имарет
Имарет , иногда также известный как даруззияфе , [2] — одно из нескольких названий, используемых для обозначения общественных столовых, построенных по всей Османской империи с 14 по 19 века. [3] Эти общественные кухни часто были частью более крупного комплекса, известного как куллие , который мог включать в себя хосписы , мечети , караван-сараи и колледжи. Имареты бесплатно предоставляли еду определенным группам людей и несчастным лицам. [3] Имареты не были изобретены османами, а развивались под их властью как высокоструктурированные группы зданий. [4]
Этимология
[ редактировать ]Турецкое арабского слово «имарет» происходит от слова «имара », что означает «жилище и обработка» или «строительство, обустройство территории». [5] Изменение значения этого слова для обозначения религиозного комплекса или общественной кухни, по-видимому, уникально для османского контекста. [6]
История
[ редактировать ]По словам историка Эми Сингер , имарет — это учреждение, «возможно, уникальное для османов по своему распространению и назначению». [5] Он был обнаружен по всей Османской империи и не существовал в других местах. [7] Раздача еды общественным массам во время чрезвычайных ситуаций была известна на Ближнем Востоке до османов, но регулярная раздача еды в больших масштабах не была известна. Некоторые исключения из этого правила существовали в некоторых священных городах, а именно в Мекке , Медине и Хевроне . В Хевроне симат аль-Халиль («стол Авраама») представлял собой гостевой дом, который ежедневно обеспечивал едой всех посетителей города - практика, уходящая корнями в глубь веков и описанная писателем 11-го века Насиром Хосровом . [8] В Мекке и Медине также были приняты меры по регулярному распределению зерна, по крайней мере, с периода мамлюков (с 13 по начало 16 веков). [8] Эти примеры, возможно, вдохновили более поздних османских правителей. [9]
Доган Кубан отмечает, что в ранней османской архитектуре термин имарет использовался более гибко для обозначения всего религиозного комплекса (например, кюллие ), обычно с завие в центре — религиозного здания, которое обслуживало суфийские братства . Этот термин встречается в оригинальных вакфных документах этих комплексов. [10] Комплекс Нилюфер Хатун в Изнике , например, называется « имарет », но состоит из большого завье, используемого для суфийской религиозной деятельности. [10] В более поздние периоды термин «имарет» стал более строго обозначать общественную кухню. Поздние османские источники называли более ранние здания имарет - завье мечетями, независимо от того, что говорилось в их вакфных документах (что также отражает тот факт, что многие завие к тому времени были преобразованы в официальные мечети). [10]
Первые несколько рынков были построены в Изнике и Бурсе в 1330-х годах. [9] В последующие столетия число имаретов в городах росло по мере увеличения размеров религиозных комплексов, основанных султанами. насчитывалось 83 имарета . К 1530-м годам в Османской империи [9] насчитывалось около 100 имаретов . По оценкам Эми Сингер, к началу 17 века [11]
Имарец и другие религиозные комплексы служили общинными центрами своих кварталов. Многие такие комплексы были построены по всей Османской империи, но особенно в центральных районах османского правления, таких как Балканы (известные как Румелия ) и Анатолия , включая столицы Бурса , Эдирне и Стамбул . [12] Подсчитано, что к концу XVIII века имареты в Стамбуле кормили до 30 000 человек в день. [13]
Сегодня единственным османским имаретом, который все еще выполняет свою первоначальную благотворительную функцию, является комплекс Михриша Султан в районе Эйюп в Стамбуле, который датируется 1796 годом и был основан Михриша Султан , матерью султана Селима III . [14] [15] [16]
Функция
[ редактировать ]Благотворительность
[ редактировать ]Имарец служил разным людям и стал символом «благотворительной и благотворительной деятельности». [17] Это были благотворительные учреждения, созданные в рамках добровольной благотворительности, которая по мусульманскому законодательству считалась благотворительностью. Кроме того, сама раздача еды рассматривалась как благотворительный акт. Имарцы относятся к особой категории добровольной благотворительности, известной как садака . [17] Садака как добровольная благотворительность могла принимать разные формы, включая молитву или благословение за больных и инвалидов, или самоотверженный поступок, все они способствовали добрым делам в османском обществе. [18]
Имареты, основанные султанами и членами императорского двора, были символом благотворительных пожертвований, а также императорской власти. [19] Каждое учреждение носило имя своего основателя, и эти места не могли поддерживать прямую связь между теми, кто оказывал милостыню, и теми, кто ее получал, как это часто бывало в частных домах. Имареты и императорский дом создали связи с Османской династией в целом и укрепили легитимность империи. [19] Общественная кухня иллюстрировала, как Османская империя смогла предоставить льготы различным слоям населения внутри империи.
