Jump to content

мамлюк

мамлюки
мамлюки
Османские мамлюкские уланы, начало 16 века. Офорт Дэниела Хопфера ( ок. 1526–1536 ), Британский музей , Лондон. [1]
Активный 830–1811 гг.
Страна Аббасидский халифат
Фатимидский халифат
Айюбидский султанат
Мамлюкский султанат
Делийский султанат
Османская империя
Тип Порабощенные наемники ,
рабы-солдаты ,
освобожденные рабы

Мамлюк или мамлюк ( / ˈ m æ m ə l k / ; арабский : мамлюк , латинизированный : мамлюк (единственное число), мамлюк , мамалик (множественное число); [2] переводится как «тот, кому принадлежит», [3] [4] означает « раб ») [2] [3] [5] были неарабскими , этнически разнообразными (в основном тюркскими , кавказскими , восточно- и юго-восточноевропейскими ) порабощенными наемниками , рабами-воинами и освобожденными рабами , которым были поручены высокие военные и административные обязанности, служившие правящим арабским и османским династиям в мусульманском мире. . [3] [4] [6] [7] [8]

Самым устойчивым царством мамлюков был рыцарский военный класс в средневековом Египте , который развился из рядов солдат-рабов . [3] [4] [5] [7] Первоначально мамлюки были рабами тюркского происхождения из Евразийской степи . [3] [4] [5] [7] [8] [9] [10] но институт военного рабства распространился и на черкесов , [4] [7] [8] [9] [11] Абхазы , [12] [13] [14] Грузины , [4] [7] [15] [16] [17] Армяне , [4] [7] [8] [18] русские , [8] и венгры , [7] а также народы с Балкан, такие как албанцы , [7] [19] Греки , [7] и южные славяне [7] [19] [20] ( см. Сакалиба ). Они также набирали армию из египтян . [9] «Феномен мамлюков/гуламов». [6] как Дэвид Аялон назвал создание особого класса воинов, [21] имел большое политическое значение; во-первых, оно просуществовало почти 1000 лет, с 9-го века до начала 19-го века.

Со временем мамлюки превратились в мощный военный рыцарский класс в различных мусульманских обществах , находившихся под контролем династических арабских правителей. [3] [4] [5] [7] [9] Особенно в Египте и Сирии . [3] [4] [5] [9] но также в Османской империи , Леванте , Месопотамии и Индии мамлюки обладали политической и военной властью. [7] В некоторых случаях они достигали ранга султана , а в других они обладали региональной властью как эмиры или беи . [9] В частности, группировки мамлюков захватили султанат с центром в Египте и Сирии и контролировали его как султанат мамлюков (1250–1517). [3] [4] [5] [9] Мамлюкский султанат одержал победу над Ильханатом в битве при Айн-Джалуте . Ранее они сражались с западноевропейскими христианскими крестоносцами в 1154–1169 и 1213–1221 годах, эффективно изгнав их из Египта и Леванта. В 1302 году мамлюкский султанат официально изгнал последних крестоносцев из Леванта, положив конец эпохе крестовых походов. [7] [22]

Хотя мамлюки были куплены в собственность, [3] [4] [5] [7] [9] их статус был выше обычных рабов, которым не разрешалось носить оружие или выполнять определенные задачи. [3] [4] [5] [9] В таких местах, как Египет, со времен династии Айюбидов до времен Мухаммеда Али в Египте , мамлюки считались «истинными лордами» и «настоящими воинами», имеющими социальный статус выше основного населения Египта и Леванта . [7] В каком-то смысле они были похожи на порабощенных наемников . [3] [4] [5] [9] [23]

Кольчуга и пластинчатый доспех с полным конским доспехом османского Музей всадника-мамлюка (около 1550 г.), Армии , Париж
изображенный Греческий мамлюк-мусульманин, Луи Дюпре (холст, масло, 1825 г.)
Дворянин-мамлюк из Алеппо ( Османская Сирия , 19 век)

Дэниел Пайпс утверждал, что первое указание на военный класс мамлюков уходит корнями в практику ранних мусульман, таких как Зубайр ибн аль-Аввам и Усман ибн Аффан , которые до ислама владели многими рабами и практиковали мавлу (исламское освобождение рабов). [24] Армия Зубайридов под командованием Абдаллаха ибн аз-Зубайра , сына Зубайра, использовала этих освобожденных рабов во время второй гражданской войны. [24]

Между тем, историки сходятся во мнении, что массовое внедрение рабского военного класса, такого как мамлюки, по-видимому, получило развитие в исламских обществах, 9-го века начиная с халифата Аббасидов , базирующегося в Багдаде под руководством халифа Аббасидов аль-Мутасима . [5] До 1990-х годов широко распространено мнение, что самые ранние мамлюки были известны как гильманы или гуламы. [6] (еще один широко синонимичный термин для рабов) [Примечание 1] и были куплены халифами Аббасидов, особенно аль-Мутасимом (833–842 гг.).

К концу IX века такие воины-рабы стали доминирующим элементом в армии. Конфликт между гильманами и населением Багдада побудил халифа аль-Мутасима перенести свою столицу в город Самарру , но это не помогло снизить напряженность. Халиф аль-Мутаваккиль был убит некоторыми из этих рабов-солдат в 861 году (см. «Анархия в Самарре »). [25]

С начала 21 века историки предполагают, что существовало различие между системой Мамлюков и (более ранней) системой Гилмана в Самарре , которая не имела специальной подготовки и была основана на ранее существовавших центральноазиатских иерархиях. Взрослые рабы и свободные люди служили воинами в системе Гилмана. Система мамлюков сложилась позже, после возвращения халифата Багдаду в 870-х годах. Оно включало систематическое обучение молодых рабов военным и боевым навыкам. [26] Система мамлюков считается небольшим экспериментом аль-Муваффака , призванным объединить эффективность рабов как воинов с повышенной надежностью. Эта недавняя интерпретация, похоже, была принята. [27]

После распада империи Аббасидов военные рабы, известные как мамлюки или гильманы, использовались во всем исламском мире в качестве основы военной мощи. Фатимидский халифат (909–1171) в Египте насильно забирал подростков мужского пола из армян, турок , суданцев и коптов из их семей для обучения в качестве солдат-рабов. Они составляли основную часть их вооруженных сил, а правители отбирали ценных рабов для службы в своей администрации. [18] Могущественный визирь Бадр аль-Джамали , например, был мамлюком из Армении . В Иране и Ираке династия Буидов использовала тюркских рабов по всей своей империи. Мятежник аль-Басасири был мамлюком, который в конечном итоге положил начало династическому правлению Сельджуков в Багдаде после неудачной попытки восстания. Когда более поздние Аббасиды восстановили военный контроль над Ираком, они также полагались на гилманов как на своих воинов. [28]

При Саладине и Айюбидах Египта власть мамлюков возросла, и в 1250 году они заявили права на султанат, правя как Мамлюкский султанат . [9] Во всем исламском мире правители продолжали использовать порабощенных воинов до 19 века. Османской империи в Девширме , или «сбор» молодых рабов для янычар , длился до 17 века. Режимы, основанные на власти мамлюков, процветали в таких османских провинциях, как Левант и Египет, до 19 века.

