Пуштунистан
Пуштунистан Пуштунистан | |
---|---|
Страны | Пакистан Афганистан |
Население (2012) | |
• Общий | в. 55–60 миллионов [1] [2] [3] |
Демография | |
• Этнические группы | Большинство : пуштуны Меньшинства : белуджи , гуджары , пашаи , таджики , нуристанцы , хазарейцы , инды-кохистанцы. |
• Языки | Большинство : пушту Меньшинства : дари , гуджари , урду , хиндко , белуджи , брахуи , ормури , парачи , торвали , пашайские языки , нуристанские языки. |
Часовой пояс | UTC+04:30 (Афганистан) UTC+05:00 (Пакистан) |
Крупнейшие города |
Pashtunistan (Pashto: پښتونستان, lit. 'land of the Pashtuns', Persian: پشتونستانПуштунистан [4] — регион, расположенный на Иранском нагорье , населенный коренным пуштунским народом Афганистана . [5] и северо-западный Пакистан , [6] [7] где пуштунская культура , язык пушту и самобытность. были основаны [8] [9] [10] Альтернативные названия, исторически использовавшиеся для региона, включают Паштунхва ( Пахтунхва ), Пахтунистан , [11] Патанистан, [12] [13] или просто Пуштунский пояс . [14] [15]
Во время британского правления в Индии в 1893 году Мортимер Дюран провел « Линию Дюрана» , зафиксировав границы сфер влияния между Эмиратом Афганистан и Британской Индией во время « Большой игры» и оставив около половины исторической пуштунской территории под британским колониальным правлением; после раздела Индии линия Дюрана теперь образует международно признанную границу между Афганистаном и Пакистаном. [16] Традиционная родина пуштунов простирается примерно от районов к югу от реки Аму в Афганистане до районов к западу от реки Инд в Пакистане; в него преимущественно входят юго-западные, восточные и некоторые северные и западные районы Афганистана, а также Пахтунхва и северный Белуджистан в Пакистане. [17]
Часть серии о |
Пуштуны |
---|
Империи и династии |
Революционный лидер 16-го века Баязид Пир Рошан из Вазиристана и «воин-поэт» 17-го века Хушал Хан Хаттак собрали пуштунские армии для борьбы против Империи Великих Моголов в регионе. В это время восточные части Паштунистана находились под властью Великих Моголов, а западные части - под властью Сефевидского Ирана . Паштунистан впервые получил автономный статус в 1709 году, когда Мирваис Хотак успешно восстал против Сефевидов в Лое-Кандагаре . Позже пуштуны достигли единства под руководством Ахмад Шаха Дуррани , который основал династию Дуррани и основал Афганскую империю в 1747 году. Однако в 19 веке Афганская империя уступила значительную часть своей восточной территории Империи сикхов , а затем и Британская империя . Многие известные индийские активисты за независимость вышли из региона, в том числе Абдул Гаффар Хан и его антиколониальное движение Худай Хидматгар, призванное освободить регион от британского контроля. [18] В 1969 году автономные княжества Сват Читрал , Дир , Амб и были объединены в пакистанскую СЗПП. с пуштунским большинством В 2018 году Федерально управляемые племенные территории , бывшие ранее автономной буферной зоной с Афганистаном, также были объединены с провинцией Хайбер-Пахтунхва (ранее известной как СЗПП), что полностью интегрировало регион с собственно Пакистаном. [19]
Пуштуны исповедуют пуштунвали , местную культуру пуштунов, и это остается важным для многих пуштунов. Хотя пуштуны политически разделены линией Дюрана между Пакистаном и Афганистаном, многие пуштунские племена из зоны ФУТП и прилегающих регионов Афганистана, как правило, игнорируют границу и относительно легко пересекают границу, чтобы присутствовать на свадьбах, семейных торжествах и участие в совместных племенных советах, известных как джирги . [20] В зависимости от источника, этнические пуштуны составляют 42-60% населения Афганистана . [21] [22] [23] [24] [25] [26] В соседнем Пакистане они составляют 18 процентов от более чем 241-миллионного населения , не считая пуштунской диаспоры в других пакистанских городах и провинциях. [27]
Происхождение термина
[ редактировать ]Название региона в средние века и вплоть до 20-го века было Афганистан . Афганистан — это ссылка на эту землю по ее этнической принадлежности, то есть афганцы, а Паштунистан — это ссылка на эту землю по ее языку. Упоминание об этой земле под названием Афганистан предшествует упоминанию под названием Паштунистан. [28] который был упомянут Ахмад Шахом Дуррани в его знаменитом двустишии, индийским астрономом VI века Варахамихирой , китайским паломником VII века Хивен Цяном , марокканским ученым XIV века Ибн Баттутой , императором Великих Моголов Бабуром , историком XVI века Фириштой и многими другими.
Жители Кабула и Хильджа также вернулись домой; и всякий раз, когда их спрашивали о мусульманах Кохистана (гор) и о том, как там обстоят дела, они говорили: «Не называйте это Кохистаном, а Афганистаном , ибо там нет ничего, кроме афганцев и беспорядков». Таким образом, ясно, что по этой причине жители страны называют свой дом на своем языке Афганистаном, а себя - афганцами . Но мне приходит в голову, что когда под властью мусульманских правителей мусульмане впервые пришли в город Патна и поселились там, народ Индии (по этой причине) называл их патанами — но Бог знает! [29]
— Фиришта , 1560–1620 гг.
Пуштунское название Пахтунистан или Паштунистан ( пушту : پښتونستان ( Насх ) ) произошло первоначально от индийского слова «Патанистан» ( хиндустани : پٹهانستان ( Насталик ) , Паштунистан ( Деванагари ) ). [30] [31] [32] Концепция Паштунистана была вдохновлена термином « Пахтунхва ». [30] Британские индийские лидеры, в том числе Худай Хидматгар , начали использовать слово «Патанистан» для обозначения региона, а позже слово «Паштунистан» стало более популярным. [30] [31]
Родные люди
[ редактировать ]Коренным или коренным населением Пуштунистана являются пуштуны (также известные как пахтуны, патаны и исторически этнические афганцы ), иранская этническая группа. Это самая крупная этническая группа в Афганистане и вторая по численности в Пакистане. Пуштуны сконцентрированы в основном на юге и востоке Афганистана, но также существуют в северной и западной частях страны как группа меньшинства. В Пакистане они сконцентрированы на западе и северо-западе, населяя главным образом Хайбер-Пахтунхву и северный Белуджистан . Кроме того, общины пуштунов встречаются в других частях Пакистана, таких как Синд , Пенджаб , Гилгит-Балтистан и в столице страны Исламабаде . Основным языком, на котором говорят в очерченном регионе Пуштунистан, является пушту. В зависимости от региона также говорят на других языках, таких как дари в Афганистане и гуджари , белуджи , хиндко и урду в Пакистане.
