Jump to content

имарет

Имарет комплекса Святой Софии в Стамбуле , построенный в 1743 году. [1]

Имарет , иногда также известный как даруззияфе , [2] — одно из нескольких названий, используемых для обозначения общественных столовых, построенных по всей Османской империи с 14 по 19 века. [3] Эти общественные кухни часто были частью более крупного комплекса, известного как куллие , который мог включать в себя хосписы , мечети , караван-сараи и колледжи. Имареты бесплатно предоставляли еду определенным группам людей и несчастным лицам. [3] Имареты не были изобретены османами, а развивались под их властью как высокоструктурированные группы зданий. [4]

Этимология

[ редактировать ]

Турецкое арабского слово «имарет» происходит от слова «имара », что означает «жилище и обработка» или «строительство, обустройство территории». [5] Изменение значения этого слова для обозначения религиозного комплекса или общественной кухни, по-видимому, уникально для османского контекста. [6]

Интерьер имарета комплекса Шехзаде в Стамбуле (16 век)

По словам историка Эми Сингер , имарет — это учреждение, «возможно, уникальное для османов по своему распространению и назначению». [5] Он был обнаружен по всей Османской империи и не существовал в других местах. [7] Раздача еды общественным массам во время чрезвычайных ситуаций была известна на Ближнем Востоке до османов, но регулярная раздача еды в больших масштабах не была известна. Некоторые исключения из этого правила существовали в некоторых священных городах, а именно в Мекке , Медине и Хевроне . В Хевроне симат аль-Халиль («стол Авраама») представлял собой гостевой дом, который ежедневно обеспечивал едой всех посетителей города - практика, уходящая корнями в глубь веков и описанная писателем 11-го века Насиром Хосровом . [8] В Мекке и Медине также были приняты меры по регулярному распределению зерна, по крайней мере, с периода мамлюков (с 13 по начало 16 веков). [8] Эти примеры, возможно, вдохновили более поздних османских правителей. [9]

Доган Кубан отмечает, что в ранней османской архитектуре термин имарет использовался более гибко для обозначения всего религиозного комплекса (например, кюллие ), обычно с завие в центре — религиозного здания, которое обслуживало суфийские братства . Этот термин встречается в оригинальных вакфных документах этих комплексов. [10] Комплекс Нилюфер Хатун в Изнике , например, называется « имарет », но состоит из большого завье, используемого для суфийской религиозной деятельности. [10] В более поздние периоды термин «имарет» стал более строго обозначать общественную кухню. Поздние османские источники называли более ранние здания имарет - завье мечетями, независимо от того, что говорилось в их вакфных документах (что также отражает тот факт, что многие завие к тому времени были преобразованы в официальные мечети). [10]

Первые несколько рынков были построены в Изнике и Бурсе в 1330-х годах. [9] В последующие столетия число имаретов в городах росло по мере увеличения размеров религиозных комплексов, основанных султанами. насчитывалось 83 имарета . К 1530-м годам в Османской империи [9] насчитывалось около 100 имаретов . По оценкам Эми Сингер, к началу 17 века [11]

Имарец и другие религиозные комплексы служили общинными центрами своих кварталов. Многие такие комплексы были построены по всей Османской империи, но особенно в центральных районах османского правления, таких как Балканы (известные как Румелия ) и Анатолия , включая столицы Бурса , Эдирне и Стамбул . [12] Подсчитано, что к концу XVIII века имареты в Стамбуле кормили до 30 000 человек в день. [13]

Имарет комплекса Михриша Султан , построенный в 1796 году и действующий до сих пор.

Сегодня единственным османским имаретом, который все еще выполняет свою первоначальную благотворительную функцию, является комплекс Михриша Султан в районе Эйюп в Стамбуле, который датируется 1796 годом и был основан Михриша Султан , матерью султана Селима III . [14] [15] [16]

Благотворительность

[ редактировать ]

Имарец служил разным людям и стал символом «благотворительной и благотворительной деятельности». [17] Это были благотворительные учреждения, созданные в рамках добровольной благотворительности, которая по мусульманскому законодательству считалась благотворительностью. Кроме того, сама раздача еды рассматривалась как благотворительный акт. Имарцы относятся к особой категории добровольной благотворительности, известной как садака . [17] Садака как добровольная благотворительность могла принимать разные формы, включая молитву или благословение за больных и инвалидов, или самоотверженный поступок, все они способствовали добрым делам в османском обществе. [18]

Имареты, основанные султанами и членами императорского двора, были символом благотворительных пожертвований, а также императорской власти. [19] Каждое учреждение носило имя своего основателя, и эти места не могли поддерживать прямую связь между теми, кто оказывал милостыню, и теми, кто ее получал, как это часто бывало в частных домах. Имареты и императорский дом создали связи с Османской династией в целом и укрепили легитимность империи. [19] Общественная кухня иллюстрировала, как Османская империя смогла предоставить льготы различным слоям населения внутри империи.

