Мадара Райдер
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
Мадарский всадник | |
Расположение | Шумен , Болгария |
Критерии | Культурные: (i), (iii) |
Ссылка | 43 |
Надпись | 1979 г. (3-я сессия ) |
Область | 1,2 га (130 000 кв. Футов) |
Буферная зона | 501,7 га (1937 квадратных миль) |
Координаты | 43 ° 16'36,1 ″ с.ш. 27 ° 07'10,4 ″ в.д. / 43,276694 ° с.ш. 27,119556 ° в.д. |

Мадарский всадник или Мадарский всадник [1] ( болгарский : Мадарски конник , Мадарски конник ) — большой раннесредневековый скальный рельеф , высеченный на Мадарском плато к востоку от Шумена в северо-восточной Болгарии , недалеко от села Мадара . Памятник датирован самым концом VII в. [2] или чаще самого начала VIII века, во времена правления булгарского хана Тервела . [3] В 1979 году памятник был внесен в список ЮНЕСКО Всемирного наследия . [4]
Описание
[ редактировать ]Рельефная скульптура изображает величественного всадника на высоте примерно 23 м (75 футов) над уровнем земли, высеченного в почти вертикальной скале высотой 100 м (328 футов). Скульптура почти в натуральную величину. [3] Всадник, повернувшись вправо, вонзает копье в лежащего у ног его коня льва, а слева за всадником бежит собака. [5] Резьба нимба и одежды всадника, а также птица перед лицом всадника едва различимы из-за многовековой эрозии и в целом плохого состояния памятника. [6] Рельеф аналогичен карбоновым изображениям, найденным в Салтово, Сулеке, Плиске и Великом Преславе . [1]
Традиция происхождения
[ редактировать ]Смысл и символика скульптуры неясны, как и ее реальная каменная традиция и культурный источник. [5]
Рельеф, вероятно, включает в себя элементы как автохтонных фракийских культов , так и особых культов пришедших булгар. [7] Монументальный размер и иконография, а также многие специфические детали (стремя, нимб, чаша-череп, птица и т. д.) в целом являются частью булгарской традиции, тогда как направление вправо и лев более типичны для фракийской традиции. [8]
Некоторые ранние исследователи считали его примером фракийского всадника — повторяющегося мотива божества в форме всадника в палеобалканской мифологии . [7] [9] На мотиве обычно изображен всадник в плаще верхом на коне с копьем в правой руке. Его часто изображают убивающим зверя копьем, хотя эта черта иногда отсутствует. [10] [11] [12] Первоначально рассмотренное (а позже оставленное) Константином Йозефом Йиречеком и Карелом Шкорпилом , это предположение было постепенно отвергнуто из-за различий в иконографических деталях и связи с животными (собаки не существует). [9] ). [1] [13]
Многие ученые связывают происхождение рельефа с этногенезом булгар — полукочевой конно-воинской культуры из Евразийской степи . [14] Другие увидели в рельефе сходство с сасанидской традицией наскального рельефа . [1] [15] [5] Герой-всадник — распространенный персонаж тюркской и ирано-аланской мифологии. [5] Иногда полагают, что всадник представляет или связан с булгарским божеством Тангрой , тогда как Владимир Топоров относил его к иранскому божеству Митре . [5]
Третьи отмечают более простое объяснение: рельеф предназначался для изображения хана Тервела (701–718 гг. Н.э.), [3] или, что когда-то считалось вероятным, но теперь обычно отвергается, Хан Крум (802–814 гг. Н.э.). [13]
Археология
[ редактировать ]В 1924–1935 годах под рельефом (около 250 м к северу) были обнаружены остатки комплекса, предположительно служившего языческой святыней (трехнефная церковь), и прямоугольного здания, вероятно, частного жилища правителя, где правитель проводил сакральные ритуалы, связанные с Тангрой. [16] [17] На этом месте также была найдена поврежденная надпись хана Омуртага , в которой упоминается божество Тангра. [18] [19]
