Оджак Алжирский
Оджак Алжирский | |
---|---|
Уджак | |
Активный | 1518-1830 |
Расформирован | Де-юре 1830 г., де-факто 1837 г. |
Страна | Регентство Алжира |
Верность | Ага из Оджака |
Размер | 12,000 (1600) 7,000 (1750) 4,000 (1800) |
Основное расположение | Алжир |
Оборудование | Изначально: Оборудование Османской империи Нимча , кабильский мушкет и другое оружие местного производства. |
Помолвки | Алжирская экспедиция (1541 г.) Туггуртская экспедиция (1552 г.) Оджак Алжирской революции Франко-алжирская война 1681–1688 гг. Битва при Мулуе Тунисско-алжирские войны Вторжение в Алжир (1775 г.) Вторжение в Алжир в 1830 году. Битва при Константине |
Командиры | |
Примечательный командиры | Ибрагим Ага |
«Оджак Алжира» (также пишется как Уджак ) был подразделением алжирской армии. [1] Это была весьма автономная часть Янычарского корпуса , действовавшая совершенно независимо от остальных частей корпуса. [2] аналогично отношениям между Алжиром и Блистательной Портой . [3] Под руководством Аги они также принимали участие во внутренней администрации и политике страны, управляя страной в течение нескольких лет. [4] Они действовали как подразделение обороны — преторианская гвардия . [5] и орудие репрессий до 1817 года.
С начала 16 века Алжиром управляла иностранная милиция, которую европейцы обычно называли «оджаком» или «турецкой милицией». Наименование «турок» относилось к географическому и этническому происхождению большинства членов этого ополчения, к их языку и их принадлежности к культуре, отличной от культуры других алжирцев. [6] Оджак Алжира был фракцией в стране, в которую входили все янычары. Они также часто контролировали страну, например, в период правления Агаса с 1659 по 1671 год. [7]
Фон
[ редактировать ]Когда Оруч Барбаросса задумал превратиться из корсара в султана и основателя государства, [8] у него не было других солдат, кроме команд его кораблей, которыми командовали рейсы, его старые товарищи, принявшие по взаимному согласию в Алжире верховенство, которое они признали на море за своим счастливым лидером. Таким образом, первый Барбаросса увидел себя облеченным властью, свободно принимаемой военной олигархией; но эта власть быстро стала абсолютной, и ее обладатель вскоре утвердил ее как таковую, обращаясь с предельной строгостью с теми, кто пытался ее избежать. [9] Когда он умер, его брат Хайреддин сменил его по праву, и никто не возражал против этого. Под давлением необходимости он объявил себя вассалом Османской Порты и получил от нее отряд из 2000 янычар, к которому были добавлены почти 4000 турецких добровольцев, которым было допущено к участию в привилегиях этого внушающего страх корпуса. [10] Однако в долгосрочной перспективе это препятствовало абсолютной власти суверена; первые янычары назначали своих вождей посредством выборов, позднее они регулировали продвижение в своем теле непреложными законами; их обычаи выводили их из-под общей юрисдикции, и сами наказания, налагаемые на них, были тайными. Такое положение дел сделало алжирский оджак автономным политическим и военным образованием, власть османского губернатора стала символической, а янычары в Алжире пришли к власти посредством выборной системы правления. [11]
Стратократическая элита
[ редактировать ]Оджакское ополчение составляло и правительство, и армию регентства, и различие между ними не всегда очевидно. [12] Таким образом, именно из того же корпуса янычар были набраны государственные служащие, а обладатели высших чинов действительно выполняли политические или административные роли. Так было, например, со старейшим болюкбаши , из которого выбирались послы при иностранных дворах. [13] Именно в боевых частях, на море или на суше, корпус Ходжа обучал своих людей, и именно этот корпус обеспечивал управление Регентством, а также управление армией. Даже бывшие капитаны-корсары нашли работу на государственной службе в качестве драгоманов при европейских консулах. [14] Поскольку к 1660-м годам паши, посланные из Стамбула, утратили всякое эффективное влияние на решения оджака, власть всегда принадлежала избранному члену ополчения, который затем становился как политическим, так и военным лидером Регентства.
