Семья Аль-Азм
Семья Аль-Азм Аль-Азм ( Аль аль-Ам ) | |
---|---|
![]() Дворец Азм в Дамаске | |
Текущий регион | Дамаск , Хама |
Место происхождения | ![]() |
Члены | Сулейман Паша аль-Азм Асад Паша аль-Азм Саадеддин Паша аль-Азм Мухаммад-паша аль-Азм Абдулла Паша аль-Азм Азмзаде Садик Аль Муаяд Хакки аль-Азм Халид аль-Азм Садик Джалал аль-Азм |
Поместье(а) | Азм Палас в Дамаске (национализирован) Азм Палас в Хаме (национализирован) |
Семья Аль-Азм ( арабский : آل العظم ʾĀl al-ʿAẓm , турецкий : Azm Ailesi ) — известная дамасская семья. Их политическое влияние в Османской Сирии началось в 18 веке, когда члены семьи управляли Мааррат ан-Нуманом и Хамой . Отпрыск семьи, Исмаил Паша аль-Азм , был назначен вали , удерживали власть в Дамаска Эялет в 1725 году. Между 1725 и 1783 годами члены семьи, в том числе Асад Паша аль-Азм Дамаске в течение 47 лет, кроме того на периодические назначения в Сидон Эялет , Триполи Эялет , Хама , Алеппо Эялет , [ 1 ] и Египет Эялет . Влияние семьи снизилось в 19 веке, и настоящей династии не удалось основать. [ 2 ]

Происхождение
[ редактировать ]Происхождение семьи Азм относительно неясно, а доказательства были описаны как «противоречивые и в целом неудовлетворительные». [ 3 ] Одна из самых известных семей Османской Сирии. [ 4 ] Аль-Азмы, возможно, произошли из региона Конья в Анатолии ; [ 5 ] следовательно, их корни в Турции могут пролить свет на набор и карьеру членов семей, занимавших высокие должности османских офицеров в сирийских провинциях. [ 6 ] Семья Аль-Азм начала приобретать большое влияние в регионе, когда Ибрагим аль-Азм, «сельский знатный человек, возможно, турецкого происхождения», [ 4 ] отправился в Мааррат ан-Нуман , чтобы восстановить порядок в середине семнадцатого века. [ 4 ] После его смерти сыновья Ибрагима аль-Азма, Исмаил-паша аль-Азм и Сулейман-паша аль-Азм , выполнили задание своего отца и были вознаграждены османской администрацией наследственными налоговыми фермами в Хомсе , Хаме и Мааррат ан-Ну'. мужчина. [ 4 ]
В статье, написанной членом семьи, профессором Садиком Джалалом аль-Азмом , вводный автор Жан-Пьер Рондас описывает Аль-Азма как:
...на самом деле «османского» и турецкого происхождения. Его семья принадлежала к османскому правящему классу в Дамаске; его власть восходит к 17-18 векам... Турецкая семья аль-Азм продолжала оставаться в Дамаске [...] под французским мандатом. Член семьи Халид бей аль-Азм даже стал премьер-министром. Политическое влияние семьи продолжалось до 1963 года, когда власть захватила панарабская националистическая партия Баас. [ 7 ]
Помимо теории турецкого происхождения, считается возможным арабское происхождение. В частности, семья Азм считается частью «племени Бану Азм северного Хиджаза, [которое] служило османам в шестнадцатом веке, защищая караванный путь Дамаск-Медина, а затем мигрировало в Анатолию, затем в Ма». 'арра'. Фактически,
однако нет никаких сомнений в том, что местным летописцам и европейским наблюдателям восемнадцатого века Амсы были известны как семья арабского (бедуинского) происхождения... Вполне возможно, что последняя точка зрения [будучи турецкого происхождения] является ошибочный вывод, основанный на длительном проживании семьи в провинции Конья. [ 8 ]
Однако «нет никаких доказательств того, что сами азмы заявляли о своем бедуинском происхождении». [ 9 ]
Это противоречие можно понять в свете заявлений доктора Шамира Шимона и доктора Абдула Карима Рафека. Доктор Шимон Шамир утверждает, что «хотя ни одна из точек зрения не подкреплена определенными доказательствами, последняя [то есть бедуинская теория] кажется более приемлемой. В реалиях Сирии XVII и XVIII веков это более вероятно. что бедуинская семья на османской службе должна частично тюркизироваться и какое-то время жить в Анатолии, чем что турецкая семья должна стремиться получить престиж, ложно приписывая свое происхождение бедуинскому племени». [ 10 ] С другой стороны, д-р Абдул Карим Рафек «выбирает теорию местного происхождения, не связывая себя бедуинской стороной». В ответ на первоисточники, утверждающие, что «Садеддин [Паша аль-Азм] был «un autre pacha arabe denation»; и что Мехмед [Паша аль-Азм] происходил из арабской семьи... [и] что азмы были «Арабы» (авлад аль-Араб) из арабских земель (аль-билад аль-Арабия)», д-р Рафек выступает за то, чтобы относиться к этим заявлениям с большой осторожностью, особенно к эпитету «араб», который, по его мнению, означает «местный «В отличие от Османской. [ 11 ] Наконец, важно отметить, что есть свидетельства того, что «Сулейман-паша аль-Азм не знал ни слова по- арабски, тогда как Мехмед, очевидно, был полностью арабизирован». [ 12 ]
