Jump to content

Tengri

Страница полузащищена

Tengri
Бог Небес
Обитель Небо
Пол Мужской
Этническая группа Тюркские народы
Генеалогия
Супруг Приходить

Тенгри ( древнетурецкий : 𐰚𐰇𐰚:𐱅𐰭𐰼𐰃 , латинизированный: Kök Teŋri/Teŋiri , букв. «Голубое небо»; ​​древнеуйгурский : злость ; Среднетюркский : Гнев ; Османский турецкий язык : образование ; Кыргызский : Тенин ; Казахский : Бог ; Турецкий : Танры ; Азербайджанский : Танры ; Болгарский : Тангра ; Прототюркский : * teŋri / * taŋrɨ ; Монгольское письмо : ᠲᠩᠷᠢ , [1] Тнгри ; Монгольский : तेंगर , Тенгер ; : تەڭرى, Уйгур [2] ) — всеобъемлющий Бог Неба в традиционных тюркских , енисейских , монгольских и различных других кочевых алтайских религиозных верованиях. [3] Тенгри считается не божеством в обычном понимании, а олицетворением вселенной. [4] Однако некоторые качества, связанные с Тенгри как судьей и источником жизни, а также будучи вечными и высшими, побудили европейских и мусульманских писателей идентифицировать Тенгри как божество тюркских и монгольских народов. [5] По монгольскому поверью, воля Тенгри ( джайян ) может нарушить свои обычные законы и вмешаться, отправив избранного человека на землю. [6]

Это также один из терминов, используемых для обозначения главного главного божества ранних тюркских и монгольских народов.

Культ, окружающий Тенгри, называется тенгрианством . Основными существами в тенгрианстве являются Отец Неба (Тенгер Эцег) и Мать-Земля ( Умай Ана ). [ сомнительно обсудить ] Оно включает в себя поклонение предкам , поскольку Тенгри считался прародителем человечества в тюркских регионах и Монголии . [7] шаманизм , анимизм и тотемизм . [ нужна ссылка ]

Имя

Написание 𐱅𐰭𐰼𐰃 ‎ тенгри в древнетюркском письме (пишется справа налево, как t²ṅr²i )

Самая старая форма имени зафиксирована в китайских анналах IV века до нашей эры, описывающих верования хунну . Оно принимает форму 撑犁/ Чэн-ли , которая, как предполагается, является китайской транскрипцией Тангри . ( Прототюркская форма слова реконструирована как *Teŋri или *Taŋrɨ .) [8] Альтернативно, реконструированная алтайская этимология от *T`aŋgiri («клятва» или «бог») подчеркивала бы божественность бога, а не его владения над небом. [9] Принято считать, что термин тенгри первоначально означал «небо». [10] [11] Андрей Кононов предположил, что термин образован словами тян (утро) и инджир (вечер) в тянри , обозначая небо в целом. [10]

Тюркская форма Тенгри засвидетельствована в орхонских надписях VIII века как древнетюркская форма. 𐱅𐰭𐰼𐰃 ‎ Тэри . В современном турецком языке производное слово « Танры » используется как общее слово для обозначения «бога» или авраамического Бога и сегодня используется турецким народом для обозначения любого бога. Верховное божество традиционной религии чувашей Тура . [12]

Другие рефлексы имени в современных языках включают монгольский : Тэнгэр («небо»), болгарский : Тангра , азербайджанский : Танры .

Ранее китайское слово «небо» 天 ( мандаринское : tiān < древнекитайское * thīn [13] или * тонкий [14] Было высказано предположение, что он связан с Тенгри , возможно, это заимствование в китайский язык из доисторического среднеазиатского языка. [15] Однако это предложение маловероятно в свете недавних реконструкций древнекитайского произношения иероглифа «天», такого как * qʰl'iːn ( Чжэнчжан ). [16] или * l̥ˤi[n] ( Бакстер-Сагарт ), [17] которые предполагают для 天 глухое боковое начало, либо группу, либо одиночную согласную соответственно. Бакстер и Сагарт (2014:113-114) указали на подтвержденные диалектные различия в восточно-ханьском китайском языке , использование 天 в качестве фонетического компонента в фоносемантических составных китайских иероглифах и выбор 天 для транскрипции иностранных слогов, все это побудило они пришли к выводу, что около 200 г. н. э. начало 天 имело два варианта произношения: корональное * и дорсальное * x , оба из которых, вероятно, произошли от более раннего глухого латерального * l̥ˤ . [18]

Лингвист Стефан Георг предположил, что тюркское слово в конечном итоге произошло как заимствование от протоенисейского *tɨŋgɨr- «высокий». [19] [20]

Эми Чуа передает имя как «[T] he Eternal Blue Sky». [21] вероятно, из-за подтекста использования имени.

