Yarovit
Yarovit | |
---|---|
Бог войны | |
Резьба по камню с предполагаемым изображением Яровита в церкви Святого Петра в Вольгасте. | |
Почитается в | Полабская религия |
Главный культовый центр | VologoščВольгаст |
Оружие | золотой щит |
Область | Полабия |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Марс |
Yarovit , [ 1 ] Он усмехнулся [ 2 ] (или Еровит , Еровит [ 3 ] — полабский бог войны , почитаемый в Вологощи ( черкепанцы ) и гоболине ( гоболийцы ; современный Хафельберг). Источники дают лишь краткое описание его культа, его главный храм находился в Вологощи, где находился золотой щит, принадлежавший Яровиту. Один христианский монах отождествил его с римским Марсом .
Этимология
[ редактировать ]В латинских записях этот теоним отмечен как Геровит и Херовит . Эти обозначения следует читать как Яровит , поскольку в латинско-немецких текстах славянский элемент jar- иногда пишется как ⟨ger-⟩ или ⟨her-⟩ ( ср. Латынь : Geressiwe = славянский Яришов , латынь : Gerus = славянский Jeruš , латынь : Gergnew = славянский Jarogněv и т. д.). Обозначение ⟨h⟩ является результатом изменения графемы ⟨g⟩ → ⟨gh⟩ → ⟨h⟩ из-за соответствия польского произношения немецкому написанию. Древнеполабская форма реконструирована как *Jerovit . [ 4 ]
Ученые связывают корень jar- с праславянским прилагательным *jarъ(jь) "энергичный, сильный" ( ср. от польского : jary «энергичный», нижнесербского : jěry «импульсивный; неотесанный; безжалостный», старославянского : яру "жесткий" [ 5 ] ) или с *jarъ "весенний" ( ср. Древнечешский : jarý , древневосточнославянский : жарий "весенний" [ 5 ] ). [ 4 ] В пользу вывода основы от праславянского *jarъ(jь) говорит тот факт, что в праславянском языке существовало слово, гомофонное теониму: *jarovitъ(jь) ( ср. диалектный русский : Яровитый , сербский : яровит , болгарский : yarovit [ 6 ] ). [ 4 ]
Во второй части предполагается наличие суффикса -вит (гипотетический ПС *-витъ ), означающего «господин, правитель, герой». [ 7 ] Предполагается, что суффикс произошел от *vitędzь «воин, герой» германской этимологии. [ 8 ] Некоторые исследователи, однако, отвергли связь суффикса с *vitędzь именно из-за германского происхождения слова; [ 9 ] [ 10 ] некоторые ученые связали этот суффикс со словом *vitati «приглашать, желать здоровья», [ 11 ] или не подтвержденный независимо глагол *viti . [ а ] В зависимости от того, какое значение корня ярый- принимает данный исследователь, теоним переводится, например, как «Молодой господин». [ 13 ] или «Сильный, Могучий Лорд». [ 1 ]
Некоторые исследователи делят теоним также как Яр-овит , [ 14 ] где суффикс -овит означает «тот, у кого много (чего-то)», «характерен (чем-то)», а теоним Яровит предполагается означать «Тот, в ком много чего-то сильного, мощного». [ 15 ]
Источники
[ редактировать ]Бог Яровит появляется в житиях Оттона Бамбергского , возглавлявшего миссии христианизации среди полабских славян и померанцев : в 1151 г. Житие святого Оттона, епископа Бамбергского монаха Эбо , [ 16 ] и в «Диалоге о жизни святого Отто Бамбергского», написанном в 1158–1159 годах монахом Гербордом . [ б ] [ 18 ]
Эбо сообщает, что в апреле 1127 года святой Отто вернулся в Померанию , чтобы продолжить свою миссию по христианизации. Сначала он достигает Магдебурга , а на следующий день направляется в Хоболин (ныне Гафельберг). В этом городе уже почти никто не носил христианских имен, а когда прибыл Отто, город был украшен флагами в честь бога Яровита. [ 19 ] Затем, в мае, Отто отправляет своих спутников, Ульриха и Альбина, в Вологош , где находился знаменитый храм Яровита, и начинает христианизацию. Услышавший об этом языческий жрец должен был выйти из города в храмовых одеждах и, выдавая себя за самого Яровита, приказать встреченному им в лесу жителю сказать горожанам, что им следует убить христиан, иначе они все погибнут. [ 20 ] Вечером того же дня:
[...] некоторые из последователей почтенного епископа пожелали осмотреть храм в том же городе и сделали это без дальнейших предосторожностей; после чего некоторые из горожан заподозрили, что они хотят поджечь свой храм, и, собравшись вместе, вышли им навстречу с нестройным звоном оружия. Тогда благочестивый Ульрих обратился к своим спутникам и сказал: «Недаром они собрались; будьте уверены, что наше появление их ускорило». Услышав это, спутники повернули назад и стали искать убежища для своего бегства. Но опередивший их и подошедший к дверям храма священнослужитель по имени Дитрих, не зная, куда повернуть, смело ворвался в самую святыню и, увидев висящий на стене золотой щит, посвященный Яровиту, , их бог войны, прикосновение к которому они считали незаконным, схватил щит и повернулся к ним лицом. Они, как невежественные простые люди, подумали, что их бог Яровит идет им навстречу, и, ошеломленные, отступили и упали на землю. Дитрих, осознав их глупость, отбросил щит и убежал, благодаря Бога за то, что Он счел нужным избавить Своих слуг из их рук. [ 21 ]
- Эбо, Житие святого Отто, епископа Бамбергского.