Организация

[ редактировать ]
Египетский воин-мамлюк в полном вооружении, вооруженный копьем, щитом, мамлюкским мечом , ятаганом и пистолетами.

В Каирском султанате мамлюков мамлюков покупали еще молодыми мужчинами. Они были воспитаны в казармах Цитадели Каира . Из-за их изолированного социального статуса (отсутствия социальных связей или политической принадлежности) и суровой военной подготовки им полагалось быть верными своим правителям. [23] Когда их обучение было завершено, они были уволены, но остались привязаны к покровителю, который их приобрел. Мамлюки полагались на помощь своего покровителя в продвижении по карьерной лестнице, а также от его рекрутов зависели репутация и власть покровителя. Мамлюк был «связан сильным корпоративным духом со своими сверстниками в том же доме». [23]

Мамлюки жили в пределах своих гарнизонов и в основном проводили время друг с другом. Их развлечения включали спортивные мероприятия, такие как соревнования по стрельбе из лука и презентации навыков конного боя не реже одного раза в неделю. Интенсивная и тщательная подготовка каждого новобранца помогла обеспечить преемственность практики мамлюков. [9]

Султаны владели наибольшим количеством мамлюков, но меньшие амиры также владели собственными войсками. Многие мамлюки были назначены или продвинуты на высокие должности по всей империи, включая командование армией. [9] Сначала их статус был ненаследственным. Сыновьям мамлюков не позволяли следовать роли своего отца в жизни. Однако со временем в таких местах, как Египет, силы мамлюков стали связаны с существующими властными структурами и приобрели значительное влияние на эти державы. [9]

Отношения с родиной и семьей

[ редактировать ]

Исследования в Египте показали, что мамлюки из Грузии сохранили свой родной язык , были осведомлены о политике Кавказского региона и их часто навещали родители или другие родственники. Кроме того, они отправляли подарки членам семьи или давали деньги на строительство полезных сооружений (оборонительной башни или даже церкви) в родных деревнях. [29]

Раннее происхождение в Египте

[ редактировать ]
Смотрите также: Балканская работорговля
Битва при Вади аль-Хазандаре , 1299 год. Изображение монгольских лучников и конницы мамлюков; Иллюстрация XIV века из рукописи «Истории татар» .
Мечеть-медресе султана Хасана (слева), а также более поздняя мечеть Аль-Рифаи (справа) и две османские мечети (на переднем плане) в Каире.

Практика вербовки рабов в качестве солдат в мусульманском мире и превращения их в мамлюков началась в Багдаде в 9 веке нашей эры. [4] и был начат аббасидским халифом аль-Мутасимом . [5]

С 900-х по 1200-е годы средневековый Египет находился под контролем династических иностранных правителей, в частности Ихшидидов , Фатимидов и Айюбидов . На протяжении всех этих династий тысячи мамлюкских солдат-рабов и охранников продолжали использоваться и даже занимали высокие посты. [3] Растущий уровень влияния среди мамлюков беспокоил Айюбидов особенно . В конце концов, мамлюк стал султаном Египта . [5] [9] [30] Мамлюки в средневековом Египте были преимущественно белотюркского и черкесского происхождения. [3] [9] и большинство из них произошли от порабощенных христиан. [9] После того как их забрали из семей, они стали ренегатами. [9] Поскольку египетские мамлюки были порабощенными христианами, мусульманские правители и священнослужители не верили, что они истинно верующие в ислам, несмотря на то, что их использовали для участия в войнах от имени нескольких исламских королевств в качестве солдат-рабов. [9]

К 1200 году Саладина брат аль-Адиль сумел обеспечить контроль над всей империей, победив и убив или заключив в тюрьму своих братьев и племянников по очереди. С каждой победой аль-Адиль включал побежденную свиту мамлюков в свою собственную. Этот процесс повторился после смерти аль-Адиля в 1218 году и после смерти его сына аль-Камиля в 1238 году. Айюбиды все больше окружались мамлюками, которые действовали полуавтономно в качестве региональных атабегов . Мамлюки все чаще вовлекались во внутреннюю придворную политику самого королевства, поскольку различные фракции использовали их в качестве союзников. [9]

Нападение французов и захват мамлюков

[ редактировать ]

В июне 1249 года участники Седьмого крестового похода под командованием французского короля Людовика IX высадились в Египте и взяли Дамиетту . После того как египетские войска сначала отступили, султан приказал повесить более 50 командиров как дезертиров .

Когда умер египетский султан ас-Салих Айюб , власть на короткое время перешла к его сыну аль-Муаззаму Тураншаху , а затем к его любимой жене Шаджар ад-Дурр , турчанке , по мнению большинства историков, в то время как другие говорят, что она была армянкой . При поддержке мамлюков она взяла под свой контроль и начала контратаку против французов. Войска бахрийского полководца Байбарса разгромили войска Людовика. Король слишком долго откладывал свое отступление и в марте 1250 года был схвачен мамлюками. Он согласился заплатить выкуп в размере 400 000 турских ливров, чтобы добиться освобождения (150 000 ливров так и не были выплачены). [31]

Из-за политического давления на лидера-мужчину Шаджар вышла замуж за мамлюкского командира Айбака . Его убили в ванне. В развернувшейся борьбе за власть к власти пришел наместник Кутуз , также мамлюк. Он официально основал султанат мамлюков и династию мамлюков Бахри .

Первая династия мамлюков была названа Бахри по названию одного из полков, Бахрия или полка Ривер-Айленда. Его название отсылало к их центру на острове Рода в Ниле . Полк состоял в основном из кипчаков и половцев . [ нужна ссылка ]

Мамлюкско-сирийский стеклянный сосуд XIV века; В ходе торговли показанная средняя ваза оказалась в Йемене , а затем в Китае.

Отношения с монголами

[ редактировать ]

Когда Монгольской империи в 1258 году войска под предводительством Хулагу-хана разграбили Багдад и двинулись в сторону Сирии, мамлюкский эмир Байбарс покинул Дамаск и направился в Каир . Там его приветствовал султан Кутуз . [32] После взятия Дамаска Хулагу потребовал от Кутуса сдачи Египта. Кутуз приказал убить посланников Хулагу и с помощью Байбарса мобилизовал свои войска.

Когда Мункэ-хан погиб в бою против Южной Сун , Хулагу вывел большую часть своих войск из Сирии, чтобы присутствовать на курултае (церемонии похорон). Он оставил своего лейтенанта Кристиана Китбуку командовать символическим отрядом численностью около 18 000 человек в качестве гарнизона. [33] Армия мамлюков во главе с Кутузом заманила сокращенную армию Ильханата в засаду у реки Оронт , разбила их в битве при Айн-Джалуте в 1260 году, захватила и казнила Китбуку.

После этого великого триумфа Кутуз был убит заговорщиками-мамлюками. Широко говорилось, что в заговоре с целью убийства был замешан Байбарс, захвативший власть. В последующие столетия мамлюки правили прерывисто, в среднем семь лет.

