Стрибог
Стрибог (Удар молнии) | |
---|---|
Член Владимирского пантеона |
Стрибог [а] — бог славянской мифологии, встречающийся в трёх восточнославянских источниках, культ которого, возможно, существовал и в Польше. Источники не сообщают о функциях бога, но в наши дни его чаще всего трактуют как божество ветра, распределяющее богатство. [1] [2]
Источники
[ редактировать ]Стрибог впервые появляется в «Первой летописи» XII века вместе с другими богами, которым Владимир Великий воздвиг статуи:
И стал Владимир княжить один в Киеве, и поставил на холме вне замка идолов: одного Перуна , деревянного, с главой серебряной и усами золотыми, и других Хорса , Дажбога , Стрибога, Симаргла , Мокошь . Люди приносили им жертвы, называя их богами. Они привели своих сыновей и дочерей и принесли [их] в жертву демонам. Они осквернили землю своими приношениями. И земля Русская и холм осквернились кровью. Но милостивый Бог не желает смерти грешников. На этом холме теперь стоит церковь святого Василия, как мы расскажем позже. [3]
Древневосточнославянский текст- Первичная хроника
В «Слове о полку Игореве» ветры названы внуками Стрибога :
Ныне ветры, сыны Стрибога, дуют с моря, как стрелы, на доблестный поход Игоря. [4]
Древневосточнославянский текст— Сказание о полку Игореве
В слове Иоанна Златоуста упоминается и Стрибог:
О, коварный дьявольский обман, даже язычники не сделают этого! А другие верят в Стрибога, Дажбога и Переплута , ради которых пьют из рогов, резвясь, забыв Бога, сотворившего небо и землю, моря и реки. И таким образом они радуются своим кумирам. [5]
Наследие
[ редактировать ]
После христианизации название сохранилось в топонимике: Стрибожь, Стрибожь в Новгородской губернии , Стрибоже, Стрибожье течь, Стрибожская, Стрибожская река в Киевском воеводстве , Стрибож, Стрибож село в Житомирской области , в Польше Стржибога село и Стрибок (= Стрибог ). ручей возле Тчева , засвидетельствован в 1282 году, [6] [7] [2] и, возможно, латинское название реки из современной Германии Стрибоз (1122 г.). [6]
Этимологии и интерпретации
[ редактировать ]Современные этимологии
[ редактировать ]Интерпретация ветра
[ редактировать ]По мнению Романа Якобсона , слово «Стрибог» содержит основу stri- , происходящую от праславянского глагола *sterti «распространять, распространять, расширять, разбрасывать», что подтверждается только суффиксами, [8] e.g. Polish rozpostrzeć , Russian простереть, prosteret' , [9] или старочешское (беспорядки) стрети . [8] Глагол происходит от протоиндоевропейского корня *ster- , который в латыни встречается от глагола sterno и от греческого глагола στόρνυμι, stórnymi «распространять». [8] Таким образом, теоним будет состоять из основы стри- и слова болото «бог». На этом основании он считает Стрибога «рассредоточителем, распределителем богатств», дополнительным богом Дажьбогу , «подателю богатства». Доказательство связи Стрибога с ветром можно найти у его индуистского аналога, бога ветра Ваю , который говорит в Авесте : «Меня зовут тем, кто распространяет». [2] [8] Он связывает пару Дажбога и Стрибога с ведийской парой Бхага и Амша или греческой парой Айса и Порос . [8] Эта этимология является одной из самых популярных. [10] [1]
По мнению Михала Лучинского, этимология Якобсона лингвистически правильна, [10] однако, по его мнению, деление теонима на стри- и -бог маловероятно, поскольку гидронимы и личные имена указывают на то, что согласная ⟨b⟩ принадлежала корню, а не суффиксу, например, украинский гидроним Стриб, Стриб , или польские имена, начинающиеся с Strzyb- : *Strzybala , Strzybalska , Strzybna , Strzybny . [6]
Станислав Урбанчик , вслед за Любором Нидерле и Александром Афанасьевым , связал теоним с чешским диалектным ( моравским ) stři «сильный ветер, воздух» и объяснил теоним как «бог скрипа, свиста». [11]
