Филиппинский национализм
Филиппинский национализм относится к установлению и поддержке политической идентичности, связанной с современным национальным государством , Филиппин что приводит к широкомасштабной кампании за политическую, социальную и экономическую свободу на Филиппинах. Он постепенно возник из различных политических и вооруженных движений на большей части территории Испанской Ост-Индии (но долгое время был фрагментарным и несовместимым с современными определениями такого национализма) как следствие более чем трехвекового испанского правления. Эти движения характеризуются ростом антиколониалистских настроений и идеалов, которые достигли своего пика в конце 19 века, возглавляемые в основном иллюстрадо или земельными, образованными элитами, будь то полуостровные , островные или местные ( Индио ). Это послужило основой первой националистической революции в Азии, Филиппинской революции 1896 года. [1] Современная концепция позже будет полностью реализована после создания филиппинского государства с его современными границами после предоставления независимости Соединенными Штатами по Манильскому договору 1946 года .
Фон
[ редактировать ]За годы до XI века Филиппины были разделены на многочисленные княжества, известные как барангаи, название, полученное от малайских лодок, называемых балангай . Этими небольшими политическими единицами управляли датусы , раджи или султаны . [2]
В 1565 году европейская колонизация началась всерьез, когда испанский исследователь Мигель Лопес де Легаспи прибыл из Мексики и основал первые европейские поселения на Себу , основав Генеральное капитанство Филиппин . Начав всего с пяти кораблей и пятисот человек в сопровождении монахов-августинцев и дополнительно усилив в 1567 году двести солдат, он смог дать отпор конкурирующим португальским колонизаторам и создать основу для испанской колонизации архипелага. В 1571 году испанцы оккупировали королевства Майнила и Тондо и сделали Манилу столицей Генерал-капитанства Филиппин и Испанской Ост-Индии . [3] [4] Эта испанская колонизация объединила Филиппинский архипелаг в единое политическое образование. [1]
Лусон был доминирующим островом со времен испанского колониализма и играл важную роль в национальном движении. Хотя на южных островах ( Минданао и архипелаг Сулу ) преобладают христиане, с 14 века проживает значительное мусульманское население. Они были основаны торговцами и миссионерами из нескольких султанатов более широкого Малайского архипелага вдоль маршрутов, идущих вдоль Борнео побережья . . [5]
Начало филиппинского национализма (1760–1820-е гг.).
[ редактировать ]Термин «филиппинец» первоначально относился к испанским криоллам Филиппин. Во время своего 333-летнего правления на Филиппинах испанские правители называли местных жителей индейцами . [6]
Также в колониальную эпоху испанцев, родившихся на Филиппинах, которые были более известны как островные жители , криоллы или креолы , также называли «филиппинцами». Испанцы испанского происхождения или материковые испанцы, проживающие на Филиппинах, назывались Peninsulares . Тех, кто имел смешанное происхождение, называли метисами . Креолы, несмотря на то, что полуострова считали их нижестоящими по отношению к ним, занимали различные правительственные и церковные должности и составляли большую часть правительственной бюрократии. [7] Чувство национального самосознания исходило от креолов, которые теперь считают себя «филиппинцами». К его появлению привели три основных фактора: 1) экономика, 2) образование и 3) секуляризация приходов. Эти факторы способствовали рождению филиппинского национализма. Открытие Филиппин для международной торговли, рост среднего класса и приток либеральных идей из Европы были лишь несколькими примерами того, как Филиппины превратились в стабильную страну. «Первое проявление филиппинского национализма последовало в десятилетия 1880-х и 1890-х годов, когда реформаторское или пропагандистское движение проводилось как в Испании, так и на Филиппинах с целью «пропаганды» филиппинских условий в надежде, что желали бы перемен в социальная, политическая и экономическая жизнь филиппинцев будет осуществляться мирными средствами». [8]
Влияние прогресса периода (1760–1820-е гг.)
[ редактировать ]Самые ранние признаки влияния упомянутых событий на филиппинский национализм можно увидеть в трудах Луиса Родригеса Варелы , креола, получившего образование в либеральной Франции и сильно знакомого с эпохой Просвещения . Варела , посвященный в рыцари ордена Карлоса III , был, пожалуй, единственным филиппинским креолом, который действительно принадлежал к европейской знати . Судебная газета в Мадриде объявила, что он станет Конде , и с этого момента он гордо называл себя Эль Конде Филиппинцем . [1] Он отстаивал права филиппинцев на островах и постепенно сделал этот термин применимым ко всем, кто родился на Филиппинах.
Экономика
[ редактировать ]Упадок торговли галеонами между Манилой и Акапулько был вызван прибытием корабля Buen Consejo в 1765 году. Buen Consejo выбрал более короткий маршрут. [1] [ нужны разъяснения ] через мыс Доброй Надежды , скалистый мыс на атлантическом побережье, контролируемый Португалией. Путешествие через мыс Доброй Надежды из Испании на Филиппины занимает три месяца, тогда как путь торгового галеона занимает пять месяцев. Это событие доказало, что Португалия уже прошла свой пик в контроле над маршрутом через мыс Доброй Надежды , который уже находился под контролем Голландии еще в 1652 году. Более короткие поездки в Испанию и обратно привели к более быстрой торговле и более быстрому распространению идей из Европы. [1] Кроме того, растущее чувство экономической незащищенности в последние годы 18 века побудило креолов обратить свое внимание на сельскохозяйственное производство. Креолы постепенно превратились из очень зависимого от правительства класса в предпринимателей, ориентированных на капитал. Их обращение внимания к позолоченной земле привело к появлению крупных частных гасиенд . Различные государственные и церковные должности были переданы полуостровам, которые в филиппинской истории XIX века характеризовались в основном как коррумпированные бюрократы.
В 1780-х годах были созданы два учреждения для повышения экономического потенциала Филиппин. Это были Экономические общества друзей страны и Королевская компания Филиппин . Первый, представленный генерал-губернатором Хосе Баско в 1780 году, состоял из ведущих людей в бизнесе, промышленности и профессиях. Перед обществом была поставлена задача исследовать и эксплуатировать природные ресурсы архипелага. Он предлагал местные и иностранные стипендии, а также гранты на обучение в области сельского хозяйства и основал академию дизайна. Этому также приписывают запрет карабао в 1782 году, образование гильдии серебряных дел мастеров и золотых дел мастеров и строительство первой бумажной фабрики на Филиппинах в 1825 году. Последняя, созданная Карлосом III 10 марта 1785 года, получила исключительную монополию. доставки в Манилу ; Китайские и индийские товары и доставка их напрямую в Испанию через мыс Доброй Надежды. Это вызвало резкие возражения со стороны голландцев и англичан, которые считали это прямым нападением на их торговлю азиатскими товарами. Против этого также категорически выступали торговцы Галеоном, которые считали это конкуренцией. [9]
Образование
[ редактировать ]Во время правления генерал-губернатора Хосе Раона был выполнен королевский указ Испании, в котором говорилось, что в каждой деревне или районе должна быть школа и учитель. Реализация приказа расширила сферу базового образования в испанскую эпоху. Кроме того, в 18 веке современные сельскохозяйственные инструменты заставили многих людей оставить сельское хозяйство и заняться академическими и интеллектуальными курсами. После прибытия Буэна Консехо Филиппины имели более прямой контакт с Европой и распространением идей. Таким образом, Филиппины находились под влиянием принципов эпохи Просвещения и радикальных изменений во время Французской революции . [1]
Секуляризация приходов
[ редактировать ]Королевским указом от 27 февраля 1767 года король Карлос III приказал изгнать иезуитов из Испании и из всех ее колоний. Указ дошел до Филиппин в начале 1768 года, где генерал-губернатор Раон пытался оказать иезуитам услугу, отложив выполнение королевского приказа в обмен на взятки. Это дало возможность священникам-иезуитам спрятать все свое имущество и уничтожить документы, которые могли быть предъявлены против них и которые должны были быть конфискованы. Первая партия иезуитов численностью 64 человека покинула Манилу только к 17 мая 1768 года. [10] Это событие привело к тому, что Раону предстало перед судебным преследованием со стороны следующего генерал-губернатора по приказу короля Испании. Раон умер до того, как приговор ему был вынесен. [1]
Изгнание священников-иезуитов из страны привело к нехватке священников в приходах. Это побудило нынешнего архиепископа Манилы Базилио Санчо де Санта Хуста запустить свой любимый проект: секуляризацию филиппинских приходов. Санчо рассудил, что священников посылали только для облегчения миссий в регионы, которые еще не сильно христианизированы. Необходимо рукоположить местных священников для оказания помощи приходам, поскольку Филиппины уже были христианской страной. Санчо завербовал всех индейцев, которых смог, стать священниками. В то время даже шутили, что галеоны больше некому укомплектовать, поскольку Санчо сделал их всех священниками. Секуляризация отчасти провалилась потому, что многие представители новообразованного местного духовенства запятнали приходы своим невежеством, ленью и т.п. Одним из достижений проекта секуляризации Санчо стало создание школы для местных мальчиков, желающих стать священниками.
