Jump to content

Балкарский и карачаевский национализм

Балкарский и карачаевский национализм — национальное чувство среди балкарцев и карачаевцев . Обычно это проявляется в:

Исторический контекст

[ редактировать ]

Депортации 1944 года и их влияние на современное движение

[ редактировать ]

В 1943 и 1944 годах балкарцы и карачаевцы были массово депортированы в Среднюю Азию, а также чеченцы, ингуши и калмыки. Все группы были обвинены в «сотрудничестве с нацистами». [4] [5]

После депортации, как и другие жертвы, балкарцы и карачаевцы были лишены всякого политического признания своих территорий. Кабардино -Балкарская АССР была переименована в Кабардинскую АССР , а Карачаевская автономная область была полностью стерта с карты и разделена на территории, отданные Черкесской автономной области , Ставропольскому краю , Краснодарскому краю. [4] и Грузинской ССР . [6]

На счет НКВД (организации, виновной в депортации) приводилась следующая статистика: [7] [8]

  • Всего в Среднюю Азию ( Сибирь и Казахстан другие, например, чеченский аул Хайбах ) . убиты были массово ) в безвоздушных товарных поездах было отправлено 724 297 человек ( вместо этого [9] [10] )
  • Депортировано 39 407 балкарцев, 71 869 карачаевцев, 412 548 чеченцев, 96 327 ингушей и 104 146 калмыков.
  • По данным НКВД , средняя смертность депортированных составила около 23,5% (144 704 человека).

Многие историки [8] [9] [10] [11] поставили под сомнение подлинность отчета НКВД, заявив, что это, вероятно, сильное преуменьшение, отметив также, что цифра, представленная Хрущевым в 1956 году, противоречит цифре Берии по крайней мере на 96 000 человек (и заявив, что даже данные Хрущева могли быть преуменьшением, учитывая его позиция).

Вопреки советскому мнению о целых народах как о вероломных пособниках нацистов, согласно официальной статистике, 4428 депортированных чеченцев, 946 ингушей, 2543 карачаевцев и 1045 балкарцев были ветеранами Красной Армии. [5] [12]

Несмотря на ужасающие условия, балкарцы и карачаевцы внесли большой вклад в экономическое развитие советской Средней Азии. Только в Ворошиловском районе Киргизии в 1946 году насчитывалось более 50 карачаевцев -стахановцев и 70 карачаевцев-ударников (отличия для тех, кто систематически перевыполнял норму). По мере того как балкарцы и карачаевцы демонстрировали свое трудолюбие и патриотизм, они занимали более авторитетные позиции, особенно в Кыргызстане, где можно было найти многочисленных карачаевских физиков, врачей и педагогов. Карачаевцы были настолько ценны, что перед их отъездом домой в 1957 году власти как Казахстана, так и Кыргызстана предложили создать для них автономную область, если они согласятся остаться. [13]

В изгнании карачаевцы и балкарцы смогли получить образование для своих детей на уровне, далеко превосходящем то, что было бы возможно на их родине. Они также интегрировались в религиозную жизнь жителей Центральной Азии, многие из них получили формальное исламское образование и собрали частные библиотеки исламских книг. После возвращения домой они сохранили связи с оставшимися религиозными общинами. Вернувшиеся были более образованы, чем оставшиеся, лучше разбирались в исламе, чем раньше, и были воспитаны в глубоком чувстве негодования по поводу несправедливых и бесчеловечных действий, совершенных против них советским правительством. [14]

Как и в случае с другими жертвами этой депортации, а также со многими советскими депортациями в целом, балкарцы и карачаевцы рассматривают ее как национальную трагедию, центральную часть национальной жертвы, и требуют признания ее как геноцид. [4]

С 1985 года

[ редактировать ]

Истоки и рост

[ редактировать ]

Балкарско-карачаевский национализм в его нынешнем воплощении впервые стал заметен в эпоху гласности , когда Советским Союзом правил реформаторски настроенный Михаил Горбачев, хотя среди населения, возможно, и раньше широко проявлялись различные националистические настроения между собой, как и у многих их соседей. Поначалу националистические организации смягчили свою риторику, чтобы не спровоцировать репрессии.