Этимологию Якобсона поддержал Александр Гейштор . В поисках проявлений культа ветра у славян он указал на булгарский ветер тъмичарин, tŭmicharin , приносящий тьму и ослепление, а в Сербии южный ветер называется «одноглазым» (чоравац, choravac ), который может быть отголоском какого-то древнего мифологического мотива, с которым, возможно, связан одноглазый Один, [2] который, как и Стрибог, помещен в первую группу тройственности Дюмезиля, [12] и которого иногда интерпретируют как бога ветра, дыхания. [13]
Интерпретация воды
[ редактировать ]Omelyan Ohonóvsʹkyy [14] и Александр Брюкнер [15] отверг этимологию ветра как необоснованную. Вместо этого они связали теоним с украинским глаголом стриба́ти, стрыбаты «прыгать» и объяснили его как «бог-прыгун, бог, который прыгает». Брюкнер разделил слово по своей структуре на отрезок стриб- , и суффикс -ог , по подобию Сварога ( свар- + -ог ). Он указал на целое семейство слов со стриб- членом, связанным с прыжками: стриб, стрыб "прыгать", стриба́ти, стрыбаты "прыгать", стрибок, стрибок "прыгать", стрибну́ти, стрыбнутый "прыгать" и т. д. далее указал, что не может больше ничего сказать о теониме. [15]
Михал Лучинский возвращается к такой этимологии. Он указывает, что украинское слово такого значения встречается и в некоторых юго-западных диалектах русского языка. Кроме того, он указывает, что при исследовании этимологии этого теонима были упущены некоторые слова: русский стрыбый, стрыбый "быстрый, стремительный ("быстро капающий")", русский циферблат. стрива́ть, стрибать "вспыхивать (молнии)", и украинские стрибати, стрыбаты в значении "убегать, летать", "прыгать высоко и далеко". Он реконструирует праславянскую форму этих слов как *strybati от праславянской основы *strū- . По его мнению, «прыгать», «прыгать», как значение этого семейства слов в украинском и некоторых русских диалектах, сложилось поздно, и первоначальное значение этих слов было бы «перемещаться с большой скоростью» и «течь». ". Он указывает на балтийский эквивалент значения русского strybyy «быстрый, стремительный», литовского sraujùs «быстрый», латвийского stràujš «быстрый, быстрый, стремительный», что может указывать на вероятное существование русского языка. стрыб- "течение (вода)", ср. Литовское sraujà , латвийское strauja "течение (вода)". Дополнительно русский циферблат. stribat' «вспыхивать (молнии)» имеет близкое семантическое сходство с сербско-хорватским strujiti «течь (электричества)» и цитирует других лингвистов, согласно которым сербско-хорватское стружити может относиться как к воде, так и к воздуху. и образно также к электричеству. [16]
Он реконструирует праславянскую форму теонима как *Стрибогъ , которая состояла бы из сегмента *стрибъ (глагольное существительное от *стрибати «быстро двигаться» от «течь, бежать») и суффикса -огъ , который не имел никакой функции. Сам сегмент продолжит праславянскую основу *stry- «течь, бежать», от прабалто-славянского *srū- , от праиндоевропейского *srew- «течь». В пользу этой этимологии говорит тот факт, что после христианизации этот теоним сохранился преимущественно в гидронимах, что доказывает, что значение теонима было известно славянам. [17]
Древневосточнославянское обозначение теонима (Стрибогъ, Стрибогу ) с гласной ⟨i⟩ вместо ожидаемой ⟨y⟩ объясняется смешением этих гласных, что засвидетельствовано в текстах южного восточнославянского языка с конца в. XI век, что связано с влиянием грамматики старославянского / болгарского языка на старославянский язык. Смешение этих гласных встречается также в гидронимах ( *Стир- / *Стир ) и в украинском языке, ср. Стрый/Стрий, Стрый / Strij , Стрына/Стрина, Стрына / Strina . [18]