Мамлюки во второй раз разбили Ильханидов в Первой битве при Хомсе и начали оттеснять их на восток. При этом они укрепили свою власть над Сирией, укрепили территорию, установили почтовые пути и дипломатические связи между местными князьями. Войска Байбарса напали на Акру в 1263 году, захватили Кесарию в 1265 году и взяли Антиохию в 1268 году.

Мамлюки атакуют при падении Триполи в 1289 году.

Мамлюки также отразили новые атаки Ильханата в Сирии в 1271 и 1281 годах ( Вторая битва при Хомсе ). Они потерпели поражение от Ильханидов и их христианских союзников в битве при Вади-эль-Хазандаре в 1299 году. Вскоре после этого мамлюки снова разгромили Ильханство в 1303/1304 и 1312 годах. Наконец, Ильханиды и мамлюки подписали мирный договор в 1323.

Династия Бурджи

[ редактировать ]

К концу четырнадцатого века большинство мамлюков составляли черкесы из Северо-Кавказского региона, молодые мужчины которых часто попадали в рабство. [11] В 1382 году к власти пришла династия Бурджи , когда Баркук был провозглашен султаном. Название «Бурджи» относилось к их центру цитадели Каира в .

Баркук стал врагом Тимура , который угрожал вторгнуться в Сирию. Тимур вторгся в Сирию, разгромив армию мамлюков, разграбил Алеппо и захватил Дамаск. Османский султан Баязид I затем вторгся в Сирию. После смерти Тимура в 1405 году мамлюкский султан ан-Насир Фарадж восстановил контроль над Сирией. Часто сталкиваясь с восстаниями местных эмиров , он был вынужден отречься от престола в 1412 году. В 1421 году Египет подвергся нападению со стороны Кипрского королевства , но египтяне вынудили киприотов признать сюзеренитет египетского султана Барсбая . Во время правления Барсбая население Египта значительно сократилось по сравнению с тем, что было несколько столетий назад; в нем была одна пятая числа городов.

Аль-Ашраф пришел к власти в 1453 году. У него были дружеские отношения с Османской империей, которая позже в том же году захватила Константинополь , вызвав большое ликование в мусульманском Египте. Однако во время правления Хушкадама Египет начал борьбу с Османским султанатом. В 1467 году султан Кайтбай обидел османского султана Баязида II , брата которого отравили. Баязид II захватил Адану , Тарс и другие места на территории Египта, но в конечном итоге потерпел поражение. Кайтбей также пытался помочь мусульманам в Испании , страдавшим после католической Реконкисты , угрожая христианам в Сирии, но он не имел большого эффекта в Испании. Он умер в 1496 году, имея долг в несколько сотен тысяч дукатов перед великими торговыми семьями Венецианской республики .

Португальско-мамлюкские войны

[ редактировать ]

Васко да Гама в 1497 году обогнул мыс Доброй Надежды и двинулся на восток через Индийский океан к берегам Малабара и Кожикоде . Там он атаковал флоты , перевозившие грузы и мусульманских паломников из Индии к Красному морю , и вселил ужас в правителей вокруг. Происходили различные сражения. Султан Каира-мамлюка аль-Ашраф Кансух аль-Гаври был оскорблен нападениями в районе Красного моря, потерей пошлин и трафика, унижениями, которым подверглись Мекка и ее порт, и, прежде всего, потерей одного из своих кораблей. Он поклялся отомстить Португалии, сначала отправив монахов из Храма Гроба Господня в качестве послов, он пригрозил Папе Юлию II , что, если он не остановит Мануэля I Португальского в его грабежах в Индийском море, он уничтожит все христианские святыни. [34]

Правители Гуджарата в Индии и Йемена также обратились за помощью к мамлюкскому султану Египта. Они хотели, чтобы в Красном море был вооружен флот, который мог бы защитить их важные торговые морские пути от нападений португальцев. Вскоре Джидда была укреплена и стала гаванью-убежищем, поэтому Аравия и Красное море были защищены. Но флоты в Индийском океане по-прежнему находились во власти противника.

Последний султан мамлюков Аль-Гаври оснастил флот из 50 судов. Поскольку у мамлюков было мало опыта в морской войне, он обратился за помощью к османам для развития этого военно-морского предприятия. [35] В 1508 году в битве при Чауле мамлюкский флот разгромил сына португальского наместника Лоренсу де Алмейду .

Но в следующем году португальцы выиграли битву при Диу и отвоевали портовый город Диу у султаната Гуджарат . Несколько лет спустя Афонсу де Альбукерке напал на Аден , и египетские войска потерпели поражение от португальцев в Йемене. Аль-Гаври снарядил новый флот, чтобы наказать врага и защитить индийскую торговлю. Прежде чем он смог проявить большую власть, Египет потерял свой суверенитет. Османская империя захватила Египет и Красное море вместе с Меккой и всеми ее арабскими интересами.

Османы и конец мамлюкского султаната

[ редактировать ]

Османский султан Баязид II вел войну на юге Европы, когда в 1501 году началась новая эра вражды с Египтом. Она возникла из-за отношений с династией Сефевидов в Персии . Шах Исмаил I отправил посольство в Венецианскую республику через Сирию, предложив Венеции вступить в союз с Персией и вернуть себе территорию, захваченную османами. мамлюкскому египетскому султану Аль-Гаври поручил Селим I предоставить персидским послам проход через Сирию на пути в Венецию и укрыть беженцев. Чтобы умилостивить его, аль-Гаври поместил в тюрьму венецианских купцов, находившихся тогда в Сирии и Египте, но через год освободил их. [36]

После битвы при Чалдиране в 1514 году Селим напал на бея Дулкадиридов , поскольку вассал Египта стоял в стороне, и отправил его голову Аль-Гаври. Теперь, будучи защищенным от Персии, в 1516 году он сформировал большую армию для завоевания Египта, но заявил, что намеревается продолжать нападения на Персию.

В 1515 году Селим начал войну, которая привела к завоеванию Египта и его зависимых территорий. Мамлюкская кавалерия не смогла противостоять османской артиллерии и янычарской пехоте . 24 августа 1516 года в битве при Мардж-Дабике султан Аль-Гаври был убит. Сирия перешла во владение Турции, и это событие приветствовалось во многих местах, поскольку рассматривалось как избавление от мамлюков. [36]

Султанат мамлюков просуществовал в Египте до 1517 года, когда 20 января Селим захватил Каир. Хотя и не в той форме, как при Султанате, Османская империя сохранила мамлюков как египетский правящий класс, а мамлюкам и семье Бурджи удалось восстановить большую часть своего влияния, но в качестве вассалов османов. [36] [37]

Независимость от османов

[ редактировать ]
Атака мамлюкской кавалерии автора Карл Верне

В 1768 году Али-бей аль-Кабир провозгласил независимость от османов. Однако османы подавили движение и сохранили свои позиции после его поражения. К этому времени на Кавказ из Грузии были завезены новые рекруты-рабы.

Наполеон вторгается

[ редактировать ]
Атака мамлюков во время Аустерлицкой битвы автора Фелициан Мирбах . Мамлюки , элитный отряд кавалерии, с которым французы столкнулись во время своей кампании в Египте в 1798 году , могли проследить свою родословную от османов до середины 13 века.

