Jump to content

Заработано

Современный образ персонала, Душан Божич, 2021 г.

Хеннил или Бендиль — предполагаемый аграрный славянский бог, которому поклонялись полабские славяне . Он упоминается епископом Титмаром в его «Хрониках» как бог, которого изображал посох, увенчанный рукой, держащей кольцо, которое интерпретируется как символ плодородия. Однако единого мнения о подлинности божества не существует.

Заработано

[ редактировать ]

Бог по имени Хеннил только в Хрониках Титмара . , епископа Мерзебургского появляется Он описывает ситуацию в 1017 году в его епархии Зюльфельд [ де ] ( лат . Silivellun ), когда дом женщины подвергся нападению демонов. Затем он вскользь упоминает языческий обряд:

Жители, которые редко ходят в церковь, совершенно не заботятся о своих священниках. Чрезвычайно поклоняются своим домашним богам и в надежде на какую-то выгоду для себя совершают им жертвоприношения. Я слышал рассказ о пастушеском посохе, увенчанном рукой, держащей железный круг, который пастух той деревни, в которой он находился, носил из дома в дом, и как только он входил [в дом], его носитель окликал его. : «Смотри, Хеннил, смотри!», ибо так называлось оно на их деревенском языке, а потом, за банкетом, дураки дружно спорили о том, чтобы оставить его под своей охраной. [ 1 ]

Латинский оригинальный текст

Подлинность и природа бога обсуждаются. Теодор Нарбут связал этот теоним с литовским божеством Гониглисом, упомянутым Мацеем Стрийковским в шестнадцатом веке, божеством пастухов , имя которого он связал с польским словом gonić «преследовать». Адам Нарушевич прочитал это имя как Хонидло или Гонидло и признал его богом-охранником. [ 2 ] На этом основании Игнац Ян Гануш пришел к выводу, что Хеннил был эквивалентом Гониглиса, бога пастухов, а у чехов и словаков он якобы был [ 3 ] почитались как Хонидло , Хонило , Гонидло . Якоб Гримм в своей «Немецкой мифологии» соединил теоним с польским словом hejnał в значении «красное небо утром» и «песня, поклоняющаяся восходящему солнцу». [ 2 ]

Другие ученые также предположили, что Хеннил мог быть немецким ( саксонским ) богом, например, Теодор Зибс пришел к выводу, что Хеннил был уменьшительным от Хенно ( -Один ) , бога смерти, бодрствующего света и весны. [ 2 ] также признал его германским богом. Генрих Ловмяньский [ 4 ] или Владислав Дзевульский. [ 2 ]

Сегодня Хеннила часто считают псевдобожеством : предполагается, что Титмар считал божеством обычную палку, используемую в ритуале; [ 2 ] в научных публикациях его часто упускают из виду. Александр Брюкнер прежде всего указал, что около 1010 года звука h (отличного от ch ) еще не существовало в славянских языках, он также отверг связывание его с литовским Goniglis и со словом hejnał , которое является заимствованием из венгерского . Он считал Хенниль немецким именем, а не именем славянского или немецкого бога. [ 5 ] Славист и лингвист Лешек Мошиньский предположил, что слово Хеннил следует считать уменьшительным от древневерхненемецкого heno «петух» и что петух, который является символом бдительности, мог быть включен в заклинание, упомянутое Титмаром. Жерар Лабуда посчитал это слово результатом неправильного понимания приветствия «эй-нет!». [ 2 ] Существует также мнение, что Хенниль была фетишем . [ 3 ] В конечном итоге этимология теонима бога не установлена. [ 3 ]

Историчность божества защищает историк Станислав Росик . По его мнению, признание Хеннила в качестве названия оссуария, используемого во время ритуала, проблематично, поскольку Титмар регулярно связывал понятие «божество» с понятием «идол». Кроме того, в Ветхом Завете описания последователей языческих богов были напрямую связаны с поклонением дереву или палке, следовательно, Титмар, возможно, знал, что божества не просто изображались антропоморфно . Он также указывает, что Титмар пишет о славянах, поклоняющихся «домашним богам», о чем также пишет Гельмольд 150 лет спустя, что также может предполагать, что Хеннил был местным богом, имя которого, возможно, могло быть получено от имени предка, которое могут вызвать трудности с пониманием названия. [ 2 ]

Важное открытие сделал филолог Хуан Антонио Альварес-Педроса Нуньес из Мадридского университета Комплутенсе . Как он указывает, запись Хеннила основана на оригинальной рукописи, поскольку она, возможно, была хотя бы частично написана самим Титмаром, но в конечном итоге имеет до восьми разных авторов. Части текста, написанные не Титмаром, содержат множество ошибок, возможно, потому, что они были написаны с помощью диктатора, и Книга VII, в которой упоминается Хеннил , является одной из таких частей. Существует, однако, вторая рукопись « Хроники», написанная в монастыре Корвей , которая более новая, но не обязательно от этого менее надежная. Альварес-Педроса Нуньес обнаружил, что в отрывке, посвященном Хенниль, эта рукопись содержит два отличия: вместо родительного падежа a portitore в ней содержится ab omnibus , что придает больше смысла приветствию, полученному божеством, а теоним пишется как Бендил . [ 6 ]

По мнению Альвареса-Педроса Нуньеса, такое обозначение теонима решает проблему этимологии. Теоним Бендил произошел от регулярной эволюции протоиндоевропейской основы *bʰendʰ- «связывать, соединять», ср. Санскрит बन्धन, бандхана «связь», древнегреческий πεῖσμα, peîsma «веревка» или готский 𐌱𐌹𐌽𐌳𐌰𐌽, биндан «связывать». Примечательно, что в пастырском словаре литовского языка оно находит семантический эквивалент: банда "стадо, стадо". Теоним Бендил(о) будет содержать суффикс -ило, встречающийся также в имени другого славянского бога Ярило . Основа со значением «связывать» была бы типична для аграрных божеств, защищающих и гарантирующих клятвы, о чем свидетельствует символ в виде посоха с кольцом, и он, вероятно, встречается в слове βέννος, vénnos, означающем «плодородие». ", "жатва", которая встречается во фригийском теониме Ζεῦς Βέννιος, Зевс Венниос . Он указывает, однако, что этот теоним не имеет аналогов у других славян. [ 6 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Альварес-Педроса Нуньес, Хуан Антонио (2014). «Существовал ли славянский бог Хеннил?» . Фавенция (на испанском языке). 34–36: 135–138. ISSN   2014-850X .
  • Альварес-Педроса, Джон Энтони (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN  978-90-04-44138-5 .
  • Брюкнер, Александр (1985). Славянская и польская мифология (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN  83-01-06245-2 .
  • Ловмяньский, Генрих (1979). Религия славян и ее упадок, VI-XII вв. (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство. ISBN  83-01-00033-3 .
  • Росик, Станислав (2020). Славянская религия в свете немецких хроник XI и XII веков (Титмар Мерзебургский, Адам Бременский, Гельмольд Босау): исследования христианской интерпретации дохристианских культов и верований в средние века . Лейден: Брилл. ISBN  9789004331488 .
  • Стжельчик, Ежи (1998). Мифы, сказания и поверья древних славян (на польском языке). Познань: Издательство «Ребис». ISBN  83-7120-688-7 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6e8e3e57b25fc0edc5413ae7c89bd695__1639130460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/95/6e8e3e57b25fc0edc5413ae7c89bd695.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hennil - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)