Jump to content

Тель-Йокнеам

Координаты : 32 ° 39'51 "N 35 ° 06'6,3" E  /  32,66417 ° N 35,101750 ° E  / 32,66417; 35.101750
Тель-Йокнеам
Тель-Якнаам
Вид на Тель-Йокнеам с горы Кармель : современный Йокнеам-Иллит справа и город Йокнеам-Мошава слева.
Тель-Йокнеам находится в Израиле.
Тель-Йокнеам
Тель-Йокнеам
Показано в Израиле
Расположение Израиль
Область Изреельская долина , Израиль
Координаты 32 ° 39'51 "N 35 ° 06'6,3" E  /  32,66417 ° N 35,101750 ° E  / 32,66417; 35.101750
Тип Рассказывать
Область 10 акров/4 га/40 дунамов (20 акров со склонами)
Высота 60 метров (200 футов)
История
Основан Высеченные в скалах гробницы c. 2000 г. до н.э., город-крепость ок. 1900 г. до н.э.
Заброшенный Османский период
Периоды Эпохальный период, бронзовый век, железный век, персидский, эллинистический, римский, византийский, раннеисламский, крестоносный, мамлюкский, османский.
Примечания к сайту
Археологи

Тель-Йокнеам , также пишется Йокнеам или Иокнеам ( иврит : תֵּל יָקְנְעָם ), является археологическим памятником, расположенным в северной части современного города Йокнеам-Иллит , Израиль. На арабском языке оно известно как Телль-Камун ( араб . تل قامون ), что считается искажением еврейского имени. [ 1 ] Это место представляет собой возвышенный холм, или телл , площадью около 40 дунамов (10 акров/4 га) и круто поднимающийся на высоту 60 метров (200 футов). [ 2 ] С небольшими перерывами Йокнеам был оккупирован на протяжении 4000 лет, от среднего бронзового века до периода Османской империи . [ 3 ]

Древнее поселение Тель-Йокнеам впервые упоминается в египетских источниках как город, завоеванный фараоном Тутмосом III . [ 4 ] Позже в еврейской Библии он появляется как город, побежденный израильским лидером Иисусом Навином и заселенный коленом Левия . [ 5 ] Дважды упоминается в римских источниках. [ 6 ] Во время крестовых походов его называли Каймонт , или Каин Монс , напоминая легенду о том, что Йокнеам был местом Каина . смерти [ 7 ] Какое-то время он был центром светлости Каймонта , самой маленькой сеньории королевства крестоносцев Иерусалимского . [ 8 ]

Самые ранние археологические находки Йокнеама относятся к периоду энеолита , в четвертом тысячелетии до нашей эры . Первые постройки датируются началом второго тысячелетия до нашей эры. [ 9 ] В эпоху среднего и позднего бронзового века (2000–1200 гг. до н.э.) Йокнеам по большей части был укрепленным городом. [ 10 ] который был разрушен в период, известный как крах позднего бронзового века . [ 11 ] В железный век город несколько раз разрушали и перестраивали; события, которые приписываются библейским рассказам о завоеваниях Иисуса Навина , царя Давида , Азаила из Арама-Дамаска и неоассирийской империи . [ 5 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Период между 10 и 8 веками до нашей эры считается золотым веком Йокнеама, в течение которого он простирался за пределы кургана. [ 15 ] Город в то время был защищен мощной системой укреплений. [ 14 ] Во время персидского правления (539–330 гг. до н.э.) Йокнеам был густонаселенным, неукрепленным и космополитичным городом, в котором проживали евреи, финикийцы и персы. [ 16 ] [ 17 ] В Йокнеаме было найдено очень мало памятников эллинистического , римского и византийского периодов (333 г. до н. э. – 634 г. н. э.), поскольку поселение, вероятно, располагалось на другом холме, к югу от Тель-Йокнеама. [ 18 ] В южной части кургана обнаружены остатки византийской церкви. [ 19 ] основал на кургане хорошо спланированный город После исламского завоевания 634 года нашей эры Аббасидский халифат . Постепенно он был заброшен и пострадал от землетрясения в 1033 году нашей эры . [ 20 ] В 12 веке н. э. крестоносцы построили на этом месте город-крепость, крупнейший со времен железного века . [ 21 ] В конечном итоге город перешел к мусульманам и был перестроен мамлюками в 14 веке нашей эры. [ 22 ] После османского завоевания 1517 года н.э. крепость была построена в 18 веке, а затем заброшена в 19 веке. [ 23 ]

Это место, которое оставалось заброшенным, было обследовано Фондом исследования Палестины в 1878 году. [ 24 ] и Авнера Рабана в 1970-х годах. [ 15 ] Впервые он был раскопан в рамках «Регионального проекта Йокнеам», проводимого Еврейским университетом Иерусалима и Израильским исследовательским обществом . Раскопками в период с 1977 по 1988 год руководил археолог Амнон Бен-Тор . [ 2 ] Некоторые раскопки также возглавляли Рената Розенталь и Юваль Португали. [ 25 ] В рамках этого проекта были изучены еще два объекта: Тель-Кашиш и Тель-Кири . [ 2 ] Дальнейшие раскопки акрополя проводила Мириам Ависсар в 1993 году. [ 23 ]

Сегодня. на кургане есть археологический парк и туристический центр. Парк находится в ведении Управления древностей Израиля и муниципалитета Йокнеам-Иллит . Он был создан в рамках природоохранного проекта при участии школьников Йокнеам-Иллит. [ 26 ]

Этимология

[ редактировать ]

Имя Йокнеам ( иврит : יָקְנְעָם ) имеет еврейское происхождение, из еврейской Библии . В эпоху бронзы он, вероятно, назывался что-то вроде Эн-кнму , как он фигурирует в списке 119 городов, завоеванных фараоном Тутмосом III . [ 4 ] Эта форма названия, возможно, происходит от близлежащих источников (или «эн» ) и, возможно, является искажением слова «Эн Йокнеам» («Источник Йокнеам»). [ 2 ]

Это место упоминается в Ономастиконе Евсевия Каммона как деревня под названием . Джером описал его как Симона . [ 6 ] После мусульманского завоевания это место стало называться Каймун . После Первого крестового похода , около 1130 года, Фетелл называл его Каин Монс ( Каим Монс или Каим Монте , буквально «Гора Каина»), отождествляя это место с легендой об убийстве Каина от руки его потомка Ламеха . Имя «Каин Монс», вероятно, является искажением арабского «Каймун» или «Каимум», как это имя появилось в первых латинских источниках. Позже название было преобразовано в Каймонт . [ 2 ] [ 8 ] [ 27 ] [ 7 ]

