Jump to content

Лутичи

Лютикийская Федерация
10 век – 1168 г.
Голова черного быка, символ, предположительно связанный с редарианцами и их столицей Ретрой.
Расположение Лютика
Статус Независимая федерация полабских славянских племен
Капитал
нет, только политический/религиозный центр:
Общие языки Полабский славянский
Религия
Полабский [а] Славянское язычество , известные основные культы: Римский католицизм (миссионеры, некоторые дворяне)
Правительство Мелкие монархии и языческие теократии
нет единоличного правителя/лидера а  
Законодательная власть Народное собрание социальных элит
История  
• Сформированный
10 век
Завоевание Ретры , крах
12 век
 1168
Предшественник
Преемник
Конфедерация Велети
Биллинг Марч
(Герцогство Саксония)
Рани из Рюгена
Священная Римская империя
Северный марш
Марш Бранденбурга
Герцогство Саксония
Лужицкий марш
Сегодня часть Германия
  1. ^ Помимо племенных князей/вождей и языческих первосвященников в качестве местных правителей.

Лютичи или Лютизи [1] (известные по различным вариантам написания) были федерацией западнославянских полабских племен, которые между 10 и 12 веками жили на территории нынешней северо-восточной Германии . Ядро федерации составили четыре племени: редарийцы (редари, редарии), черципанцы (Circipani), кесинцы (кесини, кичини, киззини) и толленцы (толензи). По крайней мере частично, Лутичи были продолжением Велети . В отличие от первого и соседних народов, лютичи не возглавлялись христианским монархом или герцогом, а скорее власть утверждалась посредством консенсуса, сформированного в центральных собраниях социальных элит, а лютичи поклонялись природе и нескольким божествам. Политическим и религиозным центром был Радгоск (также известный под другими именами, например, Ридегост или Ретра).

Лютичи впервые были зафиксированы в письменных источниках в контексте восстания 983 года , которым они уничтожили господство Священной Римской империи в Биллунге и Северных марках . отношениях с империей ослабла, и в 1003 году Лютичи вступили в союз с императором против польского герцога Болеслава I. Военные действия продолжались до 997 года. После этого напряженность в Однако к 1033 году союз распался, и разразилась немецко-лютикийская война, продолжавшаяся до 1035 года, когда Лютичи снова стали данниками империи, но в остальном сохранили свою независимость. Гражданская война между основными племенами положила начало упадку Лутичей в 1056/57 году. Соседние ободриты вмешались и подчинили северо-западную фракцию.

В 1066 году Лютичи сумели поднять восстание против ободритовской элиты, в ходе которого Иоанн , епископ Мекленбурга, был схвачен и принесён в жертву в Радгоске. Как следствие, епископ Хальберштадта и император разграбили и разрушили Радгоск в последующих кампаниях, а его роль как ведущего места языческого культа взял на себя храм Свантевита в Арконе . Другая гражданская война в 1070-х годах привела к дальнейшему упадку Лютикийской федерации, которая в последующие десятилетия была неспособна противостоять завоеваниям и грабежам своих соседей.

В первой половине XII века территория расселения Лутичей была разделена между княжествами Ободритов, более поздним герцогством Мекленбург (запад), воссозданным Северным Марком , который стал маркграфством Бранденбург (юг), и герцогством Бранденбург . Померания (восток). Лютичи были обращены в христианство, а в 13 веке были ассимилированы немецкими поселенцами и стали частью немецкого народа во время Остсидлунга .

Происхождение Велети

[ редактировать ]

По крайней мере частично, лутичи были продолжением велетов ( Вильци, Вильчи), которые в источниках конца VIII и первой половины IX веков упоминаются как населявшие тот же регион и, по мнению Баварского географа , были аналогичным образом организованы в четыре племени ( области ). [2] Были ли лутичи этнически идентичны велети, остается недоказанным. [2]

Современные хроники иногда связывают Лютичей с Велети. [2] например, Адам фон Бремен (Gesta II, 22) называет их «Leuticios, qui alio nomine Wilzi dicuntur», а Гельмольд фон Босау (Chronica Slavorum I, 2) говорит: «Hii quatuor populi a fortidudine Wilzi sive Lutici appellantur». Современная наука иногда называет оба объекта двойным именем, например, «Вильцен-Лютизен» на немецком языке или «Велечи-Лучице» на польском языке. [2]

Во второй половине IX века велети исчезли из письменных источников. [3] Лютикийские племена впервые появляются в письменных источниках после этого пробела: редарии впервые упоминаются в 928 году Видукиндом Корвейским , [4] который перечислил их в контексте славянских племен, покоренных I. Генрихом [3] Между прочим, этот список также содержит первое упоминание о велети после вышеупомянутого пробела, а редарианцы указаны как отдельная от велетов сущность. [3] В 955 году толленцы и черципанцы впервые упоминаются в анналах Санкт-Галлена , [5] то же самое в дополнение к Велети, в контексте битвы при Рекнице (Ракса). [3]

Однако этот совместный список велетов с редарианцами, толленсианцами и/или черципанцами не был повторен в последующих записях, например, в оттоновских документах велети вообще не упоминаются, хотя неоднократно упоминаются редарцы, толленцы, цирципанцы и другие племена в соответствующей области. [6] Кроме того, в источниках X века очень мало упоминаний о велети: помимо вышеупомянутых записей, велети упоминаются только в анналах Санкт-Галлена в 995 году и в анналах Кведлинбурга в 995 и 997 годах. [3]

По мнению Фритце (1982), это отражает неопределенную номенклатуру после упадка Велети, по крайней мере, как политического образования, в середине 9 века. [6] Вариант обозначения «Лютичи» впервые был зафиксирован в анналах Хильдесхайма в 991 году, а начиная с восточной Саксонии это имя постепенно было перенято и другими летописцами. [7] Первое упоминание о кесинианах — это запись в «Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum» Адама фон Бремена , относящаяся к 1056 году. [8]

Организация

[ редактировать ]

Лютичи представляли собой федерацию нескольких более мелких племен между Варновом и Милденитцем на западе, Гавелом на юге и Одером на востоке. [9] ядро которого составляли четыре племени: редарийцы, толенцы, кесинианцы и цирципанцы. [2] [10] Внутри федерации власть утверждали представители кланов и поселенческих общин («старейшины»). [2] [11] Высшим политическим институтом как Велети, так и Лутичи было собрание свободных, однако, в отличие от Велети, которыми руководил принц, Лутичи были «племенем без правителя», то есть политическая власть утверждалась посредством дискурса в собрании. . [2] [11]

Этот тип правления уходит корнями в период Велети: с середины 9 века не упоминается ни одного князя или короля Велети, а археология показала, что в этот период в этом районе было построено множество небольших крепостей, частично на руинах. из более ранних крупных крепостей. [10] Во время лютикийских ассамблей решения принимались на основе консенсуса. [10] [12] и как только решение было принято, оно исполнялось «суровым наказанием» за любые нарушения. [12] Хотя аналогичные типы правления постулировались для архаичных славянских обществ, это было необычно для современных обществ, которыми обычно руководил князь, герцог или король, утверждавший власть через феодальные зависимости. [2] [13]

