Рани (племя)
9 век – 1168 г. | |||||||||||
Статус | Славянское племя Лютикийской федерации | ||||||||||
Капитал | Аркона (резиденция языческих первосвященников , политический и религиозный центр) Чаренца (княжеская резиденция и официальная столица) | ||||||||||
Общие языки | Западный Лечитик ( Рани ) | ||||||||||
Религия | Полабское славянское язычество , известные культы: | ||||||||||
Правительство | де-факто языческая теократия , формально наследственная монархия ( княжество ) | ||||||||||
Принц | |||||||||||
• в. 955 (первый) | Вицлав | ||||||||||
• в. 1170 (последний) | Яромар I | ||||||||||
История | |||||||||||
• Сформированный | 9 век | ||||||||||
1168 | |||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Германия |
Рани . или Руяни ( нем (Рюген) и на юго Ranen , Rujanen ) были западнославянским племенем, проживавшим на острове Ругия -западном материке через Штреласунн на территории современной северо-восточной Германии .
Племя рани возникло после региона славянами заселения в девятом веке . [1] считался одним из самых могущественных из нескольких небольших славянских племен между Эльбой и низовьями Вислы и до тринадцатого века . Они были одними из последних племен, придерживавшихся славянского язычества , и влияние их религиозного центра в Арконе простиралось далеко за пределы племенных границ. [2]
В 1168 году рани потерпели поражение от короля Вальдемара I Дании и его советника Абсалона , епископа Роскилле , что привело к обращению региона в христианство. [3] [4] [5] [6] В ходе Остсидлунга тринадцатого века племя было ассимилировано немецкими и датскими поселенцами, и рани постепенно германизировались . Княжество Ругия оставалось датским до 1325 года. [7] [8]
Урегулирование
[ редактировать ]В период поздней миграции территории , ранее заселенные германскими племенами, стали заселены славянами . В Ругии и прилегающем к ней материке, где руги были зафиксированы до периода переселения, славяне впервые появились в девятом веке; [1] и смены названий предполагается непрерывное поселение дославянской эпохи на основе анализа пыльцы , [9] таким образом, остатки ругийцев, похоже, были ассимилированы.
Племенное название бывших жителей Ругии может быть корнем как средневекового названия Ругия, так и племенного названия славянского Р(уй)ани, хотя эта гипотеза не является общепринятой. [10]
Религия
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2022 г. ) |
Рани верили в нескольких богов, каждый из которых имел несколько лиц, и им поклонялись в виде высоких деревянных статуй в своих храмах. Им поклонялись в храмах, священных рощах, дома и во время ритуальных трапез. Самым могущественным из их богов был Свантевит , четырехглавый бог, чей храм стоял на мысе Аркона на самом северном берегу Виттова , в то время еще оставшегося островом непосредственно к северу от Рюгена. Этому храму поклонялись и собирали дань не только от рани, но и от всех балтийских венедов после того, как их прежний главный религиозный центр, Ретра , был разрушен германскими налетчиками в 1068/9 году. [11]
Другими богами были Тьярнаглофи , чей храм находился на Ясмунде недалеко от современного Сагарда , и Ругиевит , Поревит и Поренут , храмы которых находились в столице Чаренце. Храмы других богов были найдены на всей территории Рани.
После насильственной христианизации на смену храмам пришли монастыри и церкви. В церковь Альтенкирхена встроен большой камень из Арконы с рельефом, изображающим священника-свантевита.
Администрация и культура
[ редактировать ]Средневековый летописец Гельмольд из Босау описал рани как единственное вендское племя, управляемое королем, и сообщает, что они подчинили себе многие другие племена, хотя сами не терпели подчинения. Общие решения вендских племен принимались только с одобрения рани. Фактически высшим должностным положением был первосвященник, стоявший выше царя. Оракул решал, следует ли и где проводить кампании, и после победы деньги и драгоценные металлы любой награды передавались храму до того, как остальное было разделено. Покоренные племена были подчинены храму. [11]
Политической столицей Рани была Чаренца (тогда Кореница, сегодня необитаемый город под названием Венцер Бургвалл ). Герцоги Рани также проживали в замке Ругард , предшественнике современного города Бергена . На всей территории Рани были замки ( бурги ), все они имели кольцевидную стену из дерева и глины, защищали деревни и/или религиозные объекты и служили стратегическими опорными пунктами или резиденциями дворянства.
Рани также основали главный смешанный славянско-викингский торговый центр в Ральсвике . В XI и XII веках они также совершали набеги на своих соседей в стиле викингов.
Язык
[ редактировать ]Рани говорили на западно-лехитском языке, одном из лечитской группы западнославянских языков . В течение XII-XV веков он был заменен нижненемецким, поскольку политика и этническая структура изменились из-за Ostsiedlung . Язык рани вымер, когда на полуострове Ясмунд в 1404 году умерла последняя женщина, говорившая на руджани. [12]
История
[ редактировать ]В 955 году Рани приняла участие в битве при Рекнице , помогая немецкому Отто I в разгроме оботритов на реке Рекниц ( Ракса ).
По мере ободритов расширения государства в конце 11 века рани также подвергались давлению, и в 1093 году им пришлось платить дань ободритовскому князю Генриху . [13] В 1100 году они начали военно-морскую экспедицию, в ходе которой осадили Любице , предшественник современного Любека , а затем главную цитадель ободритов. [14] Однако эта атака была отбита. [14] В 1123 году рани нанесли новый удар и убили сына Генриха Вальдемара. Когда в 1123/24 году армия ободритов под предводительством Генриха достигла территории Рани, свантевитские священники были вынуждены просить мира. [14] Армия Генриха состояла из 2000–6000 человек, опустошила прибрежные поселения, и условия последующего соглашения заключались в том, что остров будет сохранен только в обмен на огромную сумму, которую нужно было собрать с континентальных славян дальше на восток. Перегруппировавшись после смерти Генриха (1127 г.), рани снова атаковали и на этот раз разрушили Любице в 1128 г. [14] В то время они, похоже, были преданными язычниками, а их жрецы обладали теократической властью.
