Голубая мечеть, Стамбул
Голубая мечеть, Стамбул | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Суннитский ислам |
Расположение | |
Расположение | Фатих , Стамбул , Турция |
Географические координаты | 41 ° 00'19 "N 28 ° 58'37" E / 41,0053851 ° N 28,9768247 ° E |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Седефкар Мехмед Ага |
Тип | Мечеть |
Стиль | Исламская , Классическая Османская |
Новаторский | 1609 |
Завершенный | 1617 |
Технические характеристики | |
Емкость | 10,000 |
Длина | 73 м (240 футов) |
Ширина | 65 м (213 футов) |
Высота купола (внешняя) | 43 м (141 фут) |
Купольный день. (внутренний) | 23,50 м (77,1 футов) [1] |
угрожать (а) | 6 |
Высота минарета | 64 м (210 футов) |
Материалы | |
Часть | Исторические районы Стамбула |
Критерии | Культурные: i, ii, iii, iv |
Ссылка | 356 |
Надпись | 1985 г. (9-я сессия ) |
Веб-сайт | |
Официальный сайт |
Голубая мечеть в Стамбуле, также известная под своим официальным названием Мечеть Султана Ахмеда ( турецкий : Султан Ахмет Джами ), является Османской эпохи, исторической императорской мечетью расположенной в Стамбуле , Турция . Она была построена между 1609 и 1617 годами во время правления Ахмеда I и сегодня остается действующей мечетью. Он также привлекает большое количество туристов и является одним из самых знаковых и популярных памятников османской архитектуры . [2] [3]
Мечеть имеет классическую османскую планировку с центральным куполом, окруженным четырьмя полукуполами над молитвенным залом. Он выходит на большой внутренний двор и окружен шестью минаретами . Внутри она украшена тысячами изникских плиток и расписана цветочными мотивами преимущественно в синих тонах, что и дало мечети ее популярное название. (религиозный комплекс) мечети Кюллие включает в себя могилу Ахмеда, медресе и несколько других зданий, находящихся в различной степени сохранности.
Мечеть была построена рядом с бывшим ипподромом и расположена напротив собора Святой Софии , еще одного популярного туристического объекта. Голубая мечеть была включена в ЮНЕСКО список Всемирного наследия в 1985 году под названием « Исторические районы Стамбула ».
История
[ редактировать ]Строительство
[ редактировать ]После Зитваторокского мира , который был расценен как удар по престижу Османской империи, султан Ахмед I решил построить большую мечеть в Стамбуле в надежде добиться благосклонности Бога. [4] Он был первым султаном, построившим императорскую мечеть со времен Селима II (ум. 1574), поскольку и Мурад III , и Мехмед III до него не позаботились о строительстве своей собственной. [5] [6]
Мечеть была построена на юго-восточной стороне старого византийского ипподрома , недалеко от собора Святой Софии (самой важной мечети Османской империи). [7] [8] ), место, имеющее большое символическое значение, которое позволяет ему доминировать над горизонтом города. Первоначально на месте мечети располагались трибуны Ипподрома и его императорская ложа (где сидел император, посещая здесь мероприятия). Во время раскопок в начале 20 века во дворе мечети были обнаружены некоторые древние сиденья. [9] мечети Учитывая расположение, размер и количество минаретов , вполне вероятно, что султан Ахмед намеревался создать памятник, который мог бы конкурировать или превосходить собор Святой Софии. [10]
До строительства на этом месте располагались дворцы нескольких османских визирей, в том числе Соколлу Мехмет-паши и Гюзель Ахмет-паши, что потребовало дорогостоящего процесса экспроприации. [11] [5] Это, наряду с тем фактом, что империя находилась в экономическом кризисе, вызвало протесты улемов ( исламских ученых-правоведов), которые утверждали, что султаны должны финансировать строительство императорской мечети только за счет завоеванных трофеев. Ахмед I не одержал крупных побед, и поэтому ему пришлось отвлечь средства из казны на этот дорогостоящий проект. [11] [3] Улемы дошли до того, что запретили мусульманам молиться в мечети. [11]
Несмотря на сопротивление, султан продолжил реализацию проекта. [11] Строительство началось в 1609 году и завершилось в 1617 году, когда состоялась церемония открытия, хотя в некоторых надписях мечети упоминается 1616 год. [11] [12] [6] Ахмед I умер примерно в то же время или вскоре после этого, в 1617 году. [13] Ученый Годфри Гудвин отмечает, что последние бухгалтерские отчеты о строительстве мечети были подписаны Мустафой I , преемником Ахмеда I, что позволяет предположить, что Ахмед I умер до окончательного завершения проекта. [11]
