Испанский флот сокровищ
Испанский флот сокровищ , или Вест-Индский флот ( испанский : Flota de Indias , также называемый серебряным флотом или пластинчатым флотом ; от испанского: plata означает «серебро»), представлял собой систему конвоев морских путей, организованную Испанской империей с 1566 по 1566 год. 1790 г., который связал Испанию с ее территориями в Америке через Атлантику . Конвои представляли собой грузовые флоты общего назначения, используемые для перевозки широкого спектра товаров, включая сельскохозяйственные товары, пиломатериалы , различные металлические ресурсы, такие как серебро и золото , драгоценные камни , жемчуг , специи , сахар , табак , шелк и другие экзотические товары из-за границы. территории Испанской империи до материковой части Испании . Испанские товары, такие как нефть, вино, текстиль, книги и инструменты, перевозились в противоположном направлении. [1] [2]
Вест-Индский флот был первым постоянным трансатлантическим торговым маршрутом в истории. Точно так же связанная с этим торговля галеонами в Маниле была первым постоянным торговым маршрутом через Тихий океан. Испанский флот в Вест- и Ост-Индии считается одним из самых успешных военно-морских операций в истории. [3] [4] и, с коммерческой точки зрения, они сделали возможными ключевые компоненты сегодняшней глобальной экономической системы. [5]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Испанские корабли перевозили товары из Нового Света со времени первой экспедиции Христофора Колумба в 1492 году. Организованная система конвоев возникла в 1564 году, но Испания стремилась защитить судоходство и до этого, организовав защиту вокруг крупнейшего карибского острова, Кубы , и морской регион юга Испании и Канарских островов из-за нападений пиратов и иностранных военно-морских сил. [6] В 1560-х годах испанское правительство создало систему конвоев в ответ на разграбление Гаваны французскими каперами .
Основные процедуры были установлены на основе рекомендаций Педро Менендеса де Авилеса , опытного адмирала и личного советника короля Филиппа II . [7] Флоты с сокровищами плыли по двум морским путям. Главным из них был флот Карибской Испанской Вест-Индии , или Flota de Indias , который двумя конвоями отправлялся из Севильи , где базировался Casa de Contratación , направляясь в такие порты, как Веракрус , Портобело и Картахена, прежде чем встретиться в Гаване , чтобы вместе вернуться в Испанию. [8] Второстепенным маршрутом был путь Манильских галеонов или Галеон-де-Манила , который связывал Филиппины с Акапулько в Мексике через Тихий океан . Из Акапулько азиатские товары были перегружены поездом мулов в Веракрус, где их погрузили на карибский флот сокровищ для отправки в Испанию. [9] [7] Чтобы лучше защитить эту торговлю, Педро Менендес де Авилес и Альваро де Базан разработали окончательную модель галеона в 1550-х годах. [10]
Подрядный дом
[ редактировать ]Испания контролировала торговлю через Casa de Contratación, расположенную в Севилье , речной порт на юге Испании. По закону колонии могли торговать только с Севильей, единственным портом метрополии. [11] Морская археология показала, что количество перевозимых товаров иногда превышало зарегистрированное в Archivo General de Indias . Испанские купцы и испанцы, выступавшие прикрытием ( cargadores ) для иностранных купцов, отправляли на этих флотах свои товары в Новый Свет. Некоторые прибегали к контрабанде , чтобы перевезти свои грузы без уплаты налогов. [12] Корона Испании облагала налогом товары и драгоценные металлы частных торговцев по ставке 20%, налог, известный как квинто-реал или королевская пятая часть. [13]
К концу 16 века Испания стала богатейшей страной Европы. [14] Большая часть богатства от этой торговли использовалась испанскими Габсбургами для финансирования армий для защиты своих европейских территорий в 16 и 17 веках от Османской империи и большинства крупных европейских держав. Поток драгоценных металлов в Испанию и из нее также стимулировал европейскую экономику в целом. [15]
Поток драгоценных металлов сделал богатыми многих торговцев как в Испании, так и за рубежом. В результате открытия драгоценных металлов в Испанской Америке денежная масса Испании увеличилась в десять раз. [16] Увеличение количества золота и серебра на иберийском рынке вызвало высокую инфляцию в 17 веке , что отразилось на экономике Испании. [17] Как следствие, Корона была вынуждена отложить выплату некоторых крупных долгов, что имело негативные последствия для ее кредиторов, в основном иностранных банкиров. К 1690 году некоторые из этих кредиторов больше не могли предлагать финансовую поддержку Короне. [18] Испании Монополия над своими колониями в Вест-Индии и Ост-Индии продолжалась более двух столетий.
