Бажовщина
Часть серии о |
Славянская Родная Вера |
---|
![]() |
Бажовизм ( русский Бажовство) — родноверское ) движение, сосредоточенное в регионе России ( : (славянское неоязыческое Академия Уральском сокровенных знаний Урала). [ 1 ] Название движения отсылает к писателю Павлу Бажову , чьи сказки являются главным священным писанием бажовцев. [ 2 ] Бажовизм рассматривается как главное новое религиозное движение Уральского региона. [ 3 ] и его богословие сосредоточено вокруг богини Уральских гор , Хозяйки Медной горы . [ 4 ]
Бажовцы считают Аркаим , расположенный недалеко от Магнитогорска в Челябинской области , пупом Земли, где происходит обмен энергией с высшими планами Вселенной. [ 5 ] и Уральские горы как энергетическое сердце России, являющееся линией соединения Европы и Азии . [ 6 ] Бажовцы в основном сосредоточены в Челябинской , Свердловской , Тюменской областях , Пермском крае и Башкортостане в пределах России, но есть община и в Казахстане . [ 7 ]
Обзор
[ редактировать ]
Bazhovism was founded in 1993 in Chelyabinsk by Vladimir V. Sobolev, a chemical scientist . [ 8 ] Оно считается основным характерным для Урала новым религиозным движением , наряду с филиалом в Пермском крае . [ 3 ] и некоторое время подвергался преследованиям при губернаторе Петре Сумине в Челябинской области . [ 9 ] Бажовское движение интегрирует славянское язычество с рерихизмом в рамках повестей Павла Бажова . [ 10 ] Помимо рерихизма, от которого оно почерпнуло практику Агни-йоги , считающейся «Огненной Библией», движение также черпает элементы дуновизма (работы Омраама Михаэля Айванхова являются авторитетными в движении), русского православия и восточноазиатских религий . [ 11 ] Движение является евразийским, поскольку оно пытается объединить европейскую и азиатскую идентичность и рассматривает Уральские горы как место их пересечения. [ 3 ] Примечательно, что основатель Соболев провозгласил себя реинкарнацией китайского философа Конфуция . [ 5 ] и рассматривается его последователями как пророк и прорицатель. [ 3 ]
Из-за сакрализации наследия Бажова бажовизм сравнивают с другим русским родноверским движением «Всесветная Грамота» , которое проделывает аналогичную операцию с наследием Александра Пушкина . [ 12 ] Как и Всесветная грамота, бажовизм также является религией с универсальными целями, поскольку Соболев хотел создать «мировую бажовскую религию». [ 13 ] Оба движения подчеркивают необходимость восстановления священных знаний, которые позволят тем, кто ими владеет, правильно интерпретировать реальность. [ 14 ] По мнению Карины Юрьевны Повстьевой, русский повествовательный жанр сказ , в котором сформулированы сказки Бажова, сочетающий в себе реальные и нереальные элементы, особенно хорошо поддается эзотерической интерпретации и доктринализации. [ 15 ]
