Jump to content

Христианизация Болгарии

Крещение Болгарии.
Крещение Плиского двора Николаем Павловичем (1835–1894) – дата завершения неизвестна.
Дата 864 г. н. э.
Расположение Первая Болгарская империя
Исход Болгария принимает христианство

Христианизация Болгарии была процессом, посредством которого средневековая Болгария 9-го века обратилась в христианство . Оно отражало необходимость единства внутри религиозно разделенного болгарского государства, а также необходимость равного признания на международной арене в христианской Европе . Этот процесс характеризовался изменением политических союзов Бориса I Болгарского (правил в 852–889 гг.) с королевством восточных франков и Византийской империей , а также его дипломатической перепиской с Папой .

Из-за стратегического положения Болгарии церкви как Рима, так и Константинополя хотели, чтобы Болгария находилась в их сфере влияния. Они рассматривали христианизацию как средство интеграции славян в свой регион. После некоторых попыток каждой стороны хан принял христианство из Константинополя в 870 году. В результате он достиг своей цели - получить независимую болгарскую национальную церковь и назначить ее главой архиепископа.

Предыстория [ править ]

Болгария под властью Бориса I

Когда в 852 году хан Борис начал свое правление, международная ситуация в Юго-Восточной Европе характеризовалась гонкой за влияние в регионе, как культурное, так и политическое. Конфликт с Византийской империей за господство над славянскими племенами на территории современной Македонии и Фракии был еще далек от разрешения. В районе среднего Дуная интересы Болгарии пересекались с интересами формирующегося королевства восточных франков и княжества Великой Моравии . Это был примерно тот период, когда Хорватия вышла на международную арену со своими амбициями и требованиями на территории в регионе.

В более широком масштабе напряженность между Константинополем и Римом обострялась. Оба центра боролись за лидерство в христианизации, которая интегрировала славян в Южной и Центральной Европе . Болгарское ханство и Королевство восточных франков установили дипломатические отношения еще в 20-30-х годах 9 века. В 852 году, в начале правления хана Бориса, в Майнц было отправлено болгарское посольство, чтобы сообщить Людовику II о смене власти в Плиске , болгарской столице. Скорее всего, посольство также работало над возобновлением болгарско-германского союза.

неудачи Первоначальные

Некоторое время спустя хан Борис заключил союз с Растиславом Моравским (846–870) по инициативе короля западных Карла франков Лысого (840–877). Немецкое королевство ответило нападением на Болгарию и ее победой, что вынудило хана Бориса позже восстановить союз с немецким королем, направленный против Великой Моравии, византийского союзника. Ситуация представляла большой риск для ослабленного болгарского государства. Война с Византийской империей вспыхнула между 855 и 856 годами. Византийцы хотели вернуть себе контроль над некоторыми крепостями на Диагональной дороге ( Via Diagonalis или Via Militaris ), которая шла из Константинополя через Филиппополь ( Пловдив ) в Наисс ( Ниш ) и Сингидунум. ( Белград ). Византийская империя одержала победу и отвоевала ряд городов, в том числе и Филиппополь. [1]

В 861 году хан Борис заключил союз с восточно-франкским королем Людовиком Немецким , сообщив при этом ему, что хотел бы принять христианство по западному обряду. Этот возобновленный союз угрожал Великой Моравии, которая искала помощи у Византии (862–863 гг.). Это было в то же время, когда проходила византийская миссия в Великую Моравию. Кирилл и его брат Мефодий намеревались приблизить Великую Моравию к Константинополю и усилить там византийское влияние.

Хана Бориса больше интересовал первый славянский алфавит, созданный Кириллом и Мефодием. Болгария хотела внедрить славянский алфавит, а также как средство остановить культурное влияние Византийской империи.

В последние месяцы 863 года византийцы снова напали на Болгарию, вероятно, после того, как их моравские союзники сообщили, что Борис сказал немецкому королю, что готов принять христианство, и Византия должна была помешать ему принять христианство из Рима. Зависимая от Рима Болгария во внутренних районах Константинополя представляла угрозу непосредственным интересам Византийской империи.

