Jump to content

Пуштунвали

Пуштунвали ( пушту : پښمتی ), также известный как Пахтунвали и Афганият , [1] образ жизни или кодекс чести и племенной кодекс пуштунов Афганистана и , Пакистана — это традиционный по которому они живут. Многие ученые широко интерпретировали это как «путь пуштунов» или «кодекс жизни». [2] Пуштунвали широко практикуется пуштунами в регионах с преобладанием пуштунов . Пуштунвали восходит к древним доисламским временам . [3] [4]

Коренные , пуштунские племена часто описываемые как крайне независимые люди, [5] населяли Пуштунистан регион (восточный Афганистан и северо-запад Пакистана ) по крайней мере с I тысячелетия до нашей эры. [6] [7] [8] В течение этого периода большая часть их горной территории оставалась вне государственного управления или контроля. Иногда считается, что сопротивление пуштунов внешнему правлению и местности, на которой они проживают, является причиной того, что коренные пуштуны все еще следуют «кодексу жизни». [ нужна ссылка ]

Правила пуштунвали приняты в Афганистане и Пакистане, а также в некоторых пуштунских общинах по всему миру. Некоторые афганцы-непуштуны и другие люди также переняли его идеологию и практику ради собственной выгоды. И наоборот, многие урбанизированные пуштуны склонны игнорировать правила пуштунвали. Передаваясь из поколения в поколение, Паштунвали направляет как индивидуальное, так и общественное поведение. Практикуемый большинством пуштунов, он способствует пуштунизации . [2]

Идеальное поведение пухтунов приближается к чертам Пухтунвали, кодекса пухтунов, включающего в себя следующие традиционные черты: храбрость (тора), месть (бадал), гостеприимство (мельместия), щедрость к побежденному... [9]

- Малиха Зульфакар, 1999 г.

Пуштуны придерживаются древней традиционной , духовной и общинной идентичности, связанной с набором моральных кодексов и правил поведения, а также с историей, охватывающей около семнадцати столетий. [10]

Пуштунвали пропагандирует самоуважение , независимость , справедливость , гостеприимство , любовь , прощение , месть и терпимость ко всем (особенно к незнакомцам или гостям). [11] Считается, что каждый пуштун несет личную ответственность за открытие и заново открытие сущности и значения пуштунвали.

Это путь пуштунов . У нас есть мелместия — хороший хозяин, нанаватай — дающий убежище, и бадал — месть. Пуштуны живут этими вещами. [12]

Абдур, персонаж «Войны Моргена».
Пуштунские племена всегда вовлечены в частные или публичные войны. Каждый человек – воин, политик и богослов. Каждый большой дом – это настоящая феодальная крепость. ... Каждая семья культивирует свою вендетту; у каждого клана своя вражда. ... Ничто никогда не забывается, и очень немногие долги остаются неоплаченными.
Уинстон Черчилль ( «Моя молодость» , глава 11: «Долина Махмунда»)

Пуштунские учреждения

[ редактировать ]

Пуштуны организованы в племенные или расширенные семейные группы, часто возглавляемые « Маликом » (богатым и влиятельным лидером группы).Споры внутри кланов разрешаются джиргой ( традиционно племенным собранием, в котором участвуют все взрослые мужчины). [13] Известно, что во время иностранного вторжения пуштуны объединялись под руководством пуштунских религиозных лидеров, таких как Сайдулла Баба, во время осады Малаканда. [14] и даже под руководством пуштанских женщин-лидеров, таких как Малалай из Майванда в битве при Майванде . [15]

Основные принципы

[ редактировать ]
Слева направо: Джамалуддин Бадар , Нуристана губернатор , Фазлулла Вахиди , Кунара губернатор , Гул Ага Шерзай , губернатор Нангархара , и Лутфулла Машал , губернатор Лагмана , слушают выступающих, говорящих о мире , процветании и восстановлении Афганистана во время первой региональной джирги в 2009.

Следующие тринадцать принципов, хотя и не являются исключительными, составляют основные компоненты пуштунвали.

