Jump to content

Радегаст (бог)

Изображение Радегаста начала XVI века в Джорджа Спалатина. «Хрониках Саксонии и Тюрингии»

Радегаст или Радогост — по данным средневековых летописцев, бог полабских славян , храм которого находился в Ретре . Однако в современной научной литературе преобладает мнение, что Радегаст — местное прозвище или местное альтернативное имя солнечного бога Сварожица , который, согласно более ранним источникам, был главным богом Ретры. ошибочно было принято название городка, где Сварожиц был главным божеством Некоторые исследователи также полагают, что за теоним . популярная местная легенда в Чехии С Радегастом связана .

Источники

[ редактировать ]
A depiction of Radegast according to Andrey Sergeevich Kaisarov

Первым источником, в котором упоминается этот теоним, является Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum Адама Бременского :

Пожилого епископа Иоанна , захваченного вместе с другими христианами в городе Мекленбурге , оставили в живых, чтобы с триумфом выставить напоказ. И поэтому, избитый кнутами за исповедание Христа , его затем выставляли напоказ в каждом из славянских городов для осмеяния, так как его нельзя было заставить отречься от имени Христова, ему отсекали руки и ноги и тело выбросили на улицу, но предварительно отрубили ему голову, которую язычники насадили на пику и предложили своему богу Радегасту как доказательство победы. Эти события произошли в Ретре , столице славян, за четвертый день перед ноябрьскими идами. [ 1 ]

[...]

Среди них, расположенных посередине, находятся чрезвычайно могущественные редарии , чья знаменитая столица — Ретра, обитель идолопоклонства. Там построен большой храм, посвященный демонам, князем которого является Радогост. Его статуя сделана из золота, его балдахин украшен пурпуром. [ 2 ]

Следуя за Адамом, [ 3 ] Радегаст упоминается также Гельмольдом в его «Хронике славян» , который пишет о принесении ему ежегодных жертвоприношений и использовании оракула, связанного с его храмом, [ 4 ] он также называет его «богом ободритов » . [ 5 ] Он также упоминается в «Анналах Августана» 1135 года, где повествуется об разрушении Ретры Бурхардом II , епископом Хальберштадта , который взял местную «лошадь, почитаемую как бог», на которой вернулся в Саксонию . [ 6 ] Последний источник, в котором упоминается Радегаст, — « Страсти Эбсторфских мучеников» . [ 7 ]

Этимология и интерпретации

[ редактировать ]

В латинских источниках это имя отмечено как Редигост , Редигаст , Ридегост , Радегаст . [ 8 ] Сегодня имя Радегаст преимущественно используется в английском языке. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] но в некоторых славянских странах, таких как Польша и Россия, преобладающим обозначением является Радогост . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]

В первой части имени присутствует прилагательное рад («рад»), дальнейшей этимологии неясной, а во второй части — существительное гост («гость»), [ 12 ] [ 19 ] [ 20 ] от протоиндоевропейского *gʰostis (ср. гот. gasts «гость», латынь : hostis «незнакомец»), [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] а имя можно перевести как «тот, кто готов принять гостя» или «тот, кто хорошо заботится о гостях». [ 24 ] Название в конечном итоге происходит от праславянского имени *Радогостъ , [ 25 ] [ 26 ] [ а ] ср. Хорватский : Радогост , [ 19 ] Старопольский Радогост , Радгост , Радогоста , Радоста , [ 27 ] [ 28 ] Старословенский Радегост , [ 19 ] вероятно, засвидетельствовано еще в VI веке в греческом источнике, в котором упоминается вождь славянского племени по имени Ардагаст ( древнегреческий : Αρδάγαστος ; форма до вероятного метатезиса ). [ 19 ] [ 26 ] Это имя, расширенное притяжательным суффиксом *-jь ( *Радогостьй ), [ 29 ] [ 19 ] образовали множество топонимов по всему славянству, ср. Польские деревни Радогощ , чешская гора Радгоштя , сербско-хорватский топоним Радогошта , русский Радогощь и русские гидронимы. Радогоща и Радогощь [ 29 ] [ 19 ] и другие, [ 19 ] [ 26 ] а также город Радогощ , [ 26 ] принадлежавший племени Редарии . [ 30 ]

