Tengri
Часть серии о |
Тенгрианство |
---|
![]() |
Среднеазиатско . - евразийская степная и частично сибирско - восточноазиатская религия |
Верховное божество |
Другие божества/духи |
Движения |
Связанные движения |
Люди |
Священники |
Священные Писания |
Святые места |
Топонимы |
Связанные концепции |
![]() |
Tengri | |
---|---|
Бог Небес | |
Обитель | Небо |
Пол | Мужской |
Этническая группа | Тюркские народы |
Генеалогия | |
Супруг | Приходить |
Тенгри ( древнетурецкий : 𐰚𐰇𐰚:𐱅𐰭𐰼𐰃 , латинизированный: Kök Teŋri/Teŋiri , букв. «Голубое небо»; древнеуйгурский : злость ; Среднетюркский : Гнев ; Османский турецкий язык : образование ; Кыргызский : Тенин ; Казахский : Бог ; Турецкий : Танры ; Азербайджанский : Танры ; Болгарский : Тангра ; Прототюркский : * teŋri / * taŋrɨ ; Монгольское письмо : ᠲᠩᠷᠢ , [1] Тнгри ; Монгольский : तेंगर , Тенгер ; : تەڭرى, Уйгур [2] ) — всеобъемлющий Бог Неба в традиционных тюркских , енисейских , монгольских и различных других кочевых алтайских религиозных верованиях. [3] Тенгри считается не божеством в обычном понимании, а олицетворением вселенной. [4] Однако некоторые качества, связанные с Тенгри как судьей и источником жизни, а также будучи вечными и высшими, побудили европейских и мусульманских писателей идентифицировать Тенгри как божество тюркских и монгольских народов. [5] По монгольскому поверью, воля Тенгри ( джайян ) может нарушить свои обычные законы и вмешаться, отправив избранного человека на землю. [6]
Это также один из терминов, используемых для обозначения главного главного божества ранних тюркских и монгольских народов.
Культ, окружающий Тенгри, называется тенгрианством . Основными существами в тенгрианстве являются Отец Неба (Тенгер Эцег) и Мать-Земля ( Умай Ана ). [ сомнительно – обсудить ] Оно включает в себя поклонение предкам , поскольку Тенгри считался прародителем человечества в тюркских регионах и Монголии . [7] шаманизм , анимизм и тотемизм . [ нужна ссылка ]
Имя

Самая старая форма имени зафиксирована в китайских анналах IV века до нашей эры, описывающих верования хунну . Оно принимает форму 撑犁/ Чэн-ли , которая, как предполагается, является китайской транскрипцией Тангри . ( Прототюркская форма слова реконструирована как *Teŋri или *Taŋrɨ .) [8] Альтернативно, реконструированная алтайская этимология от *T`aŋgiri («клятва» или «бог») подчеркивала бы божественность бога, а не его владения над небом. [9] Принято считать, что термин тенгри первоначально означал «небо». [10] [11] Андрей Кононов предположил, что термин образован словами тян (утро) и инджир (вечер) в тянри , обозначая небо в целом. [10]
Тюркская форма Тенгри засвидетельствована в орхонских надписях VIII века как древнетюркская форма. 𐱅𐰭𐰼𐰃 Тэри . В современном турецком языке производное слово « Танры » используется как общее слово для обозначения «бога» или авраамического Бога и сегодня используется турецким народом для обозначения любого бога. Верховное божество традиционной религии чувашей — Тура . [12]
Другие рефлексы имени в современных языках включают монгольский : Тэнгэр («небо»), болгарский : Тангра , азербайджанский : Танры .
Ранее китайское слово «небо» 天 ( мандаринское : tiān < древнекитайское * thīn [13] или * тонкий [14] Было высказано предположение, что он связан с Тенгри , возможно, это заимствование в китайский язык из доисторического среднеазиатского языка. [15] Однако это предложение маловероятно в свете недавних реконструкций древнекитайского произношения иероглифа «天», такого как * qʰl'iːn ( Чжэнчжан ). [16] или * l̥ˤi[n] ( Бакстер-Сагарт ), [17] которые предполагают для 天 глухое боковое начало, либо группу, либо одиночную согласную соответственно. Бакстер и Сагарт (2014:113-114) указали на подтвержденные диалектные различия в восточно-ханьском китайском языке , использование 天 в качестве фонетического компонента в фоносемантических составных китайских иероглифах и выбор 天 для транскрипции иностранных слогов, все это побудило они пришли к выводу, что около 200 г. н. э. начало 天 имело два варианта произношения: корональное * tʰ и дорсальное * x , оба из которых, вероятно, произошли от более раннего глухого латерального * l̥ˤ . [18]
Лингвист Стефан Георг предположил, что тюркское слово в конечном итоге произошло как заимствование от протоенисейского *tɨŋgɨr- «высокий». [19] [20]
Эми Чуа передает имя как «[T] he Eternal Blue Sky». [21] вероятно, из-за подтекста использования имени.