Пожертвование
[ редактировать ]Вакф имаретов ( вакиф по-турецки) — это «исламский фонд», который сыграл важную роль в создании и других религиозных или благотворительных учреждений в мусульманском мире. [20] Вакф представлял собой правовой механизм, который выделял источники доходов для финансирования мечетей, столовых и больниц. [21] [22] Это позволило султану и другим богатым благотворителям финансировать основные услуги для граждан.
Распределение
[ редактировать ]Важность еды в имарете подчеркивает щедрость богатых людей, которые заботились о нуждах соседей, семей и слуг. Получатели еды в имаретах были разделены по классам и профессиям: некоторые приезжали сюда регулярно, а другие — в качестве путешественников. [23] Несмотря на открытость имаретов , это были строго регламентированные учреждения, тщательно следившие за передвижением людей и получаемыми ими льготами. Правила диктовали, кто может есть, что они могут есть, сколько они могут съесть и в каком порядке. [24]
В Хасеки Султан Имарет в Иерусалиме сотрудники получали один половник супа и две буханки хлеба, гости получали один половник супа и одну буханку хлеба, а бедняки и суфии получали по половине половника супа и одной буханке хлеба за один прием пищи. . [25] Еду подавали посменно: сначала служащие, потом гости, а потом бедняки. Суфии имели привилегию посылать кого-нибудь за едой от своего имени, в то время как другие должны были есть в имарете . [25]
В комплексе Сулеймание в Стамбуле действуют строгие правила выноса еды из имарета , но в разных имаретах эти правила различаются . [26] Время от времени приходили незнакомцы с ведрами, чтобы собрать еду и забрать ее домой; однако, поскольку этих лиц не было в утвержденном списке получателей, им не разрешили принимать пищу. [26] Бедные люди, которые были учеными или инвалидами, были исключением, и им доставляли еду. [26] Лица с низким экономическим статусом ели вместе с представителями того же социального класса. Кроме того, из-за такой широкой раздачи еды различным гражданам Османской империи были времена, когда после кормления знатных людей оставалось недостаточно еды. В результате бедные женщины и дети иногда оставались голодными. [27]
Продукты питания
[ редактировать ]К праздникам и другим особым дням османского календаря было подготовлено специальное меню. Эти особые блюда были основаны на церемониальных продуктах, которыми пользовались по всей империи. В таких случаях каждый имел право на такие блюда, как дане ( баранина и рис) и зерде (рис, окрашенный, приправленный шафраном и подслащенный медом или сахаром)». [28] В обычные дни еда, подаваемая в имарцах, менялась в зависимости от сезона. Утренняя трапеза обычно состояла из рисового супа с маслом, нутом, луком и солью. Ужин представлял собой суп из дробленой пшеницы, приготовленный на сливочном масле. [28]
Яркие примеры
[ редактировать ]Говорят, что первое учреждение такого рода было основано в 1336 году султаном Орханом I в Изнике, Анатолия. С тех пор имарцы стали неотъемлемой частью городского ландшафта большинства мусульманских городов Османской империи. [29]
Хюррем Султан , жена Сулеймана I , основала Хасеки Султан Имарет в Иерусалиме в середине 16 века. Этот имарет ежедневно раздавал около 1000 буханок хлеба. Среди получателей хлеба и супа были служащие, жители караван-сарая имарета , последователи местного суфийского шейха , а также 400 человек, характеризуемых как «бедные и несчастные, слабые и нуждающиеся». [30] Он стал одним из крупнейших и самых известных имаретов во всей империи, обслуживая самых разных людей, включая улемов , бедняков, паломников, а также богатых и видных жителей Иерусалима. [31]
Еще одним примечательным сооружением был комплекс мечети Фатих в Стамбуле, построенный между 1463 и 1471 годами Мехмедом II Завоевателем . Имарет , расположенный в этом комплексе, обслуживал разнообразную группу людей, включая высокопоставленных лиц, путешественников, ученых и студентов колледжей Фатиха. [24] Персонал больницы, работники мечетей и гробниц также были обеспечены питанием. После кормления этих групп оставшаяся еда раздавалась бедным. Как и другие имареты Фатих , имарет подавал рисовый суп утром и пшеничный суп вечером. [24] Путешественникам, ночевавшим в отеле на территории комплекса, вручали мед и хлеб, чтобы восстановить силы после долгого путешествия. [32] Комплекс «Фатих» обеспечил питанием более 160 высокопоставленных гостей. Им были вручены такие блюда, как датчанин и зерде . [32] Эти особые блюда остальным членам имарета давали только один раз в неделю. Дворян угощали блюдами, включавшими тыквенное варенье, корицу, гвоздику, а также значительные порции мяса и риса. [32]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Рустем 2019 , стр. 70–73.
