Светлячок (божество)
Светлячок | |
---|---|
Бог солнца, летнего солнцестояния, огня, неба, молнии, плодородия. | |
Бой исторических героев Ламбергара и Пегама ( Чешский ) Ян Витовец содержит мифологическую дуэль между богом бури Кресником ( Перуном ?) и трехголовым демоном/или демоном с двумя чертями ( Велесом ?) | |
Обитель | Гора мира |
Символ | костер, восток |
Родители | Высший бог неба |
Супруга | Аленчица / Марьетика / Весина |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Юпитер Депульсор («Юпитер, отвратитель зла») из Норикума (?) |
христианский эквивалент | Иоанн Креститель |
Славянский эквивалент | Perun , Yarilo , Dazhbog |
Кресник (или реже Керсник и Крсник ) — славянский бог, связанный с огнем , летним солнцестоянием и бурей . Его мифический дом, священная гора на вершине мира, представляет собой ось мира .
Креснику поклонялись среди славянского населения восточных Альп . Вероятно, это то же божество, что и Сварожич , сын славянского бога солнца Сварога , у которого были золотые волосы и золотые руки. [ 1 ] Постепенно он превратился в словенского национального героя, живущего на золотой горе, иногда в образе оленя с золотыми рогами, связанного с летним солнцестоянием. Он стал известен как мифический король с сильной магией, но при этом фермер. [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Имя Кресника не имеет четкой этимологии. о связях с русским Хорсом или Хорсом и индийским Кришной В прошлом высказывались предположения . Название могло быть связано со староскандинавским hress со значением «свежий, огненный, живой, яркий» (Джеза, Ф.), а также с IE * ker- / kre- со значением «расти, питать» ( по Глухаку А.), возможно, с иранским корнем * krs- / kars- , а также со славянским * krst - «крест» (по Бошковичу-Стулли и Мерку). [ 3 ] Как показал Михайлов, имя Кресник могло происходить из балто-славянского языкового наследия: праздник Кресше известен среди балтов , а старославянское слово * krěsδ имеет значение «огонь». [ 4 ] Для Михайлова возможны три связи с корнем * krês : Солнце , Солнцестояние или дуновение. [ 5 ]
Крес — словенское слово, обозначающее костер . [ 6 ]
Жизнь и духовные функции
[ редактировать ]Кресник — сын великого божества-творца, правителя неба, которого в различных источниках отождествляют со Сварогом. [ 7 ] или Перун . [ 8 ] Он живет в фантастической стране, которую иногда называют «Страной восходящего солнца», «Восточной страной» или «Девятой страной», и правит «мировой горой» , которую часто описывают как золотую, хрустальную или стекло. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Кресник описывается как человек с золотыми волосами и золотыми руками. [ 1 ] [ 11 ] Он родился либо с лошадиными ушами, либо с лошадиными копытами, либо с родимым пятном в форме копыт, и часто говорят, что он способен принимать форму лошади. [ 11 ] [ 12 ]
Связанный с солнцем и огнем, он путешествует по небу на своей золотой колеснице, вооруженный молнией, топором, молотом, дубинкой или мечом. Подобно Геркулесу , Кресник совершил двенадцать великих подвигов. Иногда ему помогает брат Трот или его четырехглазый пес. Его хтонический противник крадет его имущество, скот или жену-сестру, но Кресник побеждает его. После такого боя с неба падает дождь или пшеница. [ 13 ]
В большинстве сказок его женой является его сестра, богиня весны по имени Аленчица, Марьетика, Весина или любые другие варианты. [ 8 ] [ 14 ] В некоторых версиях у Кресника также есть возлюбленная, дочь хтонического змеиного божества, его вечного врага, и Кресника в конечном итоге убивают из-за ревности его жены или любовника. [ 14 ] [ 15 ]
Сравнительная мифология
[ редактировать ]Сравнительная мифология показала, что этот полубог, возможно, произошел от иранского бога Йимы и его двойника, индийского Ямы , с которым они имеют много общих характеристик. [ 16 ] С другой стороны, Кресник — бог грозы и поэтому имеет много общих черт со славянским богом Перуном . Некоторые характеристики даже связывают его со славянским героем Ярило /Яровитом. [ 17 ] множество корреляций с Митрой и Индрой . Также существует [ 18 ] Кресник — весьма разнообразное божество со множеством разных ликов в зависимости от места действия мифа .
Историческое развитие
[ редактировать ]Кресник постепенно превратился в словенского национального героя, живущего на золотой горе, иногда в образе оленя с золотыми рогами. Как человек, он великий король, владеющий магией, но увлекающийся сельским хозяйством. [ 2 ] [ 19 ] [ 20 ] В некоторых сказаниях он даже отбивается от «собачьеголовых» монголов будучи крестьянским юношей. [ 1 ]
Кресник появился в легенде как героический принц Вурберка , хотя его описание XIX века, написанное Даворином Трстеняком , возможно, было приукрашено языком и стилем. [ 21 ] В этой легенде принц сражается с драконом, напавшим на замок Вурберк, чтобы спасти принцессу, свою сестру, и женится на ней. Этот кровосмесительный элемент сюжета, вероятно, является пережитком мифологического цикла Кресника, где как бог лета он женился на своей сестре, богине весны. В альтернативной версии принц сражается с белой змеей, атакующей замок Вурберк, и женится на дочери оруженосца, которая не является его сестрой. В любом случае, герб замка Вурберк, на котором изображены драконы или змеи, по крайней мере, с 1204 года нашей эры, подтверждает идею о том, что легенда возникла еще до ее появления в антропологических исследованиях в 19 веке.