История

Печать из Гуюг-хана письма папе Иннокентию IV , 1246 год. Первые четыре слова сверху вниз, слева направо гласят: «möngke ṭngri-yin küčündür» — « Под властью вечного неба ».

Тенгри был национальным богом Гектюрков , которого описывали как «бога тюрков» ( Тюрук Тянгриси ). [8] Гектюркские ханы основывали свою власть на основании мандата Тенгри. Этих правителей обычно считали сыновьями Тенгри, которые представляли его на Земле. Они носили такие титулы, как тенгрикут , кутлуг или куталмыш , основанные на вере в то, что они достигли кут , своего рода небесной и духовной силы, дарованной этим правителям Тенгри. [22]

До иностранного влияния тюркская концепция тенгри рассматривалась как небо или воля, управляющая небом, вероятно, какая-то сила. Исходя из этого, развивается концепция личного существа. Во-первых, когда тюрки переняли другие религии, термин тенгри стал именем (личного) бога или «высшего существа». [23]

Тенгри — главное божество, которому поклонялся правящий класс среднеазиатских степных народов в VI-IX веках ( тюркские народы , монголы и венгры ). [24] Оно утратило свое значение, когда в VIII веке уйгурские каганы провозгласили манихейство государственной религией. [25] Культ Тенгри был принесен в Восточную Европу гуннами и ранними булгарами .

Тенгри считается главным богом, создавшим все сущее. Помимо этого небесного бога, у них были еще второстепенные божества ( Альпы ), служившие целям Тенгри. [26] Как Гёк Танри, он был отцом солнца ( Кояш ) и луны ( Ай Танры ), а также Умая , Эрлика , а иногда и Юльгена .

Мифология

Тенгри был главным богом тюркского пантеона, управляющим небесной сферой. [27] Тенгри считается похожим на индоевропейского бога неба *Диеса , а структура реконструированной протоиндоевропейской религии ближе к религии ранних тюрков, чем к религии любого народа ближневосточной или средиземноморской древности. . [28] В христианском турецком использовании Тенгри используется для обозначения отца Иисуса, которого называют «Тенгри Огли» (Сын Божий) и «Мшиха Тенгри» (Мессия Бог). Тенгри также сравнивают с Аллахом и Худой. Помимо иностранных религиозных влияний, насколько известно сегодня, первоначальная турецкая концепция Тенгри заключалась в концепции «неба» или духа, правящего на небесах. Этот дух, вероятно, представлялся как некая сила, соответствующая «мане» в современной этнологии. [29]

Наиболее важные современные свидетельства поклонения Тенгри можно найти в древнетюркских орхонских надписях , датированных началом VIII века. Эти надписи, написанные так называемым орхонским письмом , отражают мифологическое происхождение тюрков.Надпись, посвящённая Кул Тигину, включает в себя такие отрывки (в переводе, предоставленном Комитетом по языку Министерства культуры и информации Республики Казахстан ): «Когда были созданы голубое небо [Тенгри] вверху и бурая земля внизу, между ними был создан человек. Над людьми правили мои предки Бумин Каган и Истеми Каган. Они правили людьми по турецким законам, руководили ими и преуспевали» (лицо 1, строка 1); «Тенгри творит смерть. Все люди созданы для того, чтобы умирать» ( древнетюркский : Öd Teŋri yasar kisi oγlu qop ölgeli törürmis ), (лицо 2, строка 9); «Ты ушел из жизни (букв.: 'улетел'), пока Тенгри снова не подарит тебе жизнь» (лицо 2, строка 14). Каганы, управляемые волей Тенгри, думали древние тюрки и сохранили эти мысли в текстах Орхонские надписи имеют следующий вид: «Я, Тенгриподобный и Тенгрирожденный тюрк Бильге Каган , наследовал в это время престол» ( древнетюркский : Teŋiriteg Teŋiride bolmuš Türük Bilge Qaγan bü ödüke olurtum ). [30]