В 1799 году Пьер Жакотен назвал это место Шато д'Эль Кире (Замок Кира). Упомянутый замок, вероятно, является османским замком, приписываемым Захиру аль-Умару . « Кира » относится к деревне с таким названием , которая тогда существовала неподалеку. [ 28 ]

Название места появляется в источниках XIX века как вариант Телль-Камун , что, вероятно, было местным арабским названием. [ 24 ] [ 29 ] [ 7 ]

География

[ редактировать ]

Тель-Йокнеам расположен в западной части Изреельской долины . Обилие воды, умеренный климат и плодородные почвы региона позволяют жителям выращивать разнообразные сельскохозяйственные культуры в долине и пасти скот на склонах Менаше- Хайтс и горы Кармель . [ 30 ]

Тель-Йокнеам поднимается на высоту 60 метров (200 футов). Курган занимает площадь около 10 акров, или 40 дунамов . С учетом склонов территория в целом относительно велика и занимает около 20 акров (80 дунамов). Курган можно разделить на три части: нижнюю террасу на севере, верхнюю террасу в центре и акрополь (верхний город) на юго-западном конце. [ 30 ] Вершина кургана круто поднимается вверх с севера на юг, что побудило строителей древнего Йокнеама создать террасы, на которых были построены его постройки. [ 2 ]

Стратегическое расположение

[ редактировать ]
Карта древних дорог южного Леванта

Йокнеам стоит на пересечении двух основных древних (и современных) маршрутов. [ 30 ] Древняя международная прибрежная автомагистраль (« Виа Марис ») обходила сложный прибрежный участок вдоль западного склона горы Кармель, пересекая гору по одной из двух дорог-перевалов : западная, заканчивающаяся в Йокнеаме, и одна, выходящая к востоку от нее, в Мегиддо . [ 30 ] Западный проход использовался теми, кто направлялся в Финикию , восточный — теми, кто направлялся в Дамаск и места дальше на север. [ 30 ] Перевал, выходящий возле Йокнеама, в своей последней части следует за долиной, называемой по-арабски Вади Милх . [ 30 ] «Салт Вади » (безуспешно переведено на иврит с Нахаль Йокнеам). [ 31 ] Другой важный маршрут, горная дорога , которая шла вдоль хребта Иудейских и Самарских гор , разделялась, достигая Изреельской долины, и одно продолжение направлялось к морю вдоль подножия северо-восточных склонов Манассиинских высот и Кармила, через и Мегиддо, и Йокнеам. [ 2 ] [ 30 ] Говоря современным языком, хребтовая дорога или «Путь Патриархов» во многом соответствует шоссе 60 , по древнему маршруту, соединяющему его через Таанах , Мегиддо и Йокнеам с побережьем, сейчас следует дорога Дженин Хайфа ( шоссе 66 для первый участок), а дорога, ведущая в Изреельскую долину в Йокнеаме, теперь называется шоссе 70 . Только главный морской порт, связанный с Йокнеамом, больше не Акко (Акко) , а Хайфа к югу от него.

Это расположение на пересечении важных торговых путей является основной причиной постоянного заселения Йокнеама на протяжении примерно четырех тысячелетий. Примерно в двух километрах (1 миле) к северу и югу соответственно находятся Тель-Кашиш и Тель-Кири , другие поселения, предположительно находившиеся под властью Йокнеама. [ 2 ]

История и археология

[ редактировать ]

Самые ранние следы человеческого поселения, обнаруженные в Тель-Йокнеаме, относятся к периоду энеолита (4500–3300 гг. до н.э. ). Они состоят всего из нескольких конусообразных сосудов и ручек баночек. Никакие архитектурные особенности не могут быть приписаны энеолитическому поселению, если таковое существовало. Нераскопанные участки этого места могут содержать более значительные остатки этого периода, поскольку на сегодняшний день раскопки достигли коренных пород только в очень ограниченном месте. [ 9 ]

Ранний бронзовый век

[ редактировать ]

Разнообразный ассортимент керамики этого периода был найден в карманах, лежащих на скале тел. Находки включают миски, тарелки, кастрюли и кувшины, датируемые всем периодом (3300–2100 гг. до н.э.). Также были найдены цилиндрическая печать с геометрическим орнаментом и штампованная печать. Большинство находок соответствует слою раннего бронзового века близлежащего Тель-Кашиша . [ 9 ] Египетский сосуд из диорита был обнаружен на вершине кургана в 1930-х годах. Он был датирован поздними этапами Первой династии Египта или ранними этапами Второй династии , где-то в первой половине третьего тысячелетия до нашей эры. Никаких архитектурных особенностей, относящихся к раннему бронзовому веку, при раскопках на этом месте обнаружено не было. [ 32 ] В археологических записях между ранним бронзовым веком и более поздними находками существует разрыв продолжительностью по крайней мере в столетие. [ 10 ]

Средний бронзовый век

[ редактировать ]

Останки эпохи средней бронзы в Тель-Йокнеаме были найдены прямо на известняковой скале. [ 33 ]

В средней бронзе Йокнеам можно разделить на слои XXV–XXI, причем самые ранние обнаруженные архитектурные остатки датируются MB IIA. От слоев XXIV (MB IIA) до конца MB IIB Йокнеам был укреплен тремя последовательными системами укреплений. Город был неукреплен в MB IIC (Стратум XXI). [ нужна ссылка ]

Раннее поселение и погребальная пещера

[ редактировать ]

Под стеной Йокнеама, построенной незадолго до этого, между 20 и 18 веками до нашей эры, слой обожженного сырцового кирпича (отличного от материала, использовавшегося в более поздний период), смешанного с глиняными черепками, костями и пеплом. Судя по всему, это остатки построек из сырцового кирпича. Наличие пепла и скелета молодого мужчины может указывать на то, что это поселение было сильно уничтожено пожаром. Вокруг этих останков находились два входа в погребальную пещеру. Поселение и погребальная пещера датируются периодом IIA средней бронзы (2000–1800 гг. До н.э.). [ 33 ]

