Радегаст (бог)

Радегаст или Радогост — по данным средневековых летописцев, бог полабских славян , храм которого находился в Ретре . Однако в современной научной литературе преобладает мнение, что Радегаст — местное прозвище или местное альтернативное имя солнечного бога Сварожица , который, согласно более ранним источникам, был главным богом Ретры. ошибочно было принято название городка, где Сварожиц был главным божеством Некоторые исследователи также полагают, что за теоним . популярная местная легенда в Чехии С Радегастом связана .
Источники
[ редактировать ]
Первым источником, в котором упоминается этот теоним, является Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum Адама Бременского :
Пожилого епископа Иоанна , захваченного вместе с другими христианами в городе Мекленбурге , оставили в живых, чтобы с триумфом выставить напоказ. И поэтому, избитый кнутами за исповедание Христа , его затем выставляли напоказ в каждом из славянских городов для осмеяния, так как его нельзя было заставить отречься от имени Христова, ему отсекали руки и ноги и тело выбросили на улицу, но предварительно отрубили ему голову, которую язычники насадили на пику и предложили своему богу Радегасту как доказательство победы. Эти события произошли в Ретре , столице славян, за четвертый день перед ноябрьскими идами. [ 1 ]
[...]
Среди них, расположенных посередине, находятся чрезвычайно могущественные редарии , чья знаменитая столица — Ретра, обитель идолопоклонства. Там построен большой храм, посвященный демонам, князем которого является Радогост. Его статуя сделана из золота, его балдахин украшен пурпуром. [ 2 ]
Следуя за Адамом, [ 3 ] Радегаст упоминается также Гельмольдом в его «Хронике славян» , который пишет о принесении ему ежегодных жертвоприношений и использовании оракула, связанного с его храмом, [ 4 ] он также называет его «богом ободритов » . [ 5 ] Он также упоминается в «Анналах Августана» 1135 года, где повествуется об разрушении Ретры Бурхардом II , епископом Хальберштадта , который взял местную «лошадь, почитаемую как бог», на которой вернулся в Саксонию . [ 6 ] Последний источник, в котором упоминается Радегаст, — « Страсти Эбсторфских мучеников» . [ 7 ]
Этимология и интерпретации
[ редактировать ]В латинских источниках это имя отмечено как Редигост , Редигаст , Ридегост , Радегаст . [ 8 ] Сегодня имя Радегаст преимущественно используется в английском языке. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] но в некоторых славянских странах, таких как Польша и Россия, преобладающим обозначением является Радогост . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
В первой части имени присутствует прилагательное рад («рад»), дальнейшей этимологии неясной, а во второй части — существительное гост («гость»), [ 12 ] [ 19 ] [ 20 ] от протоиндоевропейского *gʰostis (ср. гот. gasts «гость», латынь : hostis «незнакомец»), [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] а имя можно перевести как «тот, кто готов принять гостя» или «тот, кто хорошо заботится о гостях». [ 24 ] Название в конечном итоге происходит от праславянского имени *Радогостъ , [ 25 ] [ 26 ] [ а ] ср. Хорватский : Радогост , [ 19 ] Старопольский Радогост , Радгост , Радогоста , Радоста , [ 27 ] [ 28 ] Старословенский Радегост , [ 19 ] вероятно, засвидетельствовано еще в VI веке в греческом источнике, в котором упоминается вождь славянского племени по имени Ардагаст ( древнегреческий : Αρδάγαστος ; форма до вероятного метатезиса ). [ 19 ] [ 26 ] Это имя, расширенное притяжательным суффиксом *-jь ( *Радогостьй ), [ 29 ] [ 19 ] образовали множество топонимов по всему славянству, ср. Польские деревни Радогощ , чешская гора Радгоштя , сербско-хорватский топоним Радогошта , русский Радогощь и русские гидронимы. Радогоща и Радогощь [ 29 ] [ 19 ] и другие, [ 19 ] [ 26 ] а также город Радогощ , [ 26 ] принадлежавший племени Редарии . [ 30 ]
Титмар в своей «Хронике» (написанной около 1018 г. [ 31 ] ) утверждает, что Сварожиц (признанный солнечным божеством [ 32 ] ) был самым почитаемым богом в Полабском Радогоще. Тот же город, однако упомянутый под названием Ретра ( лат . Rethre ), также описан примерно 50 лет спустя Адамом Бременским , который признает Редигаста главным богом этого города. [ 33 ] [ 34 ] [ 12 ] [ 18 ] Как результат, [ 12 ] принято считать, что Радегаст — другое название полабских сварожиц, [ 18 ] [ б ] или что Радегаст — местное прозвище Сварожиц. [ 20 ] [ с ] Его часто упоминают как Рад(о)гост-Сварожиц , [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] или Сварожиц/Радогост . [ 24 ] [ 37 ]