В 1136 году датчане победили рани, которые, в свою очередь, были вынуждены пообещать принять христианскую веру, но вернулись к своим языческим верованиям, когда датчане направились обратно. [14]
Войска Рани атаковали датский флот во время Вендского крестового похода 1147 года . Саксонским армиям неоднократно удавалось совершать набеги на Ругию.
Датчане, напавшие на рани уже в 1136 и 1160 годах, окончательно завоевали в 1168 году оплот рани Аркона , вынудили славян стать вассалами Дании и принять христианство. [14] Деревянные статуи их богов были сожжены, а монастыри и церкви построены на всей территории Рани.
Бывшее царство Рани отныне стало датским княжеством Ругия .
Список правителей
[ редактировать ]Сообщаемые имена вождей племен Рани («королей» или «принцев») были:
- Рани были одним из племен Лутичи , которое часто описывали как «племя без правителя», имея в виду, что политическая власть утверждалась посредством дискурса на собрании. [15] [16]
- в . 1066 г. Круто (согласно некоторым спорным теориям дед Ратислава, считавшийся правителем Руаны как правитель Лутичей после смерти Гошалка )
- c . 1092 Vartislav
- в . 1105 г. Ратислав первый правитель Руаны ) ( точно известный
- в . 1164 г. Тетислав (последний правитель языческой Руханы , стал датским принцем Ругии в 1168 г.)
- с . 1170 1170 Яромар И.
- 1218 Барнута
- 1221 Вислав I (после отставки брата Барнуты)
- 1249 Яромар II.
- 1260 Вислав II.
- 1302 Вислав III. (его единственный сын умер раньше него)
- 1325 Вартислав IV. (племянник Вислава III, последнего правителя ранийской крови. Его смерть привела к Рюгенским войнам за престолонаследие и в 1354 году бывшее княжество отошло к Померании-Вольгасту )
Источники
[ редактировать ]- Томпсон, Джеймс Вестфолл (1928). Феодальная Германия, Том II . Нью-Йорк: Издательство Фредерика Унгара.
- Херрманн, Иоахим (1970). Славяне в Германии (на немецком языке). Берлин: Akademie-Verlag GmbH. п. 530.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Оле Харк, Кристиан Любке, Между Рериком и Борнхёведом: Отношения между датчанами и их славянскими соседями с 9 по 13 века: Материалы для международной конференции, Лейпциг, 4-6 вв. Декабрь 1997 г., Franz Steiner Verlag, 2001, стр. 15, ISBN 3-515-07671-9
- ^ Себастьян Братер, Археология западных славян: поселение, экономика и общество в восточно-центральной Европе раннего и высокого средневековья, Вальтер де Грюйтер, 2001, стр.331, ISBN 3-11-017061-2
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Герхард Краузе, Хорст Роберт Бальц, Герхард Мюллер , Теологическая реальная энциклопедия , Де Грюйтер, 1997, стр. 40 и далее, ISBN 3-11-015435-8
- ^ Вернер Бухгольц, Pommern , Siedler, 1999, стр.34, ISBN 3-88680-272-8
- ^ Ян М. Пискорский, Померания на протяжении веков, 1999, стр.43, ISBN 83-906184-8-6 ОСЛК 43087092
- ^ Вернер Бухгольц, Pommern , Siedler, 1999, стр.46-52, стр.61-63. ISBN 3-88680-272-8
- ^ Клаус Херберс, Николас Джасперт, Пограничные пространства и пограничные переходы в сравнении: Восток и Запад средневековой Латинской Европы , 2007, стр. 76 и далее, ISBN 3-05-004155-2 , ISBN 978-3-05-004155-1
- ^ Иоахим Херрманн, Славяне в Германии, Akademie-Verlag Berlin, 1985, стр.27, стр.33ff.
- ^ Йоханнес Хупс, Ханс-Петер Науманн, Франциска Лантер, Оливер Шокоди, Генрих Бек, Рудольф Симек, Себастьян Братер, Детлев Эллмерс, Курт Шир, Ульрике Шпренгер, Эльза Эбель, Клаус Дювель, Вильгельм Хайцманн, Хайко Юкер, Юрген Удольф, Reallexikon der Германская древность, Вальтер де Грюйтер, стр. 419 и далее, ISBN 3-11-017733-1
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кира Т. Иначин , История Померании, Hinstorff Rostock, 2008, стр. 14, ISBN 978-3-356-01044-2
- ^ Вернер Беш, История языка: Справочник по истории немецкого языка и его исследованиям, 2-е издание, Вальтер де Грюйтер, 1998, стр.2707, ISBN 3-11-015883-3 [1]
- ^ Иоахим Херрманн, Славяне в Германии , Akademie-Verlag Berlin, 1985, стр.367.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Иоахим Херрманн, Славяне в Германии, Akademie-Verlag Berlin, 1985, стр.268.
- ^ Любке, Кристиан: Лютизен. Исторический. В Беке, Генрих; и др. (ред.). РГА XIX, 19 (2-е изд.). де Грюйтер, 2001, с. 51, ISBN 3-11-017163-5
- ^ Гарипзанов, Ильдар Х. Франкс, северяне и славяне. Идентичность и государственное формирование в раннесредневековой Европе. Курсор мира. 5. Гири, Патрик Дж.; Урбанчик, Пшемыслав. Брепольс, 2008, с. 198, ISBN 978-2-503-52615-7