Пуштуны исповедуют пуштунвали , местную культуру пуштунов, и эта доисламская идентичность остается значимой для многих пуштунов и является одним из факторов, которые поддерживают проблему Пуштунистана. Хотя пуштуны политически разделены линией Дюрана между Пакистаном и Афганистаном, многие пуштунские племена из зоны ФУТП и прилегающих регионов Афганистана, как правило, игнорируют границу и относительно легко пересекают границу, чтобы присутствовать на свадьбах, семейных торжествах и участие в совместных племенных советах, известных как джирги . [33] Хотя это было обычным явлением до войны с терроризмом, но после нескольких военных операций, проведенных в ФУТП, такое трансграничное перемещение контролируется военными и стало гораздо менее распространенным по сравнению с прошлым.
В зависимости от источника, этнические пуштуны составляют 42-60% населения Афганистана . [34] [35] [36] [37] [38] [39] В соседнем Пакистане они составляют 15,42 процента от 200-миллионного населения , не считая пуштунской диаспоры в других пакистанских городах и провинциях. [40] По состоянию на 1998 год в провинции Хайбер-Пахтунхва в Пакистане говорящие на пушту составляют более 73 процентов населения. [41]
История
[ редактировать ]Со 2-го тысячелетия до нашей эры регион, населенный ныне коренными пуштунами, был завоеван древнеиранскими народами , мидянами , ахеменидами , греками , маурьями , кушанами , эфталитами , сасанидами , арабами-мусульманами , тюрками , Моголами и другими. В последнее время люди западного мира номинально исследовали эту территорию. [42] [43] [44]
Арабские мусульмане прибыли в VII веке и начали знакомить с исламом коренное население пуштунов. Позже территория Паштунистана перешла к турецким Газневидам, чья главная столица находилась в Газни , а Лахор служил вторым центром власти. Затем империя Газневидов была захвачена Горидами из сегодняшнего Гора в Афганистане. Армия Чингисхана прибыла в 13 веке и начала разрушать города на севере, в то время как территорию пуштунов защищала династия Халджи из Дели . В 14 и 15 веках династия Тимуридов контролировала близлежащие города и поселки, пока Бабур не захватил Кабул в 1504 году.
Делийский султанат и последняя Афганская империя
[ редактировать ]В эпоху Делийского султаната регионом правили в основном афганцы и различные, в основном сунниты, ханафитско-юристские тюрки. [45] [46] династии из Дели , Индия. Ранним пуштунским националистом был «воин-поэт» Хушал Хан Хаттак , который был заключен в тюрьму Великих Моголов императором Аурангзебом за попытку подстрекать пуштунов к восстанию против правления Великих Моголов. Однако, несмотря на общий язык и веру в общее происхождение, пуштуны впервые достигли единства в 18 веке. Восточные части Паштунистана находились под властью Империи Великих Моголов , а западные части - под властью персидских Сефевидов как их самые восточные провинции. В начале 18 века пуштунские племена во главе с Мирваисом Хотаком успешно восстали против Сефевидов в городе Кандагар. В ходе цепочки событий он объявил Кандагар и другие части территории нынешнего южного Афганистана независимыми. К 1738 году Империя Великих Моголов потерпела сокрушительное поражение, а их столица была разграблена и разграблена силами нового иранского правителя; военный гений и полководец Надер Шах . Помимо персидских, туркменских и кавказских войск, Надера сопровождали также молодые Ахмад Шах Дуррани и 4000 хорошо обученных пуштунских солдат Абдали из территории нынешнего Афганистана. [47]
После смерти Надир-шаха в 1747 году и распада его огромной империи Ахмад-шах Дуррани создал свою собственную большую и могущественную империю Дуррани , которая включала весь современный Афганистан, северо-восточный Иран, Синд, Пенджаб, Белуджистан и Кашмир. Знаменитый куплет Ахмад Шаха Дуррани описывает связь людей с региональным городом Кандагар:
«Да Дили тахт хераума чех райад кам зама да хкуле Пухтунхва да гре саруна».Перевод: «Я забываю трон Дели, когда вспоминаю горные вершины моей прекрасной Пухтунхвы».
Последняя Афганская империя была основана в 1747 году и объединила все пуштунские племена, а также многие другие этнические группы. Части региона Пуштунистан вокруг Пешавара были захвачены Ранджитом Сингхом и его сикхской армией в начале 19 века, но несколько лет спустя они были разбиты британским владычеством , новой могущественной империей, которая достигла региона Пуштунистан с востока. .
Европейское влияние
[ редактировать ]После упадка династии Дуррани и установления новой династии Баракзай в Афганистане пуштунские владения начали сокращаться, поскольку они потеряли контроль над другими частями Южной Азии в пользу британцев, такими как регион Пенджаб и регион Белуджистан . Англо -афганские войны велись как часть общей империалистической Большой игры , которая велась между Российской империей и Великобританией. Бедный и не имеющий выхода к морю, недавно родившийся Афганистан смог защитить свою территорию и держать обе стороны на расстоянии, используя их друг против друга. В 1893 году в рамках установления границ соответствующих сфер влияния Соглашение о линии Дюрана было подписано между афганским «железным» эмиром Абдуром Рахманом и британским вице-королем Мортимером Дюраном . В 1905 году была создана Северо-Западная пограничная провинция (сегодняшняя Хайбер-Пахтунхва ), которая примерно соответствовала регионам с пуштунским большинством в пределах британских владений. Зона ФУТП была создана для дальнейшего умиротворения пуштунских соплеменников, которые никогда полностью не принимали британское правление и были склонны к восстаниям, в то время как город Пешавар напрямую управлялся как часть британского протектората с полной интеграцией в федеральное верховенство закона с установлением благоустройства и строительства железной дороги, дорожной инфраструктуры, а также образовательных институтов, чтобы вывести регион на один уровень с развитым миром.