- ^ Певица 2005 , с. 481; Кубань 2010. С. 681 и др.
- ^ Перейти обратно: а б Певица 2005 , с. 481.
- ^ Певица 2005 , с. 306.
- ^ Перейти обратно: а б Певица, Эми (2013). «Эвилья Челеби на имарце». В Вассерштейне, Дэвид Дж.; Аялон, Ами (ред.). Мамлюки и османы: исследования в честь Майкла Винтера . Рутледж. ISBN 978-1-136-57917-2 .
- ^ Певица, Эми (2012). Строительство османской благотворительности: императорская столовая в Иерусалиме . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 143. ИСБН 978-0-7914-8876-8 .
- ^ Сингер 2005 , стр. 492–493.
- ^ Перейти обратно: а б Певица 2005 , с. 493.
- ^ Перейти обратно: а б с Певица 2005 , с. 494.
- ^ Перейти обратно: а б с Кубань 2010 , с. 88.
- ^ Сингер 2005 , стр. 494–495.
- ^ Коран 1996 , с. 114.
- ^ Коран 2001 , с. 850.
- ^ Рустам 2019 , с. 254.
- ^ Гудвин 1971 , с. 410-411.
- ^ АА, Daily Sabah с (1 февраля 2016 г.). «Историческая общественная кухня Стамбула облегчает жизнь беженцам и бездомным» . Ежедневный Сабах . Проверено 22 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Певица 2006 , с. 313.
- ^ Певица 2006 , с. 316.
- ^ Перейти обратно: а б Певица 2006 , с. 322.
- ^ Коран 2001 , с. 842.
- ^ Газале, Паскаль (2011). В доверительном управлении: вакф в исламском мире . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–2 (и после). ISBN 978-977-416-393-7 .
- ^ Певица, Эми (01 февраля 2012 г.). «Наследие благотворительности: пересмотр создания пожертвований Османской империи». В Боннере, Майкл; Энер, Майн; Певица, Эми (ред.). Бедность и благотворительность в контексте Ближнего Востока . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 304 (и др.). ISBN 978-0-7914-8676-4 .
- ^ Певица 2006 , с. 312.
- ^ Перейти обратно: а б с Певица 2005 , с. 487.
- ^ Перейти обратно: а б Певица 2005 , стр. 486–487.
- ^ Перейти обратно: а б с Певица 2006 , с. 310.
- ^ Певица 2005 , с. 498.
- ^ Перейти обратно: а б Певица 2005 , с. 486.
- ^ Пери 1992 , стр. 2.
- ^ Певица 2006 , с. 311.
- ^ Пери 1992 , стр. 173.
- ^ Перейти обратно: а б с Певица 2005 , с. 488.
Библиография
[ редактировать ]- Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-27429-0 .
- Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN 9781851496044 .
- Куран, Аптулла (1996). «Пространственное исследование трех османских столиц: Бурсы, Эдирне и Стамбула». Мукарнас . 13 .
- Куран, Тимур (2001). «Предоставление общественных благ в соответствии с исламским правом: истоки, влияние и ограничения системы вакфов». Обзор права и общества . 35 (4): 841–898.
- Пери, Одед (1992). «Вакф и османская политика благосостояния. «Бедная кухня Хассеки Султана в Иерусалиме восемнадцатого века» . Журнал экономической и социальной истории Востока . 35 (2): 167–186.
- Рустем, Юнвер (2019). Османское барокко: архитектурная реконструкция Стамбула восемнадцатого века . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691181875 .
- Певица, Эми (2006). «Суп и садака: благотворительность в исламских обществах». Исторические исследования . 79 (205): 306–324.
- Певица, Эми (2005). «Служение благотворительности: общественная кухня Османской империи». Журнал междисциплинарной истории . 35 (3): 481–500. JSTOR 3657036 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бархан, Лютфи. Маккарти, Джастин. «Ценовая революция шестнадцатого века: поворотный момент в экономической истории Ближнего Востока». Международный журнал исследований Ближнего Востока, том 6, № 1 (1975): 3-28.
- Барнс, Роберт. 1986. Введение в религиозные фонды в Османской империи. Лейден: Брилл.
- Грисволд, Уильям Дж. 1984. «Османский благочестивый фонд шестнадцатого века». Журнал экономической и социальной истории Востока 27, 2: 175–198.
- Дженнингс. Рональд К. 1990. «Благочестивые основы в обществе и экономике Османского Трабзона, 1565–1640». Журнал экономической и социальной истории Востока 33, 3: 271–336.
- Сингер, А. (2002). Строительство османской благотворительности: императорская столовая в Иерусалиме . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 0-7914-5352-9 .
- Шахам, Рон. «Христианский и еврейский «вакуф» в Палестине в позднеосманский период». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований, том 54, № 3 (1991): 460–472.