Jump to content

рыцарский турнир

рыцарский турнир
Изображение рыцарского поединка эпохи Возрождения в традиционных или «высоких» доспехах, основанное на тогдашних исторических доспехах позднего средневековья ( Паулюс Гектор Майр , De arte атлетика , 1540-е годы)
Впервые сыграл 14 век, Европа
Характеристики
Контакт Да
Тип спешка
Место проведения Замки , дворы
Присутствие
Страна или регион Европа

Рыцарский турнир — это боевая игра средневековья и эпохи Возрождения, или спешка между двумя бойцами на лошадях или пешком. [1] Поединок стал знаковой характеристикой рыцаря в романтическом средневековье .

Этот термин происходит от старофранцузского joster , в конечном итоге от латинского iuxtare «приближаться, встречаться». Это слово было заимствовано в среднеанглийский язык около 1300 года, когда рыцарские турниры были очень популярным видом спорта среди англо-нормандского рыцарства. Синоним «наклон» (например, « наклон на ветряные мельницы ») датируется ок. 1510 .

Рыцарский турнир на лошадях основан на военном использовании копья тяжелой кавалерией. Он превратился в специализированный вид спорта в эпоху позднего средневековья и оставался популярным среди дворянства в Англии и Уэльсе , Германии и других частях Европы на протяжении всего 16 века (в то время как во Франции он был прекращен после смерти короля Генриха) . II в результате несчастного случая в 1559 г.). [2] В Англии рыцарские турниры были кульминацией торжеств в честь Дня вступления на престол Елизаветы I , Якова VI и меня , а также были частью торжеств по случаю свадьбы I. Карла [3]

Рыцарские турниры были прекращены в пользу других конных видов спорта в 17 веке, хотя бесконтактные формы дисциплин « конного искусства владения оружием » сохранились. С 1970-х годов наблюдается ограниченное возрождение театральных рыцарских постановок.

Средневековый рыцарский турнир

[ редактировать ]
Изображение рыцарского турнира конца XIII века в Кодексе Манессе . Рыцарский турнир Вальтера фон Клингена .

Средневековые рыцарские турниры берут свое начало в военной тактике тяжелой кавалерии в эпоху Высокого Средневековья . К 14 веку многие представители знати, в том числе короли, начали участвовать в рыцарских турнирах, чтобы продемонстрировать свою храбрость, мастерство и таланты, и этот вид спорта оказался для короля столь же опасным, как и для рыцаря, а начиная с 15 века рыцарские турниры стал спортом ( торопливостью ), не имеющим прямого отношения к войне.

Высокое Средневековье

[ редактировать ]

С 11 по 14 века, когда средневековые рыцарские турниры все еще практиковались в связи с использованием копья в войне, доспехи превратились из кольчуги (с прочным тяжелым шлемом, называемым « большим шлемом », и щитом) в пластинчатые доспехи. К 1400 году рыцари носили полные комплекты пластинчатых доспехов , называемые «сбруей» (Клефан 28–29).

В этот ранний период рыцарский поединок все еще был (военной) «встречей», то есть дуэлью в целом, а не ограничивавшейся копьем.Бойцы начинали скакать друг на друга с копьем, но могли продолжать использовать оружие меньшей дальности после того, как дистанция была сокращена или после того, как одна или обе стороны были сброшены с лошадей.Турниры в период Высокого Средневековья были гораздо более грубыми и менее «джентльменскими», чем в эпоху рыцарства позднего средневековья . Соперничающие стороны будут сражаться группами с целью вывести из строя своих противников ради лошадей, оружия и выкупа. [4]

Позднее Средневековье

[ редактировать ]
Изображение стоячего поединка в эльзасской рукописи ок. 1420 ( КПГ 359 ); защита ног всадников интегрирована в конскую броню.

С развитием придворных идеалов рыцарства в период позднего средневековья рыцарский поединок стал более регламентированным. Эта тенденция отражается и в па-д'арм в целом. Теперь считалось бесчестным использовать недостатки противника, и рыцари уделяли пристальное внимание тому, чтобы не оказаться в положении преимущества, стремясь завоевать честь, сражаясь вопреки всему. Это романтизированное «рыцарское возрождение» было основано на рыцарских романах периода высокого средневековья, которые дворяне пытались «воспроизвести» в реальной жизни, иногда стирая границы реальности и вымысла.