Погребальная пещера высечена в мягком известняке. В нем было как минимум три камеры, из них две раскопаны. Доступ к нему был получен экскаваторами через отверстия в потолке каждой камеры. Другого входа обнаружено не было из-за ограничений раскопок, но возможно, что к нему можно было попасть через шахту. Отверстия могут также обеспечивать вентиляцию и освещение. В одной из камер имелись две ниши со скелетами молодой женщины 20–25 лет и одна 14–15 лет. Рядом с захоронениями лежали подношения, а у пожилой женщины под черепом была каменная «подушка». Другая камера была заполнена землей, содержащей черепки и полный скелет овцы. [ 33 ]

Эта погребальная пещера уникальна по своей форме и погребальному инвентарю, найденному в ней. Захоронения в нишах более распространены в более поздние периоды, но считаются очень редкими в эпоху средней бронзы. Еще три примера существуют в Тель-Амре, Тират-ха-Кармиле и, главным образом, в Тель-Тениме. Все эти объекты, включая Йокнеам, расположены в западной части Изреельской долины и прилегающей к ней северной прибрежной равнине. Возможно, в этих нишах были похоронены люди высокого статуса (религиозного, социального или экономического). [ 33 ]

Укрепленный город

[ редактировать ]

Йокнеам был укрепленным городом примерно с 1900 по 1650 годы до нашей эры. Укрепления были построены на вершине погребальной пещеры, закрывая один из ее входов. За этот период были построены три разные системы укреплений. Первые два из них представляли собой массивные конструкции из сырцового кирпича на каменном основании с гласисом , встроенным в их внешнюю поверхность. Третье укрепление, датируемое 1750–1650 годами до нашей эры, было менее значительным.

Период истории этого места, в течение которого город был неукреплен, начался в последние годы среднего бронзового века и продолжался вплоть до железного века. [ 10 ] На первом этапе неукрепленных поселений, между 1650 и 1550 годами до нашей эры, жители хоронили мертвых, особенно детей, под полами домов в погребальных кувшинах. [ 34 ] или гробницы с приношениями, положенными рядом с телами. Одним из примечательных предложений был художественный сосуд в форме осла, изо рта которого можно было выливать жидкость. [ 35 ] глубиной один метр (3 фута 3 дюйма) Слой грунтовой насыпи разделяет на этом месте фазы средней и поздней бронзы. Поселение над этой насыпью представляет собой совершенно новый городской план по сравнению с предыдущим жильем. [ 10 ]

В комплексе более позднего периода на чаше с именем фараона Аменемхета III , правившего с 1860 по 1814 год до нашей эры, была найдена печать жука. [ 34 ] Его правление считается золотым веком Среднего царства Египта . [ 36 ]

Поздний бронзовый век

[ редактировать ]

Йокнеам позднего бронзового века существовал с 15 по 13 века до нашей эры. Хорошо сохранившиеся дома, раскопанные в этот период, содержали множество керамических изделий, в том числе коллекцию посуды «Шоколад на белом» . Некоторые из этих артефактов были импортированы из иностранных земель, включая Кипр и Микены . Были найдены два египетских инструмента, хотя неясно, оригиналы ли это или копии местного производства. Также были найдены серебряные серьги, типичные для культуры Митанни . [ 34 ] [ 11 ]

Письмо Амарны, подобное письмам, отправленным Балу-Мехиром, предполагаемым королем Йокнеама, ок. середина 13 века до н.э.

Город упоминается как «Эн-кнму» в списке городов, завоеванных фараоном Тутмосом III во время его кампании в 15 веке до нашей эры. [ 4 ] Археологические находки подтверждают, что город был опустошен в первые годы позднего бронзового века (1550–1400 гг. До н.э.) с последующим восстановлением после перерыва в оккупации. [ 10 ] Была найдена фигурка египетской богини Хатхор того периода. [ 37 ]

Йокнеам позднего бронзового века можно отождествить с одним из городов-государств, упомянутых в письмах Амарны (1360–1332 гг. До н.э.). Петрографическое мехир исследование букв позволяет предположить, что Йокнеам был городом-государством и что одного из его царей звали Балу-мехир ( - западносемитское слово , означающее «воин»). Балу-Мехир отправил четыре письма, написанных на глиняных табличках. Связь с Йокнеамом основана на указаниях на то, что материал для табличек был добыт в одном из двух конкретных мест на горе Кармель. Один из них расположен всего в двух километрах (1,2 мили) от Тель-Йокнеама. В одной из букв назван город Г-ма-те. Связь между именем G-ma-te и En-qn'mu или Yokneam неясна. [ 4 ] Балу-Мехир был вызван в Мегиддо вместе с царем Лабайей города Сихема , обвиненным Египтом в актах агрессии против других царств. Балу-Мехир, вероятно, был его союзником. [ 38 ]

Разрушение

[ редактировать ]

Археологические исследования показывают, что город был разрушен в результате большого пожара где-то между второй половиной 13 века до нашей эры и началом 12 века до нашей эры. [ 39 ] Разрушение Йокнеама позднего бронзового века пожаром, как и многих других древних городов Ближнего Востока , произошло в период, известный как крах позднего бронзового века , который знаменует собой переход от бронзового века к железному. Керамические свидетельства не позволяют точно датировать разрушение города, которое произошло между 1350 и 1200 годами до нашей эры. [ 11 ]

Железный век

[ редактировать ]

После разрушения в конце бронзового века город был перестроен где-то между 12 и началом 11 веков до нашей эры. Судя по всему, реконструкция произошла в течение нескольких десятилетий, поскольку новые постройки следовали примеру старых построек. [ 5 ] В городе железного века есть три различных периода. [ 40 ] В первом большинство находок представляли собой ханаанские орудия и керамику местного производства, характерные для позднего бронзового века, хотя были найдены и некоторые артефакты финикийского и филистимского происхождения. [ 12 ] Одно примечательное строение того периода известно как «Дом масла», поскольку найденные в нем инструменты и оливковые косточки указывают на то, что это была маслобойня . Дом соединен с пещерой, в которой жители хоронили своих умерших. [ 40 ]

Модель Йокнеама железного века

Разрушение Йокнеама в позднем бронзовом веке и его основание в период железного века I можно связать с завоеваниями израильтян под предводительством Иисуса Навина . [ 5 ] Йокнеам трижды упоминается в еврейской Библии , в Книге Иисуса Навина . Впервые он появляется в списке тридцати одного города-государства, побежденного Иисусом Навином и израильтянами: [ 41 ] что может объяснить разрушение города позднего бронзового века. Позже упоминается как город на территории колена Завулона , заселенный членами мераритянского рода колена Левия . [ 42 ] Несмотря на библейские сведения, на основании находок финикийской и филистимской керамики археологи выдвинули теорию, что город был перестроен хананеями с помощью финикийцев и филистимлян, чтобы заблокировать доступ израильтян к торговому пути Виа Марис . [ 5 ]

Разрушение этой фазы поселения можно объяснить завоеваниями израильского царя Давида . В течение нескольких десятилетий город находился в очень плохом состоянии, пока его не перестроили в 10 веке до нашей эры. В то время было построено укрепление шириной пять метров (16 футов) из камней, добытых и привезенных с близлежащей горы Кармель . Для защиты укреплений от дождя была установлена ​​дренажная система. [ 12 ] Стена достигла высоты не менее 4 метров (13 футов).

