Бангладешский национализм
Эта статья является частью серии статей о |
Политика Бангладеш |
---|
Портал Бангладеш |
Часть серии о |
Национализм |
---|
Бангладешский национализм — это идеология, которая продвигает территориальную идентичность бангладешцев . Идеология возникла в конце 1970-х годов и была популяризирована бывшим президентом Бангладеш Зиауром Рахманом . История национализма в стране восходит к колониальной эпохе, когда в регионе начались антиколониальные движения против Британской империи . Вскоре начало возникать чувство религиозного национализма, которое позже превратилось в этнолингвистический национализм. После обретения Бангладеш независимости в 1971 году такие лидеры, как Зиаур Рахман, начали продвигать бангладешский национализм, основанный на территориальной привязанности бангладешцев. [1] В политическом плане бангладешский национализм в основном исповедуют правоцентристские и правые политические партии Бангладеш во главе с Бангладешской националистической партией . [2] [3]
Фон
[ редактировать ]История развития территориальной и культурной идентичности в Бангладеш совпала с зарождением и развитием бенгальского языка и литературы преимущественно в период Бенгальского султаната . [2] Этот период также отразил религиозное плюрализм в форме гармоничного сосуществования и культурной ассимиляции индуистов и мусульман. [4] Чувство национального государства еще больше развилось во время правления наваба Бенгалии . [5] Концепция национализма впервые возникла в стране после индийского восстания 1857 года в середине 19 века и была основана на антиколониальных настроениях во время британского правления . [6] Этот национализм трансформировался в новую версию в результате раздела Бенгалии в 1905 году , против которого решительно выступали индусы в Западной Бенгалии и который был поддержан мусульманами Восточной Бенгалии. Несмотря на то, что раздел был отменен в 1911 году, он оказал значительное и продолжительное влияние на людей и впервые посеял семена индуистско-мусульманского межобщинного разногласия. Это было началом религиозного национализма, который в конечном итоге привел мусульман к созданию отдельного государства. [6]
После образования Пакистана в течение короткого периода идея религиозного национализма стала заменяться чувством этнолингвистического национализма среди жителей тогдашнего Восточного Пакистана , что было вызвано, прежде всего, культурной, экономической и политической дискриминацией со стороны элит Западного Пакистана. Языковое движение 1952 года было крупнейшим проявлением этого этнолингвистического национализма, который позже стал известен как бенгальский национализм . Это привело к требованию региональной автономии Восточного Пакистана, что в конечном итоге привело к независимости Бангладеш от Пакистана в 1971 году. [7]
Бытие
[ редактировать ]Бангладешский национализм означает, что мы бангладешцы. У нас другая история. Наша страна родилась в результате другого процесса. Наши традиции и культура разные. Наш язык другой, мы его формируем по-своему, модернизируем. У нас разная проза и поэзия; у нас разные искусства и мысли. У нас другое географическое положение, другие реки и почвы. Наши люди другие. Мы полностью свободны и суверенны… И сегодня среди нашего народа выросло сознание, отличное от сознания жителей соседней страны и других стран региона.