В 1798 году правящая Директория Французской Республики санкционировала кампанию на «Востоке», чтобы защитить торговые интересы Франции и подорвать доступ Великобритании в Индию. С этой целью Наполеон Бонапарт повел Восточную армию в Египет.

Французы разгромили армию мамлюков в битве у пирамид и вытеснили выживших в Верхний Египет . Мамлюки полагались на массированные кавалерийские атаки, замененные только добавлением мушкетов . Французская пехота выстроилась в квадрат и твердо держалась. Несмотря на многочисленные победы и поначалу успешную экспедицию в Сирию, нарастающий конфликт в Европе и ранее нанесенное британским Королевским флотом поражение поддерживающего французского флота в битве на Ниле решили проблему.

14 сентября 1799 года генерал Жан-Батист Клебер сформировал конную роту из вспомогательных войск мамлюков и сирийских янычар из турецких войск, захваченных при осаде Акры . Мену реорганизовал роту 7 июля 1800 года, сформировав три роты по 100 человек в каждой и переименовав ее в «Мамлюки Республики». В 1801 году генерал Жан Рапп был отправлен в Марсель для организации эскадрона из 250 мамлюков. 7 января 1802 г. предыдущий приказ был отменен, а эскадрон сократился до 150 человек. В списке действующих лиц на 21 апреля 1802 г. значатся три офицера и 155 других чинов. Указом от 25 декабря 1803 мамлюки были организованы в роту при Шевальских егерях Императорской гвардии (см. Мамлюки Императорской гвардии ).

Второе мая 1808 года : атака мамелюков императорской гвардии в Мадриде , картина Франсиско де Гойя.

Наполеон ушел со своей личной охраной в конце 1799 года. Его преемник в Египте генерал Жан-Батист Клебер был убит 14 июня 1800 года. Командование армией в Египте перешло к Жаку-Франсуа Мену . Изолированный и лишенный припасов, Мену сдался британцам в 1801 году.

После Наполеона

[ редактировать ]

После ухода французских войск в 1801 г. мамлюки продолжили борьбу за независимость; на этот раз против Османской империи. В 1803 году лидеры мамлюков Ибрагим-бей и Осман-бей аль-Бардиси написали российскому генеральному консулу, прося его выступить посредником с султаном, чтобы позволить им вести переговоры о прекращении огня и возвращении на родину, в Грузию. Однако российский посол в Константинополе отказался вмешаться из-за националистических волнений в Грузии, которые могли быть вызваны возвращением мамлюков. [36]

В 1805 году население Каира восстало. Это дало шанс мамлюкам захватить власть, но внутренние трения помешали им воспользоваться этой возможностью. В 1806 году мамлюки разгромили турецкие войска в нескольких столкновениях. В июне соперничающие стороны заключили соглашение, по которому Мухаммед Али (назначенный губернатором Египта 26 марта 1806 года) должен был быть смещен с должности и возвращена власть мамлюкам. Однако они снова не смогли воспользоваться этой возможностью из-за разногласий между фракциями. Мухаммед Али сохранил свою власть. [9]

Конец власти в Египте

[ редактировать ]
Резня мамелюков в Каирской цитадели в 1811 году.

Мухаммед Али знал, что ему придется иметь дело с мамлюками, если он хочет контролировать Египет. Они по-прежнему были феодальными владельцами Египта, и их земля по-прежнему была источником богатства и власти. Однако экономическое напряжение, связанное с поддержанием военной силы, необходимой для защиты системы мамлюков от европейцев и турок, в конечном итоге ослабило бы их до грани краха. [38]

1 марта 1811 года Мухаммед Али пригласил всех ведущих мамлюков в свой дворец, чтобы отпраздновать объявление войны ваххабитам в Аравии. С этой целью в Каире прошли парадом от 600 до 700 мамлюков . Силы Мухаммеда Али убили почти всех из них возле ворот Аль-Азаб на узкой дороге вниз от холма Мукатам. Эта засада стала известна как Резня в Цитадели . По современным данным, только один мамлюк, имя которого дается по-разному: Амим (также Амин) или Хешджукур ( Бесленей ), выжил, когда заставил своего коня спрыгнуть со стен цитадели. [39]

В течение следующей недели около 3000 мамлюков и их родственников были убиты по всему Египту регулярными войсками Мухаммеда. Только в цитадели Каира погибло более 1000 мамлюков.

Несмотря на уничтожение Мухаммедом Али мамлюков в Египте, группа из них бежала на юг, на территорию современного Судана . В 1811 году эти мамлюки основали государство в Дункуле в Сеннаре как базу для своей работорговли. В 1820 году султан Сеннара сообщил Мухаммеду Али, что не может выполнить требование об изгнании мамлюков. В ответ паша послал 4000 солдат, чтобы вторгнуться в Судан, очистить его от мамлюков и вернуть его Египту. Войска паши получили подчинение Кашифа, разогнали мамлюков Дункулаха, завоевали Кордофан и приняли капитуляцию Сеннара от последнего Фунджа султана , Бади VII .

По мнению Эрика Чейни и Лизы Блейдс, опора мусульманских правителей на мамлюков оказала глубокое влияние на политическое развитие арабского мира. Они утверждают, что, поскольку европейским правителям приходилось полагаться на местные элиты в плане вооруженных сил, лорды и буржуазия приобрели необходимую переговорную силу, чтобы добиваться представительного правительства. Мусульманские правители не сталкивались с таким же давлением отчасти потому, что мамлюки позволяли султанам обходить местные элиты. [40]

Другие режимы

[ редактировать ]

Были различные места, где мамлюки получали политическую или военную власть как самовоспроизводящееся военное сообщество. Некоторые примеры этого можно увидеть в регионе Триполитания в Ливии, где губернаторы-мамлюки проводили свою различную политику в рамках Османской империи до 18 октября 1912 года, когда итальянские войска захватили регион в ходе итало-турецкой войны.

Южная Азия

[ редактировать ]

В 1206 году мамлюкский командующий мусульманскими войсками на Индийском субконтиненте Кутб ад-Дин Айбак провозгласил себя султаном, создав мамлюкский султанат в Дели , просуществовавший до 1290 года.

Западная Азия

[ редактировать ]

Мамлюкский корпус был впервые введен в Ирак Хасаном пашой Багдадским - в 1702 году. С 1747 по 1831 год Ираком с небольшими перерывами правили мамлюкские офицеры грузинского происхождения . [16] [41] которому удалось утвердить автономию от Блистательной Порты , подавить племенные восстания, обуздать власть янычар, восстановить порядок и внедрить программу модернизации экономики и вооруженных сил. В 1831 году османы свергли Дауда-пашу , последнего правителя мамлюков, и установили прямой контроль над Ираком. [42]

Правители

[ редактировать ]

В Египте

[ редактировать ]

Династия Бахри

[ редактировать ]
Мамлюк верхом на лошади, пиетон или пеший солдат-мамлюк и солдат- бедуин , 1804 г.

Зодиакальная династия

[ редактировать ]
Мавзолей Кутб ад-Дина Айбака в Анаркали , Лахор , Пакистан.

