Корсары Алжира
Корсары Алжира | |
---|---|
Тайфа Раиса | |
![]() Корсар из Алжира | |
Активный | 1516–1830 |
Расформирован | Де-юре 1830 г. |
Страна | ![]() |
Верность | Вакиль аль-Харадж, или министр военно-морского флота Алжира и иностранных дел, Капудан-рейс, «адмирал, иерархический руководитель всех Рейсов» |
Основное расположение | Алжир |
Оборудование | Ятаган , Нимча , кабильский мушкет и другое оружие местного производства. |
Помолвки | Алжирская экспедиция (1541 г.) Битва при Лепанто (1571 г.) Оджак Алжирской революции Франко-алжирская война 1681–1688 гг. Вторжение в Алжир (1775 г.) Битва у мыса Гата (1815 г.) Бомбардировка Алжира (1816 г.) Вторжение в Алжир в 1830 году. |
Командиры | |
Примечательный командиры | Оруч Рейс Хайреддин Барбаросса Очки Ян Янсзон Али Битчин Меццо Морто Хусейн Паша Раис Хамиду |
Таифа Раис ( араб . طائفة الريس , сообщество капитанов-корсаров ) или Раис сокращенно — берберийские пираты , базировавшиеся в Османском Алжире , которые занимались пиратством и работорговлей в Средиземном море с 16 по 19 век. . Это была этнически смешанная группа мореплавателей, включавшая в основном «ренегатов» из европейских провинций Средиземноморья и Северного моря , а также меньшинство турок и мавров. Такие экипажи имели опыт морских боев, что делало Алжир грозной пиратской базой. Ее деятельность была направлена против Испанской империи , но она не оставляла без внимания и побережья Сицилии , Сардинии , Неаполя и Прованса . Именно тайфа посредством своих захватов поддерживала процветание Алжира и его финансы.
Корсарская тайфа Алжира теоретически достигла зенита своего могущества в первой половине XVII века как османская военная элита. Вплоть до 1626 года алжирский корсар-адмирал ( Капудан-раис ) был инвестирован османским султаном и подчинялся Капудан-паша Османской империи. Часто бывшие рабы-христиане продвигались по иерархической лестнице таифа , адмиралы и их корсары были мощной военной и политической силой в регентстве Алжира и могли даже бросить вызов авторитету паши и оджакского янычарского корпуса.
Пираты или каперы?
[ редактировать ]Государственное учреждение
[ редактировать ]Создание Регентства Алжира братьями Барбароссой дало мусульманскому корсо прочную территориальную базу, которая с самого начала была организована для самообороны, а также для священной войны ; описывается как аль-джихад фил-бахр ( священная война на море ) против Испанской империи и христианских рыцарей, продолжавших дело крестовых походов . [1] Во времена Хайреддина Барбароссы и его непосредственных преемников раи были неотъемлемой частью османского флота, но к 17 веку они стали отдельной группой. [2] В отличие от Османского Туниса , где каперам разрешалось оборудовать собственные пиратские корабли, пиратство в Османском Алжире было монополией государства. Капудан -раис (адмирал, иерархический руководитель всех рейсов ) , или капитан судов, часто, после паши, был самым важным человеком в Диване Алжира. [3] Таким образом, корсо стало постоянным учреждением Регентства Алжира, а его основной доход был включен в государственный бюджет. Обогатив тех, кто о нем заботился, и вернув в казну одну пятую своих доходов, корсо фактически создал государство Алжир. [4] и был необходим для его существования, к развитию которого стремились все усилия правительства. Это была также деятельность, от которой во многом зависело экономическое и политическое процветание оджака, а также его религиозный престиж. [5]
Юридический статус
[ редактировать ]Европейские авторы продолжали рассматривать османские регентства как «притона пиратов», а их действия - как «африканский бандитизм», но Франция, Голландская республика и Англия заключили мирные договоры с североафриканскими регентствами в 17 веке. Эти договоры побудили теоретиков права в Европе изменить свои взгляды на общий статус регентств. Гуго Гроций косвенно признал, что Алжир осуществлял Jus ad bellum суверенной власти через своих корсаров. Договоры также оказали влияние на развитие морского права и международного права . [6] [7]
Ирландский юрист Чарльз Моллой писал в 1682 году об этих изменениях в отношении: «Пираты, которые превратились в государственное правительство, как в Алжире, Салли, Триполи, Тунисе и т.п.», и не должны «получать права торжественных мероприятий». войны». Он добавил: [8] [9]
Тунис и Триполи и их сестра Алжир в наши дни (хотя и «Пиратские гнезда») получают право дипломатической миссии, продемонстрированное договорами, заключенными Британией с Тунисом и Триполи. Это делает их не пиратами (врагами человечества), но дает им статус врагов (на войне): так что теперь (хотя они и являются пиратами), хотя и приобрели репутацию правительства, их нельзя должным образом считать пиратами, а врагами.
В 1737 году голландский юрист и теоретик права Корнелиус ван Бинкершук писал:
Народы Алжира, Триполи, Туниса и Сали — это не пираты, а, скорее, организованные государства, имеющие фиксированную территорию, на которой существует установленное правительство и с которыми, как и с другими нациями, мы (т. е. Генеральный штат ) то в мире, то в состоянии войны. Следовательно, они, похоже, имеют право на права независимых государств.