связались с афганским правительством Во время Первой мировой войны Османская Турция и Германия через миссию Нидермайера-Хентига с просьбой присоединиться к центральным союзникам от имени халифа в джихаде ; некоторые революционеры, племена и афганские лидеры, включая брата эмира по имени Насрулла Хан, поддержали делегацию и хотели, чтобы эмир объявил джихад. Казим-бей принес фирман от халифа на персидском языке. Оно было адресовано «жителям Патанистана ». В нем говорилось, что, когда британцы потерпят поражение, «Его Величество Халиф по соглашению с союзными государствами получит гарантии независимости объединенного государства Патанистан и окажет ему всяческую помощь. После этого я не допущу никакого вмешательства». в стране Патанистан». (Ахмад Чагарзай; 1989; стр. 138–139). Однако усилия провалились, и афганский эмир Хабибулла Хан сохранял нейтралитет Афганистана на протяжении всей Первой мировой войны. [48]
Точно так же во время миссии Криппса 1942 года и миссии кабинета министров в Индию 1946 года афганское правительство неоднократно предпринимало попытки обеспечить, чтобы любые дебаты о независимости Индии включали роль Афганистана в будущем СЗПП . Британское правительство колебалось между заверениями афганцев в отказе от их роли и настаиванием на том, что СЗПП является неотъемлемой частью Британской Индии. [49]
Во время Второй мировой войны правительство нацистской Германии предложило союз с нейтральным Афганистаном, чтобы дестабилизировать британский контроль над северо-западом ее владений в Индии. В свою очередь, афганцы добивались, чтобы СЗПП и порт Карачи были переданы Королевству Афганистан с военной помощью Германии, чтобы оно могло получить ценный доступ к Аравийскому морю . [50] Такой план потребует аннексии провинций СЗПП, Белуджистана и Синд.
Худаи Хидматгары (также известные как «краснорубашечники») были членами движения за гражданские права . Ее лидер Бача Хан утверждал, что его вдохновил индийский активист Махатма Ганди . В то время как «краснорубашечники» были готовы сотрудничать с Индийским национальным конгрессом с политической точки зрения, пуштуны, проживающие в СЗПП, желали независимости от Индии. Однако Бача-хан хотел, чтобы пуштунские территории в Британской Индии оставались частью Объединенной Индии, а не получали независимость.
Резолюция Банну
[ редактировать ]В июне 1947 года Мирзали Хан (факир Ипи), Бача Хан и другие Худаи Хидматгары провозгласили Резолюцию Банну , требуя, чтобы пуштуны получили выбор: иметь независимое государство Пуштунистан, включающее все территории с пуштунским большинством в Британской Индии, вместо его заставляют присоединиться к новому государству Пакистан. [51] Однако британское владычество отказалось выполнить требование этой резолюции. [52] [53]
Референдум СЗПП 1947 года
[ редактировать ]СЗПП присоединилась к Доминиону Пакистан в результате референдума СЗПП 1947 года , который бойкотировало движение Худай Хидматгар, включая Бача Хана и тогдашнего главного министра доктора Хана Сахиба, поскольку они были отвергнуты руководством Конгресса. Около (99,02%) голосов было отдано за Пакистан и только 2874 (0,98%) за Индию. [54] [55] [56] [57]
Независимость Пакистана в 1947 году.
[ редактировать ]Концепция Паштунистана имеет разное значение в Пакистане и Афганистане. [58] В Афганистане пуштунские националисты заботятся об интересах пуштунской этнической группы и имеют поддержку только от них. [59] Они поддерживают идеи Лой Афганистана или «Великого Афганистана» и поддерживают ирредентистские претензии на весь регион, населенный пуштунами. [59] [60] Требование Пуштунистана также послужило делу внутренней афганской политики, где несколько сменявших друг друга правительств использовали эту идею для усиления «этнической поддержки пуштунами» государства. Эта политика усилила этнолингвистическое соперничество между пуштунами и непуштунами в стране. [58] Эти претензии оспариваются в Пакистане, где пуштунская политика сосредоточена на политической автономии, а не на ирредентистской политике. [18]
С конца 1940-х годов, после распада Британской Индии и независимости Пакистана , некоторые жесткие пуштунские националисты предлагали слияние с Афганистаном или создание Пуштунистана как будущего суверенного государства для местных пуштунских жителей этого региона. Сначала Афганистан стал единственным правительством, которое выступило против вступления Пакистана в Организацию Объединенных Наций в 1947 году, хотя несколько месяцев спустя это было отменено. 26 июля 1949 года, когда отношения между Афганистаном и Пакистаном резко ухудшались, Лойя джирга в Афганистане была проведена после того, как военный самолет ВВС Пакистана разбомбил деревню на афганской стороне линии Дюранда. В результате этого нарушения афганское правительство заявило, что оно не признает «ни воображаемую линию Дюрана, ни какую-либо подобную линию» и что все предыдущие соглашения о линии Дюрана недействительны . [61] Бача Хан, спросил его когда он принес присягу на верность Пакистану в 1948 году на законодательном собрании, и во время своего выступления премьер-министр Лиакат Али Хан о Паштунистане, на что он ответил, что это всего лишь название пуштунской провинции в Пакистане, такой же, как Пенджаб , Бенгалия , Синд и Белуджистан — названия провинций Пакистана как этнолингвистические названия, [62] вопреки тому, во что он верил и стремился к созданию независимого государства Паштунистан. В период с 1950-х по конец 1960-х годов пуштуны продвигались на более высокие посты в правительстве и вооруженных силах Пакистана, тем самым интегрируя пуштунов в пакистанское государство и серьезно ослабляя сепаратистские настроения до такой степени, что к середине 1960-х годов народная поддержка независимого Пуштунистана прекратилась. почти исчезли.
Важным событием в Пакистане в период Аюба (1958–1969) стала постепенная интеграция в пакистанское общество и военно-бюрократический истеблишмент. Это был период политической истории Пакистана, когда большое количество этнических пуштунов занимало высокие посты в армии и бюрократии. Сам Аюб был этническим пуштуном, не говорящим на пушту, принадлежащим к подплемени Тарин в Хазарейском округе на границе. Растущее участие пуштунов в правительстве Пакистана привело к ослаблению поддержки движения Пуштунистана в провинции к концу 1960-х годов. [18]
- Ризван Хусейн, 2005 г.