Дальнейший прогресс филиппинского национализма (1820–1860 гг.)
[ редактировать ]На этом этапе креолы медленно проводили свои собственные реформы. Приходы стали иметь местных священников во времена архиепископа Санчо. Филиппины ( последний раз - с 1836 по 1837 год). получали представительство в испанских кортесах трижды [11] вспыхнуло креольское восстание Однако 1 июня 1823 года в Маниле под руководством мексиканской креольского капитана крови Андреса Новалеса . [12] Восстание, вызванное приказом Испании, согласно которому офицеры, назначенные на полуострове (Испания), должны превосходить по званию всех тех, кто назначен в колониях, вызвало аплодисменты Манилы криком Новалеса « Viva la Independentcia » (английский: « Да здравствует независимость » ). Восстание побудило правительство депортировать Варелу вместе с другими креолами [предположительно известными как Los Hijos del País (англ. «Дети страны »)] после того, как он был связан с креольскими реформистами. За восстанием Новалеса вскоре последовал еще один креольский заговор об отделении, известный как « Заговор Пальмеро» , который был вызван заменой креольских государственных чиновников, особенно губернаторов провинций, полуостровными жителями.
Экономическое развитие также сыграло свою роль в формировании формы филиппинского национализма.До открытия Манилы для внешней торговли испанские власти не поощряли иностранных купцов проживать в колонии и заниматься бизнесом. [13] В 1823 году генерал-губернатор Мариано Рикафорт издал указ, запрещавший иностранным купцам заниматься розничной торговлей и посещать провинции с торговыми целями. Однако королевским указом от 6 сентября 1834 года привилегии компании были отменены и порт Манилы был открыт для торговли. [14]
Вскоре после открытия Манилы для мировой торговли испанские купцы начали терять свое коммерческое превосходство на Филиппинах. В 1834 году ограничения против иностранных торговцев были смягчены, когда Манила стала открытым портом. К концу 1859 года в Маниле действовало 15 иностранных фирм: семь из них были британскими, три американские, две французские, две швейцарские и одна немецкая. [14] В ответ на рекомендации Синибальдо де Маса Испания открыла больше портов для мировой торговли. Порты Суал , Пангасинан , Илоило и Замбоанга были открыты в 1855 году. Себу был открыт в 1860 году, Легаспи и Таклобан — в 1873 году. [15] Подобно Японии, которая устремилась к модернизации и национальным преобразованиям во время Реставрации Мэйдзи , Филиппины и их народ увидели, что Испания и ее правительство не так непобедимы, как это было два столетия назад. Индийцы и креолы оказались под большим влиянием иностранных идей либерализма, поскольку Филиппины стали более открытыми для иностранцев. Иностранцы, посетившие Филиппины, заметили скорость распространения идей Вольтера и Томаса Пейна . В то время также пели песни о свободе и равенстве. Некоторые испанцы, предвидевшие «скорый» захват архипелага Индио, начали высылать деньги из Филиппин. [1]
Первое пропагандистское движение (1860–1872)
[ редактировать ]Затем Варела ушел из политики, но его национализм продолжил другой креол, некто Педро Пелаес , который выступал за права филиппинских священников (креолов, метисов и индейцев) и настаивал на секуляризации филиппинских приходов. [1] Он рассуждал так же, как и Санчо: монахи предназначены для миссий в областях, которые все еще являются языческими. Латиноамериканские революции и снижение влияния монахов в Испании привели к увеличению численности регулярного духовенства (полуостровных монахов) на Филиппинах. Филиппинские священники (креолы, метисы и индейцы) были заменены испанскими монахами ( Peninsulares ), и Пелаес потребовал объяснений относительно законности замены светских священников постоянными, что противоречит Exponi nobis . Пелаес передал дело в Ватикан и почти добился успеха, если бы не землетрясение, оборвавшее его карьеру. Землетрясение произошло 3 июня 1863 года, во время праздника Тела Христова. Эту идеологию будет нести его более воинственный ученик Хосе Бургос .
Демонстрации стали нормой в Маниле в 1860-х годах. Одна из первых из серии демонстраций произошла во время переноса останков бывшего генерал-губернатора Симона де Анда-и-Салазара из собора Манилы после землетрясения 1863 года. Анда был героем для туземцев, потому что во время своего правления он боролся с властью монахов и установил отдельное правительство в Баколоре во время британской оккупации Манилы . В день переезда молодой индийский священник подошел к гробу и возложил лавровый венок, посвященный « Светским духовенством Филиппин » дону Симону де Анда. Затем молодой студент из Индии подошел к гробу и преподнес ему венок из цветов. Наконец, несколько гобернадорсильо отправились лично поприветствовать дона Симона де Анду. Поскольку ни одно из этих действий не было включено в программу, испанцы увидели, что это была тайно спланированная демонстрация. Хотя никто не сказал, кто был вдохновителем, ходили слухи, что это был падре Бургос. [1] Демонстрации стали более частыми и влиятельными во время либерального режима генерал-губернатора Карлоса Марии де ла Торре (1869–1871). Всего через две недели после прибытия де ла Торре на пост генерал-губернатора Бургос и Хоакин Пардо де Тавера возглавили демонстрацию на площади Санта-Потенсиана. Среди демонстрантов были Хосе Икаса, Хайме Бальдовино Гороспе, Хакобо Зобель, Игнасио Роша, Мануэль Хенато и Максимо Патерно. Демонстрационный клич звучал так: « Viva Filipinas para los Filipinos! ». В ноябре 1870 года студенческое движение, названное бунтом или мотином , в Университете Санто-Томас сформировало комитет с требованием реформы школы и ее учебных программ. Позже он объявил о поддержке автономии Филиппин и признании Филиппин провинцией Испании. Комитет возглавил Фелипе Буэнкамино. [16]
В этот период тайное общество реформистов собиралось в цистерне под колодцем в доме отца Мариано Гомеса . Общество, возглавляемое Хосе Марией Басой, работало в основном над мадридским журналом Eco de Filipinas (не путать с El Eco de Filipinas , вышедшим гораздо позже, в сентябре 1890 года). Журнал освещал проблемы на Филиппинах и настаивал на реформах, которых они добиваются для страны. Среди членов были Бургос, Максимо Патерно, Амбросио Рианзарес Баутиста и отец Агустин Мендоса. Оно послужило предшественником «Солидаридад» . Однако Бургос умер после печально известного мятежа в Кавите , который был возложен на Бургоса как на его попытку начать креольскую революцию и сделать себя президентом Филиппин или Рей Индио . [17] Смерть Хосе Бургоса и других предполагаемых заговорщиков, Мариано Гомеса и Хасинто Саморы , 17 февраля 1872 года, по-видимому, положила конец всему креольскому движению. Генерал-губернатор Рафаэль де Искьердо-и-Гутьеррес развязал террор, чтобы предотвратить распространение креольской идеологии — филиппинского национализма.
Еще одно событие в истории оказало влияние на филиппинский национализм в этот период. До 1869 года маршрут через мыс Доброй Надежды оказался кратчайшим путешествием в Европу как для индейцев, так и для креолов. Путешествие занимает 3 месяца путешествия по морю. 17 ноября 1869 года Суэцкий канал после 10 лет строительных работ открылся . С его появлением путешествие из Филиппин в Испанию сократилось до одного месяца. Это позволило гораздо быстрее распространить европейскую идеологию и увеличить присутствие филиппинцев в самой Европе. Пропагандистское движение позже получит выгоду от Суэцкого канала из -за более короткого маршрута, который он предоставил.