В конце концов, величие мечети, ее роскошное убранство и тщательно продуманные публичные церемонии, которые Ахмед I организовал в честь проекта, похоже, повлияли на общественное мнение и преодолели первоначальные разногласия по поводу ее строительства. Она стала одной из самых популярных мечетей города. [11] [3] Мечеть оставила большой след в городе и дала название окружающему району, ныне известному как Султанахмет. [14]
Реставрации
[ редактировать ]В 1883 году большая часть расписного декора интерьера мечети была заменена новой трафаретной краской, некоторые из которых изменили первоначальную цветовую гамму. [15] Крупный пожар 1912 года повредил или разрушил несколько внешних построек комплекса мечети, которые впоследствии были восстановлены. [15]
В 21 веке состоялась масштабная реставрация мечети. В ходе подготовительных работ в 2013 году было обнаружено, что северо-западный минарет мечети с течением времени сместился на 5 сантиметров (2,0 дюйма), что представляет собой потенциальную угрозу ее структурной устойчивости. Работы по реконструкции и ремонту минарета велись в 2015 году. [16] Комплексные реставрационные работы остальной части мечети начались в 2018 году и завершились в апреле 2023 года. [17] [18]
Архитектура
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Дизайн мечети основан на дизайне более ранней мечети Шехзаде, спроектированной Мимаром Синаном в начале 16 века. Молитвенный зал занимает площадь 64 на 72 метра (210 на 236 футов) и имеет центральный купол диаметром 23,5 метра (77 футов). [19] Купол окружен четырьмя полукуполами , каждый из которых окружен тремя меньшими полукуполами или экседрами . Четыре купола меньшего размера покрывают углы молитвенного зала. Снаружи мечеть имеет шесть минаретов, помещения для омовения и большой двор перед молитвенным залом. [19] [20]
Архитектор мечети Седефкар Мехмед Ага синтезировал идеи своего мастера Синана, стремясь к невероятным размерам, величию и великолепию. [2] По словам официального биографа архитектора, мечеть стала кульминацией его карьеры. [6] Отражая классический османский стиль того периода, структура включает в себя аспекты византийской архитектуры соседнего собора Святой Софии с исламской архитектурой . [21] Это была последняя великая мечеть этого классического периода. [22]
Историк архитектуры Доган Кубан характеризует стиль Мехмеда Аги как более «скульптурный» подход, с большим вниманием к деталям здания и готовностью разбить его элементы на более мелкие части, тогда как Синан уделял больше внимания строгим пространственным проектам с относительно сдержанное оформление. [23] Ученый Гюльру Нечипоглу утверждает, что мечеть демонстрирует зарождающуюся тенденцию к экстравагантности в структуре и отделке османских зданий того времени, о чем свидетельствуют ее размеры, профиль (включая увеличенное количество минаретов) и щедрое использование изникской плитки. Подобная сдержанность в декоре наблюдается, например, в Новой мечети (или мечети Йени Валиде), построенной позднее в том же столетии. [24]
Хотя историки архитектуры раскритиковали некоторые детали структуры и украшения мечети, сравнивая ее с более ранними работами Синана, [а] Мечеть является одним из самых впечатляющих и вызывающих всеобщее восхищение памятников османской архитектуры . [2] [3]
Интерьер
[ редактировать ]Планировка и основные особенности
[ редактировать ]В интерьере мечети доминируют купол и каскадные полукупола. Главный купол достигает высоты 43 метра (141 фут). [26] Вес купола поддерживают четыре массивные цилиндрические колонны. Переход между центральным куполом и колоннами достигается четырьмя длинными гладкими подвесками . Подвески меньшего размера используются для переходов между полукуполами и их экседрами, а также между угловыми куполами зала и окружающим сооружением. Переходы между меньшими экседрами и несущими стенами или арками покрыты мукарнами (сталактитовыми скульптурами), выполненными из лепнины . [27] Используя эти элементы, Мехмед Ага создал более плавный переход от прямоугольных внешних стен к круглому центральному куполу. [27] Двухэтажная галерея, опирающаяся на колонны, проходит вдоль трех сторон молитвенного зала, кроме юго-восточной (или киблы) стороны, где михраб . расположен [28] Два фонтана встроены в две северные колонны мечети, похожие на Сулеймание . молитвенный зал мечети [29] Полы покрыты коврами, подаренными верующими и регулярно заменяемыми по мере износа.