Три основных [16] принципы:

  1. Гостеприимство ( مېلمستيا , melmastyā ) – проявление гостеприимства и глубокого уважения ко всем посетителям, независимо от расы, религии, национальной принадлежности или экономического статуса, без какой-либо надежды на вознаграждение или благосклонность. Пуштуны пойдут на все, чтобы показать свое гостеприимство. [2] [17] [18]
  2. Убежище ( ننواتې , nənawā́te ) — происходит от глагола, означающего войти , это относится к защите, предоставляемой человеку от его врагов. Люди защищены любой ценой; даже тем, кто бежит от закона, необходимо предоставить убежище до тех пор, пока ситуация не прояснится. [2] Nənawáte также может использоваться, когда побежденная сторона в споре готова пойти в дом победителей и попросить у них прощения: это своеобразная форма «рыцарской» капитуляции, при которой враг ищет «убежище» в доме. своего врага. Ярким примером является случай, когда старшина ВМС США первого класса Маркус Латтрелл , единственный выживший из команды ВМС США, попал в засаду, устроенную боевиками Талибана. Раненому ему помогли члены пуштунского племени Сабрай, в том числе Мохаммед Гулаб, которые отвезли его в свою деревню. Вождь племени защищал его, отражая нападения племен, пока не было отправлено сообщение близлежащим силам США. [19] [20]
  3. Справедливость и месть ( نياو او بدل , nyāw aw badál ) – Добиться справедливости или отомстить обидчику. Никакие ограничения по времени не ограничивают период, в течение которого можно отомстить. Справедливость в пуштунских традициях нуждается в уточнении: даже простая насмешка ( پېغور , пегор ) считается оскорблением. [2] Денежная компенсация может быть альтернативой Бадалу, например, в делах об убийствах.

Другие основные принципы:

  1. Храбрость ( توره , тура ). Пуштун должен защищать свою землю, собственность и семью от вторжений. Смерть может последовать за тем, кто нарушит этот принцип. [2]
  2. Верность ( वाफा , вапа́ ). [21] Пуштун обязан быть верным семье, друзьям и членам племени. [ нужна ссылка ]
  3. Доброта ( ښېګړه , x̌egә́ṛa ). Пуштуны должны действовать на благо других. [21]
  4. Арбитраж ( جرګه , jergá ). Споры разрешаются через Джиргу . [21]
  5. Вера ( ګروه , грох ) содержит более широкое понятие доверия или веры в Аллаха . [2] Идея веры в одного Создателя обычно соответствует исламскому монотеизму или таухиду .
  6. Уважение ( پت , pat ) и гордость ( وياړ , wyāṛ ). Гордость пуштунов имеет большое значение в обществе и должна быть сохранена. Для этого пуштуны должны уважать себя и других, особенно тех, кого они не знают. Уважение начинается дома, среди членов семьи и родственников. Тот, у кого нет этих качеств, не считается достойным быть пуштуном. [2] Согласно стихам Хушала Хатака : «Потеря жизни и богатства не должна иметь значения, главное – это нормально . [22]
  7. Женская честь ( ناموس , namús ). Пуштун должен защищать честь женщин любой ценой и должен защищать их от высказываний и всякого вреда. [23]
  8. Честь ( ننګ , нанг ). Пуштун должен защищать слабых вокруг себя. [24]
  9. Мужество, мужественность или Мерана ) рыцарство ( . [25] Пуштун должен продемонстрировать мужество. Тюрбан . считается символом рыцарства пуштунов [ нужна ссылка ]
  10. Страна ( هېواد , хевад ). Пуштун обязан защищать землю пуштунов. Защита нации означает защиту пуштунских обычаев . [13]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ржехак, Лутц (2011). Использование пушту: Пуштунвали, также известный как Афганият, как идеал благородного поведения и племенной жизни среди пуштунов . Сеть аналитиков Афганистана.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бантинг, Эринн (2003). Афганистан – народ . Издательская компания Крэбтри. п. 14 . ISBN  0-7787-9335-4 . Проверено 29 октября 2010 г. Эринн Бантинг.
  3. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2021 г. Проверено 17 сентября 2020 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  4. ^ Сингх, г-жа Прия; Чаттерджи, г-жа Сучандана; Сенгупта, г-жа Анита (15 января 2014 г.). За пределами стратегий: культурная динамика в азиатских связях: культурная динамика в азиатских связях . ISBN  9789385714535 .
  5. ^ Шейн, Скотт (5 декабря 2009 г.). «Война в Пуштунистане» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 октября 2010 г.
  6. ^ Нат, Самир (2002). Словарь Веданты Саруп и сыновья. п. 273. ИСБН  81-7890-056-4 . Проверено 10 сентября 2010 г.
  7. ^ «История Геродота Глава 7» . Перевод Джорджа Роулинсона . Файлы истории. Архивировано из оригинала 05 февраля 2012 г. Проверено 10 января 2007 г.
  8. ^ Хоутсма, Мартин Теодор (1987). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . Полный. 2. СТЕКЛО. п. 150. ИСБН  90-04-08265-4 . Проверено 24 сентября 2010 г.
  9. ^ Зульфакар, Малиха (1998). Афганские иммигранты в США и Германии: сравнительный анализ использования этнического социального капитала . Культурная идентичность и политическое самоопределение в глобальном обществе. Издательство ЛИТ. п. 33. ISBN  9783825836504 .
  10. ^ «Афган и Афганистан» . Абдул Хай Хабиби . alamahabibi.com. 1969 год . Проверено 24 октября 2010 г.
  11. ^ Яссари, Наджма (2005). Шариат в конституциях Афганистана, Ирана и Египта . Тюбинген: Мор Зибек. п. 49. ИСБН  3-16-148787-7 .
  12. ^ Леонард Шенберг, Завтрашняя война (2005) с. 218.
  13. ^ Перейти обратно: а б Х. Кэтелл, майор Джон. «Человеческая география в регионе Афганистан-Пакистан: подрыв Талибана с использованием традиционных пуштунских социальных структур» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 8 августа 2019 г.
  14. ^ Сват), сэр Абдул Вадуд (Вали; Кохан, Мухаммад Асиф (1963). История Свата . Ферозсоны.
  15. ^ доктор медицины, Башир Зикрия; Факс, Б. и Зикрия, доктор медицинских наук (17 февраля 2017 г.). Малалай Жанна д’Арк Афганистана и победители Майванда: Вторая англо-афганская война 1878-1882 гг . ООО «Корпорация Экслибрис». ISBN  978-1-5245-7785-8 .
  16. ^ Амато, Джонатан Н. (май 2012 г.). Племена, пуштунвали и как они влияют на усилия по примирению и реинтеграции в Афганистане (PDF) . БиблиоБазар. ISBN  978-1-248-98954-8 . Три основных столпа пуштунвали — это бадал, или месть, меламстия, или гостеприимство, и нанаватия, или убежище.
  17. ^ Шультайс, Роб (2008). Охота на Бен Ладена: как Аль-Каида побеждает в войне с террором . Нью-Йорк: Скайхорс. п. 14 . ISBN  978-1-60239-244-1 .
  18. ^ Хусейн, Ризван (2005). Пакистан и появление исламской воинственности в Афганистане . Олдершот: Эшгейт. п. 221. ИСБН  0-7546-4434-0 .
  19. ^ Патрик, Робинсон (2015). Лев Сабрая: афганский воин, бросивший вызов талибам и спасший жизнь морскому котику Маркусу Латтреллу . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN  978-1-5011-1798-5 .
  20. ^ Юсуфзай, Сами; Моро, Рон. «Афганская деревня, которая спасла морского котика Маркуса Латтрелла» . Проверено 19 июня 2024 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Джунаид, Мухаммед (март – июнь 2011 г.). «Поэтика идентичности: предпринимательская натура афганских мигрантов в Пакистане» . Тамара: Журнал исследований критических организаций . 9 (1–2): 44 – через Исследовательские ворота.
  22. ^ Джунаид, Мухаммед (март – июнь 2011 г.). «Поэтика идентичности: предпринимательская натура афганских мигрантов в Пакистане» . Тамара: Журнал исследований критических организаций . 9 (1–2): 45 – через Исследовательские ворота.
  23. ^ Юсуфзай, Маккормик, Малала, Патрик (19 августа 2014 г.). Я Малала . ISBN  9781780622170 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  24. ^ Юсуфзай, Малала (13 ноября 2014 г.). Я Малала . ISBN  9781474600293 .
  25. ^ Наз, араб; Хан, Васим; Дараз, Умар; Хусейн, Мохаммед; Чаудри, Хафиз-ур-Рехамн (12 июня 2012 г.). «Международный журнал социологии и антропологии». ССНН   2083022 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b491c40e6357c56e65f1a7f08901f8d8__1720907760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/d8/b491c40e6357c56e65f1a7f08901f8d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pashtunwali - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)