Второе пропагандистское движение (1872–1892)
[ редактировать ]Однако события 1872 года побудили другую цветную часть Ilustrados ( интеллектуально просвещенный класс), растущий средний класс, по крайней мере, сделать что-то для сохранения креольских идеалов. Видение невозможности революции против Искьердо и жестокого правления генерал-губернатора убедило Илустрадо покинуть Филиппины и продолжить пропаганду в Европе. Этот массовый пропагандистский переворот с 1872 по 1892 год теперь известен как Второе пропагандистское движение . [18] Своими сочинениями и речами Марсело Х. дель Пилар , Грасиано Лопес Хаэна и Хосе Рисаль протрубили в трубы филиппинского национализма и довели его до уровня масс. Пропагандисты в основном стремились к представительству Филиппин в Генеральных кортесах , секуляризации духовенства, легализации испанского и филиппинского равенства и т. д. Их основной работой была газета «Солидаридад» («Солидарность»), которая впервые вышла в Барселоне 13 декабря 1888 года. [19] Ризал, выдающаяся фигура пропагандистов, создал « Ноли ме Тангере» (опубликовано в 1887 году) и «Эль флибустеризм» (опубликовано в 1891 году). Он воспользовался растущими антииспанскими (анти- полуостровными ) настроениями на островах и подтолкнул людей к революции, а не разуверил их в том, что революция не является решением проблемы независимости.
Возникшая филиппинская идентичность была основана на идее единства католического населения равнин, которое было интегрировано в испанскую систему, еще не охватывая моро на юге и племенной народ, живший во внутренних горах. [20]
Постпропагандистская эпоха
[ редактировать ]К июлю 1892 года Ризал вернулся на Филиппины и основал прогрессивную организацию, которую он назвал La Liga Filipina (Филиппинская лига). [21] Филиппинское революционное общество было основано Андресом Валентином Бонифачо , Деодато Арельяно , Ладислао Дивой , Теодоро Платой и Диасом . [22] Основной целью организации, получившей название Катипунан , было завоевание независимости Филиппин посредством революции и последующее создание республики . [23] Подъем Катипунана ознаменовал конец мирной пропаганды реформ.
Филиппинская революция
[ редактировать ]Катипунан достиг подавляющего числа членов и привлек к себе почти самых низших представителей филиппинского класса. [ нужна ссылка ] В июне 1896 года Бонифачо отправил эмиссара в Дапитан, чтобы заручиться поддержкой Ризала, но тот отказался от вооруженной революции. 19 августа 1896 года Катипунан был обнаружен испанским монахом, положившим начало филиппинской революции.
Революция первоначально вспыхнула в восьми провинциях Центрального Лусона . Генерал Эмилио Агинальдо , член Катипунана, распространил вооруженное сопротивление в регионе Южного Тагалога , где он постепенно освобождал города Кавите. Конфликты между лидерами между Бонифачо и Агинальдо достигли кульминации на Ассамблее Имус в декабре 1896 года и на съезде Техероса в марте 1897 года. Агинальдо был заочно избран президентом повстанческого революционного правительства на съезде Техероса. Бонифачо, исполняющий обязанности Верховного руководителя Катипунана, объявил разбирательство съезда недействительным и попытался восстановить лидерство революции. В конце апреля Агинальдо полностью вступил в должность президента после консолидации своих позиций среди революционных лидеров. Затем правительство Агинальдо приказало арестовать Бонифачо, который предстал перед судом по обвинению в подстрекательстве к мятежу и измене правительству Агинальдо, а также в заговоре с целью убийства Агинальдо. Бонифачо был признан виновным в ходе сфальсифицированного судебного процесса, проведенного судом, состоящим из сторонников Агинальдо. [24] [25] [26] Впоследствии Бонифачо был казнен.
В декабре 1897 года Агинальдо подписал Пакт Биак-на-Бато с испанским колониальным правительством. Агинальдо и его революционное руководство были сосланы в Гонконг. Однако не все революционные генералы выполнили соглашение. Один из них, генерал Франсиско Макабулос , учредил Центральный исполнительный комитет , который выполнял функции временного правительства до тех пор, пока не будет создано более подходящее правительство.
Декларация независимости и филиппино-американская война
[ редактировать ]В 1898 году, когда на Филиппинах продолжались конфликты, военный корабль США « Мэн» , отправленный на Кубу из-за опасений США за безопасность своих граждан во время продолжающейся кубинской революции , взорвался и затонул в гавани Гаваны . Это событие ускорило испано-американскую войну . [27] После того, как коммодор Джордж Дьюи разбил испанскую эскадру в Маниле, немецкая эскадра во главе с вице-адмиралом Отто фон Дидерихсом прибыла в Манилу и участвовала в маневрах, которые Дьюи, рассматривая это как препятствие его блокаде, предложил войну, после чего немцы отступили. . [28]
США пригласили Агинальдо вернуться на Филиппины в надежде, что он сплотит филиппинцев против испанского колониального правительства. Агинальдо прибыл 19 мая 1898 года на транспорте, предоставленном Дьюи. К моменту прибытия сухопутных войск США филиппинцы взяли под свой контроль весь остров Лусон, за исключением обнесенного стеной города Интрамурос . 12 июня 1898 года Агинальдо провозгласил независимость Филиппин в Кавите , Кавите , основав Первую Филиппинскую республику в соответствии с первой демократической конституцией Азии, Конституцией Малолоса , восстанием против испанского правления. [29]
Испания и США направили комиссаров в Париж для разработки условий Парижского договора, положившего конец испано-американской войне . По договору Испания уступила Филиппины вместе с Гуамом и Пуэрто-Рико Соединенным Штатам. Передача Филиппин предполагала выплату США 20 000 000,00 долларов США . [30] Президент США Мак-Кинли назвал приобретение Филиппин «... подарком богов», заявив, что, поскольку «они были непригодны для самоуправления, ... нам ничего не оставалось делать, как захватить их все, и дать образование филиппинцам, поднять их, цивилизовать и христианизировать», [31] [32] несмотря на то, что Филиппины уже были христианизированы испанцами в течение нескольких столетий.
Филиппинские силы под командованием Агинальдо в качестве президента восставшей Филиппинской Республики сопротивлялись американской оккупации, что привело к филиппино-американской войне (1899–1913). Плохо оснащенные филиппинские войска были легко побеждены американскими войсками в открытом бою, но они были грозными противниками в партизанской войне. Малолос , революционная столица, был захвачен 31 марта 1899 года. Однако Агинальдо и его правительство бежали, основав новую столицу в Сан-Исидро, Нуэва-Эсиха . 5 июня 1899 года Антонио Луна , самый способный военачальник Агинальдо, был убит охранниками Агинальдо в результате очевидного убийства во время посещения Кабанатуана , Нуэва-Эсиха, для встречи с Агинальдо. [33] 13 ноября Агинальдо распустил регулярную армию и приказал создать децентрализованные партизанские отряды в каждой из нескольких военных зон. [34] Другой ключевой генерал, Грегорио дель Пилар , был убит 2 декабря 1899 года в битве при перевале Тирад — арьергардной операции, призванной задержать американцев, пока Агинальдо успешно бежал через горы.
Агинальдо был схвачен в Паланане, Исабела , 23 марта 1901 года и доставлен в Манилу. Убежденный в бесполезности дальнейшего сопротивления, он присягнул на верность Соединенным Штатам и издал прокламацию, призывающую своих соотечественников сложить оружие, что официально положило конец войне. Однако спорадическое сопротивление повстанцев американскому правлению продолжалось в различных частях Филиппин, особенно такие повстанческие движения, как «Непримиримые» и « Восстание Моро» , до 1913 года.
Островное правительство и эпоха Содружества (1901–1946)
[ редактировать ]Островное правительство
[ редактировать ]1902 года Органический акт Филиппин был конституцией островного правительства , как называлось гражданское управление США. Это была форма территориального правительства, подчинявшаяся Бюро по делам островов . Закон предусматривал назначение генерал-губернатора президентом США и выборную нижнюю палату. Он также отменил католическую церковь как государственную религию.
