Балкарский и карачаевский национализм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2015 г. ) |
Балкарский и карачаевский национализм — национальное чувство среди балкарцев и карачаевцев . Обычно это проявляется в:
- Движение за признание депортаций 1944 года (когда балкарцы и карачаевцы вместе с калмыками, чеченцами и ингушами были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию) геноцидом против нации. [1] [2]
- Движение за разделение Кабардино-Балкарии на Кабардинскую и Балкарскую административные единицы ( черкесские националисты ) эту цель разделяют и
- Аналогичным образом, движение за разделение Карачаево-Черкесии на Карачаево-Черкесскую административную единицу
- Движение за объединение карачаевских и балкарских частей в единую республику
- Движение за объединение переписных категорий карачаевцев и балкарцев в одну категорию
- государству. Тюркский националистический привкус и сильная близость к турецкому
- Мандат карачаево-балкарского языка как официального языка
- Защита балкарских пастбищ от кабардинского влияния [3]
- В некоторых кругах пантюркизм
Исторический контекст
[ редактировать ]Депортации 1944 года и их влияние на современное движение
[ редактировать ]В 1943 и 1944 годах балкарцы и карачаевцы были массово депортированы в Среднюю Азию, а также чеченцы, ингуши и калмыки. Все группы были обвинены в «сотрудничестве с нацистами». [4] [5]
После депортации, как и другие жертвы, балкарцы и карачаевцы были лишены всякого политического признания своих территорий. Кабардино -Балкарская АССР была переименована в Кабардинскую АССР , а Карачаевская автономная область была полностью стерта с карты и разделена на территории, отданные Черкесской автономной области , Ставропольскому краю , Краснодарскому краю. [4] и Грузинской ССР . [6]
На счет НКВД (организации, виновной в депортации) приводилась следующая статистика: [7] [8]
- Всего в Среднюю Азию ( Сибирь и Казахстан другие, например, чеченский аул Хайбах ) . убиты были массово ) в безвоздушных товарных поездах было отправлено 724 297 человек ( вместо этого [9] [10] )
- Депортировано 39 407 балкарцев, 71 869 карачаевцев, 412 548 чеченцев, 96 327 ингушей и 104 146 калмыков.
- По данным НКВД , средняя смертность депортированных составила около 23,5% (144 704 человека).
Многие историки [8] [9] [10] [11] поставили под сомнение подлинность отчета НКВД, заявив, что это, вероятно, сильное преуменьшение, отметив также, что цифра, представленная Хрущевым в 1956 году, противоречит цифре Берии по крайней мере на 96 000 человек (и заявив, что даже данные Хрущева могли быть преуменьшением, учитывая его позиция).
Вопреки советскому мнению о целых народах как о вероломных пособниках нацистов, согласно официальной статистике, 4428 депортированных чеченцев, 946 ингушей, 2543 карачаевцев и 1045 балкарцев были ветеранами Красной Армии. [5] [12]
Несмотря на ужасающие условия, балкарцы и карачаевцы внесли большой вклад в экономическое развитие советской Средней Азии. Только в Ворошиловском районе Киргизии в 1946 году насчитывалось более 50 карачаевцев -стахановцев и 70 карачаевцев-ударников (отличия для тех, кто систематически перевыполнял норму). По мере того как балкарцы и карачаевцы демонстрировали свое трудолюбие и патриотизм, они занимали более авторитетные позиции, особенно в Кыргызстане, где можно было найти многочисленных карачаевских физиков, врачей и педагогов. Карачаевцы были настолько ценны, что перед их отъездом домой в 1957 году власти как Казахстана, так и Кыргызстана предложили создать для них автономную область, если они согласятся остаться. [13]
В изгнании карачаевцы и балкарцы смогли получить образование для своих детей на уровне, далеко превосходящем то, что было бы возможно на их родине. Они также интегрировались в религиозную жизнь жителей Центральной Азии, многие из них получили формальное исламское образование и собрали частные библиотеки исламских книг. После возвращения домой они сохранили связи с оставшимися религиозными общинами. Вернувшиеся были более образованы, чем оставшиеся, лучше разбирались в исламе, чем раньше, и были воспитаны в глубоком чувстве негодования по поводу несправедливых и бесчеловечных действий, совершенных против них советским правительством. [14]
Как и в случае с другими жертвами этой депортации, а также со многими советскими депортациями в целом, балкарцы и карачаевцы рассматривают ее как национальную трагедию, центральную часть национальной жертвы, и требуют признания ее как геноцид. [4]
С 1985 года
[ редактировать ]Истоки и рост
[ редактировать ]Балкарско-карачаевский национализм в его нынешнем воплощении впервые стал заметен в эпоху гласности , когда Советским Союзом правил реформаторски настроенный Михаил Горбачев, хотя среди населения, возможно, и раньше широко проявлялись различные националистические настроения между собой, как и у многих их соседей. Поначалу националистические организации смягчили свою риторику, чтобы не спровоцировать репрессии.
