Христианизация Болгарии
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Дата | 864 г. н. э. |
---|---|
Расположение | Первая Болгарская империя |
Исход | Болгария принимает христианство |
Христианизация Болгарии была процессом, посредством которого средневековая Болгария 9-го века обратилась в христианство . Оно отражало необходимость единства внутри религиозно разделенного болгарского государства, а также необходимость равного признания на международной арене в христианской Европе . Этот процесс характеризовался изменением политических союзов Бориса I Болгарского (правил в 852–889 гг.) с королевством восточных франков и Византийской империей , а также его дипломатической перепиской с Папой .
Из-за стратегического положения Болгарии церкви как Рима, так и Константинополя хотели, чтобы Болгария находилась в их сфере влияния. Они рассматривали христианизацию как средство интеграции славян в свой регион. После некоторых попыток каждой стороны хан принял христианство из Константинополя в 870 году. В результате он достиг своей цели - получить независимую болгарскую национальную церковь и назначить ее главой архиепископа.
Предыстория [ править ]
Когда в 852 году хан Борис начал свое правление, международная ситуация в Юго-Восточной Европе характеризовалась гонкой за влияние в регионе, как культурное, так и политическое. Конфликт с Византийской империей за господство над славянскими племенами на территории современной Македонии и Фракии был еще далек от разрешения. В районе среднего Дуная интересы Болгарии пересекались с интересами формирующегося королевства восточных франков и княжества Великой Моравии . Это был примерно тот период, когда Хорватия вышла на международную арену со своими амбициями и требованиями на территории в регионе.
В более широком масштабе напряженность между Константинополем и Римом обострялась. Оба центра боролись за лидерство в христианизации, которая интегрировала славян в Южной и Центральной Европе . Болгарское ханство и Королевство восточных франков установили дипломатические отношения еще в 20-30-х годах 9 века. В 852 году, в начале правления хана Бориса, в Майнц было отправлено болгарское посольство, чтобы сообщить Людовику II о смене власти в Плиске , болгарской столице. Скорее всего, посольство также работало над возобновлением болгарско-германского союза.
неудачи Первоначальные
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Некоторое время спустя хан Борис заключил союз с Растиславом Моравским (846–870) по инициативе короля западных Карла франков Лысого (840–877). Немецкое королевство ответило нападением на Болгарию и ее победой, что вынудило хана Бориса позже восстановить союз с немецким королем, направленный против Великой Моравии, византийского союзника. Ситуация представляла большой риск для ослабленного болгарского государства. Война с Византийской империей вспыхнула между 855 и 856 годами. Византийцы хотели вернуть себе контроль над некоторыми крепостями на Диагональной дороге ( Via Diagonalis или Via Militaris ), которая шла из Константинополя через Филиппополь ( Пловдив ) в Наисс ( Ниш ) и Сингидунум. ( Белград ). Византийская империя одержала победу и отвоевала ряд городов, в том числе и Филиппополь. [1]
В 861 году хан Борис заключил союз с восточно-франкским королем Людовиком Немецким , сообщив при этом ему, что хотел бы принять христианство по западному обряду. Этот возобновленный союз угрожал Великой Моравии, которая искала помощи у Византии (862–863 гг.). Это было в то же время, когда проходила византийская миссия в Великую Моравию. Кирилл и его брат Мефодий намеревались приблизить Великую Моравию к Константинополю и усилить там византийское влияние.
Хана Бориса больше интересовал первый славянский алфавит, созданный Кириллом и Мефодием. Болгария хотела внедрить славянский алфавит, а также как средство остановить культурное влияние Византийской империи.
В последние месяцы 863 года византийцы снова напали на Болгарию, вероятно, после того, как их моравские союзники сообщили, что Борис сказал немецкому королю, что готов принять христианство, и Византия должна была помешать ему принять христианство из Рима. Зависимая от Рима Болгария во внутренних районах Константинополя представляла угрозу непосредственным интересам Византийской империи.
