Нарентийцы
Пагания Нарентийская | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
9–11 века | |||||||
Общие языки | славянский | ||||||
Религия | Славянское язычество | ||||||
Правительство | Вождество | ||||||
Принц | |||||||
История | |||||||
• Сформированный | 9 век | ||||||
11 век | |||||||
| |||||||
Сегодня часть | Хорватия |
Нарентийцы . были южнославянскими народами [1] племя, занимавшее территорию южной Далмации с центром у реки Неретва ( Нарента ), действовавшее в 9 и 10 веках, известное как пираты на Адриатике . Названные в венецианских источниках Нарентани , греческие источники называют их Паганой , «язычниками», поскольку они долгое время были язычниками в то время, когда соседние племена были обращены в христианство . Племя было яростными врагами Венецианской республики , нападало на венецианских купцов и духовенство, проходивших по Адриатике, и даже совершало набеги недалеко от самой Венеции , а также несколько раз побеждало дожа. Венецианско-нарентийские мирные договоры продлились недолго, поскольку нарентийцы быстро вернулись к пиратству. Они были окончательно побеждены в результате репрессий со стороны Венеции на рубеже 10-го века и исчезли из источников к 11-му веку.
Терминология
[ редактировать ]Слово «Нарентин» — демоним, происходящий от местной реки Неретва ( лат . Narenta ). Термины «нарентийцы», «пагания» или «язычники» встречаются в двух современных источниках: De Administando Imperio ( DAI ), греческом труде середины X века, и Chronicon Venetum et Gradense , венецианской хронике Иоанна Диакона из начало 11 века. [2] [3] В «De Administando Imperio» византийского императора Константина VII Багрянородного (годы правления 913–959) племя называется Paganoi ( греческий : Παγανοὶ, Παγανοἰ ), а их государство Pagania (Παγανὶα, Παγανἰα) по-гречески, а также отмечается, что на латыни их называют Арентаной (Αρεντανοἰ), а их государство — Арента (Αρεντα). [4] Летописец Иоанн Диакон использовал географический термин Нарентани (как в Princeps Narentanorum , [5] Наррентанские рабы [6] ). На сербохорватском языке название племени переводится как Неретляни (Неретляни), Неретвани и Пагани (Пагани), а название государства в основном как Пагания (Пагания).
География и экономика
[ редактировать ]В главах DAI « История провинции Далмация и Пагани, также называемой Арентани, и страны, в которой они сейчас живут », описывается география Пагании. В Пагании были уезды ( жупа (зупании) ) Растоца, Мокрос и Дален. [7] Растоца и Мокрос лежали у побережья и имели галеры, тогда как Дален находился вдали от моря и был основан на сельском хозяйстве. [7] В Пагании были населенные города Мокрон ( Макарска). [8] ), Беруллия (предположительно Брела [8] ), Ostrok ( Zaostrog [8] ) и Славинец (около Градаца [8] ), а также большие острова Куркра/Кикер с городом ( Корчула [8] ), Мелета/Малозеатай ( Млет [8] ), Фара ( Хвар [8] ) и Братцис ( Брач [8] ). [9] Пагани разводили стада на островах. [7] Острова в окрестностях, но не входящие в состав Пагании, назывались Хора (предположительно Сушак). [8] ), Иес ( Вис [8] ) и Ластобон ( Ластово [8] ). [9] Хорватия располагалась на северо-западе, а Захумлия - на востоке; Сербия располагалась внутри страны на северо-востоке, за Паганией, Захумлией, Травунией и Диоклей , и граничила с Хорватией по реке Центина ( Цетина ). [7]
История
[ редактировать ]Склавены . (южные славяне) захватили Балканы в VI веке В 639 году нашей эры Нарона , до того процветающий римский город, была разрушена ордой аваров и славян. [10] Через несколько лет славянские племена взяли под свой контроль нижнюю Неретву. [10] Славяне построили новый город на руинах Нароны, а воздвигли памятник своему славянскому богу Световиду . на руинах римских храмов [10] По мнению Эванса, Нарентия стала оплотом язычников на Балканах, подобно балто-славянам на Рюгене (в Яромарсбурге ). [10] В 642 году славяне вторглись в южную Италию и напали на Сипонто на корабле с побережья Далмации. [11] Набеги славянского флота на Адриатику участились, и путешествовать по ней стало небезопасно. [11]
Первые конфликты между венецианцами и нарентийцами произошли непосредственно перед 830 годом, примерно в это время между ними (венецианским дожем и Sclavorum de insula Narrentis ) было подписано первое мирное соглашение. [12] Нарентийские славяне отправили послов к дожу Джованни I Партисипазио (годы правления 829–836). [13] П. Скок считает, что этот период также является первым контактом Венеции с островами Средней Далмации. [12] По словам Шафарика (1795–1861), к началу IX века их власть настолько возросла, что дож Джованни I напал на них, а затем предложил им мир. [14] де Венецианская республика подчинялась -факто Византийской империи , и в этот период Венеция расширила свои торговые отношения с Востоком. [15] В первой половине 9 века Византию охватили внутренние волнения, благодаря