Пожертвование

[ редактировать ]

Вакф имаретов ( вакиф по-турецки) — это «исламский фонд», который сыграл важную роль в создании и других религиозных или благотворительных учреждений в мусульманском мире. [20] Вакф представлял собой правовой механизм, который выделял источники доходов для финансирования мечетей, столовых и больниц. [21] [22] Это позволило султану и другим богатым благотворителям финансировать основные услуги для граждан.

Распределение

[ редактировать ]

Важность еды в имарете подчеркивает щедрость богатых людей, которые заботились о нуждах соседей, семей и слуг. Получатели еды в имаретах были разделены по классам и профессиям: некоторые приезжали сюда регулярно, а другие — в качестве путешественников. [23] Несмотря на открытость имаретов , это были строго регламентированные учреждения, тщательно следившие за передвижением людей и получаемыми ими льготами. Правила диктовали, кто может есть, что они могут есть, сколько они могут съесть и в каком порядке. [24]

В Хасеки Султан Имарет в Иерусалиме сотрудники получали один половник супа и две буханки хлеба, гости получали один половник супа и одну буханку хлеба, а бедняки и суфии получали по половине половника супа и одной буханке хлеба за один прием пищи. . [25] Еду подавали посменно: сначала служащие, потом гости, а потом бедняки. Суфии имели привилегию посылать кого-нибудь за едой от своего имени, в то время как другие должны были есть в имарете . [25]

Двор имарета комплекса Сулеймание в Стамбуле (16 век)

В комплексе Сулеймание в Стамбуле действуют строгие правила выноса еды из имарета , но в разных имаретах эти правила различаются . [26] Время от времени приходили незнакомцы с ведрами, чтобы собрать еду и забрать ее домой; однако, поскольку этих лиц не было в утвержденном списке получателей, им не разрешили принимать пищу. [26] Бедные люди, которые были учеными или инвалидами, были исключением, и им доставляли еду. [26] Лица с низким экономическим статусом ели вместе с представителями того же социального класса. Кроме того, из-за такой широкой раздачи еды различным гражданам Османской империи были времена, когда после кормления знатных людей оставалось недостаточно еды. В результате бедные женщины и дети иногда оставались голодными. [27]

Продукты питания

[ редактировать ]

К праздникам и другим особым дням османского календаря было подготовлено специальное меню. Эти особые блюда были основаны на церемониальных продуктах, которыми пользовались по всей империи. В таких случаях каждый имел право на такие блюда, как дане ( баранина и рис) и зерде (рис, окрашенный, приправленный шафраном и подслащенный медом или сахаром)». [28] В обычные дни еда, подаваемая в имарцах, менялась в зависимости от сезона. Утренняя трапеза обычно состояла из рисового супа с маслом, нутом, луком и солью. Ужин представлял собой суп из дробленой пшеницы, приготовленный на сливочном масле. [28]

Яркие примеры

[ редактировать ]
Вход в Имарет Хасеки Султан в Иерусалиме, основанный Хюррем Султан в 1552 году.

Говорят, что первое учреждение такого рода было основано в 1336 году султаном Орханом I в Изнике, Анатолия. С тех пор имарцы стали неотъемлемой частью городского ландшафта большинства мусульманских городов Османской империи. [29]

Хюррем Султан , жена Сулеймана I , основала Хасеки Султан Имарет в Иерусалиме в середине 16 века. Этот имарет ежедневно раздавал около 1000 буханок хлеба. Среди получателей хлеба и супа были служащие, жители караван-сарая имарета , последователи местного суфийского шейха , а также 400 человек, характеризуемых как «бедные и несчастные, слабые и нуждающиеся». [30] Он стал одним из крупнейших и самых известных имаретов во всей империи, обслуживая самых разных людей, включая улемов , бедняков, паломников, а также богатых и видных жителей Иерусалима. [31]

Еще одним примечательным сооружением был комплекс мечети Фатих в Стамбуле, построенный между 1463 и 1471 годами Мехмедом II Завоевателем . Имарет , расположенный в этом комплексе, обслуживал разнообразную группу людей, включая высокопоставленных лиц, путешественников, ученых и студентов колледжей Фатиха. [24] Персонал больницы, работники мечетей и гробниц также были обеспечены питанием. После кормления этих групп оставшаяся еда раздавалась бедным. Как и другие имареты Фатих , имарет подавал рисовый суп утром и пшеничный суп вечером. [24] Путешественникам, ночевавшим в отеле на территории комплекса, вручали мед и хлеб, чтобы восстановить силы после долгого путешествия. [32] Комплекс «Фатих» обеспечил питанием более 160 высокопоставленных гостей. Им были вручены такие блюда, как датчанин и зерде . [32] Эти особые блюда остальным членам имарета давали только один раз в неделю. Дворян угощали блюдами, включавшими тыквенное варенье, корицу, гвоздику, а также значительные порции мяса и риса. [32]