В одном тюркском мифе Тенгри — это чистый белый гусь, который постоянно летает над бескрайним водным пространством, олицетворяющим время. Под этой водой Ак Ана («Белая Мать») взывает к нему, говоря: «Создай». Чтобы преодолеть свое одиночество, Тенгри создает Эр Киши , который не такой чистый и белый, как Тенгри, и вместе они создали мир. Эр Киши становится демоническим персонажем и стремится ввести людей в заблуждение и вовлечь их в свою тьму. Тенгри принимает имя Тенгри Ульген и уходит на Небеса, откуда пытается дать людям руководство через священных животных, которых он посылает к ним. Ак Тенгрис занимают пятый уровень Неба. Жрецы- шаманы , желающие достичь Тенгри Ульгена, никогда не продвигаются дальше этого уровня, где они передают свои пожелания божественным проводникам. Возвращение на землю или на человеческий уровень происходит в сосуде в форме гуся. [31]

Географические названия

Хан -Тенгри. Пирамидальная вершина

См. также

Примечания

  1. ^ «ТЭНГЭР» . Государственный словарь Монгольского языка (на монгольском языке) . Проверено 05 октября 2017 г.
  2. ^ «Произношение تەڭرى: Как произносится تەڭرى, язык: Уйгурский» . Форво.com .
  3. ^ Бухараев, Р. (2014). Ислам в России: Времена года. Соединенное Королевство: Тейлор и Фрэнсис. п. 78
  4. ^ Бекебасова, А.Н. «Архетипы казахской и японской культур». Новости Национальной академии наук Республики Казахстан. Серия социальных и гуманитарных наук 6.328 (2019): 87-93.
  5. ^ БАНЗАРОВ, Доржи; НАТТЬЕ, Ян; КРЮГЕР, Джон Р. Черная вера, или шаманизм у монголов. Монголоведение, 1981, С. 53-91.
  6. ^ БАНЗАРОВ, Доржи; НАТТЬЕ, Ян; КРЮГЕР, Джон Р. Черная вера, или шаманизм у монголов. Монголоведение, 1981, С. 53-91.
  7. ^ Харл, Кеннет В. (2023). Степные империи: история кочевых племен, сформировавших цивилизацию . США: Hanover Square Press . п. 421. ИСБН  978-1-335-42927-8 .
  8. ^ Jump up to: а б Жан-Поль Ру, Древняя турецкая мифология , с. 255
  9. ^ «Алтайская этимология: Результат запроса» . starling.rinet.ru .
  10. ^ Jump up to: а б Религия и государство в алтайском мире: материалы 62-го ежегодного собрания Постоянной международной алтаистической конференции (PIAC), Фриденсау, Германия, 18–23 августа 2019 г. (2022). Германия: Де Грюйтер. п. 178
  11. ^ Молдагалиев, Бауыржан Ескалиевич и др. «Синтез традиционных и исламских ценностей в Казахстане». Европейский журнал науки и теологии 11.5 (2015): 217–229.
  12. ^ Tokarev, A. et al. 1987–1988. Mify narodov mira.
  13. ^ «Китайские иероглифы: результат запроса» . starling.rinet.ru .
  14. ^ Шюсслер, Аксель. (2007). Этимологический словарь древнекитайского языка . Издательство Гавайского университета. п. 495
  15. ^ Связь была отмечена Максом Мюллером в «Лекциях по религиоведению» (1870 г.). [1] Аксель Шюсслер (2007:495): «Поскольку божество Тянь приобрело известность во времена династии Чжоу (западное государство), центральноазиатском было высказано предположение о его происхождении, обратите внимание на монгольское тенгри «небо, рай, небесное божество»» ( Шонесси Китайско-платонические документы , июль 1989 г., и другие, как, например, Сиракава Шизука до него)».
  16. ^ Чжэн Чжан Шанфан «Древняя фонология» (2003) Shanghai Education Press
  17. ^ Бакстер В. и Сагарт, Л. Бакстер-Сагарт Старая китайская реконструкция, версия 1.1 (20 сентября 2014 г.). Архивировано 4 мая 2021 г. в Wayback Machine, с. 110 из 161
  18. ^ Бакстер, У.Х. и Сагарт, Л. (2014) Старый китайский язык: новая реконструкция . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 113-114
  19. ^ Георг, Стефан (2001): Турецко-монгольский тенгри «Небо/Бог» и его происхождение. Studia Etymologica Cracoviensia 6: 83–100.
  20. ^ Старостин, Сергей А. и Меррит Рулен. (1994). Протоенисейские реконструкции с внеенисейскими сравнениями. В книге М. Рулена, «О происхождении языков: исследования лингвистической таксономии». Архивировано 3 ноября 2021 г. в Wayback Machine . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. стр. 70–92. [Частичный перевод Старостина 1982 г., с дополнительными сравнениями Рулена.]
  21. ^ Чуа, Эми (2007). День Империи: как сверхдержавы достигают глобального доминирования и почему они падают (1-е изд.). Нью-Йорк: Даблдей . п. 95. ИСБН  978-0-385-51284-8 . OCLC   123079516 .
  22. ^ Кете Урай-Кхалми, Жан-Поль Ру, Пертев Н. Боратав , Эдит Вертес. « Боги и мифы в Центральной Азии и Северной Евразии »; раздел: Жан-Поль Ру: « Древнетюркская мифология » ISBN   3-12-909870-4
  23. ^ Брилл, EJ (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла: 1913–1936. Таиф - Зурхана. Нидерланде: Брилл.
  24. ^ «Нет сомнений в том, что между VI и IX веками тенгризм был религией степных кочевников» Язар Андраш Рона-Тас, венгры и Европа в раннем средневековье: введение в раннюю венгерскую историю , Центрально-Европейский университет Яинджи Пресс, 1999, ISBN   978-963-9116-48-1 , с. 151 .
  25. ^ Обзор буддийских исследований, тома 6–8, 1989, стр. 164.
  26. ^ Кая, Полат. «В поисках происхождения мотива полумесяца и звезды на турецком флаге» , 1997. [2] Архивировано 18 июня 2006 г. в Wayback Machine.
  27. ^ Абазов, Рафис. « Культура и обычаи среднеазиатских республик ». Greenwood Press , 2006. стр. 62.
  28. ^ Мирча Элиаде , Джон К. Холт, Образцы сравнительного религиоведения , 1958, с. 94.
  29. ^ Бюхнер В.Ф. и Дорфер Г., «Таньри», в: Энциклопедия ислама, второе издание, под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Консультация онлайн 18 января 2023 г. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_7392 Впервые опубликовано в Интернете: 2012 г.Первое печатное издание: ISBN   9789004161214 , 1960–2007 гг.
  30. ^ Аяновна, Наханова Ляззат (2014). «Роль древнетюркских топонимов в преподавании истории» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 141 : 1054–1061. дои : 10.1016/j.sbspro.2014.05.177 .
  31. ^ Гекнил, Кан. «Мифы о сотворении мира от Средней Азии до Анатолии» . Художественные галереи Япы Креди, 1997. [3] Архивировано 3 декабря 2009 г. в Wayback Machine.