Йокнеам был снесен и снова заселен в 9 веке до нашей эры. [ 14 ] Наиболее вероятной причиной разрушения было вторжение в Арам-Дамаск при царе Азаиле , который правил с 842 по 796 год до нашей эры. Город был восстановлен во время оккупации. [ 13 ] Новый город имел систему обороны с двойными стенами. Укрепления города железного века были намного сильнее, чем укрепления соседнего Мегиддо , из-за расположения Йокнеама на границе между Израильским королевством и Финикией . Конец этого периода в истории города наступил с ассирийским вторжением при царе Тиглатпаласаре III в 732 году до нашей эры. [ 14 ] На момент оккупации Йокнеам был одним из крупнейших городов Изреельской долины . [ 43 ] После этого этапа осталось лишь небольшое поселение, и укрепления больше не использовались. Личности его жителей в период с конца 8-го века до нашей эры по 7-й век до нашей эры неизвестны. [ 14 ]

Персидский и эллинистический периоды

[ редактировать ]

Ассирийская империя пала перед Нововавилонской империей , которая, в свою очередь, пала перед империей Ахеменидов при Кире Великом в 539 году до нашей эры. Левант . и Йокнеам вместе с ним попали под власть Персии

Хотя Йокнеам не упоминается ни в каких источниках персидского периода, в то время это был неукрепленный город. Остатки поселения персидского периода, сильно пострадавшие в результате более позднего строительства, включают несколько построек, построенных на террасах. [ 44 ] 70% обнаруженной там керамики состояло из кувшинов для хранения, что указывает на то, что исследуемая территория была городским хранилищем. [ 45 ] Сравнительное исследование керамики этого периода показывает, что это место было заселено примерно в конце V века до нашей эры, но это исследование основано на небольшом количестве керамики, найденной в Йокнеаме. [ 46 ] В какой-то момент конструкции были видоизменены, а террасы разрушены. Строения имели архитектуру в финикийском стиле, что было довольно распространено в тот период. Личные имена на керамике, написанные на арамейском языке , включают имена еврейского, персидского и финикийского происхождения, что указывает на то, что Йокнеам был космополитическим городом в персидский период. Признаки большого пожара видны в одной из построек, где были обнаружены целые банки для хранения. Это предполагает внезапное уничтожение поселения пожаром. [ 16 ] [ 17 ] После этого события это место, похоже, было частично или полностью заброшено. Осталось всего несколько ям. [ 47 ] Это жестокое разрушение можно объяснить конфликтами между персами и египтянами из-за контроля над землей и датировать 380 годом до нашей эры. [ 46 ]

Курган оставался заброшенным до тех пор, пока македонский правитель Александр Великий не победил Персию, завоевав этот регион в 333 году до нашей эры. Записи о керамике указывают на то, что это место было заселено почти через столетие после завоевания, между концом III и концом II века до нашей эры. [ 48 ] Среди эллинистических артефактов было найдено более 20 ручек кувшинов с клеймами, датируемых 250–125 гг. до н.э. Одна марка может быть датирована концом III века до нашей эры, что указывает на еще более раннее присутствие Греции. [ 49 ] Были обнаружены стены большого строения, большая часть которого разрушилась вниз по склону. Более примечательным открытием стала квадратная сторожевая башня с видом на перекресток под курганом. Его основание имело площадь три квадратных метра (32 квадратных фута). [ 50 ] На северо-восточном склоне кургана была обнаружена эллинистическая керамика. Керамика, найденная в другом здании на восточном склоне кургана, также датирует это сооружение эллинистическим периодом. [ 48 ] Среди глиняных черепков были фрагменты винных кувшинов с острова Родос . [ 51 ]

Йокнеам, похоже, был малонаселенным в эллинистический период. первый современный город Йокнеам-Иллит Главное поселение между эллинистическим и византийским периодами, очевидно, находилось на холме к югу от кургана, на котором построен . Этот вывод основан на частых находках артефактов и остатков тех периодов во время строительной деятельности на этом участке. [ 18 ]

Римский и византийский периоды

[ редактировать ]
Евсевий Кесарийский, в чьем ономастиконе III века н.э. указан Йокнеам.

Вместе с остальной частью региона Йокнеам попал под власть Рима в 63 г. до н.э. Черепки — единственные артефакты, датированные римским периодом, которые были найдены на основной территории раскопок в Тель-Йокнеаме. [ 51 ] Однако римские постройки были обнаружены под более поздней византийской церковью и церковью крестоносцев. Некоторые стены были отнесены к раннеримскому периоду из-за найденной рядом с ними керамики. [ 52 ] Эти артефакты включают фрагмент чашки, чашу, кратер , кастрюлю, масляную лампу и амфоры , датируемые периодом между 50 г. до н.э. и 150 г. н.э. [ 53 ] Подземное помещение, обнаруженное под церковью, было идентифицировано как римский мавзолей . Он был датирован позднеримским периодом на основании саркофага , найденного среди строительных материалов церкви, а также других элементов здания, напоминающих римские. Одна из интерпретаций состоит в том, что строители церкви обнаружили мавзолей, очистили его от содержимого и повторно использовали его элементы в качестве строительных материалов. [ 52 ] Большое количество найденной керамики позволяет предположить, что это место было заселено в позднеримский период. [ 54 ] Были найдены пять римских монет, датированные периодом между 20 и 354 годами нашей эры. [ 55 ]

Евсевий Кесарийский включил библейский Йокнеам в свой Ономастикон в III веке нашей эры, написав, что в его время это была деревня под названием Каммона, «расположенная на великой равнине, в шести римских милях к северу от Легио , на пути к Птолемаиде ». [ 56 ] [ 1 ]