История

Тенгри был национальным богом Гектюрков , которого описывали как «бога тюрков» ( Тюрук Тянгриси ). [8] Гектюркские ханы основывали свою власть на основании мандата Тенгри. Этих правителей обычно считали сыновьями Тенгри, которые представляли его на Земле. Они носили такие титулы, как тенгрикут , кутлуг или куталмыш , основанные на вере в то, что они достигли кут , своего рода небесной и духовной силы, дарованной этим правителям Тенгри. [22]
До иностранного влияния тюркская концепция тенгри рассматривалась как небо или воля, управляющая небом, вероятно, какая-то сила. Исходя из этого, развивается концепция личного существа. Во-первых, когда тюрки переняли другие религии, термин тенгри стал именем (личного) бога или «высшего существа». [23]
Тенгри — главное божество, которому поклонялся правящий класс среднеазиатских степных народов в VI-IX веках ( тюркские народы , монголы и венгры ). [24] Оно утратило свое значение, когда в VIII веке уйгурские каганы провозгласили манихейство государственной религией. [25] Культ Тенгри был принесен в Восточную Европу гуннами и ранними булгарами .
Тенгри считается главным богом, создавшим все сущее. Помимо этого небесного бога, у них были еще второстепенные божества ( Альпы ), служившие целям Тенгри. [26] Как Гёк Танри, он был отцом солнца ( Кояш ) и луны ( Ай Танры ), а также Умая , Эрлика , а иногда и Юльгена .
Мифология
Тенгри был главным богом тюркского пантеона, управляющим небесной сферой. [27] Тенгри считается похожим на индоевропейского бога неба *Диеса , а структура реконструированной протоиндоевропейской религии ближе к религии ранних тюрков, чем к религии любого народа ближневосточной или средиземноморской древности. . [28] В христианском турецком использовании Тенгри используется для обозначения отца Иисуса, которого называют «Тенгри Огли» (Сын Божий) и «Мшиха Тенгри» (Мессия Бог). Тенгри также сравнивают с Аллахом и Худой. Помимо иностранных религиозных влияний, насколько известно сегодня, первоначальная турецкая концепция Тенгри заключалась в концепции «неба» или духа, правящего на небесах. Этот дух, вероятно, представлялся как некая сила, соответствующая «мане» в современной этнологии. [29]
Наиболее важные современные свидетельства поклонения Тенгри можно найти в древнетюркских орхонских надписях , датированных началом VIII века. Эти надписи, написанные так называемым орхонским письмом , отражают мифологическое происхождение тюрков.Надпись, посвящённая Кул Тигину, включает в себя такие отрывки (в переводе, предоставленном Комитетом по языку Министерства культуры и информации Республики Казахстан ): «Когда были созданы голубое небо [Тенгри] вверху и бурая земля внизу, между ними был создан человек. Над людьми правили мои предки Бумин Каган и Истеми Каган. Они правили людьми по турецким законам, руководили ими и преуспевали» (лицо 1, строка 1); «Тенгри творит смерть. Все люди созданы для того, чтобы умирать» ( древнетюркский : Öd Teŋri yasar kisi oγlu qop ölgeli törürmis ), (лицо 2, строка 9); «Ты ушел из жизни (букв.: 'улетел'), пока Тенгри снова не подарит тебе жизнь» (лицо 2, строка 14). Каганы, управляемые волей Тенгри, думали древние тюрки и сохранили эти мысли в текстах Орхонские надписи имеют следующий вид: «Я, Тенгриподобный и Тенгрирожденный тюрк Бильге Каган , наследовал в это время престол» ( древнетюркский : Teŋiriteg Teŋiride bolmuš Türük Bilge Qaγan bü ödüke olurtum ). [30]
В одном тюркском мифе Тенгри — это чистый белый гусь, который постоянно летает над бескрайним водным пространством, олицетворяющим время. Под этой водой Ак Ана («Белая Мать») взывает к нему, говоря: «Создай». Чтобы преодолеть свое одиночество, Тенгри создает Эр Киши , который не такой чистый и белый, как Тенгри, и вместе они создали мир. Эр Киши становится демоническим персонажем и стремится ввести людей в заблуждение и вовлечь их в свою тьму. Тенгри принимает имя Тенгри Ульген и уходит на Небеса, откуда пытается дать людям руководство через священных животных, которых он посылает к ним. Ак Тенгрис занимают пятый уровень Неба. Жрецы- шаманы , желающие достичь Тенгри Ульгена, никогда не продвигаются дальше этого уровня, где они передают свои пожелания божественным проводникам. Возвращение на землю или на человеческий уровень происходит в сосуде в форме гуся. [31]
Географические названия

- Пирамидальная вершина хребта Тянь-Шаня между Китаем, Казахстаном и Кыргызстаном называется « Хан-Тенгри ». Сам Тянь-Шань известен на уйгурском языке как Танри Таги .