Янычар Диван
[ редактировать ]Состав частного Дивана
[ редактировать ]Янычары-болукбачи, или старшие офицеры, составляют частный диван. Он состоит из шестидесяти янычар-болукбаси, которые собираются каждое утро на рассвете в комнате, предназначенной для совещаний, чтобы отчитываться перед собой о действиях администрации в силу предоставленных им полномочий, образуя высший орган, состоящий из вождей. армии. Членом дивана можно стать только после выполнения определенных условий, требуемых правилами, в том числе необходимо предоставить доказательства опыта и способностей, а также пройти службу в армии и на флоте; почти все представители дивана преклонного возраста и женаты на туземцах. [15]
Глава этого дивана называется « Ага-эль-Аскар »; он носит саблю и какую-то реликвию, содержащую правила регентства (хартию); Он ездит на лошади, украшенной украшениями, и каждое утро садится на диван. споры решаются большинством голосов. Любой член дивана, удостоившийся президентского достоинства, получает двойную зарплату. [16]
Список всех офицеров, чей старшинство мог привести их к должности ага, был представлен янычарам, которые либо одобряли назначение самого старшего, либо выбирали одного из следующих. Чтобы ага не удержался у власти, продолжительность его президентства была сильно ограничена; Должность президента дивана длится всего два месяца; каждый член является президентом по очереди в порядке старшинства . [17] Были добавлены и другие дополнительные меры предосторожности; По окончании своего командования он был уволен в отставку, утратил звание янычара и больше не мог присутствовать на собрании. Ага также могла быть приостановлена собранием, при этом временный период обеспечивался Кахией. В иерархию также входили: [17]
- Бах-болукбачи; Первый из офицеров по старшинству.
- Около 20 ябачи; Офицеры, узнаваемые по белому плюмажу, прикрепленные к паше и сопровождающие его в мечеть в пятницу.
- Маалукбачи; Пресс-секретарь янычар, доложивший паше о просьбах и недовольствах ополчения.
- 4 Солдачи; Офицеры, исполнявшие роль советников аги: «Им разрешалось находиться рядом с пашой и кушать за его столом»
- Около 30 офицеров командуют лагерями, в каждом лагере насчитывается от 300 до 400 янычар.
Задачи частного Дивана
[ редактировать ]Все, что касается высокой внешней или внутренней политики регентства, решают члены Дивана. Когда во внутренних районах происходит какой-нибудь беспорядок, например: восстание среди племени или когда перехватывается дорога, они берут сведения по этому поводу и высказывают свое мнение о средствах, которые следует предпринять для восстановления порядка. [16] Выплата солдатам производится только в присутствии этого президента или начальника. Ибо в Алжире государственная казна открывается только в присутствии ходжи, или государственного нотариуса, и специальной комиссии, ключ от которой у каждого члена; каждый из членов этой комиссии представляет себе свою книгу для записи поступления и выхода средств из казны. Сам дей не может распоряжаться общественной казной; он представляется простым солдатом, чтобы получить жалованье или гражданский список. [18]
В полномочия президента Дивана входит вершить правосудие в своей местности над турками и кулугли, не соблюдающими дисциплину или нарушившими законы. Поэтому они не могут войти ни в одну тюрьму, кроме тюрьмы дивана. В случаях, подпадающих под действие военных обычаев и правил, судьи любого уголовного или исправительного спора могут обращаться к « кади » за его мнением и по поводу применения законов; Если необходимо применить какое-либо наказание, его приказывает председатель дивана, который должен происходить в комнате дивана. Это придает обязательную силу решениям кади, который обращается к дивану с просьбой привести в исполнение его решения, поскольку регулярные солдаты никогда не судились по гражданским законам, как мавры , а по военным законам. [19]