Названия должностей и терминология

[ редактировать ]

Следующие термины изначально происходят либо из турецкого , либо из османско-турецкого языка (последний состоит из турецких, арабских и персидских слов и грамматических структур).

Английский арабский Примечания
Алама Султания Знак чаши Печать или подпись султана ставилась на его указах, письмах и документах.
Аль-Нафир аль-Ам Общественная тревога Общее чрезвычайное положение объявлено во время войны
Амир принц Принц
Амир Ахур Амир Ахор смотритель королевской конюшни (от персидского آخور, что означает конюшня)
Амир Меджлис Принц Совета Страж трона и ложа султана
Атабек я тебя ненавижу Главнокомандующий (буквально «отец-лорд», первоначально означавший назначенного отчима для второстепенного принца немамлюкского происхождения)
Астадар я обернулся Начальник королевских слуг
Обучение окружающей среде авиапочта Авиапочта (почта, отправленная почтовыми голубями, усиленная Султаном Байбарсом )
Байт аль-Мал Дом денег казначейство
Чешме Тссс Бассейн с водой или фонтан (буквально «глаз»), от персидского چشمه.
Портной Давадар Держатель бутылки с чернилами султана (от персидского دوات‌دار , что означает носитель бутылки с чернилами)
Фондок отель Отель (некоторыми известными отелями Каира в эпоху мамлюков были Дар аль-Тофах, Фондок Билал и Фондок аль-Салих )
Он не отвечает бровь Привратник султанского двора
Икта феодальность Доход от отвода земли
Джамкия Ямайский Заработная плата, выплачиваемая мамлюку
Джашнакир Джашанкер Дегустатор еды султана (чтобы убедиться, что его пиво не отравлено)
Джомдар Джамдар Чиновник отдела одежды султана (от персидского جامه‌دار , что означает хранитель одежды)
Кафель аль-Мамалек аль-Шарифа аль-Исламия аль-Амир аль-Амри Гарант почетных исламских королевств, принц Титул вице-султана (Хранитель принца командования [букв. Главнокомандующий] достойных исламских королевств)
Хан Хан Магазин, специализирующийся на продаже определенного товара.
Хаския Особенный Придворные султана и наиболее доверенные королевские мамлюки, выполнявшие функции телохранителей султана / Привилегированная группа вокруг выдающегося эмира (от персидского خاصگیان , что означает близкие соратники).
Хаста Хане Особое предательство Больница (от османско-турецкого خسته‌خانه , от персидского)
Хонд смех Жена султана
Хушдашия Хишдашия Мамлюки, принадлежащие тому же Амиру или Султану.
Махкамат аль-Мазалим Суд по жалобам Жалобный суд. Суд, рассматривавший дела о жалобах людей на государственных чиновников. Этот суд возглавлял сам султан.
Мамалик Китабея Книга мамлюков Мамлюки все еще посещают учебные занятия и до сих пор живут в Тебаке (кампусе).
Мамалик Султанея Султанские мамлюки мамлюки султана; отличить от мамлюков амиров (князей)
Модварат аль-Султан Круглый Султан Палатка султана, которой он пользовался во время путешествия.
Мохтасеб Омбудсмен Контролер рынков, общественных работ и местных дел.
Моргадар Маркдар Работает на королевской кухне (от персидского مرغ‌دار , что означает ответственный за птицу)
Мушриф Мушарраф Руководитель Королевской кухни
Наиб Аль-Султан Заместитель Султана вице-султан
Каат аль-Иншаа Строительный цех Канцелярия
Кади аль-Кода Судите судей Главный судья
Калат аль-Джабаль Горный замок Цитадель Горы (обитель и двор султана в Каире)
Его страна Пираты Мамлюки, перешедшие на службу новому султану или со службы эмира на султана.
Кусад Значение Тайные курьеры и агенты, информировавшие султана
Остаз Мистер Благодетель мамлюков (султан или эмир) (от персидского устада)
Классифицировать Классифицировать Эмблема, обозначающая ранг и положение мамлюка (вероятно, от персидского رنگ, означающего цвет).
Санджаки приколоть Знаменосец султана.
Шарабхана Коробка для напитков Хранилище напитков, лекарств и стеклянной посуды султана. (от персидского شراب‌خانه , что означает винный погреб)
Силихдар воин Оруженосец (от арабского سلاح + персидского دار , что означает оруженосец)
Таблахана Таблахана Амир, ответственный за мамлюкский военный оркестр, от персидского طبل‌خانه .
Визит Честь Головной убор мамлюка во время церемонии вступления в должность эмира.
Таваси Таваси Евнух , ответственный за обслуживание жен султана и надзор за новыми мамлюками. Мамлюкские писатели, похоже, не советовались с самими евнухами по поводу «их происхождения». [43]
Тебак тарелка Кампус мамлюков у цитадели горы
Тиштхана Таштхана Склад, используемый для стирки белья султана (от персидского تشت‌خانه , что означает ванную)
Все еще И чтобы вице-король
Нагрузка Нет В каждом доме мамлюков был большой бельевой шкаф, в котором хранились подушки и простыни. (Относится к нынешнему крымскотатарскому слову Yuqa, «спать». В современном турецком языке: Yüklük.)

