Jump to content

Рыцарство

(Перенаправлено из Кодекса рыцарства )

Конрад фон Лимпур в роли рыцаря, которого вооружает его дама в Кодексе Манессе (начало 14 века)

Рыцарство , или рыцарский язык , представляет собой неформальный и разнообразный кодекс поведения, разработанный в Европе между 1170 и 1220 годами. Он связан со средневековым христианским институтом рыцарства , где рыцари являются членами различных рыцарских орденов . [ 1 ] [ 2 ] и с поведением рыцарей и джентльменов, которое регулировалось рыцарскими социальными кодексами. Идеалы рыцарства были популяризированы в средневековой литературе , особенно в литературных циклах, известных как « Дело Франции» , касающихся легендарных товарищей Карла Великого и его воинов , паладинов , и « Дело Британии» , о которых сообщил Джеффри Монмутский. « Historia Regum Britanniae» , написанная в 1130-х годах, популяризировала легенду о короле Артуре и его рыцарях Круглого стола . [ 3 ]

Кодекс рыцарства, сложившийся в средневековой Европе, уходит корнями в более ранние века. Оно возникло в Каролингской империи из идеализации кавалериста , предполагавшей военную храбрость, индивидуальную подготовку и служение другим, особенно во Франции , среди конных солдат в кавалерии Карла Великого . [ 4 ] : 2  [ 5 ]

Со временем значение рыцарства в Европе было уточнено, чтобы подчеркнуть более общие социальные и моральные добродетели. Кодекс рыцарства в том виде, в котором он существовал в эпоху позднего средневековья , представлял собой моральную систему, сочетавшую в себе воинский дух , рыцарское благочестие и куртуазные манеры , и все это в совокупности создавало понятия чести и благородства . [ Примечание 1 ]

Терминология и определения

[ редактировать ]
Молодая женщина в кремовом атласном платье в средневековом стиле повязывает красный шарф на руку мужчины в доспехах, сидящего на лошади. Действие происходит у портала замка.
«Божественная скорость» , английский художник Эдмунд Лейтон , 1900 год: изображение рыцаря в доспехах, отправляющегося на войну и оставляющего свою возлюбленную.

Термин «рыцарство» происходит от старофранцузского термина chevalerie , который можно перевести как « конная солдатская служба ». [ Примечание 2 ] Первоначально этот термин относился только к всадникам, от французского слова cheval , обозначающего лошадь , но позже он стал ассоциироваться с рыцарскими идеалами. [ 8 ] Французское слово «шевалье» первоначально означало «человек аристократического положения и, вероятно, благородного происхождения, который способен, если потребуется, вооружиться боевым конем и оружием тяжелого кавалериста и который прошел определенные ритуалы, которые делают его какой он». [ 9 ] Таким образом, в средние века множественное число chevalerie (преобразованное в английском языке в слово «рыцарство») первоначально обозначало корпус тяжелой кавалерии при построении в полевых условиях. [ 10 ] В английском языке этот термин появляется с 1292 года (обратите внимание, что кавалерия происходит от итальянской формы того же слова). [ Примечание 3 ]

Значение этого термина со временем превратилось в более широкий смысл, поскольку в средние века значение слова «шевалье» изменилось с первоначального конкретного военного значения «статус или плата, связанная с военным последователем, владеющим боевым конем » или «группой конных рыцарей». «идеалу христианского воина, пропагандируемому в романтическом жанре, который становился популярным в XII веке, и идеалу куртуазной любви , пропагандируемому в современном миннесанге и родственных ему жанрах. [ 12 ]

Идеи рыцарства обобщены в трех средневековых произведениях: анонимной поэме Ordene de chevalerie , повествующей о том, как Гуго II Тивериадский был схвачен и освобожден после его согласия показать Саладину (1138–1193) ритуал христианского рыцарства ; [ 13 ] « Libre del ordre de cavayleria» , написанная Рамоном Луллием (1232–1315) с Майорки , предметом которой является рыцарство; [ 14 ] и Livre de Chevalerie Жоффруа де Шарни (1300–1356), в которой исследуются качества рыцарства, подчеркивая доблесть . [ 15 ] Ни один из авторов этих трех текстов не знал двух других текстов, и все три в совокупности отражают общую концепцию рыцарства, которая не совсем гармонирует ни с одним из них. В разной степени и с разными подробностями говорят о рыцарстве как об образе жизни, в котором сочетаются военное дело, дворянство и религия. [ 16 ]

Таким образом, «рыцарский кодекс» является продуктом позднего средневековья , развившимся после окончания крестовых походов частично из идеализации исторических рыцарей, сражавшихся на Святой Земле, и из идеалов куртуазной любви.

Десять заповедей рыцарства

[ редактировать ]

Французский историк-новатор Леон Готье то, что он назвал «Десятью средневековых рыцарских заповедей» : собрал в своей книге «Рыцарь» (1884) [ 4 ]

  1. Ты должен верить всему, чему учит Церковь, и соблюдать все ее указания.
  2. Ты будешь защищать Церковь.
  3. Ты должен уважать все слабости и стать их защитником.
  4. Ты должен любить страну, в которой ты родился.
  5. Ты не отступишь перед своим врагом.
  6. Ты будешь вести войну с неверными без перерыва и без пощады.
  7. Ты должен добросовестно исполнять свои феодальные повинности, если они не противоречат законам Божиим.
  8. Ты никогда не будешь лгать и останешься верным своему слову.
  9. Ты должен быть щедрым и давать щедрость каждому.
  10. Ты будешь везде и всегда защитником Правды и Добра против Несправедливости и Зла.

На самом деле такого средневекового списка не существует. Попытка Готье представляла собой серию моральных пунктов, которые он извлек из обширного чтения романов XII и XIII веков.

Литературное рыцарство и историческая реальность

[ редактировать ]

Сторонники рыцарства со времен позднего средневековья предполагали, что в прошлом было время, когда рыцарство было живым институтом, когда люди действовали рыцарски, и подражание этому периоду значительно улучшило бы настоящее.