Сближение с Востоком [ править ]
Прежде чем произошли какие-либо фактические военные сражения, хан Борис был вынужден просить мира из-за того, что он не был готов к войне, поскольку Болгария сильно пострадала от неурожая и землетрясений в том году, что Борис, возможно, воспринял как знак обращения в веру, согласно восточной традиции. обряд. Были начаты переговоры, и Борис пообещал принять православие вместе со своим народом, попросив миссионеров приехать в Болгарию и начать этот процесс.
Обе стороны заключили «глубокий мир» сроком на 30 лет. В обмен на обращение Болгарии византийцы вернули ранее завоеванные земли. Поздней осенью 864 года прибыла миссия константинопольского патриарха Фотия в болгарскую столицу Плиску и обратила хана, его семью и высокопоставленных сановников. Борис получил христианское имя Михаил (в честь тогдашнего византийского императора Михаила III ) и, по мнению большинства ученых, изменил свой титул на славянский эквивалент Царя ( Князь ). После этого болгарское население начало принимать христианство.
Причины христианизации [ править ]
После завоеваний Болгарии ханом Крумом в начале 9 века Болгария стала важной региональной державой в Юго-Восточной Европе . Дальнейшее его развитие было связано с Византийской и Восточно-Франкской империями. Поскольку оба этих государства были христианскими, языческая Болгария оставалась более или менее изолированной, неспособной взаимодействовать на ровных основаниях ни в культурном, ни в религиозном плане.
После обращения саксов большая часть Европы стала христианской. Сохранение язычества среди булгар и славян, этносов, образовавших наряду с местным, романизированным (позже названным влахами) или эллинизированным христианским фракийским населением, булгарский народ и нацию , принесло еще один недостаток — языческий и христианский этносы. объединению препятствовали различия в религиозных убеждениях. Христианство зародилось на болгарских землях еще до образования Болгарского государства через упомянутое выше коренное население.
Реакция [ править ]
Людовик Немецкий не был удовлетворен планом Бориса, но не стал доводить свои опасения до открытого конфликта.
Когда византийские миссии обратили болгар в веру, их силы побуждали людей разрушать языческие святые места. Консервативные болгарские аристократические круги выступали против такого разрушения, поскольку они руководили духовными ритуалами. В 865 году недовольные всех десяти административных областей ( комитатов ) восстали против князя Бориса, обвиняя его в том, что он дал им «плохой закон». Повстанцы двинулись к столице, намереваясь захватить и убить князя и восстановить старую религию.
Известно лишь, что князь Борис собрал верных ему людей и подавил восстание. Отмечается, что чудо Божие помогло Борису выиграть битву, а доспехи, которые он носил во время битвы, были испрошены у Папы в дар. Он приказал казнить руководителей восстания – бояр и всех их сыновей – 52 повстанцев. [2] Простым людям, которые «желали покаяться » , было разрешено уйти без вреда.
До конца жизни князя Бориса преследовало чувство вины за жестокость убийства сыновей предводителей восстания и моральную цену своего решения в 865 году. В своей более поздней переписке с папой Николаем I князь спрашивал, имели ли его действия перешел границы христианского смирения. Папа ответил:
… Ты согрешил скорее из-за усердия и неведения, чем из-за другого порока. Вы получаете прощение, благодать и благоволение Христа, поскольку за вами последовало покаяние.
[ нужна ссылка ]
Различные интерпретации исторических записей заставили некоторых историков полагать, что князь казнил почти половину болгарской аристократии, чтобы положить конец религиозному и политическому конфликту. Его аристократические противники опасались, что Византийская империя распространит свое влияние через христианство и уничтожит Болгарию. В это время, в средние века, болгары считали «христиан» эквивалентом своих традиционных конкурентов, «византийцев» или «греков», как их чаще всего называли. Многие болгары думали, что вместе с христианством они будут вынуждены принять византийский образ жизни и нравы.