С возникновением христианства Кресника заменил Иоанн Креститель . Дохристианский водный праздник, вероятно, сохранился благодаря ассоциации с Иоанном Крестителем. [ 22 ] Ассоциация Кресника с серединой лета, огнем и дождем связана с кануном Святого Иоанна , когда в некоторых частях Словении зажигают костры и обливают водой людей вокруг них. [ 22 ] Омывание греха аналогично Креснику, который создает дождь, побеждая змея зла. В День Святого Иоанна многие обычаи сохраняют воспоминания о мифологии Кресника, например, зажжение костров, вращение деревянных колес в форме солнца, а молодые девушки по имени «Креснице» поют песни урожая. [ 15 ] Словенский перевод слова «баптист» — «Крстник», похожее слово.
Споры
[ редактировать ]Кресник как божество и Кресник/Крсник как волшебный охотник на вампиров, кажется, представляют две совершенно разные мифологические традиции. [ 19 ] [ 23 ] Гипотеза была предложена Дамьяном Дж. Овсеком на основе исследований Э. Гаспарини о том, что Кресник был языческим лунным существом, и только в более позднем развитии были добавлены некоторые солнечные атрибуты. [ 24 ] Лунная гипотеза до сих пор отвергается большинством исследователей, поскольку некоторые словенские обычаи, связанные с кануном летнего солнцестояния, вроде зажжения и прыжков через костры, катания огненных колес, несомненно, связаны с поклонением Солнцу. [ 25 ]
Кресник чаще всего понимается как словенское имя общего славянского бога Перуна . Моника Кропей утверждает, что Кресник одновременно является сыном Перуна, а также сезонным аспектом Перуна. Перун воплощается зимой как Божич, весной как Ярило, летом как Кресник и осенью как Златорог, олень с золотыми рогами. [ 26 ] Однако с Перуном связан и брат Кресника Трот, [ 27 ] [ 28 ] поэтому однозначного ответа на этот счет дать нельзя.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Коупленд, Ф.С. (1931): 405–446.
- ^ Jump up to: а б Коупленд, Ф.С. (1949): 279.
- ^ Для получения дополнительной информации об этимологии имени см. Шмитек, З. (2004): 142-143.
- ^ Mikhailov, N. (2002): 47
- ^ Mikhailov, N. (2002): 81.
- ^ «крес — Викисловарь» . ru.wiktionary.org . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Коупленд, Ф.С. (1949): 279.
- ^ Jump up to: а б с Кропей, М. (1998): 162.
- ^ Коупленд, FS (1949): 279-280.
- ^ Шмитек, З. (1998): 106.
- ^ Jump up to: а б Кропей, М. (1998): 161.
- ^ Шмитек, З. (1998): 102.
- ^ характеристики Кресника см.: Шмитек, З. (2004): 145; Михайлов, Н. (2002): 61-64.
- ^ Jump up to: а б Коупленд, Ф.С. (1949): 280.
- ^ Jump up to: а б Кропей, М. (1998): 163.
- ^ Шмитек, З. (2004): 137-178, особенно страницы 153, 169, 174.
- ^ Mikhailov, N.(2002): 46, 66, 69-70.
- ^ Шмитек, З. (1998): 112, 116.
- ^ Jump up to: а б Mikhailov, N. (2002): 60-70.
- ^ Шмитек, З. (2004): 144.
- ^ Шмитек, З. (1998): 98-99.
- ^ Jump up to: а б Шмитек, З. (1998): 113.
- ^ см.: Шмитек, З. (2004): 144.
- ^ Овсек, DJ (1991): 261.
- ^ См.: Кропей, М. (1998).
- ^ Кропей, М. (1998): 165.
- ^ Кропей, М. (2005): 39.
- ^ Шмитек, З. (2004): 160.
Источники
[ редактировать ]- (на английском языке) Коупленд, Ф.С. (1931): Словенский фольклор. В: Фольклор Том. 42, выпуск 4: стр. 405–446.
- (на английском языке) Коупленд, Ф.С. (1949): Некоторые аспекты словенского фольклора. В: Фольклор Том. 6, выпуск 2: стр. 277–286.
- (и словенцы) Кропей, Моника (2005): Мифология: Религиозный и воображаемый мир людей, основанный на мифах. В: Богатай, Янез и др. (2005): Национальное культурное наследие . Любляна, Институт охраны культурного наследия.
- Кропей, Моника (2003). «Космология и божества в словенском народном повествовании и песенной традиции». В: Studia Mythologica Славица, 6 (май). Любляна, Словения, 126-130. https://doi.org/10.3986/sms.v6i0.1780 .
- (на английском языке) Кропей, Моника (1998): Лошадь как космологическое существо в словенском мифопоэтическом наследии . В: Studia Mythologica Славика I, 1998, страницы 153–167. Любляна, Издательство ZRC.
- (и словенцы) Михайлов Николай (2002): Mythologica slovenica: попытка реконструировать словенскую языческую традицию. Триест, Младика.
- (и словенцы) Овсек, Дамьян Дж. (1991): Славянская мифология и верования . Любляна, Домус
- (и словенцы) Шмитек, Змаго (2004): Мифологическая традиция словенцев: Священные места прошлого . Любляна, Студенческое издательство.
- (на английском языке) Шмитек, Змаго (1998): Кресник: попытка мифологической реконструкции . В: Studia Mythologica Славика , Том 1, 93–118.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бошкович-Стулли, Майя (1960). «Кресник — Крсник, существо из хорватского и словенского фольклора». Фабула (на немецком языке). 3 (2): 275–298. дои : 10.1515/фабл.1960.3.2.275 .