Несмотря на отсутствие монарха, у Лютичей была социальная иерархия. [10] [12] Политическая власть принадлежала дворянам, священникам и свободным фермерам. [10] Ссылка на социальную дифференциацию сделана Титмаром (Chronicon VI, 25), который сообщил о прогрессивной системе штрафов, предусматривающей более высокие штрафы за правонарушения для лиц с более высоким социальным статусом. [12]

Имели ли лютикийские племена общую этническую идентичность, остается спекулятивным: [14] Культурные различия с соседними племенами ( ободриты , гевеллы , померанцы ) были незначительными, в то время как различия с саксонской и христианской культурой и военное давление, утверждаемое Священной Римской империей, скорее всего, привели к общей идентичности, очевидно, во взаимной солидарности. [15] выражается общими советами и совместными военными кампаниями. [16] Титмар (VIII/5) называет возникший в результате образ жизни libertas more Liuticio . [16]

Важнейшим оплотом Лютичей был Радгоск или Ридегост на территории Редариев . [17] После периода доминирования Хевелли , сосредоточенного в другом важном вендов оплоте Бренне (Бранденбург), редарии сами стали доминирующей региональной державой после 930-х годов. [18] Об этом свидетельствует сумма серебряной дани, которую редарии должны были заплатить Священной Римской империи , а также неспособность последней окончательно подчинить себе эту территорию, несмотря на многочисленные кампании. [18]

Имена и варианты написания

[ редактировать ]

Имя Лутичи сохранилось во многих латинизированных вариантах написания, используемых современными летописцами, большинство из которых до сих пор используются в современной историографии в дополнение к их английским, немецким и польским переводам. Этимология этих терминов не ясна, предполагается, что они происходят от праславянского корня * лютъ , означающего «дикий», «свирепый», или от славянского корня * lutъ или его латинского эквивалента lutum, означающего «болото». ". [19] Полабский L' оригинал мог быть * utici . [20]

Варианты написания слова «Лютичи»
Латинизированная форма* Англизированная форма Германизированная форма Полонизированная форма
Лутичи Лютикиане - Лучице
Леутичи Лейтицианы - -
Лютики Лютики - -
Лютичи - - -
Лютиты Лютицианы - -
- лютицианцы - -
Лутиз Лютицианцы Лютизен -
Леутизи Лейтицианцы Лойтизен -
Лютизи Лютицианцы Лютицен -
* как заимствовано из современных латинских источников англосаксонской историографии.

Названия четырех подтриб относятся к соответствующим областям расселения: Кессини вокруг своей главной крепости Кессин в нижнем Варнове , [19] Чиркипаны были сосредоточены в верховьях Пене , [19] [21] толленцы на Толленсе , [19] [21] а редарианцы жили к югу от озера Толлензее , вокруг Радгоска. [19] [20] Однако в последнем случае неизвестно, является ли имя божества корнем названия крепости и названия племени или наоборот ( см. раздел о Радгоске ниже ), а альтернативные теории связывают их имя с гипотетическим именем. река «Рада» или предложите перевод как «рыжие люди». [20] Более ранние теории, переводящие «редариев» как «земледельцы», «пахари» или «воины», были опровергнуты. [20]

Названия этих племен также сохранились в различных вариантах написания, в том числе Толенсане и Толенци для толленсианцев; [21] Чирчипани , Зчиришпани и Зерезпани для черчипанцев; [21] а также Риадери , Редарии и Редери для редарианцев. [20]

Восстание 983 года

[ редактировать ]

В 983 году Лютичи инициировали открытое восстание, и в последовавшей за этим войне (983–995) им удалось лишить имперский контроль над большей частью Северных и Биллунгских маршей, где соответствующие епископства Бранденбурга и Хафельберга были де-факто уничтожены. [22] Восстание затронуло не только лютикийские территории, но и территории соседних ободритов (также Абодрити ) и гевеллов (также Стодорани ). [22] Стратегически важный гевелльский Бранденбург был разграблен лютикийскими войсками и успешно защищен от саксонских маркграфов и гевелльских князей. [22] Между прочим, язычники-лютикиа назначили командующим Бранденбургом Кизо, саксонского христианина. [23] Современный немецкий летописец Титмар (VI, 25) возлагает вину за восстание на жестокое обращение с Лютичи со стороны маркграфов: «воины, которые раньше были нашими слугами, теперь свободны вследствие наших несправедливостей [«беззаконников»]». [24]

Лютикийская федерация (983–1056/57)

В Ободритовском княжестве лютики инициировали восстание, направленное на отмену феодального правления и христианства. [22] опираясь на внимательную поддержку ободритов. [25] Отчасти восстание ободритов увенчалось успехом: княжеская семья, хотя и частично оставшаяся христианской, распустила христианские учреждения, и епископу Ольденбургскому пришлось отказаться от своего епископства. [25] Повстанцы-ободриты разрушили кафедру в Ольденбурге, а также кафедру епархии Гамбург . [26] Однако последовавшая за этим война с саксами завершилась разграблением ободритовской крепости Мекленбург Отто III, императором Священной Римской империи , в 995 году. [25] [27]

Восстание началось, когда Священная Римская империя была ослаблена поражением императора Оттона II от сарацин в битве при Стило (982 г.). [9] Отто II умер в Риме вскоре после начала восстания, а три недели спустя его трехлетний сын Отто III был коронован и помазан королем Германии архиепископами Майнца и Равенны в Аахене (Экс-ла-Шапель) Рождество 983. [26]

Коронация не была бесспорной: в империи сформировалась оппозиционная группа, поддерживающая королевский сан баварского герцога Генриха Сварливого христианских западнославянских герцогов Болеслава II Богемского и Мешко I Польского, а также христианского ободрита князя Мстивого. , а среди сторонники последнего. [28] Все они приняли притязания Генриха на престол на Кведлинбургском Хофтаге на Пасху 984 года. [29] и только на Кведлинбургском Хофтаге на Пасху 986 года Оттон III был признан королем оппозицией, включая чешских и польских герцогов. [30]

Хотя ни Мстивой (также Мистуй, умер между 992 и 995 годами), ни его сын и преемник Мстислав не присутствовали на встрече 986 года, они продолжали поддерживать тесные связи с империей. [30] несмотря на их участие в походах на Саксонскую Нордальбингию и Альтмарк на начальном этапе восстания. [29]