Комплекс обычно датируют второй четвертью девятого века. [20] поскольку раскопки 1970-х годов датировали керамику VIII-X веками. [21] Некоторые утверждают, что самые ранние постройки были построены после обращения в христианство. [21] Таким образом, языческий храм (т.е. церковь) и здание были построены на основе ранневизантийской базилики. [22] К западу от здания были найдены свидетельства христианского захоронения с украшенным золотом поясом, датируемым ок. 900 год нашей эры. [23]
Позже, в 20 веке, в двух милях (около 3,2 км) к северо-востоку от рельефа была найдена еще одна группа зданий, состоящая из базилики V–VI веков с внутренней прямоугольной структурой, которую некоторые интерпретировали как языческий храм (хотя и без четких доказательств). ). [22]
Надписи
[ редактировать ]три частично сохранившихся текста на средневековом греческом языке Вокруг изображения всадника можно обнаружить , высеченных в скале. Они несут важную информацию об истории Болгарии того периода. Самая старая надпись принадлежит Тервелу (701–718 гг. н.э.), поэтому считается, что рельеф был создан во время его правления или сразу после заселения региона булгарами в 680–681 гг. н.э. [2] [3] Остальные надписи относятся к ханам Круму (802–814 гг. н.э.) и Омуртагу (814–831 гг. н.э.), которые, скорее всего, заказали резьбу. [24] [3]
Надпись I : [2]
Император Юстиниан заключил договор [...] с булгарами [...] и пришел в Тервел . Мои дяди в Салониках не доверили императору с отрезанным носом и вернулись в Кисинии [...] один из своих [...] Правитель Тервел заключил договор и дал императору пять тысяч [.. .] с моей помощью император одержал прекрасную победу.
Надпись II : [2]
[...] золото. Он дал восемнадцать [...] золотых правителю [...] воинам [...] правителю [...] грекам (византийцам) [...] то, что Я дал тебе, я дам тебе все году, и император послал к правителю [...] и попросил правителя Крумесиса [...] правитель [...] разделил золото [...] начал [...] он дал из [. ..] правитель Крумесис дал [...] это море [...] вы сделали [...] правитель [...] война, они разорвали договоры [...] война [...] тогда [...] имя [...]
Надпись III : [25]
[...] он был воспитан [...] разорван, и Омуртаг, правитель, поставленный богом, послал [...] помощь мне [...]
Надпись IV : [26]
Хан сибиги Омуртаг, правитель от бога [...] был [...] и принес жертву богу Тангра [...] ичургу бойла [...] золото [...]
Наследие
[ редактировать ]Мадарский всадник изображен на аверсе более мелких болгарских монет (от 1 до 50 стотинок ), выпущенных в 1999 и 2000 годах. [27]
В официальном опросе о дизайне будущих монет евро Болгарии, состоявшемся 29 июня 2008 года, победил Мадарский всадник, набравший 25,44 процента голосов. [28] [29] [30]
Пик Мадара на острове Ливингстон на Южных Шетландских островах в Антарктиде назван в честь исторического места Мадара.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Дончев 1981 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с д Петков 2008 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д и Фидлер 2008 , с. 202.
- ^ Дончев 1981 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с д и Софулис 2011 , с. 83.
- ^ Дончев 1981 , с. 41, 45–46.
- ^ Jump up to: а б Дончев 1981 , с. 43.
- ^ Дончев 1981 , с. 43–44.
- ^ Jump up to: а б Ботева, Диляна. «Борьба со львом на вотивных бляшках фракийского всадника (анализ базы данных)» . Фракия . Том. XVI. стр. 213, 216, 218.
- ^ Люркер, Манфред (1987). Словарь богов и богинь, дьяволов и демонов . п. 151.
- ^ Николофф, Ассен (1983). Болгарский фольклор . п. 50.
- ^ Исаак, Бенджамин Х. (1986). Греческие поселения во Фракии до македонского завоевания . п. 257.
