Юэбан
Юэбан | |
---|---|
160–490 | |
Историческая эпоха | 1-е тысячелетие |
• Учредил | 160 |
• Упразднено | 490 |
Сегодня часть | Казахстан |
Юэбань ( китайский : 悅般 ) ( среднекитайский : */jiuᴇt̚-pˠan/ < поздний ханьский китайский : */jyat-pɑn/ [ 1 ] ), в просторечии: «Слабые хунну » - это название, используемое китайскими историками для остатков северных хунну. [ 2 ] в Жетысу , ныне часть современного Казахстана . В китайской литературе их обычно называют Юэбань. Юэбани приобрели свою известность после распада государства Северных хунну, поскольку в отличие от основной массы северных хунну, вырвавшейся из китайской сферы знаний, юэбанские племена остались ближе к Китаю.
Юэбани возникли после распада конфедерации хунну . Около 480-х годов юэбани разделились на четыре чуйских племени: [ 3 ] Чуюэ (место луны), Чуми (место тайны), Чумукун (место деревянного куна) и Чубан (место половины).
Одна юэбанская ветвь, Чуюэ, позже смешавшаяся с Гектюрками , образовала Шатуо Западного Гектюркского каганата . [ 4 ] , потомок Юэбаня, Шатуо сыграл важную роль в династической истории Китая. В X веке оставшаяся ветвь шатуо племени чуй, возможно, присоединилась к монголоязычной татарской конфедерации на территории современной Монголии и стала известна как Онгуд или белые татары. [ 5 ] [ 6 ] ветвь татар.
Другое племя, происходящее от юэбаней, Чумукун, возможно, связано с конфедерацией Кимеков .
Личность и местоположение
[ редактировать ]Юрий Зуев 悅般 Юэбан реконструировал основную форму как * Örpen ~ Ürpen , отождествляемую с топонимом Örpün, упомянутым в надписи Бильге-Хагана . [ 7 ] [ 8 ] Зуев также сравнивал * Örpen ~ Ürpen с префектурой 咽麫 Yànmiàn (предположительно от MC <* iet-mien <* ermen ~ örmen ?) в Иртыша верховьях в VII веке. Тем временем Владимир Тишин сравнил 咽麫 Яньмиан (< LMC * ʔjianˊ-mjianˋ < EMC * ʔɛn ЧАС - сосед ЧАС <* Эмэн ) к названиям чумукунского «города Ян» (咽城) и реки Емель . [ 9 ]
Гумилев далее отождествил Юэбана с Алты Чуб Согдаком «Согдийцами шести префектур ». [ 10 ] Между тем Сергей Кляшторный отождествил Алты Чуб Согдак с населенными согдийцами «Шестью варварскими префектурами» (六胡州 Лиухучжоу). [ 11 ] Лулу . , Ли Ли, Хань Хань (или Ше Ше), Сай Сай, И И и Ци Ци, основанные китайцами Тан в 679 году [ 12 ] из "сдавшихся турков", [ 13 ] «первоначально согдийский народ, коллективно подчинившийся восточным тюркам» [ 14 ] Позже Алты Чуб Согдак упоминается в надписи Куль-Тегин как враги Второго Тюркского каганата . [ 15 ] и они были завоеваны Бильге-каганом в 701 году. Шесть префектур также восстали против Тан, пока танская армия не разогнала их в 722 году. [ 16 ]
Язык и обычаи
[ редактировать ]Согласно « Книге Вэй» , язык и обычаи юэбаней были такими же, как у гаоче , которые говорили на тюркском языке . Юэбани стригут волосы, равномерно подравнивают намазанные топленым маслом, высушенные на солнце блестящие брови и умываются перед едой три раза в день. [ 17 ] [ 18 ]
История
[ редактировать ]Между 155 и 166 годами сяньбэй (* Särpi ) (гл. 鮮卑, Wade-Giles Hsien-pi, Hsien-pei), бывшее вассальное племя хунну , объединившееся под властью Таншихуая, провело серию кампаний против северных хунну , в конечном итоге разгромив их и вынудили бежать на запад, что положило начало серии миграций хунну (93 г. н.э. - около 380 г. н.э.) на запад, в южную Сибирь и Среднюю Азию. [ 19 ] [ 20 ]
Поражение положило конец известности хунну как крупной державы во внутренней Азии. Таншихуай изгнал хунну из Джунгарии за Тарбагатайские горы , а динглингов оттеснил за Саянские горы . Поражение стоило хунну их доходов от Шелкового пути в сельскохозяйственных зависимостях в Таримском бассейне («Западные территории», Сиюй или Синьцзянь в китайских анналах), вынудив их найти новые зависимости, и хунну снова раскололись.
