Язур
Язур
Язор | |
---|---|
![]() Макам (святыня) имама Али, где сейчас находится синагога Шаарей-Цион. | |
Этимология: Язур [ 1 ] [ 2 ] | |
Серия исторических карт местности вокруг Язура (нажимайте кнопки) | |
Расположение в Подмандатной Палестине | |
Координаты: 32 ° 01'34 "с.ш. 34 ° 48'17" в.д. / 32,02611 ° с.ш. 34,80472 ° в.д. | |
Палестинская сетка | 131/159 |
Геополитическая сущность | Подмандатная Палестина |
Подрайон | Яффо |
Дата депопуляции | 1 мая 1948 г. [ 5 ] |
Область | |
• Общий | 9742 дунама (9742 км 2 или 3,761 квадратных миль) |
Население (1945) | |
• Общий | 4,030 [ 3 ] [ 4 ] |
Причины депопуляции | Военное нападение ишува сил |
Вторичная причина | Влияние падения близлежащего города |
Текущие местоположения | Азор , [ 6 ] Холон |
Язур ( араб . يازور , иврит : יאזור ) — палестинский арабский город, расположенный в 6 км (3,7 мили) к востоку от Яффо . Упоминаемая в ассирийских текстах VII века до нашей эры, деревня была местом споров между мусульманами и крестоносцами в XII-XIII веках.
В период правления Фатимидов в Палестине в Язуре родилось несколько выдающихся людей. В современную эпоху город был местом рождения Ахмеда Джибриля , основателя Народного фронта освобождения Палестины – Генерального командования (НФОП-ГК).
Язур был обезлюден и почти полностью разрушен во время Гражданской войны 1947–48 годов в Подмандатной Палестине . месте был построен израильский Азор город На этом .
Этимология
[ редактировать ]Самым ранним появлением этого имени является вавилонский А-зу-ру (в неоассирийском тексте 701 г. до н.э.), который совместим с формой Септуагинты Άζωρ. [ 7 ]
По мнению учёных, имя «ми» происходит от семитского корня «-ZR» «опоясывать, охватывать, оборудовать», первоначально на иврите, но с родственными ему словами на еврейском арамейском и арабском языках . [ 7 ] По мнению Марома и Садока, «это происхождение весьма гипотетично, поскольку этот корень пока непродуктивен в топонимии». [ 7 ]
История
[ редактировать ]Железный век
[ редактировать ]Деревня упоминается в анналах ассирийского правителя Сеннахирима (704–681 гг. до н.э.) как Азуро . [ 8 ]
Эпохи Фатимидов, крестоносцев, Айюбидов и мамлюков
[ редактировать ]Арабский географ Якут аль-Хамави (1179–1229) описал Язур как небольшой город. [ 9 ] это было место рождения нескольких важных деятелей периода Фатимидов. Самым выдающимся среди них был аль-Хасан ибн Али аль-Язури , который стал министром Фатимидов в 1050 году нашей эры. [ 8 ] В двенадцатом и тринадцатом веках нашей эры силы мусульман и крестоносцев боролись за контроль над деревней, и она несколько раз переходила из рук в руки, прежде чем окончательно перешла под контроль мамлюков . [ 8 ]
Османская эпоха
[ редактировать ]
Во время раннего османского правления в Палестине , в 1552 году, доходы деревни Язур предназначались для нового вакуфа Хасеки Султана Имарет в Иерусалиме, основанного Хассеки Хюррем Султан ( Роксоланой ), женой Сулеймана Великолепного . [ 10 ] [ 11 ] В 1586 году макам Имам Али в Язуре был замечен Жаном Зуаллартом , который описал его следующим образом: «...немного дальше находилась квадратная мечеть с девятью маленькими куполами. Через дорогу находится колодец или цистерна » . [ 12 ]
В налоговых отчетах 1596 года Язур был деревней в нахии («подрайоне») Рамлы, части Санджака в Газе . В нем проживало 50 мусульманских семей, примерно 275 человек. Жители деревни платили фиксированную ставку налога в размере 33,3% за выращиваемые ими культуры, включая пшеницу , ячмень , фрукты и кунжут , а также за другие виды собственности, такие как козы и ульи ; итого 19 250 акче . Все доходы пошли в мусульманское благотворительное учреждение . [ 13 ]
