Jump to content

Светлячок (божество)

Светлячок
Бог солнца, летнего солнцестояния, огня, неба, молнии, плодородия.
Бой исторических героев Ламбергара и Пегама ( Чешский ) Ян Витовец содержит мифологическую дуэль между богом бури Кресником ( Перуном ?) и трехголовым демоном/или демоном с двумя чертями ( Велесом ?)
Обитель Гора мира
Символ костер, восток
Родители Высший бог неба
Супруга Аленчица / Марьетика / Весина
Эквиваленты
Римский эквивалент Юпитер Депульсор («Юпитер, отвратитель зла») из Норикума (?)
христианский эквивалент Иоанн Креститель
Славянский эквивалент Perun , Yarilo , Dazhbog

Кресник (или реже Керсник и Крсник ) — славянский бог, связанный с огнем , летним солнцестоянием и бурей . Его мифический дом, священная гора на вершине мира, представляет собой ось мира .

Креснику поклонялись среди славянского населения восточных Альп . Вероятно, это то же божество, что и Сварожич , сын славянского бога солнца Сварога , у которого были золотые волосы и золотые руки. [ 1 ] Постепенно он превратился в словенского национального героя, живущего на золотой горе, иногда в образе оленя с золотыми рогами, связанного с летним солнцестоянием. Он стал известен как мифический король с сильной магией, но при этом фермер. [ 2 ]

Этимология

[ редактировать ]

Имя Кресника не имеет четкой этимологии. о связях с русским Хорсом или Хорсом и индийским Кришной В прошлом высказывались предположения . Название могло быть связано со староскандинавским hress со значением «свежий, огненный, живой, яркий» (Джеза, Ф.), а также с IE * ker- / kre- со значением «расти, питать» ( по Глухаку А.), возможно, с иранским корнем * krs- / kars- , а также со славянским * krst - «крест» (по Бошковичу-Стулли и Мерку). [ 3 ] Как показал Михайлов, имя Кресник могло происходить из балто-славянского языкового наследия: праздник Кресше известен среди балтов , а старославянское слово * krěsδ имеет значение «огонь». [ 4 ] Для Михайлова возможны три связи с корнем * krês : Солнце , Солнцестояние или дуновение. [ 5 ]

Крес — словенское слово, обозначающее костер . [ 6 ]

Жизнь и духовные функции

[ редактировать ]

Кресник — сын великого божества-творца, правителя неба, которого в различных источниках отождествляют со Сварогом. [ 7 ] или Перун . [ 8 ] Он живет в фантастической стране, которую иногда называют «Страной восходящего солнца», «Восточной страной» или «Девятой страной», и правит «мировой горой» , которую часто описывают как золотую, хрустальную или стекло. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

Кресник описывается как человек с золотыми волосами и золотыми руками. [ 1 ] [ 11 ] Он родился либо с лошадиными ушами, либо с лошадиными копытами, либо с родимым пятном в форме копыт, и часто говорят, что он способен принимать форму лошади. [ 11 ] [ 12 ]

Связанный с солнцем и огнем, он путешествует по небу на своей золотой колеснице, вооруженный молнией, топором, молотом, дубинкой или мечом. Подобно Геркулесу , Кресник совершил двенадцать великих подвигов. Иногда ему помогает брат Трот или его четырехглазый пес. Его хтонический противник крадет его имущество, скот или жену-сестру, но Кресник побеждает его. После такого боя с неба падает дождь или пшеница. [ 13 ]

В большинстве сказок его женой является его сестра, богиня весны по имени Аленчица, Марьетика, Весина или любые другие варианты. [ 8 ] [ 14 ] В некоторых версиях у Кресника также есть возлюбленная, дочь хтонического змеиного божества, его вечного врага, и Кресника в конечном итоге убивают из-за ревности его жены или любовника. [ 14 ] [ 15 ]

Сравнительная мифология

[ редактировать ]

Сравнительная мифология показала, что этот полубог, возможно, произошел от иранского бога Йимы и его двойника, индийского Ямы , с которым они имеют много общих характеристик. [ 16 ] С другой стороны, Кресник — бог грозы и поэтому имеет много общих черт со славянским богом Перуном . Некоторые характеристики даже связывают его со славянским героем Ярило /Яровитом. [ 17 ] множество корреляций с Митрой и Индрой . Также существует [ 18 ] Кресник — весьма разнообразное божество со множеством разных ликов в зависимости от места действия мифа .

Историческое развитие

[ редактировать ]

Кресник постепенно превратился в словенского национального героя, живущего на золотой горе, иногда в образе оленя с золотыми рогами. Как человек, он великий король, владеющий магией, но увлекающийся сельским хозяйством. [ 2 ] [ 19 ] [ 20 ] В некоторых сказаниях он даже отбивается от «собачьеголовых» монголов будучи крестьянским юношей. [ 1 ]

Кресник появился в легенде как героический принц Вурберка , хотя его описание XIX века, написанное Даворином Трстеняком , возможно, было приукрашено языком и стилем. [ 21 ] В этой легенде принц сражается с драконом, напавшим на замок Вурберк, чтобы спасти принцессу, свою сестру, и женится на ней. Этот кровосмесительный элемент сюжета, вероятно, является пережитком мифологического цикла Кресника, где как бог лета он женился на своей сестре, богине весны. В альтернативной версии принц сражается с белой змеей, атакующей замок Вурберк, и женится на дочери оруженосца, которая не является его сестрой. В любом случае, герб замка Вурберк, на котором изображены драконы или змеи, по крайней мере, с 1204 года нашей эры, подтверждает идею о том, что легенда возникла еще до ее появления в антропологических исследованиях в 19 веке.

