Османская архитектура барокко
Сверху по часовой стрелке: мечеть Нуруосмание (1748–1755 гг.); Себиль из комплекса Михриша Султан (1792–1796); Мавзолей Мустафы III в мечети Лалели (1760–1764 гг.) | |
Годы активности | 1740-1820-е годы |
---|
Архитектура османского барокко , также известная как турецкое барокко , [1] [2] был периодом в османской архитектуре 18-го и начала 19-го веков, на который повлияла европейская архитектура барокко . Этот стиль , которому предшествовали изменения в архитектуре периода тюльпанов и периодов тюльпанов , ознаменовал значительный отход от классического стиля османской архитектуры и представил новые декоративные формы в основном традиционным османским типам зданий. Он возник в 1740-х годах во время правления Махмуда I (1730–1754), и его самым важным ранним памятником была мечеть Нуруосмание , построенная в 1755 году. Позже, в 18 веке, на основе европейских влияний были также введены новые типы зданий. Последние памятники в стиле барокко, такие как мечеть Нусретие , были построены Махмудом II (годы правления 1808–1839) в начале 19 века, но в этот период были введены новые стили под европейским влиянием, которые вытеснили барокко.
Фон
[ редактировать ]Начиная с 18 века, европейские влияния были привнесены в османскую архитектуру, поскольку сама Османская империя стала более открытой для внешних влияний. В этот период наиболее преобладающим архитектурным стилем в Западной Европе было барокко . В контексте Османской империи термин «барокко» иногда применяется более широко к османскому искусству и архитектуре XVIII века, включая период тюльпанов . [3] [4] Однако, если говорить более конкретно, период после 17 века отмечен несколькими разными стилями. [5] [6] Османский или турецкий стиль «барокко» появился в своем полном выражении в 1740-х годах и быстро заменил стиль периода тюльпанов . [7] [5] Этот сдвиг ознаменовал окончательный конец предыдущего классического стиля , который доминировал в османской архитектуре в 16 и 17 веках. [8]
Политические и культурные условия, которые привели к османскому барокко, отчасти берут начало в периоде тюльпанов, во время правления Ахмеда III , когда османский правящий класс открылся для западного влияния. [5] [9] После периода тюльпанов османская архитектура открыто имитировала европейскую архитектуру, так что архитектурные и декоративные тенденции в Европе были отражены в Османской империи одновременно или после небольшой задержки. [10] Изменения были особенно очевидны в орнаменте и деталях новых зданий, а не в их общей форме, хотя новые типы зданий в конечном итоге были введены и под влиянием Европы. [4] Термин «турецкое рококо», или просто «рококо», [8] [11] также используется для описания османского барокко или его частей из-за сходства и влияния, в частности, французского стиля рококо , но эта терминология варьируется от автора к автору. [12]
События
[ редактировать ]Первые памятники барокко (1740-е гг.)
[ редактировать ]Первыми сооружениями, демонстрирующими стиль нового барокко, являются несколько фонтанов и себилей, построенных элитными покровителями в Стамбуле в 1741–1742 годах: фонтан Нисанчи Ахмед-паши, добавленный к юго-западной стене кладбища мечети Фатих , Хаджи Мехмет Эмин Ага Себиль недалеко от Долмабахче. и Саадеддин Эфенди Себиль на кладбище Караджа Ахмет в Ускюдаре . [13] в Стамбуле в стиле барокко Хамам Чагалоглу также был построен в том же году и спонсировался Махмудом I , что демонстрирует, что даже султан продвигал этот стиль. [14] Доходы от этого хаммама были предназначены для мечети Святой Софии (Аясофья), где Махмуд I построил несколько новых пристроек и пристроек. Эти дополнения включали куполообразный фонтан для омовения 1740–1741 годов, украшенный мотивами барокко, но в целом сохраняющий традиционную османскую форму. [15] [16] Более показательным для нового стиля является имарет , который Махмуд I добавил в северо-восточном углу участка Святой Софии в 1743 году. Имарет имеет экстравагантные ворота в стиле барокко, украшенные горельефными растительными завитками, и спиральный фронтон в форме лебединой шеи . окруженный мраморными колоннами с и увенчанный коринфскими капителями широкими карнизами. [17]
Годфри Гудвин, исследователь истории османской архитектуры, предполагает, что кюллие , наиболее ярко демонстрирующее переход между старым и новым стилями, была мечеть Бешир-ага и ее себил, построенные в 1745 году недалеко от западного периметра дворца Топкапы . [18] Юнвер Рустем утверждает, что быстрота, с которой этот стиль появился в Стамбуле после 1740 года, и тот факт, что все первые постройки в стиле барокко были заказаны высокопоставленной элитой, следует интерпретировать как преднамеренное усилие султана и его двора по продвижению нового стиля. [19] Ученый Доган Кубан утверждает, что мотивы барокко постепенно распространялись от одного архитектурного элемента к другому, постепенно заменяя более резкие геометрические украшения классической эпохи более динамичными изогнутыми формами, такими как кривые «S» и «C», и, в конечном итоге, еще более ярким европейским барокко. элементы. [20]
- Памятники раннего барокко
- Вход на кладбище мечети Фатих с фонтаном Нисанчи Ахмед-паши (1741–1742 гг.) В крайнем левом углу.
- Хаджи Мехмет Эмин Ага Себиль, Стамбул (1741–1742 гг.)
- Фонтан Махмуда I в соборе Святой Софии, Стамбул (1740–1741 гг.)
- Ворота имарета Святой Софии, Стамбул (1743 г.)
- Мечеть Бешир Ага и фонтан, Стамбул (1745 г.)