Упадок, возрождение и отмена
[ редактировать ]Экономическое значение экспорта позже снизилось из-за падения добычи на американских рудниках драгоценных металлов, таких как Потоси . [19] Однако в первые годы рост торговли был сильным. В 1550 году флот насчитывал 17 кораблей, а к концу века флот расширился до более чем 50 гораздо более крупных судов. Ко второй половине 17 века это число сократилось до менее чем половины своего пика. [20] По мере того, как экономические условия постепенно восстанавливались после последних десятилетий 17-го века, операции флота снова медленно расширялись, снова став заметными во время правления Бурбонов в 18-м веке. [21]
Испанская торговля товарами иногда находилась под угрозой со стороны ее колониальных соперников, которые пытались захватить острова в качестве баз вдоль Испанской магистрали и в Испанской Вест-Индии . Однако атлантическая торговля практически не пострадала. Англичане приобрели небольшие острова, такие как Сент-Китс , в 1624 году; изгнанные в 1629 году, они вернулись в 1639 году и захватили Ямайку в 1655 году. Французские пираты обосновались в Сен-Доминго в 1625 году, были изгнаны только для того, чтобы вернуться позже, а голландцы оккупировали Кюрасао в 1634 году. Другие потери для иностранных держав произошли позже. В 1713 году в рамках Утрехтского договора после войны за испанское наследство испанская корона была вынуждена пойти на уступки, включая торговые привилегии для Англии , что нарушило предыдущую испанскую монополию на легальную торговлю со своими колониальными владениями. [22] В 1739 году во время войны за ухо Дженкина . [22] Британские адмиралы Фрэнсис Хозье , а затем Эдвард Вернон блокировали Портобелло, пытаясь помешать обратному отплытию флота с сокровищами. В 1741 году кампания Вернона против Картахены-де-Индиас закончилась поражением с большими потерями в людях и кораблях. Испания справилась с временным британским захватом Гаваны и Манилы (1762–1764 гг.) Во время Семилетней войны , используя большее количество меньших флотов, посещающих большее количество портов.
Окончание Войны за испанское наследство в 1713 году ознаменовало начало правления династии Бурбонов над Испанской империей, что повлекло за собой реформы Бурбонов . Эти реформы, призванные остановить упадок Испании и увеличить налоговые поступления, привели к ряду изменений в системе флота на протяжении 18 века. [22] Филипп V начал реформы, отправив следователей для отчета о ситуации в Испанской Америке, которые вернули доказательства мошенничества. [22] Он и последующие короли Бурбонов, в частности, включая Карла III , предпримут согласованные усилия по централизации управления Испанской Америкой и более эффективному налогообложению прибылей от зарубежной торговли. [22] Одной из этих реформ было предоставление торговых монополий в определенных регионах торговым компаниям, управляемым полуостровами , таким как компания Гипускоан . [22] Другой вариант связан с более широким использованием зарегистрированных судов, или navíos de registro , путешествующих в одиночку за пределами системы флота для перевозки товаров. [23] Эти реформы постепенно снизили зависимость от сопровождаемых конвоев системы флота. [22] В 1780-х годах Испания открыла свои колонии для более свободной торговли. [24] В 1790 году Casa de Contratación был упразднен, что положило конец огромным грузовым конвоям общего назначения. После этого небольшие группы военно-морских фрегатов были выделены специально для переброски слитков по мере необходимости. [25]
Флоты
