Jump to content

Юэбан

Юэбан
160–490
Историческая эпоха 1-е тысячелетие
• Учредил
160
• Упразднено
490
Сегодня часть Казахстан

Юэбань ( китайский : 悅般 ) ( среднекитайский : */jiuᴇt̚-pˠan/ < поздний ханьский китайский : */jyat-pɑn/ [ 1 ] ), в просторечии: «Слабые хунну » - это название, используемое китайскими историками для остатков северных хунну. [ 2 ] в Жетысу , ныне часть современного Казахстана . В китайской литературе их обычно называют Юэбань. Юэбани приобрели свою известность после распада государства Северных хунну, поскольку в отличие от основной массы северных хунну, вырвавшейся из китайской сферы знаний, юэбанские племена остались ближе к Китаю.

Юэбани возникли после распада конфедерации хунну . Около 480-х годов юэбани разделились на четыре чуйских племени: [ 3 ] Чуюэ (место луны), Чуми (место тайны), Чумукун (место деревянного куна) и Чубан (место половины).

Одна юэбанская ветвь, Чуюэ, позже смешавшаяся с Гектюрками , образовала Шатуо Западного Гектюркского каганата . [ 4 ] , потомок Юэбаня, Шатуо сыграл важную роль в династической истории Китая. В X веке оставшаяся ветвь шатуо племени чуй, возможно, присоединилась к монголоязычной татарской конфедерации на территории современной Монголии и стала известна как Онгуд или белые татары. [ 5 ] [ 6 ] ветвь татар.

Другое племя, происходящее от юэбаней, Чумукун, возможно, связано с конфедерацией Кимеков .

Личность и местоположение

[ редактировать ]

Юрий Зуев 悅般 Юэбан реконструировал основную форму как * Örpen ~ Ürpen , отождествляемую с топонимом Örpün, упомянутым в надписи Бильге-Хагана . [ 7 ] [ 8 ] Зуев также сравнивал * Örpen ~ Ürpen с префектурой 咽麫 Yànmiàn (предположительно от MC <* iet-mien <* ermen ~ örmen ?) в Иртыша верховьях в VII веке. Тем временем Владимир Тишин сравнил 咽麫 Яньмиан (< LMC * ʔjianˊ-mjianˋ < EMC * ʔɛn ЧАС - сосед ЧАС <* Эмэн ) к названиям чумукунского «города Ян» (咽城) и реки Емель . [ 9 ]

Гумилев далее отождествил Юэбана с Алты Чуб Согдаком «Согдийцами шести префектур ». [ 10 ] Между тем Сергей Кляшторный отождествил Алты Чуб Согдак с населенными согдийцами «Шестью варварскими префектурами» (六胡州 Лиухучжоу). [ 11 ] Лулу . , Ли Ли, Хань Хань (или Ше Ше), Сай Сай, И И и Ци Ци, основанные китайцами Тан в 679 году [ 12 ] из "сдавшихся турков", [ 13 ] «первоначально согдийский народ, коллективно подчинившийся восточным тюркам» [ 14 ] Позже Алты Чуб Согдак упоминается в надписи Куль-Тегин как враги Второго Тюркского каганата . [ 15 ] и они были завоеваны Бильге-каганом в 701 году. Шесть префектур также восстали против Тан, пока танская армия не разогнала их в 722 году. [ 16 ]

Язык и обычаи

[ редактировать ]

Согласно « Книге Вэй» , язык и обычаи юэбаней были такими же, как у гаоче , которые говорили на тюркском языке . Юэбани стригут волосы, равномерно подравнивают намазанные топленым маслом, высушенные на солнце блестящие брови и умываются перед едой три раза в день. [ 17 ] [ 18 ]

Жужаньский каганат и Юэбань
Азия в 400 году нашей эры с изображением Юэбанского ханства и его соседей.