- Себиль комплекса Сейида Хасан-паши, Стамбул (1745 г.) [21]
Комплекс Нуруосмание
[ редактировать ]
Самым важным памятником, символизирующим новый стиль османского барокко, является комплекс мечети Нуруосмание , строительство которого было начато Махмудом I в октябре 1748 года и завершено его преемником Османом III (которому он посвящен) в декабре 1755 года. [22] Кубань описывает его как «самое важное монументальное сооружение после мечети Селимие в Эдирне», знаменующее интеграцию европейской культуры в османскую архитектуру и отказ от классического османского стиля. [21] Это также стало первым случаем со времен мечети Султана Ахмеда I (начало 17 века), когда османский султан построил свой собственный комплекс императорских мечетей в Стамбуле, тем самым положив начало возвращению этой традиции. [23] Исторические источники свидетельствуют, что ответственным архитектором был христианский мастер-плотник по имени Симеон или Симон. [24] [25] [26] Главным помощником Симеона был христианин по имени Козьма, и большинство подчинённых ему каменщиков тоже были христианами. И Симеону, и Козьме на церемонии открытия мечети великий визирь вручил почетные одежды. Юнвер Рустем отмечает, что, возможно, это был первый раз, когда христианские архитекторы были официально удостоены такой чести на открытии мечети, и что это отражало растущий статус христианских мастеров в ту эпоху. [26]

Мечеть состоит из квадратного молитвенного зала, увенчанного большим куполом с большими подвесками. Купол является одним из крупнейших в Стамбуле. [27] диаметром 25,75 метра. [28] Снаружи купол возвышается над четырьмя огромными арками (по одной на каждой стороне площади), пронизанными множеством окон, обеспечивающих свет внутри. Ближайшим прецедентом этого проекта в классической османской архитектуре является мечеть Михримах Султан в районе Эдирнекапи . [29] [30] Выступающая апсида, в которой находится михраб, также сравнима с мечетью Селимие в Эдирне . [29]
Детали и убранство мечети выдержаны в стиле барокко. Например, изогнутые фронтоны над внешними арками имеют вогнутые завитушки по краям, а окна, дверные проемы и арки мечети имеют микстилинейные (т.е. сочетание различных кривых) или круглые профили вместо заостренных арочных профилей. [31] [32] Центральный дверной проем двора увенчан необычным мотивом сияющего солнца, вырезанным в камне, в то время как другие дверные проемы имеют пирамидальные полусводы, которые вместо традиционных мукарн украшены множеством рядов акантоподобных фризов и других мотивов - композиция это не османский и не европейский стиль. [33] Еще более необычной является форма двора мечети, полуэллиптическая, а не традиционная прямоугольная. [34]
Внутри молитвенный зал мечети окружен симметричными двухэтажными галереями, выходящими за пределы основного периметра зала. В углах этих галерей по обе стороны от зоны михраба есть место для муэдзинов с одной стороны и для султанской ложи с другой, что позволяет обойтись без традиционной платформы муэдзина махфили в центре мечети. Такое расположение галереи оставляет центральное пространство незагроможденным, но при этом скрывает опорные опоры купола. [35] можно найти самые яркие резные фигурки в стиле барокко, такие как флейты и завитки На минбаре . [36] Капот михраба, как и полусводы над внешними дверными проемами, украшен смесью эклектичных фризов, заменяющих традиционные мукарны. [37] Каменная отделка мечети также устанавливает новый стиль капителей, который отличает османское барокко: форма вазы или перевернутого колокола, простая или украшенная, обычно с небольшими, но заметными волютами по углам, похожими на ионические капители. [38] [39]
Как и более ранние императорские фундаменты, мечеть образовала центр комплекса, состоящего из нескольких зданий, включая медресе , имарет, библиотеку, королевскую гробницу, себил и фонтан, а также императорский павильон ( Хюнкар Касыр ), большинство из которых в равной степени являются Барокко. [40] [41] Себил и фонтан, обрамляющие западные ворота комплекса, имеют изогнутые и яркие формы, уравновешенные простыми стенами вокруг них, которые Гудвин называет «воплощением стиля барокко» из-за этих особенностей. [42] Библиотека в северо-восточном углу отличается волнистыми изгибами и примерно эллиптическим интерьером. Гробница, в которой покоятся останки Шехсувара Султана , имеет богато украшенную лепнину и вогнутые карнизы. [43]
В восточном углу мечети находится L-образное сооружение, состоящее из крытого пандуса, ведущего в императорский павильон. Особенность такого рода впервые появилась в 17 веке в мечети Султана Ахмеда I и далее была проиллюстрирована Хюнкаром Касри Новой мечети в Эминёню . Однако в Нуруосмании этот павильон более детализирован, более заметен и более сознательно интегрирован в остальную часть комплекса. [43] [44] Он использовался в качестве частной гостиной или приемной ( селамлык ) для султана при посещении мечети и давал ему прямой доступ к лоджии султана внутри мечети. [45] Поскольку такие императорские павильоны были ближе к вниманию общественности, чем императорский дворец, они играли роль в усилении публичного присутствия султана и в проведении некоторых публичных церемоний. [46] Соответственно, строительство имперских павильонов как части имперских мечетей соответствовало культурному сдвигу, произошедшему в 18 веке вокруг официальных проявлений власти султана, и такие имперские павильоны стали еще более заметными в более поздних имперских мечетях. [47]
- Детали комплекса Нуруосмание
- Микстилинейные арки бокового портика и окон мечети.
- Полусвод над одним из входов в мечеть с фризами в стиле барокко, заменяющими мукарны.
- Двор мечети
- Интерьер мечети
- Барочные детали минбара внутри мечети
- Себиль комплекса
- Императорский павильон: пандус справа ведет в частный зал, соединенный с мечетью слева.
- Гробница (слева) и библиотека (справа) комплекса.
Правление Мустафы III
[ редактировать ]Мустафа III (годы правления 1757–1774), преемник Османа II и сын Ахмеда III, во время своего долгого правления занимался многими строительными работами. [48] Его первым основанием стала мечеть Аязма в Ускюдаре в честь его матери . Строительство началось в 1757–1758 гг. и закончилось в 1760–1761 гг. [49] [50] По сути, это уменьшенная версия мечети Нуруосмание, что свидетельствует о важности Нуруосмание как новой модели для подражания. [51] Он богато украшен резной каменной кладкой в стиле барокко, особенно в михрабе и минбаре. [52] Хотя мечеть меньше Нуруосмание, она относительно высокая для своих пропорций, что усиливает ощущение высоты. Эта тенденция к высоте сохранялась в более поздних мечетях, таких как мечеть Нусретие . [53] Мечеть Аязма отличается от других главным образом уникальным устройством фасада, который состоит из пятиарочного портика, к которому ведет широкая полукруглая лестница. [54] [51] Это расположение похоже на другую современную мечеть, построенную в Айдыне в 1756 году, — мечеть Джиханоглу. [49] Последний также является примером элементов барокко, появившихся за пределами Стамбула в середине века. [55] Одной из незначительных деталей мечети Аязма, которая часто встречалась в 18 веке, является небольшой скворечник, высеченный в камне снаружи. Такие скворечники были построены в предыдущем столетии, но в период барокко они становятся более богато украшенными и обычно прикрепляются к фасадам как религиозных, так и гражданских зданий. [56]