Однако с зарождением современных исторических и литературных исследований ученые обнаружили, что как бы далеко в прошлое ни искали «Эпоху рыцарства», она всегда находится дальше в прошлом, даже в Римской империи . [ 17 ] От Жана Шарля Леонара де Сисмонди :

Мы не должны путать рыцарство с феодальной системой . Феодальный строй можно назвать реальной жизнью рассматриваемого нами периода, обладающего своими преимуществами и неудобствами, своими достоинствами и своими пороками. Рыцарство, напротив, представляет собой идеальный мир, каким он существовал в воображении романистов . Его существенным признаком является преданность женщине и чести. [ 18 ] : Я, 76–77.

Сисмонди ссылается на вымышленные романы о короле Артуре о воображаемом дворе короля Артура, если рассматривать их как фактическое изображение исторической эпохи рыцарства. Он продолжает:

Чем внимательнее мы всмотримся в историю, тем яснее мы поймем, что система рыцарства — это почти полностью поэтическое изобретение. Невозможно выделить страны, в которых, как говорят, он преобладал. Оно всегда представляется далеким от нас как во времени, так и в пространстве, а современные историки дают нам ясное, подробное и полное описание пороков придворных и вельмож, свирепости и развращенности дворян, а также рабству народа, мы с изумлением обнаруживаем, что поэты по прошествии долгого времени украшают те же самые эпохи самыми великолепными вымыслами изящества, добродетели и верности. Писатели-романтики двенадцатого века относили эпоху рыцарства ко времени Карла Великого. Период существования этих писателей — это время, указанное I. Франциском В наши дни [около 1810 года] мы полагаем, что все еще можем видеть процветание рыцарства в лице Дюгеклена и Баярда при Карле V и Франциске I. Но когда мы приступаем к рассмотрению того или иного периода, хотя мы и обнаруживаем в каждом из них есть героический дух, мы вынуждены признать, что необходимо предшествовать эпохе рыцарства, по крайней мере, за три или четыре столетия до любого периода подлинной истории. [ 18 ] : Я, 79

Историк рыцарства Ричард В. Каупер считал рыцарство центральным направлением изучения европейского средневековья, которое слишком часто представлялось как цивилизующее и стабилизирующее влияние в бурное средневековье. Напротив, Каупер утверждает, что «в проблеме общественного порядка сами рыцари играли двойственную, проблематическую роль и что руководство их поведением, которое давало рыцарство, было само по себе сложным и проблематичным». [ 19 ] : 3  Многие кодексы и идеалы рыцарства были противоречивыми: когда рыцари действительно соответствовали им, они не приводили к более «упорядоченному и мирному обществу». Трехсторонняя концепция средневекового европейского общества (те, кто молится, те, кто сражается, и те, кто работает) наряду с другими связанными подкатегориями монархии и аристократии, работала в соответствии с рыцарством над реформированием этого института. [ двусмысленный ] стремясь «обеспечить общественный порядок в обществе, только вступающем в зрелое формирование». [ 19 ] : 4 

Каупер говорит, что рыцарство и мировоззрение «тех, кто сражается» во многом были дохристианскими и находились за пределами компетенции церкви, по крайней мере, на начальном этапе. Церковь считала своим долгом реформировать и направлять рыцарей таким образом, чтобы они могли противостоять беспорядочным, воинственным и шовинистическим элементам рыцарства. [ 19 ] : 62–83  Королевская власть также конфликтовала с рыцарством из-за ведения войны и личных споров между рыцарями и другими рыцарями (и даже между рыцарями и аристократией). [ 19 ] : 93–97  В то время как мировоззрение «тех, кто работает» (растущего класса купцов и буржуазии) все еще находилось в зачаточном состоянии, Каупер утверждает, что социальный и экономический класс, который в конечном итоге будет определять современность, фундаментально расходится с рыцарями, а те, кто обладает рыцарской доблестью, видят ценности торговли как лежащие под ними. Те, кто занимался торговлей и черпал из нее свою систему ценностей, могли столкнуться с насилием со стороны рыцарей. [ 19 ] : 121–139 

По словам британского историка Дэвида Крауча , многим ранним авторам, посвященным средневековому рыцарству, нельзя доверять как точным источникам, потому что иногда они преследуют «полемические цели, которые окрашивают их прозу». [ 20 ] Что касается Кенельма Генри Дигби и Леона Готье, рыцарство было средством преобразования их коррумпированного и светского мира. [ 21 ] Готье также подчеркивал, что рыцарство зародилось в тевтонских лесах и было воспитано в цивилизации католической церковью. [ 22 ] Чарльз Миллс использовал рыцарство, «чтобы продемонстрировать, что джентльмен эпохи Регентства был этическим наследником великого морального состояния, и составить список его сокровищ». [ 21 ] Миллс также заявил, что рыцарство - это социальное, а не военное явление, с его ключевыми характеристиками: щедростью, верностью, щедростью и вежливостью. [ 23 ]

Европа до 1170 года: изысканность и благородный габитус

[ редактировать ]

До кодифицированного рыцарства существовал некодифицированный кодекс благородного поведения, в котором основное внимание уделялось preudomme , что можно перевести как мудрый, честный и разумный человек. Этот некодифицированный код, называемый благородным габитусом , представляет собой термин, обозначающий среду поведенческих и материальных ожиданий, порождаемых всеми обществами и классами. [ 24 ] Как современная идея, она была впервые предложена французскими философами/социологами Пьером Бурдье и Морисом Мерло-Понти , хотя прецедент этой концепции существует еще в работах Аристотеля. [ 25 ] Крауч в 2019 году утверждал, что хабитус , на котором была построена «надстройка рыцарства» и частью которой была preudomme , признавался современниками как компонент куртуазии (от латинского curialitas ), которая определялась как высшее поведение, соответствующее аристократическому залу ( двору). или курия ). Он считал, что старшие деятели этого зала преподают ему молодежь, доверенную лорду и его семье для социального воспитания. Крауч предположил, что вежливость существовала задолго до 1100 года и предшествовала систематизированному средневековому благородному поведению, которое мы называем рыцарством, которое, по его мнению, зародилось между 1170 и 1220 годами. [ 26 ]

Дорыцарский дворянский облик , открытый Миллсом и Готье и разработанный Стивеном Джагером и Дэвидом Краучем, таков:

  1. Верность : Это практическая полезность для воинской знати. Ричард Каупер связывает лояльность с доблестью . [ 27 ] Важность репутации лояльности в благородном поведении продемонстрирована в биографии Уильяма Маршала. [ нужны разъяснения ] . [ 27 ]
  2. Терпение : самообладание рыцарей по отношению к другим воинам и при дворах своих лордов было частью раннего дворянского образа жизни , как показано в монастыре в Хью де Лузиньяна 1020-х годах. [ 28 ] Дворянство милосердия и терпения утвердилось во второй половине XII века, задолго до появления рыцарского кодекса. [ 29 ]
  3. Жизнеспособность : историки и социальные антропологи [ ВОЗ? ] документально подтверждено, что на ранних стадиях «проторыцарства» физическая стойкость и военное мастерство были почти предпосылками для рыцарства, связанного с рыцарством. Для воинов, независимо от происхождения, проявление исключительной физической силы на поле боя часто приводило к достижению благородно-рыцарского статуса или немедленному дворянству. Нанесение мощного удара в литературе о короле Артуре почти всегда свидетельствует о благородстве воина. Эта точка зрения была поддержана формальными рыцарскими авторитетами и комментаторами: анонимный автор « La vraye nolessse» утверждает, что человек «низкого звания» с воинской выправкой должен быть возведен в дворянство князем или гражданским авторитетом, «даже если он не богат и не благородного происхождения». Схоластический аналитик Ричард Каупер резюмирует суть вопроса: «Благородство и ценность рыцаря доказываются его сердечными ударами в бою». [ 19 ] : 131  Добродетель стойкости в сочетании с терпимостью и верностью была ключевой военной добродетелью preudomme . По мнению Филиппа де Наварры, зрелый дворянин должен обладать выносливостью как частью своих моральных добродетелей. Джеффри де Шарни также подчеркнул важность выносливости как мужской добродетели, связанной с религиозными чувствами презрения к миру . [ 30 ]
  4. Щедрость или щедрость : щедрость была частью благородной величины. По словам Алана Лилльского , щедрость заключалась не просто в простой раздаче того, что он имел, но « Ларгитас в человеке заставляла его не придавать значения жадности или подаркам и не испытывать ничего, кроме презрения к взяткам». [ 31 ]
  5. Этика Давида : включает в себя благородные качества preudomme, заимствованные священнослужителями из библейской традиции . Эта концепция согласуется с классическим аристотелевским представлением о «великодушной личности» и ранней германской и скандинавской традицией о лидере отряда как героической фигуре. Христианско-Давидическая роль воина-лидера возникла в франкской церкви с целью узаконить власть, основанную на этическом обязательстве защищать уязвимых, обеспечивать справедливость для вдов и сирот, а также твердо противостоять жестокости и несправедливости со стороны тех, кто находится у власти. Эта оппозиция распространялась на суб-княжеских магистратов и даже монархов, которые нарушали этические принципы lex primordialis или lex naturae . [ 32 ] В основе этики Давида лежит идея о том, что сильные проявляют доброжелательность к слабым. [ 33 ] Иоанн Солсберийский впитал эту линию философско-клерикальных, рыцарских оправданий власти и следующим образом описывает идеального исполнителя этики Давида:

    Соответственно, [воин-]принц является служителем общих интересов и слугой справедливости, и он несет ответственность перед общественным лицом в том смысле, что он наказывает всех за несправедливость и вред, а также за все преступления, с беспристрастной справедливостью. . Его жезл и посох, которыми управляют с мудрой умеренностью, восстанавливают неровности и ложные отклонения на прямом пути справедливости, так что Дух заслуженно может поздравить власть князя словами: «Твой жезл и твой посох, они утешают меня». .' [ Псалом 22:4 ] Его щит также силен, но это щит для защиты слабых и мощно отгоняет стрелы нечестивых от невинных. Наибольшую выгоду от выполнения им своих должностных обязанностей получают те, кто меньше всего может сделать для себя, а его власть в основном применяется против тех, кто желает причинить вред. Поэтому не без причины он носит меч, которым непорочно проливает кровь, не становясь тем самым человеком крови, и часто предает людей смерти, не навлекая на себя ни имени, ни вины за убийство. [ 34 ]

  6. Честь : честь достигается за счет соответствия идеалу preudomme и реализации качеств и поведения, перечисленных выше. [ 35 ] Морис Кин отмечает, что самый ужасный и необратимый способ «понижения» своего почетного статуса, опять же по-человечески с точки зрения современников, заключался в демонстрации малодушного поведения на поле боя. Потеря чести — это унижение человеческого достоинства и хуже смерти. Бертран де Борн небольшой клочок земли сказал: «Что касается меня, то я предпочитаю держать в руках , чем бесчестно владеть великой империей». [ 35 ]

Начиная с XII века, рыцарство стало пониматься как моральный, религиозный и социальный кодекс рыцарского поведения. Детали кодекса различались, но в кодексах подчеркивались достоинства мужества, чести и служения. Рыцарство также стало обозначать идеализацию жизни и манер рыцаря дома, в его замке и при его дворе. Кодекс рыцарства, как его называли в эпоху позднего Средневековья, сложился между 1170 и 1220 годами. [ 36 ]

Кризис куртуазности и расцвет рыцарства

[ редактировать ]

Куртуазность оставалась признанной формой высшего поведения в средневековом европейском обществе на протяжении всего средневековья. Куртуазное поведение ожидалось от всех аристократов, и его нормы были интегрированы в рыцарскую литературу. Но, как продемонстрировал Крауч, учтивость (в отличие от рыцарства) не ограничивалась дворянским обществом. В средневековой литературе есть примеры восхваления за «куртуазное» поведение слуг, купцов, духовенства и свободных крестьян. [ 37 ] Его объяснение появления рыцарства как узнаваемого и предписывающего кодекса поведения связано с более эксклюзивным определением дворянства, появившимся в конце XII века. Особое влияние это оказало на профессионального конного воина, рыцаря. Сохраненные рыцари были заметной чертой дворов баронов, графов и принцев и считались достойными соратниками своих лордов. В качестве таких рыцарей перенимали моду и поведение своих лордов. Во многих случаях рыцарей часто набирали из младших сыновей благородных семей, поэтому они тоже считали себя благородными, хотя и менее благородными, чем их лорды. Крауч находит переломный момент в дворянстве рыцаря в домах сыновей английского короля Генриха II, и в частности его старшего сына, Генриха Молодого короля (умер в 1183 г.). Молодой Генрих вел роскошный образ жизни с беспрецедентными расходами, уделяя особое внимание великому турнирному обществу северной Франции 1170-х и 1180-х годов. Поскольку у молодого Генриха не было владений, которыми он мог бы управлять, его отец был готов финансировать странствующий плейбойский образ жизни своего сына, чтобы отвлечь его от вмешательства в его владения, а также заявить о своих правах на культурное превосходство над другими европейскими принцами того времени. . [ 38 ] Тем не менее молодого Генри подвергали резкой критике за его расточительную и гедонистическую жизнь, и Крауч считает важным то, что первая известная работа, в которой рыцарь использовался как моральный образец и как окончательный дворянин, « De Re Militari» Ральфа Нигера (ок. 1187 г.), была написанное бывшим капелланом молодого человека, отчасти как моральная защита рыцарского образа жизни. [ 39 ]