Выбор между Римом и Константинополем [ править ]
Князь Борис понимал, что христианизация его подданных приведет к усилению византийского влияния. Литургия совершалась на греческом языке , а вновь созданная Болгарская Церковь подчинялась Константинопольской Церкви. Восстание против новой религии побудило князя попросить Константинополь предоставить Болгарской церкви независимый статус.
Когда Константинополь отказался предоставить Болгарской Церкви независимость, князь Борис обратился к Папе. В конце августа 866 года в Рим прибыла болгарская миссия во главе с кавханом Петром со списком из 115 вопросов от князя Бориса. Они были связаны с христианским образом жизни новообращенных болгар и потенциальной организацией будущей Болгарской Церкви под юрисдикцией Рима. 13 ноября 866 года болгарский князь получил 106 ответов Папы. Формоза из Портуа и Павел Популонский возглавили миссию Папы. В то же время Папа отправил в Константинополь других эмиссаров.
Когда прибыла римская клерикальная миссия, Борис был настолько удовлетворен ответом Рима, что приказал византийской миссии покинуть Болгарию. Это рассматривалось как официальная смена болгарской ориентации с Константинополя на Рим. Увидев там римских эмиссаров, немецкая миссия также покинула Болгарию, удовлетворившись тем, что Болгария будет в составе Римской епархии.
Император Михаил III был недоволен изгнанием Болгарией византийского духовенства. В письме князю Борису византийский император выразил неодобрение религиозной переориентации Болгарии, используя оскорбительные выражения в адрес Римской церкви. Это вызвало старое соперничество между двумя ветвями христианства. Менее чем за два года имя Болгарии стало широко известно в Западной Европе.
В Константинополе люди нервно следили за событиями, происходящими в Болгарии. Они считали, что проримская Болгария угрожает непосредственным интересам Константинополя. , религиозный собор Летом 867 года в византийской столице состоялся в ходе которого священнослужители раскритиковали действия Римской церкви по вербовке Болгарии. Папа Николай I был предан анафеме .
Не теряя времени, князь Борис попросил Папу назначить Формоза Портийского , который спустя годы стал папой Формозом болгарским архиепископом . Папа отказался, и официальный ответ заключался в том, что на Формозе уже была епархия .
Папа приказал отправить новых лидеров, Доминика Тривенского и Гримвальда Полимарфийского, с миссией в Болгарию. Вскоре после этого Николас умер. Его преемник, папа Адриан II (867-872), также не ответил на просьбу князя Бориса о назначении болгарского архиепископа.
Князь Борис предложил другую кандидатуру на пост болгарского архиепископа – Маринуса. Диакон Марин в это время был папским легатом в Константинополе и не имел епархии , но Папа отказался. Вместо этого он принял клирика по имени Сильвестр, человека настолько низкого в иерархии, что он не имел права совершать литургию самостоятельно. После трехдневного пребывания в Плиске болгары отправили его обратно в Рим в сопровождении эмиссаров с жалобным письмом князя Бориса. Отказы Рима в удовлетворении его просьбы и задержки Борис воспринял как оскорбление и знак нежелания Папы согласовать с ним выбор болгарского архиепископа. Маринус стал Папой всего несколько лет спустя под именем Папы Маринуса I.
В результате Борис снова начал переговоры с Константинополем, от которого он ожидал большего сотрудничества, чем было в прошлом. Но 23 сентября 867 года император Михаил III был убит своим близким знакомым Василием , основавшим македонскую династию , правившую Империей до 1057 года. Патриарха Фотия сменил его идейный соперник Игнатий (847–858; 867–877). Новые правители Византийской империи быстро снизили напряженность между Константинополем и Римом. Папа Адриан II нуждался в помощи Василия I в борьбе с нападениями арабов в Южной Италии . С другой стороны, Византия ожидала поддержки Папой Патриарха Игнатия.
Результат [ править ]
В результате договоренностей лидеров в Константинополе состоялся Церковный Собор . После окончания официальных конференций, 28 февраля, в Константинополь прибыло 870 болгарских эмиссаров, посланных князем и во главе с Ичигубоилом (первым советником князя) Стасисом, кан-богатуром (высокопоставленным аристократом) Сондоке, Кан-Таркан (высокопоставленный военачальник) и другие.