Сближение с Востоком [ править ]

Крещение святителя Бориса I.

Прежде чем произошли какие-либо фактические военные сражения, хан Борис был вынужден просить мира из-за того, что он не был готов к войне, поскольку Болгария сильно пострадала от неурожая и землетрясений в том году, что Борис, возможно, воспринял как знак обращения в веру, согласно восточной традиции. обряд. Были начаты переговоры, и Борис пообещал принять православие вместе со своим народом, попросив миссионеров приехать в Болгарию и начать этот процесс.

Обе стороны заключили «глубокий мир» сроком на 30 лет. В обмен на обращение Болгарии византийцы вернули ранее завоеванные земли. Поздней осенью 864 года прибыла миссия константинопольского патриарха Фотия в болгарскую столицу Плиску и обратила хана, его семью и высокопоставленных сановников. Борис получил христианское имя Михаил (в честь тогдашнего византийского императора Михаила III ) и, по мнению большинства ученых, изменил свой титул на славянский эквивалент Царя ( Князь ). После этого болгарское население начало принимать христианство.

Причины христианизации [ править ]

После завоеваний Болгарии ханом Крумом в начале 9 века Болгария стала важной региональной державой в Юго-Восточной Европе . Дальнейшее его развитие было связано с Византийской и Восточно-Франкской империями. Поскольку оба этих государства были христианскими, языческая Болгария оставалась более или менее изолированной, неспособной взаимодействовать на ровных основаниях ни в культурном, ни в религиозном плане.

После обращения саксов большая часть Европы стала христианской. Сохранение язычества среди булгар и славян, этносов, образовавших наряду с местным, романизированным (позже названным влахами) или эллинизированным христианским фракийским населением, булгарский народ и нацию , принесло еще один недостаток — языческий и христианский этносы. объединению препятствовали различия в религиозных убеждениях. Христианство зародилось на болгарских землях еще до образования Болгарского государства через упомянутое выше коренное население.

Реакция [ править ]

Болгары молятся Богу, чтобы голод прекратился

Людовик Немецкий не был удовлетворен планом Бориса, но не стал доводить свои опасения до открытого конфликта.

Когда византийские миссии обратили болгар в веру, их силы побуждали людей разрушать языческие святые места. Консервативные болгарские аристократические круги выступали против такого разрушения, поскольку они руководили духовными ритуалами. В 865 году недовольные всех десяти административных областей ( комитатов ) восстали против князя Бориса, обвиняя его в том, что он дал им «плохой закон». Повстанцы двинулись к столице, намереваясь захватить и убить князя и восстановить старую религию.

Известно лишь, что князь Борис собрал верных ему людей и подавил восстание. Отмечается, что чудо Божие помогло Борису выиграть битву, а доспехи, которые он носил во время битвы, были испрошены у Папы в дар. Он приказал казнить руководителей восстания – бояр и всех их сыновей – 52 повстанцев. [2] Простым людям, которые «желали покаяться » , было разрешено уйти без вреда.

До конца жизни князя Бориса преследовало чувство вины за жестокость убийства сыновей предводителей восстания и моральную цену своего решения в 865 году. В своей более поздней переписке с папой Николаем I князь спрашивал, имели ли его действия перешел границы христианского смирения. Папа ответил:

… Ты согрешил скорее из-за усердия и неведения, чем из-за другого порока. Вы получаете прощение, благодать и благоволение Христа, поскольку за вами последовало покаяние.

[ нужна ссылка ]

Различные интерпретации исторических записей заставили некоторых историков полагать, что князь казнил почти половину болгарской аристократии, чтобы положить конец религиозному и политическому конфликту. Его аристократические противники опасались, что Византийская империя распространит свое влияние через христианство и уничтожит Болгарию. В это время, в средние века, болгары считали «христиан» эквивалентом своих традиционных конкурентов, «византийцев» или «греков», как их чаще всего называли. Многие болгары думали, что вместе с христианством они будут вынуждены принять византийский образ жизни и нравы.