Политические интриги
[ редактировать ]Янычары были более неспокойны, чем корсары. В 1713 году они хотели убить дея Али Шауша, но заговорщики были арестованы и задушены. [20] Погибло около 1700 янычар. В 1728 году дею-курду Абди удалось сорвать еще один заговор, задуманный агой и ополчением. [21] В 1754 году, после внутренних затруднений и большого взрыва порохового погреба в Алжире в разгар эпидемии чумы, семь арнаутов (албанцев) из ополчения планировали убить дея-бабу Мохамеда Торто и поставить на его место своего вождя. Вентуре де Паради рассказывает, что им удалось убить дея и хазнаджи и возвести на трон главу их заговора. Но новый дей был убит великим поваром Дженинского дворца при помощи рабов, снабженных оружием. Все семь заговорщиков были устранены. Али-Баба Бусбаа, командующий кавалерией аги, был назначен деем и правил десять лет. [22]
В 1805 году янычары после народного бунта напали на евреев. Во время голода компания Буснаха и Бакри имела большие запасы пшеницы. Дей Мустафа-паша (1798-1805) изгнала еврейские семьи и конфисковала их имущество. Поскольку эти меры были сочтены недостаточными, янычары схватили дея и казнили его. В 1808 году произошло новое восстание: янычары были недовольны развитием тунисских дел , требованиями Наполеона, освобождением итальянских пленников и водворением жены Дея в Дженине. Дей Ахмед был убит, и его заменил Али аль-Гассал, который сам был задушен после нового беспорядка. После этого диван был полностью затмён авторитетом дея Хаджа Али. В 1817 году янычары обвинили Дея Омар-пашу в измене и трусости за то, что тот согласился под давлением местного населения и кулугли и даже части янычар вести переговоры с лордом Эксмутом . Его схватили и убили, [23] и заменен Али Ходжой (1817–1818). Внезапно новые деи сочли целесообразным покинуть Дженину и отправиться в Касбу над городом и поселиться там под защитой Кулуглиса и кабильских солдат. Благодаря этой поддержке он навязал себя янычарам. Янычары, возвращавшиеся из Кабилии, подверглись нападению в своих казармах, и их число уменьшилось. Таким образом, армия, наконец, оказалась вынужденной подчиняться. [24] [ ненадежный источник? ]
Состав
[ редактировать ]В Алжире было самое большое количество войск в первой половине 17 века, о чем свидетельствовало строительство двух казарм (казармы Эски и Йине в Алжире в 1627 и 1637 годах соответственно). Однако численность янычар резко возросла. устойчивый спад с середины 18 века; Новых рекрутов было недостаточно, чтобы восстановить военную мощь Алжира, известную столетием ранее, хотя были предприняты усилия, чтобы компенсировать этот пробел путем набора местных ополченцев из «кулуглисов», звавов и арабских племен. [25]
Из Османской империи
[ редактировать ]Первоначально оджак состоял в основном из иностранцев. [26] большая часть отряда в период с 16 по 18 века состояла из « анатолийских турок ». Но среди них также были албанцы , греки , черкесы , мальтийцы и т. д. [27] Их набирали в основном из Смирны в Османской империи или, в некоторых случаях, из иммигрантов. Таким образом, «турки» составляли основной элемент ополчения. Их распределение в различных военных компонентах оджака может свидетельствовать о сиюминутных изменениях в регионах набора, но большинство рекрутов было из Анатолии , по мнению М. Коломба: «Из всех областей Империи именно Анатолия обеспечивала большая часть алжирского набора» . [6] Точная численность оджаков варьировала от 8 000 до 10 000 человек и обычно делилась на несколько сотен более мелких отрядов ( ортов ). [28]
Кулуглис
[ редактировать ]Кулугли были людьми смешанного османского и мавританского происхождения. В 1629 году кулогли в союзе со многими другими местными племенами попытались изгнать оджаков и янычар. Они потерпели неудачу и были изгнаны. В 1674 г. им было разрешено вступить в корпус, но только кулугли первого поколения (прямые сыновья турок). В 1694 году это положение было смягчено, и всем Кулогли было разрешено присоединиться к оджаку. [29]
