Пруссия
Фурусийя ( араб . فروسية; также транслитерируется как фурузия ) — арабская рыцарская дисциплина и этический кодекс, разработанный в средние века. [1] Это практиковалось в средневековом мусульманском мире от Афганистана до мусульманской Испании , особенно во время крестовых походов и периода мамлюков . [2] боевой формы лежат боевые искусства и конный спорт . В основе [3] [4]


Термин фурусийя является производным от слова фарас ( فرس ) «лошадь», а в современном стандартном арабском языке означает «конный спорт» в целом. Термин «всадник» или «кавалер» («рыцарь») - фарис (فارس), [5] что также является источником испанского звания альферес . [6] Персидско-арабский термин, обозначающий « Фурусийя литературу », — это фарас-нама или асб -нама . [7] Фарас-наму также называют небольшой энциклопедией о лошадях. [8]
Три основные категории фурусийя — это искусство верховой езды , включая ветеринарные аспекты правильного ухода за лошадью ( иппология ) и правильная техника верховой езды (конный спорт), стрельба из лука и рыцарские турниры . Ибн Кайим аль-Джавзия добавляет фехтование в качестве четвертой дисциплины в своем трактате «Аль-Фурусийя » (1350 г.). [9] есть три основы Ибн Ахи Хизам также отметил, что у фурусийи : владение лошадью, умение обращаться со всеми видами оружия и храбрость. [5]
История
[ редактировать ]
Арабская литературная традиция верховой езды насчитывает тысячи лет и занимала большие разделы доисламской поэзии. Ветеринарная медицина (гиппиатрия) в литературе Фурусийя , как и в случае с медициной человека , была заимствована из византийских греческих источников в 9-10 веках. В случае фурусийи непосредственным источником является византийский сборник по ветеринарной медицине, известный как Гиппиатрика (V или VI век); Само слово «лошадь-врач» на арабском языке, Bayṭar , является греческим : ἱππιατρός , латинизированным : hippiatros . [10]
Первый известный такой трактат на арабском языке принадлежит Ибн Ахи Хизаму ( ابن أخي حزام ), командиру эпохи Аббасидов и хозяину конюшни халифа Аль-Мутадида (годы правления 892–902), автора « Китаб аль-Фурусийя ва 'л- Байтара («Книга верховой езды и хиппиатрии»). [5] Ибн ан-Надим в конце X века отмечает наличие в Багдаде нескольких трактатов о лошадях и ветеринарии, приписываемых греческим авторам. [11]
Дисциплина достигает своего пика в мамлюкском Египте в 14 веке. В узком смысле этого слова литература фурусийя включает произведения профессиональных военных писателей, имеющих мамлюкское прошлое или тесно связанных с мамлюкским истеблишментом. В этих трактатах часто цитируются работы по военной стратегии до-мамлюкских времен. Некоторые произведения были стихосложены в дидактических целях. Самый известный стихотворный трактат - это трактат Тайбуги аль-Бакламиши аль-Юнани («Грека»), который в ок. В 1368 году написал стихотворение « Ат-Туллаб фи ма'рифат Рами ан-Нушшаб» . [12] К этому времени дисциплина фурусия все больше отдаляется от своих истоков византийской ветеринарной медицины и все больше сосредотачивается на военном искусстве.