Датированные и другие этимологии
[ редактировать ]По мнению Марка Вея, на самом деле Стрибог изначально мог быть эпитетом, означающим буквально «бог-отец», который использовался в религиях индоевропейцев для описания бога яркого неба. Реконструированный протоиндоевропейский термин для обозначения «бога-отца» — *Dyḗus ph₂tḗr (ср. римский Юпитер ( Iūpiter , Diespiter ), греческий Зевс ( Zeus Pater ) и ведический Дьяус ( Dyáuṣ-pitṛ́ ; иногда в обратном порядке) и его местный сорт *ph₂tḗr bhagos . После так называемой иранской инверсии славянские народы отказались от слова *dyḗus и заменили его словом болото , заимствованным из иранских языков (от ПИЕ. *bhagos ) и выступающим как вторая часть имени. Протоиндоевропейский *ph₂tḗr («отец») обычно также считается отсутствующим в славянских языках (заменяется синонимом *átta → otec ) или даже в балто-славянских языках , [б] но по мнению Вея, *ph₂tḗr превратился в славянское слово *stryj , которое теперь означает «дядя, брат отца» следующим образом: *ph₂tḗr → *ptri- → stri- и является первой частью имени. Таким образом, Стрибог мог быть славянским богом неба. [19] Эту этимологию отстаивали многие учёные. [20] including Vyacheslav Ivanov and Vladimir Toporov [21] который поместил Стрибога в первую группу так называемой трифункциональной гипотезы Дюмезиля , группирующей главных божеств, присматривающих за общиной и наблюдающих за распределением благ. [12]
Такая этимология подвергается критике со стороны большинства лингвистов . [22] Слово *stryj происходит от PIE *stru-io- и родственно литовскому strùjus «дядя, старик», древнеирландскому sruith «старый, почтенный» и древневаллийскому strutiu «старик», а процесс, описанный Веем, сделал не встречается в славянском языке. [23] Брюкнер в своем «Словаре» отмечал, что слово стрый иногда называлось «добрый ветер», и связывал его с основным словом stru- «течь» (ср. Стрый на Украине ). [24]
Существуют и другие трактовки имени: Зеленин соединил стри- корень со словом стрити, стриты ( праславянское *sъtьri ) «уничтожать, уничтожать», а Стрибога считал «уничтожающим, уничтожающим богом», богом война. Эту точку зрения поддержали Орлов и Боровский . [7] на это также может указывать тот факт, что Ваю также поклоняются как богу войны, мертвых, урожая, но также как богу хорошей и плохой судьбы, поскольку он соединяет небо и землю. [25] Имя также было связано с прозвищем Ахура Мазды Шрибая / Стрибая («бог красоты», «бог, достойный чести», ср. санскрит श्री, śri «красота»), которое, как предполагается, имело иранское влияние и в конечном итоге пришло от *ph₂tḗr bhagos , [7] [26] но эта этимология проблематична. [6] Пизани реконструировал имя как *strigo-bogъ , где *strigo- будет соответствовать латинскому frigus («мороз, холод»), и в этом случае Стрибог будет богом холода. [25]
Влияния
[ редактировать ]- HD 75898 − звезда имени Стрибога.
- Горы Стрибог на острове Брабант , Антарктида
- Ивана Брлич-Мажуранич : Шума Стриборова («Лес Стрибора») - сказка, входящая в ее сборник сказок под названием «Хорватские сказки давних времен » . [27]
- Grand Power Stribog — огнестрельное оружие словацкой фирмы Grand Power sro, названное в честь божества Стрибога.
- Стриборг — австралийский блэк-метал-музыкант, названный в честь божества.
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Древневосточнославянский : Стрибогъ, Стрибогу.
Russian : Стрибог , Stryboh [strɨˈbɔx] ; Russian : Стрибог , Stribog [strʲɪˈbok] ; Russian : Стрибог , Stryboh [strɪˈbɔɦ] ) - ^ По мнению некоторых лингвистов, балтийские слова «отец» ( литовский : tėvas , латышский : tēvs , прусский : tāws ) могут произойти от *ph₂tḗr путем перехода в *te .
- Ссылки
- ^ Jump up to: а б Trubachyov 2003 , p. 197.