Через два года после завершения и публикации переписи населения были проведены всеобщие выборы для выбора делегатов народного собрания. Избранная Филиппинская Ассамблея была созвана в 1907 году в качестве нижней палаты двухпалатного законодательного органа , а Филиппинская комиссия - в качестве верхней палаты . Каждый год, начиная с 1907 года, Ассамблея Филиппин, а затем Законодательное собрание Филиппин принимали резолюции, выражающие стремление Филиппин к независимости.
Филиппинские националисты во главе с Мануэлем Кесоном и Серхио Осменьей с энтузиазмом поддержали проект закона Джонса 1912 года, который предусматривал независимость Филиппин через восемь лет, но позже изменили свои взгляды, отдав предпочтение законопроекту, который фокусировался не столько на времени, сколько на условиях независимости. Националисты требовали, чтобы Соединенные Штаты гарантировали полную и абсолютную независимость, поскольку они опасались, что слишком быстрая независимость от американского правления без таких гарантий может привести к тому, что Филиппины попадут в руки Японии. Законопроект Джонса был переписан и принят Конгрессом в 1916 году, после получения независимости. [35]
Закон, официально известный как Закон об автономии Филиппин , но широко известный как Закон Джонса , стал новым органическим законом (или конституцией) Филиппин. В его преамбуле говорилось, что возможная независимость Филиппин станет частью американской политики при условии создания стабильного правительства. Закон сохранил должность генерал-губернатора Филиппин , назначаемого президентом Соединенных Штатов, но учредил двухпалатный законодательный орган Филиппин вместо избранной Филиппинской Ассамблеи (нижняя палата); он заменил назначающую Филиппинскую комиссию (верхнюю палату) избранным сенатом. [36]
Филиппинцы приостановили свою кампанию за независимость во время Первой мировой войны и поддержали Соединенные Штаты против Германии. После войны они возобновили свои усилия по обеспечению независимости. Законодательный орган Филиппин профинансировал миссию независимости в США в 1919 году. Миссия покинула Манилу 28 февраля, встретилась в США и представила свою позицию военному министру Ньютону Д. Бейкеру . Президент США Вудро Вильсон в своем прощальном послании Конгрессу в 1921 году подтвердил, что филиппинский народ выполнил условие, наложенное на него в качестве предварительного условия независимости, заявив, что, поскольку это было сделано, обязанностью США является предоставление Филиппинам независимости. [37]
После первой миссии независимости государственное финансирование таких миссий было признано незаконным. Последующие миссии независимости в 1922, 1923, 1930, 1931 и 1932 годах и две миссии в 1933 году финансировались за счет добровольных взносов. Многочисленные законопроекты о независимости были представлены в Конгресс США, который 30 декабря 1932 года принял закон о стрижке Хэра-Хоуза. Президент США Герберт Гувер наложил вето на этот законопроект 13 января 1933 года . Закон Хоуза-Каттинга стал законом США. Закон обещал независимость Филиппин через 10 лет, но зарезервировал несколько военных и военно-морских баз для Соединенных Штатов, а также установил тарифы и квоты на филиппинский экспорт. Закон также требовал, чтобы Сенат Филиппин ратифицировал закон. Кесон призвал сенат Филиппин отклонить законопроект, что он и сделал. Сам Кесон возглавил двенадцатую миссию независимости в Вашингтоне, чтобы добиться лучшего закона о независимости. Результатом стал Закон Тайдингса-Макдаффи 1934 года, который был очень похож на Закон Хэйра-Хоуза-Куттинга, за исключением мелких деталей. Закон Тайдингса-Макдаффи был ратифицирован Сенатом Филиппин. Закон предусматривал предоставление Филиппинам независимости к 1946 году.
Эпоха Содружества
[ редактировать ]Закон Тайдингса-Макдаффи предусматривал разработку и основные положения Конституции на 10-летний «переходный период» в качестве Содружества Филиппин до предоставления Филиппинам независимости . 5 мая 1934 года законодательный орган Филиппин принял закон, устанавливающий выборы делегатов съезда. Генерал-губернатор Фрэнк Мерфи назначил 10 июля датой выборов, а первое заседание съезда состоялось 30 июля. Завершенный проект конституции был одобрен съездом 8 февраля 1935 года, одобрен президентом США Франклином Рузвельтом 23 марта и ратифицирован. всенародным голосованием 14 мая.
17 сентября 1935 года президентские выборы состоялись . Кандидатами были бывший президент Эмилио Агинальдо , Iglesia Filipina Independentiente лидер Грегорио Аглипай и другие. Мануэль Л. Кесон и Серхио Осменья из Националистической партии были объявлены победителями, получив места президента и вице-президента соответственно. Правительство Содружества было введено в должность утром 15 ноября 1935 года на церемонии, состоявшейся на ступенях Законодательного здания в Маниле. Мероприятие посетило около 300 000 человек. [1]
Японская оккупация и Вторая республика (1941–1945)
[ редактировать ]Япония предприняла внезапную атаку на авиабазу Кларк в Пампанге 8 декабря 1941 года, всего через десять часов после нападения на Перл-Харбор . За воздушной бомбардировкой, уничтожившей большую часть американской авиации на островах, последовала высадка наземных войск на Лусоне. Защищающиеся войска Филиппин и США находились под командованием генерала Дугласа Макартура . Под давлением численного превосходства обороняющиеся силы отошли на полуостров Батаан и на остров Коррегидор у входа в Манильский залив. 2 января 1942 года генерал Макартур объявил столицу Манилу открытым городом , чтобы предотвратить ее разрушение. [38] Оборона Филиппин продолжалась до окончательной капитуляции американо-филиппинских войск на полуострове Батаан в апреле 1942 года и на Коррегидоре в мае того же года.
Исполнительная комиссия Филиппин была создана в 1942 году, ее первым председателем стал Хорхе Б. Варгас . УИК была создана как временное временное правительство в районе Большой Манилы и, в конечном итоге, на всех Филиппинах во время японской оккупации страны во время Второй мировой войны. 6 мая 1943 года премьер-министр Японии Хидеки Тодзё во время визита на Филиппины пообещал создать Республику Филиппины. Это обещание Тодзё побудило « КАЛИБАПИ » созвать съезд 19 июня 1943 года, и двадцать его членов были избраны для формирования Подготовительной комиссии за независимость. Комиссии, которой было поручено разработать конституцию Филиппинской Республики, и избранным главой был Хосе П. Лорел . Подготовительная комиссия представила проект конституции 4 сентября 1943 года, а три дня спустя генеральная ассамблея «КАЛИБАПИ» ратифицировала проект конституции.
Создание Республики Филиппины, спонсируемое Японией, было провозглашено 14 октября 1943 года, и Хосе П. Лорел был приведен к присяге в качестве президента. [39] В тот же день между новой Филиппинской Республикой и правительством Японии был подписан «Пакт о союзе» , который через два дня был ратифицирован Национальным собранием. Филиппинская республика была немедленно признана Японией, а в последующие дни Германией, Таиландом , Маньчжоу-Го , Бирмой , Хорватией и Италией, а нейтральная Испания направила свои «приветы».
В октябре 1944 года генерал Дуглас Макартур , главнокомандующий американскими войсками в Тихом океане, собрал достаточно дополнительных войск и припасов, чтобы начать возвращение Филиппин , высадившись вместе с Серджио Осменьей , который занял пост президента после смерти Кесона. Бои влекли за собой долгие ожесточенные бои; часть японцев продолжала воевать до официальной капитуляции Японской империи 2 сентября 1945 года. Вторая республика была распущена ранее, 14 августа. После их высадки филиппинские и американские войска также предприняли меры по подавлению движения хуков . которая была основана для борьбы с японской оккупацией.
Третья республика (1946–1972)
[ редактировать ]Карлос, сегодня Америка похоронила здесь империализм!
4 июля 1946 года представители Соединенных Штатов Америки и Республики Филиппины подписали Договор об общих отношениях между двумя правительствами. Договор предусматривал признание независимости Республики Филиппины с 4 июля 1946 года и отказ от американского суверенитета над Филиппинскими островами. [41]
С 1946 по 1961 год Филиппины отмечали День независимости 4 июля. Однако 12 мая 1962 года президент Диосдадо Макапагал издал президентскую декларацию № 28, провозгласившую 12 июня 1962 года особым государственным праздником на всей территории Филиппин. [42] [43] В 1964 году Республиканский закон № 4166 изменил дату Дня независимости с 4 июля на 12 июня и переименовал праздник 4 июля в День Филиппинской Республики . [44]
Но в сердцах восемнадцати миллионов филиппинцев американский флаг сейчас реет более торжественно, чем когда-либо.