Таким образом, подавление лютического восстания стало главной задачей молодого короля, и почти каждый год его правления регистрируется несколько кампаний Лутичей и Ободрити в восточное герцогство Саксония и немецкие кампании наоборот. [26] Таким образом, саксы столкнулись с рядом трудностей, возникших из-за децентрализованной организации Лутичей. [31] Помимо попытки вернуть утраченные кафедры епископств, [32] саксонским армиям пришлось столкнуться с обширными пустошами, озерами и лесами, где не было целей, подходящих для решения исхода войны. [31] Согласно Annales Quedlinburgensis , первая саксонская кампания 985 года, таким образом, следовала тактике выжженной земли : «огнем и резней они опустошили весь регион» ( лат . totam terram illam incendiis et caedibus devastaverunt ), характеристика, которая применялась к а также последующие кампании. Согласно гипотезе, выдвинутой в современной историографии, например, Гердом Альтхоффом , эти кампании имели не основную цель завоевания, а, скорее, цель грабежа и мести. [31]

Первый такой поход, в котором участвовал Отто III, состоялся в 986 году, когда Отто было шесть лет. [26] В 991 году, в возрасте одиннадцати лет, он участвовал во временном отвоевании Бранденбурга, который вскоре был снова потерян из-за измены саксонского перебежчика. В 992 году он снова участвовал в последующей осаде Бранденбурга, где саксонская армия понесла тяжелые потери, прежде чем одержала победу в 993 году. [26] Однако в 994 году ход войны снова изменился. [31]

Таким образом, Оттон III организовал кампанию с участием множества князей империи, которая также была первой кампанией, которую он возглавил как независимый правитель, поскольку до 994/995 года он находился под опекой [33] своей матери Феофану , а после ее смерти — под опекой бабушки Аделаиды и Виллигиса , архиепископа Майнца . Среди участников похода были Бернард I Саксонский , его бывший соперник Генрих Сварливый Баварский вместе с сыном, а впоследствии императором Генрихом IV (II) , а также епископы Регенсбурга и Фрайзинга , архиепископ Магдебургский ( Гизельхер со своей суфражисткой Эйко), из Мейсена , а также маркграфы Геро и Лютар , Мешко сын герцога Болеслав I Польский , сын князя Болеслава II Богемского и соперник последнего Собеслав , брат Адальберта Пражского . Хотя Генрих Сварливый умер до начала кампании в 995 году, [33] и его сын Генрих IV (II) после этого вернулся в Баварию, чтобы обеспечить свою преемственность. Список участников и собранные силы отличали эту кампанию от прежних в основном саксонских кампаний, предпринятых для подавления восстания. [29]

Кампания 995 года сыграла свою роль и в истории Чехии: Болеслав II, вопреки своим обещаниям, воспользовался отсутствием своего соперника Собеслава, двинулся на крепость последнего в Либице (Либиц-ан-дер-Цидлина) и убил членов своей семьи, противостоящие Славникидам . [34]

В начале 996 года Оттон III уехал в Рим, чтобы получить императорскую корону от папы Григория V. [35] В то же время Адальберт Пражский также был в Риме, и Отто и Адальберт уехали – разными маршрутами – в июне 996 года, чтобы снова встретиться в Ингельхайме и Майнце . осенью [35] Адальберт, который в Риме с согласия папы согласился отправиться с миссией на языческую территорию, [35] однако он все еще не решил, следует ли ему обратить в свою веру Лютичей или старых пруссаков . [36] В конце концов он согласился на миссию к пруссакам, которые убили его 23 апреля 997 года. [36] Также в 997 году Отто III предпринял последнюю кампанию на территориях, контролируемых Лутичи, нацеливаясь на Хевелли. После этого Отто III вместо этого сосредоточился на планах реорганизации Священной Римской империи. [36]

Немецко-лютикийский союз против Польши

[ редактировать ]
«Склавиния», «Германия», «Галлия» и «Рома» с подарками для Оттона III (ок. 1000 г.)
«Германия», «Галлия» и «Рома» отдают дань уважения Генриху II (между 1007 и 1012 годами).
Современные иллюстрации персонализированных провинций Священной Римской империи, отдающие дань уважения императорам Отто III ( вверху ) и Генриху II ( внизу ). « Склавиния », символизирующая славянские земли, изображена наверху, но отсутствует на иллюстрации ниже.

После того, как Лютичи обрели независимость, Отто III объединился против них с Мешко I из Польши , которого он хотел интегрировать в свою renovatio imperii Romani . [37] [ сомнительно обсудить ] Преемник Мешко Болеслав I Хробрый, однако, расширил свои владения и отказал преемнику Отто Генриху II в дань уважения Богемии , завоеванной в 1003 году. [38] Более того, Болеслав поддерживал внутригерманскую оппозицию Генриху. [38] Это заставило Генриха отказаться от завоевания лютикийских территорий и вместо этого предложить им союз против Болеслава, впервые зафиксированный на встрече в Кведлинбурге 28 марта 1003 года. [38] [39] Поскольку Лутичи оставались язычниками, эта политика подвергалась широкой критике в империи, особенно со стороны духовенства. [38] К 1004 году Генрих изгнал Болеслава из Богемии и прилегающих территорий в Лужицах , а к 1005 году перешёл в контрнаступление. [40]

Лютичи, участвовавшие в походе, вызвали смятение среди христианской армии, неся с собой идолов своих божеств. [40] [41] Титмар Мерзебургский винит в задержках, которые помешали имперской армии решительно разгромить Болеслава на Лютициях, и очевидно, что не в интересах лютицианов было устранить угрозу Болеслава Генриху, поскольку это было основой немецко-лютического союза, предотвращающего возобновление немецких кампаний. на территорию Лютика. [40] С другой стороны, задержки были вызваны также коррумпированными гидами и несколькими саксонскими дворянами, которые также выступали против кампаний против христианина Болеслава и скорее поддерживали восстановление контроля и миссии язычника Лутичей. [42] Кампания была прервана под Познанью , когда послы Болеслава заключили мир. [42]

После этого Болеслав заключил антилютикийский союз «в Христо» с неизвестными дворянами в Магдебурге , одновременно «словами и деньгами» пытаясь спровоцировать лютикийские и чешские кампании против Генриха, согласно свидетельствам лютикийских и богемских посланников в Магдебурге. Регенсбург (Пасха 1007 г.). [41] [43] Лютикийские и чешские послы потребовали немедленного нападения на Болеслава, однако Генрих столкнулся со значительным противодействием нескольких дворян против возобновления войны. [44] Войну (1007–1013) тогда начал Болеслав, и в источниках не упоминается об участии лютицианов. [44] Следующее упоминание Лутичей в источниках — о переговорах в Амберге в ноябре 1012 г., подтверждающих союз 1003 г. [45] Значительные силы лютиков участвовали в двух следующих кампаниях Генриха II против Болеслава в 1015 и 1017 годах. [46] [47]