Прийти к власти
[ редактировать ]Исмаил-паша, который позже стал вали (губернатором) Триполи, был переведен в Дамаск в 1725 году по просьбе муфтия после того, как боевые действия между различными фракциями янычар помешали каравану хаджа отправиться вовремя. Его брат стал вали Триполи, а его сын стал вали Сидона. В 1730 году, когда султам Ахмед III был свергнут, все они были уволены, но ненадолго. Сулейман-паша аль-Азм , брат Исмаила-паши, стал вали Дамаска между 1733 и 1738 годами, а затем снова с 1741 года до своей смерти в 1743 году. Ему наследовал его племянник Асад-паша аль-Азм , который правил между 1743 и 1757 годами, и считался величайшим правителем Дамаска во времена Османской империи. Асад-паша после трех лет борьбы одолел всех своих местных противников. В его правление Хама и Хомс были присоединены к провинции Дамаск. [ 13 ]
Несмотря на способность Асад-паши обеспечить безопасность каравана паломников, новые османские власти в Стамбуле свергли его в 1757 году после четырнадцати лет правления. великий визирь Тогдашний Рагиб-паша назвал его «крестьянским сыном крестьянина» после того, как сделка между ними провалилась. Вдобавок кизлар-ага Стамбула невзлюбил аль-Азма за то, что он, очевидно, не позаботился о нем, когда он проходил через Дамаск в караване паломников. Османское государство также было заинтересовано в конфискации богатства аль-Азма, накопленного за время его пребывания у власти. Собранные большие суммы денег заставили государство переоценить свою валюту. [ 14 ] Его перевели в Алеппо , а затем уволили и казнили. Это ознаменовало конец золотого века семьи. Оно продолжало сохранять определенное влияние, и многие из его членов позже стали вали, но его великие дни прошли. [ 13 ] Последним членом семьи, управлявшим Дамаском, был Абдулла-паша аль-Азм , который служил с перерывами между 1795 и 1807 годами. [ 15 ]
Сохранение фамилии
[ редактировать ]В середине 18 века семья аль-Азм примирилась с центрами власти за пределами семьи. Следовательно, два члена ее семьи, Лейла бинт ас-Сайид Ибрагим аль-Азм и Хадиджа бинт Насух-паша, вышли замуж за турецких мамлюков, находившихся на семейной службе, чтобы сохранить фамилию Азм. [ 16 ] Линия происхождения от Лейлы указывает на то, что эта ветвь семьи была сосредоточена вокруг Хамы, и многие из них занимали там государственные посты. [ 16 ]
Наследие
[ редактировать ]Эпоха Аль-Азма принесла в Дамаск строительный бум, где были построены десятки бань , ханов , школ и базаров , многие из которых сохранились до сих пор. Самыми известными из них являются Дворец Азм в Дамаске и Дворец Азм в Хаме, оба из которых были построены Асадом Пашой аль-Азмом как роскошные резиденции. [ 17 ]
Разный перевод фамилии
[ редактировать ]Фамилии не использовались в эпоху Османской империи. Члены семьи использовали имя Азмзаде в девятнадцатом веке. [ 18 ] в отношении клана Азм, где заде является дополнением, указывающим на благородство. Латинская надпись имени, переведенная с арабской графики, со временем видоизменилась и теперь пишется по-разному. Некоторые члены семьи носят фамилию Азме, Аладем, Алазм, Аладам, Альзм или некоторые другие фамилии, хотя все они принадлежат к одной семье. Кроме того, некоторые члены семьи, оставшиеся в Турции, имеют множество разных фамилий, которые были выбраны после обнародования закона 1934 года, который сделал фамилии обязательными и запретил их использование для обозначения дворянства. Неясно, используют ли некоторые фамилию Кемикоглу, что буквально означает «сын-кость».
