Они собираются
Лабайя ( Лабаю или Либаю ) был правителем Сихема и военачальником центральной горной страны южного Ханаана в период Амарны (ок. 1350 г. до н. э.). Он жил современником фараона Эхнатона . Лабайя упоминается в нескольких письмах Амарны (сокращенно «EA», от «эль Амарна »). автором писем Е.А. 252–54 Он является .
Лабайя действовал по всей территории Самарии и немного за ее пределами, так как он дал Хабиру землю в окрестностях Шакму ( Сихема ), и он и его сыновья угрожали таким могущественным городам, как Иерусалим и Газру ( Гезер ) на юге, а Мегиддо также север.
Карьера
[ редактировать ]Письма Амарны дают неполное представление о карьере Лабайи. В первом из обнаруженных к настоящему времени писем Лабайи (EA 252) он защищается перед фараоном от жалоб на него со стороны других городских правителей, например жалобы на то, что он нанял наемников из числа хабиру. Лабая также признался, что вторгся в Гезер и оскорбил его короля Милкилу . Он отрицал какие-либо сведения о предполагаемом сотрудничестве своего сына с Хабиру:
Королю, моему господину и моему Солнцу: Так Лаб'айу, твой слуга, и грязь, по которой ты ступаешь. Я падаю к ногам короля, моего господина и моего Солнца семь раз и семь раз. Я подчинился приказу, который написал мне король. Кто я такой, чтобы из-за меня король потерял свою землю? Дело в том, что я верный слуга короля! Я не бунтарь и не нарушаю свой долг. Я не задерживал выплату дани; Я не удержал ничего из того, что просил мой комиссар. Он несправедливо осуждает меня, но король, милорд, не рассматривает мой (предполагаемый) акт мятежа. Более того, мой акт мятежа таков: когда я вошел в Газру-( Гезер ), я продолжал говорить: «Все мое царь забирает, а где то, что принадлежит Милкилу ?» Я знаю действия Милкилу против меня! Более того, король написал для моего сына. Я не знал, что мой сын общался с Апиру . Настоящим я передаю его Аддае (комиссару). Более того, как, если бы король написал для моей жены, как я мог бы ее удержать? Как, если бы король написал мне: «Вонзи себе в сердце бронзовый кинжал и умри», как бы я мог не выполнить приказ короля?
Другие ханаанские правители, такие как Абди-Хеба из Иерусалима, жаловались на грабежи Лабайи (например, EA 289). [ 2 ] но обратите внимание, что в последующие годы Абди-Хеба сам будет называться «еще одним Лабайей» в EA 280. [ 3 ] Лабайю обвинили в захвате городов, находившихся под защитой Египта . Биридия , царь Мегиддо, обвинил его в осаде своего города:
Скажи царю ( фараону ), моему господину и моему Солнцу: Послание Биридии, верного слуги короля, я падаю к ногам короля, моего господина и моего Солнца, 7 раз и 7 раз. Пусть царь, мой господин, знает, что с момента возвращения (в Египет) [египетских] лучников Лабаю вел войну против меня. Таким образом, мы не можем собирать урожай: Ка-Зи-ра (сбор урожая), и мы не можем выйти за городские ворота из-за Лаб'айу. Когда он узнал, что лучники не выходят, он немедленно решил взять Магидду. Пусть король сохранит свой город, чтобы Лаб'айу не захватил его. Смотри, город охвачен чумой.... ...Так пусть царь выделит гарнизон из 100 человек для охраны своего города, чтобы Лаб'айу не захватил его. Послушайте, у Лаб'айю нет другой цели. Он просто добивается захвата Маггиды.
— (ЭА 244) [ 4 ]
Получив многочисленные жалобы на поведение Лабайи, фараон (вероятно, Аменхотеп III ) наконец приказал нескольким ханаанским правителям взять Лабайю в плен и отправить его в Египет. Биридия, правитель Мегиддо, писал фараону, что Зурата , правитель Акко , захватил Лабайю, но принял от последнего взятку и отпустил его ( ЭА 245 ). [ 5 ]
Лабая в конечном итоге был убит жителями Джины (Бет-Хаган, возможно, современный Дженин ). О его смерти агенту фараона Балу-Ур-Сагу сообщили два сына Лабайи. Сыновья Лабайи продолжали кампанию против других египетских вассалов в Ханаане. Один из сыновей Лабайи, Мутбаал , правил Пеллой в заиорданской части Ханаана. Бирьяваза , царь Дамаска , в конце концов был вынужден принять вооруженные меры против сыновей Лабайи (EA 250). [ 6 ]
Список трех писем Лабайи фараону
[ редактировать ]Имя Лабайи упоминается четырнадцатью буквами Эль-Амарны, и его имя используется тридцать два раза. Он был автором писем EA 252–254. [ 7 ]
Отождествления с библейскими персонажами
[ редактировать ]Некоторые исследователи, такие как Ричард Эбботт, отмечают возможность того, что Лабайя и библейская фигура Авимелеха бен Гедеона из Книги Судей 9 были идентичны. [ 9 ]
Третьи, такие как Дэвид Рол , защищают полностью пересмотренную хронологию древней израильской и египетской истории и вместо этого отождествляют Лабайю с Саулом , а Мутбаала с сыном Саула Ишбаалом . Иш-баал и Мутбаал, чьи имена имеют то же значение — «Человек Ваала», перенесли свою столицу в Трансиоранию . после смерти своих отцов, центр власти которых находился к западу от реки Иордан, [ нужна ссылка ] Рол далее отождествляет Дадуа, Аяба и Ишая, трех фигур, упомянутых Мутбаалом в более позднем письме Амарны, с царем Давидом , его генералом Иоавом и отцом Давида Иессеем . [ 10 ] Однако хронология Рола не получила широкого признания. Предложения Рола отвергаются другими египтологами, такими как Кеннет Китчен , которые утверждают, что существуют несоответствия между Лабайей текстов Амарны и царем Саулом, как он описан в Книгах Самуила .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уильям Л. Моран , Письма Амарны (Балтимор: Джонс Хопкинс, 1992), стр. 307
- ^ Моран, стр. 332-333
- ^ Моран, стр. 321.
- ^ Моран, стр. 298.
- ^ Моран, стр. 299-300
- ^ Моран, стр. 303-304
- ^ Моран, стр. 305-308
- ^ Моран, с. 379. См.: Соседний комиссар .
- ^ «Авимелех, Саул и Амарна – Авимелех и Лабайу» . Архивировано из оригинала 01 апреля 2017 г. Проверено 21 декабря 2016 г.
- ↑ Аргументы, отождествляющие Лабайю с Саулом. Архивировано 25 сентября 2006 г. в Wayback Machine . См. также EA 256, заголовок: «Клятвы и отрицания» , у Морана, с. 309-310.
Библиография
[ редактировать ]- Байки, Джеймс (2004). Эпоха Амарны . Сиэтл: Издательство Тихоокеанского университета. ISBN 1-4102-1510-5 .
- Моран, Уильям (1992). Письма Амарны . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 0-8018-6715-0 .
- Рол, Дэвид (1995). Фараоны и короли: библейский квест . Нью-Йорк: Издательство Crown. ISBN 0-517-70315-7 .
- Уэстбрук, Раймонд (2000). Амарнская дипломатия . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 0-8018-7103-4 .
- Бенц, Брендон (2016). Земля до царства Израиль: история Южного Леванта и людей, населявших его . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-427-7 .