Пуштунвали
Часть серии о |
Пуштуны |
---|
Империи и династии |
Пуштунвали ( пушту : پښمتی ), также известный как Пахтунвали и Афганият , [1] образ жизни или кодекс чести и племенной кодекс пуштунов Афганистана и , Пакистана — это традиционный по которому они живут. Многие ученые широко интерпретировали это как «путь пуштунов» или «кодекс жизни». [2] Пуштунвали широко практикуется пуштунами в регионах с преобладанием пуштунов . Пуштунвали восходит к древним доисламским временам . [3] [4]
Обзор
[ редактировать ]Коренные , пуштунские племена часто описываемые как крайне независимые люди, [5] населяли Пуштунистан регион (восточный Афганистан и северо-запад Пакистана ) по крайней мере с I тысячелетия до нашей эры. [6] [7] [8] В течение этого периода большая часть их горной территории оставалась вне государственного управления или контроля. Иногда считается, что сопротивление пуштунов внешнему правлению и местности, на которой они проживают, является причиной того, что коренные пуштуны все еще следуют «кодексу жизни». [ нужна ссылка ]
Правила пуштунвали приняты в Афганистане и Пакистане, а также в некоторых пуштунских общинах по всему миру. Некоторые афганцы-непуштуны и другие люди также переняли его идеологию и практику ради собственной выгоды. И наоборот, многие урбанизированные пуштуны склонны игнорировать правила пуштунвали. Передаваясь из поколения в поколение, Паштунвали направляет как индивидуальное, так и общественное поведение. Практикуемый большинством пуштунов, он способствует пуштунизации . [2]
Идеальное поведение пухтунов приближается к чертам Пухтунвали, кодекса пухтунов, включающего в себя следующие традиционные черты: храбрость (тора), месть (бадал), гостеприимство (мельместия), щедрость к побежденному... [9]
- Малиха Зульфакар, 1999 г.
Пуштуны придерживаются древней традиционной , духовной и общинной идентичности, связанной с набором моральных кодексов и правил поведения, а также с историей, охватывающей около семнадцати столетий. [10]
Пуштунвали пропагандирует самоуважение , независимость , справедливость , гостеприимство , любовь , прощение , месть и терпимость ко всем (особенно к незнакомцам или гостям). [11] Считается, что каждый пуштун несет личную ответственность за открытие и заново открытие сущности и значения пуштунвали.
Это путь пуштунов . У нас есть мелместия — хороший хозяин, нанаватай — дающий убежище, и бадал — месть. Пуштуны живут этими вещами. [12]
— Абдур, персонаж «Войны Моргена».
- Пуштунские племена всегда вовлечены в частные или публичные войны. Каждый человек – воин, политик и богослов. Каждый большой дом – это настоящая феодальная крепость. ... Каждая семья культивирует свою вендетту; у каждого клана своя вражда. ... Ничто никогда не забывается, и очень немногие долги остаются неоплаченными.
- Уинстон Черчилль ( «Моя молодость» , глава 11: «Долина Махмунда»)
- Пуштунские племена всегда вовлечены в частные или публичные войны. Каждый человек – воин, политик и богослов. Каждый большой дом – это настоящая феодальная крепость. ... Каждая семья культивирует свою вендетту; у каждого клана своя вражда. ... Ничто никогда не забывается, и очень немногие долги остаются неоплаченными.
Пуштунские учреждения
[ редактировать ]Пуштуны организованы в племенные или расширенные семейные группы, часто возглавляемые « Маликом » (богатым и влиятельным лидером группы).Споры внутри кланов разрешаются джиргой ( традиционно племенным собранием, в котором участвуют все взрослые мужчины). [13] Известно, что во время иностранного вторжения пуштуны объединялись под руководством пуштунских религиозных лидеров, таких как Сайдулла Баба, во время осады Малаканда. [14] и даже под руководством пуштанских женщин-лидеров, таких как Малалай из Майванда в битве при Майванде . [15]
Основные принципы
[ редактировать ]
Следующие тринадцать принципов, хотя и не являются исключительными, составляют основные компоненты пуштунвали.
