Jump to content

Алтайцы

(Перенаправлено с Алтайцев )
Алтайцы
Алтай ( Алтай )
Алтай - киджи

Вверху: алтайцы в 1911 году.
Внизу: алтайцы в Республике Алтай и соседних регионах.
Общая численность населения
в. 80 000
Регионы со значительной численностью населения
 Россия 78,125 [1]
 Монголия и
 Китай
несколько тысяч [2]
 Казахстан 201 [3]
Языки
Северный Алтай , Южный Алтай , Русский
Религия
до 86,77% [4] [5] «Алтайская вера» (современный синтез бурханизма , шаманизма , других исконных культов), [6] 10,7% русские православные , [7] 2,2% тибетские буддисты , [8] и 0,33% баптисты [9]
Родственные этнические группы
Тюркские народы , особенно другие сибирские тюркские народы
Флаг Республики Алтай

Алтайцы Алтай ( тюркская : Алтай-кижи , латинизированное: киджи ), также алтайцы ( Алтай : Алтайлар , латинизированное: Алтайлар ), — Алтай - этническая группа коренных народов Сибири, в основном проживающих в Республике Алтай , Россия . [10] [11] Несколько тысяч алтайцев проживают также в Монголии ( Горный Алтай ) и Китае ( Алтайская префектура , Синьцзян ), но официально не признаны отдельной группой. [2] и числятся под названием «ойраты» в составе монголов , а также в Казахстане , где их насчитывается около 200. [12] Альтернативные этнонимы см. также Теле , Черный татарин и Ойраты . Во времена династии Северный Юань они управлялись в административном районе, известном как провинция Теленгид.

Этнические группы и подгруппы

[ редактировать ]
Алтайский всадник.
Алтайская женщина.

Алтайцы представлены двумя этнографическими группами: [11] [13] [14]

Северные и южные алтайцы образовались на Алтае на основе племен кимеков - кипчаков . [15] [16]

В советские годы и до 2000 года власти считали северных алтайцев и телеутов частью алтайского народа. [17] В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255 челканцы, кумандинцы, теленгиты, телеуты и тубалары признаны отдельными этносами, а также коренными малочисленными народами Север, Сибирь и Дальний Восток . Однако по данным российской переписи 2010 года единственными признанными отдельными этническими группами являются кумандинцы и телеуты.

Алтайский край входил в сферу влияния скифов , хунну , Жужанского каганата , Тюркского ханганата , Уйгурской империи и енисейских кыргызов . [18]

Согласно одному исследованию 2016 года, алтайцы, а именно некоторые южные алтайцы, ассимилировали местные енисейские народы , которые были тесно связаны с палеоэскимосскими группами. [19]

С тринадцатого по восемнадцатый век алтайцы находились под политическим и культурным доминированием монголов. Происхождение южных Алтайцев в этот период можно проследить в результате смешения кыпчакских и монгольских племен. Между тем, северные алтайцы возникли в результате слияния тюркских племен с самоедами , кетами и другими сибирскими группами. [18]

Алтайцы были присоединены четырьмя ойратами западных монголов в 16 веке. [ нужна ссылка ] Монголы называли их « Теленгид » или « Теленгидский аймак » в период династии Северный Юань , а этот регион назывался провинцией Теленгид. [20] После падения Зунгарского ханства в XVIII веке алтайцы были порабощены династией Цин , которая называла их Алтан Нуур Уриянгхай . [21] Алтайцы генетически связаны с урянхайцами , которые являются общей соседней ойратско-монгольской этнической группой в Монголии .