На уровне земли центром молитвенного зала является михраб, выполненный из мрамора с тонкой резьбой, с нишей мукарнаса и двумя панелями с надписями над ним. [29] Он окружен множеством окон. Справа от михраба находится богато украшенный минбар или кафедра, на которой стоит имам , когда он произносит свою проповедь во время полуденной молитвы по пятницам или в праздничные дни. Минбар изготовлен из мрамора с искусной резьбой, его вершина покрыта конической крышкой, покрытой золотом. [29] Мечеть спроектирована таким образом, что даже в период максимального скопления людей каждый в мечети может видеть и слышать имама. [30] за исключением мест за большими колоннами мечети. [26] По словам Эвлия Челеби , который видел мечеть в 17 веке, рядом с михрабом были размещены сто Коранов на кафедрах инкрустированных перламутром , подаренных султанами и визирями. [31]
Хункар махфил , или ложа султана, представляет собой возвышенную платформу, расположенную в юго-восточном углу молитвенного зала, где султан мог молиться. Платформа имеет Г-образную форму и поддерживается десятью мраморными колоннами. [15] Имеет собственный михраб с богатым убранством. [29] в состав которого раньше входили сусальное золото и нефритовая роза. [32] Доступ к лоджии осуществляется снаружи через «императорский павильон», большое L-образное сооружение, состоящее из крытого пандуса, ведущего к двум комнатам, где султан мог уединиться для отдыха, а также закрытому портику или балкону на южной стороне с видом на море. [33] Эти уединённые комнаты стали штаб-квартирой великого визиря во время подавления восставшего янычарского корпуса в 1826 году. [32] [ нужна проверка ] Эта вспомогательная конструкция, неуклюже интегрированная в общий дизайн мечети, представляет собой новшество, которое появляется здесь впервые в османской архитектуре. [15] [33] Он был частично разрушен пожаром в 1912 году и впоследствии восстановлен. [15]
Украшение
[ редактировать ]Нижние стены мечети, особенно вокруг галерей, покрыты изникской плиткой , стилем плитки, названным в честь главного производственного центра Изника (древняя Никея ). Ахмед I очень ценил эти изразцы, и производство изразцов для его мечети во время ее строительства занимало всю промышленность Изника. Начиная с 1607 года заказы на черепицу рассылались непрерывно, а в 1613 году султан даже запретил производство и продажу черепицы для каких-либо других целей, чтобы его собственные заказы могли быть выполнены вовремя. [22]
Всего внутри мечети обнаружено 21 043 плитки с более чем пятьюдесятью различными рисунками. Некоторые панели были спроектированы специально для мечети, тогда как другие, похоже, были повторно использованы из других зданий и собраны здесь, включая плитку более низкого качества, добавленную во время более позднего ремонта. [22] [33] Лучшие изразцы находятся на стенах верхней галереи северной стены, хотя сегодня большинству посетителей их трудно увидеть. Они представляют собой виртуальный музей дизайна плитки этого периода с мотивами, включая кипарисы, цветы и фрукты самых разных цветов, включая синий, зеленый, красный, черный и бирюзовый. [22]
Почти 75 процентов стен мечети, выше уровня плитки, украшены расписными мотивами. [34] Преобладающий цвет этой окраски - синий, что является одной из причин популярного названия мечети, хотя с тех пор большая часть ее была заменена современными имитациями оригинального стиля 16-17 веков. [13] Расписные мотивы обычно состоят из цветочных арабесок . [13] Другие мотивы включают каллиграфические надписи, в том числе стихи из Корана, первоначально сделанные известным каллиграфом Сейидом Касимом Губари , но они тоже неоднократно реставрировались и больше не соответствуют оригинальным работам каллиграфа. [22]