Собственная императорская мечеть Мустафы III была построена в центре Стамбула и известна как мечеть Лалели . Его строительство началось в 1760 году и закончилось в 1764 году. [57] [58] Его архитектором был Мехмед Тахир-ага. [58] По личному желанию султана ее форма основана на форме мечети Селимие в Эдирне, состоящей из главного купола, поддерживаемого восемью опорами, и четырьмя угловыми полукуполами, что существенно отличается от конструкции Нуруосмание. [59] [60] Однако, в отличие от мечети Селимие, опоры более тонкие и в большинстве случаев встроены прямо в стены. Двор мечети снова стал прямоугольным, а полуэллиптический двор Нуруосмание остался экспериментом, который больше не повторялся. Убранство также строго барочное, с ионическими капителями, круглыми и смешанными арками, михрабом, похожим на Нуруосмание, и другими мотивами барокко. [61] [39] [62] В результате появилась мечеть, которая более сдержанно воплощает визуальный стиль Нуруосмание и более тесно интегрирует его с традиционной османской архитектурой. [63]
Мечеть Лалели окружена обычными пристройками: императорским павильоном, себилем, медресе, имаретом и гробницей Мустафы III. Однако более уникальной является большая искусственная платформа, на которой стоит мечеть. Подконструкция этой платформы изначально использовалась как склад, а сейчас занята рынком. [64] [61] В комплекс также входит караван-сарай Чукурчешме Хан или Таш Хан, который способствовал доходам мечети. [65] [66] Примерно в то же время (в 1764 году) Мустафа III также построил еще один караван-сарай, Бююк Йени Хан , в центральном торговом районе города. Это второй по величине караван-сарай Стамбула. [67] Оба караван-сарая сосредоточены вокруг длинных прямоугольных дворов, что было тенденцией для зданий такого типа в тот период. [65]
Мечеть Лалели также отличается очевидным византийским влиянием. Стены внешней части мечети и стены ее внутреннего двора построены из чередующихся слоев белого камня и красного кирпича. Эта техника использовалась в ранних османских постройках, но практически отсутствовала в более поздних имперских мечетях Стамбула. Наряду с использованием цветного мраморного декора внутри мечети, эта особенность могла быть преднамеренным отсылкой к древним византийским памятникам города. [68] Эта тенденция «византизации» не была обычным явлением, но имела место и в других памятниках периода барокко. Например, мечеть Зейнеб-Султан (сестры Мустафы III), построенная в 1769 году, имеет еще более византийский облик. [69] По мнению Юнвера Рустема, это явление может отражать определенный самоанализ османских архитекторов того времени по поводу прошлого города и связи между османской архитектурой и византийской архитектурой. [70] Этому способствовал тот факт, что некоторые мотивы барокко напоминали формы и мотивы, которые также встречаются в византийской архитектуре, включая собор Святой Софии. [71]
Чувство исторического сознания или историзма в османской архитектуре того времени может также проявляться в реконструкции Мустафой III мечети Фатих после землетрясения 1766 года, которое частично разрушило ее. Новая мечеть Фатих была завершена в 1771 году и не воспроизводила внешний вид оригинального здания 15-го века и не следовала современному стилю барокко. Вместо этого она была построена в классическом османском стиле по образцу мечети Шехзаде 16-го века, построенной Синаном, чей дизайн, в свою очередь, был повторен в крупных мечетях 17-го века, таких как мечеть Султана Ахмеда I и Новая мечеть. Вероятно, это указывает на то, что современные строители считали новый стиль барокко неподходящим для внешнего вида древней мечети, заложенной в мифологию завоевания города в 1453 году. В то же время это показало, что архитектура Синана была связана с золотым веком Османской империи и, таким образом, представлялась подходящей моделью для подражания, несмотря на анахронизм. [72] Однако близлежащая гробница Мехмеда II, которая была перестроена в то же время, выполнена в стиле барокко. [73]
- Архитектура при Мустафе III
- Мечеть Джиханоглу в Айдыне (1756 г.)
- Мечеть Аязма в Ускюдаре (1757–1761 гг.)
- Пример скворечника XVIII века на фасаде мечети Аязма.
- Интерьер мечети Лалели в Стамбуле (1760–1764 гг.)
- Гробница и Себиль комплекса мечети Лалели
- Great New Inn , Стамбул (1764 г.)
- Мечеть Зейнеп Султан, Стамбул (1769 г.)
- Мечеть Фатих в Стамбуле, перестроенная Мустафой III (завершена в 1771 году).
- Реконструированная гробница Мехмеда II за мечетью Фатих (около 1771 г.)
Правление Абдул-Хамида I
[ редактировать ]Во время правления Абдул-Хамида I (годы правления 1774–1789) в Стамбул прибыло больше иностранных архитекторов и художников, и стиль барокко еще больше укрепился. [74] Абдулхамид I построил мечеть Бейлербейи (1777–1778 гг.) и мечеть Эмирган (1781–1782 гг.), Обе расположены в пригороде Стамбула на берегу Босфора, хотя обе были изменены Махмудом II (годы правления 1808–1839). [75] [76] Мечеть Бейлербейи примечательна тем, что она ориентирована на воду: хотя некоторые стамбульские мечети и раньше строились вдоль берега, мечеть Бейлербейи является первой мечетью, которая была явно спроектирована таким образом, чтобы ее главный фасад был обращен к береговой линии. [77] [78] Мечеть предназначалась для молитвенного помещения султана, когда он проживал в одном из своих дворцов на берегу Босфора. [79] Молитвенный зал представляет собой традиционное однокупольное помещение, но самой инновационной и влиятельной особенностью мечети является широкий двухэтажный павильон, занимающий ее передний фасад, заменяющий традиционный двор или входной портик. Это эволюция императорских павильонов, которые пристраивались сбоку или сзади к более ранним мечетям, выполняя более жилую функцию в качестве королевских апартаментов и образуя неотъемлемую часть внешнего вида мечети. Эта новая конфигурация была повторена в дизайне более поздних императорских мечетей. [80] [81]
Абдулхамид построил свою могилу как часть благотворительного комплекса Хамидие, построенного между 1775 и 1780 годами в районе Эминоню. [82] Главным придворным архитектором в то время все еще был Мехмед Тахир-ага (как и при Мустафе III), но его роль в проектировании комплекса Хамидие не подтверждена. [83] В комплексе отсутствует монументальная соборная мечеть, и он включает лишь небольшую мечеть ( мескит ). Вместо этого его основными компонентами были медресе и имарет, а также сама гробница и другие второстепенные постройки. Дизайн комплекса отличался тем, что он был полностью интегрирован в уже существовавшую городскую структуру, а не был выделен в отдельный корпус. [83] Гробница султана выполнена в стиле барокко, и одной из ее примечательных деталей является большая полоса с кораническими надписями, выполненная шрифтом сулут , которая огибает интерьер. [84]
Через дорогу от могилы Абдулхамида находился богато украшенный себиль, но его перенесли рядом с мечетью Зейнеп Султан после 1911 года, когда комплекс был частично снесен для расширения улицы. [82] Этот себиль считается одним из лучших образцов себиль в стиле барокко. [48] [74] Его поверхность демонстрирует большую степень трехмерной скульптуры, обильно украшена завитками, ракушками, листвой и другими лепными украшениями в стиле барокко. В декоре также прослеживается большая тенденция рококо, например, асимметрия в деталях мотивов. [85] Еще одним подобным примером этого периода является украшенный фасад и себил школы Рекая Мехмета Эфенди (1775 г.), недалеко от мечети Шехзаде. [79] Эта тенденция к еще большему богатству, включая более трехмерное изображение мотивов, таких как листья аканта и раковины устриц, а также сходство со стилем рококо стали характеризовать архитектуру османского барокко в последней четверти 18 века. [85] [86]
- Архитектура при Абдулхамиде I
- Школа Рекая Мехмета Эфенди и фонтан, Стамбул (1775 г.)
- Мечеть Бейлербейи на Босфоре, недалеко от Стамбула (около 1778 г., с более поздней реконструкцией)
- Могила Абдул-Хамида I в Стамбуле (около 1780 г.)
- Себиль Абдул-Хамида I, Стамбул (около 1780 г.)