Ссылки

  • Брент, Питер. Монгольская империя: Чингисхан: его триумф и его наследие . Партнеры книжного клуба, Лондон. 1976.
  • Сарангэрель. Избранный Духами . Destiny Books, Рочестер (Вермонт). 2001 г.
  • Шюсслер, Аксель. ABC Этимологический словарь древнекитайского языка . Издательство Гавайского университета . 2007.
  • Джордж, Стефан. «Тюркско-монгольский тэнгри «небо/бог» и его происхождение», «Studia Etymologica Cracoviensia 6, 83–100».
  • Бруно Дж. Рихтсфельд: Недавние рассказы о творении, происхождении и мировых катастрофах в Восточной Монголии, их внутренние азиатские мотивы и предметные параллели; в: Мюнхенский вклад в этнологию. Ежегодник Государственного музея этнологии Мюнхена 9 (2004), стр. 225–274.
  • Ив Боннефуа, Азиатские мифологии , University of Chicago Press, 1993, ISBN   978-0-226-06456-7 , с. 331 .

Гюнгор, Харун (зима 2013 г.). «Тенгризм как религиозное и политическое явление в тюркском мире: Тенгриянство» (PDF) . КАРАДЕНИЗ – ЧЕРНОЕ МОРЕ – ЧЕРНОЕ МОРЕ . 19 (зима 2013 г.). Эрдоган Алтынкайнак: 189–195. ISSN   1308-6200 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 августа 2016 года . Проверено 19 июня 2016 г.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7689beb42c2ae76679fed8cece161011__1719806940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/11/7689beb42c2ae76679fed8cece161011.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tengri - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)