Jump to content

Енисейский народ

Енисейско-остякская (кетская) женщина в России.
Распространение енисейских языков по российским историческим данным. Вероятно, это представляет собой миграцию енисейцев на север от места их происхождения из Северной Монголии.

Енисейский народ относится либо к современному, либо к древнему сибирскому населению, говорящему на енисейских языках . Несмотря на свидетельства, указывающие на историческое присутствие енисейских популяций по всей Центральной Сибири и Северной Монголии, сегодня сохранились только кеты и юги . Современные енисейцы живут в восточном среднем течении реки Енисей в Северной Сибири. По переписи 2021 года в России проживало 1088 кетов и 7 югов. [1]

По гидронимическим данным, енисейцы произошли из района Саян и южной оконечности озера Байкал . Известное историческое распространение енисейцев, вероятно, представляет собой миграцию на север, при этом современные кеты представляют собой самое северное расширение языковой семьи. [2] Эта миграция, возможно, произошла в результате падения конфедерации хунну , которая, по мнению Александра Вовина , вероятно, имела енисейскоязычный состав среди своей правящей элиты. [3] [4] Народ Цзе , ветвь хунну, основавших государство Поздняя Чжао в Китае, вероятно, говорил на варианте енисейского языка, близком к Пумпоколе . [5]

С появлением дене-енисейской языковой семьи енисейцы были связаны с коренными американцами , особенно с атабасками . Было высказано предположение, что енисейцы представляют собой либо обратную миграцию из Берингова сухопутного моста в Центральную Сибирь, либо что первые носители енисейского языка произошли из Центральной Сибири, при этом носители на-дене распространились в Америку, в то время как носители енисейского языка остались в Сибири. [6] [7]

Об истории енисейских народов известно немного. Енисейцы, вероятно, входили в состав конфедерации хунну и, возможно, были связаны с ее правящей элитой. Было также высказано предположение, что они сыграли важную роль в формировании гуннской империи . [3] [8] Народ Цзе , возможно, имеющий какое-то отношение к древним енисейцам, создал династию Позднего Чжао на севере Китая. Согласно лингвистическим данным, они считаются племенем пумпоколиков , и эта теория подтверждается свидетельствами длительного проживания пумпоколиков в северной Монголии. [5] Через некоторое время они были побеждены и ассимилированы в более широкое ханьское общество. [9] Как и народ Цзе, большинство других енисейскоязычных групп были ассимилированы с другими этническими группами, особенно с тюркскими и монгольскими народами . [10]

Ко времени завоевания Сибири русскими удалось документировать только шесть оставшихся енисейских языков: северные кетский и югский, южные коттский и асанский, а также центральные аринский и пумпокольский языки. Эдвард Вайда предположил, что, основываясь на гидронимическом анализе, распространение енисейцев, зафиксированное русскими, представляет собой недавнюю миграцию енисейцев на север в глубь Сибири, в процессе которой они покинули свою первоначальную родину в северной Монголии и южной Сибири недалеко от озера. Байкал . Это основано на наблюдении, что, хотя названия рек в приполярном регионе (современное распространение енисейцев) имеют тюркское, монгольское, угорское или тунгусское происхождение, названия рек в районе к югу от озера Байкал явно имеют енисейское происхождение. [11] Действительно, русские источники отмечают, что даже после 17 века кеты продолжали расширяться на север вниз по реке Енисей, и современная кетскоязычная территория, по-видимому, является репрезентативной для самых северных пределов енисейской миграции.

В конце концов, большинство этих языков, сохранившихся до 17 века, также вымерли: котт-югский язык претерпел языковой сдвиг в хакасский , а арин-пумпокольский - либо в хакасский, либо в чулымский татарский . [12] Последние остатки енисейцев, кетов и югов, первые из них являются признанным меньшинством в России . [13] Многие молодые кеты сейчас отказываются от своего языка в пользу русского.