этому булгары и арабы укрепились. [16] Арабы захватили Крит в 825 году, Палермо в 831 году, Таранто в 839 году, затем, уничтожив венецианский флот к 840 году, они свободно бродили по Адриатике. [16] В 841 году арабские корабли атаковали города Адриатики и достигли места впадения реки Падуя, а меньшие отряды атаковали Будву , Розу и Нижний Котор . [16] В 842 г. арабы завоевали Бари, а в 846 г. дошли до самого Рима. [16] Венецианский флот, обязанный защищать византийскую Адриатику, был почти полностью занят сражениями с арабами. [16] Византийский флот появлялся редко и с небольшим количеством кораблей. [16] Это, а также притеснения арабов дали славянским пиратам вокруг Неретвы возможность развивать свои корабельные возможности. [16] Когда в 827–828 годах венецианский флот находился в сицилийских водах в качестве стражи, нарентийцы получили импульс; когда венецианский флот вернулся, они успокоились. [16] Венецианские хроники говорят о том, что один нарентийский лидер крестился в Венеции для большей безопасности последней; однако нарентийцы зыбки и обманчивы, как их море; как только события в Венеции или на Адриатике обострились, нарентийцы продолжили свое пиратство. [16] Одно из их нападений в 834–835 гг., когда они ограбили и убили некоторых венецианских купцов, возвращавшихся из Беневенто, вызвало большое негодование против них в Венеции. [16]
Чтобы остановить эти нападения, венецианцы в 839 году предприняли большую экспедицию против далматинских славянских пиратов. [16] Дож Пьетро Традонико направил военные корабли против славянских земель ( Склавении ). [13] По словам Ф. Шишича, дож Пьетро приказал напасть на нарентийцев весной 839 года. [17] По словам В. Клаича , Традонико сначала разбил хорватов под командованием Мислава и заключил мир с ними, затем приступил к нападению на нарентийские острова и заключил мир с нарентийским лидером Дрозайко. [18] О боях в тот год сведений нет, но известно, что мир был заключен с хорватами и частью нарентийцев. [16] Венецианский летописец Иоанн Диакон (1008) фиксирует возобновление мирного договора, подписанного Дрозайком ( на Наррентанские острова с Дрозайком, судьей Марианских островов, он аналогичным образом учредил феодальное владение ). [19] Мир с нарентийцами продлился недолго, возможно, потому, что нарентийцы подписали его, чтобы избежать опасности, или, что более вероятно, потому, что он был заключен не со всеми, а с племенем или кланом нарентинцев. [16] В 840 году венецианцы напали на нарентийского лидера Людислава, но потерпели неудачу; [16] Людислав ( Liuditus sclavus ), возможно, преемник или соправитель Дрозайко, победил венецианского дожа и убил сотни его людей. [17] По мнению Клайча, мир нарушили нарентийцы. [18] Похоже, что к февралю 840 года нарентийское пиратство даже достигло Истрии. [17] Венецианско -франкский договор 840 г. включал совместную борьбу со славянскими племенами ( Generationes Sclavorum inimicas ). [20] После двух поражений венецианского флота от арабов сразу после этого венецианцы не смогли вступить в новые бои с далматинскими славянами. [16] В 846 году нарентийцы приблизились к самой Венеции и совершили набег на близлежащий Каорле . [16] [21]
Приход Василия I на византийский престол (годы правления 867–886) привел к важным изменениям в Византии; энергичный, он сумел вступить в более тесные связи с болгарами и даже с далекими хорватами и хорошо защищал Империю. [22] Когда Рагуза (Дубровник) попросила императора о помощи против угрозы сарацин , он отправил сильный флот в Адриатику. [22] Византийский адмирал Никита Оорифас установил более тесные контакты со славянскими племенами вокруг Рагузы, зачумлянами , травунцами и каналитами , и пригласил их для совместной борьбы с сарацинами как на суше, так и на море, в 869 году. [22] К сотрудничеству были призваны только славянские племена южной Далмации; на севере хорваты и далматинцы вступили в отношения с итальянским королем Людовиком, что вызвало смятение византийцев. [22] Когда некоторые «славяне» [22] (Нарентийцы по словам Нараяна [21] ) в марте 870 г. похитил эмиссаров Римского епископа, возвращавшихся домой с Четвертого собора в Константинополе , [21] византийцы использовали это как хороший предлог для нападения и принуждения их к подчинению (871 г.). [22] DAI . упоминает, что нарентийцев называли «язычниками, потому что они не принимали крещения в то время, когда крестились все сербы», что относится к периоду правления Василия [22] Нарентийцы не упоминаются в связи с византийской военной экспедицией на Бари, отправленной Василием I (годы правления 867–886), в которой участвовали другие далматинские славяне. [23] Хорваты, сербы, захлумцы, травунцы, конавляне, рагузанцы «со всеми мужчинами городов Далмации» переправились через море в Лангобардию и взяли Бари. [24] Василий вернул Далмацию под власть Византии. [23] к 878 году большая часть Далмации перешла под власть Константинопольского Патриархата . [22] ДАИ утверждает , что далматинские славяне просили Василия I крестить их; христианизация нарентийцев, похоже, потерпела неудачу. [23] По словам Эванса, нарентийцы оставались язычниками до 873 года, когда византийский адмирал Орифас убедил их принять крещение. [10] В то время как дож Орсо I Партисипацио и его сын Джованни II Партисипацио заключили мир и союз с хорватами после 876 года, венецианцы все еще находились в состоянии войны с нарентийцами. [25]