В 1602 году Сеусениус описал макама Имама Али как «мечеть с девятью куполами, самый высокий из которых находится посередине». [ 14 ]
В 1051 году хиджры/1641/2 бедуинское племя ас-Савалима из окрестностей Яффо напало на деревни Субтара , Байт-Даджан , ас-Сафирия , Джиндас , Лидда и Язур, принадлежавшие Вакфу Хасеки Султану . [ 15 ]
Сирийский суфийский учитель и путешественник Мустафа аль-Бакри ас-Сиддики (1688-1748/9), путешествовавший по этому региону в первой половине восемнадцатого века, и Мустафа ад-Думьяти (ум. 1764) сообщили о посещении святыни мудрец по имени Сайидуна («наш хозяин») Хайдара в Язуре. [ 8 ] Деревня появилась под названием Жазур на карте, которую Пьер Жакотен составил в 1799 году во время французской кампании в Египте и Сирии . [ 16 ]
В 1863 году его посетил Виктор Герен . [ 17 ] В 1870 году, когда этот район все еще находился под властью Османской империи , Чарльз Неттер из Alliance Israélite Universelle основал Микве Исраэль к юго-востоку от Яффо. Через фирман султана он получил землю для школы. До этого землю обрабатывали феллахи села Язур. В « Обзоре Западной Палестины» (1882 г.) отмечается, что «хотя земля принадлежит правительству, феллахи из-за длительного использования вынуждены смотреть на нее практически как на свою собственность и возмущаться ее оккупацией любым другим лицом. ." Крестьяне стали заклятыми врагами школьного хозяйства. [ 18 ]
В конце лета 1870 года губернатор Дамаска посетил Яффо. В сопровождении Неттера и двух тамплиеров , Кристофа Хоффмана и Эрнста Хардегга , губернатор прошел мимо Язура:
Во время поездки между владениями Наттера и городом вали окружили арабские женщины и мужчины, которые умоляли его, держась за поводья (так в оригинале это должны быть «поводья») его мула и за его брюки, чтобы помочь им восстановить свои права. евреи отбирали их землю; здесь они указали на Наттера, который ехал рядом с вали и кричал «евреи, евреи». Паша, ехавший на другой стороне, попросил у Эрнста хлыст и сам прогнал их. Между прочим , вали принял петицию, переданную ему шейхом . [ 19 ]
В исследовании PEF проведенном Западной Палестины, , сообщалось, что в 1882 году деревенские постройки были построены из сырцового кирпича, были разбросаны сады и колодцы, а в Язуре находился куполообразный храм. [ 20 ]
Эпоха Британского мандата
[ редактировать ]Современный Язур был разделен на четыре квартала, по одному на каждый из четырех родов ( хамаил , синг. хамула ), живших там. Дома традиционно строились из камня или саманного кирпича и соломы и строились группами, называемыми ахваш (мн. ч. Хош , «двор»). Каждый дом в такой группе выходил в общий двор, имевший единственный вход, часто арочные ворота. В ахваше жили большие семьи.
В селе было две начальные школы: для мальчиков (построена в 1920 г.) и для девочек (открыта в 1933 г.). Школа мальчиков занимала 27 дунумов (большая часть которых отводилась для обучения учащихся агрономии) и имела собственную артезианскую скважину . В 1947 г. в этих школах было зарегистрировано 430 мальчиков и 160 девочек. Остатки старой церкви крестоносцев, построенной Ричардом Львиное Сердце в 1191 году, под названием Кастель-де-Плен, были видны на холме внутри деревни. Церковь крестоносцев была перестроена в мечеть Язура .