Правление Селима III
[ редактировать ]Селим III (годы правления 1789–1807) отвечал за восстановление мечети Эйюп Султана между 1798 и 1800 годами. [87] [88] Эта мечеть расположена рядом с могилой Абу Айюба аль-Ансари , важным исламским религиозным объектом в районе Стамбула, первоначально построенным Мехмедом II. В новой мечети использованы классические османские традиции, следуя восьмиугольному дизайну балдахина, похожему на мечеть Соколлу Мехмед-паши в районе Азапкапы, но большая часть ее украшения выполнена в стиле современного барокко. [87] [89] [90] От предыдущей мечети остались только минареты времен правления Ахмета III. [91] [87] В 1804 году Селим III также восстановил мечеть Эмира Султана в Бурсе после того, как она была повреждена землетрясением (хотя новая мечеть, в свою очередь, была повреждена во время землетрясения 1855 года ). Фундамент предыдущей мечети Эмира Султана и некоторые ее материалы были повторно использованы при строительстве, в результате чего получилось произведение, сочетающее в себе элементы архаики и барокко. [92]
построила в районе Эйюп Примерно в это же время семья Селима III и другие важные памятники в стиле барокко. Перед реконструкцией мечети Михриша Султан (мать Селима III) построила неподалеку благотворительный комплекс в ярком стиле барокко. Его строительство проходило между 1792 и 1796 годами. [93] Он состоит из большого имарета (действующего до сих пор) и мектепа (начальной школы), но с улицы его наиболее заметными элементами являются гробница и сэбил. [94] Эта городская конфигурация похожа на более ранний комплекс Хамидие. [95] Фасад комплекса с ярко выраженным барочным себилем и гробницей является одним из самых примечательных образцов внешнего фасада в архитектуре османского барокко. [96] Доган Кубань сравнивает свой орнамент, в частности, со стилем французского рокайля . Он отмечает, что аналогичные украшения в покоях Абдулхамида I и Селима III во дворце Топкапы (добавленные примерно в тот же период), возможно, были выполнены одними и теми же мастерами. [96] Дальше к югу от комплекса Михриша Султана, недалеко от мечети Зал Махмуд-паши 16-го века , гробница Шаха Султана (сестры Селима III) является еще одним важным примером гробницы в стиле барокко этой эпохи, построенной в 1800–1801 годах. Одной примечательной деталью является использование эллиптических окон над окнами первого этажа. [97]

Селим III основал новый тип зданий в западном стиле в османской архитектуре: казармы . Первые казармы этой новой традиции, казармы Калёнджу в Касымпаше , были построены для размещения моряков и включали в себя сопутствующую мечеть. Он был заказан адмиралом Чезаирли Хасан-пашой в 1783–1784 годах под командованием Абдулхамида I. [98] [99] Однако именно при Селиме III монументальные казармы получили широкое распространение и стали заметными элементами городского пейзажа. [100] Большинство из этих ранних казарм представляли собой деревянные здания, которые позже были перестроены в 19 веке. [101] Этот новый тип здания возник в связи с попытками реформ Селима III, Низам-I Джедид («Новый порядок»), который, среди прочего, создал новую армию западного образца . Селим III построил казарму для своего полка «Новая артиллерия» в Топхане, недалеко от того места, где позже была построена мечеть Нусретие. Он был разрушен пожаром в 1823 году и восстановлен Махмудом II в 1824 году. [102] Еще одну казарму для артиллеристов построил Михриша Султан в 1792 году. [102] или 1793–1794 гг. [103] в Хаскёе . В центре находилась мечеть Хумбарахане. [102] [103] До наших дней здание сохранилось лишь частично. [102] Крупнейшие казармы того времени, казармы Селимие , были построены на юге Ускюдара между 1800 и 1803 годами. [104] но был сожжен восставшими янычарами в 1812 году. [105] [102] Он был перестроен из камня Махмудом II между 1825 и 1828 годами и расширен до его нынешнего вида Абдулмецидом между 1842 и 1853 годами. [106] [107]
Строительство казарм Селимие вскоре сопровождалось строительством близлежащего комплекса мечети Селимие между 1801 и 1805 годами. [108] [106] В этот период главными придворными архитекторами служили трое мужчин, но главным архитектором, возможно, был Фоти Калфа, христианский мастер-плотник. [108] Комплекс включал мечеть и ее обычные пристройки, такие как мектеп и хаммам. В более инновационном плане он также включал в себя множество фабрик, магазинов и современных объектов, таких как типография, которые сформировали ядро нового района с регулярной сеткой улиц. [108] Мечеть построена из высококачественного камня в стиле барокко. [109] Ее дизайн иллюстрирует степень влияния более ранней мечети Бейлербейи, поскольку она включает в себя широкий императорский павильон, простирающийся через ее передний фасад. Однако конструкция императорского павильона была еще более усовершенствована: два крыла павильона приподняты на мраморной аркаде , а посередине, между двумя крыльями, имеется пространство, где лестница и входной портик ведут в мечеть, позволяя более монументальный вход следует сохранить. [110] Молитвенный зал снова представляет собой однокупольное пространство, но боковые галереи, которые обычно присутствовали внутри более ранних мечетей, в этом случае были полностью вынесены за пределы молитвенного зала, вдоль внешней части здания. Здание также примечательно высококачественной каменной отделкой: внешний вид отмечен каменной лепниной по многочисленным краям и скульптурными замковыми камнями арок. [111] [112]
- Архитектура при Селиме III
- Комплекс Михриша Султан в Эйюпе, Стамбул (1792–1796)
- Себиль комплекса Михриша Султан с боковыми фонтанами.
- Мечеть Эйюпа Султана в Стамбуле, перестроенная Селимом III (1798–1800).
- Интерьер мечети Эйюп Султана
- Могила Шаха Султана в Эйюпе, Стамбул (1800–1801 гг.)
- Мечеть Эмира Султана в Бурсе, перестроенная Селимом III (1804 г.)
- Гробница и двор комплекса Эмира Султана в Бурсе
- Мечеть Селимие в Ускюдаре, Стамбул (1801–1805 гг.): вид на парадный фасад и входной портик.
- Мечеть Селимие: вид сбоку с внешней галереей и частью императорского павильона (справа)
- Интерьер мечети Селимие
- Михраб мечети Селимие
- Казармы Селимие в Ускюдаре, первоначально построенные Селимом III (около 1803 г.), но перестроенные Махмудом II.
Дворцовая архитектура в период барокко.
