Славянский шаманизм

Славянский шаманизм — это практика работы и поклонения славянским духам и предкам наряду с древними славянскими богами. иерархии существует три основных типа шаманов В современной родноверской : волхв , гушлар (или гушлар) и ведьмак (или видмак).
Виды шаманизма
[ редактировать ]Подобно тенгризму есть желтые, черные и белые шаманы, так и в славянском шаманизме есть волхв, гусляр и ведьмак. Волхв сосредотачивается на работе с богами для исцеления и работает так же, как современные целители или знахари. Обычно они чтят и восхваляют бога Велеса (также известного как Волос) и работают как с духами, так и с предками. В современной славянской вере волхвы отвечают за проведение обрядов поклонения богам, а также за руководство общинами и религиозными праздниками. Волхвы — высший чин жреческой иерархии, меньший чин — жрецы. Последние не обязательно являются шаманами, и их функция - просто проводить жертвоприношения (слово жрец буквально означает «жертвоприносящий», от праславянского *žьrti и является родственным славянскому слову, означающему «приношение»). Хотя большинство священников - мужчины, большинство групп не исключают женщин из священства, так что параллельное женское священство состоит из двух рангов жрицы и ведуньи («провидиц»). [ 1 ] [ 2 ] Работа волхвов, как и другие шаманские практики, включает в себя применение натуральных одурманивающих веществ, а также воспроизведение музыки, чтобы вызвать транс и принять духов, богов или предков в свое тело, но можно просто отправиться в шаманское путешествие или транс, называемый Кудеси, который не предполагает одержимости. а скорее войти в духовные миры и решить любые имеющиеся проблемы. Гуслар больше всего фокусируется на шаманских аспектах славянского язычества и именно они проводят ежегодное празднование Дзяды. Гусляры работают с духами умерших и со всем, что связано со смертью в славянском язычестве . [ 3 ] Ведьмак лечит людей и животных. Их считают людьми, связанными с дьяволом, и способными приносить вред, насылая болезни, убивая скот, портя урожай и т. д. Ведьмак может превращаться в любое животное или любой предмет. [ 4 ]
Славянский шаманизм включает в себя три дохристианские традиции и одну живую традицию Восточной Европы и Западной Европы. Обычно они входили в иерархию славянских языческих жрецов. К таким дохристианским традициям относятся традиции волхва , ведьмака и гусляра.
Практики
[ редактировать ]
Славянские шаманы работают с духами природы, предками и множеством богов и богинь. Традиционные ежегодные обряды, такие как Дзяды , Масленица и любые церемонии, связанные со смертью или духами, — это когда любой шаман совершает свою церемонию. Обычные практики в рамках церемоний включают музыку с такими инструментами, как барабан , ялейка , гудок , сопилка и варган , используемый для введения шамана в транс. [ 5 ] Одержимость трансом является обычным явлением во время этих обрядов, и шаман позволяет богу или духу передавать сообщения через свое тело, а его тело действует как сосуд, содержащий дух. Такие растения, как полынь, можно использовать, чтобы ввести шамана в транс посредством сжигания, размазывания, чая или спиртного, и они могут вызвать у шамана галлюцинации. [ 3 ] Ветку дерева, обычно березы или ивы, украшают лентами разного цвета (означающими разных богов, духов или природные атрибуты) на ветвях, и эту ветку используют для контакта с духами, предлагая такие вещи, как молоко, масло, хлеб и часто ячмень или другие зерна. Во времена Коляды для контакта с духами и предками скорее использовали 21 сноп пшеницы, связанный вместе. [ 6 ]
Мольфар — это тот, кто перемещается между духовными медиумами, выступая в роли шамана, чтобы служить обществу и заключать сделки с духами и предками. Они также помогают тем, кто неуравновешен или обеспокоен. Они встречаются в основном в гуцульских общинах Украинского Карпатского региона, но есть некоторые молфарки, которые все еще существуют в других сельских регионах Западной Украины. Считается, что они могут разговаривать с животными. [ 7 ] У них есть уникальный набор инструментов, которые они используют, обычно это кости, ленты, перья и зубы, которые они называют «молфа». К таким предметам относятся хромовица , палка, в которую ударила молния, хромопалиця , палка, которая использовалась, чтобы отделить змею от поедания лягушки, которая может изменить погоду, и другие предметы, такие как амулеты, камни и талисманы. [ 8 ]
Гюзлар
[ редактировать ]Термин гушлар происходит от существительного gusła , которое описывает обряды, во время которых души вызываются из внешнего мира. Они являются проводниками ежегодных обрядов Дзиады , когда души предков приглашаются на пир и воздают почести. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гейстор, Александр (2006). Мифология славян. Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN 832350234X. стр. 210
- ^ Урбанчик, Станислав (1968). Очерки из истории польского языка. Варшава: Польское научное издательство PWN. ISBN 832350234X. стр. 316.
- ^ Jump up to: а б Дворский, Ламус (5 марта 2017 г.). «3 «специализации» духовных лидеров славянской родной веры» . вордпресс . Ламус Дворски . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Современный толковый словарь русского языка Ефимовой . 2000.
- ^ Книга волшебства Бабы Яги . п. 125.
- ^ Памита, мадам. Бабы Яги. Книга волшебства п. 273.
- ^ Бабы Яги. Книга волшебства Мадам Памита. п. 122.
- ^ Бабы Яги. Книга волшебства Мадам Памита. п. 125.
- ^ Дворский, Ламус (5 марта 2017 г.). «3 «специализации» духовных лидеров славянской родной веры» . Вордпресс . Ламус Дворски . Проверено 27 февраля 2023 г.