По данным переписи населения Палестины 1922 года, проведенной властями британского мандата , в Язуре проживало 1284 жителя, все мусульмане . [ 21 ] К переписи 1931 года население увеличилось до 2337 жителей в 419 домах. [ 22 ]
Согласно переписи 1945 года , в Язуре проживало 4030 человек, в основном мусульмане арабы- , с очень небольшой арабской христианской общиной из 20 человек. [ 3 ] [ 8 ] Сельское хозяйство составляло основу экономики; в 1944 году под цитрусовые было засажено 6 272 дунама, а под зерновые — 1 441 дунам. Сельское хозяйство было как неорошаемым, так и орошаемым; 1689 дунамов орошались или использовались под сады. Во время Второй мировой войны жители села также начали разводить коров голштинской породы . К 1947 году многочисленные артезианские скважины . для орошения использовались [ 8 ]


В преддверии войны 1947-1948 годов и после нее
[ редактировать ]Газета « Филастин » сообщила, что 11 декабря 1947 года члены просионистской вооруженной группы проезжали по городу на высокой скорости, бросая бомбы в парикмахерскую и кофейню. Никаких жертв они не привели. Однако Ареф аль-Ареф сообщает, что неделю спустя, 18 декабря, вернулись новые сионистские ополченцы, на этот раз замаскированные под британских солдат. Проезжая по главной дороге, они бросили несколько бомб в кофейню, в результате чего погибли шесть жителей деревни. [ 23 ] Филастин сообщил, что 30 декабря другая сионистская диверсионная группа попыталась взорвать деревенские дома. Эту группу обнаружили деревенские охранники и увезли. [ 8 ] В начале 1948 года последовали новые нападения. [ 24 ]
Самый крупный из них произошел 12 февраля, когда Язур и Абу Кабир подверглись обстрелу из сионистских минометов и пулеметов. Несколько домов в Язуре были разрушены. [ 25 ] Нападения следовали почти еженедельно, в том числе 20 февраля, когда сионистские силы атаковали деревню с помощью танков и бронетехники, разрушив фабрику по производству льда, два дома, убив одного жителя деревни и ранив четырех. [ 26 ] [ 27 ]
Во время Хаганы наступательной операции «Хамец» 28–30 апреля 1948 года население было изгнано из Язура или убито. Это было во время гражданской войны 1947–1948 годов в Подмандатной Палестине , за несколько недель до начала более широкой арабо-израильской войны 1948 года . Эта операция проводилась против Язура и группы арабских деревень к востоку от Яффо. Согласно подготовительным приказам, целью было «открыть путь [еврейским силам] в Лидду». [ 28 ]
Хотя не было явного упоминания о предполагаемом обращении с жителями деревни, в приказе говорилось об «очистке территории» [ тихур хашетах ]. [ 28 ] В окончательном оперативном приказе говорилось: «Гражданским жителям завоеванных мест будет разрешено покинуть их после обыска на предмет наличия оружия». Солдатам было приказано не причинять вреда женщинам и детям «насколько это возможно» и не грабить захваченные деревни. [ 29 ] Большинство деревенских построек было разрушено в ходе боевых действий.
Деревня сегодня
[ редактировать ]По словам Валида Халиди , 1992 год, в деревне сохранились две мусульманские святыни. Один из них сделан из камня, а его крыша увенчана дюжиной куполов, сгруппированных вокруг более заметного купола в центре. Ряд других построек и домов также сохранился нетронутым; некоторые используются, а другие пустуют. Один дом, в котором проживает еврейская семья, представляет собой двухэтажное бетонное здание с прямоугольной дверью и модифицированной двускатной крышей. [ 26 ]

По словам Петерсена, небольшая мечеть/храм, расположенная на расстоянии примерно 50 метров от Макама Имама Али, на противоположной стороне дороги, была известна как Шейх аль-Катанан. При осмотре в 1991 году выяснилось, что он имеет квадратную форму с неглубоким куполом, опирающимся на восьмиугольный барабан. Вход в здание осуществляется через дверной проем в центре северной стороны. Внутри есть окна на западную и восточную сторону, обрамленные нишами. В середине южной стены обнаружена неглубокая ниша, украшенная надписями, написанными хной . [ 30 ]

По данным Мерона Бенвенисти , 2000 г., в селе Язур находится почитаемая могила имама Али, известного чудотворца. Еще дюжина мест также утверждает, что имеет его могилу. Комплекс Язур представляет собой массивное здание с центральным куполом, окруженным девятью куполами меньшего размера. Наиболее широко распространено мнение, что это фактическое место захоронения Имама Али. Его могила — чуть ли не единственный памятник, оставшийся в деревне. [ 31 ]
Здание гробницы сейчас используется израильтянами для синагоги Шаарей-Цион и семинарии для ортодоксальных евреев . На крыше, рядом с куполами, установлена спутниковая антенна для приема прямых религиозных трансляций. Рядом находится мусульманское кладбище, от которого остались только два или три разбитых надгробия. Сейчас израильтяне-евреи используют его как свалку «только для дворового мусора». [ 31 ]
Через дорогу, в промышленном парке Холон , находится еще одна мусульманская святыня, на этот раз заброшенная и разрушающаяся. [ 31 ]
Лица, связанные с Язуром
[ редактировать ]- Ахмед Джибриль - основатель и глава НФОП-ГК
- Хасан ибн Али аль-Язури — суннитский визирь и главный судья фатимидского правителя Аль-Мустансира Биллаха , 1050–1058 гг. [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Палмер, 1881, стр. 220.
- ^ Первоначальное имя, по словам местного жителя, было Адалиа, см. Клермон-Ганно, в QSPEF, 1874, стр. 5.
