гат, Израиль: антропогенное воздействие и реакция ландшафта. Геоархеология 20 (3): 303-28.
- Ависар Р., Узиэль Дж. и Маейр А. 2007. Телль-эс-Сафи/Гат в персидский период. Стр. 65–115 в книге «Время перемен: Иуда и ее соседи в персидский и раннеэллинистический периоды» , изд. Ю. Левин. Лондон: T&T Clark International.
- Бен-Шломо Д., Шай И., Цукерман А. и Маейр А. 2008. Кулинарные особенности: кувшины для приготовления пищи в эгейском стиле и филистимляне и культурное взаимодействие в Южном Леванте в период железного века. Американский журнал археологии 112: 225–46.
- Хорвиц Л., Лев-Тов Дж., Чедвик Дж., Виммер С. и Мейр А. 2006. Рабочие кости: уникальная мастерская по изготовлению костей IIA железного века из Телль-эс-Сафи/Гата. Ближневосточная археология 66: 169–73.
- Маейр, А. 2003. Примечания и новости: Телль эс-Сафи. Журнал исследований Израиля 53(3): 237-46.
- _____ 2004. Историческая справка и датировка Амоса VI 2: Археологический взгляд на Телль-эс-Сафи/Гат. Vetus Testum 54(3): 319-34.
- _____ 2007. Десять лет раскопок библейского Гат Плиштим (на иврите). Кадмониот 133: 15–24.
- _____ 2007. Новая интерпретация термина «Опалим» (עפלים) в свете недавних археологических находок из Филистии. Журнал изучения Ветхого Завета 32: 23–40.
- _____ 2008. Фрагменты каменных рельефов из раскопок Блисса и Макалистера в Телль-эс-Сафи/Гат (на иврите с аннотацией на английском языке). Эрец Исраэль (Том Э. Штерна) 28.
- _____ изд. 2017/2018. Археологический проект Телль-эс-Шафи/Гат. Ближневосточная археология 80/4–81/1. Бостон: Американские школы восточных исследований.
- Маейр А. и Эрлих К. 2001. Раскопки Гата филистимлян: нашли ли мы родной город Голиафа? Обзор библейской археологии 27(6): 22-31
- Маейр А. и Шай И. 2007. Рифленая керамическая чаша IIA в финикийском стиле (?) железного века из Телль-эс-Сафи / Гата: керамическая имитация металлического прототипа. Журнал Сербского археологического общества 23: 219–26.
- Маейр А. и Узиэль Дж. 2007. Повесть о двух теллях: сравнительный взгляд на Тель-Микне-Экрон и Телль-эс-Сафи/Гат в свете недавних археологических исследований. Стр. 29–42 в книге «До ворот Экрона»: Очерки археологии и истории Восточного Средиземноморья в честь Сеймура Гитина , ред. С. Кроуфорд, А. Бен-Тор, Дж. Дессель, В. Девер, А. Мазар и Дж. Авирам. Иерусалим: Израильское исследовательское общество.
- Мейр А.М. и Узиэль Дж., ред. 2020. Телль-эс-Сафи/Гат II: Раскопки и исследования. Египет и Ветхий Завет 105. Мюнстер: Зафон.
- Шнидевинд, В. 1998. «Геополитическая история Филистимского Гата». Бюллетень американских школ восточных исследований 309:69–77.
- Узиэль Дж. и Мейр А. 2005. Царапая поверхность Гата: последствия исследования поверхности Телль-эс-Сафи/Гата. Тель-Авив 32(1): 50-75.
- Виммер С. и Мейр А. 2007. Принц Сафита: Иератическая надпись позднего бронзового века из Телль-Эс-Сафи / Гата. Журнал Немецкой палестинской ассоциации 123 (1): 37–48.
- Цукерман А.Х., Л.К., Лев-Тов Дж. и Маейр А. 2007. Яблоко раздора? Зубчатые лопатки железного века IIA из Телль-эс-Сафи/Гат, Израиль. Бюллетень американских школ восточных исследований 347: 57–81.
- Цукерман А. и Шай И. 2006. «Царский город филистимлян» в «надписи Азеки» и истории Гата в восьмом веке до нашей эры». Угарит-Форшунген 38: 729–816.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Веб-сайт Tell es-Safi
- Блог Tell es-Safi
- Археологические раскопки в Рамле
- Йоав Вакнин; Рон Шаар; Одед Липшиц; Эрез Бен-Йосеф (24 октября 2022 г.). «Реконструкция библейских военных кампаний с использованием данных геомагнитного поля» . Труды Национальной академии наук . 119 (44). е2209117119. Бибкод : 2022PNAS..11909117V . дои : 10.1073/pnas.2209117119 . ПМЦ 9636932 . ПМИД 36279453 .
- Гат (город)
- Населенные пункты, основанные в V тысячелетии до н.э.
- Населенные пункты, ликвидированные в 9 веке до нашей эры.
- Еврейские библейские города
- Расположение букв Амарны
- Филистимские города
- Бывшие населенные пункты Израиля
- Памятники бронзового века в Израиле
- Места железного века в Израиле
- Охраняемые территории Северного округа (Израиль)
- Рассказывает (археология)
- Библейская география
- Бывшие королевства
- Города-государства
- Разрушенные города