Bolotnik
![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( декабрь 2022 г. ) |
In Slavic mythology , bolotnik ( Russian : болотник , pronounced [bɐˈɫotʲnʲɪk] ; from boloto , "swamp"), balotnik ( Belarusian : балотнiк ), bolotyanik ( Ukrainian : болотяник ) or błotnik ( Polish ; [ˈbwɔtnik] ; "mud" or "puddle") [ 1 ] болотный дух мужского пола. Описаний болотника множество. Обычно его изображали мужчиной или стариком с большими лягушачьими глазами, зеленой бородой и длинными волосами. Его тело покрыто грязью, водорослями и рыбьей чешуей. В легендах Витебской губернии России говорилось , что болотник — это грязное, жирное, безглазое существо, неподвижно сидящее на дне болота. В некоторых источниках говорится, что у болотника также длинные руки и хвост. [ 2 ] Как и большинство славянских водных духов , он заманивал и тащил людей в воду, если они приближались к краю. Считается, что у Болотника нет ни жены, ни детей; в других легендах он женат на болотнице , [ 3 ] женский болотный дух.
Болотники (множественное число) редко встречаются в фольклоре, а дух, обитающий на болотах, часто мыслился как своего рода водяной , леший . [ 3 ] или чорт . Образ болотницы смешивался с образами русалки , водихи , лешачихи , «дикой карги» и болотной кикиморы .
Имя
[ редактировать ]Болотник имеет много названий: болотный ( рус . болотный ; букв. «[он] из болота» или «болотный»), [ 4 ] [ 5 ] bolotny dedko ( Russian : болотный дедко ; «swamp old man», «swamp grandpa»), [ 5 ] shut bolotny ( Russian : шут болотный ; «swamp jester»), [ 5 ] bolotny chort ( Russian : болотный чёрт ; «swamp devil»), [ 4 ] bolotny leshy ( Russian : болотный леший ; «leshy of the swamp»), tsar bolotny ( Russian : царь болотный ; «the Swamp Tsar» or «the Swamp King»), [ 3 ] boloto ( Russian : болото ; «swamp»), antsybal ( Russian : анцибал ), [ 4 ] [ 3 ] анцибул ( русский : анцибул ), анцыбалка ( русский : анцибалка ), анцыбалит ( русский : анцибалит ), анчибал ( русский : анчибал ), анчибол ( русский : анчибол ), балотник ( белорусский : балотник ), болотяник ( украинский : болотяник ), очеретяник ( украинский : очеретяник ), блотник ( старопольский ). Название «анцыбал», по одной из версий, является старым заимствованием из балтийских языков по сравнению с литовским anciabalis , означающим «утиное болото». По другой версии, это заимствование чешского ancibél , которое могло возникнуть в результате сочетания слов antikrist (« антихрист ») и d’abel («дьявол»).
Источник
[ редактировать ]Северные славяне относились к болотам как к опасным и «нечистым» местам, где обитают чортые , биесы и прочие демоны. Само происхождение болот в Витебской губернии было связано с землей, которую при сотворении Богом земли чорт спрятал во рту, а затем выплюнул. [ 4 ] [ 5 ]
Происхождение болотников, по народным преданиям, такое же, как и у остальной нечисти: это падшие ангелы, низвергнутые с небес Богом или создания сатаны. Неизвестно, как воспринимались болотные духи в дохристианскую эпоху, но в Новгородской Кормчей книге XIII века упоминается, что восточные славяне-язычники приносили жертвы болотам. [ 5 ]
Поведение
[ редактировать ]Считалось, что болотник или болотница заманивают людей или животных в болото, прежде чем они их утопят. [ 4 ] [ 5 ] Особенно легкой добычей духа является человек, играющий по ночам на пастушеской дудке. [ 5 ] [ 2 ]
Чтобы заманить людей на болото, болотник крякал, как утка, мычал, как корова, булькал, как тетерев, или кричал. [ 5 ] [ 6 ] [ 2 ] Также он выращивал возле болота дурманящие травы (например, багульник ) и создавал огни на поверхности воды. Когда человек уже в трясине, болотник хватает его за ноги и медленно, но неотвратимо утаскивает на глубину. [ 5 ] [ 2 ]
В Череповецком уезде Новгородской губернии считалось, что болотные черти проклинают домостроительные бревна, когда их перевозят по болоту, и когда из них строится дом, в нем начинают происходить несчастья. [ 4 ]
Украинцы Воронежской губернии и современные белорусы Гомельской области говорят, что болотник приглашает прохожих, водит их в красивые комнаты, в которых играет музыка, угощает их, танцует с ними, дарит подарки, правда, когда они приходят их чувства, оказывается, они все это время сидели в болоте, и вместо подарков у них какой-то мусор. [ 2 ]
В Витебской губернии различали несколько видов болотных чертей. Говорят, что Оржавиник (или аржавеник ; русский : оржавиник ; белорусский : аржавеник ) обитал в болотах, богатых железной рудой. Он похож на существо с грязно-рыжей шерстью, толстым животом и тонкими ногами. [ 5 ] [ 2 ] Багник (также пишется бугник ; русский : багник ; белорусский : багник ), дух более низкого ранга, живет в болотах и никогда не появляется на поверхности, а только хватает людей за ноги. Его можно заметить по поднимающимся из глубины пузырькам и по «бледным огням», иногда видимым на болоте. [ 5 ] [ 2 ] На поверхности, в зарослях ивы , живут духи, называемые лозовиками (или лазавиками ). Это маленькие существа цвета виноградной лозы, которые запутывают путешественников в кустах, а затем помогают им выбраться. В поверьях также упоминается вировник ( рус . вировник ; от вир , глубокое место на болоте или реке).