С возникновением христианства Кресника заменил Иоанн Креститель . Дохристианский водный праздник, вероятно, сохранился благодаря ассоциации с Иоанном Крестителем. [ 22 ] Ассоциация Кресника с серединой лета, огнем и дождем связана с кануном Святого Иоанна , когда в некоторых частях Словении зажигают костры и обливают водой людей вокруг них. [ 22 ] Омывание греха аналогично Креснику, который создает дождь, побеждая змея зла. В День Святого Иоанна многие обычаи сохраняют воспоминания о мифологии Кресника, например, зажжение костров, вращение деревянных колес в форме солнца, а молодые девушки по имени «Креснице» поют песни урожая. [ 15 ] Словенский перевод слова «баптист» — «Крстник», похожее слово.

Кресник как божество и Кресник/Крсник как волшебный охотник на вампиров, кажется, представляют две совершенно разные мифологические традиции. [ 19 ] [ 23 ] Гипотеза была предложена Дамьяном Дж. Овсеком на основе исследований Э. Гаспарини о том, что Кресник был языческим лунным существом, и только в более позднем развитии были добавлены некоторые солнечные атрибуты. [ 24 ] Лунная гипотеза до сих пор отвергается большинством исследователей, поскольку некоторые словенские обычаи, связанные с кануном летнего солнцестояния, вроде зажжения и прыжков через костры, катания огненных колес, несомненно, связаны с поклонением Солнцу. [ 25 ]

Кресник чаще всего понимается как словенское имя общего славянского бога Перуна . Моника Кропей утверждает, что Кресник одновременно является сыном Перуна, а также сезонным аспектом Перуна. Перун воплощается зимой как Божич, весной как Ярило, летом как Кресник и осенью как Златорог, олень с золотыми рогами. [ 26 ] Однако с Перуном связан и брат Кресника Трот, [ 27 ] [ 28 ] поэтому однозначного ответа на этот счет дать нельзя.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Коупленд, Ф.С. (1931): 405–446.
  2. ^ Jump up to: а б Коупленд, Ф.С. (1949): 279.
  3. ^ Для получения дополнительной информации об этимологии имени см. Шмитек, З. (2004): 142-143.
  4. ^ Mikhailov, N. (2002): 47
  5. ^ Mikhailov, N. (2002): 81.
  6. ^ «крес — Викисловарь» . ru.wiktionary.org . Проверено 28 декабря 2020 г.
  7. ^ Коупленд, Ф.С. (1949): 279.
  8. ^ Jump up to: а б с Кропей, М. (1998): 162.
  9. ^ Коупленд, FS (1949): 279-280.
  10. ^ Шмитек, З. (1998): 106.
  11. ^ Jump up to: а б Кропей, М. (1998): 161.
  12. ^ Шмитек, З. (1998): 102.
  13. ^ характеристики Кресника см.: Шмитек, З. (2004): 145; Михайлов, Н. (2002): 61-64.
  14. ^ Jump up to: а б Коупленд, Ф.С. (1949): 280.
  15. ^ Jump up to: а б Кропей, М. (1998): 163.
  16. ^ Шмитек, З. (2004): 137-178, особенно страницы 153, 169, 174.
  17. ^ Mikhailov, N.(2002): 46, 66, 69-70.
  18. ^ Шмитек, З. (1998): 112, 116.
  19. ^ Jump up to: а б Mikhailov, N. (2002): 60-70.
  20. ^ Шмитек, З. (2004): 144.
  21. ^ Шмитек, З. (1998): 98-99.
  22. ^ Jump up to: а б Шмитек, З. (1998): 113.
  23. ^ см.: Шмитек, З. (2004): 144.
  24. ^ Овсек, DJ (1991): 261.
  25. ^ См.: Кропей, М. (1998).
  26. ^ Кропей, М. (1998): 165.
  27. ^ Кропей, М. (2005): 39.
  28. ^ Шмитек, З. (2004): 160.

Источники

[ редактировать ]
  • (на английском языке) Коупленд, Ф.С. (1931): Словенский фольклор. В: Фольклор Том. 42, выпуск 4: стр. 405–446.
  • (на английском языке) Коупленд, Ф.С. (1949): Некоторые аспекты словенского фольклора. В: Фольклор Том. 6, выпуск 2: стр. 277–286.
  • (и словенцы) Кропей, Моника (2005): Мифология: Религиозный и воображаемый мир людей, основанный на мифах. В: Богатай, Янез и др. (2005): Национальное культурное наследие . Любляна, Институт охраны культурного наследия.
  • Кропей, Моника (2003). «Космология и божества в словенском народном повествовании и песенной традиции». В: Studia Mythologica Славица, 6 (май). Любляна, Словения, 126-130. https://doi.org/10.3986/sms.v6i0.1780 .
  • (на английском языке) Кропей, Моника (1998): Лошадь как космологическое существо в словенском мифопоэтическом наследии . В: Studia Mythologica Славика I, 1998, страницы 153–167. Любляна, Издательство ZRC.
  • (и словенцы) Михайлов Николай (2002): Mythologica slovenica: попытка реконструировать словенскую языческую традицию. Триест, Младика.
  • (и словенцы) Овсек, Дамьян Дж. (1991): Славянская мифология и верования . Любляна, Домус
  • (и словенцы) Шмитек, Змаго (2004): Мифологическая традиция словенцев: Священные места прошлого . Любляна, Студенческое издательство.
  • (на английском языке) Шмитек, Змаго (1998): Кресник: попытка мифологической реконструкции . В: Studia Mythologica Славика , Том 1, 93–118.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 28b777f101b8bec8d4a8b0a6a9a942be__1708251540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/be/28b777f101b8bec8d4a8b0a6a9a942be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kresnik (deity) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)