Византийская церковь, построенная между 4 и 7 веками нашей эры, была найдена под руинами более поздней церкви крестоносцев. [ 19 ] Он был построен, в свою очередь, на вершине римского мавзолея. Возможно, изначально церковь была построена как место захоронения святого. Вероятно, он был разрушен где-то около VII века, во время персидских или исламских завоеваний. [ 57 ] Под более поздней османской крепостью находились две ямы, закрытые дверью, в которых хранилось множество керамических черепков раннего византийского периода. [ 58 ]

Ранний исламский период

[ редактировать ]

В 634–636 годах н. э. исламский халифат Рашидун отвоевал этот регион у Византийской империи. [ сломанный якорь ] . Хотя это и не упоминается в источниках, Йокнеам в то время представлял собой хорошо спланированный, неукрепленный город с системой улиц и симметричными зданиями, построенными на террасах. Город был основан во второй половине 9-го века нашей эры, вероятно, во время правления Ахмада ибн Тулуна , который объединил Египет, Сирию и Левант в 878 году нашей эры. Египетские правители укрепили свой контроль над страной, в которой царила политическая нестабильность.

Этот период в истории объекта уникален. Планировка поселения, ориентация его построек, архитектура и методы строительства отличаются не только от предшествующих и последующих этапов заселения, но и от любого другого периода расселения. Это может отражать тот факт, что города не существовало на этом месте с конца персидского периода, примерно за 1000 лет до этого. [ 59 ] Дома были построены из местного камня, а не из материалов, привезенных с близлежащей горы Кармель , как в предыдущие периоды; наблюдение, общее для этого и более поздних периодов. [ 20 ]

Судя по находкам керамики и стеклянной посуды, город постепенно опустел. Известно, что сильное землетрясение 1033 года нашей эры опустошило этот регион, и следы землетрясения можно наблюдать в остатках поселения. Судя по всему, поселение было окончательно заброшено где-то в 11 веке. [ 51 ] [ 20 ] Керамика этого периода является одной из самых роскошных того времени. [ 60 ]

Периоды крестоносцев и мамлюков

[ редактировать ]

Исторический рекорд

[ редактировать ]
Акрополь крестоносцев и крепость в верхней части (2011 г.)

После Первого крестового похода Йокнеам был включен в состав недавно созданного франкского Иерусалимского королевства . В латинских источниках оно впервые появляется в указе папы Пасхалия II . В указе говорилось, что Йокнеам под именем Каимум принадлежал монастырю горы Фавор . Возможно, в то время он все еще находился в руках мусульман, как и большинство перечисленных мест. Вполне вероятно, что король Иерусалима Болдуин I взял Йокнеам во время своей кампании против Акры в 1104 году, и неясно, владел ли ранее этой землей монастырь горы Фавор. [ 61 ] Йокнеам снова упоминается как «Каймонт» в хартии, изданной иерусалимским королем Балдуином IV 24 февраля 1182 года, о предоставлении феодального владения , состоящего из нескольких магазинов в Акко и 480 акров земли на территории Каймонта ( «территория де Каймонт»). ) Жослену III . К тому времени Каймонт, вероятно, уже был светлостью . Территория не превышала пятидесяти квадратных километров (19 квадратных миль). Никаких других поселений на его землях сегодня не известно. [ 8 ]

После того, как Саладин разгромил армии крестоносцев в битве при Хаттине в 1187 году, франкский город Каймонт попал в руки исламской династии Айюбидов . Город был достаточно примечателен, чтобы быть упомянутым в двух записанных подробных отчетах. В одном из них говорится, что это место, как и другие в регионе, было разграблено завоевателями. Имад ад-Дин аль-Исфахани , секретарь Саладина, писал, что после падения Ла Фева Каймонт сдался, как и другие франкские населенные пункты. [ 8 ] В январе 1188 года некоторые из людей Саладина предложили разрушить главный прибрежный оплот крестоносцев Акру, чтобы не дать крестоносцам отвоевать и восстановить его. Каймонт, известный мусульманам как «Каймун», будет сохранен и станет главным мусульманским оплотом региона. Каймун считался хорошим выбором, потому что он находился достаточно близко к морю, но достаточно далеко, чтобы предотвратить атаки с моря. Однако в конечном итоге Саладин решил вместо этого укрепить Акру. [ 62 ]

Во время Третьего крестового похода Каймун снова упоминался, когда Саладин отправил свое имущество Каймуну и Назарету во время осады Акры . Как только крестоносцы 22 августа 1191 года начали марш к Яффо , Саладин начал марш параллельным курсом вглубь страны. Он расположился лагерем в Каймуне на один день, 24 августа 1191 года. Тот факт, что его армия разбила там палатки, позволяет предположить, что франкский замок уже лежал в руинах.

, Яффский договор положивший конец Третьему крестовому походу, когда он был подписан 2 сентября 1192 года, передал Каймун и его земли Балиану из Ибелина , видному франкскому лидеру. О действиях Балиана на Каймонте ничего не известно, но, поскольку он был выдающимся лидером, вполне вероятно, что он внес значительный вклад в развитие этого места. После первой победы крестоносцев при Дамиетте франки Акры попытались напасть на мусульман, но были разбиты возле Каймонта султаном Дамаска Аль-Муаззамом Исой . [ 62 ]

В договоре, подписанном во время Седьмого крестового похода , Каймонт числится среди замков, оставшихся в руках франков. Лорд Каймонта, упомянутый в 1253 году, Аймарри, является его последним известным лордом.