Несмотря на окончательный успех филиппинцев в провозглашении политической и социальной независимости, в стране возник новый тип колониализма. Это известно как неоколониализм . Неоколониализм определяется как практика использования экономических, языковых и культурных сил для контроля над страной (обычно бывшими европейскими колониями в Африке или Азии) вместо прямого военного или политического контроля. Поскольку большая часть страны была опустошена Второй мировой войной, Филиппины в основном зависели от Соединенных Штатов в восстановлении своей промышленности и бизнеса. [45] Страна начала строить местную промышленность только во время правления президента Фердинанда Маркоса , чтобы уменьшить экономическую зависимость от иностранных государств . [45] Национализм в реальном смысле слова оставался в ложной филиппинской позиции. [45] Примеры усилий правительства по проведению в жизнь националистической политики начались с того, что бывший президент Рамон Магсайсай вступил в должность в тагальском баронге , что стало первым случаем для всех филиппинских президентов. За ней горячо последовала националистическая программа «Первая филиппинская политика» Карлоса П. Гарсиа . [46]
Радикальный национализм
[ редактировать ]После Второй мировой войны партизаны Хукбалахап ( филиппинский : Hukbong Bayan Laban sa mga Hapon ) продолжили революционную борьбу за установление коммунистического правительства на Филиппинах. [45] Национализм в реальном смысле слова оставался в ложной филиппинской позиции. [45] Радикальное крыло националистов, возглавляемое крестьянским лидером Луисом Таруком , переименовало себя в Хукбонг Магпалайя нг Баян (англ. «Армия освобождения народа»). В период своего расцвета движение Хук насчитывало около 170 000 вооруженных солдат и имело не менее двух миллионов гражданских сторонников. [47] Рамон Магсайсай , который тогда был министром национальной обороны при администрации Квирино, сыграл важную роль в остановке коммунистического движения.
В 1964 году Хосе Мария Сисон вместе с Нило С. Таягом стал соучредителем Кабатаанг Макабаян (Патриотическая молодежь). Эта организация сплотила филиппинскую молодежь против войны во Вьетнаме , против президентства Маркоса и коррумпированных политиков. 26 декабря 1968 года он сформировал и возглавил Центральный комитет Коммунистической партии Филиппин (КПФ), организации внутри Коммунистической партии, основанной на марксистско-ленинских идеях Мао Цзэдуна , исходя из его собственного опыта молодежного лидера и активист трудовой и земельной реформы . Это известно как движение «Первое великое исправление», где Сисон и другие радикальные молодые люди критиковали руководство и неудачу существующей партии. Реформированная НПК включила маоизм в свою политическую линию, а также борьбу за национально-демократическую революцию в два этапа, состоящую из затяжной народной войны в качестве первой части, за которой последует социалистическая революция.
Радикальный национализм на Филиппинах подчеркивал, что филиппинская революция под руководством Бонифачо незавершена и отныне продолжается под руководством рабочего класса. Такие писатели, как Теодоро Агончилло и Ренато Константино, пропагандировали патриотизм посредством пересмотра филиппинской истории с филиппинской точки зрения.
Военное положение и Четвертая республика (1972–1986)
[ редактировать ]Военное положение при Фердинанде Маркосе
[ редактировать ]Третья Филиппинская республика, созданная в 1946 году после Второй мировой войны, закончилась объявлением военного положения при Фердинанде Маркосе незадолго до того, что должно было стать окончанием его последнего разрешенного срока в соответствии с Конституцией Филиппин 1935 года. [48]
Сообщается, что 22 сентября 1972 года тогдашний министр обороны Хуан Понсе Энриле попал в засаду, устроенную коммунистами в Сан-Хуане , в результате чего его водитель был убит, но он остался невредимым. [ чрезмерный вес? - обсуждать ] Многие считали, что засада на Энриле была сфальсифицирована. [49] [50] [51] Покушение, растущая угроза со стороны Новой народной армии и гражданские волнения были использованы Маркосом в качестве оправдания для объявления Прокламации № 1081 , которую он подписал 17 сентября (перенесенной на 21 сентября) в тот же день. [52]
Своим указом Маркос приостановил действие привилегии хабеас корпус и отменил другие гражданские свободы, такие как свобода прессы , запер Конгресс и университеты, а также арестовал студенческих активистов и лидеров оппозиции, в том числе сенаторов Бениньо Акино-младшего и Хосе В. Диокно. . [53] [54] Военное положение при Фердинанде Маркосе было периодом, отмеченным массовой коррупцией в правительстве, кумовством, экономическим спадом и грубыми нарушениями прав человека. [49] [55] [56]
Националистические формы в оппозиции
[ редактировать ]В сообщениях средств массовой информации того времени, незадолго до объявления военного положения, различные националистические группы гражданского общества, выступавшие против Маркоса, были разделены на две категории. [57] [58] «Умеренные», в число которых входили церковные группы, борцы за гражданские права и политики-националисты, были теми, кто хотел добиться перемен посредством политических реформ. [57] «Радикалы», в том числе ряд рабочих и студенческих групп, хотели более широких и системных политических реформ. [57] [59] Однако действия Маркоса в то время радикализировали многих «умеренных» членов оппозиции, в том числе ключевые инциденты: протесты «Шторм в первой четверти» 1970 года; , февраль 1971 года коммуна Дилиман ; приостановление действия приказа о хабеас корпус в августе 1971 года после взрыва на площади Миранда ; в сентябре 1972 года объявление военного положения ; в 1980 году убийство Макли-инга Дулага ; [60] и убийство Ниноя Акино в августе 1983 года . [59]
Националистическая пропаганда Маркоса
[ редактировать ]Маркос разработал культ личности Фердинанда Маркоса как способ удержать власть в течение следующих 14 лет. [61] [62] Среди обоснований объявления военного положения Маркосом были связанные идеологии «багонг липунан» («новое общество»). [48] : "66" и «конституционного авторитаризма», [63] утверждая, что существует необходимость «реформировать общество» [48] : "66" поставив его под контроль «доброжелательного диктатора» в «конституционной власти», которая могла бы провести недисциплинированное население через период хаоса. [48] : "29" [64] Маркос поддерживал идеологию «конституционного авторитаризма» различными упражнениями в области социальной инженерии, объединенными под знаменем «багонг липунан». [65] : 13 Система образования Филиппин претерпела серьезный период реструктуризации после объявления военного положения в 1972 году. [66] в котором было переориентировано преподавание граждановедения и истории. [66] [67] так, чтобы он отражал ценности, которые поддерживали Багонг Липунан и его идеологию конституционного авторитаризма. [63] [68] : 414 Его администрация также взяла под свой контроль средства массовой информации, чтобы заставить замолчать общественную критику. [69] и подготовил множество пропагандистских материалов, включая речи, книги, лекции, лозунги и многочисленные пропагандистские песни, для его продвижения. [65] : 13 [70] [63]
Маркос создал пропагандистский образ себя как короля, а свою жену Имельду - как королеву. [71] в духе ранних филиппинских поселений Барангая [72] и класс воинов Махарлика , [73] [74] [75] а также мифологические фигуры Адама и Евы «Малакас и Маганда». [76] [77]
Чтобы поддержать это, Маркос и Имельда потратили большую часть государственного бюджета на грандиозные строительные проекты. Этот пропагандистский метод в конечном итоге назвали « комплексом зданий » Маркосов. [78] [79] [80] Сюда входили «дизайнерские больницы», призванные подчеркнуть «современный» статус администрации, а также культурные здания, такие как Национальный центр искусств и комплекс Культурного центра Филиппин , которые считали Маркосов покровителями искусств. [81]
В первые годы военного положения на Филиппинах увеличилось количество военной техники и личного состава, а также кратковременный рост производительности сельского хозяйства. [52] Поощряя использование недавно изобретенного «чудо-варианта» риса IR8, администрация смогла увеличить производство риса (которое увеличилось на 42% за 8 лет). [82] чтобы уменьшить зависимость от импорта продуктов питания в первые годы военного положения, хотя успехи рухнули в 1980-х годах, когда в системе фермерского кредитования в рамках программы Маркоса Масагана 99 закончились деньги. [83] после того, как стал средством политического покровительства. [84] [85] [86]
Чтобы помочь финансировать проекты своей администрации, правительство Маркоса заняло большие суммы денег у международных кредиторов. [87] [88] Тем самым доказав, что страна еще не была полностью независимой экономически. Внешний долг Филиппин вырос с 360 миллионов долларов США в 1962 году до 28,3 миллиардов долларов в 1986 году, что сделало Филиппины одной из стран с самым высоким уровнем задолженности в Азии. [87]
Пятая республика (1986 – настоящее время)
[ редактировать ]прошло множество демонстраций против Маркоса С 22 по 25 февраля 1986 года на длинном участке проспекта Эпифанио де лос Сантос . В событии, известном как Революция народной власти , приняли участие многие известные личности, такие как архиепископ Хайме Син , генерал-лейтенант Фидель Рамос и министр обороны Хуан Понсе Энриле . Наконец, 25 февраля семья Маркос была перевезена спасательными вертолетами HH-3E ВВС США на авиабазу Кларк в Анхелес-сити , Пампанга, примерно в 83 км к северу от Манилы, перед посадкой на борт DC-9 Medivac ВВС США и C-141B. самолеты направлялись на базу ВВС Андерсен на Гуаме и, наконец, на базу ВВС Хикам на Гавайях, куда Маркос прибыл 26 февраля. Многие люди во всем мире радовались и поздравляли филиппинцев, которых они знали. Корасон Акино стала президентом Филиппин.