К этому периоду относится развитие термина рыцарь ( шевалье ). До XII века cniht обозначал слугу. В XII веке его стали использовать, в частности, военные последователи. Также в XII веке сложился особый класс дворян, служивших в кавалерии, известный как milites nobiles . К концу XIII века рыцарство ( чюалерье ) стало использоваться не просто в техническом смысле «кавалерия», но и для воинской доблести вообще. Лишь после 1300 года рыцарство ( knithod , первоначально термин, обозначающий «детство, юность») стало использоваться как младший дворянский чин. К концу 14 века этот термин стал романтизированным для идеала молодого дворянина, стремящегося проявить себя в благородных подвигах, странствующего рыцаря , который, среди прочего, включал в себя pas d'armes , включая рыцарский турнир. К 15 веку «рыцарские» добродетели искали дворяне, даже ранги которых были намного выше, чем «рыцарь». [5] Таким образом, культовая ассоциация рыцарского персонажа с рыцарским поединком носит исторический характер, но развивается только в конце Средневековья.

Записи рыцарских турниров Фруассара
[ редактировать ]

Хроники Фруассара , написанные в 1390-х годах и охватывающие период с 1327 по 1400 год, содержат множество подробностей, касающихся рыцарских турниров в эту эпоху. Теперь ожидалось, что бой будет несмертельным, и не было необходимости выводить из строя противника, который должен был с честью уступить доминирующему бойцу. Бой был разделен на раунды по три боя с использованием различного оружия, одним из которых был собственно рыцарский поединок. За это время поединок оторвался от реальности на поле боя и стал рыцарским спортом. Рыцари искали возможности сразиться с противниками из вражеского лагеря за честь за пределами поля боя.

Например, Фруассар [6] [7] записано, что во время кампании в Босе в 1380 году оруженосец гарнизона замка Тури по имени Говен Микаил (Мишель) — также упоминается в Chronique du bon duc Loys de Bourbon как раненый в 1382 году при Рузебеке и снова в 1386 году. ; в 1399 г. находился на службе у герцога Бурбона [8] [9] — крикнул англичанам,

Есть ли среди вас джентльмен, который из любви к своей даме готов совершить со мной какой-нибудь ратный подвиг? Если таковые имеются, то я готов выступить в полном вооружении и на коне, совершить три удара копьем, нанести три удара боевым топором и три удара кинжалом. Посмотрите, англичане, нет ли среди вас влюбленных.

На вызов ответил оруженосец по имени Иоахим Катор, который сказал: «Я избавлю его от клятвы: пусть он поспешит и выйдет из замка».

Микайль вышел навстречу своему противнику в сопровождении слуг, несущих три копья, три боевых топора, три меча и три кинжала. Поединок начался с поединка, описываемого следующим образом:

Когда они заняли свои места, каждому дали по копью, и начался бой; но ни один из них не ударил другого из-за резкости их лошадей. Они нанесли второй удар, но нанесли удар копьями. [10]

Затем заседание было прервано и продолжилось на следующий день.

Они грубо встретили друг друга копьями, и французский оруженосец сильно наклонился к удовольствию графа; но англичанин держал копье слишком низко и, наконец, вонзил его в бедро француза. Граф Бэкингем, как и другие лорды, были этим очень разгневаны и заявили, что это бесчестно; но он извинился, заявив, что это произошло исключительно из-за норовистости его лошади. [11]

Несмотря на ранение французского оруженосца, поединок продолжился тремя ударами шпагой. После этого встреча была остановлена ​​из-за потери крови Микайлем. Ему разрешили воссоединиться со своим гарнизоном с наградой в сто франков граф Бекингем, который заявил, что, к своему удовлетворению, оправдал себя во многом.

Фруассар описывает турнир в Камбре в 1385 году, состоявшийся в честь свадьбы графа д'Остревана с дочерью герцога Филиппа Бургундского. Турнир проводился на рыночной площади города, в нем приняли участие сорок рыцарей. Король сражался с рыцарем Эно , сэром Джоном Дестрэнном, за пряжку из драгоценных камней, снятую с груди герцогини Бургундской; его выиграл сэр Дестрэнн и официально представили адмирал Франции и сэр Ги де ла Тримуй.