- Горы Тангра на острове Ливингстон на Южных Шетландских островах Антарктиды . также названы в честь божества
- Отгонтенгер — самая высокая гора хребта Монголии Хангайского .
- Пустыня Тенгэр — пустыня во Внутренней Монголии , Китай.
См. также
- Tengger Cavalry — монгольская фолк-метал-группа из Китая, названная в честь Тенгри.
- Тенгри-хан — титул, адресованный императору Тан Тайцзуну .
Примечания
- ^ «ТЭНГЭР» . Государственный словарь Монгольского языка (на монгольском языке) . Проверено 05 октября 2017 г.
- ^ «Произношение تەڭرى: Как произносится تەڭرى, язык: Уйгурский» . Форво.com .
- ^ Бухараев, Р. (2014). Ислам в России: Времена года. Соединенное Королевство: Тейлор и Фрэнсис. п. 78
- ^ Бекебасова, А.Н. «Архетипы казахской и японской культур». Новости Национальной академии наук Республики Казахстан. Серия социальных и гуманитарных наук 6.328 (2019): 87-93.
- ^ БАНЗАРОВ, Доржи; НАТТЬЕ, Ян; КРЮГЕР, Джон Р. Черная вера, или шаманизм у монголов. Монголоведение, 1981, С. 53-91.
- ^ БАНЗАРОВ, Доржи; НАТТЬЕ, Ян; КРЮГЕР, Джон Р. Черная вера, или шаманизм у монголов. Монголоведение, 1981, С. 53-91.
- ^ Харл, Кеннет В. (2023). Степные империи: история кочевых племен, сформировавших цивилизацию . США: Hanover Square Press . п. 421. ИСБН 978-1-335-42927-8 .
- ^ Jump up to: а б Жан-Поль Ру, Древняя турецкая мифология , с. 255
- ^ «Алтайская этимология: Результат запроса» . starling.rinet.ru .
- ^ Jump up to: а б Религия и государство в алтайском мире: материалы 62-го ежегодного собрания Постоянной международной алтаистической конференции (PIAC), Фриденсау, Германия, 18–23 августа 2019 г. (2022). Германия: Де Грюйтер. п. 178
- ^ Молдагалиев, Бауыржан Ескалиевич и др. «Синтез традиционных и исламских ценностей в Казахстане». Европейский журнал науки и теологии 11.5 (2015): 217–229.
- ^ Tokarev, A. et al. 1987–1988. Mify narodov mira.
- ^ «Китайские иероглифы: результат запроса» . starling.rinet.ru .
- ^ Шюсслер, Аксель. (2007). Этимологический словарь древнекитайского языка . Издательство Гавайского университета. п. 495
- ^ Связь была отмечена Максом Мюллером в «Лекциях по религиоведению» (1870 г.). [1] Аксель Шюсслер (2007:495): «Поскольку божество Тянь приобрело известность во времена династии Чжоу (западное государство), центральноазиатском было высказано предположение о его происхождении, обратите внимание на монгольское тенгри «небо, рай, небесное божество»» ( Шонесси Китайско-платонические документы , июль 1989 г., и другие, как, например, Сиракава Шизука до него)».
- ^ Чжэн Чжан Шанфан «Древняя фонология» (2003) Shanghai Education Press
- ^ Бакстер В. и Сагарт, Л. Бакстер-Сагарт Старая китайская реконструкция, версия 1.1 (20 сентября 2014 г.). Архивировано 4 мая 2021 г. в Wayback Machine, с. 110 из 161
- ^ Бакстер, У.Х. и Сагарт, Л. (2014) Старый китайский язык: новая реконструкция . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 113-114
- ^ Георг, Стефан (2001): Турецко-монгольский тенгри «Небо/Бог» и его происхождение. Studia Etymologica Cracoviensia 6: 83–100.