[ редактировать ]Ежегодно из Испании покидали два флота, груженные европейскими товарами, пользующимися спросом в Испанской Америке; их охраняли военные корабли. Ценные грузы из Америки, в первую очередь серебро из Мексики и Перу , были отправлены обратно в Испанию. Флоты из пятидесяти или более кораблей отплыли из Испании: один направлялся в мексиканский порт Веракрус, а другой - в Панаму и Картахену. [26] Из испанских портов Севильи и Кадиса два флота, направлявшиеся в Америку, вместе плыли вдоль побережья Африки и останавливались на испанской территории Канарских островов для запаса продовольствия перед переходом через Атлантику. Как только два флота достигли Карибского моря, флоты разделились. Флот Новой Испании отправился в Веракрус не только серебро и ценный красный краситель кошениль , но также фарфор и шелк, доставленные из Китая в Мексике, чтобы погрузить на манильские галеоны . Азиатские товары доставлялись по суше из Акапулько в Веракрус на поезде мулов. [27]
Флот Tierra Firme , или галеоны, отправился в Картахену, чтобы погрузить южноамериканские товары, особенно серебро из Потоси . Некоторые корабли отправились в Портобелло на карибском побережье Панамы, чтобы загрузить перуанское серебро. Его доставили из порта Кальяо на тихоокеанском побережье и перевезли на муле через Панамский перешеек. Другие корабли отправились на карибский остров Маргарита , недалеко от побережья Венесуэлы , чтобы собрать жемчуг , добытый на морских устричных пластах. После завершения погрузки оба флота направились в Гавану (Куба), чтобы встретиться перед возвращением в Испанию. [28]
Путешествие по суше на поезде с мулами, а также припасы, предоставленные местными фермерами для подготовки флота к длительным океанским путешествиям, оживили экономику колониальной Испанской Америки. Для приготовления и перевозки товаров требовались носильщики, трактирщики и продукты питания, чтобы облегчить путешествие. [27] Однако в Мексике в 1635 году произошло увеличение налога с продаж , взимаемого для финансирования флота Армады Барловенто. [29]
Между 1703 и 1705 годами испанский корсар Амаро Парго начал участвовать в составе Вест-Индского флота. В этот период он был владельцем и капитаном фрегата Эль Аве Мария и Лас Анимас , корабля, на котором он отплыл из порта Санта-Крус-де-Тенерифе в Гавану . Он реинвестировал доходы от канарско-американской торговли в свои поместья, посвященные выращиванию виноградных лоз Мальвазия и Видуэньо , чья винодельческая продукция (в основном Видуэньо) отправлялась в Америку . [30]
Поток испанских сокровищ
[ редактировать ]Уолтон [31] приводит следующие цифры в песо. За 300-летний период песо или восьмерка содержала около 25 граммов серебра, примерно столько же, сколько немецкий талер и голландский рейксдалдер . Один галеон может перевозить 2 миллиона песо. Современная приблизительная стоимость примерно 4 миллиардов песо, добытых за этот период, составит 530 миллиардов долларов или 470 миллиардов евро (на основе цен на серебро в слитках в мае 2015 года). Из 4 миллиардов произведенных песо 2,5 миллиарда было отправлено в Европу, из которых 500 миллионов было отправлено через Африку в Азию. Из оставшихся 1,5 миллиардов 650 миллионов отправились напрямую в Азию из Акапулько, а 850 миллионов остались в Западном полушарии. Небольшая часть богатства осталась в Испании. Из 11 миллионов, прибывших в 1590 году, 2 миллиона отправились во Францию для импорта, 6 миллионов — в Италию для импорта и военных расходов, из которых 2,5 пошли по Испанской дороге в Нидерланды и 1 миллион — в Османскую империю . 1,5 миллиона было отправлено из Португалии в Азию. Из 2 миллионов песо, поступивших в Голландскую Республику в том году, 75% пошли на Балтику для военно-морских запасов, а 25% - в Азию. Доход испанской короны из всех источников составлял около 2,5 млн песо в 1550 г., 14 млн в 1590-е гг., около 15 млн в 1760 г. и 30 млн в 1780 г. В 1665 г. долги испанской короны составляли 30 млн песо краткосрочных и 300 миллионов в долгосрочной перспективе. Большую часть продукции Нового Света составляло серебро, но Колумбийские рудники добывали в основном золото. В следующей таблице приведены предполагаемые легальные объемы производства. Это обязательно исключает контрабанду, которая приобретала все большее значение после 1600 года. Корона по закону получала одну пятую ( квинто-реал ) у источника и получала еще больше за счет других налогов.