В отличие от других демонов, болотник не боится молний, так как они теряют свою силу при соприкосновении с поверхностью болота. Болотники погибают при осушении болот и зимой при замерзании. [ 5 ] [ 2 ]
Польский блотник — злой дух, появляющийся в образе чёрного как смоль человека с фонарем в руках, который, освещая путь путникам, уводит их в сторону болота. Его часто связывают с Борутой , самым известным польским дьяволом из города Ленчицы . [ 7 ] [ 8 ]
Bolotnitsa
[ редактировать ]На Севере считается, что — болотница и Русском хозяйка болот тундры . [ 3 ] Она также известна как болотная баба ( русский : боло́тная ба́ба ; букв. «болотная ведьма», «болотная ведьма» или «болотная женщина»), лопатница ( русский : лопатница ) и омутница ( русский : омутница ).
Как и в случае с болотником, о ней существует много разных описаний. В некоторых источниках она русалка (или сестра русалки). [ 9 ] Считалось, например, что в болотницу могла превратиться девушка, умершая на болоте или унесенная нечистым духом. В некоторых местах ее считали скорее духом, не имеющим никакой связи с родом человеческим; По одной русской народной сказке, Болотница — существо единственное, одна из семи сестер -лихоманок . [ 10 ] В Нижегородской губернии болотницу изображали в виде красивой молодой девушки с бледно-белой полупрозрачной кожей, каштановыми (или черными) волосами, зелеными (или голубыми) глазами и гусиными (или лягушачьими) лапками вместо нормальных ног. Чтобы их скрыть, болотница садилась на гигантскую кувшинку, подложив под себя ноги. Она заманивала людей в болото плачем о помощи, притворяясь, что тонет, или просила показать дорогу из темного места. Если бы они были очарованы ее красотой, люди бы приблизились к ней. Затем она набрасывалась на них и медленно тянула на дно болота. [ 9 ] или защекотать их до смерти. [ 11 ] Иногда считалось, что болотница любит петь. [ 12 ]
В других поверьях, например, в Вологодской губернии , болотницу описывали как старую ведьму с большой головой. [ 4 ] Современные жители Нижегородской области верят, что болотница мохнатая, страшная и зеленая и что она все время сидит в болоте, выходя из него только ночью.
На севере Омской губернии бытовала легенда о болотнице по имени Марья, которая заманивала юношей на болотные кочки , где они и встречали свою смерть. Марья была девушкой из племени манси . Она поселилась в тайге из-за несчастливых отношений с мужчинами и стала шаманкой . Эта легенда изложена в произведении русского писателя Владимира Ерахтина, и ее рассказал ему его дед ( русский : Марья-болотница , латинизированный : Марья-болотница ). [ 13 ]
Болотницам (множественное число) приписывалась особая злоба: они были способны вызывать бури , ливни и град , тем самым уничтожая посевы. По ночам они крали у женщин холсты и еду. [ 11 ]
Другие связанные цифры
[ редактировать ]В белорусском фольклоре есть существо, похожее на чудовище, по имени Железный чалавек ( белор . Жалезны чалавек ; «Железный человек»), которое также живет в болоте и иногда ассоциируется с болотником. Это гигантское существо, тело которого сделано из железа, и оно невероятно опасно для детей. Верование связано с большим количеством залежей железной руды в непроходимых лесных болотах на территории Белоруссии, особенно Полесья . [ 14 ]
Болотная кикимора ( рус . кикимора болотная ) — озорной дух, близкий друг или жена лешего. Верования о ней наиболее распространены в России и в меньшей степени в Беларуси. Она может выглядеть как невысокая уродливая старая ведьма или женщина средних лет, покрытая травой и мхом, но обычно принимает невидимую форму. Она пугает путников громкими криками, сбивает их с дороги, а иногда даже топит.