страны с Индией в 1965 и Афганистан и пуштунские националисты не воспользовались уязвимостью Пакистана во время войн 1971 годах и даже поддержали Пакистан в борьбе с преимущественно индуистской Индией. Более того, если бы Пакистан был дестабилизирован Индией, националистам пришлось бы бороться за свою независимость против гораздо более крупной страны, чем Пакистан. [63]
Сардар Дауд Хан , который был тогда премьер-министром Афганистана, поддержал националистическое воссоединение пуштунов Пакистана с Афганистаном. Он хотел, чтобы районы с преобладанием пуштунов, такие как Хайбер-Пахтунхва , и территории с преобладанием белуджей, такие как Белуджистан, стали частью Афганистана. Однако его политика воссоединения пуштунов вызвала недовольство непуштунов, таких как таджики , узбеки и хазарейцы, живущие в Афганистане. Непуштуны считали, что целью воссоединения пуштунских территорий было увеличение численности пуштунов в Афганистане. В результате Дауд Хан был крайне непопулярен среди афганцев-непуштунов. [64]
Бача Хан заявил, что «Дауд Хан использовал идею воссоединения пуштунов только для достижения своих политических целей». [65] В 1960 году, а затем в 1961 году Дауд Хан предпринял две попытки захватить район Баджаур в провинции Хайбер-Пактунхва , Пакистан. Однако все попытки Дауд-хана провалились, поскольку афганская армия была разбита с тяжелыми потерями. Несколько солдат афганской армии также были схвачены пакистанскими солдатами и выставлены напоказ перед международными СМИ, что, в свою очередь, поставило Дауда Хана в неловкое положение. [66] В результате действий Дауда Хана Пакистан закрыл границу с Афганистаном, что вызвало экономический кризис в Афганистане. Дауда Из-за продолжающегося недовольства автократическим правлением , тесных связей с Советским Союзом и экономического спада, вызванного блокадой, введенной Пакистаном, король Захир Шах вынудил Дауда Хана уйти в отставку . [66] При правлении короля Захир Шаха отношения между Пакистаном и Афганистаном улучшились, и Пакистан открыл границу с Афганистаном. Однако позже, в 1973 году, Дауд Хан захватил власть у короля Захир Шаха в результате военного переворота и объявил себя первым президентом Афганистана. Захватив власть, правительство Дауд-хана начало опосредованную войну против Пакистана. Правительство Дауда Хана создало несколько тренировочных лагерей для антипакистанских боевиков в Кабуле и Кандагаре с целью обучения и вооружения этих боевиков для ведения их деятельности против Пакистана. [67] С другой стороны, Мирзали Хан и его последователи продолжили партизанскую войну против правительства Пакистана со своей базы в Гурвеке . [68] [69] В 1960 году премьер-министр Афганистана Мохаммед Дауд Хан направил афганских военных через плохо демаркированную линию Дюрана в пакистанский округ Баджаур, чтобы манипулировать событиями в регионе и оказывать давление на проблему Пуштунистана; эти планы в конечном итоге ни к чему не привели после того, как афганские войска были разбиты пакистанскими нерегулярными силами. В поддержку квазивторжения афганское правительство развернуло интенсивную пропагандистскую войну посредством радиопередач. [70]
Правительство Пакистана решило принять ответные меры против политики афганского правительства в отношении пуштунистана, поддержав непуштунских оппонентов афганского правительства, включая будущих лидеров моджахедов, таких как Гульбуддин Хекматияр и Ахмад Шах Масуд . [71] Эта операция была на удивление успешной, и к 1977 году афганское правительство Дауда Хана было готово урегулировать все нерешенные вопросы в обмен на снятие запрета на Национальную партию Авами и приверженность провинциальной автономии для пуштунов, которая уже была гарантирована Пакистаном. Конституция, но отменена правительством Бхутто, когда была введена схема One Unit . [ нужны разъяснения ]
Бача Хан, который раньше очень стремился к Пуштунистану, позже в 1980 году во время интервью индийскому журналисту Харуну Сиддики сказал, что «идея Пуштунистана никогда не помогала пуштунам. На самом деле она никогда не была реальностью». Далее он заявил, что «последующие афганские правительства использовали эту идею в своих политических целях». Лишь ближе к концу режима Мохаммеда Дауда Хана он перестал говорить о Паштунистане. Позже даже Нур Мухаммад Тараки также говорил об идее Пуштунистана и создал проблемы для Пакистана. Он также заявил, что «из-за всего этого сильно пострадали пуштуны». [65]
В 1976 году тогдашний президент Афганистана Сардар Мохаммед Дауд Хан признал линию Дюранда международной границей между Пакистаном и Афганистаном. Это заявление он сделал во время своего официального визита в Исламабад , Пакистан . [72] [73] [74]
Дауд будет свергнут офицерами - халькистами в 1978 году, что приведет к образованию Демократической Республики Афганистан , в которой доминируют пуштунские халькисты , которые «вновь откроют рану Пуштунистана». В 1979 году при генеральном секретаре Нуре Мухаммаде Тараки режим халкистов в Афганистане изменил официальную карту, включив СЗПП и Белуджистан в качестве новых «приграничных провинций» ДРА . [75] Режим Халкиста также стремился сделать пушту единственным языком афганского правительства и лингва-франка. Они сделали это, подорвав дари . [76] Гимн Афганистана при коммунистическом режиме был только на пушту, а не на дари, и непуштуны должны были петь его на пушту . [77] Вплоть до свержения режима доктора Наджибуллы Партии отечества . в 1992 году афганские правительства отдавали предпочтение пушту в средствах массовой информации, и более 50% афганских СМИ были на пушту [76] После 1992 года с образованием Таджикистаном возглавляемого Исламского Государства Афганистан это число резко сократилось. [76]
После начала советско-афганской войны в Афганистане миллионы афганцев, включая непуштунов, бежали в Хайбер-Пахтунхву . [78]
20 и 21 века
[ редактировать ]Пуштуны в Пакистане составляют вторую по величине этническую группу после пенджабцев и составляют около 16% населения, общая численность которого превышает 30 миллионов человек. Эта цифра включает только коренных жителей Хайбер-Пахтунхвы и Северного Белуджистана, говорящих на пушту, и не включает патанов, поселившихся в Пенджабе и Синде, которые составляют значительное число наряду с коренными общинами этих двух провинций. [1] Кроме того, есть 1,7 миллиона афганских беженцев, большинство из которых — пуштуны. Однако ожидается, что эти беженцы покинут Пакистан и поселятся в Афганистане в ближайшие годы. Три президента Пакистана принадлежали к пуштунской этнической группе. Пуштуны продолжают занимать важные места в армии и политике: бывший премьер-министр Пакистана Имран Хан возглавляет Пакистан Техрик-и-Инсаф (ПТИ) и Авами Национальную партию во главе с Асфандьяром Вали . В дополнение к этому, некоторые пуштунские средства массовой информации, музыкальная и культурная деятельность базируются за пределами Пакистана, при этом AVT Khyber является пуштунским телеканалом в Пакистане . Пуштуское кино базируется в пакистанском городе Пешавар . Считается, что в пакистанском городе Карачи проживает самая большая концентрация пуштунов.