В 880 году венецианско-франкский договор был возобновлен. [26] В 887 году дож Пьетро I Кандиано послал войска против нарентийских славян, высадившись на «Славянском холме» ( mons Sclavorum ), обратив славян в бегство. [13] Нарентийцы потерпели поражение в битве в августе 887 года при Макарске, а их пять кораблей были уничтожены топорами. [26] С помощью соседей нарентийцы решительно разгромили венецианский флот 18 сентября 887 года, при этом дож был убит в бою, а его тело осталось лежать (Андреа Трибун позже тайно увез тело в Венецию). [26] С этого времени и до 948 года венецианские хроники не упоминают о конфликтах с хорватами, а это означало бы, что венецианцы предлагали хорватам мир и платили дань. [26]
Во время правления сербского правителя Петра Гойниковича (годы правления 892–917) Пагания входила в состав Сербского княжества. [ нужна ссылка ] . Петар и византийский полководец Диррахиона Лев Рабдух встретились в нарентийских землях по поводу союза против булгар. [27] Об этих переговорах булгарам сообщил Михаил Захумльский , которого Петар вытеснил из Захумле на соседние острова. [27] В 917 году Петра обманули булгары, которые затем в 924–927 годах присоединили Сербию. [28] пока Часлав не вернулся в Сербию и не восстановил государство в византийском союзе. [29] В состав государства Часлава входила Пагания (нарентийцы). [ нужна ссылка ] В 940-х годах острова Брач и Хвар , ранее входившие в состав Хорватского королевства , отделились во время восстания Бана Прибины и воссоединились с Нарентийской провинцией. [30] Нарентийцы воспользовались внутренними беспорядками в Хорватии после смерти Крешимира I Хорватского (945 г.) и захватили острова Сушак , Вис и Ластово . [27] В 948 году нарентийцы находились в состоянии войны с венецианским дожем Пьетро III Кандиано , который послал 33 военные галеры под командованием Урсо Бадоварио и Пьетро Розолло; нарентийцам удалось защититься. [30] Венецианцы были вынуждены платить нарентийцам дань за безопасный проход по морю. [27] Сербия распалась после смерти Часлава ок. 960, на более мелкие единицы. [27]
В 997 году нарентийцы усилили набеги на латинские и венецианские города и имели тесные связи с хорватским правителем Святославом Суронжей , который в то время боролся за трон с двумя своими братьями; это отношение заставило города Латинской Далмации и Венецию восстать против Святослава. [31] В 998 году Венецианская республика под властью византийского императора установила контроль над византийскими далматинскими городами; В Далматинской Хорватии шла гражданская война; нарентийцы были полунезависимыми и совершали набеги на Адриатику, особенно против Венеции. [32] Когда Венеция получила власть в Далмации, некоторые далматинские города, почувствовавшие угрозу, объединились с нарентийцами. [32] Затем венецианцы вмешались и решительно разбили нарентийцев и их хорватских союзников на море, что привело к упадку власти Нарентии. [32] Княжество Неретляни в 11 веке входило в состав Хорватского королевства . [33]
9 мая 1000 года венецианский дож Пьетро II Орсеоло. [34] решил покорить союзных хорватов и нарентийцев, защищая интересы своих торговых колоний и граждан Латинской Далмации. Он без труда обрушился на все восточное побережье Адриатики, и лишь нарентийцы оказали ему некоторое сопротивление. В качестве контратаки нарентийцы похитили 40 видных граждан Зары (Задара) и угнали транспорт с товарами из Апулии . [ нужна ссылка ] По пути домой Пьетро II отправил 10 кораблей, которые застали их врасплох между Ластово и Сушацем, и отвезли их в плен в Трогир . Нарентийские эмиссары пришли во временную резиденцию дожа в Сплите (Спалато), чтобы просить об освобождении пленников. Они гарантировали, что сам нарентийский принц появится со своими людьми и откажется от старого права облагать венецианцев налогом за свободный проход. Всем заключенным разрешили вернуться в свои дома, за исключением шестерых, которые удерживались в качестве заложников. Ластово и Корчула продолжали противостоять венецианцам. Корчула была завоевана Пьетро II, и Ластово тоже пало после долгих кровопролитных боев. Поскольку Ластово было печально известно в венецианском мире как убежище пиратов, дож приказал эвакуировать его и снести с лица земли. После того как жители Ластово отказались согласиться, венецианцы напали и сровняли его с землей.