[ редактировать ]Дворец Топкапы
[ редактировать ]
Во дворце Топкапы османские султаны и их семьи продолжали строить новые комнаты или реконструировать старые на протяжении всего XVIII века, внедряя при этом украшения в стиле барокко и рококо. В 1752 году Махмуд I восстановил Диван-киоск ( Sofa Köşkü ) в стиле рококо. Этот киоск представляет собой садовый павильон в Четвертом дворе, строительство которого было начато в конце 17 века Мустафой-пашой, а затем завершено или восстановлено Ахметом III в 1704 году. [113] [114] [115] [116] Зал Императорского совета (Диван) во Втором дворе дворца был отремонтирован в ярком стиле барокко Селимом III в 1792 году и Махмудом II в 1819 году. [117]
Внутри гарема Абдулхамид I отремонтировал Императорский зал ( Hünkâr Sofası ), добавив, среди прочего, настенный фонтан в стиле барокко и голландскую бело-голубую плитку (хотя с тех пор украшение купола было восстановлено до состояния конца 16 века). ). [118] Главные бани гарема, обслуживавшие султана и валиде-султана (королеву-мать), вероятно, были отремонтированы Махмудом I около 1744 года, придав им нынешний декор в стиле барокко. [119] [120] Школа принцев была отремонтирована с использованием некоторых элементов барокко в 18 веке, наиболее сложными дополнениями стали камины в классе школы и в ее частных апартаментах. [121] [122] Осман III отремонтировал молитвенную комнату женского отделения гарема, снабдив ее резным каменным михрабом в стиле барокко. [123]
Киоск Османа III, построенный в 1754–1755 годах, является одним из наиболее примечательных сооружений этой эпохи. Он был построен на каменном основании, простирающемся за Императорским залом, с мраморной террасой, заполняющей пространство между ними. На террасе есть клумбы и центральный бассейн с водой, а частный проход на западной стороне обеспечивает доступ между киоском и дворцом. Террасный фасад киоска включает широкий волнообразный карниз. Сам киоск сделан из дерева и состоит из нескольких комнат, главная комната в центре выступает за край дворцовых стен, открывая более широкий обзор. Его интерьер богато украшен украшениями в стиле барокко и рококо, включая позолоченную резьбу и «тромплей» . картины с изображением архитектурных сцен в стиле [124] [125] [126] [115] [127]
В районе киоска Османа III Абдул-Хамид I и Селим III позже построили свои собственные, богато украшенные апартаменты в стиле рококо. рельефы в стиле барокко В убранстве здесь присутствуют позолоченные , мраморные фонтаны и камины. В отличие от некоторых более ранних квартир с куполами классического османского периода, они имеют плоские деревянные потолки. [128] Соседняя квартира наверху также была заказана Селимом III в 1790 году для его матери Михриша Султан . Спроектированный Антуаном Игнасом Меллингом , он является одним из лучших образцов этого стиля во дворце. Он состоит из двух комнат с плоскими потолками, украшенными сусальным золотом в стиле барокко , мраморным камином в стиле барокко с европейской плиткой и пейзажными картинами в западном стиле, украшающими стены. [129] [130]
- Архитектура барокко во дворце Топкапы
- Термы султана и королевы-матери, дворец Топкапы, отремонтированные Махмудом I около 1744 года.
- Диван-киоск, дворец Топкапы, восстановлен Махмудом I в 1752 году.
- Интерьер диванного киоска, восстановленный Махмудом I в 1752 году.
- Убранство в стиле барокко в Императорском зале гарема дворца Топкапы (18 век)
- Частичный вид на киоск Османа III в гареме дворца Топкапы (1754–1755 гг.)
- Михраб молитвенной комнаты в гареме дворца Топкапы, добавленный при реставрации Османа III (1754–1757).
Другие дворцы
[ редактировать ]
Как и в предыдущие века, султан и его семья построили вокруг Стамбула другие дворцы. Раньше традиционная конфигурация османского дворца состояла из различных зданий или павильонов, расположенных в группе, как это было во дворце Топкапы, дворце Эдирне , дворце Кавак или Ускюдар (в Саладжаке ), дворце Терсане и других. [131] Однако в какой-то момент XVIII века произошел переход к дворцам, состоящим из одного блока или одного большого здания. Эту тенденцию, возможно, популяризировали сестры Селима III в конце 18 века. [132] Одна из его сестер, Хадидже Султан (ум. 1822), владела величественным прибрежным дворцом в Дефтердарбурну (недалеко от Ортакёй ) на Бопшоре. В 1790-х годах она поручила Антуану Игнасу Меллингу пристроить в европейском неоклассическом стиле . ко дворцу павильон [133] Наряду с дворцом Бейхана и Эсмы Султан на Золотом Роге, ее дворец, возможно, был одним из первых османских дворцов, состоящих из одного блока, протянувшегося вдоль береговой линии. [134] Большинство этих дворцов не сохранились до наших дней. Среди редких сохранившихся образцов украшения в стиле барокко этого периода все еще можно увидеть в павильоне Айналыкавак (упомянутом выше), который был восстановлен Селимом III и Махмудом II. [135] За пределами Стамбула влиятельными местными семьями были построены несколько больших дворцов в различных региональных стилях. [136]
Памятники позднего барокко при Махмуде II
[ редактировать ]Гробница Накшидил Султана (матери Махмуда II ), построенная в 1818 году рядом с комплексом мечети Фатих в Стамбуле, является одной из лучших гробниц Османского барокко и одним из лучших образцов памятников позднего барокко. [137] [138] Некоторые детали напоминают более раннюю гробницу Шах Султана, например, эллиптические окна наверху. [137] Он также включает в себя некоторое влияние стиля ампир , который появился в Стамбуле примерно в это время. [139] Гробница была спроектирована османским армянским архитектором Крикором Баляном . [140] Некоторые из мечетей в стиле барокко этого периода имеют эллиптические купола, например, небольшая однокупольная мечеть Кючук Эфенди (или Февзие) в Стамбуле (1825 г.) и многокупольная мечеть Капы в Конье (1812 г.). [141]
Мечеть Нусретие , императорская мечеть Махмуда II, была построена между 1822 и 1826 годами в Топхане. Ее название увековечивает «победу», которую одержал Махмуд II, уничтожив янычар в 1826 году, в год завершения строительства мечети. [142] [143] В то же время Махмуд II также построил новые артиллерийские казармы и плац рядом с мечетью, заменив казармы Селима III, разрушенные янычарами, тем самым продолжая связь Топхане с эпохой реформ, инициированных Селимом III. [102] [142] Мечеть является первой крупной императорской работой Крикора Балиана. [142] [144] Иногда ее описывают как принадлежащую к стилю ампир, но Годфри Гудвин и Доган Кубан считают ее одной из последних мечетей в стиле барокко. [142] [145] Юнвер Рустем описывает этот стиль как отход от барокко к османской интерпретации неоклассицизма . [144] Гудвин также описывает ее как последнюю в череде императорских мечетей, начавшейся с Нуруосмание. [142] Мечеть повторяет модель императорской мечети Селима III в Ускюдаре, что видно в некоторых ее деталях, а также в портике и двухстворчатом императорском павильоне, выходящем на мечеть. [143] [146] [145] Мечеть была новаторской в других деталях, таких как более широкое использование сводов и лестниц, использование дерева вместо камня для таких элементов, как лестницы, а также в украшении купола, где традиционная круглая арабская надпись заменена растительным лиственным мотивом. [147] Несмотря на относительно небольшой размер, высокие пропорции мечети создают ощущение высоты, что может стать кульминацией тенденции, начавшейся с мечети Аязма. [148] Снаружи наиболее примечательными деталями мечети являются чрезвычайно тонкие минареты. [149] [148] и два его себиля в стиле рококо с яркими волнистыми поверхностями. [148]
- Памятники барокко при Махмуде II
- Воротная мечеть в Конье (1812 г.)