Некоторые ученые, однако, признают, что название города ошибочно было принято за главное божество города. [ 44 ] [ 35 ] [ 18 ] Николай Зубов прежде всего указывает на то, что первоисточники нигде не отождествляют Сварожица и Радегаста. Более того, основа -рад встречается почти в 150 антропонимах , что делает эту основу одним из самых популярных элементов имен; основа -gost также является очень популярным компонентом, что, естественно, приводит к существованию таких имен, как Радегаст или Гостирад . Он также указывает, что славяне изначально не давали детям божественных имен (как это произошло в Древней Греции ), поэтому признание Радегаста теонимом потребовало бы допущения об исключительной ситуации. [ 18 ] Александр Брюкнер также утверждал, что Адам допустил много ошибок. [ 45 ]
Другие предложения
[ редактировать ]Были также попытки объединить имя Радегаст с именем готского вождя Радагайса , но имя Радагайс имеет свою готскую этимологию. [ д ] Авторы XVIII века Карл Готтлоб Антон и Антон Томаж Линхарт считали Радегаста «богом радости или щедрым счастливым иностранцем». [ 24 ] но мнение о Радегасте как о независимом божестве считается маловероятным. [ 47 ] Маловероятно также, что Радегаст был псевдобожеством. [ 47 ] Некоторые ученые также предполагают, что город был назван в честь божества, а не наоборот. [ 23 ] [ 17 ] По словам Жерара Лабуды , латинское Ридегост относится к местности, окруженной лесом. Он предлагает читать второй сегмент как gozd "лес" и все название как "Лес редарианцев " , или также читать первый сегмент как redny "грязный, топкий" и все название как "Болотный, мутный лес". [ 48 ]
В подделках
[ редактировать ]Во второй половине XIX века стали популярны так называемые идолы Прилвица , которые должны были изображать славянских божеств. В наши дни эта находка считается подделкой XVIII века . [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Говорят, что одна из статуй представляет Радегаста, и на статуе имя бога написано рунами . [ 52 ]
Встречается также Радегаст. [ 53 ] в глоссах , фальсифицированных Вацлавом Ханкой в XIX веке в чешско-латинском словаре Mater Verborum . [ 54 ]
Легенда о Радгошти
[ редактировать ]
В Чехии существует местная легенда, связанная со святыми Кириллом и Мефодием поклонялись Радегасту , согласно которой на Радгошти . Согласно этому преданию, Кирилл и Мефодий решили отправиться с христианизирующей на гору миссией. Они отправились в Радгошть из Велеграда через Зашову , где крестили людей. Когда они приближались к горе, они услышали издалека звуки музыкальных инструментов и пение. Добравшись до горы, они увидели языческие обряды под руководством князя Радоча. Когда князь услышал о пришельцах, унижающих языческих богов, он стал упрекать Кирилла и хотел применить против него силу. В этот момент вокруг креста, который держал Кирилл, появилось сияние – Кирилл начал говорить о «едином истинном боге», а о языческих богах как о «изобретении ада». Потом раздался шум и гром, и все статуи богов разбились на тысячу кусков. Позднее на месте, где стоял величественный храм и идол Радегаста, святые воздвигли крест . [ 55 ]
Эта легенда часто встречается в публикациях о горе и, хотя сказка неоднократно развенчалась, она часто появлялась, например, в фольклоре. Легенда впервые появляется в 1710 году в книге Sacra Moraviae historia sive Vita S. Cyrilli et Methodii приходского священника Яна Иржи Стршедовского. В главе, посвященной названию горы и ее происхождению, он ссылается на свидетельство жреца, по которому в народе ходило предание об одноименном боге, стоявшем на вершине горы и свергнут миссионерами. На этой основе Стршедовский создал красочный рассказ о толпе молящихся и языческих ритуалах на горе. Также нет археологических или историографических свидетельств того, что густо засаженная деревьями территория на горе была заселена в прошлом. [ 56 ]
В культуре
[ редактировать ]- Радагаст – волшебник из легендариума Толкина.
- Радегаст — чешский пивной бренд.
- Статуя Радегаста – статуя на Радгошти.
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Возможно, от более ранней формы *Ордогостъ ; [ 26 ] ЭССЯ реконструирует праславянские формы с мягким знаком : *Радогость , *Ордогость . [ 19 ]
- ^ Например, по словам Стржельчика , [ 35 ] Ловмяньский , [ 36 ] роль, [ 37 ] Питро и Вокач. [ 38 ]
- ^ Например, по словам Гишитора , [ 12 ] Урбанчик , [ 17 ] Шиевский, [ 3 ] Нидерле , [ 32 ] Росик, [ 39 ] Слупецкий. [ 40 ]
- ^ "(Имея) легкое копье" из raþs «свет» и *гайс "копье". [ 46 ]
- Ссылки
- ^ & Альварес-Педроса 2021 , с. 85.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б Шиевский 2003 , стр. 109.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 155.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 159.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 199.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 221.