Лидер Марианских островов
[ редактировать ]исторических источниках существует титул иудекса и рекса Марианорума В и Морстика . В историографии нет единого мнения о том, представляют ли они дворян нарентийцев или дворян из Хорватского королевства. Хорватский историк Михо Барада сыграл важную роль в возникновении идеи Мариани как третьего имени нарентинцев и отождествлении людей с этими титулами с нарентийцами. Однако идентификация весьма проблематична, и современная историография утверждает, что это также был один из местных титулов герцогов, служивших королю Хорватии. [35] [36] [37] [38] [39] [40] Если это были титулы независимого правителя, как, например, в случае с рексом Беригоем, то нарентийцы только с 1050 года вошли в состав Королевства Хорватия. [41]
Зарегистрированные личности: Iudex Marianorum Drosaico (Дружак) в 839 г., венецианский летописец Иоанн Диакон (1008 г.) записывает возобновление венецианско-нарентийского мирного договора, подписанного Дрозайко ( Ad Narrantanas insulas cum Drosaico, Marianorum iudice, аналогично установленный федус ); [35] [36] [42] iudex Marianorum и rex Marioanourm Berigoy из грамоты священника Ивана из Сплита 1050 года, отдающей себя и церковь Св. Сильвестра на острове бенедиктинскому монастырю Св. Марии Тремити Бишево ; [35] [43] [5] [44] dux Marianorum и morsticus Jacobum (Яков) из Сплита в сопровождении хорватского короля Деметрия Звонимира и Стефана II Хорватского согласно трем источникам и Supetar Cartulary ; [36] [38] [41] dux Marianorum и Morsticus Rusin во время правления Деметрия Звонимира и в начале 1090-х годов согласно Supetar Cartulary ; [35] [39] [40] [41] рекс Хорватии Славац, брат Русина с баном Петара в 1090 году согласно Supetar Cartulary . [35] [41] [45]
Наследие
[ редактировать ]есть исторический праздник матримонио В Венеции , посвященный победе над нарентийцами. [46] проводится на Сретение . [47]
Историография
[ редактировать ]В историографии часто встречается вопрос об этническом назначении племени, следует ли его, помимо славянского, называть сербским или хорватским. [48] Самые ранние сведения о нарентийцах относятся к началу 9 века и собраны в Chronicon Venetum et Gradense . [49] Венецианская хроника использовала славянский этноним ( лат . Narrentanos Sclavos ) для обозначения нарентинцев. [50] De Administando Imperio также дает информацию о нарентийцах, и там нарентийцы описываются как потомки «некрещеных сербов », заселивших Далмацию из области недалеко от Салоник, а ранее пришедших туда из Белой Сербии под защитой византийского императора Ираклия (год правления 610). –641), и которые называются язычниками, потому что они не приняли крещения в то время, когда крестились все сербы. [51] [52] [53]
В XIX веке историк Павел Юзеф Шафарик (1795–1861) сказал, что первая информация о сербах в истории была получена из событий, касающихся нарентийцев. [14] Константин Йозеф Йиречек (1854–1918) рассматривал их как отдельное южнославянское племя. [54] Хорватские историки Михо Барада (1889–1957) и Нада Клаич также определили их как «ни хорватов, ни сербов». [55] Хорватский историк Фердо Шишич (1869–1940) сказал, что население Неретвы «всегда было полностью идентично хорватскому [населению], включая также его чакавский диалект» (1952). [54] Сербская историография XIX и XX веков часто считала нарентинцев сербами. [56] Владимир Чорович (1885–1941) относился к нарентийцам как к первым из сербских племен, которые взяли на себя инициативу в борьбе не за оборону и племенную организацию, а за свободу эгоистических желаний и охранных набегов. [16] Сербский историк Михайло Динич (1899–1970) считал, что невозможно установить точность информации и, возможно, отражает только политическое развитие и распространение сербского имени через более крупный племенной союз до 9 века. [57] Чешский историк Франсис Дворник в своем анализе глав DAI пришел к выводу, что они, скорее всего, имели хорватское, а не сербское происхождение, и что этот отчет представляет собой скорее политический отчет, «предшествующий на три столетия положению дел в его дни». [58] [59] Хорватский историк Владимир Кошчак считал, что нарентийцы находились под властью хорватов от Трпимира до Домагоя (ум. 876), и что после смерти последнего они отправили эмиссаров к Василию I и признали его правление, которое, однако, было недолгим, поскольку продолжалось только до падение византийского ставленника Здеслава (879 г.), когда нарентийцы вновь отпали от Византии; Кошчак хотел уменьшить византийское правление также к югу от Пагании, утверждая, что провинции Пагания, Захумлия, Травуния и Дукля снова перешли под власть хорватов во время Бранимира (годы правления 879–892). [60] Эта теория подверглась критике со стороны Божидара Ферьянчича . [61]