В 1256 году папа Александр IV разрушенный монастырь Фавор, включавший Каймонт передал рыцарям-госпитальерам . Спор о собственности между госпитальерами и тамплиерами был разрешен в мае 1262 года, и тамплиеры завоевали территорию. [ 62 ]

Вполне вероятно, что Каймонт подвергся нападению исламского мамлюкского султана Байбарса где-то между 1263 и 1266 годами. В 1283 году территория находилась во владении Аль-Мансура Калавуна , мамлюкского султана Египта и Сирии. [ 63 ] [ 64 ]

Археологические находки

[ редактировать ]

В археологических данных существует 100-летний перерыв между раннеисламской фазой и периодом крестоносцев Йокнеама в начале 12 века. [ нужна ссылка ]

Город крестоносцев был укрепленным и, вероятно, самым крупным поселением на этом месте со времен железного века. Постройки были обнаружены на всех участках раскопок. шириной два метра (6,6 фута), Система укреплений представляла собой вал поддерживаемый подпорной стеной, и дренажную систему для защиты от непогоды. Рядом со стеной виднелись большое здание с кухней и большое общественное здание. Важные общественные сооружения на юге включали городские ворота, форт и церковь. Форт занимает 15% всей доступной площади кургана. [ 65 ] [ 21 ] Оно было в несколько этажей, со сторожевыми вышками по углам. [ 60 ] Замок приписывают королю Иерусалима Болдуину I , который правил между 1100 и 1118 годами нашей эры. Церковь была построена на месте более ранней византийской церкви. [ 64 ] Была найдена башня крестоносцев с фундаментом на скале холма. Башня размером 18 на 22 метра (59 футов × 72 фута) соединяется с городской стеной, а ее руины до сих пор имеют высоту 3 метра (9,8 фута). Между церковью и башней был обнаружен жилой комплекс с внутренним двором, где располагалась печь-табун и общественные туалеты. [ 23 ]

Остатки мамлюкского поселения были найдены на территории церкви и под османской крепостью. Мамлюки повторно использовали многие элементы ранних поселений. Это очевидно в мамлюкской керамике, найденной в комплексах еще в византийский период. Мамлюки использовали башню крестоносцев в качестве конюшни, а в церкви крестоносцев были найдены мамлюкские печи. [ 23 ] [ 66 ] [ 52 ] Судя по найденной керамике, Йокнеам находился под оккупацией мамлюков только в 14 веке. [ 22 ]

Руины церкви эпохи крестоносцев в Тель-Йокнеаме, построенной на руинах более ранней византийской церкви и повторно использованной под властью мамлюков.

Османский период

[ редактировать ]
Часть карты Пьера Жакотена, на которой Тель-Йокнеам изображен как «Замок Эль-Киех».

Во время османско-мамлюкской войны (1516–1517 гг.) Левант попал в руки Османской империи . В записях XVIII века говорится, что Захир аль-Умар , правивший Галилеей в том веке, построил крепость в Йокнеаме. Османские курительные трубки были найдены возле церкви крестоносцев. [ 67 ] а османская керамика, вероятно, вытесненная дождевой водой, была найдена в нескольких районах тел. [ 68 ] Однако эти находки весьма скудны, и археолог Амнон Бен-Тор оспорил это утверждение. [ 69 ] Мириам Ависар, другой археолог, изучавший это место, считает, что крепость действительно является османской крепостью, построенной Захиром аль-Умаром в 18 веке и заброшенной в 19 веке. [ 23 ]

Пьер Жакотен записал замок в Йокнеаме на карте, которую он составил в 1799 году во время французской кампании Наполеона Бонапарта 1798–1801 годов в Египте и Сирии . Название замка дано как Chateau d'El Kireh (Замок Кира), вероятно, происходящее от названия близлежащей деревни Кира . [ 28 ]

Чарльз Уильям Мередит ван де Вельде описал это место в 1854 году, отметив руины, в том числе фундамент христианской церкви, и несколько больших сводчатых пещер. Об этом районе он сказал: «Сейчас это совершенно пустынный регион. Здесь больше нет ни армий, ни горожан, ни деревень; единственное стадо коз, за ​​которым следят несколько диких арабов, — это все, что мы встретили». [ 29 ]

Клод Ренье Кондер описал это место в 1878 году как «огромный Телль» с остатками «маленькой византийской часовни» и «маленького форта», построенного Захиром аль-Умаром. Он рассказывает две легенды об этом месте: самаритянскую легенду о том, что Иисус Навин расположил здесь лагерь во время битвы с хананеями; и христианская легенда о том, что Ламех , правнук Каина , убил здесь стрелой своего прадеда. Кондер понимает имя «Каин Монс» (то есть Каймонт) как искаженное слово «Кеймун». [ 7 ] [ 24 ]

История археологических раскопок

[ редактировать ]

Тель-Йокнеам был впервые исследован в 1878 году Клодом Ренье Кондером из Фонда исследования Палестины . [ 24 ] Позже, в 1970-х годах, его обследовал Авнер Рабан. [ 15 ] В 1931 году, во время британского мандата , группа заключенных, которым было поручено убирать камни из кургана, обнаружила диоритовый сосуд из Древнего Египта. [ 32 ]

Основные раскопки в Тель-Йокнеаме прошли в рамках «Регионального проекта Йокнеам», проводимого Институтом археологии Еврейского университета в Иерусалиме в сотрудничестве с Израильским исследовательским обществом .

  • Сезон 1977 года: возглавляют Амнон Бен-Тор (библейский период) и Рената Розенталь (классический и более поздний периоды). Было открыто шесть зон (обозначенных A, B1, B2, C, D и E). Четыре из них находились на нижней террасе кургана и были направлены на поиск системы укреплений. Еще два участка были раскопаны на верхней террасе. Акрополь не раскапывался. В этом сезоне были исследованы укрепления железного века и церковь крестоносцев. [ 6 ]
  • Сезон 1978 года: возглавляет Бен-Тор. Раскопки были сосредоточены на северо-западном склоне кургана с целью изучения слоев поселений от средневековья до железного века. Были идентифицированы четыре слоя, датированные фазами мамлюков, крестоносцев, персов и железного века. Обнаружена западная часть церкви, оставшаяся закрытой в предыдущий сезон. [ 70 ]
  • Сезоны 1979 и 1981 годов: возглавляет Бен-Тор. Работы были сосредоточены в основном на северо-западном склоне и укреплениях железного века. [ 71 ]
  • Сезоны 1984, 1985 и 1987 годов: возглавляют Бен-Тор и Юваль Португали. В эти сезоны изучались слои железного и бронзового века. Раскопки церкви крестоносцев продолжались в течение сезона 1987 года, обнаружив под ней более раннюю византийскую церковь. [ 25 ]
  • Сезон 1988 года: возглавляет Бен-Тор. Раскопки достигли коренных пород и выявили самые ранние известные следы этого места, относящиеся к энеолиту и раннему бронзовому веку. [ 72 ]

С июля по октябрь 1993 года Мириам Ависар руководила раскопками от имени Управления древностей Израиля. В ходе раскопок были обнаружены территории к западу от церкви и акрополя. Большинство найденных построек были датированы периодом крестовых походов и похоронены под небольшими останками османского и мамлюкского периодов. [ 23 ]

В марте 2014 года Нурит Фейг из Управления древностей Израиля провела раскопки у юго-восточного подножия кургана перед началом расширения жилых домов Йокнеам-Мошава . Были обнаружены остатки жилищ железного века, датируемые 10-8 веками до нашей эры, что усиливает впечатление, что железный век был «золотым веком» Йокнеама. [ 15 ]

Археологический парк

[ редактировать ]
Керамические блоки, представляющие исторические периоды, украшенные студентами Йокнеам-Илита.