мавры
[ редактировать ]Несмотря на то, что ранее всем местным жителям было запрещено присоединяться к оджакам, арабам, берберам и маврам было разрешено присоединиться к концу 17 века в небольшом количестве, как способ пополнения отряда, со временем и отношения становилось все более и более отдаленным между Османской империей и Регентством, [3] ввоз войск становился все более проблематичным. Первоначально некоторым местным жителям было разрешено присоединиться к оджаку в качестве вспомогательного персонала гарнизона . Это становилось все более распространенным явлением, но только в изолированных районах. Как и многие В период с 1699 по 1701 год из 40 случаев янычар, происхождение которых упоминается, 5 были завербованы среди туземцев, [30] но это были в основном в сельской местности. На самом деле корпус по-прежнему в подавляющем большинстве был турецким. После переворота Али Чауха оджак был ослаблен, а Дей-Паша имел гораздо больший авторитет, чем раньше. [31] Он ослабил янычар и заставил их смягчить свои процедуры. С течением времени эти процедуры становились все более и более мягкими. Поскольку оджаки были основной силой, не считая ненадежного арабо-берберского племенного набора, который во многих случаях считался нелояльным, [32] поэтому было важно не вербовать людей, которые были преданы племени. Таким образом, в Оджак было завербовано множество алжирских сирот и преступников. В 1803 году каждый 17-й отряд оджаков был арабом или бербером. [33] По словам историка Даниэля Панзака, около 10-15% оджаков состояли из коренных алжирцев и ренегатов, однако Кулоглису было запрещено присоединяться к оджакам. [28] [30] К 1820-м годам даже евреям было разрешено присоединиться к оджаку Алжира, хотя это был весьма спорный выбор и осуждался некоторыми членами алжирского общества. [34]
Год | 1536 | 1587 | 1605 | 1621 | 1640 | 1660 | 1684 | 1731 | 1754 | 1785 | 1808 | 1815 | 1830 | 1830 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сила | 2,000 | 6,000 | 10,000 | 6,000 | 12,000 | 6000 семей | 14,000 | 14,000 | 12,000 | 8,000 | 10,000 | 4,000 | 4,500 | 3500 изгнаны после французской оккупации |
Янычары-корсары
[ редактировать ]В начале 19 века военно-морская мощь Алжира могла пополнять примерно четырнадцать процентов полной численности оджакской пехоты, мехаллы насчитывали около 2500 янычар, а во флоте - от 800 до 900 человек. Таким образом, служба на борту корсарского корабля для ополчения в алжирском оджаке была обязательной. Однако соотношение янычар на борту не было известно, можно было предположить, что на алжирских корсарских кораблях находился один янычар на три экипажа, если общая численность моряков в этот период составляла около 2500 человек. В документе об алжирском военно-морском флоте 1820 года говорится: «каждый состав личного состава корабля включает, помимо экипажа из матросов, гарнизон пехоты, сформированный из турецкого ополчения, в количестве не более ста человек для фрегатов, и не менее чем сорок человек на шхунах и полякках». [35]
Эти солдаты, назначенные в течение года для службы на море, были взяты на борт судов, принадлежавших как частным лицам, так и государству. Именно новобранцев направляли служить в море. Они взяли винтовки, пистолеты, мечи и одеяло для сна; все их оборудование. В бейлике не было ни койки, ни гамака, ни матраса; он предоставил старые простыни для перевязки ран и аптечку. . . [Они] не участвовали в маневрах корабля; им было поручено вести расстрел и первыми совершать абордаж с ножами и мечами. Их посты находились на юте, куда солдаты не могли заходить без разрешения, кроме как для их обслуживания.
- Жан-Мишель Предприятие из Паради, Туниса и Алжира в 18 веке.