Таким образом, «корсо» приобрело как религиозное, так и легитимное измерение, что, в свою очередь, придало ему международное измерение, которое свело на нет неверный и беззаконный характер пиратства в отношении алжирских и других варварских корсаров. [10]
Французский историк Дианель Панзак, хотя и признавал, что берберийские корсары по своим методам почти не отличались от пиратов, которые еще отличались « черным флагом, неопределенной национальностью, вандализмом корабля и особенно убийством экипажа с целью не оставить следов». Тем не менее , они уважали административные и дипломатические рамки, с которыми были связаны североафриканские регентства, поэтому берберийские военные корабли были классифицированы как каперские, а не пиратские корабли. [11]
Корсарское государство Алжир
[ редактировать ]
Общие характеристики
[ редактировать ]Османский султан издал фирман (королевский указ), назначив правителя управлять Алжиром. Этот губернатор мог иметь звание бейлербея, затем паши, и его первоначальное назначение обычно длилось три года, после чего оно могло быть продлено или отменено. Султан ожидал от правителя послушания, особенно в вопросах внешней политики; ежегодная финансовая дань Стамбулу; а также корабли и люди для его флота, когда они требовались. В противном случае правителю была предоставлена свобода действий, чтобы управлять так, как он считал нужным. [12] На практике раи и оджаки действовали автономно, и паша постепенно терял свою власть. [13] После оджакской революции 1659 года правитель был избран, и султан лишь подтвердил это избрание как знак своей легитимности, однако не имея какого-либо эффективного управления Алжиром. [14]
Правительство Регентства стало военно-морской державой и направило свою основную деятельность на море. Начиная с XVI века, растущий объем международной торговли, череда политических кризисов, ведущих к вооруженным конфликтам, территориальные аппетиты некоторых государств и тенденции к гегемонии в Средиземноморье сделали создание и поддержание действующего военно-морского флота необходимым, способным защита определенной политики, которая может заключаться в поддержании следующего: [4]
- Защита территории, особенно береговой линии,
- Поддержка мусульман Испании, атакованных религиозным фанатизмом их завоевателей.
- Присутствие рядом с османским султаном перед лицом его противников,
- Управление навигацией, чтобы отличить друзей от врагов,
- Возглавляет корсо-войну против Европы.
Цепочка подчинения
[ редактировать ]Правителем руководил Диван - правительственный совет, в то время как другой совет, известный как тайфа, отвечал за военно-морские или каперские вопросы. Тайфа регентства состояла из старших капитанов-каперистов порта во главе с капуданом Раисом или местным адмиралом (также известным как раис аль-бахрия или капитан морской пехоты). [12] Прямой доступ к паше давал капитанам-каперам значительное влияние в регентстве. Правителя также консультировал ага , или главнокомандующий алжирских янычаров Оджака , в обязанности которого входил ежегодный сбор налогов и обеспечение безопасности регентства. Ага также контролировала администрацию города Алжира и его окрестностей (известного как Дар-эс-султан) и председательствовала на заседаниях Дивана. [15] Тем временем Капудан Раис курировал иностранные дела, а также управлял портом Алжира. Другие более мелкие чиновники курировали различные аспекты управления регентством, включая работу невольничьих рынков, торговлю внутри регентства и охрану правопорядка в городе. Поскольку правовая основа регентства была основана на шариате , пашу консультировали два муфтия , и правосудие обычно было быстрым и суровым. [12] Теоретически та же драконовская система применялась к кораблям и каперам регентства, когда они находились в море; но на практике капудан-раис , тайфа и отдельные капитаны в значительной степени были предоставлены сами себе. [16]

Хотя первоначальными обладателями титула Капудан Раис обычно были турки или ведущие местные каперы, к 17 веку этот пост часто занимал европейский ренегат. [17] У Капудан Раиса было здание штаб-квартиры недалеко от гавани, и оттуда он и небольшой штат клерков контролировали движение всех торговых судов, а также деятельность каперов и любых регентских военных кораблей. Прежде чем каперский капитан мог выйти в море, он должен был получить разрешение на отплытие у « Капудан Раис» и получить обновленную каперскую грамоту от « тайфа» . Этот совет заранее определял районы круизов, а зачастую и продолжительность круизов. Однако если судно было галерой или галиотом , отсутствие места для воды, провианта, пленников или грабежа означало, что круизы были довольно короткими. Как только эти разрешения были предоставлены, капитан поднял зеленый флаг, чтобы указать, что он собирается плыть на корсо , и его команда отправится на борт в сопровождении во многих случаях отряда янычар регентства. [18]
Христианские корсары-отступники
[ редактировать ]
К капитанам-корсарам присоединились искатели приключений со многих уголков Средиземноморья. Нетурки, прибывшие в Алжир в качестве пленников у алжирских корсаров, получили доступ к посредством обращения таифе раиса в ислам и благодаря своему знанию территорий, на которые совершали набеги корсары. [3] Звание раиса или командира корсо -судна получалось только после экзамена, сдаваемого советом раиса под председательством капитана (адмирала), зарезервированного для самого старшего из раиса , который больше не плавал. Флотом командовал другой капитан, выбранный советом. Раис . был абсолютным хозяином на борту, где царила самая строгая дисциплина [19]
Приток «тенегадов», или новообращенных европейского происхождения, которые принесли с собой свои знания о европейских побережьях и мореплавании, а также изгнание морисков из Испании, которые также импортировали ценные знания в области строительства фрегатов и бригантин , были важными факторами в рост флота и корсо . Базируясь в Черчелле , они знали испанское побережье, и примерно в 1570-х годах корсо приняло вид частного предприятия, даже несмотря на то, что государственные инвестиции были направлены в арсеналы и порты под давлением со стороны общины и каперов. [20] По данным Диего де Аэдо, флот Алжира (включая суда, базировавшиеся в Шершеле) в 1581 году состоял из 35 галиотов , в том числе двух с 24 скамейками, одного с 23 скамейками, 11 из 22 скамеек, 8 из 20 скамеек, 10 18 скамеек, одна с 19 скамейками и две с 15 скамьями — и около 25 фрегатов (малых гребных и беспалубных судов) от 8 до 13 скамеек. Более двух третей алжирских галиотов командовали европейские ренегаты (шесть генуэзцев, два венецианца, два албанца, три грека, два испанца, один француз, один венгр, один сицилиец, один неаполитанец, один корсиканец и трое их сыновей). [21] Все эти ренегаты заняли ключевые позиции. После основателя алжирского регентства Хайреддина Барбароссы , сардинский ренегат Хасан-ага (1535-1543), корсиканец Хасан Корсо (1549-1556), калабрийский Улудж Али-паша (1568-1571) получили титул адмирала. флота, затем венецианец Хасан Венециано (1577-1580 и 1582-1583). [22] Они также принимали участие в армиях оккупации подчиненных зон, как и органы местного самоуправления до создания трех бейликов; из 23 территориальных боссов 13 были ренегатами или сыновьями ренегатов. Хаэдо мог бы сказать: [23]
«В них сосредоточена почти вся власть, влияние, правительство и богатство Алжира».