Тремя основными категориями фурусийя являются верховая езда , включая ветеринарные аспекты правильного ухода за лошадью ( иппология ) и правильная техника верховой езды ( конный спорт ), конная стрельба из лука и рыцарские турниры . Ибн Кайим аль-Джавзия добавляет фехтование в качестве четвертой дисциплины в своем трактате «Аль-Фурусийя » (1350 г.). [13] есть три основы Ибн Ахи Хизам также отметил, что у фурусийи : владение лошадью, умение обращаться со всеми видами оружия и храбрость. [5]
Персидские фарас-нама, которые можно с уверенностью датировать, сохранились только примерно с середины 14 века, но в Персии эта традиция сохраняется дольше, на протяжении всей эпохи Сефевидов . Говорят , что в одном трактате Абдаллаха Сафи, известном как « Бахмани Фарас-нам » (написанном в 1407/8 г.), сохранилась глава из утерянного текста XII века ( эпохи Газневидов ). [7] Есть кандидат на другой трактат того времени, сохранившийся в единственной рукописи: трактат, приписываемый некоему Мухаммеду б. Мохаммед б. Занги , также известный как Кайем Нехаванди , предположительно возник в 12 веке. [7] Некоторые персидские трактаты представляют собой переводы с арабского языка. Одна короткая работа, приписываемая Аристотелю, представляет собой персидский перевод с арабского. [14] Предположительно, существуют также трактаты, переведенные на персидский язык с хиндустани или санскрита. К ним относятся « Фарас-нама-йе хашеми» ( Зейна аль-Абедина Хосейни Хашеми написано в 1520 г.) и « Тохфат аль-Шадр» Шадр -ад-Дина Мохаммад Хана б. Зебардаст-хан (написано в 1722/3 г.). [7] Тексты, предположительно изначально написанные на персидском языке, включают Асб-наму Мухаммада б. Мохаммад Васеи (написано в 1365/6; Тегеран, Кетаб-Хана-йе Малек MS № 5754). Частичный список известной персидской литературы по фарас-нама был опубликован Гордфарамарзи (1987). [15]
Список трактатов Фурусийи
[ редактировать ]Ниже приводится список известных трактатов Фурусии (по аль-Саррафу 2004 г., ан-Нашири 2007 г.). [16]
Некоторые из ранних трактатов (9-10 вв.) не сохранились и известны только по ссылкам более поздних авторов: Аль-Асмаи , Китаб аль-Хайл ( خيل «лошадь»), Ибн Аби ад-Дунья (ум. 894 / 281 хиджры) Ас-Сабк ва ар-рами , Аль-Табарани (ум. 971/360 хиджры) Фадл ар-рами , Аль-Карраб (ум. 1038/429 хиджры), Фадаил аль-рами .
Автор | Дата | Заголовок | Рукописи/Издания |
---|---|---|---|
Ибн Ахи Хизам (Мухаммад ибн Якуб ибн Галиб ибн Али аль-Хуттали) | эт. в. 900 [5] | «Китаб аль-Фурусийя ва-аль-Байтара» (или «Китаб аль-Фурусийя ва-Шият аль-Хайл») | Стамбул, Государственная библиотека Баязит, Велиюддин Эфенди MS 3174; Британская библиотека MS Add. 23416 (14 век); [17] Стамбул, Библиотека мечети Фатих MS 3513 (добавлен заголовок «Аль-Камаль фи аль-Фурусийя...»); изд. Хайде (2008). [18] |
Аль-Тарсуси (Марди ибн Али аль-Тарсуси) | умер в 1193 г. / 589 г. хиджры | «Табшират арбаб аль-албаб фи кайфият ан-наджат фи аль-Хуруб мин аль-анва' ва-нашр алам аль-алам фи аль-удад ва-аль-алат аль-муинах ала лика аль-ада'» | Оксфорд, Бодлианская библиотека MS Huntington 264 |