Балкарцы и карачаевцы относительно поздно по сравнению со своими соседями захватили автономию и установили видимые национальные требования и движения, отчасти из-за их меньшей численности и еще меньшего класса интеллигенции. Первые съезды балкарцев и карачаевцев были сформированы еще в 1991 году. [4]
В целом движения за независимость Кавказа в эпоху гласности были гораздо более напористыми и агрессивными, будучи более похожими на своих прибалтийских коллег, с которыми они часто обменивались тактикой. В 1986 году важной ступенькой стал выход и популярность грузинского фильма «Покаяние» . [15] которые имели подтекст относительно фальсификации истории Москвой и репрессий против народов. Фильм мгновенно стал хитом в горах, и тем более после его политизации (что привело к тому, что Шеварднадзе активно защищал своего режиссера от репрессий Кремля). [16] После первого года выпуска фильм собрал не менее 30 миллионов зрителей, несмотря на то, что его описывали как посредственный фильм. [17] Вскоре грузинский национализм всерьез начал давать о себе знать.
основали первую на Кавказе антисоветскую группу « Кавказ ». Вторыми людьми на Кавказе, развившими народное движение против советской власти, были чеченцы, которые летом 1988 года [18] Первоначально «Кавказ» был замаскирован под группу защитников окружающей среды, возможно, на полном серьезе, хотя с самого начала ее члены согласились, что установление автономии будет единственным способом обеспечить их требования, включая защиту окружающей среды. Вскоре в Тбилиси был основан блок «Круглый стол/Свободная Грузия». В силу более мощной и уверенной позиции грузины были склонны к гораздо более подстрекательской и откровенно националистической риторике историка и литературного критика Звиада Гамсахурдиа. Как отмечает этнический армянский эксперт по Кавказу Георгий Дерлугян , всесоюзные конференции, призванные добиться национального единства, привели к прямо противоположному результату. Литовская, латвийская и эстонская интеллигенция обменивалась с чеченцами и грузинами (а позже и другими кавказцами) идеями, а порой и программными документами. [19] Это привело к радикализации требований всех вовлеченных групп, поскольку они все больше осознавали массовую неприязнь к российскому центру. Это также привело к ускорению распространения национализма на другие группы.
В 1989 году крайне неадекватная реакция правительства на землетрясения в Армении и Азербайджане спровоцировала массовое дезертирство от советской системы в целом в регионах Восточного Кавказа (Армения, Азербайджан и Дагестан), которые ранее были относительно лояльными. [ нужна ссылка ] Образованный в 1989 году Народный фронт Азербайджана должен был стать полюсом, к которому тяготела оппозиция. Его привычная театральная деятельность в сочетании с периодической тенденцией к цитированию пантюркистской идеологии и этнического сходства между азербайджанцами, карачаевцами и балкарцами вызвали массовый интерес балкарской и карачаевской общественности. Тем не менее, их деятельность оставалась робкой. Лишь в 1991 году, когда Грузия и Армения уже вышли из состава Советского Союза, Дудаев дезертировал из Красной Армии (в то время как в Чечено-Ингушетии набирали силу антизавгаевские силы), а Азербайджан готовился выйти из состава Советского Союза. союза (только Дагестан не имел планов отделения из-за своего многоэтнического состава и хрупкого положения), что балкарцы и карачаевцы начали выдвигать свои собственные требования.