От | К | 1550 | 1600 | 1700 | 1790 |
---|---|---|---|---|---|
Перу | Гавана | 1,650,000 | 8,000,000 | 4,500,000 | незначительный |
Колумбия | Гавана | 500,000 | 1,500,000 | 1,500,000 | 2,000,000 |
Мексика | Гавана | 850,000 | 1,500,000 | 3,000,000 | 18,000,000 |
Гавана | Испания | 3,000,000 | 11,000,000 | 9,000,000 | 20,000,000 |
Европа | Азия | 2,000,000 | 1,500,000 | 4,500,000 | 7,000,000 |
Перу | Акапулько | – | 3,500,000 | ? | ? |
Акапулько | Филиппины | – | 5,000,000 | 2,000,000 | 3,000,000 |
Потери
[ редактировать ]Несмотря на общее мнение, что многие испанские галеоны были захвачены иностранными каперами и пиратами , относительно небольшое количество кораблей было потеряно врагами Испании в течение флота двух с половиной столетий работы ; еще больше галеонов флота было потеряно из-за ураганов. Лишь голландскому адмиралу Питу Хейну удалось захватить целый флот в битве в заливе Матансас в 1628 году, после чего его груз был доставлен в Голландскую республику . [32] Английский адмирал Роберт Блейк дважды атаковал флот, в битве при Кадисе в 1656 году и в битве при Санта-Крус-де-Тенерифе в 1657 году, но он захватил только один галеон, и испанским офицерам удалось предотвратить попадание большей части серебра в английский флот. руки. [33]
Флот Вест-Индии был уничтожен в битве при заливе Виго в 1702 году во время войны за испанское наследство , когда он был застигнут врасплох в порту, разгружающем свои товары, но испанские моряки уже выгрузили большую часть его груза, включая все серебро. [34] Ни одна из этих атак не произошла в открытом море. Что касается манильских галеонов, то только четыре из них были захвачены британскими военными кораблями: « Санта-Анна» Томаса Кавендиша в 1589 году, « Энкарнасьон» Вудса Роджерса в 1709 году, « Ковадонга» Джорджа Энсона в 1743 году и « Сантисима Тринидад» в 1762 году. попытки захватить Росарио в 1704 году и Бегонию в 1710 году были сорваны. [35]
Знаменитые кораблекрушения
[ редактировать ]Обломки испанских кораблей с сокровищами, затонувших в морском бою или, что чаще всего, в результате штормов (в том числе тех, которые произошли в 1622, 1715 , 1733 и 1750 годах). [36] будучи одними из худших), являются главной мишенью для современных охотников за сокровищами . Многие из них, такие как Нуэстра-Сеньора-де-Аточа и Санта-Маргарита , были спасены . [37] В августе 1750 года по крайней мере три испанских торговых судна сели на мель в Северной Каролине во время урагана. Сальвадор [38] [39] затонул недалеко от мыса Лукаут , « Нуэстра-Сеньора-де-Соледад» сошла на берег недалеко от современного Кор-Бэнкс , а « Нуэстра-Сеньора-де-Гуадалупе» сошла на берег недалеко от современного Окракока . [40]
Корабль сокровищ «Энкарнасьон»
[ редактировать ]Затонувшее испанское торговое судно Encarnación , входившее в состав флота Tierra Firme , было обнаружено в 2011 году. Большая часть груза все еще находилась на борту, а часть корпуса не пострадала. « Энкарнасьон» затонул в 1681 году во время шторма недалеко от устья реки Чагрес на карибской стороне Панамы. « Энкарнасьон » затонул на глубине менее 40 футов. [41] [42] Остатки « Урка-де-Лима» флота 1715 года и « Сан-Педро» флота 1733 года , найденные охотниками за сокровищами, теперь охраняются как подводные археологические заповедники Флориды . [43]
Капитан
[ редактировать ]Капитана ; ( Эль Руби ) был флагманом флота 1733 года он сел на мель во время урагана возле Аппер-Матекум-Ки , а затем затонул. Во время урагана погибли трое мужчин. После этого дайверы извлекли на борт большую часть сокровищ.