Бабай (Бабай), ночной дух из русского и украинского фольклора, по некоторым поверьям, обитает на болоте, в светлое время суток прячась в зарослях камыша. Здесь же обитает северорусская лобаста (лобаста), злая старая ведьма огромного роста с очень большой грудью. Она хватает прохожих и до смерти щекочет их сосками. [ 15 ]
Караконджул из болгарского и сербского фольклора также может обитать на болоте. Этот дух активен по ночам и любит подшучивать над людьми, запрыгивая им на спины и катаясь на них до утра. [ 16 ]
Анчутка ( русский : анчутка ) — беспородное существо, которое может обитать в воде, служа болотником или водяной. Его описывают как маленькое, противное, рогатое и безрукое существо. Считается, что он вызывает судороги у пловцов. Анчутка — старое русское название беса.
По некоторым сведениям, болотные духи, в том числе болотник, болотница, кикимора и караконджул, являются Одноглазого Лихо помощниками спутниками и . [ 16 ]
В Польше считалось, что болото является домом богинки , опасных женских духов, похищающих младенцев. Считалось, что в этом месте также обитает латавец , дух , принимающий форму огненного шара.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подгорски, Барбара и Адам (2005). Великая книга польских демонов: Лексикон и антология народной демонологии . Катовице: Кос. стр. 52.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час "Болотник" [Bolotnik]. Bestiary.us (in Russian).
- ^ Jump up to: а б с д и Novichkova T. A. (1995). "Болотник". Russian demonological dictionary ( 4100 экз ed.). SPb.: Petersburg writer. p. 59. ISBN 5-265-02803-Х .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Vlasova 2008 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Levkievskaya 2009 .
- ^ Виноградова Л.Н. (2000). Народная демонология и мифологическая обрядовая традиция славян . Традиционная духовная культура славян. Современные исследования. М.: Индрик . п. 128. ИСБН 5-85759-110-4 – via Repl. ed. Svetlana Tolstaya.
- ^ Фишер, А. (1928). Дьявол в верованиях польского народа , стр. 208.
- ^ Пелка, Леонард (1987). Польская народная демонология . Варшава: Искры. стр.187.
- ^ Jump up to: а б "Болотница" [Bolotnitsa]. Bestiary.us (in Russian).
- ^ "Русские народные сказки. Сёстры-лихоманки" [Russian Folktales. The Likhomanka Sisters]. Studentlib.ru (in Russian).
- ^ Jump up to: а б " "Женские персонажи славянской мифологии" " [Female characters of Slavic mythology] (in Russian).
- ^ Брогер В.Г. (2004). «Приложение: Разведка» (PDF ) Кондратьев А. На берегах Ярина . Миддлберийские исследования русского языка и литературы. Том. 28. ISSN 0888-8752. Питер Лэнг. п. 214. ИСБН 0-8204-6746-4 .
- ^ Ерахтин, Владимир (2021). Марья-болотница [ Марья Болотница ] (на русском языке). Литров. ISBN 9785043735461 .
- ^ "Железный человек" [Zhelezny chelovek]. Bestiary.us (in Russian).
- ^ "Албаста (лобаста, лопаста). Мифологическая энциклопедия" [Albasta (lobasta, lopasta). Mythological encyclopedia]. mifolog.ru (in Russian).
- ^ Jump up to: а б "Мифологическая энциклопедия: Болотники" [Mythological encyclopedia: bolotniki]. dinos.ru (in Russian).
Источники
[ редактировать ]- Vlasova, Marina (2008). Энциклопедия русских суеверий [ Encyclopedia of Russian superstitions ] (in Russian). Издательский Дом "Азбука-классика". p. 622. ISBN 9785911817053 .
- Levkievskaya, Elena (2009). Мифы русского народа [ Myths of the Russian folk ] (in Russian). АСТ. p. 526. ISBN 9785170610129 .