Титмар в своей «Хронике» (написанной около 1018 г. [ 31 ] ) утверждает, что Сварожиц (признанный солнечным божеством [ 32 ] ) был самым почитаемым богом в Полабском Радогоще. Тот же город, однако упомянутый под названием Ретра ( лат . Rethre ), также описан примерно 50 лет спустя Адамом Бременским , который признает Редигаста главным богом этого города. [ 33 ] [ 34 ] [ 12 ] [ 18 ] Как результат, [ 12 ] принято считать, что Радегаст — другое название полабских сварожиц, [ 18 ] [ б ] или что Радегаст — местное прозвище Сварожиц. [ 20 ] [ с ] Его часто упоминают как Рад(о)гост-Сварожиц , [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] или Сварожиц/Радогост . [ 24 ] [ 37 ]

Некоторые ученые, однако, признают, что название города ошибочно было принято за главное божество города. [ 44 ] [ 35 ] [ 18 ] Николай Зубов прежде всего указывает на то, что первоисточники нигде не отождествляют Сварожица и Радегаста. Более того, основа -рад встречается почти в 150 антропонимах , что делает эту основу одним из самых популярных элементов имен; основа -gost также является очень популярным компонентом, что, естественно, приводит к существованию таких имен, как Радегаст или Гостирад . Он также указывает, что славяне изначально не давали детям божественных имен (как это произошло в Древней Греции ), поэтому признание Радегаста теонимом потребовало бы допущения об исключительной ситуации. [ 18 ] Александр Брюкнер также утверждал, что Адам допустил много ошибок. [ 45 ]

Другие предложения

[ редактировать ]

Были также попытки объединить имя Радегаст с именем готского вождя Радагайса , но имя Радагайс имеет свою готскую этимологию. [ д ] Авторы XVIII века Карл Готтлоб Антон и Антон Томаж Линхарт считали Радегаста «богом радости или щедрым счастливым иностранцем». [ 24 ] но мнение о Радегасте как о независимом божестве считается маловероятным. [ 47 ] Маловероятно также, что Радегаст был псевдобожеством. [ 47 ] Некоторые ученые также предполагают, что город был назван в честь божества, а не наоборот. [ 23 ] [ 17 ] По словам Жерара Лабуды , латинское Ридегост относится к местности, окруженной лесом. Он предлагает читать второй сегмент как gozd "лес" и все название как "Лес редарианцев " , или также читать первый сегмент как redny "грязный, топкий" и все название как "Болотный, мутный лес". [ 48 ]

В подделках

[ редактировать ]
Предполагаемый кумир Радегаста

Во второй половине XIX века стали популярны так называемые идолы Прилвица , которые должны были изображать славянских божеств. В наши дни эта находка считается подделкой XVIII века . [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Говорят, что одна из статуй представляет Радегаста, и на статуе имя бога написано рунами . [ 52 ]

Встречается также Радегаст. [ 53 ] в глоссах , фальсифицированных Вацлавом Ханкой в ​​XIX веке в чешско-латинском словаре Mater Verborum . [ 54 ]

Легенда о Радгошти

[ редактировать ]
Статуя Радегаста на горе Радгошть работы Альбина Поласека

В Чехии существует местная легенда, связанная со святыми Кириллом и Мефодием поклонялись Радегасту , согласно которой на Радгошти . Согласно этому преданию, Кирилл и Мефодий решили отправиться с христианизирующей на гору миссией. Они отправились в Радгошть из Велеграда через Зашову , где крестили людей. Когда они приближались к горе, они услышали издалека звуки музыкальных инструментов и пение. Добравшись до горы, они увидели языческие обряды под руководством князя Радоча. Когда князь услышал о пришельцах, унижающих языческих богов, он стал упрекать Кирилла и хотел применить против него силу. В этот момент вокруг креста, который держал Кирилл, появилось сияние – Кирилл начал говорить о «едином истинном боге», а о языческих богах как о «изобретении ада». Потом раздался шум и гром, и все статуи богов разбились на тысячу кусков. Позднее на месте, где стоял величественный храм и идол Радегаста, святые воздвигли крест . [ 55 ]

Эта легенда часто встречается в публикациях о горе и, хотя сказка неоднократно развенчалась, она часто появлялась, например, в фольклоре. Легенда впервые появляется в 1710 году в книге Sacra Moraviae historia sive Vita S. Cyrilli et Methodii приходского священника Яна Иржи Стршедовского. В главе, посвященной названию горы и ее происхождению, он ссылается на свидетельство жреца, по которому в народе ходило предание об одноименном боге, стоявшем на вершине горы и свергнут миссионерами. На этой основе Стршедовский создал красочный рассказ о толпе молящихся и языческих ритуалах на горе. Также нет археологических или историографических свидетельств того, что густо засаженная деревьями территория на горе была заселена в прошлом. [ 56 ]