Выбор между Римом и Константинополем [ править ]

Надпись Балши

Князь Борис понимал, что христианизация его подданных приведет к усилению византийского влияния. Литургия совершалась на греческом языке , а вновь созданная Болгарская Церковь подчинялась Константинопольской Церкви. Восстание против новой религии побудило князя попросить Константинополь предоставить Болгарской церкви независимый статус.

Когда Константинополь отказался предоставить Болгарской Церкви независимость, князь Борис обратился к Папе. В конце августа 866 года в Рим прибыла болгарская миссия во главе с кавханом Петром со списком из 115 вопросов от князя Бориса. Они были связаны с христианским образом жизни новообращенных болгар и потенциальной организацией будущей Болгарской Церкви под юрисдикцией Рима. 13 ноября 866 ​​года болгарский князь получил 106 ответов Папы. Формоза из Портуа и Павел Популонский возглавили миссию Папы. В то же время Папа отправил в Константинополь других эмиссаров.

Когда прибыла римская клерикальная миссия, Борис был настолько удовлетворен ответом Рима, что приказал византийской миссии покинуть Болгарию. Это рассматривалось как официальная смена болгарской ориентации с Константинополя на Рим. Увидев там римских эмиссаров, немецкая миссия также покинула Болгарию, удовлетворившись тем, что Болгария будет в составе Римской епархии.

Император Михаил III был недоволен изгнанием Болгарией византийского духовенства. В письме князю Борису византийский император выразил неодобрение религиозной переориентации Болгарии, используя оскорбительные выражения в адрес Римской церкви. Это вызвало старое соперничество между двумя ветвями христианства. Менее чем за два года имя Болгарии стало широко известно в Западной Европе.

В Константинополе люди нервно следили за событиями, происходящими в Болгарии. Они считали, что проримская Болгария угрожает непосредственным интересам Константинополя. , религиозный собор Летом 867 года в византийской столице состоялся в ходе которого священнослужители раскритиковали действия Римской церкви по вербовке Болгарии. Папа Николай I был предан анафеме .

Не теряя времени, князь Борис попросил Папу назначить Формоза Портийского , который спустя годы стал папой Формозом болгарским архиепископом . Папа отказался, и официальный ответ заключался в том, что на Формозе уже была епархия .

Папа приказал отправить новых лидеров, Доминика Тривенского и Гримвальда Полимарфийского, с миссией в Болгарию. Вскоре после этого Николас умер. Его преемник, папа Адриан II (867-872), также не ответил на просьбу князя Бориса о назначении болгарского архиепископа.

Князь Борис предложил другую кандидатуру на пост болгарского архиепископа – Маринуса. Диакон Марин в это время был папским легатом в Константинополе и не имел епархии , но Папа отказался. Вместо этого он принял клирика по имени Сильвестр, человека настолько низкого в иерархии, что он не имел права совершать литургию самостоятельно. После трехдневного пребывания в Плиске болгары отправили его обратно в Рим в сопровождении эмиссаров с жалобным письмом князя Бориса. Отказы Рима в удовлетворении его просьбы и задержки Борис воспринял как оскорбление и знак нежелания Папы согласовать с ним выбор болгарского архиепископа. Маринус стал Папой всего несколько лет спустя под именем Папы Маринуса I.

В результате Борис снова начал переговоры с Константинополем, от которого он ожидал большего сотрудничества, чем было в прошлом. Но 23 сентября 867 года император Михаил III был убит своим близким знакомым Василием , основавшим македонскую династию , правившую Империей до 1057 года. Патриарха Фотия сменил его идейный соперник Игнатий (847–858; 867–877). Новые правители Византийской империи быстро снизили напряженность между Константинополем и Римом. Папа Адриан II нуждался в помощи Василия I в борьбе с нападениями арабов в Южной Италии . С другой стороны, Византия ожидала поддержки Папой Патриарха Игнатия.