В современной историографии румыно-американский историк Флорин Курта согласился с теми историками, которые «справедливо истолковали указание на то, что в середине Х века прибрежные жупании находились под контролем сербского жупана Часлава, который правил областями во внутренних и распространил свою власть на запад через горы к побережью». [62] Сербский историк Тибор Живкович также считал это отражением политической ситуации в X веке. [63] что нет уверенности в том, что нарентийцы и другие были сербами или хорватами или отдельными племенами, пришедшими вместе с сербами или хорватами на Балканы, [63] и что эта этническая идентичность является результатом политического, а не этнического развития соответствующих княжеств. [64] Он также отметил, что "в ДАИ указано, что сербы были крещены гораздо раньше, и, следовательно, язычники не могли принадлежать к сербскому племени. В главе 32 есть сведения, что сербы контролировали Паганию примерно в 895 г. , во время правления архонта Петра, и исходя из этой политической ситуации Константин мог бы написать, что язычники принадлежали к сербскому племени». [65] Хорватский историк Невен Будак также считает, что замечания в отношении нарентинцев были связаны с политической ситуацией в то время и что спор между хорватской и сербской историографией относительно этнической принадлежности нарентинцев бессмысленен. [66] [67] [68] Будак писал, что нарентийцы были «несомненно отдельной этнической группой», которая «исчезла как отдельная этническая группа, когда их княжество было присоединено к Хорватии». [69] По словам хорватского историка Хрвое Грачанина, рассказы о поселении хорватов в Паннонии и сербов в Пагании и близлежащих княжествах в DAI отражают не хорватское или сербское этническое происхождение, а, скорее, политическое правление в 9 и 10 веках. [70] Подобным же образом хорватский историк Иво Гольдштейн утверждал, что нарентийцев «нельзя считать ни сербами, ни хорватами», но их следует рассматривать как часть хорватской истории. [71] В сербской (например, Сима Чиркович ) и частично хорватской историографии они часто рассматриваются как сербы или хорваты, а их государство — как часть средневекового сербского или хорватского государства, но такое рассмотрение не принимает во внимание «сложность многослойной идентичности». «посредством которого «славянское население дифференцировалось на более чем два этногенетических ядра». [72] Хорватский историк Младен Анчич недавно в своем критическом анализе исторических источников утверждал, что нарентийцы/язычники и нарентия/пагания не существовали как отдельный народ и государство с таким названием, их называли Хумляни, а Хум располагался к западу от реки Неретвы, а восточный это была Захлумия («за Хумом»). [73]
В «Хрониках священника Дукли» , произведении, написанном католическим епископом, вероятно, для хорватского правителя ок. 1300–10, [74] южные княжества Далмации называются частью « Красной Хорватии ». [5] В то время как более поздние части « Хроники священника Дукли» считаются очень ценными, события, описанные в раннем средневековье, в значительной степени дискредитированы в историографии. [75]
Однако сербское происхождение пагани-нарентанцев и заумлян остается проблемным вопросом, основанным исключительно на псевдоисторической истории сербской миграции в седьмом веке. [76]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Файн 1991 , с. 306.
- ^ Анчич 2011b , стр. 255.
- ^ Живкович 2012b , стр. 11–12.
- ^ Моравчик 1967 , стр. 152, 164–165.
- ^ Jump up to: а б с Файн 2006 , с. 62.
- ^ Файн 2006 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с д Моравчик 1967 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Институт истории Хорватии, 1974 , стр. 29.
- ^ Jump up to: а б Моравчик 1967 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б с д и Эванс 2007 , с. 363.
- ^ Jump up to: а б Чорович 2001 , гл. «Первое сербское государство»; Нараян 2009 , с. 3
- ^ Jump up to: а б Факультет философии 1964 , стр. 147.
- ^ Jump up to: а б с Файн 2006 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Костич 1963 , стр. 23.
- ^ Шишич 1990 , стр. 321.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Чорович 2001 , гл. «Первое сербское государство»
- ^ Jump up to: а б с Шишич 1990 , стр. 328.
- ^ Jump up to: а б Клайч 1972 , стр. 73.
- ^ Клаич 1971 , стр. 217.
- ^ Fine 2006 , стр. 37–38.
- ^ Jump up to: а б с Нараян 2009 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Чорович 2001 , гл. «Христианизация южных славян»
- ^ Jump up to: а б с Ферьянчич 1997 , с. 15.
- ^ Живкович 2008 , стр. 165.
- ^ Клаич 1972 , стр. 80.
- ^ Jump up to: а б с д Бркович 2001 , стр. 32.
- ^ Jump up to: а б с д и Чорович 2001 , гл. «Сербы между Византией, Хорватией и Болгарией»
- ^ Файн 1991 , с. 153.
- ^ Файн 1991 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б Шишич 1990 , стр. 436.
- ^ Файн 1991 , с. 274.
- ^ Jump up to: а б с Файн 1991 , с. 276.
- ^ Чиркович 2004 , стр. 24.
- ^ Лейн, Фредерик Чапин. Венеция, Морская республика , с. 26
- ^ Jump up to: а б с д и Хорватская энциклопедия (2021), Неретвани
- ^ Jump up to: а б с Пухьера, Самуэль (1959). «Юдекс, Дукс Марианорум» . Вклад в историю острова Хвар . 1 (1): 4–16.
- ^ Клаич, Нада (1960). «Проблема Славацкой и Неретлянской краины» . Историческая газета . 14 : 96–136.
- ^ Jump up to: а б Лаушич, Анте (1959). «Принадлежность и роль средневековой Полицы во времена хорватских национальных правителей» . Работает . 22 (1): 23–48.
- ^ Jump up to: а б Анчич, Младен (2002). «От короля-полубога к первым идеям о «национальном королевстве » [От короля-полубога к первым идеям о «национальном королевстве»]. Дорога Коломана (каталог выставки) . Загреб: Хорватский исторический музей. стр. 59.