- ^ Jump up to: а б Статистический отдел, 1945, с. 28
- ^ Jump up to: а б Правительство Палестины, Департамент статистики. Деревенская статистика, апрель 1945 г. Цитируется по Хадави, 1970 г., с. 53
- ^ Моррис, 2004, с. xviii , деревня № 215. Также указывает причину(ы) депопуляции.
- ^ Моррис, 2004, с. xxi , поселок №92.
- ^ Jump up to: а б с Маром, Рой; Садок, Ран (2023). «Раннеосманская палестинская топонимия: лингвистический анализ (микро-) топонимов в Дарственной грамоте Хасеки Султана (1552 г.)» . Журнал Немецкой палестинской ассоциации . 139 (2).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Халиди 1992 , с. 261
- ^ Странное, 1890, с. 553
- ^ Сингер, 2002, с. 50
- ^ Маром, Р. (01 ноября 2022 г.). «Джиндас: История сельской местности Лидды в 15-20 веках нашей эры» . Лод, Лидда, Диосполис .
- ^ Зуалларт, 1587, часть III, с. 112 . Перевод и цитата: Петерсен, 2001, с. 311
- ^ Хюттерот и Абдульфаттах, 1977, с. 155. Цитируется по Халиди 1992 , с. 261
- ^ Путешествие Мартина Сеусения в Святую Землю ij 1602/03. Цитируется по Петерсену, 2001, с. 311
- ^ Маром, Рой (01 ноября 2022 г.). «Джиндас: История сельской местности Лидды в 15-20 веках нашей эры» . Лод, Лидда, Диосполис : 13–14.
- ^ Кармон, 1960, с. 171. Архивировано 22 декабря 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Герен, 1868, с. 26 – 29
- ^ Кондер и Китченер, 1882, SWP II, стр. 256 f. Цитируется по Schölch, 1993, стр. 281.
- ↑ Die Warte , 29 сентября 1870 г., цитируется по Schölch, 1993, стр. 281.
- ^ Кондер и Китченер, 1882, SWP II, стр. 258 , Цитируется по Халиди, 1992, с. 261
- ^ Бэррон, 1923, Таблица VII, Подрайон Яффо, стр. 20
- ^ Миллс, 1932, с. 16
- ^ Палестина , 12.12.1947 и Ареф, цит. по Халиди, 1992, с. 261
- ^ Палестина , 09.01.1948 и 31.01.1948 , цит. по Халиди, 1992, стр. 261-2
- ^ Палестина , 14.02.1948 , цит. по Халиди, 1992, стр. 261-2
- ^ Jump up to: а б Палестина , 21.02.1948 , Халиди, 1992, с. 262
- ^ Моррис, 2008, с. 100
- ^ Jump up to: а б HGS \ Operations to Alexandroni и др., «Приказы по операции «Хамец», 26 апреля 1948 г. IDFA 6647 \ 49 \ \ 15. Цитируется у Морриса, 2004 г., стр. 217 , 286.
- ↑ операции «Хамец» Штаб в Гивати и т. д., 27 апреля 1948 г., 14:00, IDFA 67\51\\677. См. также Александрони батальонам, 27 апреля 1948 г., IDFA 922\75\\949. Цитируется по Моррису, 2004 г., стр. 217 , 286.
- ^ Фишер и др. 1996. Цитируется по Петерсену, 2001, с. 312
- ^ Jump up to: а б с Бенвенисти, 2000, с. 292
- ^ Фархад Дафтари (22 февраля 2001 г.). Средневековая исмаилитская история и мысль . Издательство Кембриджского университета. п. 109. ИСБН 9780521003100 .
Библиография
[ редактировать ]- Бэррон, Дж. Б., изд. (1923). Палестина: Отчет и общие итоги переписи 1922 года . Правительство Палестины.
- Бенвенисти, М. (2000). Священный пейзаж: Погребенная история Святой Земли с 1948 года . Издательство Калифорнийского университета . (стр. 32–33, 292)
- Бринк, ван ден, Эдвин СМ (14 апреля 2005 г.). «Азор л Репортаж» (117). Хадашот Археологийот – Раскопки и исследования в Израиле.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Бученнино, Авива (12 марта 2009 г.). «Азор л Репортаж» (118). Хадашот Археологийот – Раскопки и исследования в Израиле.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Клермон-Ганно, CS (1896 г.). [ARP] Археологические исследования в Палестине 1873-1874 гг., перевод с французского Дж. Макфарлейна . Том. 2. Лондон: Фонд исследования Палестины. (стр. 5 , 254 , 489 )
- Кондер, Чехия ; Китченер, HH (1882 г.). Обзор Западной Палестины: воспоминания о топографии, орографии, гидрографии и археологии . Том. 2. Лондон: Комитет Фонда исследования Палестины .