Тель-Йокнеам сегодня представляет собой археологический и образовательный парк, которым совместно управляют муниципалитет Йокнеам-Иллит и Управление древностей Израиля (IAA).

Парк был создан в период с 2007 по 2010 год как проект по сохранению тел муниципалитетом и IAA для жителей города. В проекте приняли участие учащиеся начальной и старшей школы Йокнеам-Иллита. Проект предусматривал создание мощеной дорожки от подножия кургана до вершины, огибающей его вершину. Студенты установили керамические блоки, каждый из которых украшен рисунками и картинками, представляющими разные исторические периоды. Блоки расположены на тропе в хронологическом порядке, продвигаясь по истории по мере того, как тропа поднимается к вершине кургана. На вершине кургана расположены четыре тематические станции. Первый включает в себя яму, представляющую собой археологические пласты тел. Остальные станции, соответственно, предоставляют информацию о Йокнеаме как о городе, населенном Племенем Левия ; модель библейского города; и карты, показывающие взаимосвязь этого места с торговыми путями и другими объектами вокруг него. На каждой станции также были посажены местные дубы, чтобы защитить их от солнца. [ 73 ] В 2013 году студенты реконструировали 30 метров (100 футов) системы укреплений железного века. [ 74 ]

В парке есть центр для посетителей с выставкой находок из Тель-Йокнеама. По данным центра, выставка рассказывает историю древнего Йокнеама с исторической, культурной, религиозной и экономической точки зрения. Среди выставленных находок — редкая статуя, изображающая правителя или дворянина древнего Йокнеама. Статуя датируется 9 веком до нашей эры, временем существования северного Израильского царства . Он демонстрирует финикийское влияние и на сегодняшний день является единственным в своем роде, найденным в Израиле. Также выставлен ритуальный сосуд из близлежащего Тель-Кашиша , датируемый эпохой поздней бронзы. Центр для посетителей был открыт во время Песаха 2019 года. На церемонии открытия был представлен план будущего развития археологического парка. [ 26 ] [ 75 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Робинсон, 1856, с. 115.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Йокнеам I , стр. 1–2.
  3. ^ Бен-Тор, 1987 , стр. 2.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Юваль Горен, Исраэль Финкельштейн и Надав Нааман. «Петрографическое исследование Амарнских табличек». Ближневосточная археология 65, вып. 3 (2002): 202–203.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Элизабет Блох-Смит и Бет Альперт Нахай, «Пейзаж оживает: железный век I», Ближневосточная археология, Том. 62, № 2, Издательство Чикагского университета от имени Американских школ восточных исследований, с. 83–85
  6. ^ Перейти обратно: а б с Амнон Бен-Тор и Рената Розенталь, Бен-Тор, Амнон; Розенталь, Рената (1978). «Первый сезон раскопок в Тель-Йокнеаме, 1977 год: предварительный отчет». Израильский журнал исследований . 28 (1\2). Израильское исследовательское общество: 62 и 65. JSTOR   27925647 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Кондер (1878), стр. 130-131
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Кедар, Йокнеам I , 1996 , с. 4
  9. ^ Перейти обратно: а б с Шэрон Цукерман, « Глава восьмая - Остатки раннего бронзового века» в Йокнеаме III, стр. 351–360.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Йокнеам III, стр. 3–7.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Региональный проект Йокнеам – 1984–1987 гг., стр. 19.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Бен-Тор, 1987 , с.7.
  13. ^ Перейти обратно: а б Гантус, Хади (2014). Парадигма Елисея-Азаила и Царство Израиль: политика Бога в древней Сирии и Палестине . Рутледж . п. 32. ISBN  978-1-84465-739-1 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и Бен-Тор, 1987 , стр. 8.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Фейг, Нурит (6 декабря 2016 г.). «Йокнеам» . Хадашот Археологийот . 128 . Управление древностей Израиля. Архивировано из оригинала 19 января 2019 года . Проверено 26 сентября 2019 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б Симадевилья (2005) , стр. 409–410
  17. ^ Перейти обратно: а б Проф. Раппопорт, Уриэль; Доктор Ярон, Шломит (2004). От Кира до Александра: евреи под властью Персии (на иврите). Открытый университет Израиля . п. 188. ИСБН  978-965-06-0764-7 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Йокнеам I , с. 13
  19. ^ Перейти обратно: а б Дж. Боас, Адриан (2017). Археология крестоносцев: материальная культура Латинского Востока . Рутледж. п. 114. ИСБН  978-1-138-90025-7 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с Йокнеам I , стр. 17–20, 217.
  21. ^ Перейти обратно: а б Португалец, Йокнеам I , 1996 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Йокнеам I , с. 172
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мириам Ависар, אבישר, מרים (1995). «Тель-Йокнеам, Акрополь крестоносцев». Хадашот Археологийот (на иврите). קג . Управление древностей Израиля: 36–37. JSTOR   23473763 . − через JSTOR
  24. ^ Перейти обратно: а б с д «Кондер и Китченер, 1882, SWPII, стр. 69–70» . Архивировано из оригинала 28 октября 2016 г. Проверено 9 февраля 2019 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б Амнон Бен-Тор и Анабель Заржецки-Пелег, «Региональный проект Йокнеам – 1984–1987» , Хадашот Археологийот . Управление древностей Израиля (1987) (на иврите). стр. 18–24