Балкарцы и карачаевцы относительно поздно по сравнению со своими соседями захватили автономию и установили видимые национальные требования и движения, отчасти из-за их меньшей численности и еще меньшего класса интеллигенции. Первые съезды балкарцев и карачаевцев были сформированы еще в 1991 году. [4]

В целом движения за независимость Кавказа в эпоху гласности были гораздо более напористыми и агрессивными, будучи более похожими на своих прибалтийских коллег, с которыми они часто обменивались тактикой. В 1986 году важной ступенькой стал выход и популярность грузинского фильма «Покаяние» . [15] которые имели подтекст относительно фальсификации истории Москвой и репрессий против народов. Фильм мгновенно стал хитом в горах, и тем более после его политизации (что привело к тому, что Шеварднадзе активно защищал своего режиссера от репрессий Кремля). [16] После первого года выпуска фильм собрал не менее 30 миллионов зрителей, несмотря на то, что его описывали как посредственный фильм. [17] Вскоре грузинский национализм всерьез начал давать о себе знать.

основали первую на Кавказе антисоветскую группу « Кавказ ». Вторыми людьми на Кавказе, развившими народное движение против советской власти, были чеченцы, которые летом 1988 года [18] Первоначально «Кавказ» был замаскирован под группу защитников окружающей среды, возможно, на полном серьезе, хотя с самого начала ее члены согласились, что установление автономии будет единственным способом обеспечить их требования, включая защиту окружающей среды. Вскоре в Тбилиси был основан блок «Круглый стол/Свободная Грузия». В силу более мощной и уверенной позиции грузины были склонны к гораздо более подстрекательской и откровенно националистической риторике историка и литературного критика Звиада Гамсахурдиа. Как отмечает этнический армянский эксперт по Кавказу Георгий Дерлугян , всесоюзные конференции, призванные добиться национального единства, привели к прямо противоположному результату. Литовская, латвийская и эстонская интеллигенция обменивалась с чеченцами и грузинами (а позже и другими кавказцами) идеями, а порой и программными документами. [19] Это привело к радикализации требований всех вовлеченных групп, поскольку они все больше осознавали массовую неприязнь к российскому центру. Это также привело к ускорению распространения национализма на другие группы.

В 1989 году крайне неадекватная реакция правительства на землетрясения в Армении и Азербайджане спровоцировала массовое дезертирство от советской системы в целом в регионах Восточного Кавказа (Армения, Азербайджан и Дагестан), которые ранее были относительно лояльными. [ нужна ссылка ] Образованный в 1989 году Народный фронт Азербайджана должен был стать полюсом, к которому тяготела оппозиция. Его привычная театральная деятельность в сочетании с периодической тенденцией к цитированию пантюркистской идеологии и этнического сходства между азербайджанцами, карачаевцами и балкарцами вызвали массовый интерес балкарской и карачаевской общественности. Тем не менее, их деятельность оставалась робкой. Лишь в 1991 году, когда Грузия и Армения уже вышли из состава Советского Союза, Дудаев дезертировал из Красной Армии (в то время как в Чечено-Ингушетии набирали силу антизавгаевские силы), а Азербайджан готовился выйти из состава Советского Союза. союза (только Дагестан не имел планов отделения из-за своего многоэтнического состава и хрупкого положения), что балкарцы и карачаевцы начали выдвигать свои собственные требования.

Однако, как и в случае с другими подобными движениями, риторика постепенно активизировалась, особенно потому, что после образования Российской Федерации балкарцы и карачаевцы были возмущены представлением о том, что центр в Москве хочет рецентрализовать их территорию (включая возможная отмена их автономии). Это было подтверждено действиями Владимира Путина в 2000 году и его четко заявленной политикой, направленной на «укрупнение регионов России». [20] Сергей Миронов заявил 30 марта 2002 года, что «89 субъектов федерации — это слишком много, но более крупными региональными единицами управлять легче» и что цель состояла в том, чтобы объединить их в 7 федеральных округов. Постепенно, с течением времени, этнические республики должны были быть упразднены для достижения этой цели интеграции. [20] [21]

эпоха Российской Федерации

[ редактировать ]