Племена, известные как «Слабые хунну». [ 21 ] или Юэбани воспользовались уязвимостью соседнего Уара (народа, возможно, связанного с эфталитами и /или « аварами », которые позже вторглись в Восточную Европу) и завоевали Жетысу , где они основали княжество Юэбан. Позже часть уаров вернулась в Жетысу и в сотрудничестве с мукринами , сяньбэйским племенем, во II веке заняла склоны Тянь-Шаня, сохраняя некоторое время свою независимость как Западная сяньбэйская орда. [ 22 ]
Жетысу также населяли азы (проживавшие между Суябом и Узкентом ) и тухси . Ази . и Тухси иногда связывают с Асией [ а ] [ 23 ] [ 24 ] и Тухарас ; [ 25 ] Индоевропейские народы , завоевавшие Бактрию шестью столетиями ранее и образовавшие Кушанскую империю . По мнению персидского историка Гардизи , Ази и Тухси были остатками Тюргеша , [ 26 ] [ 27 ] вместе с Халаджем . [ 28 ] Караханидский лингвист Махмуд Кашгари описал Тухси как династическое племя тюркоязычных моноглотов . [ 29 ] Это может свидетельствовать о том, что у индоевропейских народов произошла языковая замена в форме « тюркификации ». были Альтернативно предлагалось, чтобы ази енисейскоязычными , поскольку Василий Бартольд отметил сходство между древнетюркским 𐰔 Аз и этнонимом Ассан народа, говорящего на вымершем енисейском коттском диалекте. [ 30 ]
В 448 году император Тайу Северной Вэй принял посланника Юэбаня для переговоров о войне с Жужанью . Если юэбани начнут оказывать на них давление с запада, жужани потеряют всякую свободу маневра. Хотя прямых сведений о войне в Джунгарии не существует, по ходу событий мира не наступило, и кочевая империя Жужань начала приходить в упадок. [ 22 ]
В конце V века юэбани подверглись нападению тиле , которые отделились от жужань в 487 году. Княжество Юэбань прекратило свое существование в 480-х годах и раскололось на четыре племени, известные как чуюэ, чуми, чумухун и чубан. [ 31 ] Господство врагов Юэбаня Тиле было недолгим: сначала эфталиты завоевали Тиле (495-496 гг.), а затем в 530-х гг. [ 32 ] и, наконец, в 551 году турки, как вассалы Журана, снова подавили восстание Тиле. [ 33 ]
Тем не менее, четыре отколовшихся племени по-прежнему оставались основными игроками в Первом Тюркском каганате . [ 22 ] После распада Первого каганата Чумукун входил в крыло Дуолу , тогда как Чубан входил как в Дуолу, так и в Нушиби крыло элиты Западно-Тюркского каганата Он Ок (Десять стрел). [ 34 ] [ 35 ] Значительно позже чуйуэская ветвь, смешавшись с остатками гёктюрков , образовала племя шатуо в Южной Джунгарии , к западу от озера Барколь . [ 3 ]
Тибетский географ VIII века упоминал чумухунов на Алтае и к югу от него как Ибилкур и связывал их с Кюлюг-Кюльчур. Это было единственное чуйское племя, которое в середине VIII века сохранило свою независимость, несмотря на то, что было зажато между карлуками и тюргешами. Их владения находились на западной стороне Тарбагатайского хребта. [ 36 ] Китайские летописцы перечислили Чумукун (處木昆), возглавляемый * Кюлюг чор ([屈]律啜 [Qu]lü chuo ), первым из пяти племен Дуолу, входящих в союз Он-Ок. [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