  26. ^ Перейти обратно: а б Вакнин, Йоси (29 апреля 2019 г.). «Новый археологический центр для посетителей открылся в Йокнеаме» . Йнет (на иврите). Нет, Минет. Изреельская долина.
  27. ^ Фетелл, 1896, с. 131 49
  28. ^ Перейти обратно: а б Иегуда Кармон, Кармон, Ю. (1960). «Анализ карты Палестины Жакотена». Израильский журнал исследований . 10 (3). Израильское исследовательское общество: 163. JSTOR   27924824 .
  29. ^ Перейти обратно: а б Ван де Вельде, 1854, вып. 1, с. 331. Архивировано 5 апреля 2016 г. в Wayback Machine.
  30. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Амнон Бен-Тор и Рената Розенталь, Бен-Тор, Амнон; Розенталь, Рената (1978). «Первый сезон раскопок в Тель-Йокнеаме, 1977 год: предварительный отчет». Израильский журнал исследований . 28 (1\2). Израильское исследовательское общество: 57–60. JSTOR   27925647 .
  31. ^ Бенвенисти, Мерон (2000). Священный пейзаж: Погребенная история Святой Земли с 1948 года . Издательство Калифорнийского университета. п. 52. ИСБН  9780520928824 . Проверено 12 июля 2021 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б Амнон Бен Гейт, «Египетский каменный сосуд из Тель-Йокнеама». Атикот: серия на иврите . Управление древностей Израиля: 78. 1970.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д Йокнеам III , стр. 11–16.
  34. ^ Перейти обратно: а б с Бен-Тор, 1987 , стр. 4.
  35. ^ Йокнеам III , стр. 37–38.
  36. ^ Каллендер, Гэ (2003). «Ренессанс Среднего царства». В Шоу, Ян (ред.). Оксфордская история Древнего Египта . ОУП Оксфорд. п. 156 . ISBN  978-0-19-280458-7 .
  37. ^ Йокнеам III , стр.164
  38. ^ Гершон Галил , Галил, Гершон; Галил, Гершон (1997). «Ханаанские города-государства в четырнадцатом веке до нашей эры / города Ханаанского царства в четырнадцатом веке до нашей эры: их масштаб и политический статус». Кафедра: К истории Эрец Исраэль и ее ишува 84 (84): 7–52. JSTOR   23404017 .
  39. ^ Бен-Тор, 1987 , стр.5
  40. ^ Перейти обратно: а б Бен-Тор, 1987 , стр. 6.
  41. Книга Иисуса Навина, 12:22.
  42. Книга Иисуса Навина, 19:11, 21:34.
  43. ^ Маген Броши и Исраэль Финкельштейн, «НАСЕЛЕНИЕ ПАЛЕСТИНЫ В 734 г. до н.э.» , Кафедра: Для истории Эрец-Исраэль и ее ишува , Яд Ицхак Бен Цви, 58 , (1990), (на иврите), стр. 7
  44. ^ Чимадевилла (2005) , стр. 403–404
  45. ^ Симадевилья (2005) , с. 417
  46. ^ Перейти обратно: а б Симадевилья (2005) , с. 421
  47. ^ Симадевилья (2005) , с. 413
  48. ^ Перейти обратно: а б Йокнеам I , стр. 59.
  49. ^ Йокнеам I , стр. 64.
  50. ^ Йокнеам I , стр. 11–12.
  51. ^ Перейти обратно: а б с Бен-Тор, 1987 , с.9.
  52. ^ Перейти обратно: а б с Йокнеам I , с. 32
  53. ^ Йокнеам I , стр. 50–51, 59, 191.
  54. ^ Йокнеам I , с. 74
  55. ^ Йокнеам I , с. 241
  56. Евсевий Кесарийский, Ономастикон, перевод К. Умхау Вольфа (1971), Раздел K, Джошуа. Архивировано 14 ноября 2017 г. в Wayback Machine.
  57. ^ Йокнеам I , с. 42
  58. ^ Мириам Ависар, אבישר, מרים (1995). «Тель-Йокнеам, Акрополь крестоносцев». Хадашот Археологийот (на иврите). קג . Управление древностей Израиля: 36–37. JSTOR   23473763 . − через JSTOR
  59. ^ Йокнеам I , с. 13
  60. ^ Перейти обратно: а б Бен-Тор, 1987 , стр. 10.
  61. ^ Кедар, Йокнеам I , 1996 , стр. 3
  62. ^ Перейти обратно: а б с Кедар, Йокнеам I , 1996 , с. 5
  63. ^ Рансиман, 1987, с. 86
  64. ^ Перейти обратно: а б Прингл, Денис (1998). Церкви Иерусалимского королевства крестоносцев: корпус. Том 2, ЛЗ . Кембриджский университет. стр. 159–160. ISBN  978-0-521-39037-8 .
  65. ^ Йокнеам I , стр. 20, 24.
  66. ^ Бен-Тор, 1987 , стр.11.
  67. ^ Бен-Тор, 1987 , стр. 12.
  68. ^ Ковелло-Паран, Карен (1996). «Тель Йокнеам / תל יקנעם». Хадашотская археология . 106 :52.
  69. ^ Узи Барам, «Развитие исторической археологии в Израиле: обзор и перспективы», Историческая археология, Vol. 36, № 4 (2002), Общество исторической археологии, стр. 21–20.
  70. ^ Амнон Бен-Тор, Юваль Португали, Мириам Ависар, «Второй сезон раскопок в Тель-Йокнеаме, 1978: предварительный отчет» , Israel Exploration Journal. Израильское исследовательское общество. 29 , № 2 (1979), стр. 65–74 – через JSTOR.
  71. ^ Амнон Бен-Тор, Юваль Португали, Мириам Ависар, «Третий и четвертый сезоны раскопок в Тель-Йокнеаме, 1979 и 1981 годы: предварительный отчет» , Israel Exploration Journal. Израильское исследовательское общество. 33 , № 1/2 (1983), с. 30 – через JSTOR.
  72. ^ Амнон Бен-Тор и Анабель Заржецки-Пелег, «Тель Йокнеам – 1988» , Хадашот Археологийот . Управление древностей Израиля (1989) (на иврите). п. 32
  73. ^ «Тель Якенам «принимает сайт» » . Менеджер по сохранению: за сохранение культурного наследия в Израиле . Архивировано из оригинала 16 декабря 2015 г.
  74. ^ Яара Шалтиэль, «Йокнеам - Укрепления в Йокнеаме - Восстановление укреплений в Йокнеаме» . Департамент консервации – Сохранение наследия в Израиле . Апрель 2013 г. Архивировано из оригинала 13 декабря 2015 г.
  75. ^ «Новый археологический центр для посетителей открывается в Йокнеаме» . Кассандра Гонес-Хохберг для «Джерузалем Пост» . 16 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 28 августа 2019 года . Проверено 20 сентября 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f20f826daf9c676592efef52a702e3b__1721386800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/3b/0f20f826daf9c676592efef52a702e3b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tel Yokneam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)