Аналогичные сведения приводит Герборд и о попытке убийства христиан – христианский священник, спрятавшийся в языческом храме, взял большой щит, покрытый золотыми пластинами, к которому не мог прикоснуться ни один человек, который вынимался только во время войны. Этот щит был посвящен «их богу Яровиту, который по-латыни называется Марсом ». [ 22 ] По версии Херборда, угроза бога, произнесенная устами жреца, должна была звучать следующим образом:
Я твой бог; Я тот, кто покрывает луга травой и леса листьями, выращивает урожай на полях и деревьях, (даёт) плодородие скоту. Все, чем пользуются люди, исходит из моей силы. [ 23 ]
- Херборд, Диалог о жизни святого Оттона Бамбергского.
Интерпретации
[ редактировать ]Посевной праздник, посвященный Яровиту, свидетелем которого был Отто, вероятно, состоялся 15 апреля. [ 24 ] Считается, что теоним Яровит является относительно новым и заменил более ранние на табуированной основе. [ 3 ] [ 25 ] По словам Генрика Ловмяньского , история о священнике, переодевшемся Яровитом и угрожавшем горожанам, была придумана христианами, чтобы высмеять священника. [ 26 ]
Ученые трактуют Яровита по-разному. По словам Александра Гейштора , Яровит — очевидный бог войны, и он сравнивает свой золотой щит, охраняемый в храме, со щитом, охраняемым в Римской Регии . что этот бог был полабской ипостасью Перуна Считалось , . [ 27 ] По мнению Анджея Шиевского, этот бог проявлял солнечные, воинственные качества, а также отвечал за сферу плодородия, урожая и молодости. [ 28 ]
Некоторые исследователи также связывают фигуру Яровита с восточнославянским персонажем по имени Ярило , [ 24 ] которого некоторые исследователи считают восточнославянским божеством. [ 29 ] [ 30 ] Сведения о Ярило появляются только в 1765 году, и там оно описано как народный обычай, отмененный епископом. [ 29 ] Согласно этнографическому материалу, одна из девушек была одета в одежду Ярило; Ярило должен был быть юношей в белом одеянии, босым, с человеческой головой в правой руке, с колосьями ржи в левой, в венке из трав и сидеть на белом коне. [ 31 ] [ 32 ] Тождество или связь Яровита и Ярило подтверждается прежде всего тем, что оба имени содержат одну и ту же основу- [ 24 ] [ 33 ] и что праздники, связанные с тем и другим, имели место 15 апреля (или в аналогичный день). [ 24 ] Точку зрения на родство Яровита и Ярило поддерживает, например, Гейстор, [ 34 ] имя Михал, [ 25 ] Роман Заров. [ 33 ] Однако многие исследователи считают отношения между этими двумя фигурами спорными или необоснованными, например Ловмяньский , [ 29 ] Станислав Урбанчик [ 3 ] или Ежи Стржельчик , [ 30 ] так же, как считается спорным трактовать Ярило как божество. [ 35 ] [ 30 ]
Некоторые учёные также считают Яровита и Световита тождественными или синонимичными божествами. Первым, кто предложил такую точку зрения, был Александр Брюкнер , признавший, что слова *jarъ(jь) и *svętъ раньше были синонимами и что оба означали «сильный», тогда как *svętъ стал означать «святой, священный» только под влиянием христианства. Поэтому теонимы Яровит и Световит означают одно и то же, как и данные имена Яропельк и Светопельк , причем теоним Яровит, возник первым, позднее замененный на Световит руганами предположительно , . [ 36 ] Мнение о тесной связи между двумя божествами было поддержано, например, Урбанчиком, [ 3 ] Ловмяньский [ 29 ] или Заров. [ 1 ] Однако мнение о том, что *jarъ(jь) и *svętъ были синонимами , подвергается критике и часто не поддерживается современными учёными. [ 37 ]
В археологии
[ редактировать ]есть две каменные плиты В церкви Святого Петра в Вольгасте . Первый размером 86×46 см был найден в 1920 году под полом, а позже был встроен в стену церкви. На этой плите был высечен мужчина в длинном одеянии, с поднятыми руками и держащий в правой руке копье. Позже мальтийский крест над его головой был высечен . Возможно, фигура стоит на холме. Камень называют камнем Яровита ( нем . Gerovitstein ). [ 38 ]
Размер второй плиты 193×117 см. На нем изображен мужчина в длинном одеянии, украшенном ниже пояса орнаментом; в правой руке он держит копье, наконечник копья которого разрушен мальтийским крестом. Левая рука выгибается над бедром, что соответствует миниатюрным фигуркам славянского периода. [ 38 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Александр Лома связывает этот суффикс со старославянским языком. вуз-виту , «добыча, грабеж» крутит , povinīti "подчинить", болгарский naviyam «Я выиграл», все из которых содержат независимый, не подтвержденный глагол *viti , который имеет литовское родственное слово výti «преследовать врага» и происходит от той же основы, что и *vojь «солдат». [ 12 ]
- ↑ Исследователи не совсем согласны с датировкой источников — некоторые полагают, что источник Херборда старше источника Эбона. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Заров 2002 , с. 11.