— Зиаур Рахман [8]
После обретения независимости правительство шейха Муджибура Рахмана начало продвигать бенгальский национализм, который также был основой независимости Бангладеш от Пакистана. [9] Однако национализм, основанный на бенгальской этнической принадлежности, привел коренные народы Бангладеш в уныние. Шейх Муджиб, отвергая требования конституционного признания племенной культуры и самобытности, призвал коренные народы стать бенгальцами. Недовольные действиями правительства, коренные народы Читтагонгского горного района сформировали Парбатья Чаттаграм Джана Сангхати Самити , политическую партию, чтобы потребовать автономии. [10]
После убийства шейха Муджибура Рахмана в 1975 году, после нескольких переворотов и контрпереворотов, Зиаур Рахман пришел к власти в 1976 году и объявил себя президентом Бангладеш . [11] Пытаясь создать территориальную идентичность в отличие от этнолингвистической идентичности бенгальского национализма, Зиаур Рахман начал продвигать идею бангладешского национализма. [1] В интервью Зиаур Рахман попытался дать исчерпывающее определение этой идеологии. [8]
С этого времени граждан Бангладеш стали называть бангладешцами, а не бенгальцами. По мнению ученых, главной целью Зии в продвижении этой новой идеи было отдаление страны от соседней Индии, которая имела обширные связи с правительством шейха Муджиба. Сторонники бангладешского национализма утверждают, что эта идеология имеет преимущество перед предыдущим бенгальским национализмом из-за своей территориальной привлекательности, которая позволяет включать коренные народы Бангладеш, а также отличает народ Бангладеш от бенгальского народа Индии. [12] По словам Мухаммада Гулама Кабира , «Зия руководствовался желанием объединить страну и еще больше утвердить суверенитет Бангладеш». [1]
Теоретические основы и существенные особенности
[ редактировать ]Традиционные националистические теории составляют основу бангладешского национализма. оказали серьезное теоретическое влияние Эрнест Ренан и Макс Вебер . Бурхан Уддин Ахмед утверждает, что на идеологию [13] Основной особенностью бангладешского национализма является территориальная граница Бангладеш, которая подчеркивает защиту суверенной географической неприкосновенности государства от экспансионистских и колониалистических сил. [14] Эта территориальная концепция была описана как инклюзивная идея, которая включает объединение всех людей, живущих на территории Бангладеш, независимо от их этнической принадлежности или религии. [14] [1]
Понятие суверенитета также связано с признанием освободительной войны 1971 года, без которой, утверждает Рахман, бангладешский национализм остается неполным, поскольку он служит основой национального государства. [13]
Рахман, описывая бангладешский национализм, также представил идею «мирной революционной экономической системы» как ключевую особенность идеологии. Он считал, что экономика Бангладеш, находящаяся под социалистическим влиянием, находится в плохом состоянии из-за «многолет эксплуатации в колониальном стиле». Чтобы смягчить ухудшающиеся условия, требуется модернизация экономической системы. По словам Мубашара Хасана, эта новая экономическая система была прежде всего «наброском капиталистической системы ». [15]
Влияние ислама
[ редактировать ]Заменив бенгальский национализм бангладешским национализмом в качестве одного из основополагающих принципов, Зиаур Рахман также удалил принцип секуляризма , который также был одной из основных черт бенгальского национализма, и вставил строку «абсолютное доверие и вера во Всемогущего Аллаха». Ученые утверждают, что это была политическая стратегия Рахмана, направленная на то, чтобы завоевать доверие и поддержку правых политических партий Бангладеш. [1] [16] Рахман также намеревался укрепить отношения страны с другими мусульманскими государствами, особенно с Ближнего Востока. [1] Этот закон также помог стране отличиться от соседней Индии , штата с индуистским большинством. [17]
Рахман также продвигал свободу вероисповедания как компонент бангладешского национализма. Мубашар Хасан заявляет, что позиция Рахмана в отношении религиозной свободы соответствует исламскому принципу Таухида либеральном или «единства Аллаха» и что идея Рахмана о религиозной свободе основана на «исламском, а не на светском пути». Однако Рахман отверг теократию как систему управления Бангладеш и высказал мнение, что «религия не должна формировать идеологическую основу политической партии». [13]
После убийства Зиаура Рахмана в 1981 году Хусейн Мохаммед Эршад , который находился у власти после государственного переворота 1982 года , также активно взращивал бангладешский национализм, уделяя первоочередное внимание исламу. Эршаду пришлось полагаться на поддержку правых политических партий, поскольку у него не было никакой поддержки ни в Авами Лиге , ни в Националистической партии Бангладеш. В 1988 году Эршад пошел еще дальше, объявив ислам государственной религией. [18]
Движение Шахбаг и светский национализм
[ редактировать ]Движение Шахбаг в 2013 году началось с протестов молодых блоггеров и активистов с требованием уголовного правосудия в отношении военных преступлений, совершенных во время освободительной войны в Бангладеш. [19] Движение было описано как проявление светского культурного национализма. [20] [21] После первоначальной критики в социальных сетях за неспособность вовлечь коренное население в свою деятельность, движение начало менять свои лозунги, среди прочего, чтобы включить в него небенгальское население. [19]
Список бангладешских националистических политических партий Бангладеш
[ редактировать ]- Бангладешская националистическая партия
- Партия Джатия (Эршад)
- Бангладешская партия Калян
- Националистическое демократическое движение (Бангладеш)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уддин 2006 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б Абсар 2014 , с. 444.