Члены семьи
[ редактировать ]- Исмаил-паша аль-Азм , османский губернатор Хамы, Хомса, Триполи и Дамаска
- Сулейман-паша аль-Азм , османский губернатор Триполи, Сидона и Дамаска, брат Исмаила-паши
- Асад-паша аль-Азм , османский губернатор Хамы и Дамаска, сын Исмаила-паши
- Саадеддин-паша аль-Азм , османский губернатор Алеппо и Египта (среди прочих), сын Исмаила-паши
- Мухаммад-паша аль-Азм , османский губернатор Сидона и Дамаска, сын Асад-паши
- Абдулла-паша аль-Азм , османский губернатор Дамаска, сын Мухаммад-паши
- Азмзаде Садик Аль Муаяд , османский губернатор Джидды, императорский комиссар в Болгарии, сын Салиха Аздашир-бея
- Хакки аль-Азм , бывший премьер-министр Сирии
- Рафик аль-Азм , издатель и политик
- Халид аль-Азм , шестикратный бывший премьер-министр Сирии
- Садик Джалал аль-Азм , почетный профессор современной европейской философии Университета Дамаска
Здания, названные в честь семьи
[ редактировать ]Книги, изданные членами семьи
[ редактировать ]- Азмзаде Садик Эль Муейед, Habes Seyahatnamesi [Книга путешествий по Абиссинии], Стамбул, 1904 г., перевод на английский язык Г. Гоккентом и семьей, 2021 г. https://www.amazon.com/Ethiopia-Book-Travels-Giyas-Gokkent/dp/ 1737129892
- Азмзаде Садик Эль Муейед, Бир Османли Забитинин Африка Сахра-и Кебиринде Сеяхати [Путешествие османского офицера по Большой Сахаре в Африке], Стамбул, 1897 г., перевод на английский Г. Гоккента, 2021 г. https://www.amazon.com/Journey- Большая-Сахара-Африка-Through/dp/1737129884/ref=sr_1_2?dchild=1&qid=1630652339&refinements=p_27%3AGiyas+M+Gokkent&s=books&sr=1-2&text=Giyas+M+Gokkent
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стернс и Лангер, 2001, стр.357.
- ^ Холт, Лэмбтон и Льюис, 1977, стр.376.
- ^ Дауэс, 2000, с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д Хури, Филип С. (2003), Городские знати и арабский национализм: политика Дамаска 1860-1920 гг ., Cambridge University Press , стр. 50, ISBN 0521533236 Самой известной семьей ,
обеспечившей значительную независимую политическую власть в Дамаске, была семья Азм. Ибрагим аль-Азм, сельский знатный человек, возможно, турецкого происхождения, в середине семнадцатого века отправился в Мааррат ан-Нуман, торговый центр между Алеппо и Хамой, обслуживающий бедуинов, чтобы восстановить порядок. Хотя он был убит, его сыновья, Исмаил и Сулейман, выполнили задание своего отца и были вознаграждены наследственными налоговыми фермами в Хомсе, Хаме и Мааррат ан-Нумане.
- ^ Дауэс, Дик (2000), Османы в Сирии: история справедливости и угнетения , IB Tauris, стр. 69, ISBN 1-86064-031-1 Происхождение этих семей
представляет интерес, поскольку оно проливает свет на набор и структуру карьеры офицеров в сирийских провинциях, многие из которых были выходцами из Анатолии. Семья Азм, возможно, происходила из района Конья...
- ^ Дауэс, 2000, с. 69.
- ^ аль-Азм, Садик Джалал (2008), «Наука и религия, непростые отношения в истории иудео-христианско-мусульманского наследия», Ислам и Европа , Leuven University Press, стр. 129, ISBN 978-9058676726
- ^ Шамир, Шимон (2009), Асад Паша аль-Азм и османское правление в Дамаске (1743–1758 гг.) , Cambridge University Press, стр. 1
- ^ Барбир, Карл К. (1980), Османское правление в Дамаске, 1708-1758 , Princeton University Press , стр. 58, ISBN 1400853206
- ^ Барбир, 1980, стр. 58.
- ^ Рафек, Абдул-Карим (1966), Провинция Дамаск, 1723–1783 , Хаят, стр. 88–89
- ^ Барбир, 1980, стр. 58-61.
- ^ Jump up to: а б Сингх, 2000, стр. 162.
- ^ Шуейри, 2005, стр.232.
- ^ Дауэс, 2000, с. 57.
- ^ Jump up to: а б Линда Шатковски, Шильхер (1985), Семьи в политике: дамасские фракции и сословия XVIII и XIX веков , Ф. Штайнер, с. 138, ISBN 3515031464
- ^ Дампер и Стэнли, 2007, стр.123.
- ^ Минави, Мостафа (2022). Потеря Стамбула: арабо-османские империалисты и конец империи . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-1-5036-3316-2 .
Библиография
[ редактировать ]- Дауэс, Дик (2000), Османы в Сирии: история справедливости и угнетения , IB Tauris, ISBN 1-86064-031-1
- Стернс, Питер Н.; Лангер, Леонард (2001), Исторический словарь Сирии , Houghton Mifflin Harcourt, ISBN 978-0-395-65237-4 [ постоянная мертвая ссылка ]
- Холт, Питер Малкольм; Ламбтон, Энн К.С.; Льюис, Бернард (1977), Кембриджская история ислама, Том 1 , Cambridge University Press, ISBN 978-0-295-98676-0
- Сингх, Нагендра Кр (2000), Международная энциклопедия исламских династий , Anmol Publications PVT. ООО, ISBN 978-81-261-0403-1 [ постоянная мертвая ссылка ]
- Шуери, Юсеф М. (2005), Спутник по истории Ближнего Востока , Уайли-Блэквелл, ISBN 978-1-4051-0681-8
- Дампер, Майкл; Стэнли, Брюс Э. (2007), Города Ближнего Востока и Северной Африки: историческая энциклопедия , ABC-CLIO, ISBN 978-1-57607-919-5