Алтай вступил в контакт с русскими в 18 веке. В царский период алтайцы были также известны как Ойрот или Ойрот (это название означает Ойрат и позже будет продолжено в Ойротской автономной области ). 17 века, ойратами возглавляемого Название было унаследовано от того, что они были бывшими подданными Джунгарского ханства . [22] Как сообщают "Алтай", многие из них пристрастились к русской водке , которую они называли "огненной водой". [23]

Что касается религии, то некоторые алтайцы остались шаманистами , а другие (тенденция, начавшаяся с середины 19 века) обратились в Русскую Православную Церковь . Алтайскую миссию разработал святитель Макарий Глухарев († 1847), известный как «Апостол Алтая». [ нужна ссылка ] В 1904 году среди этих людей возникло милленаристское коренных народов религиозное движение под названием Ак Джанг или Бурханизм . [24] [25]

До 1917 года считалось, что алтайцы состоят из множества разных этнических групп. [26]

С началом революции 1917 года алтайские националисты и эсеры попытались создать отдельную бурханистскую республику под названием Конфедеративная Республика Алтай (Каракорум-Алтайский край). [24] хотя только в составе РФ. [27] Они также надеялись расширить свою территорию и сформировать более крупную Ойротскую республику, в которую войдут другие бывшие подданные Джунгарского ханства или даже все тюркские народы Сибири. [28] Многие руководители Алтая поддерживали меньшевиков в годы Гражданской войны . После победы большевиков была создана отдельная Ойротская автономная область как национальный дом алтайцев. [29] В 1940-х годах, во время Второй мировой войны, правительство Иосифа Сталина обвинило алтайских националистов в прояпонской ориентации . После войны слово «ойрот» было объявлено контрреволюционным из -за его ассоциации с идеей создания более крупного ойротского государства, которое могло бы выйти из состава СССР. [30] В связи с этим область была переименована в Горно-Алтайскую автономную область . К 1950 году советская политика индустриализации и развитие этой области привели к значительной миграции русских в эту республику, в результате чего доля алтайцев в общей численности населения сократилась с 50% до 20%. [31] В 1990 году область была объявлена ​​автономной республикой — Горно-Алтайской АССР , переименованной в 1992 году в Республику Алтай. [32] В начале XXI века этнические алтайцы составляют около 31% населения Республики Алтай. [33]

Сегодня особые интересы алтайцев артикулирует и защищает Ассоциация северных этносов Алтая. [14]

Демография

[ редактировать ]
Репортер « Голоса Америки» совершает поездку по Алтайскому краю в 2012 году.

По данным Всероссийской переписи 2010 года, всего на территории Республики Алтай проживало 69 963 алтайца. Это составляло 34,5% от общей численности населения республики по сравнению с 56,6% русского происхождения. Алтайские семьи составляют большинство только в некоторых деревнях. Однако алтайская культура по-прежнему остается местной культурой между людьми и сообществами.

Культура

[ редактировать ]

Традиционный образ жизни

[ редактировать ]
Алтайский шаман в Кызыле , Тува.

Южные Алтайцы были преимущественно кочевым или полукочевым скотоводами. Они разводили лошадей , коз , овец и крупный рогатый скот . [18] Северные Алтайцы в основном занимались охотой как основным видом существования. Их основной добычей были животные тайги ( бореальных лесов). Однако некоторые алтайцы занимались также мелким сельским хозяйством , собирательством и рыболовством . [18] [34]

Аил — традиционное деревянное жилище.

Большинство южных Алтайцев традиционно жили в юртах . Многие северные алтайцы строили преимущественно многоугольные юрты с коническими крышами из бревен и коры. Некоторые алтайцы-кижи жили также в землянках с берестяными двускатными крышами и бревенчатыми или дощатыми стенами. Телеуты и немногочисленные северные алтайцы жили в конических домах из жердочек или коры. С притоком русских к родине алтайцев увеличилось строительство больших изб с двух-четырехскатными крышами вследствие русского влияния. [18]

Несмотря на многочисленные социальные и политические изменения, которые пережили алтайцы, многие современные и оседлые семьи до сих пор держат юрты во дворах. Эти юрты обычно используются как летняя кухня или дополнительная комната. [35]

Алтайка в национальном костюме.