Основываясь на реконструкции истории Юэбаня, Лев Гумилев выступил против широко распространенного в то время мнения, что жужане были синонимами « аваров » или «псевдоаваров» (которые напали на сабиров перед вторжением в Восточную Европу), поскольку жужане должны были иметь пройти через штат Юэбан для нападения на сабиров. [ 41 ]
Теизм, духи и магия
[ редактировать ]Никакие записи не касаются религии юэбань, хотя китайские анналы описывают некоторые проявления религиозных обрядов и магии. Повествование о юэбанах рассказывает о колдунах, способных вызвать мороз и ливень. Во время войны с жужанами чубанские колдуны натравили на них снежную бурю, в результате чего жужане настолько обморозились, что им пришлось прекратить поход и отступить. Похожая легенда позже рассказана о евразийских волхвах-аварах в их войне с франками , и найманских волхвах против Чингис-хана . [ 42 ]
Потомки манихейского племени Чуюэ , Шатуо, позже основали китайское государство Хоу Тан (923-936) в Северном Китае и приняли китайскую фамилию Ли (李). В Шатуо преобладал культ Дракона. Позднее основатель Тан Ли Кейонг также происходил из племени Драконов. В летописях даже отмечается, что Шатуо совершали «старые службы по обычаю Севера» на Громовой горе, у Врат Дракона. [ 43 ] В Китае Чуй Шатуо стал активным приверженцем и защитником буддизма и даосизма , инициировал строительство множества буддийских храмов. После Шатуо большинство этих храмов было снесено. [ 44 ]
Наследие
[ редактировать ]Чуюэ (處月) часто отождествляли с Чигил . [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] племя среднетюркоязычное , «противостоящее Руму », упомянутое караханидским ученым X века Махмудом аль-Кашгари ; [ 48 ] тем не менее, Этвуд (2010) сомневается в этой идентификации Чуюэ-Чигил и отмечает, что Чуюэ фонетически ближе к чунгыльским «костям» югуров . [ 49 ]
Племя Чуми (處密) можно отождествить с Чомюлом , другим племенем, противостоящим Руму и говорившим как на среднетюркском языке , так и на своем собственном «тарабарщине» (ар. رَطَانَة raṭāna ). [ 48 ] [ 50 ]
Чумукуны (處木昆) Гумилев отождествлял с кимеками (существовавшими в период 743-1050 гг. н. э.). [ 51 ] [ 52 ] Абу Саид Гардизи (ум. 1061) перечислил Кимекского каганата семь составляющих : Ими , Йемеки , татары , Баяндур , Кипчаки , Ланиказ и Айлад . Много позже и чумукуны, и кипчаки, возможно, внесли свой вклад в этногенез половцев . [ 53 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шюсслер, Аксель. 2007. Этимологический словарь древнекитайского языка . Издательство Гавайского университета. п. 586, 155
- ^ Книга Вэй . Том 102. «Государство Юэбан находится к северо-западу от Усуня, в 1930 милях от него. До него на севере жило племя хунну.» Государство Юэбан находится к северо-западу от Усуня. на расстоянии 10 930 ли от Дая . Раньше это было племя северных сюнну шаньюй».
