Судебный пересмотр в Бангладеш
Термин «судебный надзор» прямо не используется в законодательстве Бангладеш , но статья 102 Конституции Бангладеш позволяет подавать письменные ходатайства в отделение Высокого суда для пересмотра действий органов государственной власти или приостановки разбирательства в судах низшей инстанции. Статья вызвала значительную судебную активность в Бангладеш.
В 1970-х годах статья 102 была использована судами, чтобы создать прецедент для признания недействительными задержаний в соответствии с Законом об особых полномочиях. Суды отменили конституционные поправки и ввели в действие демократическое местное самоуправление в соответствии со статьей 102. Объем такого судебного надзора значительно расширился с тех пор, как судья Мустафа Камаль впервые в 1996 году официально принял судебные разбирательства, связанные с общественными интересами, что позволило ассоциациям и НПО, поддерживающим интересы общества, передать дело на судебное рассмотрение. [ 1 ]
Полномочия согласно статье 102
[ редактировать ]Статья 102 конституции Бангладеш наделяет Отделение Высокого суда дискреционными полномочиями издавать приказы. К ним относятся постановления суда (постановления о приостановлении, постановления об отмене, обязательные постановления, запрещающие постановления), судебные запреты, заявления и возмещение ущерба. Текст статьи 102 цитируется ниже. [ 2 ]
- (1) Отделение Высокого суда по заявлению любого потерпевшего лица может давать такие указания или приказы любому лицу или органу власти, включая любое лицо, выполняющее любую функцию, связанную с делами Республики, которые могут быть целесообразными для исполнения любое из основных прав, предоставленных Частью III настоящей Конституции.
- (2) Отделение Высокого суда может, если удостоверится, что никакое другое столь же эффективное средство правовой защиты не предусмотрено законом –
- (a) по заявлению любого потерпевшего лица издать приказ:
- (i) указание лицу, выполняющему какие-либо функции, связанные с делами Республики или местного органа власти, воздерживаться от выполнения того, что ему не разрешено по закону, или делать то, что от него требуется по закону; или
- (ii) заявление о том, что любое действие или действие, предпринятое лицом, выполняющим функции, связанные с делами Республики или местного органа власти, было совершено или предпринято без законных полномочий и не имеет юридической силы; или
- (b) по заявлению любого лица издать приказ –
- (i) указание о том, чтобы лицо, находящееся под стражей, предстало перед ним, чтобы оно могло убедиться в том, что оно не содержится под стражей без законных полномочий или незаконным образом; или
- (ii) требование к лицу, занимающему или претендующему на государственную должность, показать, в каких органах власти он утверждает, что занимает эту должность.
- (3) Несмотря ни на что, содержащееся в предыдущих пунктах, Отделение Высокого суда не имеет полномочий в соответствии с настоящей статьей издавать какие-либо временные или иные постановления в отношении любого закона, к которому применяется статья 47.
- (4) В случае подачи заявления в соответствии с пунктом (1) или подпунктом (a) пункта (2) запрашивается временный приказ, и такой временный приказ, вероятно, будет иметь последствия:
- (a) нанесение ущерба или вмешательство в любые меры, направленные на реализацию любой программы развития или любой работы по развитию; или
- (b) если оно иным образом вредит общественным интересам, Палата Высокого суда не может издавать временный приказ, если только Генеральный прокурор не был уведомлен в разумные сроки о заявлении и ему (или адвокату, уполномоченному им в этом отношении) не было дано возможность быть заслушанным, и отделение Высокого суда удовлетворено тем, что временный приказ не будет иметь эффекта, упомянутого в подпункте (a) или подпункте (b).
- (5) В настоящей статье, если контекст не требует иного, «лицо» включает в себя установленный законом государственный орган и любой суд или трибунал, кроме суда или трибунала, созданного в соответствии с законом, касающимся служб обороны Бангладеш или любых дисциплинированных сил или суд, к которому применяется статья 117.
Суды низшей инстанции
[ редактировать ]Высокий суд часто издает постановления о приостановлении производства в судах низшей инстанции, если он находит дела политически мотивированными или противоречащими судейской совести. Он также может вынести постановление об отмене судебного разбирательства.