- ^ Старостин, Сергей А. и Меррит Рулен. (1994). Протоенисейские реконструкции с внеенисейскими сравнениями. В книге М. Рулена, «О происхождении языков: исследования лингвистической таксономии». Архивировано 3 ноября 2021 г. в Wayback Machine . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. стр. 70–92. [Частичный перевод Старостина 1982 г., с дополнительными сравнениями Рулена.]
- ^ Чуа, Эми (2007). День Империи: как сверхдержавы достигают глобального доминирования и почему они падают (1-е изд.). Нью-Йорк: Даблдей . п. 95. ИСБН 978-0-385-51284-8 . OCLC 123079516 .
- ^ Кете Урай-Кхалми, Жан-Поль Ру, Пертев Н. Боратав , Эдит Вертес. « Боги и мифы в Центральной Азии и Северной Евразии »; раздел: Жан-Поль Ру: « Древнетюркская мифология » ISBN 3-12-909870-4
- ^ Брилл, EJ (1993). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла: 1913–1936. Таиф - Зурхана. Нидерланде: Брилл.
- ^ «Нет сомнений в том, что между VI и IX веками тенгризм был религией степных кочевников» Язар Андраш Рона-Тас, венгры и Европа в раннем средневековье: введение в раннюю венгерскую историю , Центрально-Европейский университет Яинджи Пресс, 1999, ISBN 978-963-9116-48-1 , с. 151 .
- ^ Обзор буддийских исследований, тома 6–8, 1989, стр. 164.
- ^ Кая, Полат. «В поисках происхождения мотива полумесяца и звезды на турецком флаге» , 1997. [2] Архивировано 18 июня 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Абазов, Рафис. « Культура и обычаи среднеазиатских республик ». Greenwood Press , 2006. стр. 62.
- ^ Мирча Элиаде , Джон К. Холт, Образцы сравнительного религиоведения , 1958, с. 94.
- ^ Бюхнер В.Ф. и Дорфер Г., «Таньри», в: Энциклопедия ислама, второе издание, под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Консультация онлайн 18 января 2023 г. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_7392 Впервые опубликовано в Интернете: 2012 г.Первое печатное издание: ISBN 9789004161214 , 1960–2007 гг.
- ^ Аяновна, Наханова Ляззат (2014). «Роль древнетюркских топонимов в преподавании истории» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 141 : 1054–1061. дои : 10.1016/j.sbspro.2014.05.177 .
- ^ Гекнил, Кан. «Мифы о сотворении мира от Средней Азии до Анатолии» . Художественные галереи Япы Креди, 1997. [3] Архивировано 3 декабря 2009 г. в Wayback Machine.
Ссылки
- Брент, Питер. Монгольская империя: Чингисхан: его триумф и его наследие . Партнеры книжного клуба, Лондон. 1976.
- Сарангэрель. Избранный Духами . Destiny Books, Рочестер (Вермонт). 2001 г.
- Шюсслер, Аксель. ABC Этимологический словарь древнекитайского языка . Издательство Гавайского университета . 2007.
- Джордж, Стефан. «Тюркско-монгольский тэнгри «небо/бог» и его происхождение», «Studia Etymologica Cracoviensia 6, 83–100».
- Бруно Дж. Рихтсфельд: Недавние рассказы о творении, происхождении и мировых катастрофах в Восточной Монголии, их внутренние азиатские мотивы и предметные параллели; в: Мюнхенский вклад в этнологию. Ежегодник Государственного музея этнологии Мюнхена 9 (2004), стр. 225–274.
- Ив Боннефуа, Азиатские мифологии , University of Chicago Press, 1993, ISBN 978-0-226-06456-7 , с. 331 .
Гюнгор, Харун (зима 2013 г.). «Тенгризм как религиозное и политическое явление в тюркском мире: Тенгриянство» (PDF) . КАРАДЕНИЗ – ЧЕРНОЕ МОРЕ – ЧЕРНОЕ МОРЕ . 19 (зима 2013 г.). Эрдоган Алтынкайнак: 189–195. ISSN 1308-6200 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 августа 2016 года . Проверено 19 июня 2016 г.
Внешние ссылки

- Тенгри Тег Тенгри Создал Тюрк Бильге Каган (Орхонские надписи)
- Отрывок из «Тенгрианизм: Религия тюрков и монголов» книги Рафаэля Безертинова (2000).
- Андрей Виноградов. Ак Джанг в контексте алтайской религиозной традиции (2003).
- Hasan Bülent Paksoy, Tengri on Mars (2010).