- Диего Хаэдо , Histoire des rois d'Alger (История королей Алжира)

В начале 17 века Алжир также стал, наряду с другими североафриканскими портами, такими как Тунис , одной из баз англо-турецкого пиратства . Мир в Европе заставил норвежских каперов перенести поле деятельности в Средиземное море и служить врагам Алжира. Однако многие из этих каперов приняли ислам и были зачислены в алжирский корсарский флот. В результате этой утечки каперов международная пиратская деятельность в регионе усилилась до беспрецедентной степени. [1] насчитывалось до 8000 ренегатов . В 1634 году в городе [24] [25]
В современном письме говорилось:
«Бесконечное количество товаров, торговых драгоценностей и сокровищ, ежедневно отбираемых нашими английскими пиратами у христиан и доставляемых в Алжир и Тунис, к великому обогащению Моров и турок и обеднению христиан»
- Современное письмо, отправленное из Португалии в Англию. [26]
Алжирский корсарский флот
[ редактировать ]
Алжирцы вооружили для войны захваченные торговые суда, казавшиеся пригодными для корсо , а также закупили корабли в Европе. У них также были судостроительные площадки: в Баб-эль-Уэде для больших кораблей и в Баб-Азуне для кораблей меньшего размера. На этих верфях работали рабы-христиане, управление которыми часто поручалось ренегатам, даже свободным христианам, в качестве капитанов вооружения или инженеров военно-морских построек, которые нанимали их услуги на время без необходимости обращения в ислам. Мачты, реи, паруса, канаты, порох, боеприпасы и артиллерийские орудия были поставлены правительством Османской Порты и некоторыми второстепенными державами Европы, причем последние в виде дани. [27]
Ранее флотилия
[ редактировать ]В начале 17 века пиратский флот Алжира насчитывал 100 кораблей и насчитывал от 8 до 10 тысяч человек. На пиратскую «индустрию» приходилось 25 процентов рабочей силы города, не считая другой деятельности, связанной непосредственно с портом. В 1680-х годах флот насчитывал в среднем 25 кораблей, но это были более крупные суда, чем те, которые использовались в 1620-х годах, поэтому во флоте все еще работало около 7000 человек. [28]
Введение круглых кораблей фламандским корсаром Зименом Дансекером и прибытие изгнанных мориско из Испании сильно способствовали развитию флота Алжира, [2] который был модернизирован и расширен, [29] он имел следующий номер:
- В 1625 году корсарский флот включал шесть галеасов , большое количество бригантин и сотню галер , более шестидесяти из них были оснащены от 24 до 40 орудий. [21]
- В 1630 году в порту столицы находилось около 70 кораблей, причём то, что алжирцам принадлежало у французов несколькими годами ранее, и [ нужны разъяснения ]
- в 1632 г. в порту находилось 13 галер, все управлявшихся веслами, а остальные 70 - парусами, и 23 лодки с 30-50 пушками.
- В 1634 г. алжирский флот насчитывал 70 судов, каждое из которых было вооружено от 25 до 40 пушек.
- В 1657 году число сократилось до 23 кораблей, и каждый корабль имел от 30 до 50 пушек.
- В 1662 г. в столице было 22 баржи и девять галер, а в 1681 г. — всего 17 барж и два больших корабля с тяжелым вооружением в 112 пушек. Эти 17 кораблей были упомянуты по своим названиям в докладе сьера Хайе, среди них: «Золотая кобыла» , «Роза» , «Маленькая роза» , «Город Алжир» , «Марзук» , «Канария» . [30]
- В отчете консула Фиолле он сообщает, что в 1686 году: «Корабль под названием « Золотая роза » был вооружен 40 пушками, « Семь звезд » — 30 пушками, « Золотой лев » — 32 пушками, и что там было Также в этот день было 10 кораблей с двумя мостиками, в каждом по 30 пушек, и 10 одноствольных кораблей, в каждом по 14 пушек, иногда доходивших до 20. Были также два корабля с двумя мостиками, содержащими 45 пушек и огневой оснасткой из 20 пушек. , и еще пять кораблей, из них два с 50 пушками, два с 30 пушками, и, кроме того, было 39 кораблей для транспорта и торговли».
- Об этом говорится в отчете доктора Дюка де Графтона. [ нужны разъяснения ] от 14 октября 1687 года, что число алжирских кораблей по разнообразию их форм и разнице в весе и их грузе составляло 60 кораблей, имевших в общей сложности 570 пушек. [30]
Позже флот
[ редактировать ]
В 18 веке количество алжирских кораблей уменьшилось и колебалось от 20 до 30 кораблей, в основном это были шебеки, вооруженные от 12 до 32 пушек.
- Во время Берберийских войн это число увеличилось в 1802 году до 66 барж, каждая из которых имела от 25 до 80 дальнобойных пушек.
- генеральный консул Соединённых Штатов Америки Уильям Шалер В 1815 году число сократилось до 41 корабля, а линейных кораблей осталось всего пять, — рассказывает об алжирском флоте в 1815 году : « Алжирский флот состоял из пяти фрегатов с от 38 до 50 пушек. и пять корветов ».
- В 1816 г. четыре баржи и 30 кораблей. горло [ нужны разъяснения ] говорит на эту дату только два линейных корабля от 50 до 60 пушек, два корвета с пятью пушками, две баржи с 80 пушками, четыре галеры от 15 до 26 пушек и один корабль с 20 пушками типа полакра и 35 кораблей.