- Могила Накшидил Султана в Стамбуле (1818 г.)
- Мечеть Нусретие в Топхане, Стамбул (1822–1824 гг.)
- Интерьер мечети Нусретие
- Украшение купола мечети Нусретие (до последней реставрации)
- Один из себилов мечети Нусретие.
- Иллюстрация 1830-х годов: казармы Топхане, построенные Махмудом II (с мечетью Нусретие позади)
Архитектура в провинции
[ редактировать ]Лишь в 1750-х годах стиль османского барокко начал появляться за пределами Стамбула. [55] Мечеть Джиханоглу в Айдыне (1756 г.), упомянутая выше, является одним из первых примеров. [55] Во время правления Абдулхамида I в Анатолии в стиле барокко были построены две известные провинциальные мечети: мечеть Куршунлу в Гюльшехире (1779 г.) и мечеть Чапаноглу в Йозгате (1778 г., расширена в 1795 г.). [150] Другой пример времен правления Селима III - мечеть Иззет-паши в Сафранболу (1796 г.). [151]
В Афинах от этого периода сохранилась одна небольшая мечеть: мечеть Диздара Мустафы или мечеть Цистаракиса 1763–1764 годов. [152] [153] На острове Родос мечеть Султана Мустафы, построенная в 1764 году для Мустафы III, имеет высокий однокупольный дизайн, отражающий тенденции мечетей 18-го века в Стамбуле. [154] В Шумене , современная Болгария , комплекс мечети Шерифа Халил-паши (или мечеть Томбул), построенный в 1744–1745 годах, является одним из немногих примечательных сооружений на Балканах в этот период. Помимо мечети в комплекс входят медресе, библиотека и начальная школа. Однако ее стиль больше напоминает более раннюю мечеть Дамат Ибрагим-паши в Невшехире , а ее убранство напоминает период тюльпанов. [155] [156]

В более отдаленных провинциях Ближнего Востока и Северной Африки местные стили продолжали использоваться с большей независимостью, как это было уже в 16 и 17 веках. [157] В Сирии междоусобные конфликты нанесли большой ущерб стране в XVIII веке, но города Дамаск и Алеппо оставались процветающими торговыми центрами. [158] [159] Дамаск, столица провинции, извлек выгоду из длительного и относительно эффективного правления семьи Азм . Были построены новые дворцы, караван-сараи, хаммамы и медресе. В отличие от более ранних караван-сараев, которые были сосредоточены вокруг традиционного открытого двора, многочисленные новые караван-сараи, построенные в Дамаске в этом столетии, отражали пристрастие Османской империи к куполам и имели куполообразные центральные помещения. [158] Самым впечатляющим и вызывающим восхищение зданием такого типа является Хан Асад-паша (1753 г.), главный зал которого состоит из девяти куполов, поддерживаемых четырьмя центральными колоннами. [158] [160]
В Каире в середине 18 века было построено несколько редких памятников, спонсируемых османскими султанами, что демонстрирует определенный уровень возобновления имперского интереса к этой столице провинции. [161] Такаяя Махмудийя , спонсируемая Махмудом I и датируемая 1750 годом, была первым османским комплексом в Каире, основанным султаном более чем через два с половиной столетия после завоевания города. Состоит из медресе и сабиль-кутаба (сочетания сэбила и начальной школы). Стиль и убранство комплекса представляют собой сплав османского и местного кайренского ( мамлюкского ) стилей, но не включают в себя никаких элементов нового стиля барокко, который Махмуд я использовал в Стамбуле. [161] [162] Чуть более поздний императорский фундамент, Сабиль-куттаб Мустафы III в Каире (расположенный напротив мечети Сайиды Зейнаб ) в 1758–1760 годах, все еще демонстрирует местные каирские влияния, но на этот раз он включает в себя некоторые новые детали барокко. [161] [163] (Еще один сабиль-куттаб, основанный Мустафой III возле мечети Сайиды Нафисы в 1756–1757 гг., не сохранился. [161] ) Другие здания 18-го века, спонсируемые местной элитой, обычно были построены в гибридном османско-мамлюкском стиле, например, Сабиль-куттаб Абд ар-Рахмана Катхуды (1744 г.). Хотя конфигурации эпохи мамлюков оставались преобладающими, османский декор широко применялся в некоторых местных памятниках, в первую очередь с использованием османской сине-белой плитки, включая повторно использованную плитку Изник 16-го века , импортированную из Стамбула. [161] Самым влиятельным нововведением комплекса Махмуда I был изогнутый фасад его сабиль-кутаба, местная интерпретация изогнутых фасадов себиль в Стамбуле, которая была повторена в последующих проектах сабиль-кутаба в Каире. [161] В 19 веке, при фактическом независимом правлении Мухаммеда Али и его преемников, османское барокко и современный позднеосманский вестернизирующий декор широко использовались в новых зданиях, в том числе мечети Мухаммеда Али (1830–1848) в Цитадели и нескольких сабилах. -кутабы по всему городу. [164] [165]
За пределами Стамбула величайшие дворцы строились влиятельными местными семьями, но зачастую они строились в региональных стилях, не соответствующих тенденциям османской столицы. [136] стиле . Например, дворец Азм в Дамаске был построен около 1750 года в преимущественно дамасском [136] [166] У семьи Азм также был большой дворец в Хаме. [136] В восточной Анатолии, недалеко от современного Догубаязита , дворец Исхак-паши представляет собой исключительный и яркий образец архитектуры, в котором сочетаются различные местные традиции, в том числе сельджукские, армянские и грузинские . Строительство было начато в 17 веке и в целом завершено к 1784 году. [167] [168] [169]
- Архитектура XVIII века в провинции
- Сабиль-куттаб Абд ар-Рахмана Катхуды в Каире (1744 г.), смесь османского и каирского мамлюков . стилей
- Мечеть Томбул (или шериф Халил-паша) в Шумене (1744–1745 гг.)
- Дворец Азм , Дамаск (около 1750 г.)
- Сабиль-кутаб Мустафы III (1758–1760) с некоторыми из первых деталей османского барокко в Каире.
- Мечеть Диздар Мустафа (или Цистаракис) в Афинах (1763–1764 гг.)
- Остатки мечети султана Мустафы III на Родосе (1764 г.)
- Мечеть Чапаноглу в Йозгате (1778 г., расширена в 1795 г.)
- Дворец Исхак-паши , недалеко от современного Догубаязита (завершен около 1784 г.)
- Мечеть Иззет-паши в Сафранболу (1796 г.)
- Сабиль Исмаил-паши (1828 г.) с украшениями в стиле барокко и поздней османской эпохи, типичными для Каира XIX века.