Арена, процедура и броня
[ редактировать ]

Списки , были ареной , , или поле списка на которой проводились рыцарские турниры. Точнее, это был отгороженный верёвкой загон, где проходили турнирные бои. [12] В период позднего средневековья замки и дворцы были дополнены специально построенными дворами для проведения «рыцарских турниров». Подготовка к таким действиям включала использование специального оборудования, самым известным из которых была квинта .

Средневековый рыцарский турнир проходил на открытом поле. Действительно, термин рыцарский турнир означал «встречу» и относился к организованному бою в целом, а не только к поединку на копьях. В какой-то момент в 14 веке в качестве опции для разделения участников был введен тканевый барьер. Этот барьер предположительно был известен на среднеанглийском языке как «tilt» (термин с первоначальным значением «тканевое покрытие»). В 15 веке он стал деревянным барьером или забором, теперь известным как «наклонный барьер», а к ок. 1510 . Целью наклонного барьера было предотвращение столкновений и удержание бойцов под оптимальным углом для слома копья. Это значительно облегчало управление лошадью и позволяло всаднику сосредоточиться на прицеливании копья. Введение барьера, по-видимому, зародилось на юге, поскольку оно стало стандартной особенностью рыцарских турниров в Германии только в 16 веке и там называлось итальянским или « валльским » способом. [13] Специальные тенты с такими барьерами строились в Англии еще со времен Генриха VIII .

Рыцарский поединок в этот период обычно состоял из трех курсов рыцарских поединков и трех ударов, обменявшихся боевыми топорами, мечами и кинжалами. К концу века это число имело тенденцию увеличиваться, пока наиболее распространенным числом не стало пять, как в дуэли между сэром Томасом Харпенденом и мессиром Жаном де Барром в Монтеро-сюр-Йонне в 1387 году ( cinq lances a cheval, cinq coups d 'épée, cinq coups de dague et cinq coups de hache ). Позже их может быть до десяти или даже двенадцати. В схватке 1387 года первые четыре хода турнира прошли без решающего результата, но на пятом сэр Томас выпал из коня и потерял сознание. Однако его оживили, и все удары и удары можно было должным образом заменить без каких-либо дальнейших травм.

В другом случае встреча с острыми копьями была организована недалеко от Нанта под покровительством коннетабля Франции и графа Бекингема. Первая встреча представляла собой пеший бой с использованием острых копий, в котором один из кавалеров был легко ранен; Затем пара без дальнейших происшествий пробежала три дистанции с копьем. Затем сэр Джон Амбрекур из Эно и сэр Тристрам де ла Жай из Пуату вышли из строя и сразились в трех состязаниях без потерь. Последовала дуэль между Эдвардом Бошаном, сыном сэра Роберта Бошана, и бастардом Клариусом Савойским. Клариус был гораздо более сильным человеком из них двоих, а Бошан был без лошади. Затем ублюдок предложил сразиться с другим английским чемпионом, и в ответ на призыв выступил эсквайр по имени Джаннекин Финчли; Бой на мечах и копьях был очень жестоким, но ни одна из сторон не пострадала.

Другая встреча произошла между Джоном де Шательмораном и Жаннекеном Клинтоном, в которой англичанин был сбит с лошади. В конце концов Шательморан дрался с сэром Уильямом Фаррингтоном, первый получил опасную рану в бедро, в которой англичанина сильно обвиняли, как нарушение правил турнира, но сослались на несчастный случай, как и в случае с турниром 1380 года. Дуэль Говена Микаля и Иоахима Катора. [14]

Stechzeug ( Иоанна Константа ) ок. 1500 г. . Щит, привязанный к его левому плечу, называется экраншом .

Рыцарские копья изменены по сравнению с их первоначальной боевой формой и предназначены для спорта и развлечений. Для ведения войны копья изготавливаются из металла, а рыцарские копья изготавливаются из дерева и имеют металлические наконечники, что позволяет им ломаться при ударе о щит противника. Копье обычно изготавливается из дерева толщиной 1,25 или 1,5 дюйма (3,2 или 3,8 см), в зависимости от хода турнира. Вместо острого кончика боевых копий, рыцарское копье имеет тупой кончик с более широкой ударной поверхностью, что придает больше силы удару по щиту, а не пронзает противника. Наконечник копья сделан из металла и обычно имеет форму кулака или трех зубцов, вытянутых из центра. Трехконечный наконечник позволяет копью зацепиться за щит противника и направить силу в цель. [15]