В 1986 году Акино принял « Оригинальную филиппинскую музыку» (OPM, определяемую как «любая музыкальная композиция, созданная филиппинцем, независимо от того, написаны ли тексты на филиппинском, английском или на любом другом языке или диалекте»), потребовав ежечасной трансляции песен OPM во всех радиопрограммах. наличие музыкальных форматов в целях сохранения, продвижения и популяризации исторического и культурного наследия и ресурсов страны, а также художественных произведений, а также покровительства искусству и литературе. [89] Такие певцы, как Регина Веласкес , Рэнди Сантьяго , Оги Алькасид , Гэри Валенсиано , Манилин Рейнс , Донна Круз и другие, вносят свой вклад в реализацию президентом филиппинской музыки в эфире. Такие станции, как DZOO-FM , DWLS и т. д., после внедрения эффективно используют почасовые OPM. Акино также призвал туристический сектор стимулировать национальную экономику. В течение ее шестилетнего срока в 1989 году Департамент туризма запустил программу под названием «Филиппины: острова Фиеста Азии» , предлагающую туристическим поездкам в страну, чтобы показать ее природные чудеса, защитить коренные народы, сохранить объекты культурного наследия и внести свой вклад. историческое значение. В 1987 году тогдашний президент Корасон К. Акино издал указ № 118 о создании Президентской комиссии по культуре и искусству. Пять лет спустя, в 1992 году, эта президентская директива была принята в качестве закона — Республиканского закона № 7356, создавшего Национальную комиссию по культуре и искусству (NCCA).
12 июня 1998 года страна отметила столетний юбилей независимости от Испании. Торжества проводились одновременно по всей стране тогдашним президентом Фиделем В. Рамосом и филиппинскими общинами по всему миру. По данному мероприятию была создана комиссия, Национальная комиссия столетия во главе с бывшим вице-президентом Сальвадором Лорелем все мероприятия по стране председательствовала . Одним из крупных проектов комиссии была Expo Pilipino, грандиозная демонстрация роста Филиппин как нации за последние 100 лет, в особой экономической зоне Кларк (бывшая авиабаза Кларк ) в Анхелес-Сити, Пампанга.
В течение своего срока президент Джозеф Эстрада приказал Национальной комиссии по телекоммуникациям (NTC) принять филиппинского языка радиоформат на основе , известный как маса , названный в честь его знакового термина Маса (или Массы). [ нужна ссылка ] Все радиостанции приняли формат маса в 1998 году. [ нужна ссылка ] Многие радиостанции продолжали использовать формат маса после того, как президент Эстрада покинул пост президента в 2001 году, поскольку формат маса нашел отклик у слушателей. [90] Некоторые представители радиоиндустрии осуждают последствия masa . форматирования [91]
14 августа 2010 года президент Бениньо Акино III поручил Министерству транспорта и коммуникаций (DOTC) и NTC полностью выполнить Исполнительный указ № 255 , изданный 25 июля 1987 года бывшим президентом Филиппин Корасоном Акино , требующий от всех радиостанций транслировать минимум четыре оригинальные филиппинские музыкальные композиции в каждый час программ музыкального формата. [92]
4 ноября 2010 года филиппинская телесеть ABS-CBN выпустила идентификатор рождественской станции 2010–2011 годов Ngayong Pasko Magninning Ang Pilipino ( букв. « Филиппинки будут сиять в это Рождество » ), на идентификаторе станции изображен филиппинский флаг , а также монтажи, связанные с филиппинский национализм и патриотизм, такие как гордость Пиной , а также солнце на флаге, используемое в качестве символа или звезды, что делает его октаграммой или восьмигранной звездой. [93]
13 апреля 2012 года The Manila Times , старейшая англоязычная газета на Филиппинах, опубликовала редакционную статью под названием «Непатриотическое редактирование и репортажи», в которой филиппинское журналистское сообщество было подвергнуто критике за репортажи о том, что оно назвало «конфронтацией между нашими филиппинскими Корабли ВМФ и «правоохранительных органов Китайской Народной Республики» на островах Спратли . В редакционной статье высказывалось мнение, что в филиппинских отчетах должно быть указано, что спорные территории являются территорией Филиппин, и охарактеризованы те, кто называет спорные территории «претензиями Филиппин», как «непатриотичные писатели и редакторы». [94]
14 февраля 2013 года National Book Store , крупнейшая сеть книжных магазинов на Филиппинах, сняла со своих глобусы китайского производства, на которых изображена девятипунктирная линия Китая, охватывающая Южно-Китайское море полок . Представитель Министерства иностранных дел Рауль Эрнандес заявил в своем заявлении, что «[Национальный книжный магазин] занял патриотическую позицию, чтобы активно поддерживать филиппинское правительство в продвижении целей филиппинской внешней политики». Он сказал, что решение вытащить глобусы было принято после диалога с руководством книжного магазина, которое заявило, что не знало о «дезинформации», содержащейся в учебных материалах. [95] [96]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Хоакс, Ник (1990). Манила, Моя Манила . Вира-Рейес, Инк.
- ^ История Филиппин Марии Кристин Н. Халили. «Глава 3: Доколониальные Филиппины» (опубликовано книжным магазином Rex; Манила, улица Сампалок, 2004 г.)
- ^ Курланский, Марк (1999). Баскская история мира . Уокер. ISBN 978-0-8027-1349-0 .
- ^ Хоакин, Ник (1988). Культура и история: отдельные заметки о процессе становления Филиппин . Солнечный Паб. Корпоративный ISBN 978-971-17-0633-3 .
- ^ Херб, Гунтрам Х. Нации и национализм: глобальный исторический обзор . АВС-КЛИО. п. 1239.
- ^ Ройека, Джон Э. (2012). «Джон Э. Ройека: кто такие настоящие филиппинцы?» .
- ^ Ренато Константино, Филиппины: возвращение к прошлому
- ^ «История филиппинской революции» . Филиппинская национальная комиссия по культуре и искусству. 16 апреля 2015 г.
- ^ Солидарность , т. 2, Издательство «Солидаридад», с. 8 : «Устав Королевской филиппинской компании был обнародован 10 марта 1785 года сроком на 25 лет».
- ^ «Иезуиты на Филиппинах» . Phjesuits.org . Проверено 5 июня 2012 г.
- ^ Гектор С. Де Леон (1999). Учебник по Конституции Филиппин, издание 1999 года . Книжный магазин Рекс.
- ^ Ник Хоакин (1981). Вопрос о героях . Национальный книжный магазин.
- ^ Зайде, Грегорио (1954), Филиппинская революция , Манила: The Modern Book Company .