Термин «енисейский» впервые был использован Юлиусом Клапротом в 1823 году для совокупного описания аринцев, ассанов, кетов, коттов, пумпоколов и югов. [14]

предположил Впервые Эдвард Вайда , что енисейцы имеют прямое отношение к некоторым коренным американцам . В частности, считается, что енисейцы тесно связаны с популяциями на-дене Канады и Аляски. [15] Хотя некоторые предполагают, что енисейцы и На-Дене могут быть результатом радиации из Берингии, а енисейцы представляют собой обратную миграцию в Центральную Сибирь из Берингова сухопутного моста, все больше доказательств подтверждают центрально-южно-сибирское происхождение как енисейцы, так и носители на-дене, возможно, как часть предложенной денэ-енисейской семьи . [6] [7]

Этнические группы

[ редактировать ]

Современный

[ редактировать ]

К двум оставшимся енисейским этническим группам относятся кеты и юги .

Исторический

[ редактировать ]

Енисейцы включали в себя множество вымерших этносов:

Енисейские языки считаются изолированными языками, поскольку они не связаны ни с одной известной языковой семьей так называемого Старого Света. В последние годы поступали предложения включить их в гипотетическую денэ-енисейскую языковую семью , поскольку енисейские языки могут иметь отдаленное родство с языками на-дене Северной Америки.

Енисейская языковая семья находится под угрозой исчезновения и имеет только одну сохранившуюся ветвь. Кетский язык , самый северный енисейский язык, по состоянию на 2010 год имеет всего около 213 носителей. Келлог в России — единственное место, где в школах до сих пор преподают кетский язык. Для классов со второго по четвертый предусмотрены специальные книги, но после этих классов можно читать только русскую литературу, описывающую кетскую культуру. [19] На данный момент нет известных одноязычных носителей. [20]

Несмотря на это, енисейские языки сыграли значительную роль в истории Китая, Монголии и Центральной Азии. И правящая элита хунну , и элита династии Поздняя Чжао , похоже, говорили, по крайней мере частично, на енисейском языке. Высказано предположение, что часть хунну претерпела языковой сдвиг с енисейского на тюркский . [21] [22] По мнению Цзинъи Гао (2014), лексическое сходство между венгерским языком и енисейскими языками может указывать на присутствие енисейцев в составе конфедерации гуннов и на возможный гуннский субстрат среди венгерского языка. [23]

Многие узнаваемые тюркские и монгольские слова, такие как царские титулы Хан , Каган и Таркан , а также слово «небо», а позже и «бог», Тенгри , могут быть заимствованными из енисейского языка. Тенгри , в частности, был получен от протоенисейского * tɨŋVr лингвистом Стефаном Георгом , в анализе, который Александр Вовин оценил как «превосходный» . [22]

Генетика

[ редактировать ]
Енисейский кетский рыбацкий народ в 1913 году. Фотограф: Фритьоф Нансен.

Енисейцы, по-видимому, тесно связаны с другими сибиряками , выходцами из Восточной Азии и коренными американцами . У них высокая частота отцовской гаплогруппы Q-M242 . [24]

Согласно исследованию 2016 года, кеты и другие енисейские народы произошли, скорее всего, где-то в районе Горного Алтая или вблизи озера Байкал . Предполагается, что часть алтайцев имеет преимущественно енисейское происхождение и тесно связана с кетским народом. Кеты также тесно связаны с несколькими группами коренных американцев. Согласно этому исследованию, енисейцы связаны с палеоэскимосскими группами. [25]

Предки енисейских народов, возможно, были связаны с сялахской культурой древней Якутии . [26] Енисейские народы, особенно кети, также демонстрируют высокую степень близости к тувинцам и другим народам Сибири , что позволяет предположить, что енисейское происхождение может быть связано с палеосибиряками, которые заменили предыдущих верхнепалеолитических сибиряков ( древних североевразийцев ) в качестве доминирующего населения, и впоследствии были в значительной степени ассимилированы неосибирцами из Северо-Восточной Азии. [27]

Древние носители енисейского языка могут быть связаны с предками позднего неолита / бронзового века в Прибайкалье (Cisbaikal_LNBA или Baikal_EBA), максимально распространенными среди охотников-собирателей местной глазковской культуры . Их можно отличить от более ранних «ранненеолитических байкальских охотников-собирателей», связанных с китойской и фофоновской культурами (Baikal_EN), а также от более поздних групп амурского происхождения ( DevilsCave_N -like). Предполагается, что предки Прибайкалья_ЛНБА богаты древними палео-сибирскими корнями, а также демонстрируют близость к группам Внутренней Северо-Восточной Азии (подобным Юмину). Этот тип предков также наблюдался среди восточных скифов ( саков ) и составлял почти всю родословную (85-95%) из отдаленного образца карасукской культуры (RISE497). Прибайкальская родословная ЛНБА позже распространилась вместе с керамикой глазковского типа в лесную зону Среднего Приангарья , что коррелирует с предполагаемым распространением енисейских языков, поддерживающих родину в Прибайкалье. Cisbaikal_LNBA также была обнаружена в небольших количествах среди Атабаскские спикеры , поддерживающие ден-енисейскую гипотезу. [28]