- В 1820 году 32 корабля насчитывали 368 пушек. [31]
Среди этих кораблей были знаменитый « Аль-Марикана », знаменитый « Машуда » и 44-пушечное трофейное судно « Португеза» , последний был захвачен Раисом Хамиду из португальского флота в мае 1802 года с 282 пленными, но затем был потерян, а другие сожжены, когда лорд-адмирал Эксмут напал на Алжир в 1816 году. Есть также названия других кораблей, таких как « Мифтах аль-Салам» , «Дик аль-Марса» , «Гид по Александрии» и других, захваченных алжирским флотом, который оставил им имена, под которыми они были известны ранее. [30]
Как действовали корсары
[ редактировать ]Джихад против Испании: берберские галеры в Средиземноморье
[ редактировать ]
На протяжении большей части 16 века; морские войны велись флотами из тридцати-сорока галер. [32] Берберийские галеры составляли западную военно-морскую дивизию османского флота . Их особая функция заключалась в том, чтобы нанести вред исконному врагу Испании , опустошая ее побережья, неожиданно высаживаясь на вражеской территории, разграбляя деревни и города, как это было в Липари , Неаполе и Генуе. [33] и уводя их жителей в плен. Испанские сторожевые башни и оборонительные сети не смогли сдержать корсаров в Кульере и Вильяхойосе , и поэтому tierras maritimas (прибрежные земли) были заброшены. [34]
Нападения на христианское и особенно католическое судоходство с обращением пленных в рабство стали широко распространены в Алжире и фактически были основной отраслью промышленности и источником доходов Регентства. [24] Корсары напали на испанскую торговлю и прервали морское сообщение с испанскими владениями в Италии, захватив суда, захватив экипажи и грузы и забрав все обратно в Алжир, обогащая его за счет испанской торговли. [34]

Строгая дисциплина и забота сделали алжирскую галеру первоклассным военным инструментом; Ущерб, который раи нанесли врагам османского султана, был настолько значительным, что испанский бенедиктинец и историк Диего Хаэдо писал: [35]
Плавая без всякого страха, они путешествуют по морю с востока на запад, высмеивая наши галеры, команды которых тем временем наслаждаются банкетами в портах. Хорошо зная, что, когда их галиоты, столь хорошо оснащенные, такие легкие, сталкиваются с христианскими галерами, такими тяжелыми и переполненными, последние не могут думать о том, чтобы преследовать их и препятствовать им грабить и грабить по своему желанию. Они имеют привычку издеваться над ними, делать поворот оверштагом, показывать им корму... Они настолько заботятся о порядке, чистоте и расположении своих кораблей, что не думают ни о чем другом, сосредотачиваясь особенно на хорошей связи. вниз, чтобы иметь возможность хорошо выравнивать и лавировать. Именно по этой причине у них нет румбальеров... Наконец, по этой же причине никому, даже самому сыну паши, не разрешается ни менять места, ни перемещаться с того места, где он находится.
- Диего де Аэдо, Общая топография и история Алжира
Алжирские корсары оказали столь необходимую помощь попытке восстания мориско . В этой долгой войне ; у алжирских раев не было соперников Они проявляли непрекращающийся пыл и смелость, почти всегда увенчивавшиеся успехом. По сигналу султана они были замечены бегущими вперед и сражающимися в первых рядах, как в Беджайе , на Мальте , в Лепанто и Тунисе , где они приобрели заслуженную репутацию лучших и храбрейших моряков Средиземноморья. [36] Французский писатель Луи де Бодикур писал: [37]
Алжир стал самой твердой опорой константинопольских султанов. Ни одно событие в бассейне Средиземного моря не проходило без участия алжирских корсаров. На них опирались основные силы всего османского флота.
Атлантические раззиас: Охота на вражеские торговые корабли
[ редактировать ]
Раисы (капитаны корсарских кораблей), такие как Мюрат Раис Старший в 1580-х годах и Хамиду Раис на рубеже XIX века, отличились дерзкими нападениями на христианские корабли и принесли важные награды в Алжир. [38]
Средиземноморские корабли поначалу были основными целями корсаров, но раи появились в океанах, как только они начали использовать круглые суда. Исследуя пути Индии и Америки, они нарушали торговлю всех вражеских народов. В 1616 году Раис Мурад Младший (Ян Янсзон) разграбил побережья Исландии , откуда привез обратно в Алжир 400 пленников. В 1619 году корсары разорили Мадейру . В 1631 году они разграбили Балтимор в Ирландии , заблокировали Ла-Манш и захватили корабли в Северном море к 1650-м годам. [39] [29] Военно-морская война алжирских пиратов была умной и гибкой, но меры противодействия ей были невероятно неуклюжими. Алжирцы использовали шебеки , быстроходные галеры, для нападения на отдельные торговые суда в безветренную погоду. Алжирцы обычно прятали пять-семь шебеков за большой скалой недалеко от побережья, в каждом было не менее 100 солдат. Наблюдатель на вершине скалы мог заметить европейские корабли и дать им сигнал о приближении. Европейцы обычно быстро сдавались, когда сталкивались с гораздо превосходящими атакующими силами. При обороне корсары обычно ожидали лишь гибели множества моряков и верного поражения. [40]
Раис основал дошел до того, что Ливорно в [2] с разрешения Великого Герцога Тосканы , которому они платили высокие гонорары, построили склад исправительной колонии, куда они приходили для хранения под охраной солдат Великого Герцога рабов-христиан, которые, вероятно, получили свободу посредством выкуп. У них все еще была станция в Кабо-Верде, чтобы быть ближе к остановке индийских галеонов. Генуэзская республика в течение очень долгого времени терпела движение в своих портах товаров, происходящих из-за грабежей раев . [39]
Военно-морские трофеи
[ редактировать ]
Добыча корсаров увеличилась в первый период регентства, затем стала уменьшаться, пока в восемнадцатом веке почти не исчезла. К концу этого периода они стали свидетелями заметного роста попыток развития военно-морского флота и увеличения его военной активности, особенно в период озабоченности Европы войнами Французской революции и завоеваниями Наполеона . Возобновление деятельности алжирского флота было связано с усилиями моряков под руководством Раиса Хамиду (1790-1815). Из морской добычи государство забирало одну пятую, а остальное раздавало судовладельцам, внесшим вклад в оснащение флота.