Однако в 1017 году два инцидента привели к временному уходу Лутичей из кампании. [48] Сначала с близкого расстояния компаньон маркграфа Германа Биллунга повредил лютицианского идола, и Генриху II пришлось мирить их двенадцатью фунтами серебра. [48] [49] Во-вторых, они потеряли пятьдесят воинов и идол женского божества в наводнении при переправе через реку Мульде . [48] [49] недалеко от Вурцена . [48] Лютичи истолковали эти инциденты как плохое предзнаменование и ушли, решив разорвать союз с императором. [48] Тем не менее, было созвано собрание, на котором было решено вновь вступить в войну на стороне императора, и позже, в 1017 году, две лютикийские армии снова атаковали Болеслава. [48] Одна лютикийская армия присоединилась к силам императора при осаде Глогау (Титмар VII, 59), в то время как другая атаковала другую крепость Болеслава и опустошила окружающий регион, потеряв 100 человек в неудачной попытке взять ее (Титмар VII, 61). ). [48] Гюнтер, отшельник из Магдебурга, в том же году безуспешно пытался миссионерствовать в землях Лютика. [48] [49]

( Баутценский мир Лютичи напали на своих западных соседей, князей Ободритов . 1018 г.) положил конец войне между Генрихом и Болеславом, и в том же году [49] Они обосновали нападение тем, что ободриты не участвовали в войне. [49] Лютичей поддержала часть ободритов, и в результате восстания ободритовского князя Мстислава изгнали в Саксонию и разрушили кафедру в Ольденбурге. [50] Это заставило датского короля Канута Великого вмешаться в 1019 году, а герцог Саксонский и епископ Бременский, ранее участвовавшие в споре о влиянии в областях Ободрита, объединили свои силы в 1020 году и положили конец восстанию в 1021 году. [50]

Когда Генрих II умер, Болеслав I из Польши воспользовался вакуумом власти в империи, чтобы короновать себя королем в 1025 году. [51] Хотя он умер в том же году, его сын и преемник Мешко II также принял королевский титул, отказался отдавать дань уважения преемнику Генриха II, императору Конраду II , и жаждал территорий Лутичи. [51] Конрад возобновил германо-лютикийский союз. [51] В 1028 году Мешко вторгся и опустошил территорию к востоку от реки Заале в ходе кампании, которая также затронула лютикийское племя хевелли . [51] Так, в том же году лютицианские делегаты обратились к Конраду за помощью против «тирана Мешко» на синоде в Пёльде ; Однако ответ Конрада не записан. [51] С 1029 по 1032 год император предпринял несколько кампаний против Миеско II, полностью разгромив его и вынудив подписать невыгодный Мерзебургский мир в 1033 году. [52] Неизвестно, участвовали ли лютикийские войска в кампаниях. [52] Когда Польша потерпела поражение и распалась в гражданской войне, германо-лютикийский союз потерял свою основу, и началась новая война. [52]

Немецко-лютикийская война

[ редактировать ]
Конрад II

В 1033 году лютикийское войско неоднократно атаковало крепость Вербен на Эльбе . [52] Саксонская армия помощи потерпела поражение, в результате чего 42 рыцаря были убиты. [52] Однако император Конрад II сосредоточился на обеспечении преемственности в Бургундии и поэтому воздержался от немедленного возмездия. [52] В 1035 году Лютичи разграбили Вербена после измены и убили большинство обвиняемых. [52] Конрад II , поддержанный Бретиславом Богемским , ответил крупномасштабной кампанией на лютикийские территории. [52] Результат оказался безрезультатным: обе стороны понесли тяжелые потери. [52]

Последующая кампания, организованная преимущественно саксонской знатью, привела к поражению Лютичей, которым пришлось согласиться на высокую дань и предоставить заложников. [52] Несмотря на поражение, Лютичи сохранили свою автономию, а епископства Бранденбурга и Хафельберга не были восстановлены. [52]

Civil wars and Obodrite rule

[ редактировать ]

В 1056/1057 году Лютикийская федерация распалась в результате гражданской войны. [53] Кессини и Чирчипани сражались против толленсианцев и редариев. [10] Спор решился вмешательством ободритовского князя Готшалька , зятя датского ярла Свена Эстридсона . [54] После того, как правитель ободритов Ратибор и его сыновья были убиты в битве в 1043 году, Готшальк зарекомендовал себя как новый правитель ободритов и части королевства Лютиков при поддержке Свена Эстридсона и Бернарда II, герцога Саксонского . [54] По словам Адама Бременского ( Геста II, 79), Готшальк отправился в «славянские земли с могучей силой, напал на всех и навел великий страх среди язычников». [54] В 1057 году, снова при поддержке Бернарда II и Свена Эстридсона, Готшалк подчинил Кессини и Чирчипани и интегрировал их в свое царство. [54]

Генрих IV

В 1066 году Лутичи были вовлечены в восстание ободритов. [10] в ходе которого Готшальк был убит, [54] его жена и ее служанки были изгнаны из Мекленбурга обнаженными, а монах Ансвар и другие были забиты камнями до смерти в Ратцебурге . [55] Адам Бременский (III, 51) далее записал о пленении пожилого мекленбургского епископа «Иоганна» (Иоганна, Иоанна Скота) , который был перенесен в Радгоск, где его отрубленная голова была принесена в жертву Редигосту. [55] [56] Однако зимой 1067/1068 года епископ Хальберштадта Бурхард разграбил Радгоска и в знак своей победы поехал домой на священном коне храма . [53] Зимой 1069 года король, а затем и император Генрих IV возглавил повторную кампанию на лютикийских территориях, грабя и разграбляя эту территорию. [53]

Однако в 1073 году Генрих IV стремился привлечь Лютичей в качестве союзников против саксонской оппозиции во главе с Отто Нортхеймским . [53] По словам Бруно Кверфуртского , Генрих IV предложил Лютичи возможность завоевать столько саксонских земель, сколько они пожелают. [53] Затем саксонская знать попыталась привлечь Лютичей в качестве союзников против Генриха IV: [53] Среди Лютичи вспыхнула еще одна гражданская война между фракциями, поддерживающими Отто или Генриха, что привело к большому числу погибших. [53] Как следствие, Лютичи не смогли атаковать ни Генриха, ни Отто. [53] Однако из-за возникшего спора об инвестициях Генриху IV пришлось отвлечься от лютицианских территорий, поэтому оставшиеся лютичи сохранили свою независимость. [53] В 1090 году ободритский принц Генрих объединил ободритовское королевство при поддержке Дании и Саксонии и убил своего соперника Круто . [57] После того, как восстание ободритов было подавлено в 1093 году, Генрих в нескольких кампаниях расширился на восток и подчинил все лютикийские территории к северу от реки Гавел . [58] В 1100/1101 году объединенные силы Генриха Ободрита и Саксонии осадили Хафельберг , чтобы подавить восстание Хевелли и Бризани , в то время как его сын Мистуэ разграбил территорию близлежащего Линони с 300 славянами и 200 саксами. [59]