Балкарцев часто считают гораздо более откровенно активными, чем карачаевцев, из-за их отсутствия представительства в республиканском правительстве (карачаевцы являются доминирующей группой на большей части Карачаево-Черкесии, в то время как балкарцы составляют меньшинство в Кабардино-Бакарии). Карачаевские националисты, как стенают многие черкесские активисты (см. Черкесский национализм ), в последнее время все чаще присутствуют и, возможно, оказывают влияние в правительстве Карачаево-Черкесии (часто за счет черкесских членов), поэтому потребность в открытых протестах и ​​других подобных вещах меньше. деятельность. [ нужна ссылка ]

Однако в 1992 году, когда карачаевцы начали масштабную автономистскую кампанию, Борис Ельцин в конце концов «предложил» раскол Карачаево-Черкесской республики на две этнические республики. Однако в то время контроль над республикой все еще находился в руках русских и черкесов, которые в минуту единения (один из последних примеров добрых отношений между русскими и черкесами в республике, часто враждебно настроенными) обиженные друг на друга), быстро отменили законопроект, вызвав гнев карачаевского населения. Однако на тот момент карачаевцы были более или менее политически неспособны нанести ответный удар. [4] Это, а также последующее подавление устремлений карачаевцев, рассматривается некоторыми как важный предшественник жестоких более поздних репрессий черкесского ирридентизма со стороны правительства, возглавляемого карачаевцами, которое даже прибегло к исторически обоснованным нападкам на черкесский национализм (ставя под сомнение черкесскую этническую принадлежность человек, впервые покоривший Эльбрус). Другие, однако, видят в этом «искусственную напряженность», созданную марионеточными правительствами (будь то этнические черкесы или карачаевцы) Москвы.

Многие люди, от координаторов черкесских активистов до Ахмеда Закаева , главы ичкерийского правительства в изгнании и либеральной журналистки Фатимы Тлисовой, предполагают, что Россия пыталась использовать политику «разделяй и властвуй» на всем Северном Кавказе (ссылаясь на примеры черкесского против карачаево-балкарского соперничества, осетино-ингушского конфликта, грузино-абхазского конфликта , грузино-осетинского конфликта , межэтнического соперничества в Дагестане и даже Нагорно-Карабахского конфликта , на посредничестве которого настаивает и Россия), создавая «неестественные конфликты», которые могут только быть решена вмешательством Кремля, в результате чего кавказские народы останутся слабыми и зависимыми от России в качестве посредника в своих конфликтах. [22] Суфьян Джемухов и Алексей Бекшоков, лидеры «Черкесской спортивной инициативы», заявили, что конфликт «имеет потенциал превратить весь Кавказ в кровавое месиво с массовыми жертвами среди мирного населения и тем самым удержать черкесов от сопротивления зимним Олимпийским играм в Сочи». .Москва разыгрывает сценарий конфликта, когда участники не имеют возможности решить конфликт, но конфликт абсолютно управляем и может быть легко решен его правителями из Кремля». [22]

В 1996 году установленное Кремлем правительство Кабардино-Балкарской республики ответило на требования разделить республику на две части массовыми арестами и репрессиями. [4]

Кампания по признанию Геноцида

[ редактировать ]

Кампания по признанию геноцида является центральным принципом и символом веры балкарских и карачаевских активистов. Он воплощает в себе чувство преследования и одиночества, которое испытывают балкарское и карачаевское население.

Карачаевские и балкарские националисты часто проводят митинги по случаю «годовщины геноцида». [2] 8 марта 2010 года на один такой митинг в Нальчике (Кабардино-Балкария) собрались сотни протестующих, требующих «самоопределения» балкарского народа и утверждающих, что парламент, в котором доминируют кабардинцы и русские, ничего не сделал для решения их проблем. [1] Митинг вызвал определенный протест со стороны российского населения (назвавшего его «сепаратистским» и «подрывным») и местных властей.