  1. ^ Рустем 2019 , стр. 70–73.
  2. ^ Певица 2005 , с. 481; Кубань 2010. С. 681 и др.
  3. ^ Перейти обратно: а б Певица 2005 , с. 481.
  4. ^ Певица 2005 , с. 306.
  5. ^ Перейти обратно: а б Певица, Эми (2013). «Эвилья Челеби на имарце». В Вассерштейне, Дэвид Дж.; Аялон, Ами (ред.). Мамлюки и османы: исследования в честь Майкла Винтера . Рутледж. ISBN  978-1-136-57917-2 .
  6. ^ Певица, Эми (2012). Строительство османской благотворительности: императорская столовая в Иерусалиме . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 143. ИСБН  978-0-7914-8876-8 .
  7. ^ Сингер 2005 , стр. 492–493.
  8. ^ Перейти обратно: а б Певица 2005 , с. 493.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Певица 2005 , с. 494.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Кубань 2010 , с. 88.
  11. ^ Сингер 2005 , стр. 494–495.
  12. ^ Коран 1996 , с. 114.
  13. ^ Коран 2001 , с. 850.
  14. ^ Рустам 2019 , с. 254.
  15. ^ Гудвин 1971 , с. 410-411.
  16. ^ АА, Daily Sabah с (1 февраля 2016 г.). «Историческая общественная кухня Стамбула облегчает жизнь беженцам и бездомным» . Ежедневный Сабах . Проверено 22 апреля 2022 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Певица 2006 , с. 313.
  18. ^ Певица 2006 , с. 316.
  19. ^ Перейти обратно: а б Певица 2006 , с. 322.
  20. ^ Коран 2001 , с. 842.
  21. ^ Газале, Паскаль (2011). В доверительном управлении: вакф в исламском мире . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–2 (и после). ISBN  978-977-416-393-7 .
  22. ^ Певица, Эми (01 февраля 2012 г.). «Наследие благотворительности: пересмотр создания пожертвований Османской империи». В Боннере, Майкл; Энер, Майн; Певица, Эми (ред.). Бедность и благотворительность в контексте Ближнего Востока . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 304 (и др.). ISBN  978-0-7914-8676-4 .
  23. ^ Певица 2006 , с. 312.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Певица 2005 , с. 487.
  25. ^ Перейти обратно: а б Певица 2005 , стр. 486–487.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Певица 2006 , с. 310.
  27. ^ Певица 2005 , с. 498.
  28. ^ Перейти обратно: а б Певица 2005 , с. 486.
  29. ^ Пери 1992 , стр. 2.
  30. ^ Певица 2006 , с. 311.
  31. ^ Пери 1992 , стр. 173.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Певица 2005 , с. 488.

Библиография

[ редактировать ]
  • Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Темза и Гудзон. ISBN  0-500-27429-0 .
  • Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN  9781851496044 .
  • Куран, Аптулла (1996). «Пространственное исследование трех османских столиц: Бурсы, Эдирне и Стамбула». Мукарнас . 13 .
  • Куран, Тимур (2001). «Предоставление общественных благ в соответствии с исламским правом: истоки, влияние и ограничения системы вакфов». Обзор права и общества . 35 (4): 841–898.
  • Пери, Одед (1992). «Вакф и османская политика благосостояния. «Бедная кухня Хассеки Султана в Иерусалиме восемнадцатого века» . Журнал экономической и социальной истории Востока . 35 (2): 167–186.
  • Рустем, Юнвер (2019). Османское барокко: архитектурная реконструкция Стамбула восемнадцатого века . Издательство Принстонского университета. ISBN  9780691181875 .
  • Певица, Эми (2006). «Суп и садака: благотворительность в исламских обществах». Исторические исследования . 79 (205): 306–324.
  • Певица, Эми (2005). «Служение благотворительности: общественная кухня Османской империи». Журнал междисциплинарной истории . 35 (3): 481–500. JSTOR   3657036 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бархан, Лютфи. Маккарти, Джастин. «Ценовая революция шестнадцатого века: поворотный момент в экономической истории Ближнего Востока». Международный журнал исследований Ближнего Востока, том 6, № 1 (1975): 3-28.
  • Барнс, Роберт. 1986. Введение в религиозные фонды в Османской империи. Лейден: Брилл.
  • Грисволд, Уильям Дж. 1984. «Османский благочестивый фонд шестнадцатого века». Журнал экономической и социальной истории Востока 27, 2: 175–198.
  • Дженнингс. Рональд К. 1990. «Благочестивые основы в обществе и экономике Османского Трабзона, 1565–1640». Журнал экономической и социальной истории Востока 33, 3: 271–336.
  • Сингер, А. (2002). Строительство османской благотворительности: императорская столовая в Иерусалиме . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN  0-7914-5352-9 .
  • Шахам, Рон. «Христианский и еврейский «вакуф» в Палестине в позднеосманский период». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований, том 54, № 3 (1991): 460–472.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8064c830cf7d2117a832ed5f82b37f01__1722266580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/01/8064c830cf7d2117a832ed5f82b37f01.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Imaret - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)