Мало кто подозревал истинную цель этих эмиссаров. 4 марта император Василий I закрыл собор торжеством в императорском дворце. Присутствовал булгарский кавкан (примерно вицехан или наместник) Петр. Поприветствовав представителей Римской и Византийской Церквей (первой была Римская), Кавкан Петр спросил, под чьей юрисдикцией должна подпасть Болгарская Церковь. Римские представители не были готовы обсуждать этот вопрос.
Судя по всему, между византийским патриархом, императором и болгарскими эмиссарами существовало тайное соглашение. Православные отцы тут же спросили болгар, чье духовенство они нашли, когда пришли в земли, которыми теперь управляют. Ответили: «Греческий». Православные отцы заявили, что право управления Болгарской Церковью принадлежит только Константинопольской Матери-Церкви, которая в прошлом обладала юрисдикцией на этих землях.
Протесты эмиссаров Папы не были приняты во внимание. С одобрения князя и отцов собора Болгарская Церковь была объявлена архиепископством . Архиепископ должен был избираться среди архиереев с одобрения князя. Создание независимого болгарского архиепископства было беспрецедентным. Обычно независимыми церквями были церкви, основанные апостолами или учениками апостолов. В течение длительного периода Рим оспаривал притязания Константинополя на равенство с Римом на том основании, что Константинопольская церковь не была основана апостолом Христа. До середины IX века в практике формально единой Церкви не было прецедентов создания национальных церквей среди новообращенных народов. Такая национализация церкви и литургии была исключительным явлением и вовсе не являлась частью практики других европейских христиан. Болгария создала этот прецедент и подала пример другим.
Всего через шесть лет после его обращения Православная Церковь даровала князю Борису национальную независимую церковь и высокопоставленного верховного представителя (архиепископа). В течение следующих 10 лет папа Адриан II и его преемники предпринимали отчаянные попытки восстановить свое влияние в Болгарии и убедить князя Бориса покинуть сферу Константинополя.
Обращение болгар в христианство и создание Болгарской национальной Церкви совпало с небывалым культурным расцветом Болгарии, начавшимся в 855 году с принятия учениками азбуки святых Кирилла и Мефодия, которые под покровительством князя Бориса впервые внедрил кириллицу и основал литературные школы в Плиске и Охриде . Это привело к тому, что славянский старославянский язык стал официальным языком Болгарской церкви, а также положило начало Золотому веку средневековой болгарской культуры, во время которого кириллица была распространена болгарскими учеными в других славянских государствах, таких как Россия и Сербия.
См. также [ править ]
- Хронология христианских миссий
- Список старейших церковных построек
- Христианизация славян
- Святые Кирилл и Мефодий
- Староболгарский (также называемый старославянским)
- Ранняя кириллица
- Кириллица
- Борис I Болгарии
- Глаголица
- Надпись Балши
Примечания [ править ]
- ^ Гюзелев, с. 130
- ^ «Культура::Выбор» .
Ссылки [ править ]
- Гюзелев В., (1988) Средневековая Болгария, Византийская империя, Черное море, Венеция, Генуя (Византийский центр культурного мира). Верлаг Байер.
Библиография [ править ]
- Салливан, Р.Э., (1994) Христианская миссионерская деятельность в раннем средневековье (серия сборников исследований Variorum). Ашгейт Паблишинг Лимитед, ISBN 0-86078-402-9 .
- Власто, А.П., (1970) Вхождение славян в христианский мир: введение в средневековую историю славян . Издательство Кембриджского университета.
- 9 век в Болгарии.
- Христианство в средневековой Македонии
- Христианизация Европы
- Отношения Византийской империи и Первой Болгарской империи
- Отношения Византийской империи и Святого Престола
- Первая Болгарская империя
- Золотой век средневековой болгарской культуры
- История христианства в Болгарии
- Средневековая Фракия