Специализированные рыцарские доспехи производились в конце 15-16 веков. Он был тяжелее, чем пластинчатые доспехи , предназначенные для боя, и мог весить до 50 кг (110 фунтов) по сравнению с примерно 25 кг (55 фунтов) для полевых доспехов; поскольку не требовалось обеспечивать свободное передвижение владельца, единственным ограничивающим фактором был максимальный вес, который мог нести боевой конь того периода. [16]

Двумя наиболее распространенными видами лошадей, используемых для рыцарских турниров, были теплокровные кони и более крупные кони . Чарджерс — это лошадь среднего веса, которую разводили и обучали ловкости и выносливости. Кони были тяжелее, похожими на сегодняшних андалузских лошадей , но не такими крупными, как современные тяжеловозы .

Во время рыцарского турнира о лошадях заботились конюхи в соответствующих палатках. Они носили попоны владельца — разновидность декоративной ткани с геральдическими знаками . Головы конкурирующих лошадей были защищены шафраном , железным щитом для защиты от смертельных ударов копья.

Другие формы снаряжения лошади включали шпоры с длинной шеей , которые позволяли всаднику управлять лошадью с вытянутыми ногами, седло с высокой спиной для обеспечения рычага во время атаки или удара, а также стремена для необходимого рычага для нанесения удара. удары копьем.

С 10 июля по 9 августа 1434 года леонский рыцарь Суэро де Киньонес и десять его товарищей расположились лагерем на поле возле моста и вызывали на рыцарский поединок каждого рыцаря, желающего перейти его. По этой дороге паломники со всей Европы направлялись к святыне в Сантьяго-де-Компостела, и в это время лета по мосту переходили многие тысячи людей. Суэро и его люди поклялись «сломать 300 копий», прежде чем двигаться дальше. Мужчины сражались более месяца, и после 166 боев Суэро и его люди были настолько ранены, что не могли продолжать, и объявили миссию завершенной. [17]

В 1490-х годах император Максимилиан I вложил много усилий в совершенствование этого вида спорта, за что получил прозвище «Последний рыцарь». Реннен и Стехен были двумя спортивными формами рыцарского турнира, разработанными в 15 веке и практиковавшимися на протяжении всего 16 века. Доспехи, используемые для этих двух стилей рыцарского турнира, были известны как Rennzeug и Stechzeug соответственно. Stechzeug , в частности, превратился в чрезвычайно тяжелую броню, которая полностью сковывала движения всадника, в своих последних формах напоминающую кабину в форме брони, интегрированную в конскую броню, а не функциональный доспех. Такие формы спортивного снаряжения во время заключительной фазы рыцарского турнира в Германии 16-го века породили современные заблуждения о тяжести или неуклюжести «средневековых доспехов», которые особенно популяризировались в романе Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» . [18] [19] Чрезвычайно тяжелые шлемы Stechzeug объясняются тем, что целью было отсоединить гребень шлема противника, что приводило к частому полному попаданию копья в шлем.

Напротив, Реннен был разновидностью рыцарского поединка с более легким контактом. Здесь целью было поразить щит противника. Специализированный Rennzeug был разработан по заказу Максимилиана, который желал вернуться к более гибкой форме рыцарского турнира по сравнению с тяжелобронированным «полным контактом» Stechen . В Rennzeug щит был прикреплен к броне с помощью пружинного механизма и отделялся при контакте.

Постсредневековый период

[ редактировать ]

Во Франции смерть короля Генриха II в 1559 году от ран, полученных на турнире, привела к прекращению рыцарских турниров как вида спорта. [20]

Эта тенденция продолжалась во времена Генриха VIII и во время правления Елизаветы I. При ее правлении турниры рассматривались скорее как парад или шоу, чем настоящие боевые упражнения. [21]

Последний раз в честь Дня вступления Елизаветы на престол состоялся в ноябре 1602 года; Элизабет умерла следующей весной. Тилты продолжались в рамках торжеств, посвященных Дню вступления Якова I на престол , 24 марта, до 1624 года, за год до его смерти. [22] [23] В начале 17 века рыцарский турнир был заменен конным изюминкой придворных праздников большими представлениями «конного балета», называемыми каруселями , хотя небоевые соревнования, такие как наклон ринга, продолжались до 18 века. Ринговые турниры были введены в Северной Америке, и рыцарские турниры продолжают оставаться видом спорта в штате Мэриленд. [24]

Одной из попыток возродить турнир стал Эглинтонский турнир 1839 года .