- ^ Перейти обратно: а б Гумилев Л.Н., "Древние тюрки" , Москва, 'Наука', 1967, Гл.20 http://gumilevica.kulichki.net/OT/ot20.htm (на русском языке)
- ^ CP Atwood, Энциклопедия Монголии и Монгольской империи , стр.424
- ^ Озкан Изги, «Древние культуры Центральной Азии и связи с китайской цивилизацией» //Турки, Анкара, 2002, с. 98, ISBN 975-6782-56-0
- ^ Паулилло, Маурисио. «Белые татары: проблема обращения онгутов в Цзинцзяо и уйгурская связь» в книге « От реки Окс до китайских берегов: исследования восточно-сирийского христианства в Китае и Центральной Азии» (orientalia - patristica - oecumenica) под ред. Тан, Винклер. (2013) стр. 237-252.
- ^ Надпись Бильге-Кагана в Тюрик-Битиг
- ^ Zuev, Yu. A., Rannie tyurki: ocherki istorii i ideologii , Dajk-Press, Almaty, 2004, p. 27, 68-70 (in Russian)
- ^ Тишин, В.В. (2018). [«Кимяк и Тё-му-кун (处木昆): Заметки об идентификации» https://doi.org/10.17746/1563-0110.2018.46.3.107-113 ]. п. 108-109
- ^ Гумилев, Л. Тысячелетие вокруг Каспийского моря Гл. 49 . Литров, 2014. на русском языке.
- ^ Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964. с. 78-80, 93-94
- ^ Pulleyblank, EG «Согдийская колония во Внутренней Монголии» Тунг Пао , 2-я серия, Vol. 41, Ливр. 4/5 (1952), с. 326-327
- ^ Новая книга Тан . Том. 37
- ^ Морибе, Ю. «Согдийские турки и Шатуо в Дайбэе в периоды позднего Тан и пяти династий» New Journal Vol. 62, Выпуск 4. (2004). Страницы 660-6
- ^ Надпись Кюль Тегин в Тюрик Битиг
- ^ Намба Уолтер, М. «Согдийцы и буддизм». Китайско-платонический документ 174 (2006). п. 16
- ^ * Кызласов Л.Р. (1 января 1996 г.). «Северные кочевники». В Литвинский Б.А. (ред.). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг . н.э. ЮНЕСКО . стр. 310–320. ISBN 9231032119 .
- ^ Вэйшу , Том 102 «Их обычаи и речь такие же, как у Гаоче, и их люди такие же чистые, как борода. Обычай состоит в том, чтобы подстричь волосы до уровня бровей, нанести их с помощью Дайго, чтобы сделать это. блестящие, купайтесь и ополаскивайте три раза в день, а затем ешьте».
- ^ Яблонский, Л.Т. (1999). «Животноводы Древнего Хорезма». Вестник Российского гуманитарного фонда . Исс. 1–2. Институт археологии РАН: 198.
{{cite journal}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - ^ Е.А.Цветцинская "Комплексная оценка эволюции ландшафтов в дельте Присарикамыша Амударьи, 2001 г.
- ↑ Книга Вэй , том 102 «Преследуемый ханьским генералом Доу Сянем, Шаньюем Дуцзинвэйшанем на севере и Канджу на западе. Те, кто слишком слаб, чтобы идти , живут на севере Цюци», «Преследуемый ханьским генералом ». Колесница и кавалерия Доу Сянь , северный Чаньюй, пересек горы Цзиньвэй и бежал на запад, в Канджу . Те, [которые были] изможденными, слабыми и неспособными бежать, поселились к северу от Цюци ».
- ^ Перейти обратно: а б с Гумилев Л.Н., «Хунну в Китае» , Москва, «Наука», 1974, гл. 9, http://gumilevica.kulichki.com/HIC/hic09.htm (на русском языке)
- ^ Голден, Питер Б. Введение в историю тюркских народов (1992). п. 53, 142
- ^ Кубарев, Г.В. «Руническая надпись на Калбак-Таше II, Центральный Алтай, с привязкой к местонахождению племени аз» в журнале «Археология, этнология и антропология Евразии» 44/4 (2016). п. 97–98 из 92–101
- ^ Пракаш, Б. Политические и социальные движения в Древнем Пенджабе (1964), с. 96.