Разделение и преобразование лютикийских территорий

[ редактировать ]
Экспедиция Болеслава III Польского в Щецин и к востоку от Одера для подчинения славянских лютичей в 1121 году. [60]

В 1110 году, получив известие о поражении императора Священной Римской империи Генриха V в немецко-польской войне 1109 года, и Доленжане редарцы восстали против немецкой власти. Восстание было подавлено Лотарем Супплинбургским недавно сделал герцогом Саксонии , которого Генрих . Однако Лотарь и Генрих вступили в собственную борьбу. [60] Когда в 1115 году Лотарь победил Генриха в битве при Вельфесхолце , влияние императора в Саксонии и на вендских территориях практически исчезло. [61] С другой стороны, Лотарь сам тогда проводил экспансионистскую политику. [61] Среди племен, против которых он вел кампанию, независимо от того, находились ли они в сфере интересов ободритов, были также кесини, чей принц Думар был покорен вместе со своими сыновьями в 1114 году. Эту кампанию поддержал (номинальный) маркграф Северный марш , армия которого включала 300 черкесских кавалеристов. [61] Несколько последующих кампаний Лотаря в области Лютика последовали между 1115 и 1127 годами. [62]

В 1121 году Лотарь предпринял еще одну успешную кампанию против Кессини, на этот раз разграбив их главную крепость Кессин и покорив их принца Свентиполка. [61] В том же году Болеслав III Кримут продвинулся из региона нижнего Одера вглубь территории Лютика, достигнув и опустошив регион Мюриц . [63] Согласно Малечинскому (1939), Болеслав тем самым «скорее всего взял Деммин и Гюцков » и, ссылаясь на кампанию 1121 года Лотаря Супплинбургского , «германская и польская экспансия встретились у озера Мюриц и в верховьях реки Пене , и, вероятно, в окрестностях сегодняшнего Штральзунда ». [64] Эндерс (1986) говорит, что во время той же кампании Болеслав разрушил украинский оплот Надам, следуя тезису о том, что Надам находился недалеко от сегодняшнего Нидена . [65]

Херрманн (1968) предположил, что кампания Болеслава проходила по развилке маршрута Магдебург - Мальхов , который пролегал от озера Мюриц до Штеттина/ Щецина через Ниден. [66] В 1127 году кампания Лотаря также была нацелена на район Гюцкова . [62] Своими кампаниями Лотарь возобновил притязания Германии на территории, утраченные в 983 году. [62]

В 1127 году Кессин снова был разграблен вместе с Верле , на этот раз ободритовским князем Свентиполком. [67] Сын Генриха (умер в 1125 г.), Свентиполк боролся за наследство своего отца против своего брата Кнуда. [67] В его кампании против Кессини его поддержал Адольф I, граф Шауэнбург . [67] Однако Свентиполк, его сын Свинике и его брат Кнуд были убиты в 1128 году, а в 1129 году Лотарь ( король германцев с 1125 года) передал «королевство ободритов» датчанину Кнуду Лаварду , который, однако, был убит родственником в 1131. [68] Его преемником в восточном ободритовском царстве, вплоть до реки Пене , был Никлот . [68]

Отто Бамбергский , Замок померанских герцогов, Щецин (Штеттин)

Восточные территории Лютика между реками Пене , Толленсе , Иккер и Одер к тому времени были покорены герцогом Вартиславом I. померанским [69] и лютикийские первобытные люди этой области обратились в христианство в 1128 году . [70] Отсюда померанские герцоги иногда называли себя dux Liuticiorum . [71] Обращение Лутичей было осуществлено Отто Бамбергским , который также отправил с миссией померанцев (славянское племя) и племена нижнего Одера ( приссани и волинцы , все под властью Вартислава) в 1124/25 году. [62] Болеслав III из Польши подчинил Вартислава после вышеупомянутой Лютицианской кампании, а в 1127 году был на грани повторного нападения на Вартислава из-за лютицианских завоеваний последнего, которые значительно укрепили позиции Вартислава. Когда Отто Бамбергский ждал Вартислава I в Деммине в 1128 году, чтобы обратить Лутичей, померанский герцог появился с двумя армиями, и, по словам биографа Отто, Гербод разграбил и сжег прилегающие территории, прежде чем провести переговоры с Отто об обращении. [62]

Вартислав также созвал собрание лютикийской знати в Узедоме , где они приняли христианство после появления Отто и Вартислава. [72] Затем Отто разрушил языческие храмы в Вольгасте и Гюцкове , прежде чем он выступил посредником в споре между Вартиславом I и Болеславом III. [73] Болеслав прервал подготовку к войне, и, в свою очередь, Вартислав признал превосходство Болеслава на своих территориях к востоку от Одера , в то время как в лютикийских областях его начальником был Лотарь. [73] Когда папа короновал Лотаря императором Священной Римской империи в Риме 6 июня 1133 года, он также издал документ, адресованный епископу Норберту Магдебургскому, в котором перечислялось «штеттинское епископство» для лютикийских территорий между Эльбой и Одером и поморское епископство для восточных территорий. Одера. [73] Однако эти епископства так и не были реализованы, вместо этого в 1140 году было основано епископство Воллин на территориях, которыми тогда управлял Вартислав. [74]

В 1134 году Лотарь устроил Северный марш. [67] т.е. территория к югу от реки Пене , [61] Альбрехту Медведю из Дома Аскании . [67] Вендский крестовый поход 1147 года был нацелен на области Ободрита и Лютика. [75] После периода датского правления в северной части Священной Римской империи герцогства Померания и Мекленбург (преемник государства Ободритов), а также маркграфство Бранденбург (преемник Северной Марки) объединились на бывших лютикийских территориях. . [75] В ходе Остсидлунга в 13 веке лютичи были ассимилированы немецкими поселенцами. [75] в конечном итоге становясь частью немецкого народа . [56]

Традиционно Лутичи поклонялись природе в священных рощах или у источников, озер и рек. [23] Там богослужения и жертвоприношения совершались открыто, без поддержки священников. [23] Кроме того, Лютичи содержали несколько культовых объектов. [23] Плотность лютикийских храмов была самой высокой на всей территории славянского расселения. [23] По состоянию на 2002 год выявлено около двадцати таких культовых объектов. [76] причем Радгоск был самым важным до того, как храм Свантевит в Арконе взял на себя ведущую роль после разрушения Радгоска. [56] [76] Культовые объекты, такие как Радгоск, содержались священниками, а поскольку в лютикийском обществе политика была тесно связана с религиозными верованиями и не управлялась светским монархом, священники Радгоска пользовались огромным влиянием. [56] Согласно Титмару (VI, 25), в каждом лютикийском регионе был свой храм, в каждом из которых обитал особый идол. [12]

Сохранение храмовых объектов знаменует собой переход от поклонения природе к поклонению идолам, представляющим персонализированные божества, - тенденция, которая в историографии интерпретируется как результат контактов с христианством. [76] был найден идол, датируемый 7-8 веками В то время как возведение культовых объектов процветало с 10 века, в Фельдберге , а в крепости Гросс-Раден было обнаружено культовое место, окруженное досками , датируемое второй половиной 9 век. [23]

Радгоск (Ретра)

[ редактировать ]
Информационный щит возле озера Лиепс , выдающий себя за место Радгоска (Ретры). Однако научный консенсус относительно местонахождения храма еще не установлен, и различные теории выдвигались и опровергались.