Ахмад ибн аль-Хусейн ибн аль-Анаф | 12 век | « Китаб аль-Байтара ». | Египетская национальная библиотека и архивы, Халил Ага F8 (1209 г.) Стамбул, Библиотека Топкапы, ЦМК, А. 2115 (1210 г.) |
Абу Ахмад (Абу Мухаммад Ахмад ибн Атик аль-Азди) | 1223 / 620 г. хиджры | «Китаб аль-фурусийя ва-ль-байтара» (сокращенная версия трактата Ибн Ахи) | Британская библиотека или 1523 г. [19] |
Аль-Захири | 13 век | «Китаб фи Ильм аль-Фурусийя ва-Лаб аль-Румх ва-аль-Бирджас ва-Иладж аль-Хайл» (или «Ильм аль-Фурусийя ва-Сиясат аль-Хайл», «Аль-Фурусийа би-Расим-Джихал, что Аллах дал моджахедам из аль-Ибада") | Национальная библиотека MS 2830 (л. 2 т. – 72 л.); ред. аль-Михраджан аль-Ватани лил-Турат ва-ат-Сакафа, Эр-Рияд (1986 год);ред. Мухаммад ибн Ладжин Раммах, Силсилат Кутуб аль-Турат 6, Дамаск, Дар Кинан (1995). |
Аль-Ахдаб (Наджм ад-Дин Хасан ар-Раммах) | умер в 1295 г. / 695 г. хиджры | «Аль-Фурусийя ва-аль-манашиб аль-харбия» (Книга о военной верховой езде и гениальных военных устройствах) | ред. Эд Шайф Аббади, Силсилат Кутуб аль-Турат, Багдад (1984). |
Аль-Хамви (Мухаммад ибн Ибрагим ибн Джамаха аль-Хамви) | умер в 1332 г. / 733 г. хиджры | «Мустанад аль-аджнад фи алат аль-джихад» | |
Ибн аль-Мундхир (Абу Бакр аль-Байтар ибн Бадр ад-Дин ан-Насири) | умер 1340/1 | «Кашиф аль-Вайл фи Марифат Амрад аль-Хайл» (или «Камиль аль-Шинаатайн фи аль-Байтара ва-аз-Зардака») | Национальная библиотека MS 2813 |
Аль-Аксари (Мухаммад ибн Иса ибн Исмаил аль-Ханафи аль-Аксари) | умер 1348 г. | «Нихайат ас-Сул ва-аль-Умния фи Талим Амаль аль-Фурусийя» | Британская библиотека MS Add. 18866 г. (1371 г. / 773 г. хиджры); [20] Библиотека Честера Битти MS Ar 5655 (1366 г. / 788 г. хиджры). |
Ан-Насири (Мухаммад ибн Мангли ан-Насири) | умер после 1376 г. | «Аль-Адилла ар-Расмия фи ат-Тааби аль-Харбия» | Стамбул, Библиотека Святой Софии MS 2857 |
Ан-Насири (Мухаммад ибн Мангли ан-Насири) | умер после 1376 г. | «Ат-Тадбират ас-Султанийя фи Сиясат ас-Синаха аль-Харбия» | Британская библиотека MS Or. 3734 |
Ан-Насири (Мухаммад ибн Мангли ан-Насири) | умер после 1376 г. | «Унс аль-Мала би-Вахш аль-Фала» | Национальная библиотека МС 2832/1 |
Атаджук (Алтанбуга аль-Хусами ан-Насири) | 1419 / 822 г. хиджры | «Нужат ан-Нуфус фи Лааб ад-Даббус» | Дар аль-Кутуб аль-Мисрия MS 21 Фурусийя Таймур [21] |
Сулеймана (Юсуф ибн Ахмад) | написано до 1427 г. / 830 г. хиджры | «Фарадж аль-Макруб фи ахкам аль-Хуруб ва муанатиха ва-мударатиха ва-лавазимиха ва-ма йасуу би-амриха» | |
Мухаммад ибн Якуб ибн Ани Козам | 1470 / 1471 | «Китаб аль-махзун джами аль-фунун» | Национальная библиотека MS Ar 2824 [22] |
«Аль-Адим аль-Митль ар-Рафи аль-Кадр» | Стамбул, Библиотека дворца Топкапы М.С. Реван 1933 г. | ||
псевдо-Аль-Ахдаб; Ахмад ибн Мухаммад Абу аль-Маали аль-Куфи | 17 век | «Книга аль-Фурусия» (добавленное название) | Национальная библиотека MS 2829 [23] |
Аль-Асади (Абу ар-Рух Иса ибн Хасан аль-Асади аль-Багдади) | «Аль-Джамхара фи Улюм аль-Байзара» | Британская библиотека MS Add. 23417; Мадрид, Библиотека Эскориала MS Ar. 903 | |
Умар ибн Раслан аль-Булькини | «Катр ас-Сайл фи Амр аль-Хайл» | Стамбул, Библиотека Сулеймание MS Шехид Али-паша 1549 г. | |
Шараф ад-Дин Абд аль-Мумин ибн Халаф ад-Димьяти | «Фадль аль-Хайл» | Национальная библиотека MS 2816 | |