Некоторые украшения opus sectile также используются на уровне пола. [34] В мечети также сохранились оригинальные высококачественные инкрустированные изделия из дерева, в том числе двери входа во двор, изготовленные отцом Эвлии Челеби. [29]
В мечети около 260 окон, обеспечивающих естественное освещение. [13] Каждый полукупол имеет 14 окон, а центральный купол — 28 (четыре из которых глухие ). Каждая меньшая экседра полукупола имеет пять окон, некоторые из которых глухие. [34] Многие окна были выполнены в традиционной манере с замысловатым узором из небольших кусочков цветного стекла. Часть стекла для наружных окон производилась на месте, но большая часть стекла, особенно цветного, была импортирована. Часть из них была подарком Синьории Венеции по просьбе Ахмеда I в 1610 году . Большинство этих оригинальных окон были утеряны и с тех пор заменены менее сложными современными окнами. [34] Современные окна, вероятно, делают интерьер мечети сегодня ярче, чем оригинальные витражи. [34] [13]
Мечеть дополнительно освещается люстрами, свисающими с потолка. Многие лампы внутри мечети когда-то были покрыты золотом и драгоценными камнями . [35] Среди ламп можно было найти страусиные яйца и хрустальные шары. [36] Добавление страусиных яиц в люстры было частой традиционной практикой в мечетях и ближневосточных церквях. [37] [38] В Стамбуле его широко объясняют как метод отпугивания пауков или мышей или предупреждения о землетрясениях. [39] Некоторые из хрустальных шаров или стеклянных чаш также содержали другие диковинки, такие как модель мечети и модель камбуза , отмеченные писателями 17 и 18 веков. [22]
Экстерьер
[ редактировать ]Снаружи Мехмед Ага использовал каскад куполов и полукуполов в сочетании с более изогнутыми и многоярусными опорными элементами, чтобы создать более мягкий профиль, который плавно переходит к вершине центрального купола, как он это сделал с куполом. интерьер. Этот подход немного отличается от подхода Синана и более ранних османских архитекторов, которые использовали намеренное сопоставление изогнутых куполов и вертикальных элементов для создания более драматического эффекта. [40] [41]
Двор мечети имеет три входа: центральный с северо-запада и два боковых входа. Центральный вход является самым монументальным: он представляет собой высокий выступающий портал, увенчанный небольшим куполом, поднятым на барабан . . Над внешним дверным проемом расположен полусвод мукарнас и две панели с надписями [42] [13] Со двора в молитвенный зал также можно попасть через монументальные ворота на юго-восточной стороне, украшенные собственным мукарнас полусводом и надписью. Молитвенный зал также имеет два других боковых входа снаружи мечети, куда сегодня обычно входят туристы-немусульмане. [13]
Внутри двор мечети имеет классическую прямоугольную форму перистиля , облицованного с каждой стороны аркадным куполообразным портиком (или риваком ). Всего портики поддерживают 26 колонн, а над ними – 30 куполов. [13] В отличие от дворов мечетей Сулеймание и Селимие, спроектированных Синаном, где портик перед молитвенным залом выше, чем арки на трех других сторонах, Мехмет-ага сохранил арки юго-восточного портика почти на одном уровне с остальными, тем самым отдав приоритет большая однородность. [42]
В центре двора находится шадирван, восьмиугольный куполообразный киоск, в котором находится фонтан, который использовался для омовений . Внешние поверхности киоска украшены барельефной лиственной резьбой. [42] [13] Сегодня мусульманские омовения совершаются не у этого фонтана, а у ряда водопроводных кранов, расположенных за пределами двора, вдоль северо-восточной и юго-западной стен. [13] Установка этих кранов под аркадными галереями вдоль внешних стен двора была новаторской особенностью. [26]