В Афганистане проживает более 19 миллионов пуштунов, что составляет 48% населения. Другие источники сообщают, что до 60% населения Афганистана составляют этнические пуштуны, составляющие самую крупную этническую группу в этой стране. Пушту — один из официальных языков Афганистана . [80] Государственный гимн Афганистана исполняется на языке пушту, а пуштунская одежда является национальной одеждой Афганистана. С конца 19 века традиционный регион Пуштунистан постепенно расширился до реки Аму на севере. Однако большинство пуштунов, живущих к северу от реки Гильменд, склонны говорить на дари, а не на пушту . [81]
Важные государственные должности в Афганистане исторически занимали пуштуны. В афганских вооруженных силах также традиционно доминировали пуштуны, однако падение режима в Наджибуллы 1992 году привело к созданию таджики котором доминировали Исламского государства Афганистан, в . [76]
Большая часть афганских талибов [82] являются этническими пуштунами, [83] с бывшими пуштунскими лидерами, такими как мулла Мохаммед Омар , Мохаммад Раббани и Джалалуддин Хаккани . В число нынешних лидеров Талибана входят такие пуштуны, как Абдул Кабир , Хибатулла Ахундзада и Сираджуддин Хаккани .
Афганистан претендует на пуштунские территории на том основании, что он служил пуштунским центром власти с 1709 года, с приходом к власти династии Хотаки , за которым последовало создание Афганской империи Дуррани . Согласно историческим источникам, афганские племена появились в долине Пешавара только после 800 г. н.э., когда произошло исламское завоевание этой территории. [84]
Соглашения, на которые афганское правительство ссылается как на доказательство своих притязаний на пуштунские племена, включают статью 11 Англо -афганского договора 1921 года , в которой говорится: «Две договаривающиеся стороны, будучи взаимно удовлетворены друг другом относительно доброй воли другой и особенно относительно свои доброжелательные намерения по отношению к племенам, проживающим вблизи их соответствующих границ, настоящим обязуются информировать друг друга о любых будущих военных операциях, которые могут оказаться необходимыми для поддержания порядка среди приграничных племен, проживающих в пределах их соответствующих территорий, до начала таких операций». [85] В дополнительном письме к англо-афганскому договору 1921 года говорится: «Поскольку условия жизни приграничных племен обоих правительств представляют интерес для правительства Афганистана. Я сообщаю вам, что британское правительство питает чувства доброй воли ко всем приграничным племенам. и имеет полное намерение относиться к ним великодушно при условии, что они воздержатся от посягательств против народа Индии». [85]
В прошлом различные афганские режимы поднимали вопросы «линии Дюрана» и Пуштунистана. Однако это может больше не вызывать беспокойства. Пуштуны сейчас настолько хорошо интегрированы в пакистанское общество, что большинство из них никогда не выберет Пуштунистан или Афганистан. Афганско-пуштунские беженцы находятся в Хайбер-Пахтунхве уже более 30 лет. Восприятие угроз в отношении Афганистана нуждается в переоценке, чтобы внести соответствующие изменения в нашу афганскую политику. [86]
— Асад Мунир, бригадный генерал в отставке , служивший на высших постах разведки в Хайбер-Пахтунхве и ФУТП.
Хайбер-Пахтунхва
[ редактировать ]Среди выдающихся сторонников движения Пуштунистана в 20-м веке были Хан Абдул Вали Хан и Хан Абдул Гаффар Хан . Гаффар Хан заявил в Учредительном собрании Пакистана в 1948 году, что он просто хотел «переименовать свою провинцию в Паштунистан, так же, как Пенджаб , Синд и Белуджистан являются названиями провинций Пакистана как этнолингвистическими названиями». [62] Другое упомянутое название - Афганистан , где начальная буква «А» в Чоудхари Рахмата Али Хана теории , изложенная в брошюре « Сейчас или никогда », означает вторую букву в « Пакистане ». Однако это имя не смогло заручиться политической поддержкой в провинции.
Однако была поддержка переименования Северо-Западной пограничной провинции (СЗПП) в Пахтунхва (что переводится как «территория пуштунов»). Насим Вали Хан (жена хана Абдул Вали Хана) заявила в интервью: «Мне нужна личность. Я хочу, чтобы имя изменилось, чтобы патанов можно было идентифицировать на карте Пакистана...» [87]
31 марта 2010 года Комитет конституционной реформы Пакистана согласился назвать и признать провинцию Хайбер-Пахтунхва . [88] [89] Теперь это официальное название бывшего СЗПП.
Галерея
[ редактировать ]- Асадабад , столица провинции Кунар в Афганистане.
- Pech River Valley
- Район Ватапур провинции Кунар
- Рукава реки Кунар встречаются в провинции Нангархар.
- Река Кабул в Джелалабаде , Афганистан.
- Хайберский перевал в Хайбер-Пахтунхве , Пакистан
- Люди, посещающие Хостский университет в Хосте , Афганистан
- Провинция Газни , Афганистан
- Народ кучи в провинции Пактия в Афганистане
- Озеро Ханна в Кветте , Пакистан.
- Провинция Кандагар , Афганистан
- Река Гильменд в провинции Гильменд , Афганистан.