Абу Мухаммад Джамаль ад-Дин Абдаллах ибн Маймун | «Китаб аль-Ифада ва-ат-Табшир ли-Кулл Рамин Мубтади ау Махир Нахрир би-ас-Сахм ат-Тавиль ва-аль-Кашир» | Стамбул, Библиотека Кёпрюлю Мехмет-паши MS 1213 | |
Ала ад-Дин Али ибн Аби аль-Касим ан-Накиб аль-Ахмими | «Холл аль-Ишкаль фи ар-Рами би-ан-Нибал» | Национальная библиотека MS 6259 | |
Ала ад-Дин Али ибн Аби аль-Касим ан-Накиб аль-Ахмими | «Накават аль-Мунтака фи Нафиат аль-Лика» | Британская библиотека MS Add. 7513/2 | |
Рукн ад-Дин Джамшед аль-Хорезми | без названия | Британская библиотека MS Or. 3631/3 | |
«Китаб фи Лааб ад-Даббус ва-ас-Сирах ала аль-Хайл» | Национальная библиотека МС Ар. 6604/2 | ||
«Китаб аль-Хиял фи аль-Хуруб ва-Фатх аль-Мадаин ва-Хифз ад-Дуруб» | Британская библиотека MS Add. 14055 | ||
«Китаб аль-Махзун Джами аль-Фунун» / «Китаб аль-Махзун ли-Арбаб аль-Фунун» | Национальная библиотека MS 2824 и MS 2826 | ||
Хусам ад-Дин Ладжин ибн Абдаллах аль-Захаби аль-Хусами аль-Тарабулши аль-Раммах | «Китаб Умдат аль-Муджахидин фи Тартиб аль-Маядин» | Национальная библиотека МС Ар. 6604/1 | |
«Аль-Макама ас-Салахия фи аль-Хайл ва-аль-Байтара ва-аль-Фурусийя» | Дар аль-Кутуб аль-Мисрия MS 81 Фурусийя Таймур | ||
Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Абд ар-Рахман ас-Сахави | «Аль-Кавль ат-Тамм фи (Фадл) ар-Рами би-ас-Сихам» | Дар аль-Кутуб аль-Мисрия MS 2 м фуун Харбия | |
«Шарх аль-Макама ас-Салахия фи аль-Хайл» | Национальная библиотека MS Ar. 2817. | ||
аль-Хасан ибн Мухаммад ибн Айсун аль-Ханафи аль-Синджари | «Хидаят ар-Рами ила аль-Аград ва-аль-Марами» | Стамбул, Библиотека дворца Топкапы MS Ahmet III 2305 | |
Насир ад-Дин Мухаммад ибн Али аль-Казани аль-Сугайир | «Аль-Мухтасар аль-Мухаррар» | Стамбул, Библиотека дворца Топкапы MS Ahmet III 2620 | |
Насир ад-Дин Мухаммад ибн Али аль-Казани аль-Сугайир | «Аль-Хидая фи Ильм ар-Римая» | Бодлианская библиотека MS Huntington 548 | |
Насир ад-Дин Мухаммад ибн Али аль-Казани аль-Сугайир | «Шарх аль-Касида аль-Ламийя лил-Устад Салих аль-Шагури» | Национальная библиотека МС Ар 6604/3 | |
Джалал ад-Дин Абд ар-Рахман ибн Аби Бакр ас-Суюти | «Гарс аль-Аншаб фи ар-Рами би-ан-Нушшаб» | Британская библиотека MS Or. 12830 | |
Абу Мухаммад Абд ар-Рахман Ахмад ат-Табари | безымянный фрагмент | Британская библиотека MS Or. 9265/1 | |
Абу Мухаммад Абд ар-Рахман Ахмад ат-Табари | «Китаб аль-Вадих (фи Ильм ар-Рами)» | Британская библиотека MS Or. 9454 | |
Тайбуга аль-Ашрафи аль-Бакламиши аль-Юнани | «Китаб ар-Рами ва-ар-Рукуб» (добавленное название) | Национальная библиотека MS 6160 | |
Хусейн ибн Абд ар-Рахман аль-Юнини | «Ан-Нихая фи Ильм ар-Римая» | Стамбул, Библиотека Святой Софии MS 2952 | |
Абу ан-Наср аль-Касим ибн Али ибн Хусейн аль-Хашими аз-Зайнаби | «Аль-Каванин ас-Султанийа фи ас-Сайд» | Стамбул, Библиотека мечети Фатих MS 3508 | |
«Аль-Фурусийя» (фрагмент без названия) | Британская библиотека MS 9015 | ||
охотничий трактат (без названия) | Александрия, Египет, Мактабат аль-Баладия MS 1201/1 |
Маяк
[ редактировать ]