Главное божество, которому поклонялись в Радгоске, упоминалось как Зуарашичи Титмаром (VI, 23) и как Редигост ( Redigast, Riedegost ) Адамом Бременским (II, 21; III, 51) и Гельмольдом (I, 2). [76] Историками и лингвистами это интерпретируется по-разному: вероятно, разные имена отмечают переход от аппеллятивума, связанного с иранским корнем xvar , «солнце», к отдельному персонализированному божеству с именем Ридегост. [76] Тогда это могло быть принято как название храма (Радгоск) и как название поселившегося там племени (Редарии). [76] Следуя альтернативной гипотезе, все было наоборот: Адам Бременский и Гельмольд ошибочно приняли название места храма за имя божества, которое было правильно идентифицировано Титмаром и соответствует Сварожичу или Сварогу . Согласно третьей теории, Ридегост был вторым именем Зуарасичи Титмара. [76]

Титмар (VI, 25) так описывает возвышенное положение Радгоска: «С [Ретрой] они прощаются, когда идут на войну, [Ретра] удостаивается должного подарка по их счастливому возвращению, и это тщательно определяется [... ] по жребию и коню [оракулу], какие жертвы должны приносить жрецы божествам, когда в своем невыразимом гневе они утешаются кровью животных и людей». [12]

По словам Гельмольда Босауского, восстание 983 года началось после собрания в civitas Rethre , а успешное начало восстания 1066 года, по мнению Адама Бременского, было отмечено в Радгоске ритуальным обезглавливанием пленного епископа Иоганна Мекленбургского и свою голову, воткнутую в копье принес в жертву Ридегосту . [56] Последнее историческое упоминание о « Реде » — это запись в Аугсбургских Анналах за 1068 год. [77] описывающий его захват епископом Бурхардом и похищение священного коня. [56] Предполагается, что Радгоск был разрушен либо в этой, либо в одной из следующих кампаний, вероятно, он был разрушен и перестроен несколько раз, поскольку в Vita Ottonis episcopi Bambergensis Эбо (III, 5) упоминается разрушение «лютикийского civitas и храма» королем Лотарем. Супплинбурга в 1126/27 г., без указания его названия. [77]

Титмар (VI, 23) описывал Радгоск как замок ( urbs ) с тремя рогами ( tricornis ) и тремя воротами ( tres in se continens portas ), к двум из которых можно было добраться по суше, а третий, самый маленький, выходил на озеро ( кобыла ) на востоке, якобы ужасающее зрелище ( horribile visu ). Замок был окружен лесом ( сильва ). [77] Внутри замка находился деревянный храм, основанный на рогах животных, и в этом храме находились идолы нескольких божеств, каждый из которых имел выгравированное имя и носил шлем и доспехи, причем Зуарасичи был высшим божеством. [78] Гуидоны ( вексиллы ) этих божеств хранились внутри храма и должны были покидать помещение только во время войны. [78] Титмар написал это, когда Лютичи были союзниками императора, против союза, против которого он выступал, и включил свой отчет Радгоска с целью отговорить немцев от этого. [78] Он также открыто обратился к читателям и посоветовал им не следовать лютикийскому культу, а вместо этого придерживаться Библии. [24]

Адам Бременский написал свою Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum , когда Радгоск уже находился в упадке, и дал несколько иное описание: по его словам, Радгоск, «место идолов» ( sedes ydolatriae ), было окружено глубоким озером и имело девять ворот. Он описал Редигаста как высшее божество в большом демоническом храме ( templum ibi magnum constructum est Demonibus, Princeps est Redigast ), куда могли попасть по деревянному мосту те, кто хотел принести жертву или попросить оракула. [79] Летописец XII века Гельмольд во многом следовал версии Адама. [79] Разницу в числах, используемых Титмаром («три», tricornis ) и Адамом («девять»), можно объяснить символическим использованием этих чисел, предназначенным не для точного описания Радгоска, а скорее для связи его с подземным миром. [80] Кабан, который, по словам Титмара, вышел из озера перед войной, чтобы насладиться грязью, тем самым «ужасно трясясь и казавшись многим», также может быть символом, который Титмар использовал для обозначения дьявола, а не настоящим оракулом, в в отличие от конского оракула. [81]

Местоположение бывшего храма Радгоска до сих пор неизвестно. [82] Теории о том, что Радгоск мог находиться в Фельдберге , аббатстве Ванцка или Гнойене, были опровергнуты. Большинство теорий сосредоточено на районе Мекленбург-Стрелиц и, в частности, на Толлензее . [82]

Захоронение XII века в Санцкове

[ редактировать ]

