Jump to content

Стрибог

Стрибог (Удар молнии)
Член Владимирского пантеона

Стрибог [а] — бог славянской мифологии, встречающийся в трёх восточнославянских источниках, культ которого, возможно, существовал и в Польше. Источники не сообщают о функциях бога, но в наши дни его чаще всего трактуют как божество ветра, распределяющее богатство. [1] [2]

Источники

[ редактировать ]

Стрибог впервые появляется в «Первой летописи» XII века вместе с другими богами, которым Владимир Великий воздвиг статуи:

И стал Владимир княжить один в Киеве, и поставил на холме вне замка идолов: одного Перуна , деревянного, с главой серебряной и усами золотыми, и других Хорса , Дажбога , Стрибога, Симаргла , Мокошь . Люди приносили им жертвы, называя их богами. Они привели своих сыновей и дочерей и принесли [их] в жертву демонам. Они осквернили землю своими приношениями. И земля Русская и холм осквернились кровью. Но милостивый Бог не желает смерти грешников. На этом холме теперь стоит церковь святого Василия, как мы расскажем позже. [3]

Древневосточнославянский текст
- Первичная хроника

В «Слове о полку Игореве» ветры названы внуками Стрибога :

Ныне ветры, сыны Стрибога, дуют с моря, как стрелы, на доблестный поход Игоря. [4]

Древневосточнославянский текст
Сказание о полку Игореве

В слове Иоанна Златоуста упоминается и Стрибог:

О, коварный дьявольский обман, даже язычники не сделают этого! А другие верят в Стрибога, Дажбога и Переплута , ради которых пьют из рогов, резвясь, забыв Бога, сотворившего небо и землю, моря и реки. И таким образом они радуются своим кумирам. [5]

Наследие

[ редактировать ]
Христианский пропагандистский перформанс Стрибога Георга А. Шлейзинга « Древняя и современная религия московитов» , 1698.

После христианизации название сохранилось в топонимике: Стрибожь, Стрибожь в Новгородской губернии , Стрибоже, Стрибожье течь, Стрибожская, Стрибожская река в Киевском воеводстве , Стрибож, Стрибож село в Житомирской области , в Польше Стржибога село и Стрибок (= Стрибог ). ручей возле Тчева , засвидетельствован в 1282 году, [6] [7] [2] и, возможно, латинское название реки из современной Германии Стрибоз (1122 г.). [6]

Этимологии и интерпретации

[ редактировать ]

Современные этимологии

[ редактировать ]

Интерпретация ветра

[ редактировать ]

По мнению Романа Якобсона , слово «Стрибог» содержит основу stri- , происходящую от праславянского глагола *sterti «распространять, распространять, расширять, разбрасывать», что подтверждается только суффиксами, [8] e.g. Polish rozpostrzeć , Russian простереть, prosteret' , [9] или старочешское (беспорядки) стрети . [8] Глагол происходит от протоиндоевропейского корня *ster- , который в латыни встречается от глагола sterno и от греческого глагола στόρνυμι, stórnymi «распространять». [8] Таким образом, теоним будет состоять из основы стри- и слова болото «бог». На этом основании он считает Стрибога «рассредоточителем, распределителем богатств», дополнительным богом Дажьбогу , «подателю богатства». Доказательство связи Стрибога с ветром можно найти у его индуистского аналога, бога ветра Ваю , который говорит в Авесте : «Меня зовут тем, кто распространяет». [2] [8] Он связывает пару Дажбога и Стрибога с ведийской парой Бхага и Амша или греческой парой Айса и Порос . [8] Эта этимология является одной из самых популярных. [10] [1]

По мнению Михала Лучинского, этимология Якобсона лингвистически правильна, [10] однако, по его мнению, деление теонима на стри- и -бог маловероятно, поскольку гидронимы и личные имена указывают на то, что согласная ⟨b⟩ принадлежала корню, а не суффиксу, например, украинский гидроним Стриб, Стриб , или польские имена, начинающиеся с Strzyb- : *Strzybala , Strzybalska , Strzybna , Strzybny . [6]

Станислав Урбанчик , вслед за Любором Нидерле и Александром Афанасьевым , связал теоним с чешским диалектным ( моравским ) stři «сильный ветер, воздух» и объяснил теоним как «бог скрипа, свиста». [11]

Этимологию Якобсона поддержал Александр Гейштор . В поисках проявлений культа ветра у славян он указал на булгарский ветер тъмичарин, tŭmicharin , приносящий тьму и ослепление, а в Сербии южный ветер называется «одноглазым» (чоравац, choravac ), который может быть отголоском какого-то древнего мифологического мотива, с которым, возможно, связан одноглазый Один, [2] который, как и Стрибог, помещен в первую группу тройственности Дюмезиля, [12] и которого иногда интерпретируют как бога ветра, дыхания. [13]

Интерпретация воды

[ редактировать ]