Исторически традиционная одежда мужчин и женщин Южного Алтая была очень схожа с небольшими различиями между ними. [36] Средняя одежда состояла из длинных рубах с широкими штифтами, халатов и шуб. Другая одежда часто включала меховые шапки, высокие сапоги и тулупы. [36] Северные Алтайцы и некоторые Телеуты традиционно носили короткие бриджи, льняные рубашки и однобортные восточные халаты. Несмотря на то, что большинство алтайцев сегодня носят современную одежду, традиционная одежда все еще остается в ходу. [14]

Алтайская кухня состоит из супов из конины или баранины . Блюда из суслика , барсука , сурка , кисломолочных продуктов , сливок (из кипяченого молока), кровяной колбасы, сливочного масла, жареной ячменной муки и некоторых овощей также являются основой алтайской кухни. К популярным напиткам относятся арыки (крепкий напиток из кумыса ). [14] [37]

Алтайский шаманский бубен.

Традиционный алтайский шаманизм богат мифологией и сверхъестественными существами. Популярные божества включали Ерлика, бога подземного мира, и Ойрот-хана, мудрую и героическую фигуру, представляющую собой смесь исторических джунгарских (ойратских) ханов и древних легендарных героев. Однако в результате многочисленных миграций, смены поселений, присутствия русских и их возможного союза с Российской империей алтайцы столкнулись с тремя мировыми религиями: исламом , буддизмом и христианством . Поначалу алтайцы относились равнодушно, а порой даже враждебно к этим верованиям и их распространению. В 1829 году в крае (современная Республика Алтай) вскоре после того, как край стал протекторатом Российской империи, была основана православная миссия. [14] Православные миссионеры регулярно конфисковывали землю у алтайцев, отказывавшихся принять христианство. [38] Алтайцев часто насильственно обращали в христианство. [39] [40]

Монгольские буддийские миссионеры пытались распространить веру среди Алтайцев в XIX веке. Буддийские миссионеры также призывали алтайцев объединиться против русских. Однако их деятельность и проповедь подавлялись российским государством и христианскими миссионерами. Буддизм мало распространился среди алтайцев, но многие буддийские идеи и принципы вошли в духовную мысль алтайцев. [38] Однако, как сообщается, некоторые алтайцы посещали Монголию и учились в буддийских центрах до и после подъема бурханистского движения в начале 20 века; что указывает на значительное влияние буддизма на новую религию. [41]

Миссия и ее миссионеры изначально были культурно чувствительны и терпимы к алтайцам и их обычаям. Однако рост русского национализма в конце девятнадцатого века привел к русификации православия , и преимущественно русское духовенство в Сибири также подхватило эту идеологию. Это породило нетерпимые взгляды на выходцев из Сибири (в том числе алтайцев) и их культуру. Это привело к неприятию христианства многими алтайцами, которые считали его чужой русской религией. Однако российское правление продолжало становиться все более строгим как в политическом, так и в религиозном плане. [14]

Около 1904 года началось развитие бурханизма среди алтайцев. Бурханизм — монотеистическая религия, названная в честь Ак-Бурхана, божества, которое, как полагают и признают его приверженцы, было единственным богом. Бурханизм был противопоставлен как русским, так и традиционным шаманам. Неприязнь к шаманам была настолько велика, что шаманам пришлось искать защиты у российских властей. Приход большевиков в первой четверти ХХ века также привел к жестоким репрессиям против всех религий, включая конфессии, в Алтайском крае. В течение следующих нескольких десятилетий большинство религий практически исчезли, и только шаманские и древние политеистические в хаосе пережили верования. Считалось, что это произошло потому, что древние религиозные верования могли легко передаваться устно из поколения в поколение. Также вероятно, что ни один бурханистский текст не пережил репрессии, а основные источники верований этой религии исходят от русских миссионеров, путешественников и ученых. [14]

Современная духовность

[ редактировать ]

В последнее время на Алтае возрождается бурханизм и шаманизм, который особенно популярен среди алтайской молодежи. Согласно последним статистическим исследованиям, до 70 % [6] или 86 % (данные НИИ Алтаизма) [4] Алтайцев продолжают исповедовать «алтайскую веру»: бурханизм, шаманизм и другие исконные духовные культы и традиции. По словам Натальи Жуковской , алтайский шаманизм является высшей религией большинства алтайцев. [11]