Сказки Павла Бажова считаются «Евангелием Урала» в бажовском движении, а их персонажи считаются олицетворениями божеств и спасителей Урала. [ 16 ] Бажов представил себя передатчиком сакральных знаний об Урале, а не их создателем, хотя в академическом сообществе это утверждение не считается достоверным. [ 17 ] В На старой шахте» (1938) Бажов рассказывает, что рассказы об уральских сакральных знаниях он узнал от своего деда В. А. Хмелинина (по прозвищу Слышко) между 1892 и 1895 годами. критическом очерке о собственном творчестве « [ 18 ] В научно-популярной книге « Уральская Гиперборея» русского философа В. Н. Демина, содержащей толкование сказов Бажова, сходное с толкованием бажовцев, пишется, что Хмелинин, в свою очередь, перенял сакральные знания от других старых сказителей, и что эти знания в конечном итоге возникло из « коллективного бессознательного » уральцев. [ 19 ] Демин проводит параллель понятия «Урал» с понятием « Гиперборея », которые, по его мнению, представляют собой изначальное неделимое человечество, носителя оригинальной «единой мифологии, культуры, языка и социального строя». [ 19 ] По мнению Демина, в сказках Бажова представлена именно эта идея «Уральской Гипербореи». [ 20 ]
Убеждения
[ редактировать ]Теология
[ редактировать ]
В бажовском богословии верховный Бог называется «Отцом Вселенной» и приравнивается к Логосу , верховному «Разуму Вселенной»; его противостоящая сила — Земля, которая также отождествляется с Люцифером и является источником всех злых сил беспорядка. [ 2 ] Чтобы защитить жизнь на Земле от власти Люцифера, Бог создал «Матерь Мира», помощницами которой являются Хозяйка Медной горы ( Хозяйка Медной Горы ), которая является богиней Уральских гор , и «Великая Вождь» — отождествлялся с различными воплощениями, а именно с Христом , до него Зороастром в Аркаиме , а в дальнейшем Чудь Урала. [ 11 ] Ермак , казачий атаман XVI века, обожествляется как еще одно из «великих воплощений» и как «объединитель Европы и Азии». [ 21 ] В бажовском журнале его описывали так: [ 4 ]
Ермак соединил Европу и прокопал путь на Восток, откуда всегда исходит свет, где находится загадочное Беловодье, веками привлекающее искателей Бога и смысла жизни. Обо всем этом Ермак знал.
—Атлантида , 1995 , №2.
Хозяйка Медной горы — важнейшее божество бажовщины. [ 4 ] считалось, что она охраняет доступ к священным знаниям и открывает их только своим избранникам. [ 16 ] Богиня проявляется через животное, растительное и минеральное царства. [ 16 ] и считается, что она защищает все народы Урала своей «огненной» духовной силой. [ 4 ] В гимне главного ежегодного праздника бажовцев говорится: [ 16 ]
Не в волшебной сказке – Хозяйка Горы явится наяву, / К желающему свое мастерство народу посвятить, / Как порыв красоты из напряжения в труде, / С ведомом высших сил. , он будет просветлен.
Хозяйка Медной горы – хранительница реального, скрытого от обыденного восприятия мира, «Уральского Элизиума». [ 22 ] представлено, а также внутренняя часть горы, полной сокровищ, доступной только тем, кому богиня позволяет войти. [ 23 ] — неженатые молодые люди, которые становятся ее любовниками. [ 24 ] Еще до того, как оно было систематизировано в сказках Бажова, это поверье уже существовало среди горняков Урала. [ 23 ] По мнению В. Н. Демина, «Хозяйка Медной горы» является образцом мирового культа богини- матери . [ 24 ] В своем очерке «На старой шахте » Бажов так описал уральскую богиню: [ 23 ]
Хозяйка горы стала олицетворением мощи, богатства и красоты недр, которые в полной мере открываются только лучшим представителям трудового народа.