Капитана был первым из 1733 кораблей, который был снова найден в 1938 году . Спасатели извлекали предметы с затонувшего корабля более 10 лет. Дополнительное золото было обнаружено в июне 2015 года. Местоположение судна: 24°55,491' северной широты, 80°30,891' западной долготы. [44] [45] [46]
Святой Иосиф
[ редактировать ]« Сан-Хосе» был потоплен в 1708 году британскими войсками недалеко от побережья Колумбии. Его обломки были обнаружены в 2015 году и, как полагают, содержат рекордные 17 миллиардов долларов США в золоте, серебре и других драгоценных камнях. Его место – национальная тайна. [47] В ноябре 2023 года правительство Колумбии попытается вернуть сокровище. [48]
Богоматерь чудес
[ редактировать ]« -лас-Маравилляс Нуэстра-Сеньора - де » (англ. «Богоматерь чудес »), столкнувшаяся с другим кораблем флота, получила повреждение корпуса и затонула в коралловом рифе у Багамских островов в январе 1656 года. [49] Груз корабля, насчитывающий почти 3,5 миллиона предметов, был обнаружен в период с 1650-х по 1990-е годы, а последние находки будут выставлены в Морском музее Багамских островов. [50]
См. также
[ редактировать ]- Черное сиденье
- Альваро де Базан
- Список ураганов в Атлантике до 1600 г.
- Луис Фахардо
- Манильский галеон
- Пиратство в Карибском море
- Португальская Индия Вооружена
- Святой Стефан
Примечания
[ редактировать ]- ^ Маркс, Роберт: Сокровище, потерянное в море: погружение к местам величайших кораблекрушений мира. Книги Светлячка, 2004, стр. 66. ISBN 1-55297-872-9
- ^ Маркс, Роберт: Флоты с сокровищами Испанской магистрали. Мировой паб. Компания, 1968 г.
- ^ Уолтон, с. 189
- ^ Констам, Ангус и Кордингли, Давив (2002). История пиратов . Лайонс Пресс, стр. 68. ISBN 1-58574-516-2
- ^ Уолтон, с. 191
- ^ Джон Р. Фишер, «Система флота (Флота)», в Энциклопедии латиноамериканской истории и культуры , том. 2, с. 575.
- ^ Перейти обратно: а б Уолтон, стр. 46–47.
- ^ Нолан, Катал: Эпоха религиозных войн, 1000–1650: энциклопедия глобальных войн и цивилизации. Издательская группа Greenwood , 2006, стр. 177. ISBN 0-313-33733-0
- ^ Боррелл, Миранда: Величие вице-короля Мексики: сокровища из музея Франца Майера. Техасский университет Press , 2002, стр. 23. ISBN 0-89090-107-4
- ^ Уолтон, с. 57
- ^ Уолтон, стр. 30
- ^ Карраско Гонсалес, Мария Гуадалупе: Торговцы и деловые дома в Кадисе, 1650–1700. Служба публикаций УЦА, 1997, стр. 27–30. ISBN 84-7786-463-2 (на испанском языке)
- ^ Уолтон, страница 226.
- ^ Дэнбом, Дэвид Б.: Рожденный в деревне: история сельской Америки. Издательство Университета Джонса Хопкинса , 2006, стр. 20. ISBN 0-8018-8458-6
- ^ Вернхэм, РБ (1968). Новая Кембриджская современная история: Том 3, Контрреформация и ценовая революция, 1559–1610 гг . Архив Кубка. стр. 24–28. ISBN 0521045436 .