В настоящее время шаманизмом занимаются многие теленгиты, хотя немало и исповедуют православие. Бурханизм — основная религия алтай-кижей, крупнейшей группы алтайцев, но среди них проживает значительное количество православных христиан. Большинство кумандинцев, тубаларов, телеутов и челканцев являются русскими православными, хотя существует значительное меньшинство, практикующее шаманизм. [14] Несколько алтайцев — христиане-евангелисты , [10] и тибетские буддисты . [35]

В принципе деление на бурханистов и шаманистов перестало быть актуальным для современной религиозности алтайцев. По данным ряда исследований, к началу XXI века практически не осталось традиционных шаманов или классических бурханистов-антишаманистов. Главной из них была единая « Алтайская вера » ( Алтай : Алтай јаҥ , латинизированное: Алтай жанг ) — традиционная этническая религия в виде синтеза бурханизма с остатками шаманизма и других племенных верований и обычаев. [42] [43]

Генетика

[ редактировать ]

Y-хромосома

Население Алтая можно разделить на северный и южный кластеры по лингвистическим, культурным и генетическим признакам. Согласно исследованию 2012 года, в котором анализировались мтДНК (путем ПЦР - ПДРФ- анализа и секвенирования контрольной области ) и нерекомбинантная Y-ДНК (путем оценки более 100 биаллельных маркеров и 17 Y-STR ), полученных из алтайских образцов, северные алтайцы генетически более похожи на Енисейцы , угоры и самоеды на севере, в то время как южные алтайцы имеют большее сходство с другими тюркоязычными популяциями южной Сибири и Центральной Азии. В том же исследовании был проведен анализ с высоким разрешением гаплогруппы Q-M242 Y-хромосомы , которая была обнаружена в алтайских образцах, и сделан вывод о том, что южные алтайцы и коренные народы Америки имеют недавнего общего предка . [44]

Согласно новому исследованию российских генетиков, генетическое разделение северных и южных Алтайцев неоспоримо. У южных Алтайцев преобладают такие варианты гаплогруппы Y-хромосомы, как Q-M242 и R1a , а также встречаются I-M170 и O-M175 . У северных Алтайцев доминирует гаплогруппа R1a, Q-M242 встречается редко, а I-M170 и O-M175 не встречаются вообще. [45]