Современные возрождения

[ редактировать ]

Современные рыцарские турниры

[ редактировать ]
Рыцарский турнир в Средневековом центре

Реконструкторы рыцарских турниров действуют с 1970-х годов. Более популярное в наши дни рыцарское шоу состоялось в 1972 году в княжестве Гврик в Северном Уэльсе недалеко от Абергеле . Различные компании, такие как Knights Limited, проводили организованные шоу с участием от пяти до пятидесяти актеров.

Между 1980 и 1982 годами тематический парк «Маленькая Англия» в Орландо, штат Флорида , планировалось превратить в рыцарский стадион, но в конечном итоге его закрыли из-за высоких процентных ставок. Другие компании, такие как Medieval Times, включают этот вид спорта в свое обеденное шоу. Рыцарские шоу также проводятся сезонно в замках Уорик и Хевер в Англии. Такие группы, как Рыцари Королевской Англии, путешествуют по Британии и Европе, устраивая средневековые рыцарские турниры. В датском музее Middelaldercentret в течение сезона ежедневно проводятся рыцарские турниры. [25] [26]

Соревновательные рыцарские турниры

[ редактировать ]

«Рыцари доблести» — это театральная рыцарская группа, созданная Шейном Адамсом в 1993 году. Члены этой группы начали практиковать рыцарские турниры на соревнованиях, и их первый турнир был проведен в 1997 году. Адамс основал Ассоциацию рыцарских турниров чемпионатов мира (WCJA) как организацию, посвященную рыцарские турниры как боевой вид спорта , первый турнир которых состоялся в Порт-Элгине, Онтарио, 24 июля 1999 года. [27] [28] Этот вид спорта представлен в телешоу Full Metal Jousting 2012 года , ведущим которого является Адамс. Правила основаны на Realgestech (также Plankengestech ), одной из форм stechen добавлялись усиливающие детали, , практиковавшейся в Германии 16-го века, где к рыцарским доспехам которые служили обозначенными целевыми областями. Вместо использования щита рыцари стремятся к такой усиливающей детали, добавленной к левому плечу доспеха, известной как Брехшильд (также Стехтарче ). В Европе регулярно проводится ряд рыцарских турниров, некоторые из которых организованы Арне Коэтсом , в том числе Большой турнир в Санкт-Венделе и Большой турнир в Шаффхаузене . [29] Коэтс - один из многих участников турнира, которые ездят на мероприятия по всему миру.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Харт, Клайв (2022). Взлет и падение конного рыцаря . Барнсли, Англия: Перо и меч. п. 250 (примечание 55). ISBN  978-1-3990-8205-1 .
  2. ^ Барбер, Ричард; Баркер, Джульетта (1989). Турниры: рыцарские поединки, рыцарство и театрализованные представления в средние века . Бойделл. стр. 134, 139. ISBN.  978-0-85115-470-1 .
  3. ^ Янг 1987 , стр. 201–208.
  4. ^ Л. Ф. Зальцман, «Английская жизнь в средние века», Оксфорд, 1950.«Эти ранние турниры были очень трудными и во всех смыслах совершенно не похожими на рыцарские состязания более поздних дней; соперничающие стороны сражались группами, и считалось не только справедливым, но и похвальным откладывать дело до тех пор, пока не увидишь, что кто-то из твоих противников устает. а затем присоединиться к нападению на них; целью было не сломать копье самым одобренным способом, а откровенно вывести из строя как можно больше противников ради получения их копий, оружия и выкупа».
  5. ^ OED , св. «рыцарь», «рыцарство», «рыцарство».
  6. ^ Фруассар, Джон, Хроники Англии, Франции, Испании и прилегающих стран со второй половины правления Эдуарда II до коронации Генриха IV в 12 томах , т. 1 (изд. 1803–1818 гг.), Global folio, стр. 613–615.
  7. ^ Говен , Калифорния: Ниписсингу, заархивировано из оригинала 14 июля 2009 г. , получено 26 февраля 2007 г.