Династии, основанные мамлюками

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Дэвид Аялон использует термин «мамлюк» для обозначения военных рабов в Египте и Сирии , а «Гулам» (син. «Гилман») для обозначения военных рабов в других частях мусульманского мира . Для получения дополнительной информации см.:
    • Сурдель, Доминик (2012) [1965]. «Гухулам». в Босворте, CE ; ван Донзель, EJ ; Генрихс, В.П .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. ; Шахт, Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том. 2. Лейден : Издательство Brill . дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0237 . ISBN  978-90-04-07026-4 .
    Аялон, Дэвид (2012) [1991]. «Мамлюк». в Босворте, CE ; ван Донзель, EJ ; Генрихс, В.П .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том. 6. Лейден : Издательство «Брилл» . дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0657 . ISBN  978-90-04-08112-3 .
  1. ^ «Мамалюки (мамлюки)» . www.britishmuseum.org . Лондон: Британский музей . 2021. Архивировано из оригинала 29 сентября 2021 года . Проверено 3 марта 2021 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аялон, Дэвид (2012) [1991]. «Мамлюк». в Босворте, CE ; ван Донзель, EJ ; Генрихс, В.П .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том. 6. Лейден : Издательство «Брилл» . дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0657 . ISBN  978-90-04-08112-3 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Леванони, Амалия (2010). «ЧАСТЬ II: ЕГИПЕТ И СИРИЯ (ОДИННАДЦАТЫЙ ВЕК ДО ОСМАНСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ) – Мамлюки в Египте и Сирии: турецкий мамлюкский султанат (648–784/1250–1382) и черкесский мамлюкский султанат (784–923/1382–1517) ". В Фиерро, Марибель (ред.). Новая Кембриджская история ислама, Том 2: Западный исламский мир, с одиннадцатого по восемнадцатый века . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . стр. 237–284. дои : 10.1017/CHOL9780521839570.010 . ISBN  978-1-139-05615-1 . Арабский термин «мамлюк» буквально означает «принадлежащий» или «раб» и использовался для обозначения белых турецких рабов языческого происхождения , купленных в Центральной Азии и евразийских степях мусульманскими правителями для службы в качестве солдат в их армиях. Отряды мамлюков составляли неотъемлемую часть мусульманских армий третьего-девятого веков, и участие мамлюков в правительстве становилось все более привычным явлением на средневековом Ближнем Востоке. Дорога к абсолютному правлению открылась перед ними в Египте , когда мамлюкский истеблишмент приобрел военное и политическое господство во время правления айюбидского правителя Египта ас-Салиха Айюба (годы правления 637–47/1240–9).
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Короли-воины: Взгляд на историю мамлюков» . Отчет – Египет 2012: Руководство . Оксфордская бизнес-группа. 2012. С. 332–334. Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 года . Проверено 1 марта 2021 г. Мамлюки, которые произошли от неарабских рабов , которые были натурализованы, чтобы служить и сражаться на стороне правящих арабских династий, почитаются как одни из величайших воинов, которых когда-либо знал мир. Хотя слово мамлюк переводится как «тот, кто принадлежит», воины-мамлюки доказали обратное, завоевав мощный военный авторитет в различных мусульманских обществах , особенно в Египте . Они также будут удерживать политическую власть в течение нескольких столетий в период, известный как Мамлюкский султанат Египта . [...] До того, как мамлюки пришли к власти, на Ближнем Востоке существовала долгая история солдат-рабов были завербованы в арабские армии аббасидскими правителями Багдада , многие из которых в девятом веке. Традицию продолжили последовавшие за ними династии, в том числе Фатимиды и Айюбиды (именно Фатимиды заложили основы того, что сейчас является исламским). Каир ). На протяжении веков правители арабского мира вербовали мужчин с земель Кавказа и Средней Азии. Трудно определить точное этническое происхождение мамлюков, учитывая, что они происходили из ряда этнически смешанных регионов, но считается, что большинство из них были тюрками (в основном кыпчаки и половцы ) или выходцами с Кавказа (преимущественно черкесы , но также и армяне). и грузинский ). Мамлюков насильно вербовали для усиления армий арабских правителей. Будучи аутсайдерами, они не имели никакой лояльности к местным жителям и, таким образом, будут сражаться за того, кто ими владеет, мало чем отличаясь от наемников . Более того, турки и черкесы имели свирепую репутацию воинов. Рабы были либо куплены, либо похищены мальчиками, примерно в возрасте 13 лет, и доставлены в города, особенно в Каир и его Цитадель . Здесь они будут обращены в ислам и пройдут строгую военную подготовку, в которой основное внимание уделялось искусству верховой езды . Кодекс поведения, не слишком отличающийся от кодекса поведения Был также внедрен в европейских рыцарях Кодекс рыцарства , известный как Фурусийя . Как и во многих военных учреждениях и по сей день, власти стремились привить молодым людям военный дух и чувство долга. Мамлюкам пришлось бы жить отдельно от местного населения в своих гарнизонах, включавших Цитадель и остров Рода , а также в Каире.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Мамлюк» . Британская энциклопедия . Эдинбург : Британская энциклопедия, Inc., 11 февраля 2023 г. Архивировано из оригинала 21 января 2016 г. Проверено 4 апреля 2023 г. Мамлюк , также пишется мамлюк , раб-солдат , член одной из армий рабов, созданных в эпоху Аббасидов , которая позже завоевала политический контроль над несколькими мусульманскими государствами . При султанате Айюбидов генералы мамлюков использовали свою власть, чтобы основать династию, которая правила Египтом и Сирией с 1250 по 1517 год. Название происходит от арабского слова, обозначающего раба. Использование мамлюков в качестве основного компонента мусульманских армий стало отличительной чертой исламской цивилизации еще в 9 веке нашей эры. Эту практику начал в Багдаде аббасидский халиф аль-Мутасим (833–842 гг.), и вскоре она распространилась по всему мусульманскому миру.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фримон, Бернард К. (2019). «Феномен мамлюков/гуламов» - султаны-рабыни, солдаты, евнухи и наложницы». Во Фримоне, Бернард К. (ред.). Обладает правой рукой: проблема рабства в исламском праве и мусульманских культурах . Исследования глобального рабства. Том. 8. Лейден : Издательство Brill . стр. 219–244. дои : 10.1163/9789004398795_006 . ISBN  978-90-04-36481-3 . S2CID   191690007 . Ибн Халдун утверждал, что в разгар упадка, который стал отличительной чертой позднего Аббасидского халифата , провидение восстановило «славу и единство» исламской веры, послав мамлюков: «верных помощников, которых привели из Дома войны». в Дом Ислама под властью рабства, которое скрывает в себе божественное благословение». Его выражение идеи о том, что рабство, считающееся унизительным социальным состоянием, которого следует избегать любой ценой, может содержать «божественное благословение», было наиболее четким выражением мусульманского мышления о рабстве со времен первых дней ислама . Общее замечание Ибн Халдуна о парадоксальной природе рабства напоминает размышления Гегеля по этому поводу примерно пятьсот лет спустя. Великий философ заметил, что во многих случаях именно раб в конечном итоге обретает независимое сознание и силу, чтобы стать настоящим хозяином своего владельца. Феномен мамлюков/гуламов является хорошим историческим примером этого парадокса.