Археологические данные предполагают, что средняя продолжительность жизни составляет от 20 до 30 лет, в первую очередь из-за высокой младенческой и детской смертности. [83] Раскопки на Санцков захоронении недалеко от Деммина показали, что 25,8% похороненных детей были в возрасте до 6 лет, еще 4,4% - в возрасте до 12 лет, что, по оценкам, привело к детской смертности в 20%. [83] Для достигших совершеннолетия средний возраст смерти составил 40,7 года (мужчины) и 34,1 года (женщины). [83] и только 4,4%, преимущественно мужчины, достигли возраста 60 лет. [84] Более низкая продолжительность жизни женщин обусловлена ​​послеродовой смертностью: в среднем женщина рожает от трех до четырех детей с интервалом в три-четыре года. [84] Средний рост взрослых мужчин составлял 1,70 м (5 футов 7 дюймов) и 1,60 м (5 футов 3 дюйма) для взрослых женщин. [85] Медицинские исследования зубов выявили здоровое питание с достаточным содержанием белка и низким содержанием углеводов и двухлетний период грудного вскармливания. [86] Серьезные патологические деформации костей обнаружены у 28% скелетов Санцкова взрослых, менее серьезные - у 44%. [87] Большинство взрослых страдают деформирующим спондилезом , особенно мужчины старше двадцати лет, а также женщины старше тридцати лет. [86] В сочетании с высокими показателями остеоартрита , который также поражает преимущественно мужчин, [88] и другие деформации скелета, это указывает на высокую физическую нагрузку, особенно мужского населения. [89] Чрезвычайно высокий уровень переломов костей (15% взрослого населения, преимущественно мужчин) свидетельствует о массовом участии в боях и несчастных случаях. [88] Травмы черепа от ударов мечами и стрелами также были обычным явлением. [88] Два тела в Санцкове были похоронены как вампиры . [90] У одного из них есть доказательства травмы головы, которая могла привести к дисфункции головного мозга: этого человека похоронили с тремя большими камнями, приложенными к его лицу, груди и ногам. [91] У одной женщины был установлен зубной протез , также есть данные о трепанации . [92]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. По сравнению с первоначальной старославянской религией , языческая религия полабских славян была «реформирована» (улучшена) деревянными храмами и жречеством как высокий социальный класс с политическим влиянием. Почти каждое полабское племя имело свой языческий культ божества военного назначения или какой-либо версии верховного бога, первосвященники которого иногда имели военную свиту и были равны вождям или политически сильнее. Это сделало языческие культы более организованными, а полабских славян — более устойчивыми к христианизации, чем другие славянские народы, у которых было менее организованное язычество и практиковалось как народная религия . Это также стало причиной создания местной теократии .
  1. ^ Уорнер, Дэвид А. (1 января 2013 г.). «Хроникон Титмара Мерзебургского». Оттонская Германия . Издательство Манчестерского университета. дои : 10.7765/9781526112774.00008 . ISBN  978-1-5261-1277-4 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Любке (2001), РГА XIX с. 51
  3. ^ Jump up to: а б с д и Фрице (1982), с. 138.
  4. ^ Фрице (1982), стр. 135-36.
  5. ^ Фрице (1982), с. 136.
  6. ^ Jump up to: а б Фрице (1982), с. 139.
  7. ^ Фрице (1982), с. 140.
  8. ^ Фрице (1982), с. 135.
  9. ^ Jump up to: а б Петерсон (2003), с. 101
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г Херрманн (1985), с. 261
  11. ^ Jump up to: а б Гарипзанов (2008), с. 198
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж Хенгст (2005), с. 500
  13. ^ Гарипзанов (2008), с. 200
  14. ^ Любке (2002), стр. 105f.
  15. ^ Любке (2002), с. 106
  16. ^ Jump up to: а б Любке (2002), с. 107
  17. ^ Любке (2002), стр. 98-99.
  18. ^ Jump up to: а б Любке (2002), с. 98
  19. ^ Jump up to: а б с д и Любке (2001), с. 51
  20. ^ Jump up to: а б с д и Херрманн (1985), с. 14
  21. ^ Jump up to: а б с д Херрманн (1985), с. 13
  22. ^ Jump up to: а б с д Любке (2002), с. 99
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж Любке (2002), с. 103
  24. ^ Jump up to: а б Хенгст (2005), с. 501
  25. ^ Jump up to: а б с Любке (2002), с. 97
  26. ^ Jump up to: а б с д и Петерсон (2003), с. 102
  27. ^ Петерсон (2003), с. 136
  28. ^ Петерсон (2003), стр. 108, 111.
  29. ^ Jump up to: а б с Петерсон (2003), с. 108
  30. ^ Jump up to: а б Петерсон (2003), с. 109
  31. ^ Jump up to: а б с д Петерсон (2003), с. 103
  32. ^ Петерсон (2003), стр. 101 и далее.
  33. ^ Jump up to: а б Петерсон (2003), с. 107
  34. ^ Петерсон (2003), стр. 121-122.
  35. ^ Jump up to: а б с Петерсон (2003), с. 137
  36. ^ Jump up to: а б с Петерсон (2003), с. 138
  37. ^ Херрманн (1985), стр. 356, 358.
  38. ^ Jump up to: а б с д Херрманн (1985), с. 356
  39. ^ Хенгст (2005), с. 495
  40. ^ Jump up to: а б с Херрманн (1985), с. 357
  41. ^ Jump up to: а б Хенгст (2005), с. 496
  42. ^ Jump up to: а б Херрманн (1985), с. 358
  43. ^ Херрманн (1985), стр. 358, 359.
  44. ^ Jump up to: а б Херрманн (1985), с. 359
  45. ^ Херрманн (1985), стр. 359, 360.
  46. ^ Херрманн (1985), с. 360
  47. ^ Хенгст (2005), стр. 496, 497
  48. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хенгст (2005), с. 497
  49. ^ Jump up to: а б с д и Херрманн (1985), с. 361
  50. ^ Jump up to: а б Херрманн (1985), с. 362
  51. ^ Jump up to: а б с д и Херрманн (1985), с. 363
  52. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Херрманн (1985), с. 364
  53. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Херрманн (1985), с. 366
  54. ^ Jump up to: а б с д и Херрманн (1985), с. 365
  55. ^ Jump up to: а б Мюллер-Вилле (1991), с. 94
  56. ^ Jump up to: а б с д и ж Шмидт (2009), с. 75
  57. ^ Херрманн (1985), стр. 366-367.
  58. ^ Херрманн (1985), с. 367
  59. ^ Херрманн (1985), с. 379
  60. ^ Jump up to: а б Анджей Михалек (2007). Западные славяне. Раннефеодальные монархии . Беллона. стр. 102. ISBN  978-83-11-10737-3 .
  61. ^ Jump up to: а б с д и Херрманн (1985), с. 380
  62. ^ Jump up to: а б с д и Шмидт (2009), с. 105
  63. ^ Первоисточник: Ebo III.4 MGH SS 12 ). Во вторичной литературе: Брюске, Вольфганг: Исследования истории лютикийской федерации... (Central German Research, т. 3), Мюнстер/Кёльн, 1955, стр. 3. 94 : «[В 1121 году] Болеслав проник глубоко на территорию Лютика. Он продвинулся к озеру Мюриц и опустошил эту территорию настолько тщательно, что, как сообщает Эбо, она была почти лишена людей». Аналогично, со ссылкой на Эбо: Шульце, Йоханнес: Die Mark Brandenburg, vol. 1, Берлин, 1961, с. 59 ; Эггерт, Оскар: История Померании, том. 1, Гамбург, 1974, с. 41; Херрманн, Иоахим и др.: Славяне в Германии. История и культура славянских племен к западу от Одера и Нейсе с 6 по 12 века, Берлин, 1985, стр. 385, 552 (сноска 15); Гетке, Ганс-Отто: Бои и правление Генриха (Старого) Любека и Лотара Супплингенбурга в славянской земле 1093/1106–1125 , в: Журнал Ассоциации истории и археологии Любека (ZVLGA), том. 80 (2000), стр. 63-163, здесь стр. 126 , 136 .
  64. ^ Малечинский, Кароль: Болеслав III Кшивоусты, Львов 1939 (переиздание Вроцлав 1975), стр. 154: «На западе польское завоевание, вероятно, снова охватило города Коцкув и Дымин» (превью) и «Польская и немецкая экспансия будет вступить в контакт таким образом вдоль верхнего течения Пьяны от Моржицкого озера или, возможно, до окрестностей сегодняшнего Штральзунда». (предварительный просмотр)
  65. ^ Первоисточник: Herbord II.5 MGH SS 20 , где Надам/Наклам идентифицируется как Накел/ Накло ). Рихтер, Фридрих: Деревня Ниден. Попытка местной хроники, в: Местный календарь округа Пренцлау, 8/1933, с. 128 предположил, что Надам, разрушенный Болеславом в 1121 году, находился недалеко от Нидена, деревни Укермарк . Херрманн, Иоахим: Расселение, экономика и социальные условия славянских племен между Одером/Нейсе и Эльбой (труды Отдела предыстории и ранней истории / Немецкой академии наук в Берлине, том 23), Берлин 1968, стр. 122. и Эндерс, Лизелотт: Исторический местный лексикон Бранденбурга, том. 8/2 (Укермарк), Веймар, 1986 г., с. 710 соглашаются и связывают Нидена с кампанией Болеслава на Мюриц в 1121 году. Кирш, Керстин: Славяне и немцы в Уккермарке. Сравнительные исследования развития поселений с 11 по 14 века . Исследования по истории и культуре Восточной Европы, вып. 21, Штутгарт 2004, с. 75 , со ссылкой на Эндерса, говорится, что «высказывалось предположение, что Болеслав по пути к Мюрицу разрушил украинскую крепость Ниден на реке Уккер на севере позднего Уккермарка».
  66. ^ Херрманн, Иоахим: Поселение, экономика и социальные условия славянских племен между Одером/Нейсе и Эльбой (труды Отдела предыстории и ранней истории / Немецкой академии наук в Берлине, том 23), Берлин 1968, стр. 122.
  67. ^ Jump up to: а б с д и Херрманн (1985), с. 381
  68. ^ Jump up to: а б Херрманн (1985), с. 382
  69. ^ Херрманн (1985), с. 384
  70. ^ Херрманн (1985), с. 385
  71. ^ Шульце (1964), с. 142
  72. ^ Шмидт (2009), с. 106
  73. ^ Jump up to: а б с Шмидт (2009), с. 107
  74. ^ Шмидт (2009), стр. 267–268.
  75. ^ Jump up to: а б с Брат (2001), с. 85
  76. ^ Jump up to: а б с д и ж г Любке (2002), с. 104
  77. ^ Jump up to: а б с Шмидт (2009), с. 76
  78. ^ Jump up to: а б с Шмидт (2009), с. 77
  79. ^ Jump up to: а б Шмидт (2009), с. 78
  80. ^ Шмидт (2009), стр. 85-98.
  81. ^ Шмидт (2009), с. 98
  82. ^ Jump up to: а б Шмидт (2009), с. 79, с подробным анализом на следующих страницах.
  83. ^ Jump up to: а б с Херрманн (1985), с. 55
  84. ^ Jump up to: а б Херрманн (1985), с. 56
  85. ^ Херрманн (1985), с. 57
  86. ^ Jump up to: а б Херрманн (1985), с. 60
  87. ^ Херрманн (1985), с. 64
  88. ^ Jump up to: а б с Херрманн (1985), с. 61
  89. ^ Херрманн (1985), стр. 60, 61.
  90. ^ Херрманн (1985), с. 62
  91. ^ Штюльцебах (1998), с. 108
  92. ^ Херрманн (1985), с. 63