Между 155 и 166 годами сяньбэй (* Särpi ) (гл. 鮮卑, Wade-Giles Hsien-pi, Hsien-pei), бывшее вассальное племя хунну , объединившееся под властью Таншихуая, провело серию кампаний против северных хунну , в конечном итоге разгромив их и вынудили бежать на запад, что положило начало серии миграций хунну (93 г. н.э. - около 380 г. н.э.) на запад, в южную Сибирь и Среднюю Азию. [ 19 ] [ 20 ]

Поражение положило конец известности хунну как крупной державы во внутренней Азии. Таншихуай изгнал хунну из Джунгарии за Тарбагатайские горы , а динглингов оттеснил за Саянские горы . Поражение стоило хунну их доходов от Шелкового пути в сельскохозяйственных зависимостях в Таримском бассейне («Западные территории», Сиюй или Синьцзянь в китайских анналах), вынудив их найти новые зависимости, и хунну снова раскололись.

Племена, известные как «Слабые хунну». [ 21 ] или Юэбани воспользовались уязвимостью соседнего Уара (народа, возможно, связанного с эфталитами и /или « аварами », которые позже вторглись в Восточную Европу) и завоевали Жетысу , где они основали княжество Юэбан. Позже часть уаров вернулась в Жетысу и в сотрудничестве с мукринами , сяньбэйским племенем, во II веке заняла склоны Тянь-Шаня, сохраняя некоторое время свою независимость как Западная сяньбэйская орда. [ 22 ]

Жетысу также населяли азы (проживавшие между Суябом и Узкентом ) и тухси . Ази . и Тухси иногда связывают с Асией [ а ] [ 23 ] [ 24 ] и Тухарас ; [ 25 ] Индоевропейские народы , завоевавшие Бактрию шестью столетиями ранее и образовавшие Кушанскую империю . По мнению персидского историка Гардизи , Ази и Тухси были остатками Тюргеша , [ 26 ] [ 27 ] вместе с Халаджем . [ 28 ] Караханидский лингвист Махмуд Кашгари описал Тухси как династическое племя тюркоязычных моноглотов . [ 29 ] Это может свидетельствовать о том, что у индоевропейских народов произошла языковая замена в форме « тюркификации ». были Альтернативно предлагалось, чтобы ази енисейскоязычными , поскольку Василий Бартольд отметил сходство между древнетюркским 𐰔 Аз и этнонимом Ассан народа, говорящего на вымершем енисейском коттском диалекте. [ 30 ]

В 448 году император Тайу Северной Вэй принял посланника Юэбаня для переговоров о войне с Жужанью . Если юэбани начнут оказывать на них давление с запада, жужани потеряют всякую свободу маневра. Хотя прямых сведений о войне в Джунгарии не существует, по ходу событий мира не наступило, и кочевая империя Жужань начала приходить в упадок. [ 22 ]

В конце V века юэбани подверглись нападению тиле , которые отделились от жужань в 487 году. Княжество Юэбань прекратило свое существование в 480-х годах и раскололось на четыре племени, известные как чуюэ, чуми, чумухун и чубан. [ 31 ] Господство врагов Юэбаня Тиле было недолгим: сначала эфталиты завоевали Тиле (495-496 гг.), а затем в 530-х гг. [ 32 ] и, наконец, в 551 году турки, как вассалы Журана, снова подавили восстание Тиле. [ 33 ]

Тем не менее, четыре отколовшихся племени по-прежнему оставались основными игроками в Первом Тюркском каганате . [ 22 ] После распада Первого каганата Чумукун входил в крыло Дуолу , тогда как Чубан входил как в Дуолу, так и в Нушиби крыло элиты Западно-Тюркского каганата Он Ок (Десять стрел). [ 34 ] [ 35 ] Значительно позже чуйуэская ветвь, смешавшись с остатками гёктюрков , образовала племя шатуо в Южной Джунгарии , к западу от озера Барколь . [ 3 ]

Тибетский географ VIII века упоминал чумухунов на Алтае и к югу от него как Ибилкур и связывал их с Кюлюг-Кюльчур. Это было единственное чуйское племя, которое в середине VIII века сохранило свою независимость, несмотря на то, что было зажато между карлуками и тюргешами. Их владения находились на западной стороне Тарбагатайского хребта. [ 36 ] Китайские летописцы перечислили Чумукун (處木昆), возглавляемый * Кюлюг чор ([屈]律啜 [Qu]lü chuo ), первым из пяти племен Дуолу, входящих в союз Он-Ок. [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]