- 1556: 28 кораблей были захвачены возле Малаги и еще 50 — возле Гибралтарского пролива.
- 1608–1621 гг.: Было захвачено около 1000 европейских кораблей, в том числе 447 голландских, 193 французских, 120 испанских, 60 английских и 50 из различных немецких княжеств. В рабство было обращено более 12 000 человек. [43]
- 1619–1627: более 20 000 человек были взяты в плен.
- 1628–1634 гг.: во время войны против Франции было захвачено 80 кораблей с 1331 человеком, в результате чего стоимость общей добычи в этой войне выросла примерно до 4 752 000 фунтов. Пере дан [ нужны разъяснения ] оценил стоимость захваченного груза примерно в 20 миллионов франков, а один миллион человек был порабощен.
- 1737–1799 гг.: раи захватили 376 кораблей. В 1785 году были захвачены генуэзские, венецианские и неаполитанские корабли, их трофеи оценивались в 75 миллионов франков. В 1793 году было захвачено 11 американских кораблей и порабощено 100 американских моряков, затем в 1797 году Раис Хамиду захватил 16 португальских кораблей вместе со 118 пленными.
- 1800–1802 гг.: Добыча оценивалась в 575 152 франка, было захвачено 20 кораблей, из которых 19 были неаполитанскими, а также еще один португальский корабль, захваченный Раисом Хамиду, оснащенный 44 пушками, его стоимость оценивалась в 194 231,25 франков.
- 1805–1815: Стоимость добычи оценивается в 8 миллионов франков, 1800 пленных и 30 кораблей. За перемирием 1810 года последовал договор 1813 года с Португалией, по которому 541 португальский пленный был выкуплен за 850 000 алжирских доро.
- 1825: Добыча достигла восьми кораблей, в основном голландских, испанских и английских, оценочная стоимость которых составила около 770 415,74 франка.
- 1817–1827 гг.: стоимость добычи составила около 700 000 франков, захвачено 26 греческих кораблей.
Корсар города Алжира
[ редактировать ]Защита
[ редактировать ]
В 1529 году Хайреддин Барбаросса захватил у испанцев Пеньон , обращенный к городу Алжир, и связал скалу с портом, построив пристань . [44] Это позволило Алжиру стать безопасным портом для военно-морских и корсарских компаний. Город стал главной базой корсаров в Средиземноморье. [45] Это господство позволило ему отразить несколько атак со стороны ряда европейских стран, в частности, в октябре 1541 года нападение Карла V, императора Священной Римской империи , войска которого были разбиты силами регентства под командованием Хасан-аги, хорошо поддержанного штормом, уничтожившим значительную часть вражеского флота.

В ответ Хасан Ага приказал построить большое артиллерийское орудие, спроектированное в литейных заводах Дар-Эннахаса, недалеко от ворот Баб-эль-Уэд, в 1542 году венецианским мастером-строителем на деньги бейлербея Алжира Хасана Аги. Пушка была размещена во время завершения строительства «причала Хейр-Эддине» в конце, на Бордж-Амаре . [46] [ ненадежный источник? ]
Оруч Барбаросса построил новую касбу немного выше предыдущей берберской касбы. Хайреддин и его преемники восстановили стену, окружающую город, высотой 36–42 фута и длиной около полутора миль из необожженного кирпича, скрепленного хорошим раствором и опирающегося на бетонное основание. Набережная, хотя и толстая и высокая, не была достаточно прочной, чтобы противостоять массированным атакам. Соответственно, стена была защищена рвом глубиной от 20 до 26 футов и шириной от 37 до 48 футов, укрепленным квадратными башнями и слегка выступающими бастионами. [47] Еще два крупных произведения защитили Хайр ад-Дина.Волнорез и Рыболовный арсенал защищал бруствер, имеющий зубцы и пронизанный амбразурами для мушкетов и пушек. Доступ в город осуществлялся через пять главных ворот. Баб -Дждид или Новые ворота находились на юго-западе у подножия касбы, Баб-Азун - на юге, и это были самые важные ворота, поскольку люди приходили по этому пути из внутренних районов. Они были связаны длинной торговой улицей с Баб-эль- Уэд на север. Ворота «Острова» или «Священной войны» ( Баб аль-Джазира или Баб аль-Джихад ), через которые проходили раисы, открывались на мол. [ нужны разъяснения ] и, наконец, «Рыбные», «Рыбные» или «Таможенные» ворота ( Баб Эс-сердин ) выходили на дорогу, ведущую из гавани. [47]
За стеной прибрежные укрепления дополняли несколько фортов. Бурдж Юльдж Али , построенный в 1568-1569 годах и известный как «круглосуточный форт», охранял пляж Баб-эль-Уэд . Со стороны суши подходы к городу защищали форт, известный как «Звезда», построенный над касбой в 1568 году, и Императорский форт ( Султан Каласси ), построенный с видом на юг между 1545 и 1580 годами на месте лагеря Чарльз В. [48]
Городской район
[ редактировать ]
В ограниченном пространстве, заключенном в стенах, белые дома были тесно сгруппированы вместе с террасами, поднимающимися ярусами, их нависающие навесы поддерживались балками, выступающими над узкими улочками так далеко, что иногда встречались с теми, что находились напротив, образуя таким образом потолок из вельвета или вельвета. пахового свода. [ нужны разъяснения ] Лишь в конце пятнадцатого века раи построили свои дорогие жилища в нижнем городе. [48] В Алжире, как и в других берберийских портах, капитаны, как правило, располагали домами в западной части города, недалеко от касбы, а их команды размещались неподалеку. Это была мера предосторожности против любых нападений со стороны политических или внутренних оппонентов, и это помогло гарантировать, что сообщество каперов сформировало узнаваемый политический и социальный блок в городе. [18] Эти новые постройки изменили внешний вид города, который оставался магрибским городом, хотя большая часть жителей не была выходцами из Магриба. Точно так же внутреннее устройство некоторых богатых домов уже не соответствовало магрибскому стилю.