Библиография

[ редактировать ]
  • Брат, Себастьян (2001). Археология западных славян. Поселение, экономика и общество в раннем и высоком средневековье в Восточной и Центральной Европе . Дополнительные тома к реальному лексикону германской древности (на немецком языке). Том 30. Вальтер де Грюйтер. ISBN  3-11-017061-2 .
  • Фрице, Вольфганг Х. (1982). «Наблюдения о происхождении и природе Лютизенской лиги». В Кухенбухе, Людольф; Ших, Винфрид (ред.). Ранний период между Балтийским морем и Дунаем . Germania Славика III (на немецком языке). Том 6. Институт Фридриха Майнеке Свободного университета Берлина. стр. 130–166. ISBN  3-428-05151-3 .
  • Гарипзанов, Ильдар Г. (2008). Франки, северяне и славяне. Идентичность и государственное формирование в раннесредневековой Европе . Курсор мира. Том. 5. Гири, Патрик Дж.; Урбанчик, Пшемыслав. Бреполи. ISBN  978-2-503-52615-7 .
  • Хенгст, Карлхайнц (2005). " "Нет злых народов - есть злые люди". Наблюдения над образом славян в средние века. Славяне как соседи германцев с точки зрения епископа в Центральной Германии 1000 лет назад". В Керстене, Сандра (ред.). Размышления. Проекты на идентичность и инаковость. Festschrift для Эльке Менерт (на немецком языке). Фрэнк и Тимм. стр. 453–514. ISBN  3-86596-015-4 .
  • Херрманн, Иоахим (1985). Славяне в Германии: История и культура славянских племен к западу от Одера и Нейсе с VI по XII века . Берлин: Издательство Академии. ISBN  978-0-376-08338-8 .
  • Любке, Кристиан (2001). «Лютизен. Исторический». В Беке, Генрих; и др. (ред.). РГА (на немецком языке). Том 19 (2-е изд.). де Грюйтер. стр. 51–53. ISBN  3-11-017163-5 .
  • Любке, Кристиан (2002). «Между Польшей и Империей. Эльбские славяне и родовая религия». В Боргольте, Майкл (ред.). Польша и Германия 1000 лет назад. Берлинская конференция по «Акту Гнесена» . Европа в средние века. Трактаты и вклады в историческую сравнительную литературу (на немецком языке). Том 5. Берлин: Академия Верлаг. стр. 91–110. ISBN  3-05-003749-0 .
  • Мюллер-Вилле, Михаэль (1991). Старигард/Ольденбург. Резиденция славянского правителя раннего средневековья в Остгольштейне (на немецком языке). Вахгольц.
  • Петерсон, Юрген (2003). «Король Оттон III и славяне на Балтийском море, Одере и Эльбе около 995 года». Раннесредневековые исследования (на немецком языке). 37 (37). Мюнстер/Берлин: Вальтер де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110179149.99 . ISSN   0071-9706 . S2CID   184121112 .
  • Шмидт, Родерих (2009). Историческое Померание. Люди, места, события . Публикации Исторической комиссии Померании (на немецком языке). Том 41 (2-е изд.). Кельн/Веймар: Бёлау. ISBN  978-3-412-20436-5 .
  • Шульце, Йоханнес (1964). Исследования по истории Бранденбурга и Пруссии . Публикации Исторической комиссии Берлина Института Фридриха Майнеке Свободного университета Берлина (на немецком языке). Том 13. Вальтер де Грюйтер. ISBN  3-11-000457-7 .
  • Штюльцебах, Аннетт (1998). «Призраки вампиров и призраков с фольклорной и археологической точки зрения» (PDF) . Concilium Medii Aevi (на немецком языке) (1): 97–121.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f23dcaa3b28c64a4a037062baa8e47f__1720118820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/7f/8f23dcaa3b28c64a4a037062baa8e47f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lutici - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)