- ^ ван Шендель и Гухатакурта 2013 , стр. 332.
- ^ Абсар 2014 , с. 440, 444.
- ^ Абсар 2014 , с. 444, 445.
- ^ Перейти обратно: а б Райт 1988 , стр. 31, 32.
- ^ Природа 1991 , с. 469.
- ^ Перейти обратно: а б Хук 1984 , с. 58.
- ^ Мохсин 2003 , стр. 21.
- ^ Мохсин 2003 , стр. 22.
- ^ Мохсин 2003 , стр. 23.
- ^ ван Шендель и Гухатакурта 2013 , стр. 332, 333.
- ^ Перейти обратно: а б с Хасан 2020 , с. 126.
- ^ Перейти обратно: а б Хасан 2020 , с. 123.
- ^ Хасан 2020 , с. 125.
- ^ Фаднис и Гангули 2001 , с. 39.
- ^ Фаднис и Гангули 2001 , с. 107.
- ^ Уддин 2006 , стр. 138, 139.
- ^ Перейти обратно: а б Хоссейн и Мохсин, 2016 , стр. 25.
- ^ Ман и Энн, 2017 , стр. 229.
- ^ Флавио, Феннелл и Ананд 2018 , стр. 165.
Библиография
[ редактировать ]- Абсар, ПРО Нурул (1 марта 2014 г.). «Мусульманская идентичность, бенгальский национализм: анализ национализма в Бангладеш» . Академический журнал междисциплинарных исследований . 3 (1). Рим: Издательство MCSER: 439–449. дои : 10.5901/ajis.2014.v3n1p439 .
- Алам, С.М. Шамсул (1991). «Язык как политическая артикуляция: Восточная Бенгалия в 1952 году». Журнал современной Азии . 24 (4): 469–487. дои : 10.1080/00472339180000311 .
- Флавио, Комим; Феннелл, Шайладжа; Ананд, ПБ, ред. (2018). Новые границы подхода, основанного на возможностях . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-58699-3 . OCLC 1060524915 .
- Хасан, Мубашар (2020). Ислам и политика в Бангладеш: последователи уммы . Сингапур: Springer Nature. ISBN 978-981-15-1116-5 .
- Хоссейн, Хамида; Мохсин, Амена, ред. (2016). О рожденной нации: Документы Бангладеш . Нью-Дели: Зубаан. ISBN 9781108427807 .
- Хук, Абдул Ф. (1984). «Проблема национальной идентичности в Бангладеш». Журнал социальных исследований . 24 : 47–73.
- Ман, Чарнджит; Энн, Мерфи, ред. (2017). Разделение и практика памяти . Чам, Швейцария: Springer. ISBN 978-3-319-64516-2 . OCLC 1015215576 .
- Мохсин, Амена (2003). Горный район Читтагонг, Бангладеш: на трудном пути к миру . Издательство Линн Риннер. п. 166. ИСБН 978-1-58826-138-0 .
- Фаднис, Урмила ; Гангули, Раджат (2001). Этническая принадлежность и национальное строительство в Южной Азии . Публикации Сейджа. п. 467. ИСБН 978-0-7619-9438-1 .
- Уддин, Суфия М. (2006). Построение Бангладеш: религия, этническая принадлежность и язык в исламской нации . Издательство Университета Северной Каролины. стр. 224 . ISBN 978-0-8078-3021-5 .
- ван Шендель, Виллем; Гухатакурта, Мегна (2013). Читатель из Бангладеш: история, культура, политика . Издательство Университета Дьюка. п. 550. ИСБН 978-0-8223-5318-8 .
- Райт, Денис (1988). Бангладеш: происхождение и отношения в Индийском океане . Нью-Дели: Sterling Publishers. п. 310. ИСБН 9788120708396 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алам, С.М. Шамсул (2015). Правительственность и контргегемония в Бангладеш . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-137-52603-8 .
- Шендель, Виллем ван. (2009). История Бангладеш . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-86174-8 . OCLC 268793222 .
- Льюис, Дэвид (2011). Бангладеш: политика, экономика и гражданское общество . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-16090-2 . OCLC 773034871 .