- ^ Альварес-Педроса 2021 , с. 532.
- ^ Пембертон, Джон (2010). Мифы и легенды: от танцев чероки до трансов вуду . Книги Чартвелла. п. 60. ИСБН 978-0785826491 .
- ^ Хукер, Марк Т. (2003). Толкин глазами русских . Издательство «Ходячее дерево». п. 257. ИСБН 978-3952142479 .
- ^ Харвуд, Уильям (2017). Словарь современной мифологии: третье издание, 2011 г. World Audience, Inc. с. 547. ИСБН 978-1544601403 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гейстор 2006 , с. 169.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 138, 139.
- ^ Росик 2020 , с. 215, 216.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 74, 75.
- ^ Праздник 2002 , с. 144, 145.
- ^ Перейти обратно: а б с Урбанчик 1991 , стр. 27.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Зубов 1995 , с. 47-48.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час ЭСЯ 2005 , стр. 147–148.
- ^ Перейти обратно: а б Росик 2020 , с. 215.
- ^ Борись 2005 , стр. 174.
- ^ Дерксен 2008 , с. 180–181.
- ^ Перейти обратно: а б Росик 2020 , с. 216.
- ^ Перейти обратно: а б с Шмитек 2010 , с. 197.
- ^ Жетельска-Фелешко 2019 , стр. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Vasilyev 2017 , p. 169–170.
- ^ Глогер 1896 , с. 112, 116
- ^ Брюкнер 1927 , с. 452.
- ^ Перейти обратно: а б Роспонд 1983 , с. 114.
- ^ Ловмяньский 1979 , стр. 171.
- ^ Гейстор 2006 , с. 167.
- ^ Перейти обратно: а б Нидерле 1924 , с. 135.
- ^ Урбанчик 1991 , стр. 26–27.
- ^ Ловмяньский 1979 , стр. 173–174.
- ^ Перейти обратно: а б Стжельчик 1998 , стр. 172.
- ^ Ловмяньский 1979 , стр. 170.
- ^ Перейти обратно: а б Праздник 2002 , стр. 344.
- ^ Питро и Вокач 2002 , стр. 95.
- ^ Росик 2020 , с. 123.
- ^ Слупецкий 1994 , стр. 60.
- ^ Ivanov & Toporov 1980 , p. 450–456.
- ^ Питро и Вокач 2002 , стр. 96.
- ^ Слупецкий 1994 , стр. 235.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 73-74.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 74.
- ^ Струминский 1979 , стр. 792.
- ^ Перейти обратно: а б Росик 2020 , с. 215–216.
- ^ Лабуда 1979 , стр. 13.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 66-67.
- ^ Шиевский 2003 , стр. 9.
- ^ Гейстор 2006 , с. 38.
- ^ Пекосинский 1896 , стр. 26, 69.
- ^ Эндерс 1993 , с. 348-358.
- ^ Брюкнер 1985 , с. 117.
- ^ «Легенда о Радгошти» . Матице Радгоштская . Проверено 19 марта 2022 г.
- ^ Мурас 2016 , с. 28–29.
Библиография
[ редактировать ]- Альварес-Педроса, Джон Энтони (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN 978-90-04-44138-5 .
- Брюкнер, Александр (1985). Славянская мифология . Варшава: Национальное научное издательство . ISBN 8301062452 .
- Эндерс, Юлиус (1993). «Особые вопросы Mater verborum» . Лингвистический анализ Краловедворского, Зеленогорского и других старочешских текстов, связанных с ними (на чешском языке). Неклан. ISBN 8090088465 .
- Гейстор, Александр (2006). Мифология славян (на польском языке). Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN 978-83-235-0234-0 .
- Глогер, Зигмунт (1896). «Польско-славянские имена». Словарь старинных вещей (на польском языке). Краков: Гебетнер и Вольф.
- Ivanov, Vyacheslav ; Toporov, Vladimir (1980). "Славянская мифология" . In Tokarev, Sergei (ed.). Мифы народов мира: Энциклопедия (in Russian). Vol. 2. Moscow: Большая российская энциклопедия. pp. 450–456.
- Лабуда, Жерар (1979). «Мифология и демонология в лексике, в кашубских сказках и легендах». Материалы научной сессии. Мир кашубских сказок, сказок и легенд (на польском языке). Вейхерово: Музей кашубско-поморской письменности и музыки в Вейхерово. стр. 5–63.