- ^ Jump up to: а б Анчич 2011a , стр. 22–24, 42: «Все это приводит к несомненному выводу, что все, что читается в так называемом «Супетарском картуларии», на самом деле не имеет ничего общего с «неретванцами» и их «государством», как утверждает М. Барада Король Славац, а также его племянник и Бан Петар не являются «неретванскими правителями и чиновниками» — это последние хорватские правители, имеющие королевский титул, но без реальной власти над значительной частью Королевства, власть которой, как представляется, невелика. был территориально весьма ограничен, и длился с 1091 по 1097 год [Все это приводит к несомненному выводу, что все, что читается в так называемом "Супетарском Картулярии", на самом деле не имеет никакого отношения к "неретванцам" и их "государству как". пояснил М. Барада. Король Славац, а также его племянник и бан Петар не являются «неретванскими правителями и чиновниками» — они являются последними хорватскими правителями, имеющими королевский титул, но не имеющими реальной власти над значительной частью королевства. , власть которого, по-видимому, была территориально весьма ограничена и продолжалась с 1091 по 1097 год, когда Петар был убит в битве с венгерскими войсками.]"
- ^ Jump up to: а б с д Мальчик 2018 , стр. 230–231.
- ^ Труды и воспоминания Далматинского общества отечественной истории. Тома 7–9 . Компания. 1970. с. 119.
- ^ Лучич, Йосип (1983), «Беригой» , Хорватский биографический лексикон (HBL) (на хорватском языке), Лексикографический институт Мирослава Крлежа
- ^ Ильдар Гарипзанов; Патрик Дж. Гири; Пшемыслав Урбанчик (2008). Франки, северяне и славяне: идентичности и государственное формирование в Европе раннего средневековья . Исд. п. 235. ИСБН 978-2-503-52615-7 .
- ^ Хорватская энциклопедия (2021), Славацкий
- ^ Марсель Брион (1962). Венеция: Маска Италии . Элек. п. 63.
- ^ Католический мир . Том. 106. Отцы-паулисты. 1918. с. 365.
- ^ Живкович 2012b , стр. 12.
- ^ Живкович 2012b , стр. 13.
- ^ Fine 2006 , стр. 37, 39, 62.
- ^ Моравчик 1967 .
- ^ Чиркович, Сима (2008) [2004]. Сербы среди европейских наций [ Сербы среди европейских наций ] (PDF) (на сербско-хорватском языке). Загреб: Золотой маркетинг / Техническая книга. стр. 26–27. ISBN 9789532123388 .
- ^ Живкович 2012a , стр. 194–195.
- ^ Jump up to: а б Обзор Задара . Том. 49. Матица хорватская. 2000. стр. 567.
- ^ Анчич 2011a , стр. 31–32.
- ^ Анчич 2011b , стр. 224.
- ^ Динич, Михаил (1953). «Глава VII: Сербские земли в раннефеодальную эпоху (до XII века)». В Бого Графенауэре; Душан Перович; Ярослав Шидак (ред.). История народа Югославии (на сербско-хорватском языке). Загреб: Учебник . с. 245.
Сегодня не представляется возможным определить, насколько соответствуют действительности те вести о Порфирогене, зафиксированные спустя целых три столетия после переселения славян на Балканский полуостров; вероятно, политическое развитие тех областей происходило в них с VII века. до IX. века, когда сербское название распространилось через более широкий племенной союз.
- ^ Дворник и др. 1962 , стр. 139, 141–142: Вероятно, он видел, что в его время все эти племена находились в сербской сфере влияния, и поэтому называл их сербами, таким образом, на три столетия предшествуя состоянию дел в его собственный день. Но на самом деле, как было показано на примере захлумцев, эти племена не были собственно сербами и, по-видимому, мигрировали не с сербами, а с хорватами. Сербам на раннем этапе удалось распространить свой суверенитет на тербуниотов и, при князе Петре, на короткое время на нарентанцев... Нарентанские славяне во многом отличались от других славян Далмации... Нарентанская система кажется таким образом, они были похожи на полабских славян. Нарентийцы почти не находились под влиянием хорватов или сербов и, по-видимому, поселились на побережье еще до того, как последние вошли в Иллирик. Заявление Ц. о том, что пагани «происходят от некрещеных сербов» (36/5–6), см. на 33/18–19. Очевидно, что небольшая дружина сербского князя не могла заселить Сербию, Захлумию, Тербунию и Наренту.
- ^ Дворник 1970 , с. 26: Константин считает сербами все славянские племена в древнем Превалисе и Эпире — захлумцев, трибунианцев, диодетов, нарентанцев. Это не совсем так. Даже эти племена были освобождены от аваров жившими среди них хорватами. Лишь позже, благодаря экспансии сербов, они признали свое господство и стали называться сербами.
- ^ Ферьянчич 1997 , стр. 15–16.
- ^ Ферьянчич 1997 , с. 16.
- ^ Курта 2006 , с. 210: Согласно Константину Багрянородному, славяне далматинских жупаний Пагании, Захумле, Травунии и Конавли «происходили от некрещеных сербов». находились под контролем сербского жупана Часлава, который правил внутренними регионами и распространял свою власть на запад через горы к побережью.
- ^ Jump up to: а б Живкович 2006 , стр. 60.