Три основных [16] принципы:
- Гостеприимство ( مېلمستيا , melmastyā ) – проявление гостеприимства и глубокого уважения ко всем посетителям, независимо от расы, религии, национальной принадлежности или экономического статуса, без какой-либо надежды на вознаграждение или благосклонность. Пуштуны пойдут на все, чтобы показать свое гостеприимство. [2] [17] [18]
- Убежище ( ننواتې , nənawā́te ) — происходит от глагола, означающего войти , это относится к защите, предоставляемой человеку от его врагов. Люди защищены любой ценой; даже тем, кто бежит от закона, необходимо предоставить убежище до тех пор, пока ситуация не прояснится. [2] Nənawáte также может использоваться, когда побежденная сторона в споре готова пойти в дом победителей и попросить у них прощения: это своеобразная форма «рыцарской» капитуляции, при которой враг ищет «убежище» в доме. своего врага. Ярким примером является случай, когда старшина ВМС США первого класса Маркус Латтрелл , единственный выживший из команды ВМС США, попал в засаду, устроенную боевиками Талибана. Раненому ему помогли члены пуштунского племени Сабрай, в том числе Мохаммед Гулаб, которые отвезли его в свою деревню. Вождь племени защищал его, отражая нападения племен, пока не было отправлено сообщение близлежащим силам США. [19] [20]
- Справедливость и месть ( نياو او بدل , nyāw aw badál ) – Добиться справедливости или отомстить обидчику. Никакие ограничения по времени не ограничивают период, в течение которого можно отомстить. Справедливость в пуштунских традициях нуждается в уточнении: даже простая насмешка ( پېغور , пегор ) считается оскорблением. [2] Денежная компенсация может быть альтернативой Бадалу, например, в делах об убийствах.
Другие основные принципы:
- Храбрость ( توره , тура ). Пуштун должен защищать свою землю, собственность и семью от вторжений. Смерть может последовать за тем, кто нарушит этот принцип. [2]
- Верность ( वाफा , вапа́ ). [21] Пуштун обязан быть верным семье, друзьям и членам племени. [ нужна ссылка ]
- Доброта ( ښېګړه , x̌egә́ṛa ). Пуштуны должны действовать на благо других. [21]
- Арбитраж ( جرګه , jergá ). Споры разрешаются через Джиргу . [21]
- Вера ( ګروه , грох ) содержит более широкое понятие доверия или веры в Аллаха . [2] Идея веры в одного Создателя обычно соответствует исламскому монотеизму или таухиду .
- Уважение ( پت , pat ) и гордость ( وياړ , wyāṛ ). Гордость пуштунов имеет большое значение в обществе и должна быть сохранена. Для этого пуштуны должны уважать себя и других, особенно тех, кого они не знают. Уважение начинается дома, среди членов семьи и родственников. Тот, у кого нет этих качеств, не считается достойным быть пуштуном. [2] Согласно стихам Хушала Хатака : «Потеря жизни и богатства не должна иметь значения, главное – это нормально . [22]
- Женская честь ( ناموس , namús ). Пуштун должен защищать честь женщин любой ценой и должен защищать их от высказываний и всякого вреда. [23]
- Честь ( ننګ , нанг ). Пуштун должен защищать слабых вокруг себя. [24]
- Мужество, мужественность или Мерана ) рыцарство ( . [25] Пуштун должен продемонстрировать мужество. Тюрбан . считается символом рыцарства пуштунов [ нужна ссылка ]
- Страна ( هېواد , хевад ). Пуштун обязан защищать землю пуштунов. Защита нации означает защиту пуштунских обычаев . [13]
См. также
[ редактировать ]- Кровная месть
- Бусидо
- Рыцарство
- Исламская военная юриспруденция
- Иззат (честь)
- Закон
- Хушал Хаттак
- Пуштунский национализм
- Пуштунистан
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ржехак, Лутц (2011). Использование пушту: Пуштунвали, также известный как Афганият, как идеал благородного поведения и племенной жизни среди пуштунов . Сеть аналитиков Афганистана.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бантинг, Эринн (2003). Афганистан – народ . Издательская компания Крэбтри. п. 14 . ISBN 0-7787-9335-4 . Проверено 29 октября 2010 г.
Эринн Бантинг.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2021 г. Проверено 17 сентября 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Сингх, г-жа Прия; Чаттерджи, г-жа Сучандана; Сенгупта, г-жа Анита (15 января 2014 г.). За пределами стратегий: культурная динамика в азиатских связях: культурная динамика в азиатских связях . ISBN 9789385714535 .
- ^ Шейн, Скотт (5 декабря 2009 г.). «Война в Пуштунистане» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 октября 2010 г.
- ^ Нат, Самир (2002). Словарь Веданты Саруп и сыновья. п. 273. ИСБН 81-7890-056-4 . Проверено 10 сентября 2010 г.