- ^ Jump up to: а б Станчева, Магдалина; Тотю Тотев (1996). Мадарский всадник . Антос. Архивировано из оригинала 20 июня 2006 года.
- ^ Дончев 1981 , с. 41–42.
- ^ Фидлер 2008 , с. 204.
- ^ Фидлер 2008 , с. 204–206.
- ^ Софулис 2011 , с. 83–85.
- ^ Фидлер 2008 , с. 207.
- ^ Софулис 2011 , с. 84–85.
- ^ Софулис 2011 , с. 291.
- ^ Jump up to: а б Фидлер 2008 , с. 205.
- ^ Jump up to: а б Фидлер 2008 , с. 206.
- ^ Фидлер 2008 , с. 205–206.
- ^ Петков 2008 , с. 5, 11.
- ^ Петков 2008 , с. 6.
- ^ Петков 2008 , с. 11.
- ^ Болгарский национальный банк . Банкноты и монеты в обращении: 1999 г.: 1 стотинка. Архивировано 1 января 2016 г. в Wayback Machine , 2 стотинки. Архивировано 1 января 2016 г. в Wayback Machine . 5 стотинок. Архивировано 1 января 2016 г. в 1 января 2016 г. в Wayback Machine Wayback Machine . 10 стотинок. Архивировано . 01 января 2016 г. в Wayback Machine , 20 стотинок. Архивировано 1 января 2016 г. в Wayback Machine , 50 стотинок. Архивировано 1 января 2016 г. в Wayback Machine ; 2000: 1 стотинка. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine , 2 стотинки. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine . 5 стотинок. Архивировано 6 марта 2016 г. в Wayback Machine . - Проверено 26 марта 2009 г.
- ^ «Болгария выбрала новый дизайн eruo» . Информация Болгария. Архивировано из оригинала 20 июня 2008 г. Проверено 30 июня 2008 г.
- ^ «Болгария выбирает Мадарского всадника в качестве национального символа на выставке Euro Coin Design» . София Информационное агентство Novinite . Проверено 1 июля 2008 г.
- ^ «Болгария выбирает объект наследия для украшения монет евро» . Бизнес ЕС. Архивировано из оригинала 19 ноября 2008 года . Проверено 1 июля 2008 г.
- Источники
- Дончев, Слави (1981). Мадарский всадник (PDF) . Том. 23–24. ИКОМОС . стр. 41–46.
- Петков, Кирилл (2008). Голоса средневековой Болгарии, седьмой-пятнадцатый века: записи ушедшей культуры . Брилл. ISBN 9789004168312 .
- Фидлер, Уве (2008). «Булгары в Нижнем Подунавье: обзор археологических свидетельств и состояние текущих исследований». Ин Курта, Флорин ; Ковалёв, Роман (ред.). Другая Европа в средние века: авары, булгары, хазары и половцы . Брилл. стр. 151–236. ISBN 9789004163898 .
- Софулис, Панос (2011). Византия и Болгария, 775-831 гг . Брилл. ISBN 9789004206960 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Веселин Бесшевлиев, «Легельные надписи Мадары», Bsl, 16, 1955, с. 212–254 (средневековый греческий, французский).
- Веселин Бесчевлиев, «Протоболгарские надписи», Берлин, 1963 (средневековый греческий, немецкий).
- Веселин Бешевлиев, «Ранние болгарские надписи», Издательство Болгарской академии наук, София, 1979 (средневековый греческий, болгарский).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Объекты всемирного наследия в Болгарии
- Археологические памятники в Болгарии
- Скальные рельефы
- Надписи VIII века
- Туристические достопримечательности Шуменской области
- Скульптуры в Болгарии
- Памятники и мемориалы в Болгарии
- Болгарские греческие надписи
- Здания и сооружения Шуменской области
- История Шуменской области
- Скульптуры VII века
- Скульптуры VIII века