Крауч в своем анализе литературы о поведении предлагает еще одну причину, по которой рыцарство превратилось в дворянский кодекс в конце XII века. Он предполагает, что куртуазный габитус претерпел кризис, поскольку его моральная несостоятельность стала очевидна для писателей, особенно в материализме, который мотивировал куртуазное общество. Крауч рассматривает «Des Eles» роман поэта-рыцаря Рауля де Уденка как критику куртуазности и ее неудач. Решение Рауля состоит в том, чтобы сосредоточить моральное превосходство на фигуре рыцаря, который должен стать олицетворением нового морального благородства, поставленного выше всех других мужчин. Рыцарь должен был избегать материализма ( зависти ) и проявлять благородную щедрость ( щедрость ).

Темы рыцарской литературы

[ редактировать ]

В средневековой литературе рыцарство можно разделить на три пересекающихся направления:

  1. Обязанности перед соотечественниками и братьями-христианами: сюда входят милосердие, мужество, доблесть, справедливость, защита слабых и бедных, а также служение рыцаря своему господину. Это также включает в себя готовность отдать свою жизнь за жизнь другого; будь то бедняк или его господин.
  2. Обязанности перед Богом: это включает в себя верность Богу, защиту невинных, верность церкви, защиту добра от зла, щедрость и послушание Богу выше феодала.
  3. Обязанности перед женщинами: это, наверное, самый знакомый аспект рыцарства. Сюда входит то, что часто называют куртуазной любовью — представление о том, что рыцарь должен служить даме, а вслед за ней и всем другим дамам, — а также общая мягкость и благосклонность ко всем женщинам.

Разный вес, придаваемый разным областям, породил разные направления рыцарства:

воинское рыцарство
в котором главный долг рыцаря - перед своим господином, примером которого является сэр Гавейн в «Сэре Гавейне и Зеленом рыцаре» и «Свадьбе сэра Гавейна и дамы Рагнель».
религиозное рыцарство
в котором главная обязанность рыцаря - защищать невинных и служить Богу, примером чему служат сэр Галахад или сэр Персиваль в легендах о Граале.
куртуазная любовь, рыцарство
в котором главным долгом рыцаря является его собственная дама, а после нее - все дамы, примером чему является сэр Ланселот в его любви к королеве Гвиневре или сэр Тристан в его любви к Изольде.

Истоки военного этоса

[ редактировать ]
Реконструкция римского кавалериста ( eques )

В характере рыцаря и рыцарском духе появились новые элементы: пересмотренный социальный статус, новаторская военная тактика и свежие литературные темы. [ 40 ] Рыцарские кодексы включали такие правила, как присяга на верность повелителю и соблюдение правил ведения войны. Эти правила предписывали воздерживаться от нападения на беззащитного противника и отдавать приоритет захвату собратьев-дворян для последующего выкупа, а не немедленного причинения вреда, что сродни соблюдению воспринимаемого кодифицированного закона. [ 41 ] Рыцарские идеалы основаны на идеалах раннесредневекового класса воинов, а боевые упражнения и военная добродетель остаются неотъемлемыми частями рыцарства до конца средневекового периода. [ 42 ] поскольку реальность на поле боя изменилась с развитием войны раннего Нового времени и все больше ограничивала ее турнирной площадкой и дуэлей культурой . Поединок Елизаветы оставался основным примером рыцарского проявления боевых навыков на протяжении всего периода Возрождения (последний бой в честь Дня вступления на престол состоялся в 1602 году).

Боевые навыки рыцаря были перенесены в практику охоты , а охотничьи навыки стали важным аспектом придворной жизни в период позднего средневековья (см. термины венерства ). С рыцарством была связана практика геральдики и ее сложные правила отображения гербов, возникшие в эпоху Высокого Средневековья .

Рыцарство и христианство

[ редактировать ]

Христианство оказало модифицирующее влияние на классическую концепцию героизма и добродетели, которая сегодня отождествляется с рыцарскими добродетелями. [ 43 ] [ 44 ] в «Божий мир и перемирие» 10 веке были одним из таких примеров, который налагал ограничения на рыцарей по защите и уважению более слабых членов общества, а также по оказанию помощи церкви в поддержании мира. В то же время церковь стала более терпимой к войне, защищая веру, поддерживая теории справедливой войны ; , были введены литургии благословляющие рыцарский меч, и рыцарские ванны очищения. [ нужны разъяснения ] . В романах о Граале и «Шевалье о Лебеде » идеалом христианского рыцарства было то, что его образ жизни заключался в том, чтобы угождать Богу, а рыцарство было приказом Бога. [ 45 ] Рыцарство как христианское призвание сочетало тевтонские героические ценности с воинственной традицией Ветхого Завета . [ 28 ]