Османская архитектура после барокко
[ редактировать ]Позднее правление Махмуда II также ознаменовалось введением стиля ампир , неоклассического стиля, зародившегося во Франции при Наполеоне . в османскую архитектуру [170] Это ознаменовало тенденцию ко все более прямому подражанию западным стилям, особенно французскому. [139] Мотивы и формы османского барокко продолжали использоваться в 19 веке, но они часто использовались наряду с другими стилями. [6] Реформы Танзимата , начавшиеся в 1839 году при Абдулмеджиде I, были направлены на модернизацию Османской империи с помощью реформ в западном стиле. В архитектурной сфере этот период привел к доминированию европейских архитекторов и османских архитекторов с европейским образованием. [171] Среди них Балианам , османской армянской семье, удалось доминировать в имперской архитектуре на протяжении большей части столетия. К ним присоединились европейские архитекторы, такие как братья Фоссати , Уильям Джеймс Смит и Александр Валлори . [172] [173] После начала 19 века османская архитектура характеризовалась эклектичной архитектурой, в которой смешались или заимствованы несколько стилей. Балианцы, например, обычно сочетали неоклассическую архитектуру или архитектуру изящного искусства с весьма эклектичным декором. [174] Более поздние тенденции, связанные с ориенталистским дизайном и османским возрождением , первоначально поощряемые европейскими архитекторами, такими как Валлори, в конечном итоге привели к движению Первой национальной архитектуры , которое, наряду с модерном , доминировало в архитектуре в последние годы Османской империи в начале 20 века. [175]
Научная оценка и наследие
[ редактировать ]Отношение ученых к османскому барокко и к более поздней османской архитектуре менялось с течением времени и от одного автора к другому. Многие ученые традиционно рассматривают постклассическую османскую архитектуру как символ упадка Османской империи и культурной незащищенности по отношению к Европе, не имеющий достоинств по сравнению с более ранней османской архитектурой. [176] Это отношение постепенно пересматривалось с конца двадцатого века. [177]
В своей книге 1971 года по истории османской архитектуры Годфри Гудвин утверждает, что османское барокко следует рассматривать как более «творческий» период, несмотря на то, что многие турецкие ученые ранее не придавали ему большого значения. [178] Турецкий ученый Доган Кубан утверждал, что, хотя османское барокко находилось под прямым влиянием европейского барокко, оно отражает местную интерпретацию стиля, который стал его собственным отличительным местным стилем. [10] [179] Более поздние ученые, такие как Тулай Артан и Ширин Хамаде, выступали за более положительную оценку этого стиля и меньший акцент на роли западного влияния. [180] В книге 2019 года Юнвер Рустем утверждает, что развитие османской культуры и архитектуры XVIII века должно быть контекстуализировано с позиции османских элит того времени, которые считали свою империю неотъемлемой частью Европы и адаптировали идеи Запада, поскольку они считались полезными и были частью ранних современных тенденций, происходящих в более глобальном масштабе. [181]
Стиль османского барокко также был очень заметен в империи и исторически оказал влияние на формирование представлений жителей Запада о том, как выглядела османская архитектура, особенно во время романтического движения 19 века. [178]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хартмут, Максимилиан (2009). «Османская архитектура восемнадцатого века и проблема масштаба: критический взгляд с балканской «периферии» » . У Давида – Геза; Герелес, Иболя (ред.). Тринадцатый международный конгресс турецкого искусства: материалы . Будапешт: Венгерский национальный музей. п. 298.
- ^ Рустам 2019 , с. 6.
- ^ Рустам 2019 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура; VII в. 1500 – ок. 1900». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б с Рустем 2019 , стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б на Кубе 2010 г.
- ^ Кубань 2010 , с. 517–518.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 517.
- ^ Кубань 2010 , с. 507.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 505.
- ^ Гудвин 1971 .
- ^ Рустам 2019 , с. 260.
- ^ Рустем 2019 , стр. 64–65.
- ^ Рустам 2019 , с. 68.
- ^ Рустам 2019 , с. 70.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 375–376.
- ^ Рустем 2019 , стр. 70–73.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 377–379.
- ^ Рустам 2019 , с. 64.
- ^ Кубань 2010 , с. 518.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 526.
- ^ Рустам 2019 , с. 111.
- ^ Рустам 2019 , с. 115.
- ^ Гудвин 1971 , с. 386.
- ^ Кубань 2010 , с. 527.
- ^ Jump up to: а б Рустам 2019 , с. 147.
- ^ Рустам 2019 , с. 122, 138.
- ^ «Мечеть Нуруосмание - Откройте для себя исламское искусство - Виртуальный музей» . islamicart.museumwnf.org . Проверено 28 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 532.
- ^ Рустам 2019 , с. 137.
- ^ Рустем 2019 , стр. 138–145.
- ^ Кубань 2010 , с. 532, 536.
- ^ Рустем 2019 , стр. 139–140.
- ^ Рустам 2019 , с. 138.
- ^ Рустем 2019 , стр. 141–144.
- ^ Рустем 2019 , стр. 144–145.
- ^ Рустам 2019 , с. 145.
- ^ Рустам 2019 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 388.
- ^ Кубань 2010 , с. 528–529.
- ^ Рустем 2019 , стр. 112–113.
- ^ Гудвин 1971 , с. 382.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 536.
- ^ Рустем 2019 , стр. 128–130.
- ^ Рустам 2019 , с. 125.
- ^ Рустем 2019 , стр. 125–128.
- ^ Рустем 2019 , стр. 126–130.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 537.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 387.
- ^ Рустам 2019 , с. 172.
- ^ Jump up to: а б Рустам 2019 , с. 174.
- ^ Рустам 2019 , с. 176.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 387, 418.
- ^ Кубань 2010 , с. 543.
- ^ Jump up to: а б с Рустам 2019 , с. 180.
- ^ Экинчи, Экрем Бугра (21 октября 2016 г.). «Скворечники: Миниатюрные особняки Стамбула» . Ежедневный Сабах . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ Рустам 2019 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 540.
- ^ Кубань 2010 , с. 540–541.
- ^ Рустам 2019 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 541.
- ^ Рустем 2019 , стр. 190–191.
- ^ Рустем 2019 , стр. 194–195.
- ^ Рустам 2019 , с. 185.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 391.
- ^ Рустам 2019 , с. 184.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 166.
- ^ Рустем 2019 , стр. 195–196, 198–200.
- ^ Рустем 2019 , стр. 199–200.
- ^ Рустам 2019 , с. 200.
- ^ Рустем 2019 , стр. 198–200.
- ^ Рустем 2019 , стр. 212–214.
- ^ Рустам 2019 , с. 215.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 396.
- ^ Кубань 2010 , с. 537, 544.
- ^ Рустем 2019 , стр. 234–235.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 397–398.
- ^ Рустам 2019 , с. 236.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 397.
- ^ Рустем 2019 , стр. 236–237.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 398–399.
- ^ Jump up to: а б Рустам 2019 , с. 223.
- ^ Jump up to: а б Рустам 2019 , с. 225.
- ^ Рустам 2019 , с. 226.
- ^ Jump up to: а б Рустам 2019 , с. 230.
- ^ Кубань 2010 , с. 519–520.
- ^ Jump up to: а б с Гудвин 1971 , с. 411.
- ^ Кубань 2010 , с. 546.
- ^ Кубань 2010 , с. 546–548.