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Стовассер, Карл (1984). «Манеры и обычаи при мамлюкском дворе». Мукарнас . 2 (Искусство мамлюков). Лейден : Издательство Brill : 13–20. дои : 10.2307/1523052 . ISSN   0732-2992 . JSTOR   1523052 . S2CID   191377149 . Воины-мамлюки, чья империя простиралась от Ливии до Евфрата , от Киликии до Аравийского моря и Судана , оставались в течение следующих двухсот лет самой грозной силой Восточного Средиземноморья и Индийского океана — поборниками суннитской ортодоксальности . хранители святых мест ислама , их столицы Каира, резиденции суннитского халифа и магнита для ученых, художников и ремесленников, изгнанных с корнем монгольскими волнениями на Востоке или привлеченных к нему со всех частей мусульманского мира его богатством и престиж. Под их правлением Египет пережил период процветания и блеска, невиданных со времен Птолемеев . [...] Они правили как военная аристократия , в стороне и почти полностью изолированная от местного населения, как мусульманского, так и немусульманского, и их ряды приходилось пополнять в каждом поколении за счет нового импорта рабов из-за границы. Только те, кто вырос за пределами мусульманской территории и поступил в качестве рабов на службу в любой из Сам султан мамлюков или один из эмиров имели право на членство и карьеру в их закрытой военной касте. Потомки мамлюков были свободнорожденными мусульманами и, следовательно, были исключены из системы: они стали авлад ан-нас , «сыновьями уважаемых людей», которые либо выполняли писцовые и административные функции, либо служили командирами немамлюкских халка войск . . Ежегодно ввозилось около двух тысяч рабов: кыпчаков , азербайджанцев , турок-узбеков , монголов , аварцев , черкесов , грузин , армян , греков , булгар , албанцев , сербов , венгров .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Поляк, А.Н. (2005) [1942]. «Влияние Ясы Чингиз-Хана на общую организацию мамлюкского государства» . В Хоутинге, Джеральд Р. (ред.). Мусульмане, монголы и крестоносцы: антология статей, опубликованных в «Бюллетене Школы восточных и африканских исследований» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета. Том. 10. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж . стр. 27–41. дои : 10.1017/S0041977X0009008X . ISBN  978-0-7007-1393-6 . JSTOR   609130 . S2CID   155480831 . Архивировано из оригинала 2 января 2024 года . Проверено 1 марта 2021 г.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Ричардс, Дональд С. (1998). «Глава 3: Мамлюкские амиры и их семьи и домохозяйства» . У Филиппа, Томаса; Хаарманн, Ульрих (ред.). Мамлюки в египетской политике и обществе . Кембриджские исследования исламской цивилизации. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . стр. 32–54. ISBN  978-0-521-03306-0 . Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 года . Проверено 4 апреля 2023 г.
  10. ^ Исичей, Элизабет (1997). История африканских обществ до 1870 года . Издательство Кембриджского университета. стр. 192 . Проверено 8 ноября 2008 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МакГрегор, Эндрю Джеймс (2006). Военная история современного Египта: от османского завоевания до войны в Рамадан . Издательская группа Гринвуд . п. 15 . ISBN  978-0-275-98601-8 . К концу четырнадцатого века черкесы из Северо-Кавказского региона стали большинством в рядах мамлюков.
  12. ^ А.Ш.Кадырбаев, Сайф-ад-Дин Хайр-Бек – абхазский "король эмиров" Мамлюкского Египта (1517–1522), "Материалы первой международной научной конференции, посвященной 65-летию В.Г.Ардзинба". Сухум: АбИГИ, 2011, pp. 87–95
  13. ^ Томас Филипп, Ульрих Хаарманн (редакторы), Мамлюки в египетской политике и обществе . (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1998), стр. 115–116.
  14. ^ Джейн Хэтэуэй, Политика домохозяйств в Османском Египте: Возвышение Каздагли . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1997, стр. 103–104.
  15. ^ «Отношения грузинских мамлюков Египта с их родиной в последние десятилетия восемнадцатого века». Даниэль Креселиус и Гоча Джапаридзе. Журнал экономической и социальной истории Востока , Vol. 45, № 3 (2002), стр. 320–341. ISSN   0022-4995
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Басра, несостоявшееся государство Персидского залива: сепаратизм и национализм на юге Ирака , с. 19, в Google Книгах. Автор: Рейдар Виссер.
  17. ^ Хэтэуэй, Джейн (февраль 1995 г.). «Военный дом в Османском Египте». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 27 (1): 39–52. дои : 10.1017/s0020743800061572 . S2CID   62834455 .
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уокер, Пол Э. Исследование исламской империи: история Фатимидов и ее источники (Лондон, IB Tauris, 2002)
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Иштван Васари (2005) Половцы и татары, издательство Кембриджского университета.
  20. ^ Т. Павлидис, Краткая история Ближнего Востока , Глава 11: «Турки и упадок Византии». 2011 год
  21. ^ Аялон, Дэвид (1979). Мамлюкское военное общество Различные репринты. ISBN  978-0-86078-049-6 .
  22. ^ Эсбридж, Томас. «Крестовые походы. Эпизод 3» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 3 февраля 2012 года . Проверено 5 февраля 2012 г.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Беренс-Абусейф, Дорис. Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Нью-Йорк: Макмиллан, 2008.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пайпс 1981 , стр. 117–121.
  25. ^ Д. Сурдел. «Гулам» в Энциклопедии ислама .
  26. ^ См. Э. де ла Васьер, Samarcande et Samarra , 2007, а также М. Гордон, The Breaking of a Thousand Swords , 2001.
  27. См., например, обзор книги де ла Вэсьера Кристофера Мельхерта в DerИслам 2012: «Тем не менее, датировка де ла Вэсьером феномена мамлюков при этом становится общепринятой точкой зрения»
  28. ^ Эрик Ханне. Поставив халифа на место .)
  29. ^ «Отношения грузинских мамлюков Египта с их родиной в последние десятилетия восемнадцатого века». Даниэль Креселиус и Гоча Джапаридзе. Журнал экономической и социальной истории Востока , Vol. 45, № 3 (2002), стр. 320–341. ISSN   0022-4995 .
  30. ^ Дэвид Николь Мамлюки 1250–1570 гг.
  31. ^ Мэдден, Томас Ф. Крестовые походы: Иллюстрированная история . 1-е изд. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета , 2005. 159.
  32. ^ Аль-Макризи , с. 509/том. 1, Аль-Селук Леме'реватт Дьюалл аль-Мелук, Дар аль-Котоб, 1997 год.
  33. ^ Дэвид Чемберс, Всадники Дьявола , Атенеум, 1979. стр. 153–155.
  34. ^ Пальмира Джонсон Брамметт, Османская морская мощь и левантийская дипломатия в эпоху открытий. Архивировано 5 апреля 2023 года в Wayback Machine , SUNY Press, 1994, ISBN   978-0-7914-1701-0
  35. ^ Эндрю Джеймс МакГрегор, Военная история современного Египта: от османского завоевания до войны в Рамадан. Архивировано 4 апреля 2023 года в Wayback Machine , Greenwood Publishing Group, 2006. ISBN   978-0-275-98601-8
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джеймс Уотерсон, «Мамлюки»
  37. ^ Томас Филипп, Ульрих Хаарманн (1998). Мамлюки в египетской политике и обществе
  38. ^ Абу-Лугход, Джанет Л. До европейской гегемонии Мировая система 1250–1350 гг . н.э. Нью-Йорк: Оксфордский университет, 1991. 213 стр.