Помимо Хозяйки Медной горы, бажовцы также поклоняются Великому Змею/ Колубриде ( Великий Полоз ), Синему Змею/Дракону ( Синяя Змей ), Синей Даме ( Синюшке ) и Огненной Даме ( Огневушке ) и другим персонажам из сказки Бажова; их считают помощниками уральской богини. [ 25 ] Великий Змей, также называемый Человеком-Змеей/Драконом ( Человек-Змей ), является «хранителем Земли»; по Демину, змея или дракон — еще один элемент «архаического мировоззрения предков-гиперборейцев», представляющий собой союз мужского и женского начала. [ 24 ]
Эсхатология
[ редактировать ]
Бажовщина — ярко выраженная эсхатологическая религия, [ 26 ] чья эсхатология апокалиптична по своему типу. [ 27 ] Среди текстов Бажова «Малахитовая шкатулка» считается историческим документом, символическим изображением истории России. [ 24 ] Владимир Соболев предсказал, что конец времен наступит в конце 1990-х годов; он предвидел, что Сибирь избежит деградации мира и из сибирского народа возникнет новая раса Эпохи Водолея в Беловодье . [ 28 ] Это будет уральское «место безмятежного существования». [ 14 ] Из Беловодья, расположенного то ли в районе Уральских гор, то ли, по другим данным, в районе Алтайских гор , возникла бы всеобщая славянская империя, возглавляемая новым воплощением Великого Вождя — Уральской Чудь . [ 28 ]
Новая раса Эры Водолея будет состоять из элементов русских , управляющих сердцем, татар, управляющих волей, и евреев, управляющих разумом. [ 29 ] В. Н. Демин в своей «Уральской Гиперборее » также ввел понятие «духовной Шамбалы », высшего плана постижения сакрального знания, которое открывается только тем, кто ведет «праведную жизнь, праведные мысли, праведные дела». [ 14 ] По мнению бажовцев, Шамбала — это то же самое, что Аркаим , энергетический центр Земли, ее «пуп», где «происходит обмен энергией со вселенной», и будет образцом построения новой цивилизации Водолея. [ 30 ] За это убеждение бажовцев иногда называют еще «бажовцами-аркаимцами». [ 4 ]
Практики
[ редактировать ]
С 1993 года ежегодно «Бажовский фестиваль» ( Бажовка , проводится в день летнего солнцестояния, Купаловскую ночь ) , первоначально на озере Чебаркуль . [ 31 ] Фестиваль пользуется поддержкой местной администрации Челябинской области , министерств культуры Башкортостана , Казахстана и Узбекистана , местных предпринимателей, за годы работы получил высокую оценку многих общественных деятелей, в том числе Никиты Михалкова , в нем принял участие Лев Аннинский и Алтыншаш Джаганова . [ 32 ] Зачастую билеты на железнодорожный и авиатранспорт на фестиваль предоставлялись бесплатно, поезда по маршруту Москва — Челябинск украшались в бажовской тематике, а по городам висели щиты с мистическими бажовскими иконами. [ 33 ] В празднике также приняли участие местные войска российской армии. [ 33 ]
Считается, что фестиваль представляет собой прообраз «тысячелетнего царства» Беловодья. [ 34 ] Во время праздника бажовцы совершают характерные для Родновера практики: прыгают через костры, сжигают чучела, читают лекции о родноверских писателях. [ 35 ] В местах проведения празднества бажовцы воздвигают идолов, изображающих свои божества; идол Хозяйки Медной горы предпочтительно изготавливается из воска , который, как полагают, является материалом, который лучше передает «энергию духа» богини. [ 35 ] Бажовцы также реализуют Агни Йогу — духовную практику, зародившуюся в рерихианском движении. [ 5 ]
Демография
[ редактировать ]
Бажовская ассоциация (Бажовское общество) — одна из организаций бажовского движения, кроме Бажовской академии эзотерических знаний Урала, основана в 2011 году в Свердловской области , с филиалами в городах Первоуральске , Североуральске и Краснотурьинске , и насчитывает 35 000 человек. к концу того же года к нему присоединились приверженцы из того же региона. [ 36 ]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Gaidukov 2000 , p. 37; Lunkin & Filatov 2000 , p. 145; Bourdeaux & Filatov 2006 , p. 40; Popov 2016 , 5.3; Povstyeva 2020 , p. 47.
- ^ Jump up to: а б Popov 2016 , 5.3; Povstyeva 2020 , p. 47.
- ^ Jump up to: а б с д Bourdeaux & Filatov 2006 , p. 40.
- ^ Jump up to: а б с д и Bourdeaux & Filatov 2006 , p. 41.
- ^ Jump up to: а б с Lunkin & Filatov 2000 , p. 145.
- ^ Bourdeaux & Filatov 2006 , p. 40; Popov 2016 , 5.3; Povstyeva 2020 , p. 47.
