Хасеки Султан Имарет

Хасеки Султан Имарет — это османская общественная столовая, созданная в Иерусалиме для кормления бедняков во время правления Сулеймана Великолепного . Имарет , был частью массивного комплекса Вакфа построенного в 1552 году Хасеки Хюррем Султан , более известной на Западе как Роксолана, любимая жена султана Сулеймана I. [ 2 ] Сообщается, что эта столовая кормила по меньшей мере 500 человек дважды в день. [ 3 ]
Комплекс Хасеки Султан Вакф
[ редактировать ]Хасеки Султан Комплекс вакфов был построен в разгар османской эпохи. Помимо столовой, в состав комплекса входили мечеть, паломнический приют на 55 номеров и постоялый двор ( хан ) для путников. [ 4 ]
Экономическое значение
[ редактировать ]С согласия мужа Хасеки Хюррем Султан использовала доходы от различных активов для его строительства и обслуживания. Эти активы включали землю в Палестине и Триполи , а также магазины, общественные бани, мыловаренные заводы и мельницы. [ 5 ] Дарственная грамота Хасеки Хюррем Султан включает 195 топойнимов и 32 поместья, в основном расположенных вдоль дороги между Яффо и Иерусалимом . [ 6 ] Когда деревни получали средства, процент их доходов, ранее уплачиваемый в виде налогов, перенаправлялся в вакф. Деревнями, доходы которых шли на пользу Хасеки Султан Имарет, были Байт Даджан , Язур , Кафр Ана , Лудд , Анаба , Джиб , Вифлеем , Бейт Джала Какун и другие. [ 7 ] Хасеки Султан Имарет не только выполнил религиозное требование о благотворительности, но и укрепил социальный порядок и помог Османской империи создать политический имидж силы и щедрости.
Религиозное значение
[ редактировать ]Благотворительность является важной составляющей в Исламе . Чтобы обеспечить себе место в раю после смерти, нужно помогать тем, кто не может помочь себе сам. В предписаниях Корана есть две категории благотворительности: закят , обязательный налог на милостыню для мусульман, достигших определенного уровня богатства; и садака — добровольные пожертвования, которые настоятельно рекомендуются. Одной из самых популярных форм садаки были вакфы, или пожертвования. Вакфы были основаны богатыми людьми, особенно членами императорской семьи, которые жертвовали свою собственность на постоянную пользу различным благотворительным учреждениям. Таким образом, общественные столовые были вакфами, которые обеспечивали нуждающихся людей базовым питанием. [ 8 ] В случае с Хасеки Султан Имарет Хюррем Султан построила столовую в Иерусалиме, потому что он считался священным городом наряду с Хевроном, Меккой и Мединой. [ 9 ]
Социальные последствия
[ редактировать ]Как и другие имареты по всей Османской империи, имарет Хасеки Султана был инструментом поддержания общественного порядка. Администраторы, сотрудники и бенефициары имарета представляли социальную иерархию сообщества. Администраторы часто были членами местных дворянских семей и имели право нанимать друзей, родственников и свободных рабов в качестве сотрудников имарета. [ 10 ] Социальный статус определял порядок и объем раздачи продуктов питания. Во время трапезы первыми по половнику супа и двум буханкам хлеба получали служащие, за ними следовали гости, получившие один половник и один каравай, а затем бедняки, получившие наименьшее количество еды. Среди бедняков также существовала иерархия: первыми ели образованные бедняки, затем мужчины и, наконец, женщины и дети. Если еда заканчивалась, женщины и дети оставались голодными. Следовательно, имарет не только раскрывал социальную иерархию Иерусалима, но и был эффективным методом удержания людей в узде. [ 11 ]
Политические последствия
[ редактировать ]Для строительства столовой в Иерусалиме были серьезные политические мотивы. Это был «неотъемлемый компонент османского проекта заселения, колонизации, легитимации и городского развития». [ 12 ] Хасеки Султан Имарет продемонстрировал далеко идущую силу и мощь Османской империи, а также был эффективным средством контроля над ее подданными в Иерусалиме. Предоставив административные должности наиболее влиятельным семьям Иерусалима, султан использовал обширное влияние и связи знати для укрепления своей власти среди местного населения. Тем не менее, зависимость от дворян в обеспечении максимального политического контроля также оказала пагубное влияние на содержание имарета. [ 13 ]
Иерусалимский имарет был среди пяти, спонсируемых королевской четой, остальные четыре также были построены в городах, центральных для проекции османской власти: в Стамбуле (Константинополь) и Эдирне (Адрианополь) они стояли в резиденциях Османской династии , а два были созданы в мусульманских святых местах, Мекке и Медине . [ 14 ] Первый комплекс мечетей был построен в Стамбуле в 1537–1539 годах, сразу после казни в 1536 году великого визиря Ибрагим-паши , зачинщиком которой, по слухам, была Роксолана, и намерение, безусловно, было улучшить ее имидж. [ 14 ] Иерусалим имел символическое значение для всех мусульман, помимо своих скромных размеров, из-за его связи с Мухаммедом , и Сулейман был заинтересован в том, чтобы оставить свой след в этом городе, только недавно завоеванном его отцом у мамлюков , который украсил его многочисленными роскошными учреждениями и здания. [ 14 ] Еще одной предполагаемой целью могли быть христианские паломники в Иерусалим, но на них оказалось трудно произвести впечатление. [ 14 ]