По словам Диего де Аэдо, около 1580 года в Алжире было сто мечетей, часовен или завий , ни одна из которых не сохранилась. Были «молитвенные залы с параллельными нефами и скатными черепичными крышами». [49]
Христианские пленники
[ редактировать ]Разделение и использование рабов
[ редактировать ]
Когда корсарский корабль вернулся в Алжир, буксируя свою добычу, там были выгружены товары и пленники. Паша забирал свою пятую часть, помимо корпуса и снастей захваченного корабля, затем груз продавался. Не выбранных пашой рабов водили в Бадестан — длинную, закрытую с обоих концов улицу, расположенную на месте нынешней площади Махон в Алжире. Там брокеры управляли пленниками обнаженными, чтобы покупатели могли сделать свой выбор. Половина доходов от этих продаж принадлежала экипировщику судна-захватчика: частное лицо, компания, Раис сам ; другая половина была разделена на доли, из которых сорок достались капитану, тридцать — аге янычар, находившихся на борту, десять — офицерам, а остальное — матросам и солдатам. [50]
До появления круглых судов в 17 веке, когда весла были отменены , раи составляли экипажи своих галер, которые обычно находились очень низко в воде, из рабов, купленных для этой цели или захваченных в море или на берегу. Христианские берега. Гребцы были привязаны к своим скамьям, на одном судне их было до 300 человек. Когда в начале 17 века единственным видом судоходства стал парус, использование рабов на корсоходах заметно сократилось; но раи по-прежнему нанимали некоторых для тяжелой работы: поворота шпиля , буксировки других лодок, уборки и так далее. [19]
Количество рабов
[ редактировать ]
Число европейских христиан, находившихся в плену только в городе Алжире, на протяжении всего XVII века оценивалось примерно в один миллион человек, что эквивалентно четверти населения города, насчитывавшего в то время около 100 000 человек. [ нужны разъяснения ] В четырех бейликских тюрьмах, созданных специально для этой цели после 1607 года, большинство заключенных были освобождены за выкуп , некоторые приняли ислам (8000 в 1634 году из общего числа 35 000 заключенных), а некоторые интегрировались в население и стали активными членами общества. , как и многие белейрбеи, пришедшие к власти до эпохи пашей. [51] Работа, которую выполняли эти заключенные, была разделена между социальными услугами и экономическими задачами в городе Алжир и сельскохозяйственными работами за пределами города Алжир. Число заключенных менялось из года в год.
В следующей таблице, взятой из европейских источников, представлены совокупные оценки города Алжир по годам: [41]
Год | Количество заключенных | Авторы | Примечания |
---|---|---|---|
1580 | 25,000 | Диего Хаэдо | |
1598 | 15,000 | Джованни Антонио Маджини | |
1620 | 35,000 | Грамайе | |
1634 | 25,000 | Пере Дан | Во время войны с королем Франции (1630 – 1634) на 80 французских кораблях был взят в плен 1331 пленный. |
1640 | от 30 000 до 40 000 | Аранда | В том числе и те, кто сидел в тюрьмах Али Битчина Рейса |
1662 | 40,000 | Оври | |
1683 | от 35 000 до 40 000 | Пти-де-ла-Круа | |
1700 | от 8000 до 10000 | Комлен | |
1729 | от 9 000 до 10 000 | Фау | |
1785 | 6000 | Райское предприятие | |
1816 | 1642 | Де Граммон | 2000 освобожден лордом Эксмутом |
1830 | 122 | Значок |
Среди самых известных из этих заключенных были: [51]

- Французский учёный Петрюс Гиллиус , взятый в плен в 1546 году во время путешествия из Франции в Грецию с научной миссией по просьбе короля Франции Франциска I.
- Доминик де Гург , герой округа Флорида, захваченный во время путешествия из Европы в Америку (1558 г.).
- Знаменитый итальянский художник Фра Филиппо Липпи де Мадоне , заключенный в тюрьму в 1435 году.
- Итальянский писатель Эммануэль д’Аранда де Брюгге , захваченный во время путешествия из Франции в Испанию в 1640 году.
- Французский поэт-комик, написавший рассказ, известный как «Прекрасный Провансаль», Жан-Франсуа Реньяр , захваченный в плен в 1678 году.
- Знаменитый испанский писатель Мигель де Сервантес , автор «Дон Кихота» и морисканских пьес, вдохновлен воспоминаниями об Алжире. Он оставался в плену в Алжире с 1575 по 1580 год.
- Французский учёный Жан Фуа-Вайан попал в плен в 1674 году, когда находился в научной поездке по изучению денег по заказу короля Людовика XIV .
- Итальянский клирик-священнослужитель города Катании по имени Караччоли , взятый в плен в 1561 году.
- Итальянский поэт Антонио Венециано , взятый в плен вместе с доном Карло Давагоной в апреле 1578 года.
- Писатель Рене де Буа (Rene de Boys), взятый в плен в 1642 году.
Каперы и порабощение христиан из Алжира были серьезными проблемами на протяжении веков, что приводило к регулярным карательным экспедициям европейских держав:
- Испания (1567, 1775, 1783)
- Дания (1770 г.)