Однако, как и в случае с другими подобными движениями, риторика постепенно активизировалась, особенно потому, что после образования Российской Федерации балкарцы и карачаевцы были возмущены представлением о том, что центр в Москве хочет рецентрализовать их территорию (включая возможная отмена их автономии). Это было подтверждено действиями Владимира Путина в 2000 году и его четко заявленной политикой, направленной на «укрупнение регионов России». [20] Сергей Миронов заявил 30 марта 2002 года, что «89 субъектов федерации — это слишком много, но более крупными региональными единицами управлять легче» и что цель состояла в том, чтобы объединить их в 7 федеральных округов. Постепенно, с течением времени, этнические республики должны были быть упразднены для достижения этой цели интеграции. [20] [21]
эпоха Российской Федерации
[ редактировать ]Балкарцев часто считают гораздо более откровенно активными, чем карачаевцев, из-за их отсутствия представительства в республиканском правительстве (карачаевцы являются доминирующей группой на большей части Карачаево-Черкесии, в то время как балкарцы составляют меньшинство в Кабардино-Бакарии). Карачаевские националисты, как стенают многие черкесские активисты (см. Черкесский национализм ), в последнее время все чаще присутствуют и, возможно, оказывают влияние в правительстве Карачаево-Черкесии (часто за счет черкесских членов), поэтому потребность в открытых протестах и других подобных вещах меньше. деятельность. [ нужна ссылка ]
Однако в 1992 году, когда карачаевцы начали масштабную автономистскую кампанию, Борис Ельцин в конце концов «предложил» раскол Карачаево-Черкесской республики на две этнические республики. Однако в то время контроль над республикой все еще находился в руках русских и черкесов, которые в минуту единения (один из последних примеров добрых отношений между русскими и черкесами в республике, часто враждебно настроенными) обиженные друг на друга), быстро отменили законопроект, вызвав гнев карачаевского населения. Однако на тот момент карачаевцы были более или менее политически неспособны нанести ответный удар. [4] Это, а также последующее подавление устремлений карачаевцев, рассматривается некоторыми как важный предшественник жестоких более поздних репрессий черкесского ирридентизма со стороны правительства, возглавляемого карачаевцами, которое даже прибегло к исторически обоснованным нападкам на черкесский национализм (ставя под сомнение черкесскую этническую принадлежность человек, впервые покоривший Эльбрус). Другие, однако, видят в этом «искусственную напряженность», созданную марионеточными правительствами (будь то этнические черкесы или карачаевцы) Москвы.
Многие люди, от координаторов черкесских активистов до Ахмеда Закаева , главы ичкерийского правительства в изгнании и либеральной журналистки Фатимы Тлисовой, предполагают, что Россия пыталась использовать политику «разделяй и властвуй» на всем Северном Кавказе (ссылаясь на примеры черкесского против карачаево-балкарского соперничества, осетино-ингушского конфликта, грузино-абхазского конфликта , грузино-осетинского конфликта , межэтнического соперничества в Дагестане и даже Нагорно-Карабахского конфликта , на посредничестве которого настаивает и Россия), создавая «неестественные конфликты», которые могут только быть решена вмешательством Кремля, в результате чего кавказские народы останутся слабыми и зависимыми от России в качестве посредника в своих конфликтах. [22] Суфьян Джемухов и Алексей Бекшоков, лидеры «Черкесской спортивной инициативы», заявили, что конфликт «имеет потенциал превратить весь Кавказ в кровавое месиво с массовыми жертвами среди мирного населения и тем самым удержать черкесов от сопротивления зимним Олимпийским играм в Сочи». .Москва разыгрывает сценарий конфликта, когда участники не имеют возможности решить конфликт, но конфликт абсолютно управляем и может быть легко решен его правителями из Кремля». [22]
В 1996 году установленное Кремлем правительство Кабардино-Балкарской республики ответило на требования разделить республику на две части массовыми арестами и репрессиями. [4]
Кампания по признанию Геноцида
[ редактировать ]Кампания по признанию геноцида является центральным принципом и символом веры балкарских и карачаевских активистов. Он воплощает в себе чувство преследования и одиночества, которое испытывают балкарское и карачаевское население.
Карачаевские и балкарские националисты часто проводят митинги по случаю «годовщины геноцида». [2] 8 марта 2010 года на один такой митинг в Нальчике (Кабардино-Балкария) собрались сотни протестующих, требующих «самоопределения» балкарского народа и утверждающих, что парламент, в котором доминируют кабардинцы и русские, ничего не сделал для решения их проблем. [1] Митинг вызвал определенный протест со стороны российского населения (назвавшего его «сепаратистским» и «подрывным») и местных властей.