В 2010 году в качестве примирительного шага (попытка разрядить трехстороннюю напряженность между русскими, черкесами и балкарцами в Кабардино-Балкарии) президент Кабардино-Балкарской Республики Каноков признал депортации геноцидом , повторив заявления чеченских сепаратистов. правительство, Эстония [23] и мемориал в Вильно в Литве [24] в знак солидарности с балкарцами и карачаевцами как жертвами депортации. [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Радио Свободная Европа/Радио Свобода (9 марта 2010 г.). «Балкарские активисты требуют «самоопределения» » . СпероНьюс . Проверено 7 апреля 2010 г.
  2. ^ Jump up to: а б Радио Свободная Европа/Радио Свобода (8 марта 2010 г.). «Балкары отмечают депортацию в Среднюю Азию» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 7 апреля 2010 г.
  3. ^ «Спорные пастбища» .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Лиз Фуллер (31 мая 2005 г.). «Россия: Балкарцы начинают новую кампанию за собственную республику» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 7 апреля 2010 г.
  5. ^ Jump up to: а б Кинг, Чарльз. Призрак свободы: История Кавказа . Оксфорд, 2010 г. (обновленная версия). стр196-198
  6. ^ Коул, Джеффри (2011). Этнические группы Европы: Энциклопедия: Энциклопедия . АБС-КЛИО, ООО. ISBN  9781598843033 .
  7. ^ Ediev, Dalkhat. Demographicheskie poteri deportirovannykh narodov SSSR . Stavropol' 2003, Table 109. Page 302
  8. ^ Jump up to: а б Вуд, Тони. Чечня: аргументы в пользу независимости . Оборотная сторона: Лондон, 2007 г. Страницы 34–39.
  9. ^ Jump up to: а б Данлоп, Джон. Россия противостоит Чечне: корни сепаратистского конфликта . Кембридж, 1998. Страницы 62–70.
  10. ^ Jump up to: а б Гаммер, Моше. Одинокий волк и медведь: три столетия чеченского неповиновения российскому правлению . Лондон, 2006. Стр. 166–171.
  11. ^ Некрич, Наказанные народы
  12. ^ "Chislennost' spetspereselentsev, ranee sluzhivshikh v Krasnoi Armii", reprinted in Pobol' and Polian, eds, Stalinskie deportatsii , p765-66
  13. ^ Ричмонд, Уолтер (2008). Северо-Западный Кавказ: прошлое, настоящее, будущее . Рутледж. ISBN  9781134002498 .
  14. ^ Ричмонд, Уолтер (2008). Северо-Западный Кавказ: прошлое, настоящее, будущее . Рутледж. ISBN  9781134002498 .
  15. ^ Кинг, Чарльз. Призрак свободы: История Кавказа . Оксфорд, 2010 г. (обновленная версия). стр210-221
  16. ^ Шеварднадзе, Эдуард. Будущее принадлежит свободе . Нью-Йорк: Свободная пресса, 1991. Страницы 172 и 173.
  17. ^ Жозефина Уолл и Дениз Дж. Янгблад. Покаяние . IB Tauris: Лондон, 2001. стр. 91.
  18. ^ Вуд, Тони. Чечня . Страницы 46-51.
  19. ^ Дерлугян, Георгий . Тайный поклонник Бурдье на Кавказе . 2005. Страница 150.
  20. ^ Jump up to: а б «Укрупнение российских регионов все равно произойдет» . 30 марта 2002 г.
  21. ^ Анастасия Матвеева, Максим Момот (2 апреля 2010 г.). "Вестник РБК: Кремль вновь задумался над укрупнением регионов" . Адыгея НатПресс . Проверено 6 апреля 2010 г. Доступно, переведено с русского на английский Google: http://translate.googleusercontent.com/translate_c?hl=en&ie=UTF-8&sl=ru&tl=en&u=http://www.natpress.net/stat.php%3Fid% 3D5228&prev=_t&rurl=translate.google.com&twu=1&usg=ALkJrhigIzHlEllhT7qt7I7JeYomtwmifg
  22. ^ Jump up to: а б Фатима Тлисова (25 ноября 2009 г.). «Черкесы в Карачаево-Черкесии планируют массовый протест» . Eurasia Daily Monitor Том: 6 Выпуск: 218 . Фонд Джеймстауна . Проверено 2 апреля 2010 г.
  23. ^ «Эстонец обвиняется в геноциде» . Новости Би-би-си . 23 августа 2007 года . Проверено 2 апреля 2010 г.
  24. ^ «Геноцид в Литве» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2006 г. Проверено 1 марта 2012 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cce7208a6d8904cbf6704c4f0df79865__1708178640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/65/cce7208a6d8904cbf6704c4f0df79865.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Balkar and Karachay nationalism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)