- ^ Живкович 2012b , стр. 12–13.
- ^ Живкович 2012a , стр. 195.
- ^ Будак 1994 , стр. 58–61: В то же время император постоянно исключал дуклянцев из этой сербской общности народов. Однако кажется очевидным, что император хочет говорить не о реальной этнической связи, а о том, что он имеет перед глазами политические отношения того времени, когда он писал произведение, т. е. того времени, когда в Далмации собирались для него данные. ...
- ^ Будак 2018 , стр. 51: Споры хорватской и сербской историографии об этническом характере славян между Цетиной и Дурресом неактуальны, поскольку переносят современные категории этнической принадлежности в раннее средневековье, когда идентичность понималась по-другому...
- ^ Будак 2018 , стр. 177: Однако через некоторое время (возможно, после внутренних конфликтов в Хорватии) он изменил свою позицию и признал верховенство сербского правителя, поскольку Константин утверждает, что Заумляни (а также Неретвани и Травунжани) были сербами из время того архонта, который привел сербов на новую родину во времена Ираклия. Это утверждение, конечно, не имеет ничего общего с действительностью VII века, но говорит о политических отношениях во времена Константина.
- ^ Мальчик 1994 , с. 59.
- ^ Грачанин 2008 , стр. 71–72: Представленные данные позволяют сделать вывод, что хорваты вообще не селились в южной Паннонии во время первоначальной миграции с севера на юг, хотя возможно, что некоторые более мелкие группы остались в этой области, утонув в подавляющее большинство других оседлых славянских народов. Распространение древнего хорватского населения с юга на север относится ко времени, начиная с X века, и связано с изменением политических условий, укреплением и расширением раннего хорватского государства. На основании всего этого гораздо более вероятно, что этноним «хорваты» и сосеоба скрывают факт передачи политической власти, а значит, император приравнивал политическое превосходство к этническому присутствию. Именно такой подход он использовал, превратив заумлян, травунжан и неретлян в сербов (ДАИ, ок. 33, 8-9, 34, 4-7, 36, 5-7).
- ^ Гольдштейн 1995 , стр. 196: В то время неретванцы не принадлежали напрямую ни к одному из крупных этногенетических ядер, которые уже утвердились или еще должны были утвердиться в восточной Адриатике и на европейском пространстве в целом. Их нельзя тогда считать ни сербами, ни хорватами, хотя император Константин утверждает, что «те же язычники произошли от некрещеных сербов, со времен того архонта, перешедшего на сторону императора Ираклия»243. А именно, неретванцы очень рано заявили о себе как самостоятельный фактор, в связи с чем получили и отличительные названия: Мариани (подстаканники), Арентани (неретванцы), Пагани (язычники). Историю Неретвы, даже в период раннего средневековья, следует считать частью истории Хорватии, поскольку с конца 11 века эта территория очень быстро была включена в состав всей Хорватии (или позже в состав Хорватско-Венгерского королевства).
- ^ Ведриш 2015 , с.590: Однако при односторонних попытках определить этническую принадлежность этих славян часто не учитывалась сложность и многослойность идентичности, рассмотрение которых приводит к выводу, что в раннем средневековье на восточного побережья Адриатики «славянское население дифференцировалось на несколько, но два этногенетических ядра» (Н. Будак).
- ^ Анчич 2011b , стр. 270–276.
- ^ Живкович, Т.; Кунчер, Д. (2009), Деяния королей-рабов, I – II , стр. 362–365
- ^ Живкович 2006 , стр. 16.
- ^ Даниэль Джино, Раннесредневековые сербы на Балканах. Пересмотр свидетельств, Исторические исследования Центральной Европы 3, вып. 1 (2023): 4–25.
Источники
[ редактировать ]- Анчич, Младен (2011a). «Михо Барада и миф о Неретве» [Михо Барада и миф о Неретве]. Исторические вклады (на хорватском языке). 30 (41): 17–43.
- Анчич, Младен (2011b). «Раннесредневековые нарентийцы или чулмианцы: отслеживание путаницы, вызванной De administando imperio» [Раннесредневековые нарентийцы или чулмианцы: отслеживание путаницы, вызванной De administrando Imperio]. В Лучиче, Ивица (ред.). Хум и Герцеговина на протяжении всей истории: Труды . Хорватский институт истории. ISBN 9789536324965 .
- Бркович, Милко (октябрь 2001 г.). «Папские письма второй половины IX века к адресатам в Хорватии» . Радови (на хорватском языке) (43). Институт исторических наук Хорватской академии наук и искусств в Задаре: 29–44 . Проверено 27 июля 2012 г.
- Будак, Невен (1994). Первые века Хорватии . Издательство Хорватского университета. ISBN 9789531690324 .
- Будак, Невен (2018), история Хорватии с 550 по 1100 год Leykam , International, ISBN 978-953-340-061-7
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Чорович, Владимир (2001) [1997]. История сербского народа (на сербско-хорватском языке) (Интернет-изд.). Белград: Арс Либри.
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-81539-0 .
- Дворник, Ф.; Дженкинс, RJH; Льюис, Б.; Моравчик, Ги; Оболенский Д.; Рансиман, С. (1962). ПиДжей Дженкинс (ред.). Де Администрандо Империо: Том II. Комментарий . Лондонский университет: The Athlone Press.