Результат [ править ]

В результате договоренностей лидеров в Константинополе состоялся Церковный Собор . После окончания официальных конференций, 28 февраля, в Константинополь прибыло 870 болгарских эмиссаров, посланных князем и во главе с Ичигубоилом (первым советником князя) Стасисом, кан-богатуром (высокопоставленным аристократом) Сондоке, Кан-Таркан (высокопоставленный военачальник) и другие.

Мало кто подозревал истинную цель этих эмиссаров. 4 марта император Василий I закрыл собор торжеством в императорском дворце. Присутствовал булгарский кавкан (примерно вицехан или наместник) Петр. Поприветствовав представителей Римской и Византийской Церквей (первой была Римская), Кавкан Петр спросил, под чьей юрисдикцией должна подпасть Болгарская Церковь. Римские представители не были готовы обсуждать этот вопрос.

Судя по всему, между византийским патриархом, императором и болгарскими эмиссарами существовало тайное соглашение. Православные отцы тут же спросили болгар, чье духовенство они нашли, когда пришли в земли, которыми теперь управляют. Ответили: «Греческий». Православные отцы заявили, что право управления Болгарской Церковью принадлежит только Константинопольской Матери-Церкви, которая в прошлом обладала юрисдикцией на этих землях.

Протесты эмиссаров Папы не были приняты во внимание. С одобрения князя и отцов собора Болгарская Церковь была объявлена ​​архиепископством . Архиепископ должен был избираться среди архиереев с одобрения князя. Создание независимого болгарского архиепископства было беспрецедентным. Обычно независимыми церквями были церкви, основанные апостолами или учениками апостолов. В течение длительного периода Рим оспаривал притязания Константинополя на равенство с Римом на том основании, что Константинопольская церковь не была основана апостолом Христа. До середины IX века в практике формально единой Церкви не было прецедентов создания национальных церквей среди новообращенных народов. Такая национализация церкви и литургии была исключительным явлением и вовсе не являлась частью практики других европейских христиан. Болгария создала этот прецедент и подала пример другим.

Всего через шесть лет после его обращения Православная Церковь даровала князю Борису национальную независимую церковь и высокопоставленного верховного представителя (архиепископа). В течение следующих 10 лет папа Адриан II и его преемники предпринимали отчаянные попытки восстановить свое влияние в Болгарии и убедить князя Бориса покинуть сферу Константинополя.

Обращение болгар в христианство и создание Болгарской национальной Церкви совпало с небывалым культурным расцветом Болгарии, начавшимся в 855 году с принятия учениками азбуки святых Кирилла и Мефодия, которые под покровительством князя Бориса впервые внедрил кириллицу и основал литературные школы в Плиске и Охриде . Это привело к тому, что славянский старославянский язык стал официальным языком Болгарской церкви, а также положило начало Золотому веку средневековой болгарской культуры, во время которого кириллица была распространена болгарскими учеными в других славянских государствах, таких как Россия и Сербия.

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Гюзелев, с. 130
  2. ^ «Культура::Выбор» .

Ссылки [ править ]

  • Гюзелев В., (1988) Средневековая Болгария, Византийская империя, Черное море, Венеция, Генуя (Византийский центр культурного мира). Верлаг Байер.

Библиография [ править ]

  • Салливан, Р.Э., (1994) Христианская миссионерская деятельность в раннем средневековье (серия сборников исследований Variorum). Ашгейт Паблишинг Лимитед, ISBN   0-86078-402-9 .
  • Власто, А.П., (1970) Вхождение славян в христианский мир: введение в средневековую историю славян . Издательство Кембриджского университета.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f518ce4e2582be4ba7955efdd5b298b4__1718289840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/b4/f518ce4e2582be4ba7955efdd5b298b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christianization of Bulgaria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)