См. также
[ редактировать ]- Афганская партия Миллат
- Люди
- Авами Национальная партия
- Бача Хан
- Резолюция Банну
- Линия Дюрана
- Большой Иран
- Мансур Паштин
- Пуштунский национализм
- Пуштунизация
- Партия Паштунхва Милли Авами
- Пуштунское движение Тахафуз
- Это племя
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Население Пакистана: 187 342 721 человек [пуштуны (патаны) 15,42%]» . Всемирная книга фактов . Центральное разведывательное управление (ЦРУ). 2011. Архивировано из оригинала 13 июня 2007 года . Проверено 10 февраля 2012 г.
- ^ «Население Афганистана: 30 419 928 человек (оценка на июль 2012 г.) [пуштуны 42%] = 12 776 369 человек» . Всемирная книга фактов . Центральное разведывательное управление (ЦРУ). Архивировано из оригинала 26 июля 2009 года . Проверено 20 сентября 2010 г.
- ^ Льюис, Пол М. (2009). «Пушту, Северный» . СИЛ Интернешнл . Даллас, Техас: Этнолог: Языки мира , шестнадцатое издание . Проверено 18 сентября 2010 г.
Этническое население: 49 529 000, возможно, всего пушту во всех странах.
- ^ Различные варианты написания являются результатом разного произношения в разных диалектах пушту. см. в разделе «Язык пушту: диалекты» . Дополнительную информацию
- ^ Минахан, Джеймс (10 февраля 2014 г.). Этнические группы Северной, Восточной и Центральной Азии: Энциклопедия . Санта-Барбара, Калифорния. ISBN 978-1-61069-018-8 . OCLC 879947835 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Родди, Стивен Дж.; Шарма, Шалендра Д., ред. (1 мая 2002 г.). «Азиатско-Тихоокеанский регион: перспективы» (PDF) . Университет Сан-Франциско . Архивировано из оригинала (PDF) 4 августа 2019 года . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Минахан, Джеймс Б. (30 августа 2012 г.). Этнические группы Южной Азии и Тихого океана: Энциклопедия: Энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 9781598846607 – через Google Книги.
- ^ Нат, Самир (2002). Словарь Веданты . Саруп и сыновья. п. 273. ИСБН 81-7890-056-4 . Проверено 10 сентября 2010 г.
- ^ «История Геродота Глава 7» . Перевод Джорджа Роулинсона . Файлы истории. Архивировано из оригинала 05 февраля 2012 г. Проверено 10 января 2007 г.
- ^ Хоутсма, Мартин Теодор (1987). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . Том. 2. Лейпциг: БРИЛЛ. п. 150. ИСБН 90-04-08265-4 . Проверено 24 сентября 2010 г.
- ^ Студенческая Британика Индия . Том. 1–5 Британская энциклопедия. 2000. ISBN 9780852297605 .
Гаффар Хан, выступавший против раздела, предпочел жить в Пакистане, где продолжал бороться за права пуштунского меньшинства и за присоединение к Афганистану. Афганистан буквально означает «земля пуштунов»! Родина пуштунов – Афганистан.
- ^ «Современное обозрение», том 86 . Прабаси Пресс Частное. 1949.
Правительство Афганистана активно поддерживает их требования создания Патанистана. Афганский парламент заявил, что Афганистан не признает линию Дюрана...
- ^ Зритель . Том. 184. ФК Уэстли. 1950.
Вместо этого он принял программу независимого «Патанистана» — программу, рассчитанную на то, чтобы нанести удар по самым корням нового Доминиона. Совсем недавно идею Патанистана подхватил Афганистан.
- ^ «Музыка хинди 'имеет корни в пуштунском поясе Гиндукуша' » . «Экспресс Трибьюн» . 17 января 2023 г. Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ Дэн Колдуэлл (17 февраля 2011 г.). Водоворот конфликта: политика США в отношении Афганистана, Пакистана и Ирака . Издательство Стэнфордского университета. п. 36. ISBN 978-0-8047-7666-0 .
Большинство пуштунов проживают к югу от Гиндукуша (500-мильной горной цепи, которая охватывает северо-запад Пакистана до центрального и восточного Пакистана) и среди некоторых персидскоязычных этнических групп. В районе Гиндукуша проживают хазарейцы и таджики, а к северу от Гиндукуша проживают персы и тюркские этнические группы.
- ^ Синовиц, Рон. «Спорное предложение «Паштунистана» » . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода .
- ^ Шейн, Скотт (5 декабря 2009 г.). «Война в Пуштунистане» . Нью -Йорк Таймс . Проверено 2 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ризван Хусейн. Пакистан и возникновение исламской воинственности в Афганистане . 2005. с. 74.
- ^ «Слияние Fata: что происходит сейчас и что должно произойти дальше?» .
- ^ Ахмед, Фероз (1998) Этническая принадлежность и политика в Пакистане. Карачи. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Янда, Кеннет; Джеффри М. Берри; Джерри Голдман (2008). Вызов демократии: правительство в Америке (9-е изд.). Cengage Обучение. п. 46. ИСБН 978-0-618-81017-8 . Проверено 22 августа 2010 г.
Даже внутри самой крупной этнической группы пуштуны (около 50 процентов населения)...
- ^ Отчет Конгресса . Государственная типография. 1955. с. 10088. ISBN 9780160118449 . Проверено 24 сентября 2010 г.
- ^ Тейлор, Уильям Дж. Младший; Авраам Ким (2000). Азиатская безопасность к 2000 году . Издательство ДИАНА. п. 58. ИСБН 1-4289-1368-8 . Проверено 24 сентября 2010 г.
- ^ «АФГАНИСТАН против языков» . Ч. М. Киффер . Энциклопедия Ираника . Проверено 24 октября 2010 г.
Пахто (1) является родным языком от 50 до 55 процентов афганцев...
- ^ Браун, Кейт; Сара Огилви (2009). Краткая энциклопедия языков мира . Эльзеви. п. 845. ИСБН 978-0-08-087774-7 . Проверено 24 сентября 2010 г.
Пушту, на котором говорят в основном к югу от горного хребта Гиндукуш, по сообщениям, является родным языком для 60% населения Афганистана.
- ^ Хоторн, Сьюзен; Бронвин Винтер (2002). 11 сентября 2001 г.: феминистские взгляды . Спинифекс Пресс. п. 225. ИСБН 1-876756-27-6 . Проверено 24 сентября 2010 г.
Более 60 процентов населения Афганистана составляют пуштуны...