По мнению некоторых исследователей, енисейцы возникли в результате обратной миграции (из Америки в Азию). [29]

Хотя современные кеты произошли от источника, подобного Прибайкальскому_LNBA, они также демонстрируют значительный объем генного потока из источников, связанных с Уральскими регионами (Yakutia_LNBA). [28]

  1. ^ Вайда, Эдвард Георгиевич «Кеты и другие енисейские народы» . Архивировано из оригинала 6 апреля 2019 года . Проверено 29 июня 2007 г.
  2. ^ Георг, Стефан (январь 2003 г.). «Постепенное исчезновение евразийской языковой семьи» . … и поддержание языка: теоретические, практические и… : 89.
  3. ^ Перейти обратно: а б Беквит, Кристофер И. (16 марта 2009 г.). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета . ISBN   978-0-691-13589-2 . Проверено 30 марта 2015 г.
  4. ^ Вовин, А (1 января 2000 г.). «Разве хунну говорили на енисейском языке?» . Центральноазиатский журнал . 44 : 87–104.
  5. ^ Перейти обратно: а б Вовин, Александр; Вайда, Эдвард Дж.; Васьер, Этьен де ла (2016). «КТО БЫЛИ *КДЖЕТЫ (羯) И НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ОНИ ГОВОРИЛИ?» . Журнал Asiatique . 304 (1): 125–144. дои : 10.2143/JA.304.1.3146838 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Сиколи, Марк А.; Холтон, Гэри (12 марта 2014 г.). «Лингвистические филогении поддерживают обратную миграцию из Берингии в Азию» . ПЛОС ОДИН . 9 (3): е91722. Бибкод : 2014PLoSO...991722S . дои : 10.1371/journal.pone.0091722 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   3951421 . ПМИД   24621925 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Уилсон, Джозеф А.П. (2023). «Технологические слова позднеголоцена на прото-атабаскском языке: значение для истории дене-енисейской культуры» . Люди . 3 (3): 177–192. дои : 10.3390/humans3030015 . ISSN   2673-9461 .
  8. ^ Вайда, Эдвард Дж. (2013). Енисейские народы и языки: история енисеведения с аннотированной библиографией и справочником источников. Оксфорд/Нью-Йорк: Рутледж. [ нужна страница ]
  9. ^ Вовин, Александр (2000). «Говорили ли хунну на енисейском языке?». Центральноазиатский журнал . 44 (1): 87–104. JSTOR   41928223 .
  10. ^ Taskin, V. S. (1990). Цзе [ Jie ]. Материалы по истории кочевых народов в Китае III-V вв. [Materials on the history of nomadic peoples in China. 3rd–5th cc. AD] (in Russian). 2 . Moskow: Nauka . ISBN   5-02-016543-3 . [ нужна страница ]
  11. ^ Вайда, Эдвард. «Енисейские и денские гидронимы» (PDF) . Специальная публикация языковой документации и сохранения . 17 : 183–201.
  12. ^ Вайда, Эдвард Дж. (1 января 2004 г.). Языки и предыстория Центральной Сибири . Издательство Джона Бенджамина. ISBN  978-90-272-4776-6 .
  13. ^ "www.tooyoo.lu-tokyo.ac.jp/Россия/bibl/Ket.html" . www.tooyoo.lu-tokyo.ac.jp . Проверено 17 марта 2019 г.
  14. ^ Institut âzykoznaniâ, ed. (1997). Paleoaziatskie âzyki . Âzyki mira. Moskva: Indrik. ISBN  978-5-85759-046-1 .
  15. ^ Комри, Бернард (2008). Почему Дене-Енисейская гипотеза интересна . Дене-Енисейский симпозиум. Фэрбенкс и Анкоридж, Аляска.
  16. ^ Виксман, Рональд. Народы СССР: Этнографический справочник . (Армонк, Нью-Йорк: ME Sharpe, Inc, 1984) с. 14
  17. ^ Форсайт, Джеймс (21 августа 2008 г.). История народов Сибири: Североазиатская колония России 1581-1990 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 19. ISBN   978-0-521-47771-0