- Франция (1661, 1665, 1682, 1683, 1688)
- Англия (1622, 1655, 1672)
Все это привело к морской бомбардировке Алжира. [24] Авраам Дюкен сражался с берберийскими пиратами в 1681 году и бомбардировал Алжир между 1682 и 1683 годами, чтобы помочь пленным христианам. [53]
Эмблемы
[ редактировать ]- 18-е
- Военный штандарт Регентства из альбома Джона Бомонта (1705 г.). [54]
- Павильон дея Алжира по альбому Джона Бомонта (1705 г.). [54]
- Тип морского флага регентства Алжира. [55]
- Пример флага, используемого корсарами регентства Алжира. [55]
- Пример флага, используемого корсарами регентства Алжира. [55]
- Тип морского флага регентства Алжира. [56]
- Павильон регентства Алжира [57]
- Штандарт регентства Алжира [58]
- Павильон Регентства Алжира (17-18 вв.) (Б. Дюбрей)
Галерея
[ редактировать ]- Французский корабль и берберийские пираты Аэрта Антонисуна и Корнелиса Бола
- Морской бой с берберийским корсаром Лореиса Кастро (1664–1700)
- Сражение Испании с берберийскими пиратами, Андрис ван Эртвельт (1590–1652)
- Английский корабль в действии с берберскими судами, Виллем ван де Вельде Младший (1633–1707)
- Испанский шебек против двух алжирских корсарских галиотов, автор Анхель Кортеллини-и-Санчес.
- Берберийские корсары в действии, Нильс Симонсен (1844 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Маамери, Фатима (2008). Османский Алжир в западной дипломатической истории с особым упором на отношения с Соединенными Штатами Америки, 1776-1816 гг. (PDF) . Константин: Университет Ментури. стр. 108–142 . Проверено 14 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Берман, Томас Э.; Катлос, Брайан А.; Мейерсон, Марк Д. (23 августа 2022 г.). Море посередине: Средиземноморский мир, 650–1650 гг . Университет Калифорнии Пресс. п. 350. ИСБН 978-0-520-96900-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Гарро 1910 , с. 380.
- ^ Перейти обратно: а б Белхамиси 2003 , с. 11
- ^ Абун-Наср, Джамиль М. (20 августа 1987 г.). История Магриба в исламский период . Издательство Кембриджского университета. п. 159. ИСБН 978-1-316-58334-0 .
- ^ Амирель 2014 , с. 58.
- ^ Коскенниеми 2017 , стр. 205.
- ^ Амирель, С.; Мюллер, Л.; Амирелл, Стефан Эклёф (3 июня 2014 г.). Постоянное пиратство: насилие на море и формирование государства в глобальной исторической перспективе . Спрингер. п. 58. ИСБН 978-1-137-35286-6 .
- ^ Коскенниеми, Мартти; Речь, Уолтер; Фонсека, Мануэль Хименес (2017). Международное право и империя: исторические исследования . Издательство Оксфордского университета. п. 205. ИСБН 978-0-19-879557-5 .
- ^ Маамери 2008 , с. 100
- ^ Панзак, Дэниел (2005). Берберийские корсары: Конец легенды, 1800–1820 гг . БРИЛЛ. стр. 89–90. ISBN 978-90-04-12594-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Констам 2016 , с. 42
- ^ Вудхед, Кристина (15 декабря 2011 г.). Османский мир . Рутледж. ISBN 978-1-136-49894-7 .
- ^ Лапидус, Ира М. (13 октября 2014 г.). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета. п. 319. ИСБН 978-0-521-51430-9 .
- ^ Куртинат, Роланд (2003). Берберийское пиратство в ] Средиземном море: с 16 по 1) века (на французском языке). Издательство Серр. п. 23. ISBN 978-2-906431-65-2 .
- ^ Ловенхайм 2009 , с. 88.
- ^ О'Коннелл, Моник; Дурстелер, Эрик Р. (15 мая 2016 г.). Средиземноморский мир: от падения Рима до возвышения Наполеона . Издательство Университета Джонса Хопкинса + ORM. ISBN 978-1-4214-1902-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Констам 2016 , с. 43
- ^ Перейти обратно: а б Гарро 1910 , с. 382.
- ^ Хродей, Филипп; Бути, Гилберт (25 апреля 2013 г.). корсаров и пиратов . Словарь (на французском языке) CNRS. ISBN 978-2-271-07701-1 . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Альбер Девулкс, «La Marine de la Régence d'Alger» {Флот Регентства Алжира}, Revue africaine, № 77, сентябрь 1869 г. , стр. 390
- ^ Пьер Бойер, «Отступники и флот Регентства Алжира», Revue de l'Ouest musice et de la Méditerranée, vol. 39, № 1, 1985, с94 DOI 10.3406/реммм.1985.2066 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Пьер Бойе, «Ренегаты и флот Алжирского Регентства», Revue de l'Ouest musice et de la Méditerranée, vol. 39, № 1, 1985, с95 DOI 10.3406/реммм.1985.2066 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б с Босворт, Клиффорд Эдмунд (30 января 2008 г.). Исторические города исламского мира . Академическое издательство «Брилл». п. 24. ISBN 978-90-04-15388-2 . Проверено 24 октября 2010 г.
- ^ Тененти, Альберто Тененти (1967). Пиратство и упадок Венеции, 1580-1615 гг . Издательство Калифорнийского университета. п. 81 . Проверено 24 октября 2010 г.
- ^ Харрис, Джонатан Гил (2003). Больная экономика: драма, меркантилизм и болезни в шекспировской Англии . Издательство Пенсильванского университета. п. 152 и далее . ISBN 978-0-8122-3773-3 . Проверено 24 октября 2010 г.
- ^ Гаррот 1910 , с. 381
- ^ Грегори Хэнлон. «Сумерки военной традиции: итальянские аристократы и европейские конфликты, 1560–1800 гг.». Рутледж: 1997. Страницы 27-28.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймисон 2013 , стр. 75–131.
- ^ Перейти обратно: а б с Аль-Джилали 1994 , с. 490
- ^ Буазиз 2007 , с. 211
- ^ Лоудс, DM (2000). Морская империя Англии: морская мощь, торговля и политика, 1490–1690 гг . Лонгман. п. 201. ИСБН 978-0-582-35629-0 .