Конституционный обзор
[ редактировать ]Статья 102 применялась при обеспечении соблюдения основных прав , разделении властей , объявлении военного положения незаконным и отмене конституционных поправок. В деле Кудрат-Э-Элахи Панир и другие против правительства Бангладеш [ 3 ] суд отменил Постановление о прекращении демократического представительства в Упазила Паришадах и передаче всех полномочий правительству. Он подтвердил, что местные органы власти должны включать выборных представителей, как это предусмотрено конституцией. [ 4 ] [ 5 ] В своем решении суд постановил, что поправки к Конституции подпадают под судебный контроль. [ 6 ] В деле «Секретарь Министерства финансов против Масдара Хоссейна » суд ограничил полномочия правительства в назначении судей и распорядился создать Комиссию судебной службы Бангладеш . [ 7 ] В деле Бангладеш Italian Marble Works Ltd. против правительства Бангладеш суд вынес решение против военного правления и военного положения, в то же время восстановив некоторые секуляристские положения первоначальной конституции 1972 года. [ 8 ]
В 2017 году шестнадцатая поправка к конституции Бангладеш была отменена Верховным судом. [ 9 ] [ 10 ]
Административный обзор
[ редактировать ]В деле Аруна Сен против правительства Бангладеш суд создал прецедент отмены задержаний в соответствии с Законом об особых полномочиях 1974 года . В деле Абдул Латиф Мирза против правительства Бангладеш он утверждал, что естественная справедливость является устоявшейся частью законодательства Бангладеш. В отличие от Малайзии и Шри-Ланки , где для выдачи приказа о задержании было достаточно субъективного удовлетворения , высший суд Бангладеш заявил, что для содержания под стражей без суда должно быть объективное основание. [ 11 ]
Суды Бангладеш приняли доктрину законного ожидания, разработанную в Великобритании и используемую в других странах Содружества . Доктрина направлена на предотвращение злоупотреблений властью и иррациональности, а также на утверждение принципов естественной справедливости и честности. В деле Биман против Рабиа Башри Ирен суд постановил, что государственная корпорация не может дискриминировать одну группу сотрудников, одновременно предоставляя больше возможностей другой группе сотрудников, в то время как обеим группам обещают одни и те же законные ожидания. В деле Шамсул Худа и другие против Бангладеш суд вынес решение против правительства за то, что оно не проконсультировалось с главным судьей, как это практиковалось в течение тридцати лет, по поводу назначения десяти дополнительных судей. В деле Бангладеш Soy-Protein Project Ltd против Министерства по ликвидации последствий стихийных бедствий и ликвидации последствий стихийных бедствий суд постановил, что правительство было неправо, прекращая программу школьного питания, хотя были законные ожидания не только от стороны договора, но и от миллионов недоедающих детей. [ 12 ]
Судебные разбирательства, связанные с общественными интересами
[ редактировать ]Судебный процесс, связанный с общественными интересами, был официально принят в 1996 году по делу Мохиуддин Фарук против правительства Бангладеш . Истец, который был генеральным секретарем Бангладешской ассоциации юристов-экологов , просил суд поручить правительству обеспечить соблюдение экологической политики в округе Тангайл , где промышленные предприятия подвергались риску борьбы с наводнениями. Принимая петицию, судья Мустафа Камаль отметил, что «когда речь идет о причинении общественного вреда или общественном правонарушении или нарушении фундаментального права, затрагивающего неопределенное число людей, любой представитель общественности, являющийся гражданином или ассоциацией коренных народов, поддерживающий общественное дело, имеет право ссылаться на юрисдикцию Суда». [ 13 ]
В 2008 году Верховный суд постановил застрявшему пакистанскому предоставить сообществу гражданство , право голоса и национальные удостоверения личности. [ 14 ]
В деле «М-р Абдул Хаким против правительства Бангладеш» , касающемся медресе , суд исследовал возможность того, что частные организации попадут под сферу судебного надзора. Однако управляющий комитет медресе был одобрен правительством. Следовательно, конкретная частная организация была связана с правительством. [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Человек судейского мастерства» . Дейли Стар . 20 января 2015 г. Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ «Полномочия отделения Высокого суда издавать определенные приказы и распоряжения и т. д.» . bdlaws.minlaw.gov.bd . Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ Пранаб Пандай (26 января 2017 г.). Реформирование городского управления в Бангладеш: Городская корпорация . Спрингер. п. 114. ИСБН 978-3-319-49598-9 .
- ^ Ридванул Хок (18 января 2011 г.). Судебный активизм в Бангладеш: подход золотой середины . Издательство Кембриджских ученых. п. 124. ИСБН 978-1-4438-2822-2 .
- ^ «Закон и наши права» . www.thedailystar.net . Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ «Конституционная основа судебного надзора в Бангладеш» . 10 августа 2016 г.
- ^ «Независимость судебной власти – дело Масдара» . 10 марта 2014 г.
- ^ «В Верховном суде Бангладеш» (PDF) . Дейли Стар . Проверено 8 июля 2017 г.
- ^ «16-я поправка отменена» . Дейли Стар . 04 июля 2017 г. Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ «16-я поправка отменена, парламент теряет право привлекать к ответственности судей ВС | Dhaka Tribune» . www.dhakatribune.com . 3 июля 2017 года . Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ Имтиаз Омар (24 апреля 1996 г.). Права, чрезвычайные ситуации и судебный контроль . Издательство Мартинуса Нийхоффа. п. 311. ИСБН 90-411-0229-9 .
- ^ Нигяр, Мехер. «Доктрина законных ожиданий в административном праве: взгляд из Бангладеш» (PDF) . Юридический журнал Университета Читтагонга . Проверено 8 июля 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Человек судейского мастерства» . Дейли Стар . 20 января 2015 г. Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Как решение суда Бангладеш изменило жизни более 300 000 лиц без гражданства» . УВКБ ООН . Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ «Расширение сферы судебного надзора» . Дейли Стар . 12 июля 2016 г. Проверено 7 июля 2017 г.