- ^ Гумилев Л. «Разрушенная тишина (961–1100)» . В поисках воображаемого королевства: Трилистник с высоты птичьего полета .
- ^ Зуев, Ю.А. (2002) Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии Дайк Пресс, Алматы. п. 153 (на русском языке)
- ^ Пилипчук, Я. «Турки и мусульмане: от противостояния к обращению в ислам (конец VII века – начало XI века)» в УДК 94(4):95(4). На украинском языке
- ^ Зуев, Ю. (2002). Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии . Алматы: Дайк-Пресс. стр. 152–153. (на русском языке)
- ^ Бартольд, Вильгельм (1935). лекций по истории тюрков Средней Азии Двенадцать . Немецкое общество исламских исследований. Берлин: Артур Коллиньон. п. 37. ОСЛК 2221089 .
- ^ Гумилев Л.Н., "История гуннского народа" , Москва, 'Наука', Гл.16, http://gumilevica.kulichki.net/HPH/hph16.htm (на русском языке)
- ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов. Отто Харрасовиц, Висбаден. п. 79
- ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 346–347.
- ^ Старая книга Тан . Том. 194
- ^ Тонгдиан том 199.
- ^ Бакот Дж. «Разведка в Верхней Северной Азии пяти уйгурских посланников в VIII веке» // JA, Vol. 254, № 2,. 1956, с.147, у Гумилева Л.Н., "Древние тюрки" , Москва, 'Наука', 1967, гл.27 http://gumilevica.kulichki.net/OT/ot27.htm (на русском языке)
- ^ Тонгдиан, Том 199.
- ^ Старая книга Тан, Том. 194
- ^ Добровитц, Михай (2014–2015). «О титулатуре западнотюркских вождей» . Archivum Eurasiae Archivi Aevii . 21 . Висбаден: Отто-Харасовиц Verlag.
- ^ Тишин, В.В. (2018). «Кимак и Чу-му-кун (处木昆): Заметки об идентификации»
- ^ Гумилев Л.Н., "Хунну в Китае" , Москва, 'Наука', 1974, Гл. 9 Примечание 26, http://gumilevica.kulichki.com/HIC/hic09.htm (на русском языке)
- ^ Гумилев Л.Н., "Древние тюрки" , Москва, 'Наука', 1967, Гл.7 http://gumilevica.kulichki.com/OT/ot07.htm (на русском языке)
- ^ Ю. Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии» , Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 145, ISBN 9985-4-4152-9
- ^ Озкан Изги, «Древние культуры Центральной Азии и связи с китайской цивилизацией» //Турки, Анкара, 2002, с. 100
- ^ Голден, ПБ (1992) Введение в историю тюркских народов в Turcologica (9). п. 199
- ^ Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 145, 250
- ^ Ли, JY (2018) «Некоторые замечания о тюркизации монголов в постмонгольской Центральной Азии и кипчакской степи» в Acta Orientalia 71 (2). п. 129 из 121–144
- ^ Перейти обратно: а б Махмуд аль-Кашгари. «Диван Лугат аль-Тюрк». Отредактировано и переведено Робертом Данкоффом в сотрудничестве с Джеймсом Келли. В источниках восточных языков и литературы . Часть I. (1982). п. 82-83
- ^ Этвуд, Кристофер П. (2010). «Понятие племени в средневековом Китае: Оуян Сю и династический миф Шатуп». Разное Азиатское: с. 602, н. 27 из 593–621.
- ^ Бейли, HW «Турки в хотанских текстах», в Журнале Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии , № 1 (январь 1939 г.), стр. 87.
- ^ Гумилев Л. Н. Древние тюрки , Москва, 'Наука', 1967, Гл. 27 (на русском языке)
- ^ Тишин, В.В. (2018). «Кимак и Чу-му-кун (处木昆): Заметки об идентификации»
- ^ Гумилев, Л. (2009) Поиски воображаемого царства: Легенда о царстве пресвитера Иоанна, гл. 14 (на английском языке; перевод REF Smith)