- ^ Чен, Яо; Пальма, Нуно; Уорд, Феликс (2021). «Реконструкция денежной массы Испании, 1492–1810» . Исследования по экономической истории . 81 : 101401. doi : 10.1016/j.eeh.2021.101401 . hdl : 10451/48810 . ISSN 0014-4983 . S2CID 235315822 .
- ^ Уолтон, стр. 84–85.
- ^ Уолтон, страница 145
- ^ Уолтон, страница 136.
- ^ Уолтон, стр. 138.
- ^ Уолтон, стр. 177.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Буркхолдер, Марк А.; Джонсон, Лайман Л. (2019). Колониальная Латинская Америка (Десятое изд.). Нью-Йорк. ISBN 978-0-19-064240-2 . OCLC 1015274908 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мутукиас, Закариас (1988). «Власть, коррупция и торговля: создание местной административной структуры в Буэнос-Айресе семнадцатого века» . Латиноамериканское историческое обозрение . 68 (4): 771–801. дои : 10.2307/2515681 . ISSN 0018-2168 . JSTOR 2515681 .
- ^ Бакл, Томас: История цивилизации в Англии. Паркер, Сын и Борн, 1861, т. 2, стр. 93–94.
- ^ Уолтон, стр. 180
- ^ Гибсон, Чарльз . Испания в Америке . Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1966, с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б Сейяс, Татьяна (2 января 2016 г.). «Таверны, мулы и снаряжение для путешествия: местная экономика Манильского галеона в Мексике» . Колониальный латиноамериканский обзор . 25 (1): 56–76. дои : 10.1080/10609164.2016.1180787 . ISSN 1060-9164 . S2CID 163214741 .
- ^ «Тропа испанских галеонов 1733 года – латный флот» . info.flheritage.com . Проверено 13 мая 2015 г.
- ^ Джон Джей ТеПаске, «Алькабалы» в Энциклопедии латиноамериканской истории и культуры, том. 1, с. 44. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1996.
- ^ Де Пас Санчес, Мануэль; Гарсиа Пулидо, Даниэль (2015). Капер Божий. Документы об Амаро Родригесе Фелипе (1678-1747) . Документы по истории Канарских островов. Франсиско Хавьер Масиас Мартин (ред.). Канарские острова: Исторический архив провинции Санта-Крус-де-Тенерифе. ISBN 978-84-7947-637-3 . Проверено 8 июня 2016 г.
- ^ Тимоти Р. Уолтон, Испанский флот сокровищ , 1994 г.
- ^ Уолтон, страница 121
- ^ Уолтон, страница 129
- ^ Уолтон, стр. 154–155.
- ^ Мюррей
- ^ «Тропа испанского галеона 1733 года – флот 1733 года» . info.flheritage.com . Проверено 13 мая 2015 г.
- ^ Уолтон, стр. 216–217.
- ^ «Сальвадор » Интерсал, ООО
- ^ Вулвертон, Пол (11 ноября 2019 г.). «Верховный суд Северной Каролины возобновляет иск по поводу корабля Черной Бороды и потерянного испанского корабля с сокровищами» . Фейетвиллский обозреватель . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Хейт, Джуди (6 января 2012 г.). «Кораблекрушения в Северной Каролине: испанские галеоны ~ 18 августа 1750 года» . NorthCarolinashipwrecks.blogspot.com .
- ^ Учар, Виктор (18 мая 2015 г.). «Они находят испанский корабль, потерпевший кораблекрушение в 1681 году недалеко от Панамы» . www.elmundo.es (на испанском языке). Мир . Проверено 29 мая 2015 г.
- ^ Ли, Джейн Дж. (12 мая 2015 г.). «Редкое испанское кораблекрушение 17 века, обнаруженное у берегов Панамы» . Национальные географические новости . Архивировано из оригинала 15 мая 2015 года . Проверено 13 мая 2015 г.