Основываясь на реконструкции истории Юэбаня, Лев Гумилев выступил против широко распространенного в то время мнения, что жужане были синонимами « аваров » или «псевдоаваров» (которые напали на сабиров перед вторжением в Восточную Европу), поскольку жужане должны были иметь пройти через штат Юэбан для нападения на сабиров. [ 41 ]

Теизм, духи и магия

[ редактировать ]

Никакие записи не касаются религии юэбань, хотя китайские анналы описывают некоторые проявления религиозных обрядов и магии. Повествование о юэбанах рассказывает о колдунах, способных вызвать мороз и ливень. Во время войны с жужанами чубанские колдуны натравили на них снежную бурю, в результате чего жужане настолько обморозились, что им пришлось прекратить поход и отступить. Похожая легенда позже рассказана о евразийских волхвах-аварах в их войне с франками , и найманских волхвах против Чингис-хана . [ 42 ]

Потомки манихейского племени Чуюэ , Шатуо, позже основали китайское государство Хоу Тан (923-936) в Северном Китае и приняли китайскую фамилию Ли (李). В Шатуо преобладал культ Дракона. Позднее основатель Тан Ли Кейонг также происходил из племени Драконов. В летописях даже отмечается, что Шатуо совершали «старые службы по обычаю Севера» на Громовой горе, у Врат Дракона. [ 43 ] В Китае Чуй Шатуо стал активным приверженцем и защитником буддизма и даосизма , инициировал строительство множества буддийских храмов. После Шатуо большинство этих храмов было снесено. [ 44 ]

Наследие

[ редактировать ]

Чуюэ (處月) часто отождествляли с Чигил . [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] племя среднетюркоязычное , «противостоящее Руму », упомянутое караханидским ученым X века Махмудом аль-Кашгари ; [ 48 ] тем не менее, Этвуд (2010) сомневается в этой идентификации Чуюэ-Чигил и отмечает, что Чуюэ фонетически ближе к чунгыльским «костям» югуров . [ 49 ]

Племя Чуми (處密) можно отождествить с Чомюлом , другим племенем, противостоящим Руму и говорившим как на среднетюркском языке , так и на своем собственном «тарабарщине» (ар. رَطَانَة raṭāna ). [ 48 ] [ 50 ]