- ^ «История Геродота Глава 7» . Перевод Джорджа Роулинсона . Файлы истории. Архивировано из оригинала 05 февраля 2012 г. Проверено 10 января 2007 г.
- ^ Хоутсма, Мартин Теодор (1987). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . Полный. 2. СТЕКЛО. п. 150. ИСБН 90-04-08265-4 . Проверено 24 сентября 2010 г.
- ^ Зульфакар, Малиха (1998). Афганские иммигранты в США и Германии: сравнительный анализ использования этнического социального капитала . Культурная идентичность и политическое самоопределение в глобальном обществе. Издательство ЛИТ. п. 33. ISBN 9783825836504 .
- ^ «Афган и Афганистан» . Абдул Хай Хабиби . alamahabibi.com. 1969 год . Проверено 24 октября 2010 г.
- ^ Яссари, Наджма (2005). Шариат в конституциях Афганистана, Ирана и Египта . Тюбинген: Мор Зибек. п. 49. ИСБН 3-16-148787-7 .
- ^ Леонард Шенберг, Завтрашняя война (2005) с. 218.
- ^ Перейти обратно: а б Х. Кэтелл, майор Джон. «Человеческая география в регионе Афганистан-Пакистан: подрыв Талибана с использованием традиционных пуштунских социальных структур» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 8 августа 2019 г.
- ^ Сват), сэр Абдул Вадуд (Вали; Кохан, Мухаммад Асиф (1963). История Свата . Ферозсоны.
- ^ доктор медицины, Башир Зикрия; Факс, Б. и Зикрия, доктор медицинских наук (17 февраля 2017 г.). Малалай Жанна д’Арк Афганистана и победители Майванда: Вторая англо-афганская война 1878-1882 гг . ООО «Корпорация Экслибрис». ISBN 978-1-5245-7785-8 .
- ^ Амато, Джонатан Н. (май 2012 г.). Племена, пуштунвали и как они влияют на усилия по примирению и реинтеграции в Афганистане (PDF) . БиблиоБазар. ISBN 978-1-248-98954-8 .
Три основных столпа пуштунвали — это бадал, или месть, меламстия, или гостеприимство, и нанаватия, или убежище.
- ^ Шультайс, Роб (2008). Охота на Бен Ладена: как Аль-Каида побеждает в войне с террором . Нью-Йорк: Скайхорс. п. 14 . ISBN 978-1-60239-244-1 .
- ^ Хусейн, Ризван (2005). Пакистан и появление исламской воинственности в Афганистане . Олдершот: Эшгейт. п. 221. ИСБН 0-7546-4434-0 .
- ^ Патрик, Робинсон (2015). Лев Сабрая: афганский воин, бросивший вызов талибам и спасший жизнь морскому котику Маркусу Латтреллу . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-5011-1798-5 .
- ^ Юсуфзай, Сами; Моро, Рон. «Афганская деревня, которая спасла морского котика Маркуса Латтрелла» . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джунаид, Мухаммед (март – июнь 2011 г.). «Поэтика идентичности: предпринимательская натура афганских мигрантов в Пакистане» . Тамара: Журнал исследований критических организаций . 9 (1–2): 44 – через Исследовательские ворота.
- ^ Джунаид, Мухаммед (март – июнь 2011 г.). «Поэтика идентичности: предпринимательская натура афганских мигрантов в Пакистане» . Тамара: Журнал исследований критических организаций . 9 (1–2): 45 – через Исследовательские ворота.
- ^ Юсуфзай, Маккормик, Малала, Патрик (19 августа 2014 г.). Я Малала . ISBN 9781780622170 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Юсуфзай, Малала (13 ноября 2014 г.). Я Малала . ISBN 9781474600293 .
- ^ Наз, араб; Хан, Васим; Дараз, Умар; Хусейн, Мохаммед; Чаудри, Хафиз-ур-Рехамн (12 июня 2012 г.). «Международный журнал социологии и антропологии». ССНН 2083022 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пуштунвали Вахида Моманда
- Специальный отчет о пуштунвали майора армии США Джона Х. Кэтелла. Архивировано 3 апреля 2011 г. в Wayback Machine.
- Гарвардская школа права - Племенное право пуштунвали и женская законодательная власть
- The Economist - Племенной кодекс пуштунов
- Пуштуский язык и формирование идентичности в Пакистане [узурпировал]