Термин фурусийя , как и его параллельное рыцарство на Западе, также, по-видимому, приобрел более широкое значение «военного этоса». Арабская фурусия и европейское рыцарство оказали влияние друг на друга как средство воинского кодекса для рыцарей обеих культур. [24] [ нужна страница ] [25]
Термин фарис ( فارس ), обозначающий «всадник», впоследствии принял качества, сравнимые с западным рыцарем или кавалером («кавалером»). Сюда могли входить свободные люди (такие как Усама ибн Мункид ) или несвободные профессиональные воины, такие как гуламы и мамлюки . Солдат эпохи мамлюков обучался использованию различного оружия, такого как саиф , копье , копье , копье , дубина , лук и стрелы и табарзин (мамлюкские телохранители известны как табардарийя ), а также борьбе. [26]
См. также
[ редактировать ]
- Гиппиатрический
- Шалихотра Самхита
- Ну катайся
- История ветеринарной медицины
- Лошади в средние века
- Лошади на войне
- Асваран
- Футува
- Айяр
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джалали, Али Ахмад (15 декабря 2021 г.). Афганистан: военная история от древних империй до «Большой игры» . Университетское издательство Канзаса. ISBN 978-0-7006-3263-3 .
- ^ Джалали, Али Ахмад (15 декабря 2021 г.). Афганистан: военная история от древних империй до «Большой игры» . Университетское издательство Канзаса. ISBN 978-0-7006-3263-3 .
- ^ Джалали, Али Ахмад (15 декабря 2021 г.). Афганистан: военная история от древних империй до «Большой игры» . Университетское издательство Канзаса. ISBN 978-0-7006-3263-3 .
- ^ «ФУРСИЯ-АРАВИЯ-МартиалАск» . 23 декабря
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дэниел Кутзи, Ли В. Эйстурлид, Философы войны: эволюция величайших военных мыслителей в истории (2013), с. 59 , 60, 63.«Ибн Ахи Хизам» («сын брата Хизама», то есть племянник Хизама ибн Галиба, командира Аббасидов в Хорасане, фл. 840).
- ^ Саймон Бартон, Аристократия в Леоне и Кастилии двенадцатого века , Кембридж (1997), 142–44.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фонд, Энциклопедия Ираника. «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ Гомманс, JJL (15 августа 2002 г.). Война Великих Моголов: индийские границы и дороги к Империи 1500–1700 гг . Рутледж. ISBN 978-1-134-55275-7 .
- ^ «Арабские эпические герои и кони» . Галле-ан-дер-Заале: 29. Deutscher Orientalistentag. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года.
Фурусия охватывает четыре дисциплины: тактику нападения и отхода (аль-карр ва-ль-фарр); стрельба из лука; поединки на копьях; дуэли на мечах. [...] Только мусульманские завоеватели и рыцари веры полностью овладели этими четырьмя искусствами.
- ^ Энн МакКейб, Византийская энциклопедия медицины лошадей: источники, составление и передача гиппиатрики (2007), стр. 184 , цитируя:А. И. Сабра, «Присвоение и последующая натурализация греческой науки в средневековом исламе: предварительное заявление», History of Science 25 (1987), 223–243; М. Плесснер в: Энциклопедия ислама св «Байтар» (1960);
- ^ Б. Додж (тр.), Фихрист Аль-Надима (1970), 738f. (цитируется по Маккейбу (2007:184).
- ^ ред. и транс. Лэтэм и Патерсон, Лондон, 1970 г.
- ^ «Арабские эпические герои и кони» . Галле-ан-дер-Заале: 29. Deutscher Orientalistentag. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года.