- ^ «Почему пуштунское меньшинство Пакистана нелегко раздавить» . Американский институт предпринимательства – AEI . 25 июня 2018 г. Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ «Афган и Афганистан» . Абдул Хай Хабиби . alamahabibi.com. 1969 год . Проверено 24 октября 2010 г.
- ^ Мухаммад Касим Хинду Шах (1560 г.). «История Индии, том 6, глава 200, перевод введения в историю Фиришты (стр. 8)» . Сэр Его Величество Эллиот . Лондон: Гуманитарный институт Паккарда . Архивировано из оригинала 26 июля 2013 г. Проверено 22 августа 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Линии разломов, Том 18 . Институт управления конфликтами. 2007. с. 59.
Название Пахтунистан или на мягком пуштуском диалекте Паштунистан произошло первоначально от индийского слова Патанистан. Само понятие Пахтунистана было взято из старого слова Пахтунхва. Обайдулла Синдхи использовал паштанию для говорящей на пушту территории своей Предлагаемой Народной Республики Индия или Саро-Раджия-и-Хинд (письмо Обайдуллы Икбалу Шайдаю от 22 июня 1924 года), Мухаммад Аслам, Маулана Обайдулла Синдхи Кей Сиаси Мактубат, Лахор: Нидуатал Мусанифин, 1966, с. 34
- ^ Перейти обратно: а б «Пуштуская литература, часть II» . Пуштунхва . Проверено 7 июня 2009 г.
Название Пахтунистан или на мягком пуштуском диалекте Паштунистан произошло первоначально от индийского слова Патанистан. Само понятие Пахтунистана было взято из старого слова Пахтунхва. Британские, индийские лидеры и даже Худай Хидматгары вначале использовали Патанистан для обозначения Пахтунистана, но позже они начали использовать слово Пахтунистан.
- ^ «Проблема Пухтунистана» . Хайберские ворота. Архивировано из оригинала 15 апреля 2013 года . Проверено 7 июня 2009 г.
Слово Патанистан не персидское, а индийское. Это показывает, что халиф уже получил согласие мусульманских лидеров Индии или эти лидеры могли побудить халифа сначала освободить землю пухтунов (Патанистан), чтобы создать сильную базу против Британской империи в Индии.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Ахмед, Фероз (1998) Этническая принадлежность и политика в Пакистане. Карачи. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Янда, Кеннет; Джеффри М. Берри; Джерри Голдман (2008). Вызов демократии: правительство в Америке (9-е изд.). Cengage Обучение. п. 46. ИСБН 978-0-618-81017-8 . Проверено 22 августа 2010 г.
Даже внутри самой крупной этнической группы пуштуны (около 50 процентов населения)...
- ^ Отчет Конгресса . Государственная типография. 1955. с. 10088. ISBN 9780160118449 . Проверено 24 сентября 2010 г.
- ^ Тейлор, Уильям Дж. Младший; Авраам Ким (2000). Азиатская безопасность к 2000 году . Издательство ДИАНА. п. 58. ИСБН 1-4289-1368-8 . Проверено 24 сентября 2010 г.
- ^ «АФГАНИСТАН против языков» . Ч. М. Киффер . Энциклопедия Ираника . Проверено 24 октября 2010 г.
Пахто (1) является родным языком от 50 до 55 процентов афганцев...
- ^ Браун, Кейт; Сара Огилви (2009). Краткая энциклопедия языков мира . Эльзеви. п. 845. ИСБН 978-0-08-087774-7 . Проверено 24 сентября 2010 г.
Пушту, на котором говорят в основном к югу от горного хребта Гиндукуш, по сообщениям, является родным языком для 60% населения Афганистана.
- ^ Хоторн, Сьюзен; Бронвин Винтер (2002). 11 сентября 2001 г.: феминистские взгляды . Спинифекс Пресс. п. 225. ИСБН 1-876756-27-6 . Проверено 24 сентября 2010 г.
Более 60 процентов населения Афганистана составляют пуштуны...
- ^ «Почему пуштунское меньшинство Пакистана нелегко раздавить» . Американский институт предпринимательства – AEI . 25 июня 2018 г. Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ «Отчет о переписи населения Пакистана 1998 года» . Правительство Пакистана. 1998. Архивировано из оригинала 12 сентября 2011 г. Проверено 29 октября 2010 г.
- ^ «Профиль страны: Афганистан» (PDF) . Библиотека Конгресса . Страновые исследования Библиотеки Конгресса США по Афганистану. Август 2008 года . Проверено 10 сентября 2010 г.
- ^ «Королевства Южной Азии – Афганистан (Южный Хорасан/Арахозия)» . Файлы истории . Проверено 16 августа 2010 г.
- ^ Джон Форд Шредер. «Афганистан – VII. История» . Архивировано из оригинала 31 октября 2009 года . Проверено 31 октября 2009 г.
- ^ «Вас перенаправляют...» www.astrojyoti.com .
- ^ Мисра, Амаленду (30 августа 2004 г.). Идентичность и религия: основы антиисламизма в Индии . Публикации SAGE. ISBN 9780761932260 – через Google Книги.
- ^ Гриффитс, Джон Чарльз (2001). Афганистан: история конфликта . Андре Дойч. ISBN 9780233050539 .
- ^ «Классический концерт в Центре Бача Хана», известные певцы и новые лица пробудили магию звука» . Хайбервотч (на урду). Архивировано из оригинала 19 августа 2011 года . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Робертс, Дж. (2003) Истоки конфликта в Афганистане. Издательская группа Гринвуд, ISBN 0-275-97878-8 , ISBN 978-0-275-97878-5 , стр. 92-94
- ^ Хаунер, Милан Л. (1982). «Афганистан между великими державами, 1938–1945». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 14 (4): 481–499. дои : 10.1017/S002074380005217X . ISSN 0020-7438 . JSTOR 162977 . S2CID 161835556 .
- ^ «Прошлое в перспективе» . Нация . 25 августа 2019 года . Проверено 25 августа 2019 г.
- ^ Али Шах, Сайид Вакар (1993). Марват, Фазал-ур-Рахим Хан (ред.). Афганистан и граница . Мичиганский университет : Emjay Books International. п. 256.
- ^ Х. Джонсон, Томас ; Зеллен, Барри (2014). Культура, конфликты и борьба с повстанцами . Издательство Стэнфордского университета . п. 154. ИСБН 9780804789219 .
- ^ Избирательная история СЗПП (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 августа 2013 года.