Казармы
[ редактировать ]Обычно янычары Алжира жили в больших казармах , как и профессиональные армии по всему миру, и размещались в семи или восьми таких казармах в Алжире, в каждой из которых проживало от 700 до 800 человек, вплоть до 2000 человек. Поскольку офицеры-оджаки обычно имели рабов, работу по поддержанию казарм в хорошем состоянии в основном выполняли эти рабы. Вот почему казармы славились своей прекрасной постройкой, идеальной организацией и чистотой. [36]
Янычары пользовались многими преимуществами; продовольствие они покупали по особой цене, ниже установленной для населения; одиноким разрешалось получать четыре буханки хлеба в день. Они могли владеть своими казармами; неженатые жили в домах, построенных по типу мавританского дома, с одной комнатой на оджака и небольшими комнатами для булук бачи. В Алжире было восемь казарм, некоторые из них были очень красивыми. Эти казармы были гораздо удобнее и приятнее, чем где-либо еще в Европе того времени. В каждой, как и в мехале, на каждой секции находились вакиль и атчи (повар). Женатые янычары жили со своими семьями; в 16 веке в Алжире насчитывалось почти восемьсот семей. Они также подвергались особому правосудию со стороны своих офицеров; оно включало суровые наказания (тюремное заключение, избиение палкой и даже смертную казнь), но применялось в частном порядке, чтобы турки не были унижены перед туземцами. [37]
В реестрах заработной платы янычар, хранящихся в Национальной библиотеке Алжира, упоминаются восемь казарм: [38]
- Казармы Мукаррир (читательские казармы: мукаррир — это тот, кто осуществляет сообщение, презентацию). Он располагался на старой улице Макарон. Он состоял из 27 комнат, в которых проживало 899 человек, прошедших обучение в 48 оджаках (отделениях).
- Казармы Баб-Азуна имели 28 помещений и вмещали 1661 мужчину, обученного 63 оджакам.
- Казармы Салих-паши и Али-паши располагались по соседству, каждая представляла собой просторный двор, окруженный аркадами, и доминировала над портовым валом. Иногда их обозначали названием «капилар» (двери); также известный как «Йечил Капуда Али-паша» и «Йечил Капуда Салих-паша». Они располагались между улицами Боза и улицей де л'Эгль недалеко от Азуна. Казармы Салих-паши включали 26 комнат, в которых размещались 1266 человек, в том числе 60 оджаков; у Али-паши их было 24, из них 1516 человек составляли 55 оджаков.
- Казармы Уста Мусса на улице де ла Марин (на самом деле у французов есть казармы Лемерсье). В его состав входило 31 помещение, в котором проживали 72 оджака со штатом 1833 человека.
- Казармы Яли, или «Борд де ла Мер», расположены напротив казарм Уста Мусса, также называемых «Дар эд-друдж» (Лестничные казармы), с 15 комнатами, в которых проживают 602 человека, разделенных на 27 оджаков.
- Эски (старые) казармы на улице Меде с 31 комнатой, рассчитанной на 60 оджаков, или 1089 человек.
- В казармах Ени (новых) на той же улице было всего 19 комнат, в них проживало 38 оджаков или 856 человек.
Командная структура оджака
[ редактировать ]Руководство и командиры
[ редактировать ]Командная структура оджака опиралась на несколько уровней военачальников. Первоначально основанный на базовых структурах янычар, после 17 века он был немного изменен, чтобы лучше соответствовать местным стилям ведения войны и политике. Основными чинами оджака были: [39]
- Ага , или предводитель оджаков. Избирался оджаком до 1817 года, после чего дей назначил агов. [40]
- Агабаши, приравнивавшийся к званию генерала в западных армиях.
- Булукбаши, или старший офицер
- Одабаши, или офицер
- Вакиль аль-Хардж, унтер-офицер или служащий снабжения
- Юлдаш, или регулярный солдат
Основные агрегаты
[ редактировать ]Армия была разделена на 4 района, точно такие же, как и административные (бейлики). [ нужна ссылка ]
- Западная армия во главе с беями Маскара/Оран
- Центральная армия во главе с беем Титтери.
- Восточная армия во главе с беем Константина
- Армия Дар ас-Солтана во главе с Деем и Агой.
Эти войска возглавляли беи и назначаемый ими халиф (генерал). Верховным главнокомандующим армии был Ага аль-Махалла. Сбор этих войск был обязанностью бея. Оджака возглавлял ага, избираемая самим оджаком. Когда Алжир подвергался нападению, бейлики посылали свои войска на помощь осаждённому городу, как, например, в 1775 году во время испанского вторжения в Алжир . [41] Поскольку беи были региональными командирами, они также вели войны в своем регионе, иногда подкрепляясь войсками армии Дар ас-Солтан. Например, в 1792 году, во время завоевания Орана, бей Мухаммед эль-Кебир осадил город, используя армию бейлика Запада численностью до 50 000 человек с некоторыми дополнительными подкреплениями из Алжира. Во время алжирско-тунисской войны 1807 года Восточная армия воевала против тунисцев. В его состав входило 25 000 рекрутов из Константина и 5 000 подкреплений из Алжира. [42] В состав суб-командиров обычно входили могущественные племенные шейхи, джуады или каиды .