Фурусия охватывает четыре дисциплины: тактику нападения и отхода (аль-карр ва-ль-фарр); стрельба из лука; поединки на копьях; дуэли на мечах. [...] Только мусульманские завоеватели и рыцари веры полностью овладели этими четырьмя искусствами.
- ^ ред. Хасан Тайбаш, Тарих-е дампезеши ва пезеши-е Иран I, Тегеран (1993), 414–428.
- ^ Ах. Солтани Гордфарамарзи, изд., Лошадь по имени Манвур Ва Манзум , Тегеран (1987).
- ^ Джаузия, Мухаммад ибн Аби Бакр (2007), Аль-Нашири, Заид ибн Ахмад (ред. Ибн Кайим аль - ) 7–9
- ^ «Китаб аль-фурусия ва-шият аль-хайль Книга о конном спорте и конском дерьме Ибн Ахи Хизам, Мухаммад ибн Якуб Мой племянник Хизам, Мухаммад ибн Якуб » . Цифровая библиотека Катара . 16.05.2014 . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ Мартин Хайде (пер.), Книга Гиппиатрии, Китаб аль-Байтара , Публикации Восточной комиссии 51.1-2, Харрассовиц (2008).
- ^ «Китаб аль-Байтара Книга ветеринарной медицины Азди, Ахмад ибн Атик Азди, Ахмад ибн Атик » . Цифровая библиотека Катара . 16.05.2014 . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ «Мамлюкская рукопись о верховой езде» . blogs.bl.uk . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ Обзор мамлюкских исследований . Ближневосточный центр документации Чикагского университета. 2004.
- ^ текст, МУХАММАД ибн Якуб ибн Аги Козам (Абу Абдаллах) Автор (1470 г.). كتاب المخزون جامع الفنون «Сокровищница, где объединены различные отрасли (искусства)», автор Ибн Ахи Хозам .
- ^ М. Рейно, «Военное искусство арабов в средние века», Asian Journal, сентябрь 1848 г., стр. 193-237
- ^ Гермес, Низар (4 декабря 2007 г.). «Король Артур в землях сарацинов» (PDF) . Туманность.
- ^ Бертон, Ричард Фрэнсис (1884). Прочтите, Чарльз Андерсон; О'Коннор, Томас Пауэр (ред.). Кабинет ирландской литературы: избранные произведения из произведений главных поэтов, ораторов и прозаиков Ирландии с биографическими очерками и литературными заметками, Том. IV . Лондон; Нью-Йорк: Блэки и сын; Сэмюэл Л. Холл. п. 94.
Если бы не было очевидно, что одухотворение сексуальности посредством воображения универсально среди высших слоев человечества, я бы приписал происхождение любви влиянию арабской поэзии и рыцарства на европейские идеи, а не средневековому христианству.
- ^ Николь, Дэвид (1994). Сарацин Фарис 1050–1250 гг. н. э. (Воин) . Издательство Оспри. стр. 8–9. ISBN 978-1-85532-453-4 .
Библиография
[ редактировать ]- Аялон, Дэвид (1961). 9. Заметки об упражнениях и играх фурусия в Мамлюкском султанате , Scripta Hierosolymitana,
- Башир, Мохаммед (2008). Искусство мусульманского рыцаря; Furusiyya Art Foundation Коллекция Скира. ISBN 978-88-7624-877-1
- Хаарманн, Ульрих (1998), «Последний триумф персидского лука: критические голоса по поводу монополии мамлюков на вооружение», Мамлюки в египетской политике и обществе , Cambridge University Press, стр. 174–187, ISBN 978-0-521-59115-7
- Николь, Дэвид (1999). Оружие и доспехи эпохи крестовых походов 1050–1350 гг., Ислам, Восточная Европа и Азия . Книги Гринхилла. ISBN 978-1-85367-369-6
- аль-Сарраф, Шибаб (2004), «Литература мамлюков Фурусии и ее предшественники» (PDF) , Обзор исследований мамлюков , 8 (1): 141–201, ISSN 1086-170X
- Хусни Альхатиб Шехада, Мамлюки и животные: ветеринарная медицина в средневековом исламе (2012).
- Уотерсон, Джеймс (2007). Рыцари ислама: Войны мамлюков . Книги Гринхилла. ISBN 978-1-85367-734-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]