Чумукуны (處木昆) Гумилев отождествлял с кимеками (существовавшими в период 743-1050 гг. н. э.). [ 51 ] [ 52 ] Абу Саид Гардизи (ум. 1061) перечислил Кимекского каганата семь составляющих : Ими , Йемеки , татары , Баяндур , Кипчаки , Ланиказ и Айлад . Много позже и чумукуны, и кипчаки, возможно, внесли свой вклад в этногенез половцев . [ 53 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Чегелди (apud Golden 1992:53) сравнивает Тухси с названием Духс-Ас племени среди средневековых восточно-ираноязычных алан.
  1. ^ Шюсслер, Аксель. 2007. Этимологический словарь древнекитайского языка . Издательство Гавайского университета. п. 586, 155
  2. ^ Книга Вэй . Том 102. «Государство Юэбан находится к северо-западу от Усуня, в 1930 милях от него. До него на севере жило племя хунну.» Государство Юэбан находится к северо-западу от Усуня. на расстоянии 10 930 ли от Дая . Раньше это было племя северных сюнну шаньюй».
  3. ^ Перейти обратно: а б Гумилев Л.Н., "Древние тюрки" , Москва, 'Наука', 1967, Гл.20 http://gumilevica.kulichki.net/OT/ot20.htm (на русском языке)
  4. ^ CP Atwood, Энциклопедия Монголии и Монгольской империи , стр.424
  5. ^ Озкан Изги, «Древние культуры Центральной Азии и связи с китайской цивилизацией» //Турки, Анкара, 2002, с. 98, ISBN   975-6782-56-0
  6. ^ Паулилло, Маурисио. «Белые татары: проблема обращения онгутов в Цзинцзяо и уйгурская связь» в книге « От реки Окс до китайских берегов: исследования восточно-сирийского христианства в Китае и Центральной Азии» (orientalia - patristica - oecumenica) под ред. Тан, Винклер. (2013) стр. 237-252.
  7. ^ Надпись Бильге-Кагана в Тюрик-Битиг
  8. ^ Zuev, Yu. A., Rannie tyurki: ocherki istorii i ideologii , Dajk-Press, Almaty, 2004, p. 27, 68-70 (in Russian)
  9. ^ Тишин, В.В. (2018). [«Кимяк и Тё-му-кун (处木昆): Заметки об идентификации» https://doi.org/10.17746/1563-0110.2018.46.3.107-113 ]. п. 108-109
  10. ^ Гумилев, Л. Тысячелетие вокруг Каспийского моря Гл. 49 . Литров, 2014. на русском языке.
  11. ^ Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964. с. 78-80, 93-94
  12. ^ Pulleyblank, EG «Согдийская колония во Внутренней Монголии» Тунг Пао , 2-я серия, Vol. 41, Ливр. 4/5 (1952), с. 326-327
  13. ^ Новая книга Тан . Том. 37
  14. ^ Морибе, Ю. «Согдийские турки и Шатуо в Дайбэе в периоды позднего Тан и пяти династий» New Journal Vol. 62, Выпуск 4. (2004). Страницы 660-6
  15. ^ Надпись Кюль Тегин в Тюрик Битиг
  16. ^ Намба Уолтер, М. «Согдийцы и буддизм». Китайско-платонический документ 174 (2006). п. 16
  17. ^ * Кызласов Л.Р. (1 января 1996 г.). «Северные кочевники». В Литвинский Б.А. (ред.). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг . н.э. ЮНЕСКО . стр. 310–320. ISBN  9231032119 .
  18. ^ Вэйшу , Том 102 «Их обычаи и речь такие же, как у Гаоче, и их люди такие же чистые, как борода. Обычай состоит в том, чтобы подстричь волосы до уровня бровей, нанести их с помощью Дайго, чтобы сделать это. блестящие, купайтесь и ополаскивайте три раза в день, а затем ешьте».
  19. ^ Яблонский, Л.Т. (1999). «Животноводы Древнего Хорезма». Вестник Российского гуманитарного фонда . Исс. 1–2. Институт археологии РАН: 198. {{cite journal}}: |volume= есть дополнительный текст ( помощь )
  20. ^ Е.А.Цветцинская "Комплексная оценка эволюции ландшафтов в дельте Присарикамыша Амударьи, 2001 г.
  21. Книга Вэй , том 102 «Преследуемый ханьским генералом Доу Сянем, Шаньюем Дуцзинвэйшанем на севере и Канджу на западе. Те, кто слишком слаб, чтобы идти , живут на севере Цюци», «Преследуемый ханьским генералом ». Колесница и кавалерия Доу Сянь , северный Чаньюй, пересек горы Цзиньвэй и бежал на запад, в Канджу . Те, [которые были] изможденными, слабыми и неспособными бежать, поселились к северу от Цюци ».
  22. ^ Перейти обратно: а б с Гумилев Л.Н., «Хунну в Китае» , Москва, «Наука», 1974, гл. 9, http://gumilevica.kulichki.com/HIC/hic09.htm (на русском языке)
  23. ^ Голден, Питер Б. Введение в историю тюркских народов (1992). п. 53, 142
