Заработано

Хеннил или Бендиль — предполагаемый аграрный славянский бог, которому поклонялись полабские славяне . Он упоминается епископом Титмаром в его «Хрониках» как бог, которого изображал посох, увенчанный рукой, держащей кольцо, которое интерпретируется как символ плодородия. Однако единого мнения о подлинности божества не существует.
Заработано
[ редактировать ]Бог по имени Хеннил только в Хрониках Титмара . , епископа Мерзебургского появляется Он описывает ситуацию в 1017 году в его епархии Зюльфельд ( лат . Silivellun ), когда дом женщины подвергся нападению демонов. Затем он вскользь упоминает языческий обряд:
Жители, которые редко ходят в церковь, совершенно не заботятся о своих священниках. Чрезвычайно поклоняются своим домашним богам и в надежде на какую-то выгоду для себя совершают им жертвоприношения. Я слышал рассказ о пастушеском посохе, увенчанном рукой, держащей железный круг, который пастух той деревни, в которой он находился, носил из дома в дом, и как только он входил [в дом], его носитель окликал его. : «Смотри, Хеннил, смотри!», ибо так называлось оно на их деревенском языке, а потом, за банкетом, дураки дружно спорили о том, чтобы оставить его под своей охраной. [ 1 ]
Латинский оригинальный текст
Подлинность и природа бога обсуждаются. Теодор Нарбут связал этот теоним с литовским божеством Гониглисом, упомянутым Мацеем Стрийковским в шестнадцатом веке, божеством пастухов , имя которого он связал с польским словом gonić «преследовать». Адам Нарушевич прочитал это имя как Хонидло или Гонидло и признал его богом-охранником. [ 2 ] На этом основании Игнац Ян Гануш пришел к выводу, что Хеннил был эквивалентом Гониглиса, бога пастухов, а у чехов и словаков он якобы был [ 3 ] почитались как Хонидло , Хонило , Гонидло . Якоб Гримм в своей «Немецкой мифологии» соединил теоним с польским словом hejnał в значении «красное небо утром» и «песня, поклоняющаяся восходящему солнцу». [ 2 ]
Другие ученые также предположили, что Хеннил мог быть немецким ( саксонским ) богом, например, Теодор Зибс пришел к выводу, что Хеннил был уменьшительным от Хенно ( -Один ) , бога смерти, бодрствующего света и весны. [ 2 ] также признал его германским богом. Генрих Ловмяньский [ 4 ] или Владислав Дзевульский. [ 2 ]
Сегодня Хеннила часто считают псевдобожеством : предполагается, что Титмар считал божеством обычную палку, используемую в ритуале; [ 2 ] в научных публикациях его часто упускают из виду. Александр Брюкнер прежде всего указал, что около 1010 года звука h (отличного от ch ) еще не существовало в славянских языках, он также отверг связывание его с литовским Goniglis и со словом hejnał , которое является заимствованием из венгерского . Он считал Хенниль немецким именем, а не именем славянского или немецкого бога. [ 5 ] Славист и лингвист Лешек Мошиньский предположил, что слово Хеннил следует считать уменьшительным от древневерхненемецкого heno «петух» и что петух, который является символом бдительности, мог быть включен в заклинание, упомянутое Титмаром. Жерар Лабуда посчитал это слово результатом неправильного понимания приветствия «эй-нет!». [ 2 ] Существует также мнение, что Хенниль была фетишем . [ 3 ] В конечном итоге этимология теонима бога не установлена. [ 3 ]
Историчность божества защищает историк Станислав Росик . По его мнению, признание Хеннила в качестве названия оссуария, используемого во время ритуала, проблематично, поскольку Титмар регулярно связывал понятие «божество» с понятием «идол». Кроме того, в Ветхом Завете описания последователей языческих богов были напрямую связаны с поклонением дереву или палке, следовательно, Титмар, возможно, знал, что божества не просто изображались антропоморфно . Он также указывает, что Титмар пишет о славянах, поклоняющихся «домашним богам», о чем также пишет Гельмольд 150 лет спустя, что также может предполагать, что Хеннил был местным богом, имя которого, возможно, могло быть получено от имени предка, которое могут вызвать трудности с пониманием названия. [ 2 ]
Бендил
[ редактировать ]Важное открытие сделал филолог Хуан Антонио Альварес-Педроса Нуньес из Мадридского университета Комплутенсе . Как он указывает, запись Хеннила основана на оригинальной рукописи, поскольку она, возможно, была хотя бы частично написана самим Титмаром, но в конечном итоге имеет до восьми разных авторов. Части текста, написанные не Титмаром, содержат множество ошибок, возможно, потому, что они были написаны с помощью диктатора, и Книга VII, в которой упоминается Хеннил , является одной из таких частей. Существует, однако, вторая рукопись « Хроники», написанная в монастыре Корвей , которая более новая, но не обязательно от этого менее надежная. Альварес-Педроса Нуньес обнаружил, что в отрывке, посвященном Хенниль, эта рукопись содержит два отличия: вместо родительного падежа a portitore в ней содержится ab omnibus , что придает больше смысла приветствию, полученному божеством, а теоним пишется как Бендил . [ 6 ]
По мнению Альвареса-Педроса Нуньеса, такое обозначение теонима решает проблему этимологии. Теоним Бендил произошел от регулярной эволюции протоиндоевропейской основы *bʰendʰ- «связывать, соединять», ср. Санскрит बन्धन, бандхана «связь», древнегреческий πεῖσμα, peîsma «веревка» или готский 𐌱𐌹𐌽𐌳𐌰𐌽, биндан «связывать». Примечательно, что в пастырском словаре литовского языка оно находит семантический эквивалент: банда "стадо, стадо". Теоним Бендил(о) будет содержать суффикс -ило, встречающийся также в имени другого славянского бога Ярило . Основа со значением «связывать» была бы типична для аграрных божеств, защищающих и гарантирующих клятвы, о чем свидетельствует символ в виде посоха с кольцом, и он, вероятно, встречается в слове βέννος, vénnos, означающем «плодородие». ", "жатва", которая встречается во фригийском теониме Ζεῦς Βέννιος, Зевс Венниос . Он указывает, однако, что этот теоним не имеет аналогов у других славян. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 476–478.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Росик 2020 , с. 161-164.
- ^ Jump up to: а б с Стжельчик 1998 , стр. 79.
- ^ Ловмяньский 1979 , стр. 201.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 191.
- ^ Jump up to: а б Альварес-Педроса Нуньес, 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Альварес-Педроса Нуньес, Хуан Антонио (2014). «Существовал ли славянский бог Хеннил?» . Фавенция (на испанском языке). 34–36: 135–138. ISSN 2014-850X .
- Альварес-Педроса, Джон Энтони (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN 978-90-04-44138-5 .
- Брюкнер, Александр (1985). Славянская и польская мифология (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 83-01-06245-2 .
- Ловмяньский, Генрих (1979). Религия славян и ее упадок, VI-XII вв. (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 83-01-00033-3 .
- Росик, Станислав (2020). Славянская религия в свете немецких хроник XI и XII веков (Титмар Мерзебургский, Адам Бременский, Гельмольд Босау): исследования христианской интерпретации дохристианских культов и верований в средние века . Лейден: Брилл. ISBN 9789004331488 .
- Стжельчик, Ежи (1998). Мифы, сказания и поверья древних славян (на польском языке). Познань: Издательство «Ребис». ISBN 83-7120-688-7 .