Спахи Алжира
[ редактировать ]О спахи Алжира известно немного, кроме того факта, что они представляли собой регулярное постоянное подразделение, в основном состоящее из местных жителей, хотя среди них были и турки. [39] Они сильно отличались от традиционных османских сипахов как по военной технике, так и по организации, и почти не имели с ними ничего общего, кроме названий, и оба были кавалерийскими подразделениями. Дей также периодически имел на службе несколько тысяч спахи, выступающих в качестве личной охраны. [41] За исключением охраны Дея, спахи не набирались и не размещались в Алжире, вместо этого их обычно вербовали беи. [43] Обычно они были более организованными, чем нерегулярная племенная конница, хотя и гораздо менее многочисленной.
Французские подразделения спахи были основаны на алжирских спахи. [44] и оба они были в основном легкой кавалерией.
Наемные воины
[ редактировать ]Рекрутское ополчение, состоящее из арабо-берберских воинов, насчитывало десятки тысяч человек и составляло подавляющую часть алжирской армии. Их призывали из лояльных племен и родов, обычно махзенских. их насчитывалось до 50 000 человек Только в Бейлике Орана . [45] Войска были вооружены мушкетами, обычно мукалами , и мечами, обычно либо Нимчасами , либо Флиссасами , оба из которых были традиционными местными мечами. [46] [47] Вооружение не было поставлено государством, а было поставлено самостоятельно. Поскольку почти у каждого крестьянина и соплеменника был мушкет, от солдат ожидалось, что он будет им вооружен. Поскольку многие из этих племен традиционно были воинами, многие из этих войск обучались с детства и, таким образом, были относительно эффективны, особенно в фехтовании , хотя им мешала слабая организация, и к 19 веку их мушкеты устарели. [48]
Единицы современного стиля
[ редактировать ]В Алжире почти не было подразделений, основанных на наполеоновской или постнаполеоновской войне, и многие из их подразделений, в том числе алжирский оджак, были организованы по устаревшим османским стандартам 17 и 18 веков. Единственными двумя основными подразделениями, существовавшими в современном стиле, были небольшая гвардия Звава, созданная Али Ходжа Деем в 1817 году, чтобы уравновесить влияние оджаков, и небольшая армия Ахмеда Бея бен Мохамеда Шерифа , последнего бея Константина. , который организовал свою армию по образцу Мухаммеда Али египетской армии . Армия Ахмед-бея состояла из 2000 пехотинцев и 1500 кавалеристов. Вся его армия состояла из коренных алжирцев. [49] а также он построил сложную систему мануфактур для поддержки армии и пригласил нескольких иностранцев для подготовки техников и других специалистов. [50]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Л'Оджак д'Алжир» . www.algerie-ancienne.com . Архивировано из оригинала 31 марта 2022 г. Проверено 12 января 2021 г.
- ^ Абун-Наср, Джамиль М.; Абун-Наср, Абун-Наср, Джамиль Мири (20 августа 1987 г.). История Магриба в исламский период . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-33767-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Ассоциация американской исторической науки (1918). Общий указатель статей и годовых отчетов Американской исторической ассоциации, 1884–1914 гг . Типография правительства США.
- ^ Бреннер, Уильям Дж. (29 января 2016 г.). Смешивающие силы: анархия и международное общество от убийц до Аль-Каиды . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-10945-2 .
- ^ HistoireDuMonde.net. «История мира.net» . histoiredumonde.net (на французском языке) . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шуваль, Таль (30 сентября 2013 г.), «Глава II. Господствующая каста» , Город Алжир в конце 18 века: Население и городская среда , Коллекция Хорса (на французском языке), Париж: CNRS Éditions, стр. . 57–117, ISBN 978-2-271-07836-0 , получено 4 августа 2023 г.