- ^ Майкл Бречер (25 июля 2017 г.). Век кризиса и конфликтов в международной системе: теория и доказательства: интеллектуальная одиссея III . Спрингер. ISBN 9783319571560 . Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 августа 2013 года . Проверено 28 декабря 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Джеффри Дж. Робертс (2003). Истоки конфликта в Афганистане . Издательская группа Гринвуд. стр. 108–109. ISBN 9780275978785 . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Барнетт Р. Рубин (25 марта 2015 г.). Афганистан от «холодной войны» через войну с террором . Издательство Оксфордского университета. стр. 367–. ISBN 978-0-19-022927-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Залмай Халилзад , «Безопасность Юго-Западной Азии» , Мичиганский университет , 2006 г., ISBN 0-566-00651-0
- ^ Кэрон, Джеймс М. (2009). Культурные истории пуштунского национализма, общественного участия и социального неравенства в монархическом Афганистане, 1905-1960 гг .
- ^ Проблема Паштунистана , Крейг Бакстер (1997), Страновые исследования Библиотеки Конгресса.
- ^ Перейти обратно: а б Бухари, Фариг (1991). Движение за свободу и детская война . Дом фантастики. п. 226 .
- ^ Пол Вольф. «Паштунистан». Пакистан: раздел и военная преемственность. 2004.
- ^ Саиди, Сайед Зиафатулла (7 ноября 2018 г.). «Следы Дауда: как первый президент Афганистана влияет на Гани» . Глобус Пост . Проверено 1 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Все в Афганистане делается во имя религии: Хан Абдул Гаффар Хан» . Индия сегодня . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Томсен, Питер (2013). Войны в Афганистане: мессианский терроризм, племенной конфликт и неудачи великих держав . Хачетт Великобритания. ISBN 9781610394123 .
- ^ Венкатарамакришнан, Рохан (19 мая 2013 г.). «Отправьте хулиганов по Разделу 66А домой» . Индия сегодня . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ Факир Ипи Северного Вазиристана . «Экспресс Трибьюн» . 15 ноября 2010 г.
- ↑ Легендарный партизан Факир Ипи, которого не помнят, отмечает свое 115-летие . «Экспресс Трибьюн» . 18 апреля 2016 г.
- ^ «Афганистан — Дауд на посту премьер-министра, 1953-63» . Countrystudies.us . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ «Вспоминая наших воинов: Бабар «великий»». Архивировано 28 апреля 2016 г. в интервью Wayback Machine генерал-майора в отставке Насируллы Хана Бабара, проведенное А. Х. Амином. Оборонный журнал . Апрель 2001 г. Проверено 15 апреля 2010 г.
- ^ Расанаягам, Анджело (2005). Афганистан: современная история . ИБ Таурис. п. 64 . ISBN 9781850438571 .
- ^ Дорронсоро, Жиль (2005). Бесконечная революция: Афганистан, с 1979 года по настоящее время . Издательство Hurst & Co. п. 84. ИСБН 9781850656838 .
- ^ Нунан, Тимоти (2016). Гуманитарное вторжение: глобальное развитие в Афганистане времен холодной войны . Издательство Кембриджского университета. п. 125. ИСБН 9781107112070 .
- ^ Арнольд, Энтони (1983). Двухпартийный коммунизм Афганистана: Парчам и Хальк . Издательство Гуверовского института. п. 77. ИСБН 0-8179-7792-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ахади, Анвар-уль-Хак (1995). «Упадок пуштунов в Афганистане» . Азиатский опрос . 35 (7): 621–634. дои : 10.2307/2645419 . ISSN 0004-4687 .
- ^ «Афганистан (1978–1992)» . NationalAnthems.info . 9 мая 2012 года . Проверено 18 октября 2017 г.
- ^ Баджория, Джейшри (20 марта 2009 г.). «Неспокойная афгано-пакистанская граница» . Совет по международным отношениям . Архивировано из оригинала 25 мая 2010 года . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ «Пунджа Сахиб: Чудо при Хасане Абдале» . Чудеса Пакистана . 13 апреля 2009 года . Проверено 6 мая 2016 г.
- ^ «Афганистан» , The World Factbook , Центральное разведывательное управление, 1 февраля 2024 г. , получено 14 февраля 2024 г.
- ^ «Главное управление афганской геодезии и картографии (AGCHO)» . agcho.gov.af . Архивировано из оригинала 24 ноября 2011 г.
- ^ «Правительство Афганистана продолжает уступать позиции Талибану: SIGAR» . www.aljazeera.com . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ Расшифровка нового Талибана: взгляды с афганской территории . Джустоцци, Антонио. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. 2009. ISBN 9780231701129 . ОСЛК 318971971 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ HG Раверти (1898) Тарих-э-Фаришта; Заметки об Афганистане; Справочник Пешаварского округа 1897-98 гг.
- ^ Перейти обратно: а б Олаф Каро. Патаны 1981.
- ^ «Переоценка нашей афганской политики» . Экспресс Трибьюн . 15 мая 2012 года . Проверено 16 мая 2012 г.
- ^ Жафрело, Кристоф (2002). История Пакистана и его происхождение . Гимн Пресс. п. 312. ИСБН 1843310309 .
- ^ BBC News Online - Пакистан обсуждает законопроект о ключевых поправках. Проверено 5 апреля 2010 г.
- ^ Dawn News - Достигнут консенсус по переименованию СЗПП. Проверено 5 апреля 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ахмед, Фероз (1998) Этническая принадлежность и политика в Пакистане . Карачи: Издательство Оксфордского университета.
- Ахмад, М. (1989) Пухтунхва Киюн Нахин Мубарака Чагарзая. стр. 138–139.
- Амин, Тахир (1988) - Национальные языковые движения Пакистана . Исламабадский институт политических исследований.
- Бьюзен, Барри и Ризви, Гоуэр (1986), Отсутствие безопасности в Южной Азии и великие державы , Лондон: Macmillan. п. 73.
- Фюрстенберг, Кай (2012) Вазиристан: решения для проблемного региона в центре внимания Южной Азии, № 1, ISSN 2195-2787 ( https://web.archive.org/web/20150907205431/http://www.apsa.info /wp-content/uploads/2012/10/SSA-1.pdf )
- Каро, Олаф (1983) Патаны с эпилогом о России . Издательство Оксфордского университета. стр. 464–465.