Митохондриальная ДНК

Материнское генетическое происхождение северных и южных популяций Алтая было изучено путем характеристики SNP кодирующих регионов и последовательностей контрольных регионов от 490 жителей Республики Алтай. Различия в профилях гаплогрупп мтДНК наблюдались среди северных алтайских этнических групп, а также между северными алтайцами и алтай-кижами, причем челканцы отличались чрезвычайно сильно. Тем не менее, сравнения других алтайских этнических групп выявили некоторые закономерности. Гаплогруппы мтДНК B, C, D и U4 были обнаружены во всех алтайских популяциях, но с разной частотой, тогда как южные алтайцы (алтай-кижи, теленгиты и телеуты), как правило, имели большее разнообразие западноевразийских гаплогрупп с низкими частотами. Шорцы, которых иногда относят к северным алтайцам,18 демонстрировали сходный профиль гаплогрупп с другими северными алтайскими этническими группами, включая умеренные частоты C, D и F1, хотя другие (N9a и U) у них отсутствовали. Гаплогруппы C и D были наиболее частыми линиями мтДНК у алтайцев, что соответствовало общей картине генофонда сибирской мтДНК. [46]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ "Национальный состав населения" . Federal State Statistics Service . Retrieved 30 December 2022 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Олсон, Джеймс С. (1998). «Алтай» . Этноисторический словарь Китая . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 9–11. ISBN  0-313-28853-4 .
  3. ^ Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009 года. Архивировано 24 апреля 2012 года в Wayback Machine.
  4. ^ Перейти обратно: а б "Алтайцам следует принять буддизм" [The Altaians should accept Buddhism] (in Russian). Regnum . 2015-09-20 . Retrieved 2021-10-23 .
  5. ^ "Пандито Хамбо лама: Алтайцам следует принять буддизм" . 17 January 2019.
  6. ^ Перейти обратно: а б Bourdeaux, Michael; Filatov, Sergey, eds. (2006). Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания [ Contemporary Religious Life of Russia. Systematic description experience ] (in Russian). Vol. 4. Moscow: Keston Institute ; Logos. p. 105. ISBN  5-98704-057-4 .
  7. ^ "Пандито Хамбо лама: Алтайцам следует принять буддизм" . 17 January 2019.
  8. ^ "Пандито Хамбо лама: Алтайцам следует принять буддизм" . 17 January 2019.
  9. ^ «Алтай-Кижи в России» .
  10. ^ Перейти обратно: а б Тишков Валерий А. , изд. (1994). «Алтайцы» [алтайцы]. Народы России: Энциклопедия . Москва: Изд-во «Большая Российская Энциклопедия». ISBN  5-85270-082-7 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с Жуковская, Наталья Львовна (2007) [1999]. «Алтайцы» [алтайцы]. В Л.М. Минце (ред.). Народы мира: Энциклопедия [Народы мира: Энциклопедия] (на русском языке). Москва: Медиа Группа ОЛМА. стр. 34–35. ISBN  978-5-373-01057-3 .
  12. ^ Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009 года. Архивировано 24 апреля 2012 года в Wayback Machine.
  13. ^ Potapov, Leonid P. (1969). Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк [ Ethnic composition and origin of the Altaians. Historical ethnographical essay ] (in Russian). Leningrad : Nauka. pp. 16–17.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 81–83. ISBN  1-57958-468-3 .
  15. ^ Этническая история, История региона, Статистическая информация на http://eng.altai-republic.ru/index.php. Архивировано 17 июля 2011 г. на Wayback Machine.
  16. ^ Центр российских исследований NUPI http://www2.nupi.no/cgi-win//Russland/etnisk_b.exe?Altai. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
  17. ^ «Северный Алтай» . ELP Проект по исчезающим языкам . Проверено 15 июля 2021 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Том. 1. Нью-Йорк: Рутледж. п. 82. ИСБН  1-57958-468-3 .
  19. ^ Флегонтов Павел; Чангмай, Пия; Зидкова Анастасия; Логачева Мария Дмитриевна; Алтынышик, Н. Эзги; Флегонтова, Ольга; Гельфанд Михаил С.; Герасимов Евгений С.; Храмеева, Екатерина Евгеньевна (11 февраля 2016 г.). «Геномное исследование кетов: палео-эскимосской этнической группы со значительным древним североевразийским происхождением» . Научные отчеты . 6 : 20768. arXiv : 1508.03097 . Бибкод : 2016NatSR...620768F . дои : 10.1038/srep20768 . ISSN   2045-2322 . ПМЦ   4750364 . ПМИД   26865217 .
  20. ^ Алтан, Х. (10 августа 2018 г.). «В Улан-Баторе проходит Международная конференция народов Алтая» . Почта ЮБ . Проверено 25 февраля 2021 г. - через PressReader.com. Алтайцы представлены двумя этнографическими группами, в том числе северными алтайцами; Тюльбар, Челканцы, Кумандинцы и Шорцы. Южные Алтайцы состоят из Алтайцев (Алтай-Кижи), Телеутов, Телесов и Теленгитов. История алтайцев глубоко связана с Монголией, поскольку какое-то время они находились под властью Монголии как провинции Теленгид во времена династии Северная Юань.