- Статистический отдел (1945). Статистика деревни, апрель 1945 года . Правительство Палестины.
- Горзальчани, Амир (12 марта 2009 г.). «Азор, улица Ха-Гистадрут. Итоговый отчет l Отчет» (121). Хадашот Археологийот – Раскопки и исследования в Израиле.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Герен, В. (1868). Историко-археологическое географическое описание Палестины (на французском языке). Полет. 1: Иудея, ч. 1. Париж: L’Imprimerie Nationale.
- Хадави, С. (1970). Деревенская статистика 1945 года: Классификация собственности на землю и территории в Палестине . Исследовательский центр Организации освобождения Палестины.
- Хюттерот, Вольф-Дитер; Абдульфаттах, Камаль (1977). Историческая география Палестины, Трансиордании и Южной Сирии в конце XVI века . Географические труды Эрлангера, специальный том 5. Эрланген, Германия: Правление Франконского географического общества. ISBN 3-920405-41-2 .
- Кармон, Ю. (1960). «Анализ карты Палестины Жакотена» (PDF) . Израильский журнал исследований . 10 (3, 4): 155–173, 244–253. Архивировано из оригинала (PDF) 22 декабря 2019 г. Проверено 9 сентября 2017 г.
- Халиди, В. (1992). Все, что осталось: палестинские деревни, оккупированные и опустошенные Израилем в 1948 году . Вашингтон, округ Колумбия : Институт палестинских исследований . ISBN 0-88728-224-5 .
- Ле Стрэндж, Г. (1890). Палестина под властью мусульман: описание Сирии и Святой Земли с 650 по 1500 год нашей эры . Комитет Фонда исследования Палестины .
- Марити, Г. [на итальянском языке] (1792). Путешествие по Кипру, Сирии и Палестине; с «Всеобщей историей Леванта» . Том. 1. Дублин: П. Бирн. (стр. 406-7 )
- Миллс, Э., изд. (1932). Перепись Палестины 1931 года. Население деревень, городов и административных районов . Иерусалим: Правительство Палестины.
- Моррис, Б. (2004). Возобновление возникновения проблемы палестинских беженцев . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-00967-6 .
- Моррис, Б. (2008). 1948: История первой арабо-израильской войны . Издательство Йельского университета . ISBN 9780300126969 .
- Палмер, Э.Х. (1881). Исследование Западной Палестины: списки имен на арабском и английском языках, собранные во время исследования лейтенантами Кондером и Китченером, RE Транслитерировано и объяснено Э. Х. Палмером . Комитет Фонда исследования Палестины .
- Петерсен, Эндрю (2001). Справочник зданий в мусульманской Палестине (Монографии Британской академии по археологии) . Том. I. Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-727011-0 .
- Прингл, Д. (1997). Светские постройки в Иерусалимском королевстве крестоносцев: археологический справочник . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0521-46010-7 . (стр. 108 )
- аль-Кавукджи, Ф. (1972): Мемуары аль-Кавукджи, Фаузи в Журнале палестинских исследований
- «Воспоминания, 1948, часть I» в 1, вып. 4 (Сумма 72): 27–58. , dpf-файл, можно загрузить
- «Воспоминания, 1948, Часть II» в 2, вып. 1 (август 72 г.): 3–33. , dpf-файл, можно загрузить
- Романо, Амит (9 июня 2004 г.). «Обновление итогового отчета» (116). Хадашот Археологийот – Раскопки и исследования в Израиле.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Шёльх, Александр (1993): Палестина в трансформации, 1856–1882 гг., ISBN 0-88728-234-2 ,
- Сингер, А. (2002). Строительство османской благотворительности: императорская столовая в Иерусалиме . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 0-7914-5352-9 .
- Торге, Хагит (28 марта 2005 г.). «Обновить итоговый отчет l Отчет» (117). Хадашот Археологийот – Раскопки и исследования в Израиле.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Уилсон, CW , изд. (ок. 1881 г.). Живописная Палестина, Синай и Египет . Том. 3. Нью-Йорк: Д. Эпплтон . (стр. 141 , 143 и далее)
- Зуалларт, Ж. [на французском языке] (1587 г.). Самое благочестивое путешествие по Гервсалемме . Рим. Язур п. 11 и 112 в издании 1585 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Добро пожаловать в Язур
- Язур , Зохрот
- Обзор Западной Палестины, карта 13: IAA , Wikimedia commons
- Язур в Культурном центре Халила Сакакини
- Фотография мечети Имама Али, около 1887 г.