  18. ^ Ли, Джу-Юп; Куанг, Шунту (18 октября 2017 г.). «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований й-ДНК применительно к ранним и средневековым тюркским народам» . Внутренняя Азия . 19 (2): 197–239. дои : 10.1163/22105018-12340089 . ISSN   2210-5018 .
  19. ^ Крюкова, Елена (2013). «Кетский язык: от описательной лингвистики к междисциплинарным исследованиям». Томский журнал лингвистики и антропологии . 1:39 .
  20. ^ Вайда, Эдвард (2006). Заимствования в языках мира: сравнительный справочник . Де Грюйтер Мутон. стр. 471–500.
  21. ^ Ким, Хён Джин (19 ноября 2015 г.). Гунны . Рутледж. ISBN  978-1-317-34090-4 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Вовин, Александр (2000). «Говорили ли хунну на енисейском языке?» . Центральноазиатский журнал . 44 (1). Издательство Harrassowitz: 87–104. ISSN   0008-9192 . JSTOR   41928223 .
  23. ^ 高晶一, Цзинъи Гао (2013). «Гунны и хунну, идентифицированные венгерскими и енисейскими общими» . Центральноазиатский журнал . 56 : 41–48. JSTOR   10.13173/centasiaj.56.2013.0041 .
  24. ^ Карафет Татьяна М.; Осипова Людмила П.; Губина Марина Александровна; Посух, Ольга Л.; Зегура, Стивен Л.; Хаммер, Майкл Ф. (2002). «Высокие уровни дифференциации Y-хромосомы среди коренных сибирских популяций и генетическая особенность бореального образа жизни охотников-собирателей». Биология человека . 74 (6): 761–789. дои : 10.1353/hub.2003.0006 . ПМИД   12617488 . S2CID   9443804 .
  25. ^ Флегонтов Павел; Чангмай, Пия; Зидкова Анастасия; Логачева Мария Дмитриевна; Алтынышик, Н. Эзги; Флегонтова, Ольга; Гельфанд Михаил С.; Герасимов Евгений С.; Храмеева Екатерина Евгеньевна (11 февраля 2016 г.). «Геномное исследование кетов: палео-эскимосской этнической группы со значительным древним североевразийским происхождением» . Научные отчеты . 6 : 20768. arXiv : 1508.03097 . Бибкод : 2016NatSR...620768F . дои : 10.1038/srep20768 . ПМЦ   4750364 . ПМИД   26865217 .
  26. ^ Флегонтов Павел; Алтынышик, Н. Эзги; Чангмай, Пия; Вайда, Эдвард Дж.; Краузе, Йоханнес; Шиффельс, Стефан (13 сентября 2016 г.), популяции на-дене произошли от палеоэскимосской миграции в Америку , doi : 10.1101/074476 , hdl : 11858/00-001M-0000-002C-8E3C-3 , S2CID   1202738 , получено 22 Январь 2024 г.
  27. ^ Триска, Петр; Чеканов, Николай; Степанов Вадим; Хуснутдинова Эльза К.; Кумар, Ганеш Прасад Арун; Ахметова, Вита; Бабалян Константин; Булыгина Евгения; Харьков, Владимир; Губина, Марина; Хидиятова, Ирина (28 декабря 2017 г.). «Между Байкалом и Балтийским морем: геномная история ворот в Европу» . БМК Генетика . 18 (1): 110. дои : 10.1186/s12863-017-0578-3 . ISSN   1471-2156 . ПМЦ   5751809 . ПМИД   29297395 .
  28. ^ Перейти обратно: а б Цзэн, Тянь Чен; и др. (2 октября 2023 г.). «Постледниковые геномы собирателей Северной Евразии обнаруживают доисторическую мобильность, связанную с распространением уральских и енисейских языков» . БиоРксив . дои : 10.1101/2023.10.01.560332 . S2CID   263706090 .
  29. ^ https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2874220/
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b242d242a0ee66755946c50736254e23__1722807780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/23/b242d242a0ee66755946c50736254e23.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yeniseian people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)