- ^ Росик 2020 , стр. 284.
- ^ Перейти обратно: а б с д Урбанчик 1991 , стр. 181.
- ^ Перейти обратно: а б с Лучинский 2020 , стр. 152.
- ^ Перейти обратно: а б Борись 2005 , стр. 204.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 161.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 154, 155.
- ^ Заров 2019 , с. 40–41.
- ^ Росик 2020 , с. 283.
- ^ Гейстор 2006 , с. 117.
- ^ Урбанчик 1991 , стр. 193.
- ^ Праздник 2002 , с. 200.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 120.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 154–155.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 152, 163.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 113.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 113–114, 147.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 132.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 123–124.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 125–127.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 126-127.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 141–142.
- ^ Заров 2002 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шиевский 2003 , стр. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Название 2009 , с. 308.
- ^ Ловмяньский 1979 , стр. 181.
- ^ Гейстор 2006 , с. 134, 315.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 19, 114, 120.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ловмяньский 1979 , стр. 108.
- ^ Перейти обратно: а б с Стжельчик 1998 , стр. 84.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 118–119.
- ^ Гейстор 2006 , с. 134–135.
- ^ Перейти обратно: а б Заров 2002 , с. 15.
- ^ Гейстор 2006 , с. 133.
- ^ Урбанчик 1991 , стр. 40.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 45, 247, 343.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 151.
- ^ Перейти обратно: а б Щепаник 2020 , стр. 132–133.
Библиография
[ редактировать ]- Альварес-Педроса, Джон Энтони (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN 978-90-04-44138-5 .
- Борись, Веслав (2005). Этимологический словарь польского языка . Краков: Wydawnictwo Literackie. ISBN 978-83-08-04191-8 .
- Брюкнер, Александр (1985). Урбанчик, Станислав (ред.). Славянская мифология (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 8301062452 .
- Гейстор, Александр (2006). Мифология славян . Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN 978-83-235-0234-0 .
- Лома, Александр (2002). Пракосово. Словенский и индоевропейский корени сербский эпице (на сербском языке). Белград.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ловмяньский, Генрих (1979). Религия славян и ее упадок, VI-XII вв . Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 83-01-00033-3 .
- Лучинский, Михал (2020). Боги древних славян. Ономастическое исследование . Кельце: Кельцкое научное общество. ISBN 978-83-60777-83-1 .
- Росик, Станислав (2020). Славянская религия в свете немецких хроник XI и XII веков (Титмар Мерзебургский, Адам Бременский, Гельмольд Босау): исследования христианской интерпретации дохристианских культов и верований в средние века . Лейден: Брилл. ISBN 9789004331488 .
- Стжельчик, Ежи (1998). Мифы, сказки и поверья древних славян (на польском языке). Познань: Издательство «Ребис». ISBN 83-7120-688-7 .
- Щепаник, Павел (2020). Мифическая реальность северо-западных славян и ее материальные представления . Торунь: Научное издательство Университета Николая Коперника . ISBN 978-83-231-4349-9 .
- Шиевский, Анджей (2003). Религия славян . Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN 83-7318-205-5 .
- Тера, Михал (2009). Перун: Бог грома (на чешском языке). Красный Костелец: Павел Мерварт. ISBN 978-80-86818-82-5 .
- Урбанчик, Станислав (1991). Древние славяне. Вера и поклонение . Вроцлав: Оссолинеум.
- Заров, Роман (2002). «Происхождение Свентовита Рюгенского» . Студия Мифологика Славика . 5 :9–18. дои : 10.3986/sms.v5i0.1794 . ISSN 1581-128Х .
- Заров, Роман (2019). «Ружский славянский бог Свентовит – еще раз» . Славянская мифологическая студия . 22 : 37–54. дои : 10.3986/SMS20192202 . ISSN 1581-128Х . S2CID 203280509 .