- Зайде, Грегорио Ф. (1957), Политическая и культурная история Филиппин: Филиппины после британского вторжения , том. II (пересмотренное издание 1957 г.), Манила: McCullough Printing Company.
- ^ Перейти обратно: а б Диас Аренас, Рафаэль (1838), Мемуары о торговле и мореплавании Филиппинских островов (на испанском языке), Кадис, Испания
- ^ Боуринг, сэр Джон (1859), Посещение Филиппинских островов , Лондон: Смит, Элдер и компания.
- ^ Хоакин, Ник (1990). Манила, Моя Манила . Вера-Рейес, Inc., стр. 97–100.
- ^ Зайде, Грегорио Ф. (1984). Филиппинская история и правительство . Типография Национального книжного магазина.
- ^ «Хосе Ризал и пропагандистское движение» . Проверено 16 июня 2009 г.
- ^ «Солидарность и Филиппинская лига » Philippine-History.org . Получено 4 , ноября
- ^ Салман, Майкл (2003). Смущение рабства: споры по поводу рабства и национализма на американских колониальных Филиппинах . Издательство Калифорнийского университета. стр. 10–11. ISBN 9780520240711 .
- ^ «Ла Лига Филиппина» . Проверено 4 марта 2012 г.
- ^ «Электронная книга «Проект Гутенберг: Картилян Макабаян»» . Гутенберг.орг. 28 января 2005 года . Проверено 5 июня 2012 г.
- ^ Рейес, Изабело де лос (1899). Сенсационная память о филиппинской революции (на испанском языке). Мадрид: Совет. горит. Дж. Корралес.
- ^ Лимузины, Марио Альваро (28 ноября 2018 г.). «Эти документы раскрывают сильное соперничество между Агинальдо и Бонифачо» . Эсквайр . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Умали, Джастин (15 мая 2019 г.). «Нерассказанная история казни Андреса Бонифачо» . Esquiremag.ph . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Техеро, Константино К. (31 августа 2015 г.). «Вопрос героев: Агинальдо против Бонифачо» . Исследователь . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ «Уничтожение авианосца Мэн» . Министерство военно-морского флота США, Военно-морской исторический центр. Архивировано из оригинала 18 августа 2007 года . Проверено 20 августа 2007 г.
- ^ Вионжек, Карл-Хайнц (2000). Германия, Филиппины и испано-американская война: четыре отчета офицеров Императорского флота Германии . Национальный исторический институт. ISBN 9789715381406 .
- ^ «История Филиппин» . DLSU-Манила. Архивировано из оригинала 22 августа 2006 года . Проверено 21 августа 2006 г.
- ^ «Филиппины – Конституция Малолоса и Парижский договор» . Библиотека Конгресса США . Проверено 22 августа 2006 г.
- ^ «Президент МакКинли приводит причины, по которым США сохраняют Филиппины» . Проверено 9 июня 2007 г.
- ^ Вудс, Соглашение и Дэймон Л. (2005). Филиппины АВС-КЛИО. ISBN 1-85109-675-2 .
- ^ Агонсильо, Теодоро А. (1990) [1960]. История филиппинского народа (8-е изд.). Кесон-Сити: Издательство Garotech. п. 222 . ISBN 971-8711-06-6 . ; Зайде, Соня М. (1994). Филиппины: уникальная нация . Всенародная издательская компания с. 270. ИСБН 971-642-071-4 .
- ^ Линн, Брайан Макаллистер (2000). Филиппинская война 1899–1902 гг . Университетское издательство Канзаса. п. 148. ИСБН 978-0-7006-1225-3 .
- ^ Вонг Квок Чу, «Законопроекты Джонса 1912–16: переоценка филиппинских взглядов на независимость», Журнал исследований Юго-Восточной Азии , 1982 13 (2): 252–269
- ^ Хоселито Гуианан Чан (29 августа 1916 г.). «Закон об автономии Филиппин 1916 года (Закон Джонса)» . Chanrobles.com . Проверено 5 июня 2012 г.
- ^ Лайт, Максимо Мангиат (2007) [1921]. Нынешнее правительство Филиппин Восточная реклама. стр. 100-1 144–146. ISBN 978-1-4067-4636-5 . Проверено 12 марта 2008 г. (Примечание: 1. На обложке книги неправильно указан автор как «Максимо М. Лалау», 2. Первоначально опубликовано в 1921 году издательством The McCullough Printing Co., Манила)
- ^ Агонсильо, Теодоро А. (1990) [1960]. История филиппинского народа (8-е изд.). Кесон-Сити: Издательство Garotech. п. 392 . ISBN 971-8711-06-6 .
- ^ «Хосе П. Лорел» . Ангельский огонь. Архивировано из оригинала 3 декабря 2007 года . Проверено 21 октября 2007 г.
- ^ Вперёд, Джулиан (2011). Образцы империи: Британская и Американская империи с 1688 года по настоящее время . Издательство Кембриджского университета. стр. "Карлос, &pg=PA105 +Америка+похоронен+империализм+здесь+сегодня!" 105 . ISBN 978-1-107-60078-2 .
- ^ ДОГОВОР ОБ ОБЩИХ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ И РЕСПУБЛИКОЙ ФИЛИППИНЫ. ПОДПИСАНО В МАНИЛЕ, 4 ИЮЛЯ 1946 ГОДА (PDF) , Организация Объединенных Наций, заархивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2011 г. , получено 10 декабря 2007 г.
- ^ Диосдадо Макапагал, Прокламация № 28, объявляющая 12 июня Днем независимости Филиппин , Филиппинская историческая группа Лос-Анджелеса, заархивировано из оригинала 12 мая 2009 г. , получено 11 ноября 2009 г.
- ^ Мануэль С. Саторре-младший, президент Диосдадо Макапагал назначил День независимости РП на 12 июня , .positivenewsmedia.net, заархивировано из оригинала 24 июля 2011 г. , получено 10 декабря 2008 г.
- ^ ЗАКОН ОБ ИЗМЕНЕНИИ ДАТЫ ДНЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ФИЛИППИН С ЧЕТЫРЕХ ИЮЛЯ НА ДВЕНАДЦАТЬ ИЮНЯ И ОБЪЯВЛЕНИИ ЧЕТЫРЕХ ИЮЛЯ ДНЕМ ФИЛИППИНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ С ДАЛЬНЕЙШИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАЗДЕЛА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ ПЕРЕСМОТРЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО КОДЕКСА , Юридическая библиотека Чанроблеса, 4 августа 1964 г. , получено 11 ноября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сэмюэл К. Тан (1987). История Филиппин . Веры-Рейес, Inc. ISBN 978-971-542-568-1 .
- ^ «Филиппинская политика прежде всего» . Архивировано из оригинала 16 марта 2012 года . Проверено 10 марта 2012 г.
- ^ «Хукбалахап» . Все2.com. 8 апреля 2002 года . Проверено 5 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Брильянтес, Алекс Б. младший (1987). Диктатура и военное положение: филиппинский авторитаризм в 1972 году . Кесон-Сити, Филиппины: Дилимана Филиппинского университета Школа государственного управления . ISBN 978-9718567012 .
- ^ Перейти обратно: а б Роблес, Раисса Эспиноза- (2016). Военное положение Маркоса: никогда больше . Роблес, Алан. Кесон-Сити: Филиппинцы за лучшие Филиппины, Inc. ISBN 9786219544313 . OCLC 952277519 .
- ^ «Правда или ложь: была ли засада Энриле в 1972 году сфальсифицирована?» . Исследователь . 8 октября 2012 года . Проверено 5 августа 2019 г.
- ^ Михарес, Примитиво (17 января 2016 г.). Супружеская диктатура Фердинанда и Имельды Маркос (изд. 1976 г.). [Соединенные Штаты]. ISBN 9781523292196 . OCLC 971061147 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Михарес} первый = Примитиво (1976). «Начинается темный век». Супружеская диктатура Фердинанда и Имельды Маркос . Юнион-сквер.
- ^ Брэндс, HW (1992). Связанные с империей: США и Филиппины . Издательство Оксфордского университета. п. 298 . ISBN 978-0-19-507104-7 .
- ^ Долан, Рональд Э., изд. (1991). «28. Прокламация 1081 и военное положение» . Филиппины: страновое исследование . Вашингтон: Генеральный офис Библиотеки Конгресса.