  8. ^ Люс, Симеон (1869), Chroniques , Париж Ж. Ренуар, с. cvii
  9. ^ Кольтман 1919 , с. 29.
  10. ^ Джонс, Томас. «Хроники Англии» сэра Джона Фруассара , 208 г.
  11. ^ «Фруассар: вызов графу Бэкингему» . uts.nipissingu.ca .
  12. ^ Хопкинс, Андреа (2004). Турниры и рыцарские поединки: подготовка к войне в средневековье . Издательская группа Розен. п. 36 . ISBN  978-0-8239-3994-7 .
  13. ^ Фридер, Брейден К. (2008). Рыцарство и идеальный принц: турниры, искусство и доспехи при испанском дворе Габсбургов . Издательство Государственного университета Трумэна. п. 7ф. ISBN  978-1-931112-69-7 .
  14. ^ Кольтман 1919 , с. 30 подведение итогов «5», «Хроники Фруассара» , с. 47
  15. ^ Алчин, Линда К. «Рыцарское копье» . Средневековая жизнь и времена . Проверено 28 апреля 2024 г.
  16. ^ Эдж, Дэвид; Пэддок, Джон Майлз (1988). Оружие и доспехи средневекового рыцаря . Книги Полумесяца. п. 162. ИСБН  978-0-517-64468-3 .
  17. ^ Педро Родригес де Лена (1930), Критическое аннотированное издание El Passo Honroso de Suero de Quiñones , издание 1977 года ISBN   978-84-7392-010-0
  18. ^ Эллис, Джон (1978). Кавалерия: история конной войны . Патнэм .
  19. ^ Вуснам-Сэвидж, Роберт С; Энтони Холл (2002). Книга бронежилетов Брасси . Потомакские книги. ISBN  978-1-57488-465-4 .
  20. ^ Мартин, Грэм (май 2001 г.). «Смерть Генриха II Франции: спортивная смерть и вскрытие». Журнал хирургии ANZ . 71 (5): 318–20. дои : 10.1046/j.1440-1622.2001.02102.x . ПМИД   11374484 . S2CID   22308185 .
  21. ^ Шульце, Иван Львович (1933). «Заметки о елизаветинском рыцарстве и «Королеве фей» ». Исследования по филологии . 30 (2): 148–159. JSTOR   4172200 .
  22. ^ Стронг 1977 , стр. 137–38.
  23. ^ Янг 1987 , с. 208.
  24. ^ Орианс, Г. Харрисон (1941). «Происхождение рингового турнира в Соединенных Штатах» (PDF) . Исторический журнал Мэриленда . 36 : 263–277.
  25. ^ «Исторические королевские дворцы > Главная > Скрытые > Пресс-релизы 2006–2008 гг. > Турнир в Тауэре» . Hrp.org.uk. Архивировано из оригинала 28 декабря 2013 года . Проверено 9 апреля 2014 г.
  26. ^ «Риддертюррингер» . Middelaldercentre.dk. Архивировано из оригинала 22 мая 2012 года . Проверено 9 апреля 2014 г.
  27. ^ ICE: Вебмастер. «Конное обучение в АЭММА» . Эмма.org. Архивировано из оригинала 15 июня 2012 года . Проверено 9 апреля 2014 г.
  28. ^ Слейтер, Дашка (8 июля 2010 г.). «Является ли турнир следующим экстремальным видом спорта?» . Нью-Йорк Таймс .
  29. ^ «Интервью с Арне Коэтсом, рыцарем» The Jousting Life, декабрь 2014 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Кольтман, Ч.Р. (1919), Турнир; его периоды и фазы .
  • Надо, Себастьян (2010), Сломайте копья! Рыцари и турниры в Средневековье [ Сломайте копья! Рыцари и турниры в средние века ] (на французском языке), Париж: Autre .
  • Стронг, Рой (1977), Культ Елизаветы: портреты и зрелища елизаветинской эпохи , Темза и Гудзон, ISBN  978-0-500-23263-7 .
  • Янг, Алан (1987), Турниры Тюдоров и Якобинцев , Шеридан Хаус, ISBN  978-0-911378-75-7
  • Клейтон, Эрик, Джастин Файлс, Эрик ДеВолдер, Джонатан Э.Х. Хайден. «Оружие и доспехи средневекового рыцаря». Оружие и доспехи средневекового рыцаря (2008): 1–115. Веб. 8 марта 2016 г.
  • Клефан, Р. Колтман. Средневековый турнир . Нью-Йорк: Dover Publications, 1995. Печать.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1d912a508ffc329c94558ae540b1e900__1720331880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/00/1d912a508ffc329c94558ae540b1e900.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jousting - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)