В культуре

[ редактировать ]
Примечания
  1. ^ Возможно, от более ранней формы *Ордогостъ ; [ 26 ] ЭССЯ реконструирует праславянские формы с мягким знаком : *Радогость , *Ордогость . [ 19 ]
  2. ^ Например, по словам Стржельчика , [ 35 ] Ловмяньский , [ 36 ] роль, [ 37 ] Питро и Вокач. [ 38 ]
  3. ^ Например, по словам Гишитора , [ 12 ] Урбанчик , [ 17 ] Шиевский, [ 3 ] Нидерле , [ 32 ] Росик, [ 39 ] Слупецкий. [ 40 ]
  4. ^ "(Имея) легкое копье" из raþs «свет» и *гайс "копье". [ 46 ]
Ссылки
  1. ^ & Альварес-Педроса 2021 , с. 85.
  2. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 82.
  3. ^ Перейти обратно: а б Шиевский 2003 , стр. 109.
  4. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 155.
  5. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 159.
  6. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 199.
  7. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 221.
  8. ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 532.
  9. ^ Пембертон, Джон (2010). Мифы и легенды: от танцев чероки до трансов вуду . Книги Чартвелла. п. 60. ИСБН  978-0785826491 .
  10. ^ Хукер, Марк Т. (2003). Толкин глазами русских . Издательство «Ходячее дерево». п. 257. ИСБН  978-3952142479 .
  11. ^ Харвуд, Уильям (2017). Словарь современной мифологии: третье издание, 2011 г. World Audience, Inc. с. 547. ИСБН  978-1544601403 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и Гейстор 2006 , с. 169.
  13. ^ Шиевский 2003 , стр. 138, 139.
  14. ^ Росик 2020 , с. 215, 216.
  15. ^ Брюкнер 1985 , с. 74, 75.
  16. ^ Праздник 2002 , с. 144, 145.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Урбанчик 1991 , стр. 27.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и Зубов 1995 , с. 47-48.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час ЭСЯ 2005 , стр. 147–148.
  20. ^ Перейти обратно: а б Росик 2020 , с. 215.
  21. ^ Борись 2005 , стр. 174.
  22. ^ Дерксен 2008 , с. 180–181.
  23. ^ Перейти обратно: а б Росик 2020 , с. 216.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Шмитек 2010 , с. 197.
  25. ^ Жетельска-Фелешко 2019 , стр. 31.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и Vasilyev 2017 , p. 169–170.
  27. ^ Глогер 1896 , с. 112, 116
  28. ^ Брюкнер 1927 , с. 452.
  29. ^ Перейти обратно: а б Роспонд 1983 , с. 114.
  30. ^ Ловмяньский 1979 , стр. 171.
  31. ^ Гейстор 2006 , с. 167.
  32. ^ Перейти обратно: а б Нидерле 1924 , с. 135.
  33. ^ Урбанчик 1991 , стр. 26–27.
  34. ^ Ловмяньский 1979 , стр. 173–174.
  35. ^ Перейти обратно: а б Стжельчик 1998 , стр. 172.
  36. ^ Ловмяньский 1979 , стр. 170.
  37. ^ Перейти обратно: а б Праздник 2002 , стр. 344.
  38. ^ Питро и Вокач 2002 , стр. 95.
  39. ^ Росик 2020 , с. 123.
  40. ^ Слупецкий 1994 , стр. 60.
  41. ^ Ivanov & Toporov 1980 , p. 450–456.
  42. ^ Питро и Вокач 2002 , стр. 96.
  43. ^ Слупецкий 1994 , стр. 235.
  44. ^ Брюкнер 1985 , с. 73-74.
  45. ^ Брюкнер 1985 , с. 74.
  46. ^ Струминский 1979 , стр. 792.
  47. ^ Перейти обратно: а б Росик 2020 , с. 215–216.
  48. ^ Лабуда 1979 , стр. 13.
  49. ^ Брюкнер 1985 , с. 66-67.
  50. ^ Шиевский 2003 , стр. 9.
  51. ^ Гейстор 2006 , с. 38.
  52. ^ Пекосинский 1896 , стр. 26, 69.
  53. ^ Эндерс 1993 , с. 348-358.
  54. ^ Брюкнер 1985 , с. 117.
  55. ^ «Легенда о Радгошти» . Матице Радгоштская . Проверено 19 марта 2022 г.
  56. ^ Мурас 2016 , с. 28–29.

Библиография

[ редактировать ]
Словари

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4d0a4de3c76e9725b56aeb4d17fa15b8__1722155940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/b8/4d0a4de3c76e9725b56aeb4d17fa15b8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Radegast (god) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)