Тяжелая железная цепь висит у северо-западного входа (со стороны ипподрома) на внешнюю территорию мечети. Только султану разрешалось въезжать во двор мечети верхом на лошади. Цепь была наложена туда для того, чтобы султану приходилось каждый раз при входе во двор опускать голову, чтобы избежать удара. Это был символический жест, призванный обеспечить смирение правителя перед лицом божественного. [43]
Минареты
[ редактировать ]Голубая мечеть — одна из пяти мечетей Турции, имеющих шесть минаретов (один в современной мечети Сабанджи в Адане , мечеть Мугдат в Мерсине , мечеть Чамлыджа в Ускюдаре и Зеленая мечеть в Арнавуткёе). Согласно фольклору, архитектор неправильно расслышал просьбу султана о строительстве «алтын минарелей» (золотых минаретов) как «алты минаре» (шесть минаретов), что было уникальной особенностью мечети Кааба в Мекке . Когда султана раскритиковали за его самонадеянность, он приказал построить седьмой минарет в мечети Мекки. [44]
Каждая из шести башен минаретов имеет рифленую поверхность и увенчана тонкой конической шапкой. Каждый из четырех минаретов, возвышающихся по углам молитвенного зала, имеет по три балкона ( шерефе ), а два других, расположенных по внешним углам двора, имеют по два балкона. Каждый балкон поддерживается карнизом, по мукарнасу украшенным резьбой . За свою историю минареты неоднократно ремонтировались. [45] Исторически сложилось так, что муэдзину приходилось подниматься по узкой винтовой лестнице внутри минаретов пять раз в день, чтобы объявить призыв к молитве. [44] [ мертвая ссылка ]
Другие части комплекса
[ редактировать ]Как и в большинстве крупных османских религиозных учреждений , мечеть Султана Ахмеда является основным элементом более крупного комплекса зданий. В отличие от предыдущих комплексов императорских мечетей, другие постройки этого комплекса не расположены вокруг мечети в правильном, хорошо организованном плане. Поскольку мечеть была построена рядом с ипподромом, это место создало трудности для запланированного комплекса, и вместо этого вспомогательные постройки были размещены в различных местах рядом с мечетью или вокруг ипподрома. Мечеть окружена внешним двором или территорией, окруженной стеной. [46]
Мавзолей Ахмеда I
[ редактировать ]Мавзолей Ахмеда I расположен к северо-востоку от мечети, рядом с площадью Ипподрома. Строительство было начато в 1619 году после смерти Ахмеда и завершено его сыном Османом II ( годы правления 1618–1622 ). [15] В отличие от многих османских мавзолеев, которые чаще всего имеют восьмиугольную форму, гробница имеет квадратный план, покрытый куполом, больше напоминающий небольшую мечеть. [47] Купол имеет диаметр 15 метров. В задней части камеры есть небольшая прямоугольная ниша, первоначальное назначение которой неизвестно. Гробницу венчает портик с тремя арками. [47] Внутри находятся гробницы султана Ахмеда I и некоторых членов его семьи, в том числе его жены Кёсем и четырех его сыновей, султана Османа II, султана Мурада IV ( годы правления 1623–1640 ), Шехзаде Мехмеда (ум. 1621). [48] и Шехзаде Баязид (р. 1635). [13]
Медресе