- ^ Рустам 2019 , с. 252.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 365.
- ^ Гудвин 1971 , с. 412.
- ^ Рустам 2019 , с. 254.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 366.
- ^ Рустам 2019 , с. 253.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 520.
- ^ Кубань 2010 , с. 548–550.
- ^ Кубань 2010 , с. 552.
- ^ Рустем 2019 , стр. 247, 254.
- ^ Рустем 2019 , стр. 254–255.
- ^ Рустам 2019 , с. 255.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кубань 2010 , с. 554.
- ^ Jump up to: а б Рустам 2019 , с. 248.
- ^ Рустам 2019 , с. 257.
- ^ Рустам 2019 , с. 264.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 555.
- ^ Гудвин 1971 , с. 420.
- ^ Jump up to: а б с Рустам 2019 , с. 256.
- ^ Рустем 2019 , стр. 258–260.
- ^ Рустем 2019 , стр. 259–260.
- ^ Кубань 2010 , с. 545.
- ^ Рустем 2019 , стр. 258–259.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 76.
- ^ Рустам 2019 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 393.
- ^ Кубань 2010 , с. 430, 435.
- ^ Рустем 2019 , стр. 242–243, 261.
- ^ Рустам 2019 , с. 238.
- ^ Рустем 2019 , стр. 98–99.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 79.
- ^ Атасой 2011 , стр. 32–34.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 392–393.
- ^ Рустам 2019 , с. 159.
- ^ Рустем 2019 , стр. 158–159.
- ^ Кубань 2010 , с. 435–436.
- ^ Атасой 2011 , с. 58.
- ^ Гудвин, Годфри (1999). Дворец Топкапы: иллюстрированный путеводитель по его жизни и личностям . Книги Саки. п. 93. ИСБН 978-0-86356-067-5 .
- ^ Атасой 2011 , стр. 64, 71.
- ^ Сёзен, Метин; Акшит, Ильхан (1987). Эволюция турецкого искусства и архитектуры . Книжный магазин Хашет. п. 183.
- ^ Акшит, Ильхан (2014). Дворец Топкапы . Перевод Клайна, Стюарта. Издательство Акшит по культуре и туризму. стр. 100–101.
- ^ Кубань 2010 , с. 437.
- ^ Кубань 2010 , с. 437–438.
- ^ Рустем 2019 , стр. 255–256.
- ^ Кубань 2010 , с. 438.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 363.
- ^ Jump up to: а б с д Гудвин 1971 , с. 404.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 416.
- ^ Кубань 2010 , с. 550.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 605.
- ^ Кубань 2010 , с. 610.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 414–415.
- ^ Jump up to: а б с д и Гудвин 1971 , с. 417.
- ^ Jump up to: а б Рустам 2019 , с. 269.
- ^ Jump up to: а б Рустам 2019 , с. 270.
- ^ Jump up to: а б Кубань 2010 , с. 631.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 417–418.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 418–419.
- ^ Jump up to: а б с Гудвин 1971 , с. 418.
- ^ Самнер-Бойд и Фрили 2010 , стр. 417.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 400–401.
- ^ Гудвин 1971 , с. 402.
- ^ Киль, Макиел. "Афины" Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISSN 1873-9830 .
- ^ «АФИНЫ — Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 8 марта 2022 г.
- ^ Кубань 2010 , с. 594.
- ^ Кубань 2010 , с. 592–593.
- ^ «Комплекс ШЕРИФ ХАЛИЛ ПАША - Исламская энциклопедия TDV» . Исламская энциклопедия TDV (на турецком языке) . Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ Блэр и Блум 1995 , с. 251-255.
- ^ Jump up to: а б с Дежорж, Жерар (2004). Дамаск . Фламмарион. стр. 192–198. ISBN 2080304569 .
- ^ Кубань 2010 , с. 586.
- ^ Бернс, Росс (2007). Дамаск: История . Рутледж. п. 244. ИСБН 978-1-134-48850-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Беренс-Абусейф, Дорис (2011). «Комплекс султана Махмуда I в Каире» . Мукарнас . 28 : 195–220. дои : 10.1163/22118993-90000178 .
- ^ Рустам 2019 , с. 288 (примечание 18).
- ^ Рустам 2019 , с. 180-181.
- ^ Беренс-Абусейф, Дорис (1989). Исламская архитектура в Каире: Введение . Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл. стр. 167–170. ISBN 9789004096264 .
- ^ Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. С. 138, 194, 226, 240.
- ^ «Каср аль-Азм — Откройте для себя исламское искусство — Виртуальный музей» . islamicart.museumwnf.org . Проверено 28 августа 2021 г.
- ^ Гудвин 1971 , стр. 404–407.
- ^ Кубань 2010 , с. 583–584.
- ^ «Дворец Ишак Паша - Откройте для себя исламское искусство - Виртуальный музей» . islamicart.museumwnf.org . Проверено 28 августа 2021 г.
- ^ Кубань 2010 , с. 505–506, 605.
- ^ Кубань 2010 , с. 605 и позже.
- ^ Кубань 2010 , с. 609–612.
- ^ Гудвин 1971 , с. 419.
- ^ Кубань 2010 , с. 605–606.
- ^ Кубань 2010 , с. 606, 614, 673–676.
- ^ Рустем 2019 , Введение .
- ^ Рустем 2019 , с. 5 и позже.
- ^ Jump up to: а б Гудвин 1971 , с. 6.
- ^ Рустам 2019 , с. 6-7.
- ^ Рустам 2019 , с. 8-9.
- ^ Рустем 2019 , с. 9 и позже.
Библиография
[ редактировать ]- Акун, Хакки (2011). Башни с часами Османской империи . Анкара: Публикации Культурного центра Ататюрка. ISBN 9789751623706 .
- Атасой, Нурхан (2011). гарем Публикации Билкентской культурной инициативы. ISBN 9786055495060 .
- Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300064650 .
- Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-27429-0 .
- Кубань, Доган (2010). Османская архитектура . Перевод Милля, Адэра. Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN 9781851496044 .
- Рустем, Юнвер (2019). Османское барокко: архитектурная реконструкция Стамбула восемнадцатого века . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691181875 .
- Самнер-Бойд, Хилари; Свободно, Джон (2010). Прогулка по Стамбулу: классический путеводитель по городу (пересмотренная редакция). Таурис Парк в мягкой обложке.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Артан, Тюлай (1989). Архитектура как театр жизни: профиль Босфора восемнадцатого века (докторская диссертация). Массачусетский технологический институт. hdl : 1721.1/14456 .
- Артан, Тюлай (2006). «Искусство и архитектура». В Кунте — Метин; Фарохи, Сурайя (ред.). Кембриджская история Турции; Том. 3. Поздняя Османская империя, 1603–1839 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 408–80.
- Хамаде, Ширин (2007). «Вестернизация, декаданс и турецкое барокко: современные конструкции восемнадцатого века» . Мукарнас . 24 : 185–197. ISSN 0732-2992 . JSTOR 25482459 .
- Хамаде, Ширин (2008). Городские удовольствия: Стамбул в восемнадцатом веке . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-98667-8 .