  39. ^ Об использовании имени Амим см. Джованни Финати, «Рассказ о жизни и приключениях Джованни Финати, уроженца Феррары» , 1830; для Хешджукура, Мустафа Махир, «Знаки кавказских племен, а также некоторые истории и примечательные события, связанные с их лидерами» , Булак, Каир, 1892 г.
  40. ^ Блейдс, Лиза; Чейни, Эрик (2013). «Феодальная революция и подъем Европы: политическое расхождение христианского Запада и мусульманского мира до 1500 года нашей эры» . Американский обзор политической науки . 107 (1): 16–34. дои : 10.1017/S0003055412000561 . ISSN   0003-0554 . S2CID   33455840 . Архивировано из оригинала 20 апреля 2020 года . Проверено 23 декабря 2019 г.
  41. ^ Арабские земли под властью Османской империи: 1516–1800 гг . Джейн Хэтэуэй, Карл Барбир. Person Education Limited, 2008, с. 96. ISBN   978-0-582-41899-8 .
  42. ^ «Ирак». Архивировано 16 декабря 2007 года в Wayback Machine Британской энциклопедии . Проверено 15 октября 2007 г.
  43. ^ Мармон, Шон Элизабет; Мармон, доцент кафедры религии Шон (1995). Евнухи и священные границы в исламском обществе . Издательство Оксфордского университета. п. 32. ISBN  978-0-19-507101-6 . Архивировано из оригинала 2 января 2024 года . Проверено 25 декабря 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Абу-Лугход, Джанет Л. (1991). До европейской гегемонии: мировая система 1250–1350 гг. н.э. Издательство Оксфордского университета, США. ISBN  978-0-19-506774-3 .
  • Аллуш, А. (1994). Экономика мамлюков: исследование и перевод «Игатата» Аль-Макризи. Солт-Лейк-Сити
  • Амитай, Реувен (2017). «Акр после крестоносцев в свете мамлюкской надписи и документа фетвы из Дамаска». В Бен-Ассате, Юваль (ред.). Развитие перспектив в истории мамлюков: очерки в честь Амалии Леванони . Исламская история и цивилизация. Том. 143. Лейден : Издательство Brill . стр. 333–351. дои : 10.1163/9789004345058_017 . ISBN  978-90-04-34046-6 . S2CID   193093583 .
  • Амитай, Реувен (1995). Монголы и мамлюки: мамлюкско-илханидская война, 1260–1281 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-46226-6 . Проверено 20 июня 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  • Блейдс, Лиза и Эрик Чейни. «Феодальная революция и подъем Европы: политическое расхождение христианского запада и мусульманского мира до 1500 года н.э.». Обзор американской политической науки 107.1 (2013): 16–34. онлайн
  • Блейдс, Лиза. «Мамлюки, права собственности и экономическое развитие: уроки средневекового Египта». Политика и общество 47.3 (2019): 395–424 онлайн. Архивировано 24 марта 2020 года в Wayback Machine .
  • Конерманн, Стефан; Гюль Шен, ред. (2017). Мамлюкско-османский переход. Преемственность и изменения в Египте и Билад аш-Шаме в шестнадцатом веке . Издательство Боннского университета в V&R unipress.
  • Фэй, Мэри Энн. «Женщины и вакф: к пересмотру места женщины в семье мамлюков». Международный журнал ближневосточных исследований 29.1 (1997): 33–51.
  • Франссен, Элиза (2017). «Что было в библиотеке мамлюкского амира? Свидетельства из рукописи пятнадцатого века». В Бен-Ассате, Юваль (ред.). Развитие перспектив в истории мамлюков: очерки в честь Амалии Леванони . Исламская история и цивилизация. Том. 143. Лейден : Издательство Brill . стр. 311–332. дои : 10.1163/9789004345058_016 . ISBN  978-90-04-34046-6 . S2CID   67749308 .
  • Френкель, Иегошуа (2017). «Рабыни и образованные учителя: женщины в мамлюкских источниках». В Бен-Ассате, Юваль (ред.). Развитие перспектив в истории мамлюков: очерки в честь Амалии Леванони . Исламская история и цивилизация. Том. 143. Лейден : Издательство Brill . стр. 158–176. дои : 10.1163/9789004345058_008 . ISBN  978-90-04-34046-6 . S2CID   187674117 .
  • Гордон, Мэтью С. (2001). Перелом тысячи мечей: история турецкой армии Самарры (200–275/815–889 гг. н.э.) . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0-7914-4795-2 .
  • Хэтэуэй, Джейн. «Военный дом в Османском Египте». Международный журнал ближневосточных исследований 27.1 (1995): 39–52 онлайн. Архивировано 27 сентября 2022 года в Wayback Machine .
  • Луз, Нимрод. города мамлюков на Ближнем Востоке: история, культура и городской ландшафт (Cambridge UP, 2014). Отрывок из
  • Муслу, Джихан Юксель. Османы и мамлюки: имперская дипломатия и война в исламском мире (2014), отрывок
  • Уальди, Мхамед. «Мамлюки в Османском Тунисе: категория, соединяющая государственные и социальные силы». Международный журнал ближневосточных исследований 48.3 (2016): 473–490.
  • Филипп, Томас; Ульрих Хаарманн (1998). Мамлюки в египетской политике и обществе . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–101.
  • Пайпс, Дэниел (1981). Солдаты-рабы и ислам. Генезис военной системы; аль-Макризи; Маваиз . Издательство Йельского университета. п. 141. ИСБН  978-0-300-02447-0 . Проверено 15 октября 2021 г.
  • Питерберг, Габриэль. «Формирование османско-египетской элиты в XVIII веке». Международный журнал ближневосточных исследований 22.3 (1990): 275–289.
  • Шульц, Уоррен К. (2017). «Мамлюкские монеты, мамлюкская политика и пределы нумизматических свидетельств». В Бен-Ассате, Юваль (ред.). Развитие перспектив в истории мамлюков: очерки в честь Амалии Леванони . Исламская история и цивилизация. Том. 143. Лейден : Издательство Brill . стр. 243–268. дои : 10.1163/9789004345058_013 . ISBN  978-90-04-34046-6 . S2CID   158093884 .
  • Ван Стинберген, Джо, Патрик Винг и Кристоф Д'Халстер. «Мамлюкизация Мамлюкского султаната? Формирование государства и история Египта и Сирии пятнадцатого века: Часть I - Старые проблемы и новые тенденции». Компас истории 14.11 (2016): 549–559.
    • «Мамлюкизация Мамлюкского султаната? Формирование государства и история Египта и Сирии пятнадцатого века: Часть II - Сравнительные решения и новая программа исследований». Компас истории 14.11 (2016): 560–569.
  • Уокер, Бетани. Иордания в позднем средневековье: трансформация мамлюкской границы (2011)
  • Уотерсон, Джеймс. История «Мамлюков» сегодня (март 2006 г.) 56 № 3, стр. 21–27, онлайн.
  • Ульрих Хаарманн (2004). Система правления мамлюков , в: Хальм / Хаарманн (ред.): История арабского мира . Ч. Бек, ISBN   978-3-406-47486-6
  • Зима, Майкл (2017). » Эвлии Челеби «Одержимость султана Селима мамлюкским Египтом согласно «Сеяхатнаме ». В Бен-Ассате, Юваль (ред.). Развитие перспектив в истории мамлюков: очерки в честь Амалии Леванони . Исламская история и цивилизация. Том. 143. Лейден : Издательство Brill . стр. 230–242. дои : 10.1163/9789004345058_012 . ISBN  978-90-04-34046-6 . S2CID   119090870 .
  • Э. де ла Васьер (2007). Самарканд и Самарра. Элиты Центральной Азии в империи Аббасидов , Peeters, Peeters-leuven.be . Архивировано 16 августа 2019 года в Wayback Machine (на французском языке).
  • Йосеф, Коби (2017). «Употребление терминологии родства во время мамлюкского султаната и понятие «мамлюкской семьи» ». В Бен-Ассате, Юваль (ред.). Развитие перспектив в истории мамлюков: очерки в честь Амалии Леванони . Исламская история и цивилизация. Том. 143. Лейден : Издательство Brill . стр. 16–75. дои : 10.1163/9789004345058_003 . ISBN  978-90-04-34046-6 . S2CID   135107016 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ccdb538380ed7fedd35243df1eedc6d3__1720591200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/d3/ccdb538380ed7fedd35243df1eedc6d3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mamluk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)