[ редактировать ]Медресе . комплекса расположено сразу за внешней стеной территории мечети, к северо-востоку Вероятно, оно было завершено к 1620 году. [15] Медресе имеет в целом классическую планировку и представляет собой прямоугольный двор, окруженный со всех четырех сторон аркадным куполообразным портиком. За каждым портиком находится ряд куполообразных комнат, служивших студенческими спальными помещениями, всего 24 комнаты. [47] [13] Основными особенностями, отличающимися от дизайна более ранних медресе, являются отсутствие монументального входного портала и размещение дершана ( большого куполообразного помещения, служащего классной комнатой), который пристроен к углу здания, а не помещен в середина одной стороны. Вход в медресе осуществляется через более незаметный дверной проем на северо-западной стороне, за внешней садовой стеной близлежащего мавзолея. [47]
Отдельное квадратное сооружение, дарулкурра (школа, обучающая чтению Корана), находится внутри внешней ограды близлежащего мавзолея. Оно было восстановлено в 1935 году и в настоящее время используется как хранилище османских архивов. [15]
Больница и общественная кухня
[ редактировать ]Четыре других строения комплекса были построены над сфендоном, полукруглым юго-западным концом ипподрома. Самым большим и дальним зданием была больница ( дарюшшифа ), квадратное здание, расположенное вокруг внутреннего двора. [49] Его строительство было начато в 1609 году и завершено в 1620 году. Оно включало хаммам (баню) и небольшую мечеть. [15]
Прямо к северо-востоку от него располагались еще три здания, расположенные в ряд, которые вместе образовывали имарет ( бесплатную кухню ). [49] Строительство этого комплекса зданий было начато в 1617 году и, вероятно, завершено в 1620 году. [15] Три строения включают кладовую, кухню с духовкой и столовую. Кухонный корпус представляет собой квадратное сооружение с четырьмя куполами и несколькими дымоходами, а два других сооружения (кладовая и столовая) представляют собой прямоугольные здания с шестью куполами. Кроме того, поблизости были гостевые дома, но они исчезли. [15]
В 19 веке больница и гостевые дома были разрушены, а на этом месте была построена академия. [13] До наших дней сохранились лишь отделение хаммама больницы и мраморный фонтан во дворе. [15] Здание академии сгорело в 1970-х годах, но впоследствии было восстановлено и сейчас служит офисом ректората Университета Мармара . В него интегрированы сохранившиеся постройки имарета. [13]
Другие структуры
[ редактировать ]Начальная школа ( сибян мектеби ) представляет собой небольшое и простое прямоугольное строение, построенное над внешней стеной на восточной стороне мечети. [49] [13] Он был завершен около 1617 года и разрушен пожаром в 1912 году. С тех пор он был восстановлен. [15]
На юге, за наклонным туннелем, ведущим на территорию мечети и обратно, находился хаммам. [49] Вероятно, он был завершен в 1617 году. Сейчас он частично разрушен. Его котельное помещение, теплое помещение и парилка в основном сохранились, но утрачена фасадная часть здания, вероятно, деревянная. [15]
Ниже юго-восточной стороны территории мечети простирается араста , рыночная улица, построенная как часть комплекса. Он содержит помещения для около 200 магазинов. Он также был завершен в 1617 году. В 1912 году он был разрушен пожаром, но был восстановлен из разрушенного состояния в период с 1982 по 1985 год. Сейчас он открыт как базар, обслуживающий преимущественно туристов. [15] [50]
Визит Папы Бенедикта XVI
[ редактировать ]Папа Бенедикт XVI посетил Голубую мечеть 30 ноября 2006 года во время своего визита в Турцию. Это был лишь второй визит папы в истории в мусульманское место поклонения. Сняв обувь, Папа остановился на целых две минуты, закрыв глаза в молчаливой медитации. [51] стоял бок о бок с Мустафой Чагрычи, муфтием Стамбула, и Эмруллой Хатипоглу, имамом Голубой мечети. [52]