- ^ Кирк, Томас Эллисон (3 января 2013 г.). Генуя и море: политика и власть в морской республике раннего Нового времени, 1559–1684 гг . Джу Пресс. п. 72. ИСБН 978-1-4214-0966-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Жюльен 1970 , с. 286
- ^ Хаэдо, Диего де (1612). Топография и общая история Алжира (и т. д.) (на испанском языке). из Кордовы и Овьедо. п. 21.
- ^ Граммонт, HD de (1887). История Алжира под турецким господством (1515-1830) [ История Алжира под турецким господством ] (на французском языке). Э. Леру. п. 50.
- ^ Бодикур, Луи де (1853). Война и правительство Алжира / Луи де Бодикур [ Война и правительство Алжира ] (на французском языке). Париж: Санье и Брей. стр. 97–98.
- ^ Джамиль М. Абун Наср (1971), История Магриба в исламский период , стр. 159
- ^ Перейти обратно: а б Гарро 1910 , с. 383.
- ^ Рессель, Магнус (6 декабря 2012 г.). Между рабской казной и турецкими паспортами: Северная Европа и варвары раннего Нового времени (на немецком языке). Берлин: Вальтер де Грюйтер. стр. 482–484. ISBN 978-3-11-028857-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Альбер Девулкс (1872 г.). Реестр морских призов: подлинный и неопубликованный документ о разделе уловов, добытых алжирскими корсарами [ Реестр морских призов: подлинные и неопубликованные. Документ о разделе уловов, добытых алжирскими корсарами ] (на французском языке). Алжир: Национальная библиотека Франции, отдел литературы и искусства. п. 111.
- ^ Буазиз 2007 , с. 201
- ^ Гаррот 1910 , стр. 451–459
- ^ «Вид на лунный свет с маяком, Алжир, Алжир» . Всемирная цифровая библиотека . 1899 год . Проверено 24 сентября 2013 г.
- ^ Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936, автор: Мартейн Теодор Хоутсма, стр. 258 [1] ISBN 90-04-08265-4
- ^ Б. Бабач (30 января 2014 г.). «БАБА МЕРЗУГ, история изгнанника» . Бабзман — Историческая и социокультурная информация об Алжире . Проверено 27 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Жюльен 1970 , с. 288
- ^ Перейти обратно: а б Жюльен 1970 , с. 289
- ^ Жюльен 1970 , с. 290
- ^ Гаррот 1910 , с. 384.
- ^ Перейти обратно: а б Насер ад-Дин Сайдуни (2009). Алжирские документы: исследования и исследования по истории Алжира в эпоху Османской империи . Алжир: Дар Аль-Басаер по издательскому делу и распространению. стр. 137–139.
- ^ Джайюси, Сальма Хадра; Холод, Рената; Петруччиоли, Антиллио; Раймонд, Андре (30 июня 2008 г.). Город в исламском мире (2 тт.) . БРИЛЛ. стр. 428–429. ISBN 978-90-474-4265-3 .
- ^ Мартин, Анри (1864). Мартин «История Франции» . Уокер, Wise & Co. с. 522 . Проверено 24 октября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Пьер Люкс-Вурм (2001). Флаги Ислама Бюше-Шастель . ISBN 978-2-283-01813-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Карингтон Боулз (1783). Универсальная демонстрация Боулзом военно-морских флагов всех стран мира . Лондон.
- ^ Маттеус Зойтер (1732 г.). Atlas Novus: Algercum munita Metropolis Алжирские королевства (на немецком языке). Аугсбург.
- ^ Б. Дюбрей, Павильоны мусульманских государств, Публикации факультета литературы и гуманитарных наук Рабата, 1965, стр. 11.
- ^ Карл-Хайнц Хесмер: Флаги и гербы мира, стр. 18. Bertelsmann Lexikon Verlag, Гютерсло, 1992 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Гарро, Анри (1910). Общая история Алжира . Распечатать П. Крещенцо.
- Джеймисон, Алан Г. (2013). Повелители моря: История берберийских корсаров . Книги реакции. ISBN 978-1-86189-946-0 .
- Жюльен, Шарль Андре (1970). История Северной Африки: Тунис, Алжир, Марокко, от арабского завоевания до 1830 года . Рутледж и К. Пол. ISBN 978-0-7100-6614-5 .
- Кадаче, Махфуд (2003). предыстория до 1954 года Алжир алжирцев : (на французском языке). Париж-Средиземноморье. ISBN 978-2-84272-166-4 .
- Констам, Ангус (2016). Берберийские пираты. 15–17 вв . Оксфорд : Издательство Osprey . ISBN 978-1-4728-1543-9 .
- Спенсер, Уильям (1976). Алжир в эпоху корсаров . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 978-0-8061-1334-0 .
- Вольф, Джон Батист (1979). Берберийское побережье: Алжир под властью турок, 1500–1830 гг . Нортон. ISBN 978-0-393-01205-7 .
- Белхамиси, Мулай (2003). ) и моряки Алжира Флот ( 1518-1830 Национальная библиотека Алжира. ISBN 978-9961-901-12-0 .
- Буазиз, Яхья (2007). Краткая история Алжира. Часть вторая (на арабском языке). Алжир: Отдел университетских публикаций. ISBN 978-9961-0-1045-7 .
- Аль-Джилали, Абдул Рахман (1994). «Всеобщая история Алжира» Абд ар-Рахмана аль-Джилали, часть третья: о периоде между 1514 и 1830 годами нашей эры] (на арабском языке). Алжир: Национальная издательская и дистрибьюторская компания.
- Ловенхайм, Одед (2009). Хищники и паразиты: постоянные агенты транснационального вреда и власть великих держав . Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-02225-0 .
- Амирел, С. (2014). Постоянное пиратство: насилие на море и формирование государства в глобальной исторической перспективе . Спрингер. ISBN 978-1-137-35286-6 .
- Коскенниеми, Мартти (2017). Международное право и империя: исторические исследования . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-879557-5 .