Рыцари Христа , Ян ван Эйк

Первая заметная поддержка рыцарского призвания или создания рыцарского класса для обеспечения святости и легитимности христианства была написана в 930 году Одо , аббатом Клюни , в Житии святого Джеральда Орийакского , в котором утверждалось, что святость Христа и христианского учения можно продемонстрировать через законное обнажение «меча против врага». [ 46 ] В 11 веке концепция «рыцаря Христа» ( Миль Кристи ) получила распространение во Франции, Испании и Италии. [ 42 ] Эти концепции «религиозного рыцарства» получили дальнейшее развитие в эпоху крестовых походов , причем сами крестовые походы часто рассматривались как рыцарское предприятие. [ 42 ] Военные ордена крестовых походов, возникшие в этот период, стали рассматриваться как самый ранний расцвет рыцарства. [ 47 ] и некоторые из их противников, такие как Саладин, также изображались как рыцарские противники. Остается неясным, в какой степени известные военные деятели этого периода, такие как Саладин, Готфрид Бульонский , Вильгельм Маршал или Бертран дю Гесклен , действительно установили новые стандарты рыцарского поведения, или в какой степени они просто вели себя в соответствии с существующими моделями. поведения, которое в ретроспективе стало интерпретироваться в духе «рыцарского» идеала позднего средневековья. [ 42 ] Тем не менее рыцарство и крестовые походы — не одно и то же. Хотя идеология крестоносцев в значительной степени повлияла на этику рыцарства во время своего существования, [ двусмысленный ] Во времена становления рыцарство само по себе было связано с целым рядом воинских действий и аристократических ценностей, которые не имели необходимой связи с крестовыми походами. [ 48 ]

Деву Марию почитали несколько рыцарских орденов, в том числе Тевтонские рыцари , которые почитали ее как свою покровительницу. [ 49 ] Средневековое развитие рыцарства с понятием чести дамы и вытекающей отсюда рыцарской преданностью ей не только вытекало из мысли о Марии, но и способствовало ей. [ 50 ] Хотя женщины иногда рассматривались как источник зла, именно Мария как посредник перед Богом была источником убежища для мужчины. Развитие средневековой мариологии и изменение отношения к женщинам шли параллельно друг другу. [ 51 ]

Влияние мавров и римлян

[ редактировать ]

Произведения римских поэтов, таких как Овидий и Цицерон, имели некоторое сходство с типичным изображением романтики в рыцарской литературе Средневековья. В произведениях Овидия влюбленные «бессонничали, бледнели и теряли аппетит», а произведения Цицерона прославляли «облагораживающую силу любви». Некоторые ученые также указывают на романтическую поэзию арабов как на предшественника изображения куртуазной любви в средневековой европейской литературе. В произведениях кордобанского автора Ибн Хазма , например, «любовники развивают страсть как к мальчикам-рабам, так и к девочкам, взаимозаменяемо, и раб признается теперь хозяином своей возлюбленной». Ибн Хазма «Кольцо голубя» представляет собой примечательное изображение крайней покорности любовника. [ 52 ]

Средневековая куртуазная литература прославляет доблесть, тактику и идеалы как мавров , так и древних римлян. [ 42 ] Например, древнее руководство по военному делу, написанное Вегецием, под названием De re militari, было переведено на французский язык в 13 веке Жаном де Мёном как de chevalerie L' Art . Более поздние писатели также опирались на Вегеция, например, Оноре Боне, написавший в XIV веке «Арбы сражений» , в которых обсуждались мораль и законы войны. В 15 веке Кристина де Пизан объединила темы Вегеция, Бонета и Фронтина в «Книге фактов о оружии и рыцарстве» . [ 53 ]

Позднее Средневековье

[ редактировать ]

В 14 веке Жан Фруассар написал свои «Хроники» , в которых запечатлена большая часть Столетней войны , в том числе битва при Креси , а затем битва при Пуатье, в обеих из которых французская знать потерпела поражение от армий, состоящих в основном из простых людей, использующих длинные луки . . Рыцарская тактика, использованная французской аристократией в доспехах, а именно смелое нападение на противника под градом стрел, неоднократно терпела неудачу. Фруассар отметил последующие нападения простых английских и валлийских лучников на павших французских рыцарей.

Хроники также запечатлели серию восстаний простых людей против дворянства, таких как Жакерия и Крестьянское восстание , а также восхождение простого человека к руководящим чинам в армиях. Многие из этих людей получили повышение во время Столетней войны, но позже остались во Франции, когда английская знать вернулась домой, и стали наемниками в Свободных компаниях , например, Джон Хоквуд , лидер наемников Белой компании . В этот период на смену благородной армии пришла эффективная оплачиваемая армия, что привело к появлению нового класса военачальников, не придерживающихся рыцарского кодекса.

Рыцарство претерпело возрождение и разработку рыцарских церемоний и правил этикета в 14 веке, что было исследовано Йоханом Хейзингой в книге «Убыль средневековья », в которой глава посвящена «Идее рыцарства». Сопоставляя литературные стандарты рыцарства с реальными войнами того времени, историк находит имитацию идеального прошлого иллюзорной; В аристократической культуре, такой как Бургундия и Франция в конце Средневековья, «быть представителем истинной культуры означает создавать своим поведением, обычаями, манерами, костюмом, манерой поведения иллюзию героического существа, полного достоинства и чести, мудрости и, во всяком случае, учтивости... Мечта о былом совершенстве облагораживает жизнь и ее формы, наполняет их красотой и заново оформляет как формы искусства». [ 54 ]

В позднем Средневековье богатые купцы стремились принять рыцарский образ жизни. Сыновья буржуазии получали образование при аристократических дворах, где их обучали манерам рыцарского сословия. [ 42 ] Это была демократизация рыцарства, приведшая к появлению нового жанра, названного « книгой вежливости », который представлял собой руководство по поведению «джентльменов». Таким образом, постсредневековый джентльменский кодекс ценности мужской чести, уважения к женщинам и заботы о тех, кому повезло меньше, напрямую вытекает из более ранних идеалов рыцарства и исторических сил, которые его создали. [ 42 ]

Япония была единственной страной, которая полностью запретила использование огнестрельного оружия для поддержания идеалов рыцарства и приемлемых форм боя. В 1543 году Япония установила государственную монополию на огнестрельное оружие. Японское правительство уничтожило огнестрельное оружие и отдало предпочтение традиционному японскому оружию. [ 55 ]

Новое время

[ редактировать ]

Конец рыцарства

[ редактировать ]

Рыцарство было динамичным; он адаптировался в ответ на местные ситуации, и это, вероятно, привело к его упадку. существовало множество рыцарских групп ; в Англии Как представлял себе сэр Томас Мэлори, когда писал «Смерть Артура» в конце 15 века, [ 56 ] возможно, каждая группа создала свою собственную рыцарскую идеологию. Точка зрения Мэлори отражает состояние рыцарства 15-го века. [ 57 ] Когда «Смерть Артура» была напечатана , Уильям Кэкстон призвал рыцарей прочитать роман, надеясь, что чтение о рыцарстве сможет объединить сообщество рыцарей, уже разделенное Войной Роз . [ 58 ]