- ^ «Нарушения военного положения не являются «политическими обвинениями», - говорят жертвы Име» . Филстар . 17 октября 2018 года . Проверено 5 августа 2019 г.
- ^ Гвидо, Эдсон Джозеф; де лос Рейес, Че (21 сентября 2017 г.). «Лучшие времена? Данные опровергают экономические «золотые годы» Маркоса » . Новости АБС-ЦБН . Проверено 5 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Талита Эспириту Страстные революции: СМИ, взлет и падение режима Маркоса Афины, Огайо: Издательство Университета Огайо, 2017.
- ^ Дарой, Петронило Бн. (1988). «Накануне диктатуры и революции». В Хавате-де-Диос, Аврора; Дарой, Петронило Бн.; Калав-Тироль, Лорна (ред.). Диктатура и революция: корни народной власти (1-е изд.). Метро Манилы: Конспект. ISBN 978-9919108014 . OCLC 19609244 .
- ^ Перейти обратно: а б «История филиппинского политического протеста» . Официальный вестник Республики Филиппины . Архивировано из оригинала 5 июля 2017 года . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ Ауреус, Леонор Дж., изд. (1985). Филиппинская пресса в осаде II .
- ↑ Рут, Хилтон Л., Три азиатских диктатора: хороший, плохой и злой (16 января 2016 г.). http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2716732
- ^ Марк М. Тернер (1990) Авторитарное правление и дилемма легитимности: дело президента Филиппин Маркоса, The Pacific Review, 3:4, 349–362, DOI: 10.1080/09512749008718886
- ^ Бельтран, JCA; Чинкау, Шон С. (20 октября 2016 г.). «На тенях тирании» . Гидон . Архивировано из оригинала 31 июля 2020 года . Проверено 20 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Оньебади, Уче (14 февраля 2017 г.). Музыка как платформа политической коммуникации . Херши, Пенсильвания. ISBN 978-1-5225-1987-4 . OCLC 972900349 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Мака, Марк (апрель 2018 г.). «Образование в «новом обществе» и политика экспорта рабочей силы Филиппин (1972–1986)» . Журнал международного и сравнительного образования . 7 (1): 1–16. дои : 10.14425/jice.2018.7.1.1 .
- ^ Абуева, Хосе (1979). «Идеология и практика в «новом обществе» ». Розенберг, Дэвид (ред.). Маркос и военное положение на Филиппинах . Итака: Издательство Корнельского университета. стр. 35–36. Хосе Абуева, «Идеология и практика в «новом обществе»», в книге «Маркос и военное положение на Филиппинах», под редакцией Дэвида Розенберга (Итака: Cornell University Press, 1979), стр. 35–36.
- ^ Риклефс, MC (2010). Новая история Юго-Восточной Азии . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-137-01554-9 . OCLC 965712524 .
- ^ «Заявление: предательское захоронение высмеивает борьбу за свободу прессы во время военного положения» . Кодао Продакшнс . 22 ноября 2016 года . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ «Послушайте «Багонг Силанг», самую известную из пропагандистских песен эпохи Маркоса» . Эсквайр Филиппины . 11 сентября 2018 г.
- ^ Бурума, Ян (16 января 1986 г.). «Кто может искупить мать-филиппинку?» . Нью-Йоркское обозрение книг . ISSN 0028-7504 . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Панте, Майкл Д. (21 сентября 2018 г.). «Роль барангая в «новом обществе» Маркоса » . CNN Филиппины . Архивировано из оригинала 24 сентября 2018 года . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Морроу, Пол (16 января 2009 г.). «Махарлика и древняя классовая система» . Пилипинский экспресс . Архивировано из оригинала 19 января 2009 года . Проверено 18 июля 2012 г.
- ^ Вольфганг Бетге. «Король Филипп II и Филиппины» . Литературный мост Филиппины . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ Натан Гилберт Кимпо (2003). «Колониальное название, колониальный менталитет и этноцентризм» . Касама . 17 (3).
- ^ Адель, Розетта. «Искусство обмана – 31 год амнезии» . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Сумаяо, Марко (24 сентября 2018 г.). «Рисунок мифа о Маркосе: Фердинанд прекрасен, Имельда прекрасна » Эсквайр Филиппины . Получено 18 . августа
- ^ Суджич, Деян (3 ноября 2015 г.). Комплекс зданий: как богатые и влиятельные формируют мир . ХК Пингвин Пресс. ISBN 978-1-59420-068-7 .
- ^ Лапенья, Кармела Г.; Аркиса, Ясмин Д. (20 сентября 2012 г.). «Масагана 99, Нутрибун и «строительный комплекс» больниц Имельды » ГМА Новости
- ^ Лико, Жерар (2003). Строительный комплекс: власть, миф и государственная архитектура Маркоса. Издательство Гавайского университета.
- ^ Манапат, Рикардо (1991). Некоторые умнее других: история кланового капитализма Маркоса . Публикации Алетейи. ISBN 978-9719128700 . OCLC 28428684 .
- ^ «Пятнадцатая СОНА; июль 1980 года» . Говор.тел. 28 июля 1980 года . Проверено 5 июня 2012 г.
- ^ Эсгерра, EF (1980). «Некоторые заметки о программе Масагана 99 [рис] и доступе мелких фермеров к кредитам [Филиппины]» . Филиппинское социологическое обозрение (Филиппины) . Проверено 19 сентября 2017 г.
- ^ Дэвидсон, Джейми С. (2 января 2016 г.). «Почему Филиппины предпочитают импортировать рис». Критические азиатские исследования . 48 (1): 100–122. дои : 10.1080/14672715.2015.1129184 . ISSN 1467-2715 . S2CID 155783676 .
- ^ Рейес, Мигель Паоло П.; Ариате, Джоэл Ф. младший; Дель Мундо, Лара Винда. « Успех Масаганы 99 — все в голове Имее – исследователи UP» . Вера Файлс. Архивировано из оригинала 24 мая 2020 года . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Тадем, Эдуардо К. (2 сентября 2015 г.). «Маркосесу следует извиниться перед филиппинскими фермерами» . Исследователь . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бойс, Джеймс К. (1993). Политическая экономия роста и обнищания в эпоху Маркоса . Издательство Университета Атенео де Манилы. п. 10. ISBN 978-971-550-096-8 .
- ^ См. Хатчкрофт, Пол Дэвид (1998). Грабительский капитализм: банковская политика на Филиппинах . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-3428-0 .
- ^ «Указ № 255» . Проект LawPhil - Lawphil.net. 25 июля 1987 года . Проверено 5 июня 2012 г.
- ^ «18 истин о радикальных переменах на основном радио» . radioonlinenow.com. 26 февраля 2011 г.
- ^ «Радио в наши дни похоже на наркотик, вызывающий привыкание, но без хороших последствий – сержант Пеппер» . (цитируется с разрешения)
- ^ «Акино хочет, чтобы на радио звучало больше филиппинской музыки» . Манильский бюллетень . 10 мая 2010 года . Проверено 5 июня 2012 г.
- ^ Рождественская станция ABS-CBN ID 2010 «В это Рождество филиппинцы засияют» . АБС-CBN Развлечения . 4 ноября 2010 г. Проверено 9 февраля 2024 г. - через YouTube .
- ^ «Непатриотическое редактирование и репортаж» . Манила Таймс . 13 апреля 2012. Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 года . Проверено 14 апреля 2012 г.
- ^ Ренье Аллан Ронда (15 февраля 2013 г.). «Книжный магазин достает китайские глобусы» . Филиппинская звезда . Проверено 15 февраля 2013 г.
- ^ Фэт Рейес (14 февраля 2013 г.). «Национальный книжный магазин достает глобусы китайского производства» . Филиппинский ежедневный опросник . Проверено 15 февраля 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Банкофф, Грег; Уикли, Кэтлин (22 ноября 2017 г.). Постколониальная национальная идентичность на Филиппинах: празднование столетия независимости . Рутледж. ISBN 9781351742092 .
- Салонга, Эйлин О. (2016). «Служение миру, служение нации: повседневный национализм и английский язык в филиппинских офшорных колл-центрах» . В Мирчандани, Киран; Плакат, Уинифред (ред.). Границы на службе: Постановления о государственности в транснациональных колл-центрах . Университет Торонто Пресс. ISBN 9781487520595 .