Omelyan Ohonóvsʹkyy [14] и Александр Брюкнер [15] отверг этимологию ветра как необоснованную. Вместо этого они связали теоним с украинским глаголом стриба́ти, стрыбаты «прыгать» и объяснили его как «бог-прыгун, бог, который прыгает». Брюкнер разделил слово по своей структуре на отрезок стриб- , и суффикс -ог , по подобию Сварога ( свар- + -ог ). Он указал на целое семейство слов со стриб- членом, связанным с прыжками: стриб, стрыб "прыгать", стриба́ти, стрыбаты "прыгать", стрибок, стрибок "прыгать", стрибну́ти, стрыбнутый "прыгать" и т. д. далее указал, что не может больше ничего сказать о теониме. [15]

Михал Лучинский возвращается к такой этимологии. Он указывает, что украинское слово такого значения встречается и в некоторых юго-западных диалектах русского языка. Кроме того, он указывает, что при исследовании этимологии этого теонима были упущены некоторые слова: русский стрыбый, стрыбый "быстрый, стремительный ("быстро капающий")", русский циферблат. стрива́ть, стрибать "вспыхивать (молнии)", и украинские стрибати, стрыбаты в значении "убегать, летать", "прыгать высоко и далеко". Он реконструирует праславянскую форму этих слов как *strybati от праславянской основы *strū- . По его мнению, «прыгать», «прыгать», как значение этого семейства слов в украинском и некоторых русских диалектах, сложилось поздно, и первоначальное значение этих слов было бы «перемещаться с большой скоростью» и «течь». ". Он указывает на балтийский эквивалент значения русского strybyy «быстрый, стремительный», литовского sraujùs «быстрый», латвийского stràujš «быстрый, быстрый, стремительный», что может указывать на вероятное существование русского языка. стрыб- "течение (вода)", ср. Литовское sraujà , латвийское strauja "течение (вода)". Дополнительно русский циферблат. stribat' «вспыхивать (молнии)» имеет близкое семантическое сходство с сербско-хорватским strujiti «течь (электричества)» и цитирует других лингвистов, согласно которым сербско-хорватское стружити может относиться как к воде, так и к воздуху. и образно также к электричеству. [16]

Он реконструирует праславянскую форму теонима как *Стрибогъ , которая состояла бы из сегмента *стрибъ (глагольное существительное от *стрибати «быстро двигаться» от «течь, бежать») и суффикса -огъ , который не имел никакой функции. Сам сегмент продолжит праславянскую основу *stry- «течь, бежать», от прабалто-славянского *srū- , от праиндоевропейского *srew- «течь». В пользу этой этимологии говорит тот факт, что после христианизации этот теоним сохранился преимущественно в гидронимах, что доказывает, что значение теонима было известно славянам. [17]

Древневосточнославянское обозначение теонима (Стрибогъ, Стрибогу ) с гласной ⟨i⟩ вместо ожидаемой ⟨y⟩ объясняется смешением этих гласных, что засвидетельствовано в текстах южного восточнославянского языка с конца в. XI век, что связано с влиянием грамматики старославянского / болгарского языка на старославянский язык. Смешение этих гласных встречается также в гидронимах ( *Стир- / *Стир ) и в украинском языке, ср. Стрый/Стрий, Стрый / Strij , Стрына/Стрина, Стрына / Strina . [18]

Датированные и другие этимологии

[ редактировать ]

По мнению Марка Вея, на самом деле Стрибог изначально мог быть эпитетом, означающим буквально «бог-отец», который использовался в религиях индоевропейцев для описания бога яркого неба. Реконструированный протоиндоевропейский термин для обозначения «бога-отца» — *Dyḗus ph₂tḗr (ср. римский Юпитер ( Iūpiter , Diespiter ), греческий Зевс ( Zeus Pater ) и ведический Дьяус ( Dyáuṣ-pitṛ́ ; иногда в обратном порядке) и его местный сорт *ph₂tḗr bhagos . После так называемой иранской инверсии славянские народы отказались от слова *dyḗus и заменили его словом болото , заимствованным из иранских языков (от ПИЕ. *bhagos ) и выступающим как вторая часть имени. Протоиндоевропейский *ph₂tḗr («отец») обычно также считается отсутствующим в славянских языках (заменяется синонимом *átta otec ) или даже в балто-славянских языках , [б] но по мнению Вея, *ph₂tḗr превратился в славянское слово *stryj , которое теперь означает «дядя, брат отца» следующим образом: *ph₂tḗr *ptri- stri- и является первой частью имени. Таким образом, Стрибог мог быть славянским богом неба. [19] Эту этимологию отстаивали многие учёные. [20] including Vyacheslav Ivanov and Vladimir Toporov [21] который поместил Стрибога в первую группу так называемой трифункциональной гипотезы Дюмезиля , группирующей главных божеств, присматривающих за общиной и наблюдающих за распределением благ. [12]