Папа «поблагодарил божественное провидение за это» и сказал: «Пусть все верующие отождествят себя с единым Богом и будут свидетельствовать об истинном братстве». Понтифик отметил, что Турция «станет мостом дружбы и сотрудничества между Востоком и Западом», и поблагодарил турецкий народ «за сердечность и сочувствие», которые они оказывали ему на протяжении всего его пребывания, сказав, что «он чувствовал себя любимым и понятым». [53]
См. также
[ редактировать ]- Список мечетей в Стамбуле
- Мечеть Чамлиджа
- Мечеть Шах
- Список самых высоких куполов
- Список самых высоких построек, построенных до 20 века
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Годфри Гудвин, например, утверждает, что четыре опорные колонны внутри молитвенного зала слишком велики по сравнению с куполом, который пропорционально меньше, чем мог бы быть для такого большого здания. Он отмечает, что более мягкое, многоярусное наращивание изогнутых элементов по направлению к центральному куполу придает мечети «логичный и изящный» профиль, но также снижает драматический эффект главного купола, в отличие от мечети Сулеймание, спроектированной Синаном. , где центральный купол представляет собой «драматическую кульминацию, а не просто вершину груды». [25]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Энциклопедия архитектурных и инженерных подвигов, Дональд Лэнгмид, Кристин Гарно, стр. 322, 2001 г.
- ^ Jump up to: а б с М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Стамбул". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 325–326. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б с д Рустем, Юнвер (2016). «Зрелище легитимности: церемония закрытия купола мечети Султана Ахмеда» . Мукарнас . 33 : 253–344. ISSN 0732-2992 . JSTOR 26551687 .
- ^ Гудвин 1971 , с. 342.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 361.
- ^ Jump up to: а б с Блэр и Блум 1995 , с. 228.
- ^ Бейли, Джулия; Боздоган, Сибель; Нечипоглу, Гюльру (2007). История и идеология: Архитектурное наследие «Земли Рома» . Брилл. п. 270. ИСБН 978-90-04-16320-1 .
- ^ Агостон, Габор; Мастерс, Брюс Алан, ред. (2010). Энциклопедия Османской империи . Издательство информационной базы. п. 245. ИСБН 978-1-4381-1025-7 .
- ^ Акюрек, Энгин (2021). Ипподром Константинополя . Издательство Кембриджского университета. стр. 17, 20. ISBN. 978-1-108-94448-9 .
- ^ Кубань 2010 , с. 362–363.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гудвин 1971 , с. 343.
- ^ Кубань 2010 , с. 362.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Самнер-Бойд, Хилари; Свободно, Джон (2010). Прогулка по Стамбулу: классический путеводитель по городу (пересмотренная редакция). Таурис Парк в мягкой обложке. стр. 107–111.
- ^ Кезер, Зейнеп (2004). «Если бы стены могли говорить: исследование размеров гетеротопии в отеле Four Seasons Istanbul» . В Арнольде, Дана; Баллантайн, Эндрю (ред.). Архитектура как опыт: радикальное изменение в пространственной практике . Рутледж. п. 212. ИСБН 978-1-134-41752-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Чобаноглу, Ахмет Вефа (2009). «Мечеть и общественный комплекс Султана Ахмеда» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ «Минарет исторической Голубой мечети Стамбула «сместился» » . Хюрриет Дейли Ньюс . 06 февраля 2015 г. Проверено 10 августа 2023 г.
- ^ «Голубая мечеть открывает двери для верующих после 5-летней реставрации» . Ближневосточный монитор . 21 апреля 2023 г. Проверено 10 августа 2023 г.
- ^ «Голубая мечеть в Стамбуле вновь открывается для молитв после 6-летней реставрации» . Ежедневный Сабах . 6 апреля 2023 г. Проверено 10 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Блэр и Блум 1995 , стр. 228–229.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 343–347.
- ^ Блэр и Блум 1995 , с. 213 (и после).
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гудвин 1971 , с. 349.