- ^ Абун-Наср, Джамиль М. (1987). История Магриба в исламский период . Издательство Кембриджского университета. п. 160. ИСБН 978-0-521-33767-0 .
[В 1671 году] Османский Алжир стал военной республикой, управляемой от имени османского султана офицерами, выбранными Уджаком и в его интересах.
- ^ Капп, Бернард (2022). Британские рабы и берберийские корсары, 1580-1750 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 10. ISBN 978-0-19-285737-8 .
- ^ Граммон, Анри Дельма де (1887). История Алжира под властью Турции, 1515–1830 гг. (на французском языке). Робартс – Университет Торонто. Пэрис Э. Леру. п. 45.
- ^ Джайюси, Сальма К.; Холод, Рената; Петруччиоли, Аттилио; Раймонд, Андре (2008). Город в исламском мире, том 94/1 и 94/2 . БРИЛЛ. п. 412. ИСБН 978-90-04-16240-2 .
- ^ Тезкан, Баки (13 сентября 2010 г.). Вторая Османская империя: политические и социальные трансформации в мире раннего Нового времени . Издательство Кембриджского университета. стр. 223–224. ISBN 978-0-521-51949-6 .
- ^ Пейссонель, Жан-Андре (1694–1759); Флуранс, Пьер (1794–1867); Дефонтен, Рене Луиш (1750–1833) (1838). Путешествие по регентствам Туниса и Алжира. Отчет о поездке на берберийское побережье (на французском языке). Господин Дюро де ла Малль. п. 236.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Розе, Жорж (1850). Алжир (на французском языке). Братья Фирмин Дидо, издатели.
- ^ Жоффре-Дервиль, Сибилла (2011). Жан-Мишель Вентур де Паради: аптекарь и востоковед 1739–1799 (на французском языке). п. 148.
- ^ Хамдан Ходжа 1833 , с. 94
- ^ Перейти обратно: а б Хамдан Ходжа 1833 , с. 96
- ^ Перейти обратно: а б Кадаче 2003 , с. 345
- ^ Хамдан Ходжа 1833 , с. 95
- ^ Хамдан Ходжа 1833 , с. 96.
- ^ Дельма де Граммон, Анри (1887). История Алжира под турецким господством 1515-1830 гг . Пэрис Э. Леру. п. 276.
- ^ Абдул Рахман Аль-Джилали (1995). Всеобщая история Алжира. Часть третья: О периоде с 1514 по 1830 год нашей эры . Национальная издательская и дистрибьюторская компания.
- ^ Каддаче 2003 , стр. 425–426.
- ^ Камилла, Руссе (1879). Завоевание Алжира . Пэрис: Плон. стр. 5–16.
- ^ Пьер, Бойер (1970). «Проблема Кулугли в регентстве Алжира» . Обзор мусульманского Запада и Средиземноморья . 8 (уника): 79–94. дои : 10.3406/remmm.1970.1033 . Проверено 24 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джайюси, Сальма Хадра; Холод, Рената; Петруччиоли, Антиллио; Раймонд, Андре (30 июня 2008 г.). Город в исламском мире (2 тт.) . БРИЛЛ. стр. 435–436. ISBN 978-90-474-4265-3 .
- ^ Жан Андре Пейссонель, Путешествия по регентствам Туниса и Алжира, опубликовано Dureau de la Malle: Volume 1 , p. 404
- ^ Морелл, Джон Рейнелл (1854). Алжир: Топография и история, политическая, социальная и естественная Французской Африки . Н. Кук.
- ^ Перейти обратно: а б Панзак, Дэниел (2005). Берберийские корсары: Конец легенды, 1800–1820 гг . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-12594-0 .
- ^ Отрывок из Тахрифата , опубликованный Пьером Бойером, 1970, стр. 84.
- ^ Перейти обратно: а б Шуваль, Таль (30 сентября 2013 г.), «Глава II. Господствующая каста» , Город Алжир в конце XVIII века: Население и городская среда , Connaissance du Monde Arabe, Париж: CNRS Éditions, стр. 57–117, ISBN 978-2-271-07836-0 , получено 12 января 2021 г.
- ^ Универсальная биография, древняя и современная (на французском языке). 1834.