Во время раннего правления Тюдоров в Англии некоторые рыцари все еще сражались в соответствии с этим идеалом. Меньше рыцарей участвовало в активных боевых действиях, потому что поля сражений в этом столетии, как правило, были ареной профессиональных пехотинцев, и у рыцарей было меньше возможностей проявить рыцарство. [ 59 ] Это было начало гибели рыцаря. Рыцарский ранг никогда не исчезал, но королева Елизавета I положила конец традиции, согласно которой каждый рыцарь мог создать другого, сделав это исключительно прерогативой монарха. [ 60 ] Кристофер Уилкинс утверждает, что сэр Эдвард Вудвилл , который ездил от битвы к битве по Европе и умер в 1488 году в Бретани , был последним странствующим рыцарем, ставшим свидетелем заката эпохи рыцарства и подъема современных европейских войн. К концу Средневековья кодекс рыцарства исчез. [ 61 ] [ 62 ]

Современные проявления и возрождения

[ редактировать ]
Изображение рыцарских идеалов в романтизме ( «Вышивка штандарта» Эдмунда Блэра Лейтона : дама готовится к походу рыцаря на войну)

Рыцарство! - ведь, дева, она - кормилица чистой и высокой любви - опора угнетенных, возмещающая обиды, обуздание власти тирана - Без нее благородство было бы пустым именем, а свобода обретает лучшая защита в ее копье и мече.

Рыцарский идеал сохранялся в раннее Новое время и в современный период. Обычай основывать рыцарские ордена европейскими монархами и высшей знатью достиг своего пика в период позднего средневековья, но сохранялся в эпоху Возрождения, а также в период барокко и раннего Нового времени, например, с Тосканским орденом Святого Стефана (1561 г.), Французским орденом. Святого Людовика (1693 г.) или англо-ирландский орден Святого Патрика (1783 г.), а также многочисленные династические рыцарские ордена продолжают действовать в странах, сохраняющих традиции монархии.

В то же время, с изменением куртуазных представлений в период барокко , идеалы рыцарства стали восприниматься как устаревшие или «средневековые». «Дон Кихот» , опубликованный в 1605–1615 годах, пародировал средневековый рыцарский роман или любовный роман, высмеивая упрямую приверженность рыцарскому кодексу перед лицом современного мира как анахронизм, что привело к появлению термина «Дон Кихотство» . И наоборот, элементы романтизма стремились возродить такие «средневековые» идеалы или эстетику в конце 18 - начале 19 века.

Поведенческий кодекс офицеров вплоть до наполеоновской эпохи , Гражданской войны в США (особенно идеализированной в мифологии « Проигранного дела ») и в некоторой степени даже до Первой мировой войны по-прежнему сильно моделировался на основе исторических идеалов, в результате чего ярко выраженная дуэльная культура, которая в некоторых частях Европы также властвовала над гражданской жизнью высших классов. Однако с упадком Османской империи военная угроза со стороны «неверных» исчезла. Европейские религиозные войны охватывали большую часть периода раннего Нового времени и представляли собой распри между фракциями различных христианских конфессий. Этот процесс конфессионализации в конечном итоге породил новый военный этос, основанный на национализме, а не на «защите веры от неверных».

Социальные комментаторы викторианской эпохи выступали за возрождение рыцарства, чтобы исправить пагубные последствия промышленной революции . » Томаса Карлейля « Капитаны промышленности должны были возглавить «Рыцарство труда», благотворную форму управления, иерархическую, но братскую по своей природе, а не материалистическую. [ 63 ] В «Идеальном Содружестве» Джона Рёскина рыцарство рассматривалось как одна из основных характеристик. [ 64 ]

С раннего Нового времени термин галантность (от galant , барочный идеал утонченной элегантности), а не рыцарство, стал использоваться для обозначения надлежащего поведения мужчин из высшего сословия по отношению к женщинам из высшего сословия. В 19 веке были попытки возродить рыцарство в целях джентльмена того времени. Кенелм Генри Дигби написал для этой цели свой «Широкий камень чести» , предложив следующее определение: «Рыцарство — это всего лишь название того общего духа или состояния ума, которое располагает людей к героическим поступкам и позволяет им быть знакомыми со всем, что прекрасно и возвышенный в интеллектуальном и моральном мире».

из высшего сословия, Выраженно мужские добродетели рыцарства подверглись нападкам со стороны суфражисток выступавших за гендерное равенство в начале 20 века. [ Примечание 4 ] а с упадком военных идеалов дуэльной культуры и европейской аристократии в целом после катастрофы Первой мировой войны , к середине 20-го века идеалы рыцарства стали широко рассматриваться как устаревшие. В качестве материального отражения этого процесса парадный меч утратил свое положение незаменимой части гардероба джентльмена, и это событие Юарт Окшотт назвал «археологической конечной точкой» , поскольку оно завершило долгий период, в течение которого меч был видимым предметом. атрибут свободного человека, начиная еще три тысячелетия назад с мечом бронзового века . [ 66 ]

В ХХ веке рыцарский идеал защиты женщин стал рассматриваться как образ мелодрамы (« девица в беде »). Термин «рыцарство» сохраняет определенное распространение в социологии, поскольку он относится к общей тенденции мужчин и общества в целом уделять больше внимания защите от вреда женщинам, чем мужчинам, или отмечая гендерные различия в продолжительности жизни , здоровье и т . д. и т. д., что также выражается в предвзятости средств массовой информации, уделяющей значительно больше внимания жертвам-женщинам, чем мужчинам. [ Примечание 5 ]

Пропаганда рыцарства сыграла свою роль в основании скаутского движения. Лагерь скаутов на острове Браунси , основанный в 1907 году, начинался как кемпинг для мальчиков на острове Браунси в гавани Пул , южная Англия, организованный британской армии генерал-лейтенантом Робертом Баден-Пауэллом для проверки его идей для книги «Скаутинг для мальчиков» . Бойскауты из разных социальных слоев в Великобритании участвовали с 1 по 8 августа 1907 года в мероприятиях, связанных с кемпингом , наблюдением , ремеслом по дереву , рыцарством, спасением жизней и патриотизмом . [ 68 ]