- ^ Кубань 2010 , с. 363–365.
- ^ Неджипоглу 2011 , с. 517.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 344, 346.
- ^ Jump up to: а б с Гудвин 1971 , с. 346.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 363–364.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 343–349.
- ^ Jump up to: а б с д и Гудвин 1971 , с. 348.
- ^ «Интерьер» . sultanahmetcamii.org/architecture-of-the-mosque/ . Проверено 12 июня 2014 г.
- ^ Эфенди 1834 , с. 113 .
- ^ Jump up to: а б Оз, Т., «Мечеть Султана Ахмета» в журнале Vakiflar Magazine, I, Анкара, 1938 г.
- ^ Jump up to: а б с Кубань 2010 , с. 365.
- ^ Jump up to: а б с д и Гудвин 1971 , с. 347.
- ^ Наима М., Анналы Турецкой империи с 1591 по 1659 годы христианской эры ; Фрейзер, Лондон, 1832 г.
- ^ Турнефор, JP, маркиз де, Relation d'un voyage du Levant , Амстердам, 1718 г.
- ^ Флад, Финбарр (2021). Великая мечеть Дамаска: исследования зарождения визуальной культуры Омейядов . Брилл. стр. 41–42. ISBN 978-90-04-49161-8 .
- ^ Гудвин, Джейсон (2011). Властители горизонтов: История Османской империи . Случайный дом. п. 215. ИСБН 978-1-4464-2015-7 .
- ^ Гласси, Генри (1993). Турецкое традиционное искусство сегодня . Издательство Университета Индианы. п. 447. ИСБН 978-0-253-32555-6 .
- ^ Кубань 2010 , с. 364.
- ^ Гудвин 1971 , с. 344.
- ^ Jump up to: а б с Гудвин 1971 , с. 345.
- ^ «Экстерьер» . sultanahmetcamii.org/architecture-of-the-mosque/ . Проверено 12 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Минареты» . sultanahmetcamii.org/architecture-of-the-mosque/ . Проверено 12 июня 2014 г.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 345–346.
- ^ Кубань 2010 , с. 365–369.
- ^ Jump up to: а б с д Кубань 2010 , с. 369.
- ^ Бей, Мехмет Сурейя; Актан, Али; Ювали, Абдулкадир; Кескин, Мустафа (1995). Тезкире-и Мешахир-и Османиее. Издательство «Себиль». п. 68. ISBN 978-9-757-48083-9.
- ^ Jump up to: а б с д Кубань 2010 , с. 365, 369.
- ^ Самнер-Бойд, Хилари; Свободно, Джон (2010). Прогулка по Стамбулу: классический путеводитель по городу (пересмотренная редакция). Таурис Парк в мягкой обложке. п. 129. ИСБН 9780857730053 .
- ^ «Папа Бенедикт XVI посетил знаменитую Голубую мечеть Турции» . Фокс Ньюс. 30 ноября 2006 г. Проверено 19 октября 2011 г.
- ^ «Папа посетит турецкую мечеть» . Новости Би-би-си . 30 ноября 2006 г. Проверено 26 января 2012 г.
- ^ «Папа: В мечети я молился единому Богу за все человечество» . Asianews.it. 12 июня 2006 г. Проверено 26 января 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- Блэр, Шейла С .; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300064650 .
- Эфенди, Эвлия (1834) [17 век]. Рассказ о путешествиях по Европе, Азии и Африке в семнадцатом веке . Том. 1. Перевод фон Хаммера, Риттера Йозефа. Лондон: Отпечатано для Фонда восточных переводов Великобритании и Ирландии.
- Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-27429-3 .
- Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN 9781851496044 .
- Нечипоглу, Гюльру (2011) [2005]. Эпоха Синана: архитектурная культура Османской империи . Книги реакции. ISBN 978-1-86189-253-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Голубой мечети, Стамбул
- Фотографии Дика Оссемана, PBase
- 360-градусная панорама северной галереи мечети и плитки Изника (размещена на Картах Google)