Такая этимология подвергается критике со стороны большинства лингвистов . [22] Слово *stryj происходит от PIE *stru-io- и родственно литовскому strùjus «дядя, старик», древнеирландскому sruith «старый, почтенный» и древневаллийскому strutiu «старик», а процесс, описанный Веем, сделал не встречается в славянском языке. [23] Брюкнер в своем «Словаре» отмечал, что слово стрый иногда называлось «добрый ветер», и связывал его с основным словом stru- «течь» (ср. Стрый на Украине ). [24]

Существуют и другие трактовки имени: Зеленин соединил стри- корень со словом стрити, стриты ( праславянское *sъtьri ) «уничтожать, уничтожать», а Стрибога считал «уничтожающим, уничтожающим богом», богом война. Эту точку зрения поддержали Орлов и Боровский . [7] на это также может указывать тот факт, что Ваю также поклоняются как богу войны, мертвых, урожая, но также как богу хорошей и плохой судьбы, поскольку он соединяет небо и землю. [25] Имя также было связано с прозвищем Ахура Мазды Шрибая / Стрибая («бог красоты», «бог, достойный чести», ср. санскрит श्री, śri «красота»), которое, как предполагается, имело иранское влияние и в конечном итоге пришло от *ph₂tḗr bhagos , [7] [26] но эта этимология проблематична. [6] Пизани реконструировал имя как *strigo-bogъ , где *strigo- будет соответствовать латинскому frigus («мороз, холод»), и в этом случае Стрибог будет богом холода. [25]

Примечания
  1. ^ Древневосточнославянский : Стрибогъ, Стрибогу.
    Russian : Стрибог , Stryboh [strɨˈbɔx] ; Russian : Стрибог , Stribog [strʲɪˈbok] ; Russian : Стрибог , Stryboh [strɪˈbɔɦ] )
  2. ^ По мнению некоторых лингвистов, балтийские слова «отец» ( литовский : tėvas , латышский : tēvs , прусский : tāws ) могут произойти от *ph₂tḗr путем перехода в *te .
Ссылки

Библиография

[ редактировать ]
  • Vey, Mark (1958). "К этимологии древнерусского Стрибогъ". Voprosy Jazykoznanija (PDF) (in Russian). Moscow: Nauka.
  • "Стрибог" . Энциклопедия "Слова о полку Игореве" (in Russian). Vol. 5. Слово Даниила Заточника — Я. Дополнения. Карты. Указатели. Petersburg: Дмитрий Буланин. 1995. pp. 68–70. ISBN  5-86007-030-6 .
  • Гипперт, Йост (2002). «Новости о «Славянской улице из старшего пт»?». Имена, языки и культуры. Фестиваль Хайнца Дитера Поля к его 60-летию . (на немецком языке: Praesens, стр. 239–256 )  3706901641 .
  • Гейстор, Александр (2006). Мифология славян . Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN  978-83-235-0234-0 .
  • Якобсон, Роман (1985). Избранные сочинения . Том. VII Вклад в сравнительную мифологию. Исследования в области языкознания и филологии, 1972–1982 гг. Стивен Руди (ред.) (2-е изд.). Мутон. ISBN  9780899250519 .
  • Мэллори, Джеймс П.; Адамс, Дуглас К. (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-929668-2 .
  • Дерксен, Рик (2008). Этимологический словарь славянской наследственной лексики . Брилл. ISBN  9789004155046 .
  • Брюкнер, Александр (1927). Этимологический словарь польского языка . Краковское издательство.
  • Шиевский, Анджей (2003). Религия славян . Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN  83-7318-205-5 .
  • де Врис, Январь (1970). Древнегерманская религиозная история . Очерк германской филологии (на немецком языке). Том 2. Берлин: Де Грюйтер.
  • Лучинский, Михал (2020). Боги древних славян. Ономастическое исследование . Кельце: Кельцкое научное общество. ISBN  978-83-60777-83-1 .
  • Брюкнер, Александр (1985). Славянская мифология . Варшава: Национальное научное издательство. ISBN  8301062452 .
  • Ваня, Зденек (1990). Мир славянских богов и демонов . Прага: Панорама. ISBN  80-7038-187-6 .
  • Ivanov, Vyacheslav; Toporov, Vladimir (1988). Tokarev, Sergei (ed.). Мифы народов мира . Vol. 2. К—Я. Moscow: Больша́я росси́йская энциклопе́дия.
  • Ohonóvsʹkyy, Omelyán (1876). Слово о полку Игореве . Lviv. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Trubachyov, Oleg (2003). Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования . Moscow: Nauka. ISBN  5-02-032661-5 .
  • Anatoliy, Abrashkin (2016). Русские боги (in Russian). Aegitas. ISBN  9781773131597 .
  • Альварес-Педроса, Хуан Антонио (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN  978-90-04-44138-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 12d614442e76e84b80c4fc8f640bfa18__1722669180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/18/12d614442e76e84b80c4fc8f640bfa18.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stribog - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)