- ^ «Испанский флот сокровищ 1715 и 1733 годов: катастрофы на море» . nps.org . Проверено 15 июля 2015 г.
- ^ «Тропа испанского галеона 1733 года – Капитана» . info.flheritage.com . Проверено 30 июля 2015 г.
- ^ Ли, Джейн Дж. (28 июля 2015 г.). «300-летнее испанское кораблекрушение содержит сокровища на миллион долларов» . Национальные географические новости . Архивировано из оригинала 29 июля 2015 года . Проверено 30 июля 2015 г.
- ^ Плучинска, Джоанна (28 июля 2015 г.). «Найдено испанское золото, потерпевшее кораблекрушение» . TIME.com . Проверено 30 июля 2015 г.
- ^ « Святой Грааль» затонувших кораблей, найденный у берегов Колумбии» . Новости CBS . Ассошиэйтед Пресс. 6 декабря 2015 года . Проверено 9 декабря 2015 г.
- ^ Висс, Джим (3 ноября 2013 г.). «Колумбия ускоряет реализацию плана по возвращению затонувших сокровищ на сумму до 20 миллиардов долларов» . Блумберг . Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ Меган С. Хиллз (3 августа 2022 г.). «Клад бесценных сокровищ, найденный после 350-летнего испанского кораблекрушения» . CNN . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ «Клад бесценных сокровищ, найденный после 350-летнего испанского кораблекрушения» . CNN . 3 августа 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эндрюс, Кеннет Р. Испанский Карибский бассейн: торговля и грабеж, 1530–1630 гг . 1978.
- Рыба, Ширли. Галеоны Манила-Акапулько: корабли-сокровища Тихого океана с аннотированным списком транстихоокеанских галеонов 1565–1815 гг . Центральный Милтон-Кейнс, Англия: Авторский дом, 2011.
- Фишер, Джон Р. «Система флота (Флота)» в Энциклопедии латиноамериканской истории и культуры , том. 2, с. 575. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1996.
- Харинг, Кларенс . Торговля и мореплавание между Испанией и Индией во времена Габсбургов (1918 г.)
- Харинг, Кларенс. Испанская империя в Америке, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1947 г.
- Мюррей, Пол. Испанские мореплаватели: от открытия Америки до Трафальгара. 1492–1805. Наблюдения и размышления. Мексика, 1976 г.
- Шурц, Уильям Литл. Манильский галеон . Нью-Йорк: EP Dutton & Co., Inc., 1939.
- Уолтон, Тимоти Р.: Испанский флот сокровищ. Ананас Пресс Инк, 2002. ISBN 1-56164-261-4
- Вятт, Джек Дж.: Львы в воде. Беспорядковые приключения, 2020. ISBN 979-8607182045
- Зарин, Синтия. «Зеленые мечты», The New Yorker , 21 ноября 2005 г., стр. 76–83 , www.newyorker.com.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Атака флота Тьерра Фирма в 1708 году. Королевское географическое общество Южной Австралии.
- Две фирмы ищут корабль , Carolina Coast Online
- Охотник за сокровищами в гонке за сокровищами , Google
- Филип Мастерс, настоящий любитель истории, умер в возрасте 70 лет , New York Times
- Кораблекрушения и сокровища: испанский флот сокровищ 1750 года
- Охотник за сокровищами, нашедший пиратский корабль Чёрной Бороды, подал в суд на штат на 8,2 миллиона долларов , Fayetteville Observer
- Законодатели вступают в судебную тяжбу из-за корабля Черной Бороды , News & Observer
- Фотограф подал в суд на государство за кадры кораблекрушения «Черной Бороды» , WRAL-TV
- Закон Чёрной Бороды разъяснит контроль над правами СМИ на кораблекрушения , News & Record
- Споры по поводу мести Чёрной Бороды за королеву Анну продолжаются , Public Radio East
- В Северной Каролине готовятся фотографии битвы из-за кораблекрушения , новости здания суда
- Споры о грабежах преследуют место крушения корабля Черной Бороды , Зондирование