- ^ Jump up to: а б с д Гейстор 2006 , с. 184–186.
- ^ Jump up to: а б Альварес-Педроса 2021 , с. 277-278.
- ^ Jump up to: а б Альварес-Педроса 2021 , с. 302.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 374.
- ^ Jump up to: а б с д Лучинский 2020 , стр. 129.
- ^ Jump up to: а б с Энциклопедия „Слова о полку Игореве” 1995 .
- ^ Jump up to: а б с д и Якобсон 1985 , с. 30, 51.
- ^ Дерксен 2008 , с. 421.
- ^ Jump up to: а б Лучинский 2020 , стр. 128.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 127-128.
- ^ Jump up to: а б Шиевский 2003 , стр. 18, 20.
- ^ де Врис 1970 , с. 93.
- ^ Огоновский 1876 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Брюкнер 1985 , с. 162-164.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 130-132.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 131, 133.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 132.
- ^ Вей 1958 , с. 96-99.
- ^ Лучинский 2020 , стр. 131, 133..
- ^ Ivanov & Toporov 1988 , p. 471.
- ^ Дерксен 2008 , с. 470.
- ^ Гипперт 2002 .
- ^ Брюкнер и 1927 , с. 521.
- ^ Jump up to: а б Гейстор 2006 , с. 184-186.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 167.
- ^ Анатолий 2016 .
Библиография
[ редактировать ]- Vey, Mark (1958). "К этимологии древнерусского Стрибогъ". Voprosy Jazykoznanija (PDF) (in Russian). Moscow: Nauka.
- "Стрибог" . Энциклопедия "Слова о полку Игореве" (in Russian). Vol. 5. Слово Даниила Заточника — Я. Дополнения. Карты. Указатели. Petersburg: Дмитрий Буланин. 1995. pp. 68–70. ISBN 5-86007-030-6 .
- Гипперт, Йост (2002). «Новости о «Славянской улице из старшего пт»?». Имена, языки и культуры. Фестиваль Хайнца Дитера Поля к его 60-летию . (на немецком языке: Praesens, стр. 239–256 ) 3706901641 .
- Гейстор, Александр (2006). Мифология славян . Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN 978-83-235-0234-0 .
- Якобсон, Роман (1985). Избранные сочинения . Том. VII Вклад в сравнительную мифологию. Исследования в области языкознания и филологии, 1972–1982 гг. Стивен Руди (ред.) (2-е изд.). Мутон. ISBN 9780899250519 .
- Мэллори, Джеймс П.; Адамс, Дуглас К. (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929668-2 .
- Дерксен, Рик (2008). Этимологический словарь славянской наследственной лексики . Брилл. ISBN 9789004155046 .
- Брюкнер, Александр (1927). Этимологический словарь польского языка . Краковское издательство.
- Шиевский, Анджей (2003). Религия славян . Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN 83-7318-205-5 .
- де Врис, Январь (1970). Древнегерманская религиозная история . Очерк германской филологии (на немецком языке). Том 2. Берлин: Де Грюйтер.
- Лучинский, Михал (2020). Боги древних славян. Ономастическое исследование . Кельце: Кельцкое научное общество. ISBN 978-83-60777-83-1 .
- Брюкнер, Александр (1985). Славянская мифология . Варшава: Национальное научное издательство. ISBN 8301062452 .
- Ваня, Зденек (1990). Мир славянских богов и демонов . Прага: Панорама. ISBN 80-7038-187-6 .
- Ivanov, Vyacheslav; Toporov, Vladimir (1988). Tokarev, Sergei (ed.). Мифы народов мира . Vol. 2. К—Я. Moscow: Больша́я росси́йская энциклопе́дия.
- Ohonóvsʹkyy, Omelyán (1876). Слово о полку Игореве . Lviv.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Trubachyov, Oleg (2003). Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования . Moscow: Nauka. ISBN 5-02-032661-5 .
- Anatoliy, Abrashkin (2016). Русские боги (in Russian). Aegitas. ISBN 9781773131597 .
- Альварес-Педроса, Хуан Антонио (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN 978-90-04-44138-5 .