- ^ Холл, Дж. Питер (04 сентября 2020 г.). Повествовательная сказка о Марокко . Корпорация Xlibris. ISBN 978-1-7960-9286-8 .
- ^ Шуваль, Таль (30 сентября 2013 г.), «Глава II. Господствующая каста» [Глава 2: Коминантная каста], Город Алжир в конце XVIII века: Население и городская обстановка , Знания об арабском мире , Париж: CNRS Editions, стр. 57–117, ISBN 978-2-271-07836-0 , получено 13 марта 2021 г.
- ^ Зеркало: исторический и статистический обзор регентства Алжира (на французском языке). Южные законы. 2003. ISBN 978-2-7427-4361-2 .
- ^ Панзак, Дэниел (2005). Берберийские корсары: Конец легенды, 1800–1820 гг . БРИЛЛ. п. 70. ИСБН 978-90-04-12594-0 .
- ^ Николс, Адам (9 августа 2021 г.). «ЯНЫчарЫ В АЛЖИРЕ – ЧАСТЬ 5 – Корсары и пленники» . Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ Каддаче 2003 , с. 346
- ^ Каддаче 2003 , стр. 351–352.
- ^ Перейти обратно: а б Панзак, Дэниел (2005). Берберийские корсары: Конец легенды, 1800–1820 гг . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-12594-0 .
- ^ Бойер, П. (1 ноября 1985 г.). «Ага» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (2): 254–258. doi : 10.4000/энциклопедия бербере.915 . ISSN 1015-7344 .
- ^ Перейти обратно: а б Алжирская арабская рукопись Аль-Захра ан-Наира, цитируется в Kaddache 2011, стр. 445
- ^ «Лекция: Тунисско-алжирская война и освобождение Хамуда-паши от подчинения в 1807 году ». 03.08.2017. Архивировано из оригинала 03 августа 2017 г. Проверено 13 марта 2021 г.
- ^ Паради, Жан-Мишель Вентур де (2006). Алжир в XVIII веке, 1788-1790: Мемуары, заметки и наблюдения дипломата-шпиона [ Алжир в XVIII веке, 1788-1790: Мемуары, заметки и наблюдения дипломата-шпиона ] (на французском языке). Книги Éditions grand-Algiers. ISBN 978-9961-819-65-4 .
- ^ Суркис, Юдит (15 декабря 2019 г.). Секс, закон и суверенитет во Французском Алжире, 1830–1930 гг . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-1-5017-3951-4 .
- ^ «Извещение о бее Орана Мохаммеде эль-Кебире. Африканский обзор | Бюллетень Алжирского исторического общества» . revueafricaine.mmsh.univ-aix.fr . Проверено 13 марта 2021 г.
- ^ Бастид, Тристан Арбус (2008). От ножа к сабле (на французском языке). Археопресс. ISBN 978-1-4073-0253-9 .
- ^ Стоун, Джордж Кэмерон (1 января 1999 г.). Глоссарий изготовления, украшения и использования оружия и доспехов во всех странах и во все времена . Курьерская компания. ISBN 978-0-486-40726-5 .
- ^ Макдональд, Пол К. (2014). Сети доминирования: социальные основы периферийных завоеваний в международной политике . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-936216-5 .
- ^ Гийон, Жан-Луи-Женевьев (1852). Путешествие из Алжира в Зибан (бывший Зебе) в 1847 году (и др.) (на французском языке). Распечатать правительства.
- ^ Набли, Мустафа К.; Ньюджент, Джеффри Б. (1989). Новая институциональная экономика и развитие: теория и приложения к Тунису . Северная Голландия. ISBN 978-0-444-87487-0 .
Источники
[ редактировать ]- Хамдан-Бен-Осман-Ходжа (июль 2016 г.) [1833 г.]. Историко-статистический обзор Регентства Алжира, под названием на арабском языке: Зеркало (на французском языке). Книга Хачетта. ISBN 978-2-01-371914-8 .
- Кадаче, Махфуд (2003). предыстория до 1954 года Алжир алжирцев : (на французском языке). Париж-Средиземноморье. ISBN 978-2-84272-166-4 .