- Дворник, Ф. (1970). Византийские миссии среди славян . Издательство Университета Рутгерса . ISBN 9780813506135 .
- Эванс, Артур (2007). Через Боснию и Герцеговину пешком во время восстания, август и сентябрь 1875 года . Cosimo, Inc., стр. 363–. ISBN 978-1-60206-270-2 .
- Ферьянчич, Божидар (1997). Василий I и восстановление византийской власти в 9 веке (на сербском языке). Полет. 36. Научно дело. стр. 9–29.
- Факультет философии (1964). Известия философского факультета . Том. 8. Белградский университет; Научная работа.
- Хорошо, Джон В.А. младший (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08149-7 .
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (2006). Когда этническая принадлежность не имела значения на Балканах: исследование идентичности в донационалистической Хорватии, Далмации и Славонии в периоды средневековья и раннего Нового времени . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472025600 .
- Гольдштейн, Иво (1995). средневековье Хорватское раннее . Кафедра истории Хорватии, философский факультет Загребского университета. ISBN 9789531750431 .
- Грачанин, Хрвое (2008). «Часть хорватов, прибывших в Далмацию, отделилась и властвовала над Иллирией и Паннонией: Беседы с ДАИ ок. 30, 75-78» . История продолжается (на хорватском языке). VI (11): 67–76.
- Институт истории Хорватии (1974). «н/д» . Статьи (на сербско-хорватском языке) (6–7). Университет Загреба.
- Янкович, Джордже (2007). Сербское море с 7 по 10 век. (PDF) (на сербском языке). Сербское археологическое общество. ISBN 978-86-904455-5-4 .
- Клаич, Виктор (1972). История хорватов с древнейших времен до конца XIX века (на хорватском языке). Издательство Матица Хрватска.
- Клаич, Нада (1971). История хорватов в раннем средневековье (на хорватском языке). Учебник.
- Костич, Лазо М. (1963). Сербская история и сербское море (на сербском языке). Сербская мысль.
- Моравчик, Дьюла , изд. (1967) [1949]. Константин Багрянородный: De Administando Imperio (2-е исправленное изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Центр византийских исследований Думбартон-Оукс. ISBN 9780884020219 .
- Нараян, СС (2009). Морские пираты . Сумитские предприятия. ISBN 978-81-8420-167-3 .
- Шишич, Фердо (1990). История хорватов во времена национальных правителей (на хорватском языке). Издательство Матица Хрватска. ISBN 978-86-401-0080-9 .
- Ведриш, Трпимир (2015). «Балканские склавинии и Болгария – Хорватия в международном контексте» [Балканские склавинии и Болгария – Хорватия в международном контексте]. В Зринке Николиче Якусе (ред.). Новый луч в европейском свете: Хорватские земли в раннем средневековье (ок. 550 – ок. 1150) [ Хорватские земли в раннем средневековье (ок. 550 – ок. 1150.) ] (на хорватском языке). Загреб: Matica hrvatska . стр. 581–608. ISBN 978-953-150-942-8 .
- Живкович, Тибор (2006). сербских правителей (IX-XII вв.) (на сербском языке Портреты ). Белград: Институт учебников и учебных пособий. ISBN 86-17-13754-1 .
- Живкович, Тибор (2008). Ковка единства: Южные славяне между Востоком и Западом 550-1150 гг . Белград: Институт истории, Чигоя штампа. ISBN 9788675585732 .
- Живкович, Тибор (2012a). De Converte Croatorum et Serborum: Утерянный источник . Белград: Институт истории.
- Живкович, Тибор (2012b). «Арентани - пример проверки личности в раннем средневековье» [Арентани - пример проверки личности в раннем средневековье]. Исторический журнал . 61 : 11–25.
- Кунчер, Драгана (2009). Геста Регум Склаворум . Том. 1. Белград-Никшич: Институт истории, монастырь Острог.
- Живкович, Тибор (2009). Геста Регум Склаворум . Том. 2. Белград-Никшич: Институт истории, монастырь Острог.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анчич, Младен (2011). «Раннесредневековые неретваны или хумляны: после путаницы, вызванной работой De adminiстрандо империо» . Хум и Герцеговина через историю: Труды KNJ. 1 (на хорватском языке). Хорватский институт истории: 218–278.
- Чекич, Дж.; Павлович, М. (2016). «Дрозиако, Марианорум юдице» . Труды философского факультета в Приштине (на сербском языке). 46 (4): 243–253. дои : 10.5937/zrffp46-12125 .
- Маркович, Миодраг (2013). «О попытках определить местонахождение «обитаемых городов» Пагании Багрянородного: историографический обзор с особым акцентом на спорные вопросы» . Зборник Радова Византолошкогский институт (на сербском языке). 50 (1): 301–334. дои : 10.2298/ZRVI1350301M .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Алексич, Марко (2008). Неретляни, забытое сербское племя [ Неретляни, забытое сербское племя ] (на сербском языке). Растко.
43 ° 09'02 "N 17 ° 23'17" E / 43,1505969 ° N 17,3879242 ° E