  24. ^ Кубарев, Г.В. «Руническая надпись на Калбак-Таше II, Центральный Алтай, с привязкой к местонахождению племени аз» в журнале «Археология, этнология и антропология Евразии» 44/4 (2016). п. 97–98 из 92–101
  25. ^ Пракаш, Б. Политические и социальные движения в Древнем Пенджабе (1964), с. 96.
  26. ^ Гумилев Л. «Разрушенная тишина (961–1100)» . В поисках воображаемого королевства: Трилистник с высоты птичьего полета .
  27. ^ Зуев, Ю.А. (2002) Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии Дайк Пресс, Алматы. п. 153 (на русском языке)
  28. ^ Пилипчук, Я. «Турки и мусульмане: от противостояния к обращению в ислам (конец VII века – начало XI века)» в УДК 94(4):95(4). На украинском языке
  29. ^ Зуев, Ю. (2002). Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии . Алматы: Дайк-Пресс. стр. 152–153. (на русском языке)
  30. ^ Бартольд, Вильгельм (1935). лекций по истории тюрков Средней Азии Двенадцать . Немецкое общество исламских исследований. Берлин: Артур Коллиньон. п. 37. ОСЛК   2221089 .
  31. ^ Гумилев Л.Н., "История гуннского народа" , Москва, 'Наука', Гл.16, http://gumilevica.kulichki.net/HPH/hph16.htm (на русском языке)
  32. ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов. Отто Харрасовиц, Висбаден. п. 79
  33. ^ Дуань, «Динлин, Гаоджу и Тиле», стр. 346–347.
  34. ^ Старая книга Тан . Том. 194
  35. ^ Тонгдиан том 199.
  36. ^ Бакот Дж. «Разведка в Верхней Северной Азии пяти уйгурских посланников в VIII веке» // JA, Vol. 254, № 2,. 1956, с.147, у Гумилева Л.Н., "Древние тюрки" , Москва, 'Наука', 1967, гл.27 http://gumilevica.kulichki.net/OT/ot27.htm (на русском языке)
  37. ^ Тонгдиан, Том 199.
  38. ^ Старая книга Тан, Том. 194
  39. ^ Добровитц, Михай (2014–2015). «О титулатуре западнотюркских вождей» . Archivum Eurasiae Archivi Aevii . 21 . Висбаден: Отто-Харасовиц Verlag.
  40. ^ Тишин, В.В. (2018). «Кимак и Чу-му-кун (处木昆): Заметки об идентификации»
  41. ^ Гумилев Л.Н., "Хунну в Китае" , Москва, 'Наука', 1974, Гл. 9 Примечание 26, http://gumilevica.kulichki.com/HIC/hic09.htm (на русском языке)
  42. ^ Гумилев Л.Н., "Древние тюрки" , Москва, 'Наука', 1967, Гл.7 http://gumilevica.kulichki.com/OT/ot07.htm (на русском языке)
  43. ^ Ю. Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии» , Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 145, ISBN   9985-4-4152-9
  44. ^ Озкан Изги, «Древние культуры Центральной Азии и связи с китайской цивилизацией» //Турки, Анкара, 2002, с. 100
  45. ^ Голден, ПБ (1992) Введение в историю тюркских народов в Turcologica (9). п. 199
  46. ^ Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 145, 250
  47. ^ Ли, JY (2018) «Некоторые замечания о тюркизации монголов в постмонгольской Центральной Азии и кипчакской степи» в Acta Orientalia 71 (2). п. 129 из 121–144
  48. ^ Перейти обратно: а б Махмуд аль-Кашгари. «Диван Лугат аль-Тюрк». Отредактировано и переведено Робертом Данкоффом в сотрудничестве с Джеймсом Келли. В источниках восточных языков и литературы . Часть I. (1982). п. 82-83
  49. ^ Этвуд, Кристофер П. (2010). «Понятие племени в средневековом Китае: Оуян Сю и династический миф Шатуп». Разное Азиатское: с. 602, н. 27 из 593–621.
  50. ^ Бейли, HW «Турки в хотанских текстах», в Журнале Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии , № 1 (январь 1939 г.), стр. 87.
  51. ^ Гумилев Л. Н. Древние тюрки , Москва, 'Наука', 1967, Гл. 27 (на русском языке)
  52. ^ Тишин, В.В. (2018). «Кимак и Чу-му-кун (处木昆): Заметки об идентификации»
  53. ^ Гумилев, Л. (2009) Поиски воображаемого царства: Легенда о царстве пресвитера Иоанна, гл. 14 (на английском языке; перевод REF Smith)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 69af9782fe34186c0a353e10ac5b1ef3__1719606360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/f3/69af9782fe34186c0a353e10ac5b1ef3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yueban - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)