Позднее злоупотребление
[ редактировать ]Сильная зависимость Османской империи от благородных семей предоставила им значительную власть в деятельности имарета, который представлял собой нечто большее, чем «просто еще одно учреждение по оказанию помощи бедным, но также и специальный фонд, используемый для предоставления пособий определенным любимым людям». [ 15 ] Администраторы манипулировали критериями получения бенефициара, чтобы отдать предпочтение своим друзьям и родственникам или завоевать благосклонность других. Кроме того, права бенефициара можно было передавать, что еще больше усугубляло проблему чрезмерного числа бенефициаров. Со временем имарет поддерживал даже самые богатые семьи Иерусалима. Более того, эти влиятельные бенефициары использовали свой статус для эксплуатации финансовых и материальных ресурсов учреждения. Например, в юридическом документе 1782 года упоминалось, что командир наемной армии имел право на получение 48 буханок хлеба из имарета ежедневно. К 18 веку коррупция была настолько широко распространена, что имарет стал экономически нежизнеспособным. Попытки сократить раздачу продовольствия и сократить число его получателей встретили яростное сопротивление и вопиющее игнорирование. [ 16 ] На протяжении всего периода своего правления Османская империя изо всех сил пыталась «найти хрупкий баланс между необходимостью сократить и ограничить число бенефициаров вакуфа и желанием получить максимальную политическую выгоду, предоставляя льготы как можно большему числу людей». люди." [ 17 ] Несмотря на эти проблемы, Хасеки Султан Имарет продолжал функционировать, хотя и не всегда приносил пользу предполагаемым бенефициарам, «бедным и несчастным, слабым и нуждающимся». [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Устав пожертвований (Вакфия) Хасеки Хюррем Султан» . Откройте для себя исламское искусство .
- ^ Пери (1992), с. 169.
- ^ Jump up to: а б Сингер (2005), с. 486.
- ^ Сингер (2005), стр. 483-484.
- ^ Пери (1992), стр. 170-171.
- ^ Маром, Рой (2023). «Раннеосманская палестинская топонимия: лингвистический анализ (микро-) топонимов в Дарственной грамоте Хасеки Султана (1552 г.)» . Журнал Немецкой палестинской ассоциации . 139 (2).
- ^ Маром, Рой (01 октября 2023 г.). «Мамлюкские и османские пожертвования как источник для географо-исторических исследований: Вакфия Хасеки Султана (1552 г. н.э.)» . Горизонты в географии . 103–104.
- ^ Сингер (2005), стр. 482, 484.
- ^ Сингер (2005), с. 494.
- ^ Баер, Г. стр. 269.
- ^ Сингер (2005), стр. 486-487.
- ^ Сингер (2005), с. 492.
- ^ Пери (1992), стр. 174-175.
- ^ Jump up to: а б с д Финкель (2012), см. здесь (две страницы).
- ^ Пери (1992), с. 175
- ^ Пери (1992), стр. 172–173, 177–178.
- ^ Пери (1992), с. 182
Библиография
[ редактировать ]- Баер, Габриэль (1997). «Вакф как опора социальной системы (шестнадцатый-двадцатый века)» (PDF) . Исламское право и общество . 4 (5). БРИЛЛ: 264–297. дои : 10.1163/1568519972599752 . JSTOR 3399362 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2018 года . Проверено 9 января 2022 г.
- Финкель, Кэролайн (2012) [2006]. Мечта Османа: История Османской империи, 1300–1923 гг . Хачетт Великобритания. ISBN 978-1848547858 . Проверено 9 января 2022 г. упоминается имарет Сулеймана и Хюррем Султан в Иерусалиме Здесь .
- Пери, Одед (1992). «Вакф и османская политика благосостояния: бедная кухня Хассеки Султана в Иерусалиме восемнадцатого века». Журнал экономической и социальной истории Востока (JESHO) . 35 (2). Брилл: 167–186.
- Певица, Эми (2002). Строительство османской благотворительности: императорская столовая в Иерусалиме . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 0-7914-5352-9 .
- Певица, Эми (2005). «Служение благотворительности: общественная кухня Османской империи» . Журнал междисциплинарной истории . 35 (3). Массачусетский технологический институт Пресс : 481–500. дои : 10.1162/0022195052564252 . S2CID 145715799 . Проверено 9 января 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стефан, Сент-Х. (1944). «Подарочная грамота Хасеки Султана от 24 мая 1552 года» . Ежеквартальное издание Департамента древностей Палестины (QDAP) . 10 : 170-194 [173], пожалуйста. XXXVI-XL . Проверено 9 января 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Аль-Имара аль-Амира» , подробная статья на сайте Enjoyjerusalem.com (повторный доступ в январе 2022 г.)
- «Программа возрождения Старого города Иерусалима удостоена архитектурной награды» : реставрация мусульманских зданий Старого города и фотографии столовой. Вашингтонский доклад по делам Ближнего Востока, сентябрь/октябрь 2005 г., стр. 24–25 (повторный доступ в январе 2022 г.).
- «Восстановление Дар аль-Айтам аль-Исламия» для более широкого окружающего комплекса, включая столовую. На сайте ArchNet.org.
- Мои воспоминания о Хасаки Султане, или «Цветущее здание» , для личной истории об имарете (повторный доступ в январе 2022 г.)
- Хасеки Хюррем Султан для получения дополнительной информации о султане на турецком веб-сайте «Остомания и Туркомания» (повторный доступ в январе 2022 г.)