По словам Уильяма Манчестера , генерал Дуглас Макартур был рыцарским воином, который вел войну с намерением победить врага, лишив его возможности нанести ответный удар, а затем относился к нему с пониманием и добротой, присущими его чести и мужеству. Одним из ярких примеров его рыцарского поведения была Вторая мировая война и его обращение с японцами в конце войны. Модель Макартура дает возможность выиграть войну с минимальными потерями и завоевать уважение бывшего врага после оккупации его родины. [ 69 ] 12 мая 1962 года Макартур произнес знаменитую речь перед курсантами Военной академии США в Вест-Пойнте, сославшись на великий моральный кодекс, кодекс поведения и рыцарства, подчеркнув долг, честь и родину. [ 70 ]

Критика рыцарства

[ редактировать ]

Мигель де Сервантес в первой части « Дон Кихота» (1605) нападает на рыцарскую литературу как на исторически неточную и, следовательно, вредную (см. историю романа ), хотя он был вполне согласен со многими так называемыми рыцарскими принципами и правилами поведения. Он играл, но никогда не собирался писать рыцарский роман, который был бы исторически правдивым. [ 71 ]

Питер Райт критикует тенденцию давать единичные описания рыцарства, утверждая, что существует множество вариаций или «рыцарства». Среди различных рыцарств Райт включает, среди прочего, «военное рыцарство» с его кодексом поведения и надлежащим контекстом, а также ориентированное на женщину « романтическое рыцарство » с его кодексом поведения и надлежащим контекстом. [ 72 ]

См. также

[ редактировать ]