- ^ Bourdeaux & Filatov 2006 , p. 11; Popov 2016 , 5.3.
- ^ Гайдуков 2000 , с. 37; Попов 2016 , 5.3.
- ^ Bourdeaux & Filatov 2006 , p. 48.
- ^ Gaidukov 2000 , p. 37; Bourdeaux & Filatov 2006 , p. 40.
- ^ Jump up to: а б Lunkin & Filatov 2000 , p. 145; Popov 2016 , 5.3; Povstyeva 2020 , p. 47.
- ^ Povstyeva 2020 , passim.
- ^ Povstyeva 2020 , p. 48.
- ^ Jump up to: а б с Povstyeva 2020 , p. 53.
- ^ Povstyeva 2020 , p. 60.
- ^ Jump up to: а б с д Povstyeva 2020 , p. 49.
- ^ Povstyeva 2020 , p. 55.
- ^ Povstyeva 2020 , pp. 51, 55.
- ^ Jump up to: а б Povstyeva 2020 , p. 51.
- ^ Povstyeva 2020 , pp. 51–52.
- ^ Bourdeaux & Filatov 2006 , p. 41; Popov 2016 , 5.3.
- ^ Povstyeva 2020 , pp. 50–57.
- ^ Jump up to: а б с Povstyeva 2020 , p. 50.
- ^ Jump up to: а б с д Povstyeva 2020 , p. 52.
- ^ Lunkin & Filatov 2000 , p. 145; Popov 2016 , 5.3; Povstyeva 2020 , p. 50.
- ^ Povstyeva 2020 , p. 47.
- ^ Попов 2016 , 5.3.
- ^ Jump up to: а б Popov 2016 , 5.3; Povstyeva 2020 , p. 48.
- ^ Bourdeaux & Filatov 2006 , p. 42.
- ^ Lunkin & Filatov 2000 , p. 145; Bourdeaux & Filatov 2006 , p. 41.
- ^ Bourdeaux & Filatov 2006 , p. 45; Popov 2016 , 5.3; Povstyeva 2020 , pp. 47–48, note 8.
- ^ Bourdeaux & Filatov 2006 , pp. 45–46.
- ^ Jump up to: а б Bourdeaux & Filatov 2006 , p. 46.
- ^ Bourdeaux & Filatov 2006 , p. 45.
- ^ Jump up to: а б Bourdeaux & Filatov 2006 , p. 45; Povstyeva 2020 , pp. 47–48, note 8.
- ^ "Свыше 35 тысяч свердловчан вступили в патриотическое "Бажовское общество" " [Over 35 thousand Sverdlovsk residents joined the patriotic 'Bazhovite Society']. Government of Sverdlovsk Oblast. 15 November 2011. Archived from the original on 4 September 2021.
Источники
[ редактировать ]- Bourdeaux, Michael; Filatov, Sergey, eds. (2006). Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания [ Contemporary religious life of Russia. Systematic description of experiences ] (in Russian). Vol. 4. Moscow: Keston Institute ; Logos. pp. 11–12, 40–50. ISBN 5987040574 .
- Gaidukov, Alexey V. (2000). Идеология и практика славянского неоязычества [ Ideology and practice of Slavic Neopaganism ] (PDF) (Thesis) (in Russian). Saint Petersburg: Herzen University . Archived from the original (PDF) on 22 October 2021.
- Лункин Роман; Филатов, Сергей (2000). «Движение Рериха: доморощенное российское «новое религиозное движение» » (PDF) . Религия, государство и общество . 28 (1): 135–48. дои : 10.1080/713694743 . S2CID 55200851 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 августа 2019 года.
- Popov, Igor (2016). Справочник всех религиозных течений и объединений в России [ The Reference Book on All Religious Branches and Communities in Russia ] (in Russian). Archived from the original on 22 March 2020.
- Повстьева Карина Юрьевна (2020). Эзотерическая апроприация классических русских литературных текстов (Диссертация). Москва: Высшая школа экономики .