В 2010 году в качестве примирительного шага (попытка разрядить трехстороннюю напряженность между русскими, черкесами и балкарцами в Кабардино-Балкарии) президент Кабардино-Балкарской Республики Каноков признал депортации геноцидом , повторив заявления чеченских сепаратистов. правительство, Эстония [23] и мемориал в Вильно в Литве [24] в знак солидарности с балкарцами и карачаевцами как жертвами депортации. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Радио Свободная Европа/Радио Свобода (9 марта 2010 г.). «Балкарские активисты требуют «самоопределения» » . СпероНьюс . Проверено 7 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Радио Свободная Европа/Радио Свобода (8 марта 2010 г.). «Балкары отмечают депортацию в Среднюю Азию» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 7 апреля 2010 г.
- ^ «Спорные пастбища» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лиз Фуллер (31 мая 2005 г.). «Россия: Балкарцы начинают новую кампанию за собственную республику» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 7 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Кинг, Чарльз. Призрак свободы: История Кавказа . Оксфорд, 2010 г. (обновленная версия). стр196-198
- ^ Коул, Джеффри (2011). Этнические группы Европы: Энциклопедия: Энциклопедия . АБС-КЛИО, ООО. ISBN 9781598843033 .
- ^ Ediev, Dalkhat. Demographicheskie poteri deportirovannykh narodov SSSR . Stavropol' 2003, Table 109. Page 302
- ^ Jump up to: а б Вуд, Тони. Чечня: аргументы в пользу независимости . Оборотная сторона: Лондон, 2007 г. Страницы 34–39.
- ^ Jump up to: а б Данлоп, Джон. Россия противостоит Чечне: корни сепаратистского конфликта . Кембридж, 1998. Страницы 62–70.
- ^ Jump up to: а б Гаммер, Моше. Одинокий волк и медведь: три столетия чеченского неповиновения российскому правлению . Лондон, 2006. Стр. 166–171.
- ^ Некрич, Наказанные народы
- ^ "Chislennost' spetspereselentsev, ranee sluzhivshikh v Krasnoi Armii", reprinted in Pobol' and Polian, eds, Stalinskie deportatsii , p765-66
- ^ Ричмонд, Уолтер (2008). Северо-Западный Кавказ: прошлое, настоящее, будущее . Рутледж. ISBN 9781134002498 .
- ^ Ричмонд, Уолтер (2008). Северо-Западный Кавказ: прошлое, настоящее, будущее . Рутледж. ISBN 9781134002498 .
- ^ Кинг, Чарльз. Призрак свободы: История Кавказа . Оксфорд, 2010 г. (обновленная версия). стр210-221
- ^ Шеварднадзе, Эдуард. Будущее принадлежит свободе . Нью-Йорк: Свободная пресса, 1991. Страницы 172 и 173.
- ^ Жозефина Уолл и Дениз Дж. Янгблад. Покаяние . IB Tauris: Лондон, 2001. стр. 91.
- ^ Вуд, Тони. Чечня . Страницы 46-51.
- ^ Дерлугян, Георгий . Тайный поклонник Бурдье на Кавказе . 2005. Страница 150.
- ^ Jump up to: а б «Укрупнение российских регионов все равно произойдет» . 30 марта 2002 г.
- ^ Анастасия Матвеева, Максим Момот (2 апреля 2010 г.). "Вестник РБК: Кремль вновь задумался над укрупнением регионов" . Адыгея НатПресс . Проверено 6 апреля 2010 г. Доступно, переведено с русского на английский Google: http://translate.googleusercontent.com/translate_c?hl=en&ie=UTF-8&sl=ru&tl=en&u=http://www.natpress.net/stat.php%3Fid% 3D5228&prev=_t&rurl=translate.google.com&twu=1&usg=ALkJrhigIzHlEllhT7qt7I7JeYomtwmifg
- ^ Jump up to: а б Фатима Тлисова (25 ноября 2009 г.). «Черкесы в Карачаево-Черкесии планируют массовый протест» . Eurasia Daily Monitor Том: 6 Выпуск: 218 . Фонд Джеймстауна . Проверено 2 апреля 2010 г.
- ^ «Эстонец обвиняется в геноциде» . Новости Би-би-си . 23 августа 2007 года . Проверено 2 апреля 2010 г.
- ^ «Геноцид в Литве» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2006 г. Проверено 1 марта 2012 г.