  21. ^ CPAtwood - Энциклопедия Монголии и Монгольской империи , стр.9
  22. ^ Знаменский 2005, Сила мифа
  23. ^ «Люди из России — Интервью на улицах» , Way To Russia, 24 сентября 2003 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Знаменский 2005 , с. 44–47.
  25. ^ Знаменский 2014 .
  26. ^ Колга и др., Красная книга народов Российской империи , с. 29
  27. ^ Знаменский 2005, Сила мифа, стр.45-46.
  28. ^ Знаменский 2005, Сила мифа, стр.46 и passim
  29. ^ Знаменский 2005, Сила мифа
  30. ^ "Как в СССР Ойрот-хана победили. 70 лет назад Ойрот-Туру переименовали в Горно-Алтайск" . 11 March 2021. Archived from the original on 2022-02-27.
  31. «Алтай». Архивировано 24 апреля 2006 г. в Wayback Machine , Центр российских исследований, НУПИ , получено 17 октября 2006 г.
  32. ^ [1]
  33. ^ «Республика Алтай :: официальный портал» . Архивировано из оригинала 13 августа 2006 г. Проверено 24 октября 2006 г.
  34. ^ «Алтайцы» . www.eki.ee. Красная книга народов Российской империи . Проверено 8 октября 2022 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б Уинстон, Роберт, изд. (2004). Человек: полное визуальное руководство . Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 429. ИСБН  0-7566-0520-2 .
  36. ^ Перейти обратно: а б Хейзларова, Тереза ​​(2019). «Традиции и новшества в одежде южных Алтайцев» . Летопись музея Напрстека . 40 (1): 8. doi : 10.2478/anpm-2019-0002 .
  37. ^ Вайда, Эдвард. «Алтайские тюрки» . Архивировано из оригинала 6 мая 2017 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б Уэст, Барбара А. (2010). Энциклопедия народов Азии и Океании . Издательство информационной базы. стр. 39–42. ISBN  978-1-4381-1913-7 .
  39. ^ Минахан, Джеймс Б. (2014). Этнические группы Северной, Восточной и Центральной Азии: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 11–13. ISBN  9781610690188 .
  40. ^ Вуд, Алан (2011). Ледяной рубеж России: история Сибири и Дальнего Востока России, 1581–1991 гг . Академик Блумсбери. п. 105. ИСБН  978-1-84966-025-9 .
  41. ^ Косьмин, В.К. (2007). «Влияние монгольского буддизма на становление и развитие бурханизма на Алтае» . Антропология и археология Евразии . 45 (3): 43–72. дои : 10.2753/aae1061-1959450303 . ISSN   1061-1959 . S2CID   145805201 .
  42. ^ Халемба, Агнешка (2003). «Современная религиозная жизнь Республики Алтай: взаимодействие буддизма и шаманизма». Сибирика . 3 (2). дои : 10.1080/1361736042000245295 .
  43. ^ Tadina, Nadezhda (2013). "Два взгляда на бурханизм у алтай-кижи" [Two views on Burkhanism among the Altai-Kizhi]. Журнал социологии и социальной антропологии [Journal of Sociology and Social Anthropology] (in Russian). 16 (4): 159–166.
  44. ^ Дулик, Мэтью С.; Жаданов Сергей Игоревич; Осипова Людмила П.; Аскапули, Айкен; Гау, Лидия; Гоккумен, Омер; Рубинштейн, Самара; Шурр, Теодор Г. (10 февраля 2012 г.). «Митохондриальная ДНК и вариации Y-хромосомы служат доказательством недавнего общего происхождения между коренными американцами и коренными алтайцами» . Американский журнал генетики человека . 90 (2): 229–246. дои : 10.1016/j.ajhg.2011.12.014 . ISSN   0002-9297 . ПМК   3276666 . ПМИД   22281367 .
  45. ^ Lavriashina M. B.; et al. "Коренные народы Алтае-Саян: соотношения генофондов по данным о ДНК маркерах — аутосомных и Y хромосомы" [Indigenous peoples of Altai-Sayan: Gene pool ratios according to data on DNA markers—autosomal and Y chromosomes]. genofond.ru (in Russian). Лаборатория геногеографии/Genogeography laboratory . Retrieved 2021-07-14 .
  46. ^ Дулик, Мэтью С.; Жаданов Сергей Игоревич; Осипова Людмила П.; Аскапули, Айкен; Гау, Лидия; Гоккумен, Омер; Рубинштейн, Самара; Шурр, Теодор Г. (10 февраля 2012 г.). «Вариации митохондриальной ДНК и Y-хромосомы свидетельствуют о недавнем общем происхождении коренных американцев и коренных алтайцев» . Американский журнал генетики человека . 90 (2): 229–246. дои : 10.1016/j.ajhg.2011.12.014 . ПМК   3276666 . ПМИД   22281367 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2048887b857e6d953f47d2f3ecbc70cc__1721834640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/cc/2048887b857e6d953f47d2f3ecbc70cc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Altai people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)