- Лома, Александр (2002). Пракосово. Словенский и Индоевропейский корень сербский эпице (на сербском языке). Белград.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ловмяньский, Генрих (1979). Религия славян и ее упадок, VI-XII вв . Варшава: Национальное научное издательство . ISBN 83-01-00033-3 .
- Мурас, Адам (2016). «Славяне и культ Радегаста в Радгоште». Мемориальная гора Радгошть: ее история, символика и отражение в народной культуре (PDF) (на чешском языке). Брно.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Нидерле, Любор (1924). Славянские древности (на чешском языке). Том. 1: Культурный раздел (2-е изд.). Прага.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Орр, Роберт (1994). «Некоторые славянские отголоски в Средиземье Дж. Р. Р. Толкина». Германо-Славянка . 8 : 23–34.
- Пекосинский, Францишек (1896). Микожинские камни (на польском языке). Краков.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Питро, Мартин; Вокач, Петр (2002). Боги древних славян (на чешском языке). Прага: ISV. ISBN 80-85866-91-9 .
- Росик, Станислав (2020). Славянская религия в свете немецких хроник XI и XII веков (Титмар Мерзебургский, Адам Бременский, Гельмольд Босау): исследования христианской интерпретации дохристианских культов и верований в средние века . Лейда: Брилл. ISBN 9789004331488 .
- Роспонд, Станислав (1983). Славянские топонимы с суффиксом -jь (на польском языке). Вроцлав.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ржетельска-Фелешко, Ева (2019). «Этимология славянских местных и полевых названий Волин-Каменского района». Западно-Поморские материалы (на польском языке). XV : 27–118. ISSN 0076-5236 .
- Слупецкий, Лешек Павел (1994). Славянские языческие святыни . Перевод Шиманской, Элизабет. Варшава: Институт археологии и этнологии Польской академии наук. ISBN 83-85463-27-5 .
- Струминский, Богдан (1979). «Были ли анты восточными славянами?» . Гарвардские украинские исследования . 3/4 : 786–796. JSTOR 41035872 .
- Стжельчик, Ежи (1998). Мифы, сказания и поверья древних славян (на польском языке). Познань: Издательство «Ребис». ISBN 83-7120-688-7 .
- Шиевский, Анджей (2003). Религия славян (на польском языке). Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN 83-7318-205-5 .
- Шмитек, Змаго (2010). «От древнеславянского Сварожича/Радогоста до словенского Кресника» . Studia мифологическая Славика (на словенском и английском языках). 13 : 187–197. дои : 10.3986/sms.v13i0.1647 .
- Урбанчик, Станислав (1991). Древние славяне. Вера и поклонение (на польском языке). Вроцлав: Оссолинеум.
- Vasilyev, Valeri (2017). Славянские топонимические древности Новгородской земли (in Russian). Litres. ISBN 9785457529908 .
- Zubov, Nikolay (1995). "Научные фантомы славянского Олимпа". Живая старина (in Russian). 3 (7): 46–48. ISSN 0204-3432 .
- Словари
- Брюкнер, Александр (1927). "рад" . Этимологический словарь польского языка . Краковское издательство. стр. 452.
- Борись, Веслав (2005). «гость». Этимологический словарь польского языка . Краков: Wydawnictwo Literackie. стр. 174. ISBN 978-83-08-04191-8 .
- Дерксен, Рик (2008). "*гсть". Этимологический словарь славянской наследственной лексики . Лейден: Брилл. стр. 180–181. ISBN 978-90-04-15504-6 .
- Trubachyov, Oleg ; Zhuravlov, Anatoliy, eds. (2005). "*ord(o)gostь" . Etymological Dictionary of Slavic Languages . Vol. 32: (*obžьnъ – *orzbotati). Moscow: Nauka . pp. 147–148.
- Vasmer, Max (1986). "рад" . Этимологический словарь русского языка (in Russian). Vol. 3. Translated by Trubachyov, Oleg (2 ed.). Moscow: Progress. p. 429.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арумаа, Пеетер (1960). «О принципах и методах русской гидронимии: Имена в ГОСТе ». Скандо-Славица . 6 (1): 144–175. дои : 10.1080/00806766008600326 .
- Зайковский, Эдвард (2011). «Сколько было Радогощ, или Самые популярные виды славянских святынь» (PDF ) Культурный перекресток 5 (1). Латвийская академия культуры : 168–183. .
- Лажуа, Патрис (2023). «Радигост». У Патриса Лажуа; Стаматис Зохиос (ред.). Новые исследования по религии и мифологии славян-язычников . Том. 2. Франция: Издания Lingva. стр. 107–114.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Радегастом (божеством) на Викискладе?