Межкультурные сравнения

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Йохан Хейзинга отмечает в своей книге «Убыль средневековья» : «Источником рыцарской идеи является гордость, стремящаяся к красоте, а формализованная гордость порождает концепцию чести, которая является полюсом благородной жизни». [ 6 ]
  2. ^ Термин «всадник» ( chevalier , от позднелатинского caballarius ), дублирующийся как термин для высших социальных классов, параллелен давнему использованию классической античности, см. equites , hippeus . [ 7 ]
  3. ^ передано в аренду через среднефранцузский язык на английский около 1540 года. [ 11 ]
  4. ^ «Идея о том, что мужчины должны действовать и жить почтительно от имени женщин и детей, хотя и является древним принципом, уже в 1911 году подвергалась нападкам со стороны воинствующих суфражисток, стремившихся уравнять политическое игровое поле, исключив из общественного сознания представление о том, что женщины были «слабым полом», нуждающимся в спасении». [ 65 ]
  5. Например, криминолог Ричард Фелсон пишет: «Нападение на женщину является более серьезным правонарушением, чем нападение на мужчину, поскольку оно нарушает специальную норму, защищающую женщин от вреда. Эта норма — рыцарство — обескураживает потенциальных нападающих и поощряет третьих лиц. защищать женщин». [ 67 ]
  1. ^ Кин 2005 , с. 44.
  2. ^ Сесил, Уэзерли (1911). «Рыцарство и рыцарство» . Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). стр. 851–867.
  3. ^ Кин 2005 , с. 102.
  4. ^ Jump up to: а б Готье, Леон (1891) [1884]. «Рыцарский кодекс» . Рыцарство . Перевод Фрита, Генри. Рутледж. п. 26.
  5. ^ Цветы (1998)
  6. ^ Хейзинга (1924) , с. 28
  7. ^ Аноним (1994) , стр. 346–351.
  8. ^ Догерти, Мартин (2008). Оружие и боевые приемы средневекового воина 1000–1500 гг . н.э. Книги Чартвелла. п. 74. ИСБН  9780785834250 .
  9. ^ Кин (2005) , с. 1
  10. ^ Портативный церковно-канонический словарь (Том I изд.). Париж. 1766. с. 364.
  11. ^ Хоад (1993) , с. 67
  12. ^ «рыцарство» . Мерриам-Вебстер . Архивировано из оригинала 16 ноября 2022 года . Проверено 28 февраля 2018 г.
  13. ^ Кин (2005) , с. 7
  14. ^ Кин (2005) , с. 9
  15. ^ Кин (2005) , с. 15
  16. ^ Кин (2005) , с. 17
  17. ^ «Происхождение рыцарей» . Рыцари рыцарства . Архивировано из оригинала 28 февраля 2018 года . Проверено 28 февраля 2018 г.
  18. ^ Jump up to: а б Сисмонди, Жан Шарль Леонар де (1885–88). Исторический взгляд на литературы юга Европы . Перевод Томаса Роско (4-е изд.). Лондон. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж Каупер, Ричард В. (1999). Рыцарство и насилие в средневековой Европе . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  20. ^ Крауч (2005) , с. 7
  21. ^ Jump up to: а б Крауч (2005) , с. 8
  22. ^ Крауч (2005) , с. 12
  23. ^ Крауч (2005) , стр. 10–11.
  24. ^ Крауч (2005) , с. 52
  25. ^ Маликаил, Джозеф (2003). «Моральный характер: гексис, привычка и привычка » . Минерва: Философский интернет-журнал . 7 . Архивировано из оригинала 15 декабря 2015 года . Проверено 25 мая 2015 г.
  26. ^ Д. Крауч, Рыцарский поворот (Оксфорд, 2019), 39–145
  27. ^ Jump up to: а б Крауч (2005) , с. 56
  28. ^ Jump up to: а б Крауч (2005) , с. 63
  29. ^ Крауч (2005) , с. 65
  30. ^ Крауч (2005) , с. 67
  31. ^ Крауч (2005) , стр. 69–70.
  32. ^ Крауч (2005) , стр. 71–72.
  33. ^ Крауч (2005) , с. 78
  34. ^ Холсолл, Пол (октябрь 1998 г.). «Средневековый справочник: Джон Солсберийский: Поликратик, книга четвертая (избранное)» . Фордэмский университет ) . Архивировано из оригинала 10 декабря 2020 года . Проверено 20 февраля 2021 г.
  35. ^ Jump up to: а б Крауч (2005) , с. 79
  36. ^ Крауч (2005) , с. 80
  37. ^ Крауч, 2005, 56-7.
  38. ^ Крауч (2019), 122-9, 303-4
  39. ^ Крауч, (2019), 291-3.
  40. ^ Кин (2005) , с. 42
  41. ^ Холт (май 2002 г.). Шестой курс Холта по литературе и языковому искусству . Хьюстон. Техас. п. 100. ИСБН  978-0030564987 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  42. ^ Jump up to: а б с д и ж г Суини (1983)
  43. ^ Корреа де Оливейра (1993) , с. 10
  44. ^ Кин (2005) , с. 56
  45. ^ Кин (2005) , с. 62
  46. ^ Жизнь святого Джеральда Одо . Пенн Стейт Пресс. 1954. с. 371.
  47. ^ Рыцарство в Британской энциклопедии
  48. ^ Кин (2005) , стр. 44–45.
  49. ^ Тимоти Гард (2013). Рыцарство, королевство и крестовый поход: английский опыт четырнадцатого века . Бойделл Пресс. стр. 73–89. ISBN  9781843838241 .
  50. ^ Бромили (1994) , с. 272
  51. ^ Такер (1987) , с. 168
  52. ^ Дженнифер Дж. Воллок (2011). Переосмысление рыцарства и куртуазной любви . АВС-Клио. стр. 30–42. ISBN  9780313038501 .
  53. ^ Энн Элизабет Бэнкс Колдирон (2009). Английская печать, перевод стихов и битва полов, 1476–1557 гг . Эшгейт. п. 26. ISBN  9780754656081 .
  54. ^ Хейзинга (1924) , с. 30. Пессимизм и идеал возвышенной жизни
  55. ^ Гиллеспи, Александр (2011). История законов войны . Том. 2: Обычаи и законы войны в отношении гражданского населения во время конфликта. Издательство Блумсбери. п. 14. ISBN  9781847318404 .
  56. ^ Ходжес (2005) , с. 5
  57. ^ Ходжес (2005) , с. 7
  58. ^ Ходжес (2005) , с. 11
  59. ^ Граветт (2008) , с. 260
  60. ^ Граветт (2008) , с. 267
  61. ^ Уилкинс (2010) , с. 168
  62. ^ Хипшон, Дэвид (26 августа 2011 г.). Ричард III и смерть рыцарства . Историческая пресса. ISBN  978-0-7524-6915-7 .
  63. ^ Ульрих, Джон (1995). «Перезапись труда в «Прошлом и настоящем» Карлейля ». Критика . 37 (3): 443–468. ISSN   0011-1589 . JSTOR   23116609 .
  64. ^ Гейлор, Т.Ф. (1893). «Джон Раскин». Обзор Севани . 1 (4): 491–497. ISSN   0037-3052 . JSTOR   27527781 .
  65. ^ Филлипс, Дуг (15 апреля 2003 г.). «Мужчина нескольких поколений». Биркенхедская дрель . Архивировано из оригинала 28 января 2013 года.
  66. ^ Окшотт (1980) , с. 255
  67. ^ Фелсон (2002)
  68. ^ Уокер, Колин (2007). Браунси: Желудь компании BP, первый в мире скаутский лагерь . Пишите книги. ISBN  978-1-905546-21-3 .
  69. ^ Манчестер (1978)
  70. ^ «Американская риторика: генерал Дуглас Макартур - Речь о награждении Сильвануса Тейера (Долг, честь, страна)» . americanrhetoric.com . Архивировано из оригинала 12 декабря 2018 года . Проверено 18 января 2019 г.
  71. ^ Айзенберг, Дэниел (1987). Исследование Дон Кихота Ньюарк, Делавэр: Джон Хилл-латиноамериканские монографии. стр. 100-1 41–77. ISBN  0-936388-31-5 .
  72. ^ Райт, Питер. «Ублюдочное рыцарство: от беспокойства о слабости до сексуальной эксплуатации» . Новые мужские исследования . 7 (2): 43–59год=2018. ISSN   1839-7816 . Архивировано из оригинала 28 июля 2020 года.
    • Райт, П.; Элам, П. (2019). Рыцарство: гиноцентрическая традиция . Академический век Пресс.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Александр, Михаил (2007). Средневековье: Средние века в современной Англии . Издательство Йельского университета. Александр отвергает идею о том, что средневековье, широко распространенное культурное движение девятнадцатого и начала двадцатого веков, ограничивалось викторианским периодом, и опровергает подозрения, что оно по своей природе было эскапистским.
  • Барбер, Ричард (1980). Царство рыцарства .
  • Бушар, Констанс Бриттен (1998). Сильный телом, храбрый и благородный: рыцарство и общество в средневековой Франции . Издательство Корнелльского университета . ISBN  0-8014-8548-7 .
  • Крауч, Дэвид (2019). Рыцарский поворот: поведение и гегемония в Европе до 1300 года . Издательство Оксфордского университета.
  • Дэвис, Алекс (2004). Рыцарство и романтика в английском Возрождении . Вудкок, Мэтью.
  • де Шарни, Жоффруа (2005). Каупер, Ричард В. (ред.). Рыцарская книга о рыцарстве . Серия «Средние века». Перевод Кеннеди, Элспет. Издательство Пенсильванского университета. Знаменитый трактат о рыцарстве Жоффруа де Шарни (1304–1356 гг.), которого современники считали типичным рыцарем своего времени. Он погиб во время Столетней войны в битве при Пуатье .
  • Жируар, Марк (1981). Возвращение в Камелот: рыцарство и английский джентльмен . Издательство Йельского университета.
  • Джонс, Роберт В.; Косс, Питер, ред. (2019). Спутник рыцарства . Бойделл Пресс.
  • Каупер, Ричард В. (1999). Рыцарство и насилие в средневековой Европе . Издательство Оксфордского университета.
  • Каупер, Ричард В. (2009). Святые воины: Религиозная идеология рыцарства . Серия «Средние века». Издательство Пенсильванского университета. Ведущий исследователь рыцарства утверждает, что рыцари провозглашали обоснованность своей кровавой профессии, выборочно присваивая религиозные идеалы.
  • Кин, Морис (1984). Рыцарство . Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-03150-5 .
  • Сол, Найджел (2011). Рыцарство в средневековой Англии . Издательство Гарвардского университета. Исследует роль рыцарства в английской истории от норманнского завоевания до победы Генриха VII при Босворте в Войне роз.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f8e8096b75bffdd1436f0c2debc4403__1720656300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/03/0f8e8096b75bffdd1436f0c2debc4403.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chivalry - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)